Система педагогической помощи родителям, имеющим детей с общим н

Управление образования Администрации Юргинского района

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Новоромановский детский сад «Улыбка»

Система педагогической помощи родителям, имеющим детей с общим недоразвитием речи

Описание опыта работы

Е.В. Панова

2011

Автор-составитель

Елена Валерьевна Панова, воспитатель первой квалификационной категории.

Оглавление

TOC \o «1-3» \h \z \u HYPERLINK \l «_Toc283724890»Введение PAGEREF _Toc283724890 \h 4

HYPERLINK \l «_Toc283724891»Актуальность PAGEREF _Toc283724891 \h 6

HYPERLINK \l «_Toc283724892»Цель и задачи PAGEREF _Toc283724892 \h 7

HYPERLINK \l «_Toc283724893»Основная часть PAGEREF _Toc283724893 \h 8

HYPERLINK \l «_Toc283724894»Заключение PAGEREF _Toc283724894 \h 13

HYPERLINK \l «_Toc283724895»Список литературы PAGEREF _Toc283724895 \h 15

HYPERLINK \l «_Toc283724896»Дополнительная литература PAGEREF _Toc283724896 \h 16

HYPERLINK \l «_Toc283724897»Приложение 1. Речевое развитие детей (советы родителям) PAGEREF _Toc283724897 \h 18

HYPERLINK \l «_Toc283724898»Приложение 2. Дидактические игры по развитию речи (консультация для родителей) PAGEREF _Toc283724898 \h 24

HYPERLINK \l «_Toc283724899»Приложение 3. Рекомендации для родителей по проведению игр-занятий по грамматике PAGEREF _Toc283724899 \h 28

HYPERLINK \l «_Toc283724900»Приложение 4. Рекомендации родителям будущих первоклассников. PAGEREF _Toc283724900 \h 30

HYPERLINK \l «_Toc283724901»Приложение 5. Стихотворно-игровой материал для детей PAGEREF _Toc283724901 \h 35

Введение

«…дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов… Тенденция, направленная на укрепление семьи, минимизирует общественное воспитание в пользу семейного».

(Из Концепции дошкольного воспитания)

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для его вхождения в мир социальных отношений. Общественное дошкольное воспитание создано как институт помощи семье в воспитании и образовании ребенка.

В трудах педагогов Е.П. Арнаутова, В.М Иванова, В.П.Дуброва раскрываются причины трудностей, которые испытывает воспитатель в общении с родителями: низкий уровень социально-психологической культуры участников педагогического процесса; непонимание родителями самоценности периода дошкольного детства и его значения.

В настоящее время путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и детском саду. Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, а в системе дошкольного образования воспитание всегда стоит на первом месте.

Кроме того, современная семья переживает серьезный кризис, который выражается в углублении трудностей семейного воспитания: у молодых родителей отсутствует осознанное отношение к их роли, снижена социальная установка на воспитание и образование детей, и, как следствие, отмечается противоречивость представлений о целях воспитания и закономерностях психического развития ребенка, отсутствует адекватное представление о серьезности воспитания ребенка.

Проведенный анализ нормативных документов, регулирующих преемственность семейного и общественного воспитания, определил:

— в Законе РФ «Об образовании» указано, что педагоги и родители должны стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте» .

— в «Концепции дошкольного воспитания» акцентировано внимание на следующем положении: «Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление  доверительного, делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога, что особенно необходимо при подготовке детей к школе» .

Великий русский педагог К.Д. Ушинский считал, что родители постоянно должны читать педагогическую литературу, а также приобретать знания в общении с педагогами.

Еще один известнейший русский педагог В.А. Сухомлинский полагал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если будет поддерживаться связь с семьей и вовлекать ее в свою работу. Именно Сухомлинским был выделен и обоснован принцип непрерывности и единства общественного и семейного воспитания, основанный на отношении доверия и сотрудничества между педагогами и родителями.

Актуальность

Социальная значимость темы определяется отсутствием у родителей адекватного представления о серьёзности речевой патологии у ребёнка, а так же недостаточность знаний у родителей о способах коррекционно-развивающей работы с ребёнком, имеющим недостаток речевого развития.

Значение и сущность педагогической помощи семье в новой социокультурной ситуации, деятельность педагога дошкольного образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей раскрыты в работах Н.М. Бутыриной, Г.В. Глушковой, Т.Н. Дороновой, Е.С. Евдокимовой, А.В. Меренкова. Авторы подчеркивают, что незнание родителями методов коррекционно-развивающей работы с ребенком отрицательно сказывается на развитии детей.

Эффективность форм и методов оказания педагогической помощи родителям имеющих детей с общим недоразвитием речи освещалась в работах И.В. Гребенникова, Г.И. Легенького, А.М.Низовой, Н.П.Харитоновой и др. Исследователи пришли к выводу, что ни один из них не может быть успешно решен детским садом без сотрудничества с семьей.

Формы и методы в изложении вышеуказанных авторов выгодно отличаются от форм сотрудничества с родителями, определённых программой «Радуга» под редакцией Татьяны Николаевны Дороновой, что позволяет повысить знания родителей о способах коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющим недостатки речевого развития, сформировать у родителей адекватное представление о серьёзности речевой патологии у ребёнка.

В настоящее время все индивидуальные программы ориентированы не только на ребенка, но и на его родителей, семью, которая рассматривается в качестве активного субъекта коррекционно-развивающего процесса и является решающим фактором эффективности любой программы обучения ребенка.

В работах данных авторов на наш взгляд делается излишний упор на создание идеальных условий исправления речевых дефектов. При непростой ситуации экономической нестабильности, дифференциации доходов родителей, разного уровня жизни в городской и сельской местности такие условия не всегда практически осуществимы. Серьёзным препятствием нередко служит элементарное отсутствие, как необходимых специалистов, так и средств на пополнение, обновления материальной базы.

Цель и задачи

Понимая значимость данной проблемы мною поставлена цель — создать систему направленной работы с родителями, вовлекая их в разные формы работы в процессе коррекционного воздействия в условиях ДОУ.

Определила задачи:

-Просвещение родителей с целью расширения представлений об особенностях развития речи

-Выработка методов дифференцированной помощи родителям, учитывая уровни родительской мотивации

-Определение форм сотрудничества ДОУ с семьёй

Одним из путей повышения педагогической подготовленности родителей мне видится использование разнообразных форм работы с семьей с целью максимального вовлечения родителей в процесс коррекционной работы. Необходимо, чтобы детский сад стал «открытой» системой, родители и педагоги должны  строить свои отношения на психологии доверия, должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку. Поэтому педагогу необходимо видеть ребенка в развитии, создавать условия для проявления положительных черт и привлекать к ним внимание родителей. Доверие родителей к педагогу основывается на уважении к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспитания.

В основе сотрудничества педагога с семьей в процессе коррекционного воздействия лежат следующие принципы:

принцип сотрудничества между родителями, педагогами и ребенком;

принцип учета интересов родителей;

принцип информационного обеспечения;

принцип комплексного подхода к сотрудничеству семьи и МДОУ.

Новизна моей работы состоит в том, что она конкретизирует практические рекомендации А.Г.Каше О.А. Новиковская по формам взаимодействия с семьёй

Основная часть

Взаимодействие с семьей по развитию речи детей, имеющих общее недоразвитие речи, проводилось в нашей группе в системе, состоящей из трех блоков:

аналитический,

практический

оценочный.

В аналитический блок включался сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения. С целью выявления актуальных проблем взаимодействия детского сада и семьи проводилось анкетирование родителей. Выявленные данные определили формы и методы дальнейшей работы. Также данный блок включил взаимодействие с родителями по двум взаимосвязанным направлениям:

просвещение родителей, передачу информации по тому или иному вопросу (лекции, индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы, листы-памятки);

организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т.е. обмен мыслями, идеями и чувствами.

Для реализации данного направления выбираются соответствующие формы взаимодействия:

приобщение родителей к педагогическому процессу;

расширение сферы участия родителей в организации жизни группы;

пребывание родителей на занятиях;

создание условий для творческой самореализации родителей, детей;

информационно-педагогические материалы, выставки детских работ;

разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей.

Второй блок условно был назван «практическим». В рамках этого блока была собрана информация, направленная на решение конкретных задач, связанных, в основном, с развитием речи дошкольников. К этой работе были привлечены специалисты детского сада: музыкальный руководитель, медицинская сестра, старший воспитатель.

На этом же этапе проводилась работа по осмыслению педагогами важности семьи в воспитании и обучении ребенка с нарушениями в речевом развитии: организовывались педагогические беседы и консультации.

Поскольку наиболее проблемной сферой для воспитателей являются организационные вопросы, связанные с включением родителей в жизнь дошкольного учреждения, то наиболее часто проводились мероприятия, побуждающие родителей включиться в жизнь дошкольного учреждения:

организация встреч родителей со специалистами и администрацией учреждения.

совместное планирование и проведение досугов, развлечений, праздников, игр и выставок;

организация Дня открытых дверей (участие родителей в образовательном процессе, посещение открытых занятий, организация бесед, дискуссий по проблемам развития речи детей);

совместное оформление групповых комнат;

работа «Горячей линии интересующих вопросов»; через копилку вопросов.

оформление информационных стендов для родителей.

Индивидуальные консультации

Мини-ярмарка учебных пособий, дидактических игр.

Выставки семейных работ

Конкурсы семейных газет

Коллективные творческие дела

Мною активно внедрялись нетрадиционные формы сотрудничества с семьей: экспресс — выставки научно-методической литературы, оформление мини – музеев и рубрики «Детский сад, семья и я» в информационном уголке, мастер-классы с участием узких специалистов детского сада- медицинской сестры и старшего воспитателя, лектории для родителей.

Рассмотрим план лекториев составленный на текущий учебный год. Периодичность 1 раз в два месяца «Нарушения речи у детей дошкольного возраста» для родителей, имеющих детей с нарушениями речи.

Цель – ознакомление родителей с вопросами о современных представлениях нарушении речи, их классификации и методиках коррекционного воздействия, организации взаимодействия родителей с воспитателем и занятий с ребенком по коррекции и профилактике нарушений речи в условиях семейного воспитания.

Задачи:

Формировать теоретические и практические представления о формах речевой патологии у детей раннего и дошкольного возраста.

Обучить методам распознавания речевых нарушений у детей раннего и дошкольного возраста.

Ознакомить с методами коррекции речевых нарушений.

Обучить практическому владению методиками коррекционно-развивающей работы.

Тема 1. Причины речевых нарушений (развитие представлений об этиологии нарушений речи. Современные представления о причинах речевых нарушений. Социальная ситуация развития. Причины и условия возникновения речевых нарушений. Основные условия, определяющие многообразие речевых нарушений. Критические периоды в развитии речевой функции. Значение наследственности в возникновении речевой патологии).

Тема 2. Классификация речевых нарушений. (группы речевых нарушений и их виды).

Тема 3.. Определение и характеристика различных форм речевых нарушений (причины, механизм, заикание, нарушения темпа и ритма речи, нарушения голоса, нарушения письменной речи.

Тема 4. Организация логопедической помощи в Российской Федерации. (система специальных учреждений для детей с нарушениями речи. Дошкольные образовательные учреждения и группы для детей с нарушениями речи. Дошкольный логопедический пункт при массовом дошкольном образовательном учреждении. Коррекционно-диагностические реабилитационные центры. Логопедическая помощь в системе здравоохранения: логопедический кабинет детской поликлиники, специализированные ясли и ясельные группы для детей с задержкой речевого развития и с заиканием, специализированный дом ребенка, детский психоневрологический санаторий, центры патологии речи)

Тема 5. Создание в семье оптимальных условий для полноценного развития ребенка с нарушениями речи (оценка речевых трудностей психо-речевого развития у детей раннего возраста. Развитие начальных навыков общения у ребенка с отставанием речевого развития. Установление контакта с ребенком, стимуляция звукоподражания, развитие пассивного речевого запаса, формирование восприятия звуков речи, развитие фонематического восприятия и операций звукового анализа, развитие слухового контроля, работа над дыханием).

Тема 6. Установление единства в коррекционном воспитании ребенка с нарушением речи (речевой режим в семье. Формы и приемы взаимодействия педагога и родителей в работе по преодолению речевых нарушений у детей. Посещение родителями открытых занятий. Закрепление материала коррекционно-развивающих занятий в условиях семейного воспитания ребенка. Значение семейного воспитания в предупреждении и коррекции вторичных нарушений у детей с различными нарушениями речи).

Повышение уровня педагогической компетентности родителей позволяет мобилизовать их потенциал, расширяет и дополняет сферу психолого-педагогических мероприятий, направленных на детей с нарушениями речи, способствует выстраиванию четкой и эффективной модели взаимодействия ДОУ с семьей ребенка. Это, в свою очередь, наиболее соответствует целям и задачам коррекционно-педагогического воздействия в отношении детей с нарушениями речевого развития.

С целью оценки эффективности проведенной работы был введен третий блок – контрольно-оценочный. Для осуществления контроля качества проведения того или иного мероприятия родителям предлагались оценочные листы, в которых они могли отразить свои отзывы. Считаю, система работы лекториев перспективна: речевое развитие детей будет достигнута высокого уровня, однако она требует следующих условий: выявление картины внутрисемейных отношений, осуществление просвещения родителей специалистами, обучение родителей несложным приемам коррекции речи и осуществление эмоционально-психологической поддержки семьи в виде индивидуальных бесед.

С целью подготовки детей к школьному обучению, мною составлен план индивидуальных бесед на следующий учебный год.

Заключение

Итоги нашей работы через сравнительную оценку уровня родительской активности в помощи своему ребёнку, тестирование родителей с целью изучения родительского мнения , комплексная диагностика состояния взаимодействия ДОУ и семьи в работе по коррекции речи ребёнка позволят сделать окончательные выводы о правильности избранных форм и методов преодоления трудностей речевого развития

Таким образом, развитие речи детей не должно ограничиваться рамками программы воспитания и обучения в дошкольном учреждении и сводиться лишь к подаче знаний ребенку в процессе занятий. Только творческое сотрудничество совместно с семьей даст положительный результат.

Список литературы

Богданов, В.В. Речевое общение: прагматические и семантические аспекты [Текст] / В.В. Богданов. — Л., 1990.

Волковская, Т.Н. Возможные способы организации и содержание работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения [Текст] / Т.Н. Волковская // Дефектология. — 1999. — №4. — С.66-72.

Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями [Текст] / Т.Н. Доронова. — М., 2002.

Захарова, Е.Н. О работе логопеда с родителями [Текст] / Е.Н. Захарова // Логопед. — 2006. — №6. — С.54-58.

Игнатьева, С.А. Коммуникативная культура будущих учителей-логопедов как условие становления их профессиональной компетентности [Текст] / С.А. Игнатьева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2006. — №6. — С.3-7.

Морозова, Е.И. Новые подходы к организации помощи семьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста [Текст] / Е.И. Морозова // Дефектология. — 1998. — №3. — С.49-57.

Никулина, В.Д. Рекомендации по психокоррекционной работе с семьями, воспитывающими проблемного ребенка [Текст] / В.Д. Никулина // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. — 2002. — №4. — С.40-47.

Психология семейных отношений с основами семейного консультирования [Текст] — М., 2002.

Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психологического консультирования [Текст] / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. — М., 1989.

Стребелева, Е.А. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии [Текст] / Е.А. Стребелева, А.В. Закрепина // Дефектология. — 2005. — №1. — С.3-10.

Дополнительная литература

Доронова, Т.Н. Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада [Текст] / Т.Н. Доронова, Л.Г. Голубева, А.Е. Жичкина и др. — М., 2002.

Дошкольное воспитание аномальных детей [Текст] / Под ред. Л.П. Носковой. — М., 1993.

Елисеева, Т.П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия [Текст] / Т.П. Елисеева / Под ред. М.М. Ярмолинской. — Минск, 2004.

Карасик, В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс [Текст] / В.И. Карасик. — М., 2004.

Рожков, М.И. Воспитание учащихся: теория и методика [Текст] / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова — Ярославль, 2002.

Словарь по этике [Текст] / Под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. — М.: Политиздат, 1989. — 447с.

Технологии семейного воспитания [Текст] // Г.К. Селевко Г.К. / Энциклопедия образовательных технологий: Т.2. — М., 2006. — С.260-274.

Ткачева, В.В. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии [Текст] / В.В. Ткачева // Дефектология. — 1999. — №3. — С.30-36.

Черкасова, Е.Л. О коммуникативных умениях учителя-логопеда [Текст] / Е.Л. Черкасова // Дефектология. — 2005. — №6. — С.28-32.

Выгодская И.Г., Берков-ская Н.В. Звукоград. Буквоград. Златоустье. М., 1999.

Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игре. М., 1984.

Логопедия: Учеб. пособие для студентов пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой. М., 1989.

Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: Метод. рек. по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. СПб., 2006.

Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. М., 1991.

Приложение 1

Приложение 1. Речевое развитие детей (советы родителям)

Вряд ли кто из родителей может забыть первые слова своего ребенка. Ведь их с нетерпением ждут! Несовершенные, смешные, сотворенные самими малышами, они так дороги родителям, бабушкам, дедушкам. В жизни крохи настал важнейший этап, от которого будет зависеть все его дальнейшее развитие. По мере овладения речью формируются психика ребенка, его мышление, познавательные процессы, общие и специфические способности. Поэтому даже незначительные нарушения речи препятствуют нормальному развитию ребенка, формированию его личностных качеств.

Овладевая речью, малыш какое-то время говорит неправильно — это закономерное, так называемое физиологическое косноязычие. Но всему свое время и своя мера. Когда смешно выговаривает слова маленький ребенок, нас это не волнует, а даже умиляет. Когда же плохо говорит школьник — это уже серьезная причина для беспокойства. Такие дети часто стыдятся своего речевого несовершенства, боятся разговаривать, становятся нервными, раздражительными, необщительными, что приводит к формированию чувства неполноценности, становлению неуживчивого, тяжелого характера. Недоразвитие речи в дальнейшем сказывается на процессе чтения и письма. В письменных работах появляется масса орфографических и специфических ошибок, относящихся к нарушениям письменной речи — дисграфии. Таким детям необходима срочная помощь логопеда. А поскольку нарушения чтения и письма — вторичные аффективные наслоения, то следует искать первопричину.

Продолжение приложения 1

Многих родителей волнуют вопросы: Каковы причины речевой патологии? Как вообще должна развиваться речь ребенка? Как не упустить время, когда следует бить тревогу? В традиционной логопедии речевое развитие условно разделено на несколько этапов и может служить для родителей памяткой.От 1,5 до 3 мес. — «гуление», когда малыш издает звуки: а-а-а, гууу-гуу, э-э-э, пфф, буу.

От 3 до 6 мес. — так называемая «свирель», тянет малыш звуки, как на свирельке играет, поет их: е-лл-и, агу-ааа, алль-ле.От 6 до 9 мес. — «лепет», не слова, а именно лепет: ба-ба-ба, па-па-па-па, м-ма-ма.

От 9 мес. до 1 года — первые слова и звукоподражания: мама, папа, дай, деда, ав-ав, муу.

От 1 года 6 мес. до 1 года 9 мес. — первые предложения: «Ляля бух!», «Мама, дай!»

С 1 года 9 мес. до 2 лет — период стремительного развития речи, когда малыш усваивает 350 слов и более. В это время начинается бурное вторжение в жизнь, интереснейший этап — первые «почемучки», познание жизни через вопросы, обращенные ни к кому-нибудь, а к маме, папе, бабушке, дедушке.

Малыши своими вопросами часто не только удивляют и умиляют взрослых, но и заставляют задуматься: «Откуда у крохи такие вопросы?». Поэтому не отмахивайтесь от них, отвечайте.

От 2 до 3 лет ребенок практически усваивает грамматический строй родного языка. Он склоняет существительные, согласовывает с ними прилагательные, учится правильно употреблять глаголы, местоимения, наречия и другие части речи.

Продолжение приложения 1

От 4 до 5 лет дети овладевают умением связно рассказывать: они повторяют услышанную сказку, пересказывают содержание любимого мультика, эмоционально и восторженно передают свои впечатления о праздничном утреннике в детском саду, поведают вам о пережитом событии, причем довольно связно и последовательно. В это время речь для ребенка становится инструментом познания. Это второй период «почемучек», когда малыш активно вторгается в жизнь, открывая для себя новые предметы и явления.

Итак, к 4-5 годам ребенок знает много слов, правильно употребляет их в речи. Если к 4 годам он не произносит 2-3 трудных звука [р, л, с, щ], то это не страшно, к 5-6 годам звуковую сторону речи можно привести в норму. А вот, если речь его несовершенна, большинство звуков он произносит неверно, да еще запас слов крайне мал, это уже серьезно, и следует немедленно обратиться к логопеду.

Что могло стать причиной нарушения речи? Причин очень много. Болезни матери в период беременности, последствия трудных родов, осложнения после тяжелых заболеваний ребенка, задержка умственного и физического развития, педагогическая запущенность и, как это ни прискорбно, вредные привычки родителей — алкоголь и наркотики — уж они-то бьют по ребенку без промаха еще до его появления на свет.

Очень часто причины плохой речи кроются в несовершенстве моторики. Эта же причина отразится на процессе письма: ребенку трудно будет научиться красиво писать, рисовать, успевать за темпом работы в классе. На практике бывают случаи, когда у ребенка с нормальным умственным развитием очень плохо развита речь. После сравнительно недолгого общения с ним выясняется, что главная причина речевых нарушений значительное недоразвитие моторики. Источник этих неприятностей один: невнимание взрослых к особенностям развития ребенка.

Продолжение приложения 1

В чем проявляется моторная неловкость такого ребенка? Попросите его собрать «нечаянно» рассыпанные на столе спички, а потом поиграйте: нарисуйте разноцветные шарики, а он пусть дорисует к ним ниточки. И то и другое дается с трудом: он не может собрать спички двумя пальчиками — зажимает их в кулак, напрягаясь и с трудом расслабляя сжатые пальцы.

А вместо ниточек получаются ломаные зигзаги. Попросите ребенка отвести один пальчик в сторону — за ним потянутся остальные. Проверьте подвижность губ, языка — движения неловкие, нечеткие, и ребенок отказывается выполнять движения, потому что быстро устает. А подобные манипуляции шестилетний ребенок должен выполнять свободно.

Что же можно посоветовать?

Внимательно следите за ходом речевого развития своего малыша. С момента рождения разговаривайте с ним, пойте ему. Все ваши действия сопровождайте речью. Умывая ребенка, приговаривайте ласковым, добрым голосом какой-нибудь маленький стишок, например: «Водичка, водичка, умой наше личико» и др. Ведь все мы «родом из детства» и знаем много потешек, скороговорок. С малышом нужно говорить, не сюсюкая, не искажая слова, не подражая детской речи. Как показали серьезные психо-лингвистические исследования, обращенная к ребенку неправильная речь малопонятна и вредна для его речевого развития. Кроме того, речевой слух ребенка выхватывает лишь куски и чаще всего окончания слова. Вместе с тем, если ребенок надолго остается один на стадии говорения исключительно «детских» слов, то впоследствии в его речи могут отмечаться различные нарушения, связанные с неполным овладением всеми звуками родного языка, замена звуков, их смешение. Ведь сначала неправильно воспринял, затем также неправильно сказал и, наконец, так привык к происшедшей замене, что разницы между тем, как слышит и как произносит, не видит. А в будущем мы

Продолжение приложения 1

имеем такую неприятность, как аграмматизм у школьника — «как слышится, так и пишется», а пишется неграмотно.

И еще один очень важный момент — стремительность речевого развития. Этот вариант нарушения нормального развития речи таит в себе опасность возникновения невроза.

В этом случае первые слова детей не только не задерживаются в сроках появления, но, наоборот, опережают все возрастные нормы и сроки речевого развития. Ребенок, едва «перешагнув» годовой рубеж жизни, вдруг начинает говорить почти развернутыми предложениями, с хорошей дикцией, используя сложные, совсем не детские слова. Сколько гордости вызывает у родителей их говорящее чудо! Сначала такие возможности кажутся безграничными, с ним постоянно разговаривают и почти круглосуточно говорит он сам. Его учат, много рассказывают, читают, показывают видеофильмы и т.д. И он все понимает, с интересом слушает. И казалось бы все идет прекрасно. Но такой малыш почему-то иногда плохо спит, плачет во сне, становится капризным и вялым. Это происходит потому, что еще слабая, неокрепшая нервная система малыша не справляется с потоком информации, свалившейся на его голову. Повышенная возбудимость, ночные страхи, капризы свидетельствуют о том, что нервная система ребенка утомлена, не справляется с информационной нагрузкой. Значит, малышу необходим отдых, свобода от лишних впечатлений, особенно речевых. Для того чтобы предотвратить развитие невроза, нужно больше гулять с ребенком, играть в простые детские игры, учить общаться со сверстниками и ни в коем случае не перегружать информацией.

Теперь поговорим о совершенствовании движений. Мы убедились в том, как тесно связаны между собой устная, письменная речь и движения, особенно мелкая моторика и речь.

Окончание приложения 1

Присмотритесь к своим детям: как они зашнуровывают и расшнуровывают обувь, как подбирают мелкие предметы, держат ложку, вилку, умеют ли рисовать, лепить, как работают ножницами; насколько вообще координированны их движения. Для детей с несовершенной моторикой можно проводить специальные упражнения: собирание мелких предметов в коробочку, нанизывание бус, пуговиц на леску, игру в «щелчки» (когда щелчком сбиваются шашки с доски), разукрашивание картинок в книжках-раскрасках и многие другие игры-упражнения.

Очень важны работы по дому, самообслуживание. Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам. Пусть он сделает вкривь, вкось, но сам, своими руками. Многих родителей раздражает детское «Я сам!». А зря. Больше учите с ребенком наизусть, очень хорошо, когда он не стесняется декламировать стихи родителям, гостям, выступать на детских праздниках. Ведь это воспитывает в нем уверенность в себе.

Чтобы воспользоваться тем или иным советом, нужно очень внимательно наблюдать за своим малышом, пытаться понять его интересы, знать его характер. А главное — руководствоваться принципом «Не навреди».

Речь ребенка — важная черта его личности. От ее развития зависит, каким он вырастет. И пусть речь будет правильной, красивой и совершенной.

Приложение 2

Приложение 2. Дидактические игры по развитию речи (консультация для родителей)

«Закончи предложение» (употребление сложноподчинённых предложений)

•Мама положила хлеб… куда? ( в хлебницу)

•Брат насыпал сахар… куда? ( в сахарницу)

•Бабушка сделала вкусный салат и положила его… куда? ( в салатницу)

•Папа принёс конфеты и положил их … куда? (в конфетницу)

•Марина не пошла сегодня в школу, потому что… ( заболела)

•Мы включили обогреватели, потому что… (стало холодно)

•Я не хочу спать, потому что… ( ещё рано)

•Мы поедем завтра в лес, если… (будет хорошая погода)

•Мама пошла на рынок, чтобы… (купить продукты)

•Кошка забралась на дерево, чтобы…(спастись то собаки)

«Кому угощение?» ( употребление трудных форм существительных)

Взрослый  говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки  с изображением медведя, птиц — гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?

«Назови три слова» (активизация словаря)

Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

•Что можно купить? (платье, костюм, брюки)

Продолжение приложения 2

•Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что  (кто) может скакать? И т. д.

«Кто кем хочет стать?» (употребление трудных форм глагола)

Детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты мальчики? ( Мальчики хотят сделать макет самолёта) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками). Детям предлагается придумать предложение со словом хотим или хочу.

«Зоопарк» (развитие связной речи).

Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:

Внешний вид;

Чем питается.

Для игры используются «игровые часы». Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.

«Сравни предметы» (на развитие наблюдательности, уточнение словаря за счёт названий деталей и частей предметов, их качеств).

В игре можно использовать как вещи и игрушки, одинаковые по названию, но отличающиеся какими-то признаками или деталями, так и парные предметные картинки. Например, два ведра, два фартука, две рубашки, две ложки и т.д.

Взрослый сообщает, что прислали посылку. Что же это? Достаёт вещи. «Сейчас мы их внимательно рассмотрим. Я буду рассказывать об одной вещи, а кто-то из вас — о другой. Рассказывать будем по очереди».

Например: Взрослый: «У меня нарядный фартук»

Ребёнок: «У меня рабочий фартук».

Взрослый: «Он белого цвета в красный горошек».

Ребёнок: «А мой — тёмно-синего цвета».

Взрослый: «Мой украшен кружевными оборками».

Продолжение приложения 2

Ребёнок: «А мой — красной лентой».

Взрослый: «У этого фартука по бокам два кармана».



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст