Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей д

Система работы

по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в МБДОУ детский сад №4 «Ласточка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического и социально-личностного направлений развития воспитанников

г.Красный Холм Тверская область

У педагогов творение особое — человек. А фундамент развития и воспитания человека закладывается в дошкольном детстве. И истоки нравственно-патриотического воспитания надо искать именно в дошкольном периоде. Нельзя растить детей «отчужденных» от жизни и интересов своего государства, людей без Отечества.

Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. Великие классики — педагоги: Сухомлинский и Ушинский считали, что воспитание в ребенке гражданина своей страны неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач. В нашем дошкольном учреждении сложилась система работы в этом направлении. Педагогический коллектив ставит перед собой такие задачи:

1.Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, улице, городу.

2.Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому.

3.Воспитание уважения к труду людей.

4.Развитие интереса к русским традициям и ремеслам.

5.Формирование элементарных знаний о правах человека.

6.Расширение представлений о России, столице государства, о своей малой родине.

7.Знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном.

8.Развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины.

9.Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, традициям.

Эти задачи решаются комплексно во всех видах деятельности: на занятиях, в играх, в быту, через праздники, экскурсии, беседы, кружковую работу, совместную деятельность, работу с родителями, так как воспитывают в ребенке патриота вся его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Работа по воспитанию духовно-нравственных качеств личности носит системный характер и осуществляется в ДОУ в определенной последовательности.

Чувство Родины…Воспитание его у ребенка начинается с отношения к семье, к самым близким людям: матери, отцу, бабушке, дедушке, сестрам и братьям. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением, так как малыш впервые открывает Родину в семье. Это чувство начинается у ребенка с маминой колыбельной, потешек, прибауток, песенок и конечно с русских народных сказок. Большой эффект дают совместные с родителями праздники и развлечения, где родители не просто зрители, а участники действия. Они вместе готовятся, поют, играют, танцуют, мастерят.

Традиционно в мае в саду проводится День семьи в средней группе. На этот праздник приглашаются дети со своими родителями, бабушками и дедушками, братьями и сестрами. В ходе него каждая семья рассказывает о себе, о семейных увлечениях и интересах. Затем все вместе участвуют в различных конкурсах, где надо проявить не только умения, но и оказать поддержку, придумать оригинальное решение проблемы. Дети вместе с родителями исполняют песни, импровизируют сказки, готовят поделки для малышей. Праздник всегда проходит весело и интересно. В конце его обязательное чаепитие со сладостями и угощениями. Такое мероприятие объединяет взрослых и детей, воспитывает в детях гордость и уважение к своей семье, ее истории, традициям.

Огромное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет все его ближайшее окружение, а именно детский сад, родная улица, свой город.

В 2010 году наш детский сад отметил свой юбилей — 45 лет. Дню рождения сада был посвящен настоящий добрый праздник, который объединил детей, сотрудников, родителей, гостей. В гости к детям пришли бывшие воспитанники детского сада с подарками и сюрпризами, представители различных коллективов города. На юбилее сада была посажена добрая традиция — оставлять запись в «Книге добрых друзей».

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы в своей природе, людях и их труде, замечательном народном творчестве, и здесь важно показать ребенку, что и наш город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми. Причем факты, явления, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение. Поэтому , начиная работу по воспитанию любви к родному краю, воспитатели прежде всего сами постарались хорошо узнать его, продумали, что целесообразно показать и рассказать детям, особо выделив характерное только для нашей местности, для нашего края.

В детском саду давно стало традицией проводить праздники по искусству. Сначала были праздники о дымковской игрушке, гжельской и хохломской росписи. Потом решили провести цикл мероприятий, посвященных истории своего города, района. Праздник «Промыслы Краснохолмских мастеров» имел своей целью познакомить детей с ремеслами и промыслами, существующими на Краснохолмской земле: льноводством, гончарным делом, валенокатаньем, корзиноплетением, резьбой по дереву, вышивкой. Чтобы детям ярче представить эти ремесла, соответствующе был украшен зал. Для этого привезли из «Салона ремесел» и Краеведческого музея экспонаты, орудия труда, изделия народного творчества, пригласили местных мастеров- умельцев. Они рассказали и продемонстрировали детям, как создаются корзины, валенки, крынки, замысловатые резные наличники, вышивка на полотенцах. Дети смогли и сами попробовать прясть, вышивать, лепить из глины. Гостями праздника стали солисты хора «Ветеран». В их исполнении прозвучали красивые народные песни о родном крае.

Праздник по искусству, посвященный 230-летию нашего города так и назывался «Моя малая родина-Красный Холм». В ходе подготовки к мероприятию педагогами сада была проведена большая предварительная работа: оформлены стенды о прошлом и настоящем нашего города, совершались целевые прогулки на предприятия города, в Антониев монастырь. Дошкольники узнали, как появились названия улиц и площадей, ходили к зданиям, имеющим историческую ценность, учили стихи и песни о нашем городе , написанные поэтами — земляками. Праздник помог детям более доступно узнать историю своего города. Во время выступления детей появилась «императрица Екатерина Вторая». Она озвучила Указ о присвоении селу Спас на Холму звания города Красный Холм. Гостями праздника были почетные жители города, народный коллектив «Русские узоры». В исполнении коллектива прозвучали русские народные песни и гимн Красного Холма. Праздник получился очень яркий, красивый, познавательный. Родной город предстал перед детьми как самое дорогое и неповторимое. Потом был еще ряд мероприятий, знакомивший детей с традициями своего народа и знаменитыми земляками: «Всякому мила родная сторона», «Они прославили свой край подвигом и добрыми делами». В 2011 году Краснохолмскому Антониевскому монастырю исполнилось 550 лет. Этому событию был посвящен совместный с родителями и педагогами исследовательский проект «Красный Холм в прошлом и настоящем», в рамках которого дети совершили экскурсии в монастырь, краеведческий музей, организованы встречи с иеромонахом Силуаном, смотрителем данной обители, интересные беседы, просмотр фильма. Итогом проекта стало мероприятие, посвященное одновременно истории монастыря и 235-летию Красного Холма.

Праздник, посвященный Дням славянской письменности и культуры, прошел в детском саду под названием «Здесь Родины моей начало». Дошкольники вместе с героями – буквами «Аз и «Буки» отправились в путешествие во времена создания первой Азбуки на Руси — Кириллицы, познакомились с братьями Кириллом и Мефодием, названиями букв, водили хороводы.

Воспитывая у детей любовь к родному городу, педагоги стараются подвести их к пониманию, что он — частица России, так как во всех местах, где живут люди, много общего: люди разных национальностей трудятся на благо общества ( учителя учат детей, врачи лечат больных, инженеры и рабочие делают машины), соблюдают традиции.

Важное место занимает знакомство детей с другими городами нашей страны, со столицей Родины Москвой, с символами государства, флагом Тверской области, что наглядно представлено в уголках по краеведению в старших группах сада. Для проведения бесед с детьми в ДОУ оборудован большой краеведческий уголок.

На протяжении нескольких лет в детском саду проводится праздник «День независимости России», на котором дети старшего возраста знакомятся с историей нашего государства, его законами.

Такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу» педагоги стараются объяснять на конкретных примерах из жизни старших членов семьи- участников Великой отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах. На занятиях педагоги подводят детей к пониманию, что наш народ победил в войне, потому что любил свою Родину, свою Отчизну. Имена героев увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в честь их воздвигнуты памятки, обелиски. В канун Дня Победы воспитанники детского сада встречаются с ветеранами войны, выступают перед ними с музыкальными номерами. Каждый год в День Победы ребята возлагают цветы к памятнику героям-краснохолмцам. В детском саду проводится военно-спортивная игра «Салю Победе», в ходе которой дети преодолевают различные препятствия, слушают песни о войне у костра, едят «солдатскую кашу».

Воспитатели детского сада стараются воспитывать в детях гуманность и толерантность по отношению к людям других национальностей, так как дошкольное учреждение посещают дети различных культур и вероисповеданий. Педагоги рассказывают детям о нациях населяющих нашу страну, о том, где живет этот народ, о своеобразии природы и климата, от которых зависит одежда, быт, характер труда, особенности культуры. Детям и родителям другой национальности детский сад всегда предлагает выбор участия в таких народных праздниках , как «Пасха», «Рождество».В ежегодном итоговом концерте они исполняют свои национальные танцы и песни.

Нравственно-патриотическая работа немыслима без тесной связи с семьей. Стало традицией проведение совместных народных праздников, таких как «Масленица», «Осенины», «Яблочный Спас», «Покров». Дети вместе с родителями знакомятся с народными играми, танцами, хороводами, обрядами, традициями. На празднике «Покровские посиделки» девочки учились прясть , рубить капусту, а мальчики игре на ложках, умению носить воду с помощью коромысла.

В нашем саду на протяжении 10 лет работает родительский клуб «Аистенок» под руководством старшего воспитателя. Несколько встреч клуба были посвящены нравственно-патриотическому воспитанию: «Духовно-нравственное развитие дошкольников», «Люблю тебя, мой край родной», «Знакомство с правами детей».

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников неотделимо от умственного, трудового, эстетического и физического воспитания. Отбор материала и систематизация знаний детей осуществляется с учетом уровня умственных способностей дошкольников, развития их мышления.

Правильно подобранная музыка, яркое выразительное слово, произведения изобразительного искусства помогают воспринимать детям то, что они могут непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также представить по – новому то, что им хорошо знакомо. Педагоги воспитывают в детях трудолюбие, ответственность за результаты своей деятельности, помогают развивать силу и выносливость.

Любовь к Родине не может быть созерцательной. Поэтому воспитатели побуждают детей отражать свои впечатления в рисунках, играх, поведении, в свободной деятельности, в коллективном творчестве. Воспитанники детского сада стали участниками районного конкурса рисунков и плакатов «Я люблю читать» в рамках года русского языка, дети подготовительной группы вместе с родителями участвовали в районном смотре- конкурсе «Мама, папа и я- читающая семья», подготовленном детской библиотекой.

Дети – наше будущее. Очень важно научить их любить и беречь все то, что создано старшим поколением, любить свою Родину, беречь природу. Известный детский писатель С.Михалков сказал: «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующими поколениями, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом».

Куликова Н.А.- заведующая МБДОУ детский сад №4 «Ласточка»

Сценарий праздника по искусству

«Моя малая Родина- Красный Холм», посвященный 230 — летию со дня основания.

Ведущая: У каждого человека есть на Земле место , где он родился и впервые увидел зарю, росу на траве, мамины глаза и ласковое солнце. Это место называется малой Родиной.

Малая Родина- островок земли,

Под окном смородина, вишни расцвели.

Яблоня кудрявая, а под ней скамья,

Ласковая малая Родина моя.

Для нас с вами малая Родина-это наш город Красный Холм. В этом году ему исполнилось 230 лет.

Дети:

На холме у речки город.

Это город Красный Холм.

В нем живу я, он мне дорог,

Здесь родительский мой дом.

Красный Холм — моя сторонка,

Красный Холм — родной мой край.

Я тебя не позабуду,

Ты меня не забывай.

Переулки все знакомы,

И знаком мне каждый дом.

В нем на родине я, дома

Исходил его пешком.

Красный Холм — босое детство.

Красный Холм- дорога в мир.

Подарил тебе я сердце,

Ты себя мне подарил.

Дом для всех — Земля, Планета.

Дом и Родина- страна.

Но милее дома нету,

Чем родная сторона.

Я согрет улыбкой, взглядом

И знакомых и друзей.

Нет, столицы мне не надо.

Красный Холм ее милей!

Красный Холм — воспоминанья.

Красный Холм — здесь дни идут.

У меня здесь дом с цветами,

Здесь души моей уют.

Красный Холм — он невеликий.

В нем как всюду, жизнь идет.

И народ в нем разноликий

Для себя, для всех живет.

Красный Холм — в нем сельский житель.

Красный Холм — для горожан.

Я скажу — меня поймите,

Для меня судьбы он дар.

Пойду в город я по делу

Или может просто так.

Ни на чем я не поеду,

Обойти его пустяк.

Красный Холм-земля простая.

Красный Холм- простой народ.

Он совсем провинциальный,

Дом здесь с садом, огород.

Здесь и город и деревня:

Магазин, базар, вокзал,

Конь, коза, петух, деревья,

Я еще не все сказал.

Красный Холм- любовь, печали,

Красный Холм- все есть в тебе.

Знаю я все в мире дали,

Лучше все-таки в Холме.

Где величье, счастье, слава,

Нет, они не в стороне.

Красный Холм — моя держава,

А вселенная – во мне!

Песня «Красный Холм» в исполнении детей подготовительной группы.

Ведущая: Если любишь свой город и гордишься им, надо знать его историю. Если к вам приедут гости, вы сможете рассказать и показать его достопримечательности .

Кристина, если к тебе приедут гости, ты, куда поведешь их на экскурсию?

Кристина: В Антониев монастырь.

Ведущая: Как раз с монастыря и начинается история нашего города. Давным-давно пришел на эту землю старец- монах Антоний. Он попросил у местного князя себе немного земли — построить келью. Князь ему разрешил поселиться здесь. Постепенно к нему приходили другие монахи и построили монастырь в честь Святителя Николая. Это был очень красивый мужской монастырь. Жаль, что он теперь разрушен, остались одни стены. Сейчас монастырь стали постепенно восстанавливать. Будем надеяться, что когда-нибудь он возродится во всей своей былой красе. Около монастыря стали селиться люди. Они строили дома, церкви и возникло село Спас на Холму.

Спас- в честь церкви Спаса Преображения, что стояла на самом верху Холма. В то время в нашем городе было четыре церкви. Две стояли на самой горе: Преображенская, другая названная в честь иконы Владимирской Божьей Матери. Троицкая церковь — находилась рядом с колокольней. На этом месте сейчас построили часовню. Никольская церковь – на местном кладбище. Она действует и сейчас.

Почти триста лет село Спас на Холму принадлежало монастырю. А в 1776 году, как раз 230 лет назад произошло знаменательное событие. Село Спас на Холму стало городом Красный Холм. Сейчас мы перенесемся в прошлое и узнаем, как это было.

Вбегает мужик.

Ой, батюшки!

Что за карета там вдали? Никак сама императрица к нам пожаловала. Отойти в сторону от греха подальше. Отходит на край сцены.

Выходит императрица Екатерина вторая, министр, придворный.

Императрица: Посмотри , граф, красотища какая!

Граф: Действительно, очень красиво.

Императрица: Да что ты к красоте понимаешь! Пойду, пройдусь по землице русской. (идет, спрашивает графа) Ну что ты там бормочешь?

Граф: Неописуемая красота говорю.

Императрица: Вот и я о том же. Сколько еще таких мест хранит Россия: чистых, непорочных. А как зовется село это?

Граф: Так это… Ну… Эй, мужик!

Мужик: Что, изволите, ваше высокоблагородие?

Граф: Что, что, кланяйся, невежа! Сама императрица перед тобой! Как сие село зовется?

Мужик: Спас на Холму именуется.

Императрица: Спас на Холму?! А большое село то?

Мужик: Свыше пятисот душ в селе, да еще сто при нашем Антониевом монастыре трудятся. Шестьсот десятин обрабатываемой земли у нас будет.

Императрица: И монастырь говоришь есть? Эй, граф, дай рубль мужику.

Мужик кланяется и уходит.

Императрица: Спас на Холму. Смотри, граф, цветов то сколько! А закат какой, словно его выкрасили краской алой. А яблонь сколько цветет…

Хоровод «Яблоневый вечер» в исполнении детей старшей группы.

Граф: А село это и впрямь красивое, а холм, будто специально закатом окрашен. Какой красный, красивый холм!

Императрица: Отныне село это будет называться город Красный Холм. Граф, бери бумагу, перо, пиши Указ.

Граф пишет , затем читает.

Указ великой императрицы Екатерины Второй за номером 14420 «О переименовании сел Весьегонского и Красного Холма городами и о присоединении их к Тверскому наместничеству.

Императрица берет Указ, читает.

Пользы ради и для вящей выгоды жителями утвержденного Тверского наместничества приписать к селу Красный Холм 25139 душ и сие село именовалось городом».

Граф: В сию честь объявляется бал!

Танец «Минуэт» исполняют дети подготовительной группы.

Императрица: А теперь слушайте мой новый Указ. Повелеваю иметь городу герб. Хранить его до тех пор, пока стоит данный город.

Граф выносит герб Красного Холма.

Герб отражает особенности того города, символом, которого он является. Посмотрите , наш город называется Красный Холм и на гербе изображен холм красного цвета. В верхней части герба расположен герб Тверского наместничества. Это значит, что город Красный Холм принадлежит к тверской земле.

Императрица: Ну все, граф, нам пора.

Граф: До свидания, дорогие краснохолмцы! Уходят.

Ведущая: Вот мы вам показали то, что старики нам рассказали. Давайте продолжим нашу экскурсию Олег, а куда бы ты повел своих гостей?

Олег: Конечно в музей.

Ведущая: Очень хорошо. В нашем музее представлены предметы старины, быта, орудия труда . Помните мы с вами были там на экскурсии? А чем знаменито само здание музея?

Дети. Это дом Мясниковых.

Ведущая. Правильно. В этом доме жила семья Мясниковых. Отец- Леонид Александрович Мясников был городской головой, то есть по – нашему мэром Красного Холма. Он построил много зданий в нашем городе. Его сын Александр Леонидович стал известным врачом, его знает весь мир. Еще один врач Иван Иванович Хильтов жил в нашем городе. Он построил нашу больницу. Есть среди наших земляков известные художники- Петр Петрович Чистяков и Виктор Александрович Цветков. Их называю настоящими волшебниками изобразительного искусства.

Песня «Волшебник» в исполнении детей средней группы.

Ведущая.И в наши дни среди жителей Красного Холма есть немало замечательных , трудолюбивых людей, которые заботятся о нашем городе и его жителях . Они сегодня пришли к нам в гости. Давайте их поприветствуем. Аплодисменты. Дети дарят рисунки гостям.

Ведущая. А сейчас для наших гостей прозвучат веселые частушки.

Ведущая. Вы знаете, ребята, а я люблю просто погулять по улицам нашего города. Каждая их них по-своему красива. Я знаю, что ребята из старшей группы тоже ходят по улкам-переулкам.

Игра «Уж я улкой шла».

Ведущая. Ходили мы ходили и наконец пришли в самое главное , самое любимое место нашего города- на гору, на площадь. С давних времен на нашей горе проводились ярмарки. Потому что в Красном Холме жили многие купцы, которые продавали сои товары. Эта традиция сохранилась. Каждый год осенью и весной на горе , на площади, звенит Антониевская ярмарка. Вы ходили на ярмарку? А еще хотите? Смотрите, она уже начинается, первые покупатели на лошадях съезжаются. А за ними и коробейники идут. Свои товары несут.

Элемент ярмарки. Танец «Коробейники», «Валенки» ,игра на ложках.

Ведущая. На ярмарку народ шел не только что-нибудь купить или продать, но и на людей посмотреть, себя показать., песен попеть, да поплясать.

Сегодня у нас в гостях народный коллектив — ансамбль русской народной песни «Русские узоры». Посмотрите, какие красивые у них костюмы и необычные музыкальные инструменты. Они нас порадуют своим творчеством.

Исполнение песен о своем крае .

В заключение праздника проводятся хороводы вместе с гостями.

Сценарий праздника по ознакомлению с родным краем

«Промыслы Краснохолмских мастеров»

Ведущая: Сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы поговорить о нашем городе, о людях, живущих в нем и о мастерах Краснохолмского края. Звучит музыка.

Ведущая: Когда-то средь лесных просторов

На взгорье вырос городок.

А рос он так: пришел на эту землю икон Антоний. Посмотрите на икону с его изображением. Антоний-покровитель нашего города. Давным – давно он поселился в наших краях, а потом создал монастырь.

Вокруг монастыря стали строить дома и селиться люди. Так появилось село спас на Холму. Шло время. Село разрасталось и превратилось в город Красный Холм.

Выходят дети и читают стихи.

Красный холм- городок мой прекрасный,

Милей мне площади он Красной.

Здесь жизнь тиха, нетороплива,

Здесь людям некуда спешить.

Растут березы горделиво,

Их невозможно не любить.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст