Система регуляции состояния психического выгорания (на примере п

На правах рукописи

Молчанова Людмила Николаевна

СИСТЕМА РЕГУЛЯЦИИ

СОСТОЯНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ

(на примере представителей профессий помогающего типа)

Специальность 19.00.01 – Общая психология, психология личности,

история психологии

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора психологических наук

Москва − 2012

Работа выполнена на кафедре общей и клинической психологии ГБОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России.

Научный консультант:

НИКИШИНА Вера Борисовна

доктор психологических наук, профессор

Официальные

оппоненты:

МИТИНА Лариса Максимовна

доктор психологических наук, профессор,

Московский Психологический институт РАО,

заведующая лабораторией профессионального развития

ШНЕЙДЕР Лидия Бернгардовна

доктор психологических наук, профессор,

Московский психолого-социальный институт,

заведующая кафедрой педагогической психологии и методики преподавания факультета психологии

ЛУКЬЯНОВ Владимир Викторович,

доктор медицинских наук, профессор,

Курский государственный университет,

декан дефектологического факультета

Ведущая организация:

Белгородский государственный университет

Защита состоится 11 октября 2012 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 212.136.08 при Московском государственном гуманитарном университете им. М. А. Шолохова по адресу: 109240, г. Москва, улица Верхняя Радищевская, 16-18.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного гуманитарного университете им. М. А. Шолохова по адресу: 109240, г. Москва, улица Верхняя Радищевская, 16-18.

Автореферат разослан «__» сентября 2012 г.

Электронная версия автореферата отправлена на сайт ВАК Минобрнауки России «10» июля 2012 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат психологических наук, доцент И.А.Виноградова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. К числу первоочередных задач благополучного долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года относится сохранение и укрепление здоровья граждан страны в условиях оптимизации их профессиональной деятельности, что особенно актуализирует проблему психической регуляции не только поведения, но и психических состояний. Общая оценка исследовательского пространства психической регуляции свидетельствует о том, что научный интерес в основном сосредоточен на изучении проблемы регуляции поведения (Ю. Я. Голиков, А. Н. Костин, О. А. Конопкин, В. И. Моросанова, Г. С. Никифоров, Д. В. Четвериков, и др.). Проблема регуляции психических состояний (Е. М. Алексеева, Б. Л. Вяткин, Л. Г. Дикая, Е. П. Ильин, Н. И. Наенко, А. О. Прохоров, Н. Р. Салихова, В. Д. Шадриков) и взаимосвязей их со свойствами (М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, Л. В. Куликов, Ю. Б. Некрасова, А. О. Прохоров, В. Ф. Сопов, Е. Б. Цагарелли) является наименее разработанной, хотя в современных условиях достаточно актуальной для специалистов, испытывающих влияние эмоциогенных факторов профессиональной деятельности. Связано это с тем, что профессиональная деятельность может оказывать на личность не только продуктивное, развивающее влияние, но и деформирующее (В. В. Бойко, Л. М. Митина, Э. Э. Сыманюк, И. В. Тихонова, Т. В. Форманюк, и др.), продуцируя возникновение психических состояний (стресса, монотонии, утомления, выгорания, и др.), снижающих эффективность самой деятельности и меняющих систему личностных свойств. Поскольку все уровни системы деятельности человека взаимосвязаны, и изменения на любом из них затрагивают всю систему, то, осуществляя целенаправленную регуляцию процессов, возникающих и развивающихся на уровне психических состояний, можно оптимизировать состояние и всей системы в целом (А. О. Прохоров).

Впервые к проблеме психического выгорания как эмоционального утомления, вызванного взаимоотношениями между профессионалом и его клиентом, почти одновременно обратились в рамках клинико-психологического направления исследований американский психиатр Х. Фрейденбергер (1974), а в рамках социально-психологического − американский психолог К. Маслак (1976). К лицам, подверженным его влиянию, изначально относили социальных работников, врачей, юристов, педагогов. Психическое выгорание данных специалистов объяснялось специфическими условиями и содержанием так называемых помогающих профессий в системе «человек-человек»: интенсивностью, продолжительностью и сложностью межличностных контактов, разновозрастным контингентом клиентов, остротой их проблем, нерегламентированностью рабочего дня и т.д. (К. Коndo, C. Маslach, S. E. Jackson, и др.).

В настоящее время исследовательский интерес вызывает изучение феноменологии, структуры, генеза, социально-психологической и индивидуально-личностной детерминации психического выгорания (М. В. Борисова, А. Ю. Василенко, Н. Е. Водопьянова, С. В. Волканевский, М. А. Воробьева, К. А. Дубиницкая, И. В. Кочерга, В. В. Лукьянов, Т. Н. Мартынова, О. П. Бусовикова, В. Б. Никишина, Т. Ю. Овсянникова, В. Е. Орёл, и др.). Психическое выгорание является самостоятельным феноменом, трансформируется в свойства, отличается от сходных психофизиологических состояний, таких, как стресс, утомление, депрессия (Е. П. Ильин, В. Е. Орёл). Существует значительное количество объясняющих его природу научных подходов (В. В. Бойко, А. А. Рукавишников, В. Е. Орёл, М. Burish, D. V. Dierendonck, W. B. Shaufeli, H. J. Sixma, J. Edelwich, А. Brodsky, A. М. Pines, E. Aronson, C. Maslach, S. E. Jackson).

Психическое выгорание, согласно структурному подходу, понимается как состояние, включающее конкретные элементы (В. Е. Орёл, А. А. Рукавишников, D. V. Dierendonck, W. B. Shaufeli, H. J. Sixma, C. Maslach, S. E. Jackson, A. М. Pines, E. Aronson). Так, В. Е. Орёл (2005), А. А. Рукавишников, C. Маslach (1982) и др. понимают психическое выгорание как трёхмерный конструкт, состоящий из эмоционального истощения, деперсонализации и редукции личных достижений, возникающих у специалистов, работающих с людьми.

В рамках процессуального подхода психическое выгорание рассматривается как процесс с последовательной сменой стадий, протекающий в ходе профессионального развития человека и имеющий длительный характер, затрагивающий все уровни психических и психофизиологических проявлений (В. В. Бойко, М. Burish, С. Cherniss, L. Hallsten, J. Edelwich, А. Brodsky, А. Shirom).

К социально-психологическим и индивидуально-личностным детерминантам состояния психического выгорания относят стратегии преодоления фрустрирующих ситуаций, самооценку, интровертированность, высокий уровень демонстративности, эмотивности, тревожности, эмпатии, высокую нормативность поведения, неблагоприятную атмосферу в коллективе, плохо налаженную структуру рабочего процесса, негативную систему представлений о людях, приоритет дифицитарных ценностей (материальный достаток, статус, власть, отсутствие обязанностей), ригидность, внешнюю профессиональную мотивацию в сочетании с эгоизмом, высокостатусную позицию в структуре неформальных межличностных отношений, низкие адаптационные возможности и т.д. (М. А. Воробьева, К. А. Дубиницкая, К. Ю. Жеглова, И. В. Малышев, В. Е. Орёл, и др.). При этом подчеркивается, что степень выраженности состояния психического выгорания зависит от структурной организации индивидуально-личностных и социально-психологических детерминант (М. В. Борисова, А. Ю. Василенко, С. В. Волканевский, К. Ю. Жеглова, В. Е. Орёл, и др.).

Несмотря на стабильно возрастающий интерес к проблеме психического выгорания, структурный и процессуальный подходы не позволяют составить единого представления о психологических механизмах его регуляции.

В настоящее время активно исследуются взаимосвязи состояния психического выгорания с рефлексией, особенностями ценностно-смысловой сферы, мотивации, стилями межличностных отношений и саморегуляции (А. Ю. Василенко, С. В. Волканевский, А. Н. Густелёва, И. А. Курапова, И. В. Малышев, Н. В. Мушастая, Е. Г. Ожогова, Т. В. Редина, Т. А. Ушакова, A M. Pines, A M. Pines, E. Aronson, и др.). Однако внешние и внутренние психологические механизмы регуляции состояния психического выгорания остаются вне рамок рассмотрения.

Таким образом, анализ степени разработанности проблемы по теме исследования позволил установить ряд противоречий между:

преимущественной изученностью проблемы регуляции поведения и недостаточной проработанностью проблемы регуляции психических состояний, особенно малой изученностью их взаимосвязей с психическими свойствами;

широкой вариативностью подходов к изучению проблемы психического выгорания и отсутствием единой концепции понимания его психологических механизмов регуляции;

актуальностью, востребованностью практических разработок по профилактике и коррекции состояния психического выгорания и отсутствием универсальной для всех представителей профессий помогающего типа продуктивной модели его регуляции.

Разрешение указанных противоречий и общепсихологический смысл настоящего исследования предполагает, во-первых, исследование его функциональной природы в аспекте структурно-динамических изменений, что позволяет квалифицировать данный феномен как психическое состояние, трансформирующееся в свойства; во-вторых, исследование системы внешних и внутренних факторов, обеспечивающих структурно-динамические изменения состояния психического выгорания; в-третьих, в интеграции исследовательских результатов, полученных на большой выборке представителей помогающего типа профессий, и позволяющих разработать универсальную модель его регуляции и эффективную программу психопрофилактики.

Цель исследования: выявить психологические механизмы регуляции (стадии: возникновение, реализация и трансформация) состояния психического выгорания у представителей профессий помогающего типа в аспекте внутрипрофессиональной дифференциации и разработать программу психопрофилактики состояния психического выгорания

Объект исследования: состояние психического выгорания у представителей профессий помогающего типа.

Предмет исследования: система регуляции состояния психического выгорания у представителей профессий помогающего типа.

Общая гипотеза исследования.

Система регуляции состояния психического выгорания у представителей профессий помогающего типа реализуется в тенденциях и закономерностях его структурно-динамических изменений, которые обеспечиваются психологическими механизмами его возникновения и трансформации в свойства саморегуляции.

Частные гипотезы исследования:

1. У всех представителей профессий помогающего типа (медицинских, педагогических, социальных работников, представителей экстремальных профессий) в аспекте межпрофессиональной дифференциации, независимо от специфики условий и содержания их профессиональной деятельности, наблюдается общность тенденций и закономерностей структурно-динамических изменений состояния психического выгорания в его различных фазах.

2. Общность тенденций и закономерностей структурно-динамических изменений состояния психического выгорания в процессе его трансформации в свойства саморегуляции (безответственность и неорганизованность) в фазе «истощение» у всех представителей профессий помогающего типа (медицинских, педагогических, социальных работников, представителей экстремальных профессий) в аспекте как меж-, так и внутрипрофессиональной дифференциации обеспечивается профилем помогающей деятельности. Длительность профессиональной деятельности специфицирует процесс трансформации состояния психического выгорания в фазах «напряжение» и «резистенция», определяя гетерохронный характер возникновения его структурных элементов.

3. Тенденции и закономерности структурно-динамических изменений состояния психического выгорания в каждой его фазе и трансформация в свойства саморегуляции (безответственность и неорганизованность) в фазе «истощение» у всех представителей профессий помогающего типа (медицинских, педагогических, социальных работников) обеспечиваются индукцией системы внешних (социально-психологических) и внутренних (индивидуально-личностных) факторов.

4. Полная индукция системы внутренних (индивидуально-личностных) факторов как интернальных психологических механизмов регуляции (стадии: возникновение, реализация и трансформация) состояния психического выгорания реализуется в закономерностях его структурно-динамических изменений. А неполная индукция внешних (социально-психологических) факторов как экстернальных психологических механизмов регуляции состояния психического выгорания опосредованно, через интернальные психологические механизмы, обеспечивает во всех его фазах лишь тенденции, направляя и ограничивая его структурно-динамические изменения.

5. Регуляция состояния психического выгорания всех представителей профессий помогающего типа осуществляется путем активизации психологических механизмов его возникновения и трансформации, обеспечивающих общие и специфические закономерности структурно-динамических изменений. Эффективность регуляции достигается при условии, что общие закономерности структурно-динамических изменений состояния психического выгорания выступают в роли системобразующего фактора.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой определены следующие задачи исследования:

Моделирование системы регуляции состояния психического выгорания у представителей профессий помогающего типа.

Структурно-процессуальный анализ трансформации состояния психического выгорания у представителей профессий помогающего типа в аспекте межпрофессиональной дифференциации.

Выявление общих и специфических закономерностей трансформации состояния психического выгорания в аспекте внутрипрофессиональной дифференциации.

Исследование общих и специфических закономерностей экстернальных психологических механизмов регуляции состояния психического выгорания в аспекте внутрипрофессиональной дифференциации.

Исследование общих и специфических закономерностей интернальных психологических механизмов регуляции состояния психического выгорания в аспекте внутрипрофессиональной дифференциации.

Разработка и внедрение программы психопрофилактики состояния психического выгорания у представителей профессий помогающего типа.

Теоретико-методологической основой исследования явились:

общепсихологические методологические принципы (детерминизма, взаимодействия и развития, единства сознания и деятельности) (А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, Я. А. Пономарев, С. Л. Рубинштейн);

теоретические концепции психических состояний (М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, Н. Д. Левитов, Ю. Б. Некрасова, К. К. Платонов, А. О. Прохоров);

положения субъектно-деятельностного подхода (А. С. Огнев) и системного личностно-развивающего подхода к изучению психологических основ профессиональной жизнедеятельности человека (Л. М. Митина);

положения концепций профессионального развития личности (Д. Н. Завалишина, Л. М. Митина);

положения теории смысловой регуляции психических состояний (А. О. Прохоров) и психологической теории рефлексивной регуляции деятельности (А. В. Карпов);

концепция интегральных психических процессов (А. В. Карпов);

структурно-процессуальный подход к изучению феномена психического выгорания (В. Б. Никишина, В. Е. Орёл, А. А. Рукавишников, C. Maslach).

Методы исследования.

Теоретические: теоретический анализ научной литературы по философии, психологии, социологии и другим смежным областям исследуемой проблематики, обобщение, анализ, синтез, системное моделирование.

Организация исследования осуществлялась с использованием метода поперечных срезов.

Основную часть исследования составили эмпирические методы: клиническая беседа, анализ документов, психодиагностические методики: «Диагностика уровня эмоционального выгорания» (В. В. Бойко); тест-опросник «Психического выгорания» (А. А. Рукавишников); опросник психического выгорания (В. Е. Орёл); опросник на выгорание MBI (С. Maslach, S. E. Jackson), «Диагностика межличностных отношений» (Л. Н. Собчик); «Диагностика индивидуально-типологических свойств» (Л. Н. Собчик); методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (адаптация Н. В. Гришиной); «Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе» (О. С. Михалюк и А. Ю. Шалыто); опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В. И. Моросанова), тест-опросник «Методика Шварца для изучения ценностей личности» (В. Н. Карандашев); «Когнитивная ориентация (локус контроля)» (Дж. Роттер); тест смысложизненных ориентаций (Д. А. Леонтьев), методика определения уровня рефлексивности (А. В. Карпов, В. В. Пономарёва), 16-факторный личностный опросник Р. Кэттелла.

В группу методов количественной и качественной оценки данных вошли методы сравнительной и многомерной статистики. Статистическая обработка результатов осуществлялась с использованием программного обеспечения («Statistica 6.0»).

Эмпирическая база исследования.

Объем общей выборки исследования составил 1100 человек из числа представителей профессий помогающего типа: 234 медицинских, 358 педагогических, 207 социальных работников, 115 сотрудников правоохранительных органов, 90 спасателей МЧС, 96 врачей, принявших участие в формирующем эксперименте. Группы испытуемых уравнивались по гендерным и возрастным характеристикам. Градация выборок осуществлялась в соответствии с этапами профессионализации (до 5 лет, от 5 до 10 лет и свыше 10 лет (Д. Н. Завалишина)), уровнем образования, квалификации, профилем учреждения.

Исследование проводилось на базах медицинских учреждений г. Курска и Курской области, дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных школ, высших учебных заведений (КГУ, КИСО (филиал) РГСУ, КГМУ) г. Курска, Комитета социальной защиты, центров социального обслуживания г. Курска, подразделений специального назначения Управления внутренних дел г. Курска, подразделений МЧС г. Курска и Курской области. Выделение профессиональных групп осуществлялось с учетом меж- и внутрипрофессиональной дифференциации.

Внешняя профессиональная дифференциация представителей профессий помогающего типа определила профессиональные группы медицинских, педагогических, социальных работников, сотрудников правоохранительных органов и подразделений МЧС. Внутренняя профессиональная дифференциация представителей профессий помогающего типа выделила профессиональные группы, состоящих из врачей и среднего медицинского персонала, а также врачей по профилю деятельности, фельдшеров и медсестер, педагогов дошкольных, школьных общеобразовательных и высших учебных заведений, специалистов социальной работы и социальных работников, сотрудников правоохранительных органов, пожарных и командиров отделений пожарных служб.

Работа велась в течение 2006-2012 годов и включала в себя следующие этапы.

1-ый этап (2006): теоретико-методологический – обзор и анализ научных источников по изучению проблемы психического выгорания, разработка модели системы регуляции состояния психического выгорания, выдвижение гипотез, постановка цели и задач, подбор методов исследования.

2-ой этап (2007-2008): интерпретационно-эмпирический – выявление общих и специфических закономерностей реализации структурно-процессуального подхода в изучении системы регуляции состояния психического выгорания у представителей профессий помогающего типа в аспекте меж- и внутрипрофессиональной дифференциации; изучение содержательно-структурных и динамических характеристик психологических механизмов состояния психического выгорания у представителей профессий помогающего типа в аспекте внутрипрофессиональной дифференциации. Обработка, обобщение и теоретическое осмысление эмпирических данных, их анализ и интерпретация, систематизация результатов.

3-ий этап (2009-2010): коррекционно-реабилитационный – разработка и внедрение программы психопрофилактики состояния психического выгорания у представителей профессий помогающего типа, оценка её эффективности.

4-ий этап (2011-2012): заключительный – описание хода и результатов всего исследования в тексте диссертации и автореферате.

Надежность и достоверность полученных результатов и выводов диссертационного исследования обусловлены: методологической обоснованностью и непротиворечивостью теоретических положений, достаточным объемом выборки измеряемых показателей, применением методов сравнительной математической статистики (описательной, корреляционного, кластерного, множественного регрессионного, структурного и сравнительного анализа), содержательным анализом выявленных фактов и закономерностей, а также взаимопроверкой результатов, получаемых по разным методикам.

Научная новизна исследования.

Впервые доказано, что психологические механизмы регуляции (стадии: возникновение, реализация и трансформация) состояния психического выгорания реализуются в процессах генерализации влияния системы внешних (социально-психологических) и внутренних (индивидуально-личностных) факторов, которые обеспечивают тенденции и закономерности его структурно-динамических изменений в процессе трансформации в новые психические явления – свойства саморегуляции (безответственность и неорганизованность) в фазе «истощение».

Трансформация состояния психического выгорания в свойства саморегуляции понимается как закономерный, профессионально-деятельностно обусловленный процесс его структурно-динамических изменений в различных фазах, характеризующийся в фазе «истощение» за счет взаимодействия структурных элементов между собой и с психическими свойствами, реализующегося в процессах интеграции и дифференциации, переходом в качественно новое психическое явление – свойства саморегуляции (безответственность и неорганизованность).

Впервые установлено, что процесс трансформации состояния психического выгорания в фазе «истощение» характеризуется общими для всех представителей профессий помогающего типа (медицинских, педагогических, социальных работников, представителей экстремальных профессий), независимо от специфики условий и содержания их профессиональной деятельности, закономерностями. Длительность профессиональной деятельности специфицирует процесс трансформации состояния психического выгорания, обеспечивая гетерохронный характер его структурно-динамических изменений в фазах «напряжение» и «резистенция».

Впервые выявлено, что тенденции структурно-динамических изменений состояния психического выгорания в процессе его трансформации обеспечиваются неполной индукцией системы внешних (социально-психологических) факторов как экстернальных (стилей межличностных отношений) психологические механизмов его регуляции (стадии: возникновение, реализация и трансформация).

Впервые выявлено, что закономерности структурно-динамических изменений состояния психического выгорания в процессе его трансформации обеспечиваются полной индукцией системы внутренних (индивидуально-личностных) факторов как интернальных (стилей саморегуляции, рефлексивно-смысловых и ценностно-мотивационных) психологических механизмов его регуляции (стадии: возникновение, реализация и трансформация).

Выявленные тенденции и закономерности структурно-динамических изменений состояния психического выгорания в процессе его трансформации в свойства саморегуляции, характерные для медицинских, педагогических, социальных работников, представителей экстремальных профессий, являются основанием в разработке универсальной модели регуляции и программы психопрофилактики. Психопрофилактика состояния психического выгорания у представителей профессий помогающего типа осуществляется эффективнее при условии, что системообразующим фактором системы регуляции выступают общие закономерности структурно-динамических изменений.

Теоретическая значимость исследования.

Определена и обоснована система регуляции состояния психического выгорания представителей профессий помогающего типа как система экстернальных (внешних) и интернальных (внутренних) психологических механизмов. Дополнено содержание структурно-процессуального подхода к изучению регуляции состояния психического выгорания у представителей профессий помогающего типа, согласно которому трансформация состояния психического выгорания в свойства саморегуляции (безответственность и неорганизованность) в фазе «истощение» осуществляется за счет активизации его психологических механизмов.

Выявлены и обоснованы закономерности структурно-динамических изменений состояния психического выгорания, типизирующие процесс его трансформации в свойства саморегуляции (безответственность и неорганизованность) у всех представителей профессий помогающего типа (медицинских, педагогических, социальных работников, представителей экстремальных профессий), независимо от их меж- и внутрипрофессиональных различий.

Расширены теоретические представления о типичности и специфичности трансформации состояния психического выгорания в свойства саморегуляции (безответственность и неорганизованность) у всех представителей профессий помогающего типа, согласно которым типичность обеспечивается профилем помогающей деятельности, а специфичность – её длительностью.

Выявлены и описаны экстернальные и интернальные психологические механизмы возникновения и трансформации состояния психического выгорания. Стили межличностных отношений как система внешних факторов состояния психического выгорания реализуются в неполной индукции, распространяя свое действие как во всех его фазах, являясь экстернальными психологическими механизмами трансформации, так и в отдельных фазах, выступая экстернальными психологическими механизмами возникновения. Стили саморегуляции, рефлексивно-смысловые и ценностно-мотивационные особенности, как система внутренних факторов состояния психического выгорания, реализуются в полной индукции, распространяя свое действие как во всех его фазах, являясь интернальными психологическими механизмами его трансформации, так и в отдельных фазах, выступая интернальными психологическими механизмами возникновения.

Обоснована роль экстернальных и интернальных психологических механизмов в регуляции (стадии: возникновение, реализация и трансформация) состояния психического выгорания. Полная индукция интернальных психологических механизмов реализуется в закономерностях структурно-динамических изменений состояния психического выгорания в процессе трансформации в свойства саморегуляции в фазе «истощение». Неполная индукция экстернальных психологических механизмов обеспечивает во всех фазах состояния психического выгорания лишь тенденции его структурно-динамических изменений.

Предложен и обоснован подход к разработке программы психопрофилактики состояния психического выгорания представителей профессий помогающего типа, согласно которому учет в системе регуляции общих закономерностей структурно-динамических изменений состояния психического выгорания в качестве системообразующего фактора обеспечивает эффективные результаты.

Практическая значимость исследования.

Результаты диссертационного исследования послужили основой для:

разработки и реализации программы психопрофилактики состояния психического выгорания у представителей профессий помогающего типа;

разработки учебно-методического комплекса по дисциплине «Коррекция эмоционального выгорания у специалистов социальной работы», включающего программу учебной дисциплины, учебное пособие, лекции, учебно-методические рекомендации для преподавателей, учебно-методические рекомендации для самоподготовки студентов, методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе студентов;

совершенствования преподавания курсов повышения квалификации для специалистов социальной работы, для реализации дифференцированного подхода к содержанию программы профилактических и коррекционных мероприятий в работе со специалистами широкого спектра помогающих профессий, подверженными состоянию психического выгорания.

Положения, выносимые на защиту.

В системе регуляции состояния психического выгорания представителей профессий помогающего типа его психологические механизмы, генерализируя влияние системы внешних (социально-психологических) и внутренних (индивидуально-личностных) факторов, обеспечивают трансформацию в новые психические явления – свойства саморегуляции (безответственность и неорганизованность).

Трансформация состояния психического выгорания представителей профессий помогающего типа (медицинских, педагогических, социальных работников, представителей экстремальных профессий) в свойства саморегуляции (безответственность и неорганизованность) реализуется в общих тенденциях и закономерностях его структурно-динамических изменений в фазе «истощение»: в усилении уровня выраженности структурного элемента «психоэмоциональное истощение» («эмоциональное истощение») состояния психического выгорания, тесноты и интегрированности взаимосвязей структурных элементов «психоэмоциональное истощение» («эмоциональное истощение») и «деперсонализация» («личностное отдаление»), интегрированности взаимосвязей всех структурных элементов между собой и со свойствами саморегуляции, а также во влиянии состояния психического выгорания на свойства саморегуляции (безответственность и неорганизованность).

Общие тенденции и закономерности структурно-динамических изменений состояния психического выгорания в фазе «истощение» у всех представителей профессий помогающего типа (медицинских, педагогических, социальных работников, представителей экстремальных профессий), независимо от их меж- и внутрипрофессиональных различий, характеризуют типичность трансформации в свойства саморегуляции и обеспечиваются условиями и содержанием (профилем) профессиональной деятельности. Своеобразие трансформации состояния психического выгорания, проявляющееся в гетерохронности структурно-динамических изменений в фазах «напряжение» и «резистенция», обеспечивается длительностью профессиональной деятельности.

Типичность трансформации состояния психического выгорания у всех представителей профессий помогающего типа (медицинских, педагогических, социальных работников) в свойства саморегуляции (безответственность и неорганизованность) в фазе «истощение» обеспечивается индукцией системы внешних (социально-психологических) и внутренних (индивидуально-личностных) факторов как системы экстренальных и интернальных психологических механизмов. Ведущая роль в регуляции (стадии: возникновение, реализация и трансформация) состояния психического выгорания принадлежит интернальным психологическим механизмам, полная индукция которых реализуется в закономерностях его структурно-динамических изменений. Неполная индукция экстернальных психологических механизмов регуляции (стадии: возникновение, реализация и трансформация) состояния психического выгорания опосредованно, через интернальные психологические механизмы, обеспечивает во всех фазах лишь тенденции, направляя и ограничивая его структурно-динамические изменения.

Содержательно-структурные и динамические характеристики интернальных психологических механизмов регуляции (стадии: возникновение, реализация и трансформация) состояния психического выгорания представителей профессий помогающего типа детерминируются условиями и содержанием профессиональной деятельности, её длительностью и экстернальными психологическими механизмами.

Эффективная психопрофилактика состояния психического выгорания представителей профессий помогающего типа обеспечивается психологическими механизмами его регуляции при условии, что её системообразующим фактором являются общие закономерности структурно-динамических изменений состояния психического выгорания.

Основные результаты и выводы диссертационного исследования обсуждалась в 2007-2012 годах на заседаниях проблемной комиссии «Клинико-психологические и социальные аспекты здоровья», представлены в выступлениях и материалах Международной научно-практической конференции «Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике)» (г. Курск, КГУ, 1-3 октября, 2007), 73-й, 74-й, 75-й, 76-й научных конференций КГМУ и сессий Центрально-Черноземного научного центра РАМН «Университетская наука: Теория, практика, инновации» (г. Курск, КГМУ, февраль 2007-2011 гг.), 5-ой Всероссийской научно-практической конференции «Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты адаптации и социализации человека» (г. Волгоград, 18-21 февраля 2008 года), III Всероссийской научно-практической конференции «Человек в трудной жизненной ситуации» (г. Курск, КИСО (филиал) РГСУ, 16-17 апреля 2009 года), симпозиума «Молодежная политика: состояние и перспективы инновационного развития в условиях экономической нестабильности» (г. Курск, КГМУ, 26 мая 2009 года), Международной научно-практической конференции «Особенности формирования здорового образа жизни: факторы и условия» (г. Улан-Удэ, 15-17 июня 2009 года), Международной научно-практической конференции «Теоретические и прикладные проблемы современной науки и образования» (г. Курск, КИСО (филиал) РГСУ, 8-9 апреля 2010 года), Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Человек в социокультурном пространстве современности» (г. Курск, КИСО (филиал) РГСУ, 15 апреля 2010 года), Всероссийской научно-практической конференции «Психологическое сопровождения лечебного процесса» (г. Курск, КГМУ, 14 мая 2010 года), Международной научно-практической конференции «Развитие профессиональной субъектности представителей социономических и социотехнических профессий в условиях современного общества» (г. Курск, 9-10 ноября 2010 года), Международной научно-практической конференции «Теоретические и прикладные проблемы современной науки и образования» (г. Курск, КИСО (филиал) РГСУ, 31 марта-1 апреля 2011 года), Международной научно-практической конференции «Семья в системе социальной работы» (г. Курск, КГМУ, 12-13 мая 2011 года), Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход» (г. Курск, КГМУ, 24-25 ноября 2011 года), Международной научно-практической конференции «Теоретические и прикладные проблемы современной науки и образования» (г. Курск, КИСО (филиал) РГСУ, 29 марта- 30 марта 2012 года), Международной научно-практической конференции «Аддикция в современном научном пространстве» (г. Курск, КГМУ, 12-13 апреля 2012 года).

Внедрение результатов исследования осуществлялось автором в работе курсов повышения квалификации специалистов социальной работы и социальных работников учреждений социальной защиты Курской области, легли в основу учебного пособия для работников системы социального обслуживания и социальной защиты «Психопрофилактика состояния выгорания специалистов социальной работы и социальных работников», представлены в монографиях «Состояние «выгорания»: детерминация, феноменология, генезис, измерение» (г. Курск, 2007), «Профессионально-личностные деформации врачей: феноменология, генезис, детерминация, измерение» (г. Москва, 2010), «Ценностно-смысловая регуляция состояния психического выгорания у представителей профессий «помогающего» типа в аспекте внутрипрофессиональной дифференциации» (г. Курск, КГМУ, 2011), «Психологические механизмы регуляции состояния психического выгорания медицинских работников» (г. Курск, КГМУ, 2012), а также внедрены в учебный процесс факультета социальной работы Курского государственного медицинского университета и используются в курсе «Коррекция эмоционального выгорания у специалистов социальной работы».

Основное содержание работы отражено в 49 публикациях, 14 из которых в журналах, зарегистрированных ВАК.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, списка использованной литературы, заключения и приложений, изложенных на 404 страницах.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, методологические основания и методы исследования, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость, указываются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Система регуляции состояния психического выгорания у представителей профессий помогающего типа» представлены: обзор исследований состояния психического выгорания и обоснование структурно-процессуального подхода к его исследованию; анализ влияния внешних и внутренних факторов на состояние психического выгорания; моделирование системы регуляции состояния психического выгорания у представителей профессий помогающего типа, выводы.

Первый параграф «Состояние психического выгорания: структурно-процессуальный подход» посвящен теоретическому обзору основных подходов в изучении феномена психического выгорания в зарубежной и отечественной психологии и обоснованию структурно-процессуального подхода к его исследованию.

В отечественной психологии проблема категориальной определенности психического состояния является недостаточно разработанной и характеризуется многообразием его дефиниций (П. К. Анохин, М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, Е. П. Ильин, Н. Д. Левитов, Ю. Б. Некрасова, А. В. Петровский, А. О. Прохоров, В. К. Сафонов, В. Ф. Сопов, Ю. Е. Сосновникова, С. Л. Рубинштейн, В. И. Чирков).

В зону исследовательского внимания по-прежнему попадает проблема динамики психических состояний, их взаимосвязей с психическими свойствами. Анализ степени её разработанности свидетельствует о том, что на сегодняшний день имеются доказательства влияния психических свойств на формирование психических состояний (Н. Д. Левитов, А. О. Прохоров, Е. Б. Цагарелли). Мало исследованными остаются аспекты влияния психических состояний на психические свойства (А. О. Прохоров), трансформация одних состояний в другие (А. О. Прохоров, В. Ф. Сопов), трансформация психических состояний в личностные свойства, черты (М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, Ю. Б. Некрасова, А. О. Прохоров).

Обобщение результатов исследований динамики психических состояний, их взаимоотношений с психическими свойствами позволяет сделать вывод о том, что под воздействием условий и содержания профессиональной деятельности у человека возникают относительно статичные психические (психофизиологические) состояния, которые могут переходить в устойчивые личностные свойства, черты (М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, Ю. Б. Некрасова, А. О. Прохоров), способствуя формированию профессионально-личностных деформаций. Так, деформация профессионального общения выражается в сужении его круга, психологической несовместимости и конфликтности (Л. Г. Дикая, Г. С. Никифоров). Наличие общих оснований у профессиональных деформаций личности и психического выгорания (С. Е. Борисова, Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова, Д. А. Волков, О. С. Поршнева) позволяет его рассматривать в контексте профессиональных деформаций.

Феномен психического выгорания изучался в современной психологии около 40 лет (с 1974 года). За это время он изменил свое метафорическое значение, и сложилось научное представление, согласно которому психическое выгорание представляет собой состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы и включающее в себя три составляющих: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений (Н. Е. Водопьянова, В. Е. Орёл, А. А. Рукавишников, C. Mаslach).

Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Оно проявляется в снижении эмоционального тонуса, утрате интереса ко всему окружающему или в эмоциональном перенасыщении, в агрессивных реакциях, вспышках гнева, появлении симптомов депрессии и рассматривается как основная составляющая психического выгорания. Деперсонализация раскрывается через циничное отношение к труду и объектам своего труда. Это развитие негативных, черствых, безразличных установок по отношению к людям. Она проявляется в обесцененном отношении к другим людям: повышении зависимости от других или, напротив, циничности установок и чувств по отношению к реципиентам (пациентам, подчиненным, ученикам). Редукция личных достижений может проявляться либо в тенденции негативно оценивать себя, занижать свои профессиональные достижения и успехи, негативизме по отношению к своим служебным достоинствам и возможностям, либо в преуменьшении собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим.

Сравнительный анализ моделей психического выгорания, предложенных с позиций структурного подхода отечественными и зарубежными исследователями, позволяет рассматривать его как состояние, имеющее свою структуру и содержание, возникающее в результате воздействия внешних и внутренних факторов. Кроме того, соотносимость структуры психических состояний по мотивационному (редукция личных достижений), оценочному (деперсонализация) и активационно-эмоциональному (эмоциональное истощение) компонентам со структурой психического выгорания свидетельствует о его принадлежности к группе психических состояний (В. Е. Орёл, А. А. Рукавишников, C. Маslach, S. E. Jackson), точнее — к группе профессионально-деятельностных или функциональных состояний (стресса, утомления, монотонии) (В. Г. Асеев, Н. Д. Левитов, В. Б. Никишина, C. Маslach, A. Shirom). Сравнительный анализ состояния психического выгорания с другими профессионально-деятельностными (функциональными) состояниями (стрессом, утомлением, монотонией), позволил отметить как общие, так и специфические особенности. Перечень сходных особенностей составляют: снижение работоспособности и производительности труда, стадиальность течения, психофизиологические предпосылки и социально-деятельностные контексты. Отличительными особенностями состояния психического выгорания, как самостоятельного феномена, являются более выраженный необратимый характер, взаимосвязь с генерализованными переживаниями, неудовлетворенность, профессионально — деятельностная детерминированность субъект — субъектным типом отношений (Н. Б. Никишина, Т. А. Ушакова).

Состояние психического выгорания представляет собой динамичную структуру. Его генез характеризуется этапностью. Каждый этап (фаза) имеет свою специфику состояния. Исходя из того, что, во-первых, динамические особенности взаимодействия психических процессов и состояний проявляются в интеграции, дифференциации, дезинтеграции (А. О. Прохоров), во-вторых, структурный подход не включает в себя аспект генеза состояния психического выгорания, а процессуальный не реализует идею структурности, мы пришли к заключению о необходимости интеграции данных подходов для обоснования системы регуляции изучаемого состояния и его структурно-процессуальной природы, для обеспечения возможности исследования не только его феноменологических конструктов, но и тенденций и закономерностей структурно-динамических изменений в каждой фазе в процессе трансформации в другие психические явления – психические свойства. Согласно этому подходу состояние психического выгорания в различных фазах («напряжение», «резистенция», «истощение») изменяет характер взаимосвязей своих структурных элементов, реализуя функции дифференциации и интеграции. Опираясь на результаты исследований А. О. Прохорова (1994, 1996, 1998) и др. о существовании взаимосвязей между психическими состояниями и свойствами, мы выдвинули предположение о том, что с каждым переходом из одной фазы в другую состояния психического выгорания проявляется, с одной стороны, усиление взаимосвязей между всеми его структурными элементами, а с другой – взаимосвязей структурных элементов с психическими свойствами, отмечается дифференцированность психических свойств психическим выгоранием. В фазе «истощение» состояния психического выгорания ожидается наличие самой высокой степени интегрированности взаимосвязей структурных элементов состояния психического выгорания между собой и с психическими свойствами, влияние высокой выраженности состояния психического выгорания на психические свойства, что может привести к его трансформации в другую группу психических явлений – психические свойства.

Во втором параграфе «Внешние и внутренние факторы возникновения состояния психического выгорания» акцент делается на необходимости проведения исследования системы регуляции состояния психического выгорания у представителей профессий помогающего типа с позиций системного влияния внешних и внутренних факторов.

К внутренним (индивидуально-личностным) факторам относятся: индивидуально-стилевые особенности саморегуляции, ценностно-мотивационные и рефлексивно-смысловые особенности; индивидуально-типологические особенности (интроверсия, сензитивность, тревожность, агрессивность, ригидность) (О. И. Бабич, В. В. Бойко, Т. В. Большакова, М. В. Борисова, А. Ю. Василенко, С. В. Волканевский, М. А. Воробьева, А. Н. Густелёва, Т. В. Зайчикова, И. А. Курапова, Д. А. Кутузова, И. В. Малышев, И. В. Мушастая, Е. Г. Ожогова, В. Е.Орёл, Т. В. Редина, Т. А. Ушакова, К. Коndo).

В качестве внешних факторов выделяют (Т. В. Большакова, М. В. Борисова, Т. В. Зайчикова, В. Е. Орёл, Т. А. Ушакова, Т. В. Форманюк, К. Коndo, C. Маslach, S. E. Jackson): социально-психологические (ролевая конфликтность, стиль межличностных отношений, психологический климат в коллективе); организационные (число клиентов, острота их проблем, глубина контакта, участие в принятии решения, рабочие перегрузки, дефицит времени, продолжительность рабочего дня, плохо налаженная структура рабочего процесса, недостаточная социальная поддержка).

Третий параграф «Модель системы регуляции состояния психического выгорания у представителей профессий помогающего типа» включает разработку и обоснование модели системы регуляции состояния психического выгорания у представителей профессий помогающего типа, в рамках которой осуществлялись ряд эмпирических исследований, а именно: структурно-процессуальный анализ трансформации состояния психического выгорания в аспекте межпрофессиональной дифференциации; исследование общих и специфических закономерностей трансформации состояния психического выгорания в аспекте внутрипрофессиональной дифференциации; исследование экстернальных психологических механизмов регуляции состояния психического выгорания; исследование интернальных психологических механизмов регуляции состояния психического выгорания.

Методологическим основанием модели системы регуляции состояния психического выгорания у представителей профессий помогающего типа выступили: принципы детерминизма, взаимодействия и развития, единства сознания и деятельности (А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, Я. А. Пономарев, С. Л. Рубинштейн), положения субъектно-деятельностного подхода (А. С. Огнев) и системного личностно-развивающего подхода к изучению психологических основ профессиональной жизнедеятельности человека (Л. М. Митина); положения концепции профессионального развития личности (Д. Н. Завалишина, Л. М. Митина), смысловой регуляции психических состояний (А. О. Прохоров), рефлексивной регуляции деятельности, интегральных психических процессов (А. В. Карпов), а также структурно-процессуальный подход к изучению феномена психического выгорания (В. Б. Никишина, А. А. Рукавишников, В. Е. Орёл, C. Maslach).

В описании модели системы регуляции состояния психического выгорания у представителей профессий помогающего типа, в соответствии с которой реализуется опытная часть исследования, считаем необходимым и уместным представить соотношение её базовых понятий: «модель», «система», «регуляция» и пр. как методологических оснований. Среди множества смысловых вариаций категории «модель» в нашем исследовании под моделью системы понимаем описание системы (оригинала), отображающее определенную группу ее свойств. При разработке модели системы регуляции возникла необходимость в определении понятия «система».

Обзор определений «система», представленных в работах В. Н. Садовского, А. И. Уемова, А. Ю. Цофнас, О’Коннора Дж. и И. Макдермотта, позволил выделить несколько подходов, основанных на одной ведущей категории: «объект», «целостность» (В. Г. Афанасьев, О’Коннор Дж., И. Макдермотт), «множество», (А. Н. Аверьянов Р. Акофф, У. Р. Эшби), «единство», «совокупность», «организация» (Л. А. Петрушенко), «формальная взаимосвязь» (М. Месарович, Д. Махо, Я. Такахара), «произвольная вещь» (А. Ю. Цофнас). В отличие от теоретиков общей теории систем (В. Н. Садовский, А. И. Уемов, И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин), Б. Ф. Ломов подчеркивал специфичность и разнообразие целостных образований психики, их зависимость от сферы бытия, уровней организации и развития. В этой связи исследовательская логика в разработке модели системы регуляции состояния психического выгорания опирается на понятие системы как целостной совокупности психических явлений, как многомерного, иерархически организованного, динамического целого (Б Ф. Ломов), с присущими новыми интегративными качествами, не свойственными образующим её частям компонентам. Поскольку система психических явлений как многомерное, иерархически организованное, динамически целое осуществляет функции отражения окружающей среды и психической регуляции поведения человека (Б. Ф. Ломов), то, осуществляя разработку модели системы регуляции состояния психического выгорания, сочли необходимым обратиться к категории «регуляция».

Категория «регуляция» традиционно используется в психологии для обозначения специфической группы функций психики и головного мозга, направленных на обеспечение нормального функционирования организма в изменяющейся среде, скорейшую адаптацию его к новым условиям деятельности и жизнедеятельности (С. Л. Рубинштейн). В соответствии с общей теорией систем, под регуляцией понимают направленную на развитие целостности субъектную активность, осуществляемую посредством системы подборов (А. А. Богданов). Согласно словарю русского языка «регулировать» означает: «…2) воздействовать на работу механизма и его частей, добиваться нужного протекания какого-либо процесса». А. О. Прохоров (1994, 2005) понимает психическую регуляции как регуляцию собственной психической сферы. Понятие регуляция (психическая саморегуляция, личностная саморегуляция) на современном этапе развития психологической науки часто видоизменяется, при этом трансформируется не только объем понятия, но и его содержание. Объектами саморегуляции могут быть: реакции, состояния, процессы, действия, деятельность (организма, человека, личности), мотивационно-потребностная сфера, жизнедеятельность.

Обзор современного уровня исследования психической регуляции свидетельствует об акцентуировании исследовательского интереса на изучении проблемы регуляции поведения (Ю. Я. Голиков, А. Н. Костин, О. А. Конопкин, В. И. Моросанова, Г. С. Никифоров, Д. В. Четвериков, и др.). Наименее разработанной является проблема регуляции психических состояний (Е. М. Алексеева, А. О. Прохоров, Б. Л. Вяткин, Л. Г. Дикая, Е. П. Ильин, Н. И. Наенко, А. О. Прохоров, Н. Р. Салихова, В. Д. Шадриков), а также проблема взаимоотношений психических состояний со свойствами (М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, Л. В. Куликов, Ю. Б. Некрасова, А. О. Прохоров, В. Ф. Сопов, Е. Б. Цагарелли).

Исследовательское внимание сконцентрировано, во-первых, на изучении категории состояния в системе психических явлений, где состояния занимают промежуточное положение между психическими процессами и психическими свойствами по признаку динамичности (П. К. Анохин, В. А. Ганзен, Е. П. Ильин, Н. Д. Левитов, Т. А. Немчин, В. И. Панов, К. К. Платонов, А. О. Прохоров, и др.), во-вторых, – на классификации психических состояний (Е. Ю. Сосновникова; и др.).

В настоящее время исследовательский интерес к проблеме состояния психического выгорания как профессионально-деятельностно детерминированного состояния реализуется в контексте его взаимосвязи с профессиями помогающего типа (М. В. Борисова, Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова, Н. В. Козина, В. Е. Орёл, А. А. Рукавишников, Н. Д. Творогова, Т. А. Ушакова, C. Mаslach, и др.). Чаще всего под «помогающими» профессиями понимаются следующие: «врач», «психолог», «педагог», «социальный работник». Эти профессии принадлежат к социономической группе профессий, то есть системе «человек-человек». Условия, в которых реализуется содержание деятельности специалистов помогающих профессий (медицинских, педагогических, социальных работников и т.д.), характеризуется построением особых отношений с другими людьми: помогающих отношений. «Помогающие» отношения, по К. Роджерсу, – это «отношения, в которых, по крайней мере, одна из сторон намеревается способствовать другой стороне в личностном росте, развитии, лучшей жизнедеятельности, формировании зрелости».



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст