Сетевое учебно-методическое пособие Для студентов отделений журн

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Казанский (Приволжский) федеральный университет»

ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ И СОЦИОЛОГИИ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЖУРНАЛИСТИКИ

Сетевое учебно-методическое пособие

Для студентов отделений журналистики, обучающихся по направлению 031300.62 — Журналистика

КАЗАНЬ-2012

УДК 070

Рекомендовано учебно-методической комиссией

факультета журналистики и социологии

Казанского (Приволжского) федерального университета

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

докт. филол. наук, проф. Гарифуллин В.З.

докт. социол. наук, доц. Ясавеев И.Г.

Дорощук Е.С.

Основы теории журналистики: сетевое учебно-методическое пособие для студентов отделений журналистики, обучающихся по направлению 031300.62 – Журналистика / Науч. редактор Е.С. Дорощук. – Казань: Казан. ун-т, 2012. — 152 с.

Сетевое учебно-методическое пособие включает методические указания, программы и планы семинарских и практических занятий, лабораторный практикум, тезисы лекций и диагностический материал по курсу «Основы теории журналистики».

Используя системно–целевую индивидуализацию в изучении теоретических основ журналистики, автор предлагает для самостоятельного изучения ряд тем курса, обозначенных в системе специальных исследовательских заданий, включенных в пособие. Они снабжены сценариями самостоятельной работы студента в ходе знакомства с проблематикой курса, что позволит оптимизировать теоретико-практическую подготовку студентов.

Для студентов, аспирантов и преподавателей отделений и факультетов журналистики.

ВВЕДЕНИЕ

Прогресс, чего бы он ни касался, — это не просто новое,

а наилучшее из того, чего мы достойны

Лопе де Вега

Курс «Основы журналистики» занимает важное место в теоретико-практической подготовке будущих журналистов. Приобретаемые в процессе его изучения знания являются основой для последующего совершенствования студентов как профессионалов в области массовой информации.

Основная цель курса — формирование представления об особенностях и закономерностях журналистской деятельности, которые включают особенности массовой информационной деятельности в журналистике, системный характер ее функционирования в социальной среде, правовые и этические аспекты свободы журналистики, основы творческой деятельности журналиста в современных условиях развивающегося глобального мирового информационного пространства. Журналистика определяется как процесс и как результат профессиональной деятельности по созданию, распространению и хранению массовой информации, воздействию на массовое сознание и формированию общественного мнения.

Данная цель определяет задачи курса:

сформировать у студентов знания, необходимые будущему журналисту как специалисту в области информационной деятельности;

дать многоаспектную характеристику журналистики как области массово-информационной деятельности, системы средств массовой информации, социального института;

рассмотреть закономерности существования журналистики на разных этапах ее развития;

показать особенности деятельности и личности журналиста в контексте публичных коммуникаций;

вооружить студентов методами исследования профессиональной деятельности журналиста и в целом журналистики как системы;

заложить основы информационной культуры будущего журналиста;

помочь студентам сформировать представление о профессии и стимулировать их саморазвитие.

В структуру курса органично вписывается специальный практикум «Теория и практика массовой информации», цель которого – развить у студентов компетентность в области исследования массово-информационной деятельности на разных этапах профессионального познания. Он разбит на мини-практикумы, содержащие альтернативные формы самостоятельной и лабораторной работы студента. Выполнение практических заданий будет способствовать развитию личности студента как будущего журналиста и активизации его профессионального самоопределения.

В основе изучения журналистики как системы управления информационными процессами в обществе лежит философский, психологический и социологический анализ практической деятельности этой системы, ее современного состояния и исторической теории и практики.

«Основы теории журналистики» – это курс, в котором представлены основные понятия теории журналистики, он включает в себя пять крупных тематических модулей, основанных на специальных подсистемах понятий и категорий, представляющих весь спектр деятельности СМИ на современном этапе. Каждый модуль поделен на подпункты, которые ложатся в основу формулировки темы изучения. Таким образом, в структуре темы могут содержаться от одного до шести подпунктов в зависимости от степени значимости. Это – основа механизма построения теоретического и практического разделов курса. Модули и подпункты представлены в программе курса, а основные темы – в лекционно-практическом комплексе.

Студенты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:

Понимать специфику журналистской деятельности как массово-информационной деятельности и социального института и условия и особенности ее взаимодействия с другими социальными институтами.

Обладать теоретическими знаниями о законах функционирования журналистики, а также о сущности массово-информационной деятельности, функциях журналистики, социальной позиции и ответственности журналиста, об условиях свободной деятельности журналиста и СМИ, факторах эффективного взаимодействия с аудиторией и особенностях творческой деятельности журналиста, специфике и взаимодействии прессы, радио и телевидения.

Ориентироваться в широком спектре разноплановых изданий и программ, существующих в современной системе СМИ России и региона.

Содержание каждого раздела – модуля курса включает конспективное изложение основных теоретических положений; описание методики проведения занятий по данному направлению; диагностический материал; методические указания для самостоятельной работы студента; мини-практикум; список литературы для углубленного изучения темы. Методика проведения большинства занятий, представленных в учебно-методическом комплексе апробирована автором в течение 15 лет преподавания курса на отделении журналистики Казанского государственного университета.

По проблемам курса студенты пишут рефераты и курсовые работы, проводят проектные исследования. Курс завершается экзаменом.

РАЗДЕЛ 1.

ФОРМЫ, ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ СТУДЕНТУ

1.1. Как готовить себя к работе по изучению курса

Изучение теоретических основ журналистики – это очень важный момент, момент настройки – своеобразной установки – и в теоретическом, и в практическом плане определяющий готовность студента к дальнейшему восприятию специальных дисциплин теоретического и практического направления.

Для более тщательной подготовки в рамках курса потребуется выработка собственных методик подготовки к постижению тем и понятий курса. На основе экспериментальных данных, проверенных в рамках учебного процесса со студентами казанских вузов, можно выделить наиболее характерные проблемы, которые встают перед студентом в процессе изучения курса. Рекомендации, приведенные ниже, можно использовать и при организации самостоятельной работы студента в дальнейшем.

Основные формы работы по данному курсу – это лекции, семинары, аудиторные проектные работы (лабораторный практикум); виртуальное проектирование («лаборатория на дому»); виртуальное консультирование и лабораторное консультирование.

Лекция – это форма аудиторной работы в вузе, в процессе которой излагаются необходимые для изучения курса сведения, пробуждается интерес к темам, составляющим содержание курса, дается оценка явлениям, формируются основные понятия науки, систематизируется и структурируется весь массив знаний по данной дисциплине. Лекция может проходить в виде монолога лектора – преподавателя или диалога – лектора и студентов.

Семинар — такая форма аудиторной работы, которая направлена на расширение и детализацию знаний, полученных на лекции и в процессе самостоятельной подготовки студента, на выработку и закрепление навыков профессиональной деятельности. Подготовка к семинарским занятиям помимо прослушивания лекции предполагает предварительную самостоятельную работу студента в соответствии с методическими разработками по запланированным темам. В рамках семинара используются такие формы работы: текущий контроль результатов работы студентов; выступление с устным докладом; обоснование и защита собственной точки зрения; организация и участие в дискуссии, организация и участие в деловой игре.

Аудиторная проектная работа – лабораторный практикум – форма аудиторной работы, в которой осуществляется интеграция теоретико-методологических знаний с практическими умениями и навыками студентов в условиях той или иной степени близости к реальной профессиональной деятельности. Это могут быть индивидуальные или групповые работы, для которых создаются специальные исследовательские группы.

Лабораторное консультирование – форма аудиторной работы студентов, в рамках которой преподаватель – руководитель лабораторного практикума в условиях учебной лаборатории проводит консультационные занятия по подготовке и выполнению лабораторных работ. Для этого отводится специальное консультационное время вне учебных занятий.

Виртуальное проектирование («лаборатория на дому») — форма внеаудиторной самостоятельной работы студента, которая предполагает большую активность студента как субъекта в учебном процессе. Основным средством в виртуальном проектировании является Интернет – учебная домашняя страница, на которой размещаются результаты лабораторных проектов студентов и обсуждаются их результаты.

Виртуальное консультирование – форма внеаудиторной работы студента, которая предполагает консультирование на учебной странице курса по основным заданиям и лабораторным проектам курса. В качестве консультанта выступает как лектор, так и руководитель лабораторного практикума.

Что можно услышать на лекции и как это сохранить в своей памяти?

Лекция знакомит Вас с основными концептуальными положениями, понятиями и категориями курса, на которые вы будете опираться при дальнейшей работе над модулями. Лекция – это не развлечение, это сложное действо, требующее от студента, как от слушателя, концентрации внимания и созидательной активности. Иными словами, слушание лекций, как и чтение, — это творческий процесс. Чтобы сделать его ярким и незабываемым, а главное – полезным – необходимо настроить себя на эти качества заранее. В большинстве случаев студент делает это самостоятельно, но может консультироваться с преподавателями (в том числе и с кураторами и тьюторами). Существует несколько видов самостоятельной работы студента:

а) составление конспектов лекций – выборочных, тезисных, программных или концептуальных:

основу выборочных конспектов составляют положения, выделенные студентом, исходя из их значимости и новизны для автора конспекта;

основу тезисных конспектов составляют суждения, истинность или ложность которых студент доказывает или опровергает;

основу программных конспектов составляют программные положения, в которых содержатся суждения, предопределяющие решение того или иного вопроса;

основу концептуальных конспектов представляют суждения студента, а также закономерности, выделенные в результате работы на лекции, которые принимаются за основу концепции развития СМИ;

б) участие в лекциях – дискуссия, диалог, проблемный диалог, самостоятельные вопросы;

в) контроль материала, предоставленного в течение лекционного времени для самостоятельного осмысления – конспектирование, тезисное фиксирование, устная проработка;

г) работа с литературой, распадающаяся на несколько самостоятельных и взаимодополняющих друг друга форм: работа в библиотеке; концептуальные книжные подборки – по типу цепной реакции, когда одна книга неминуемо влечет за собой знакомство с другой дополняющей или уточняющей некоторые положения и др. самостоятельные изыскания, наиболее соответствующие вашей форме мышления.

Особая форма занятий – виртуальная лекция, позволяющая объединить усилия многих ее участников для постижения истины. Она проводится через Интернет и предполагает одновременное участие всех слушателей курса. Для осуществления интернет-лекции в режиме реального времени потребуются специальные условия: наличие возможностей приема и трансляции информации. Такие лекции встречаются не часто и составляют не более 10% всего лекционного времени для данного курса. Для осуществления интернет-лекции в режиме «визуальных тезисов» требуется наличие специальных устройств типа «электронных книг» — версия Amazon Kindle, имеющая экран большего размера, что позволяет удобно читать учебники и периодические издания.

Если то, что говорит преподаватель, довольно сложно понять на первых порах?

Рекомендуем предметное знакомство с темами, которые на ваш взгляд особо сложны для понимания и усвоения. В нем содержатся как хорошо знакомые формы работы, так и инверсионные, представляющие собой подход «вопреки». Это такие формы, как:

а) конспектирование и составление словаря понятий, наиболее часто употребляемых при изучении конкретной темы. Например, понятие системы СМИ может быть объяснено с помощью понятий «система», «системные связи», и понятия «информация», что, в свою очередь, может объяснить и такое сложное явление как формирование нового типа журналистики в современном обществе;

б) конспектирование и построение схематических блоков основных категорий и понятий, являющихся базовыми для тематического направления – например, понятие «функции журналистики» является базовым для изучения социального функционирования журналистики и др.;

в) составление «цепочки категорий и понятий», которая помогла бы представить основную структуру курса как связь между темами.

Как связать то, о чем говорит преподаватель, с практической деятельностью современной системы СМИ и СМК?

Необходимо применить категории и понятия курса на практике, что тоже включает несколько форм:

а) практическое осмысление лекционного материала как буквальное применение в журналистской практике тех категорий, которые наблюдаются на современном этапе в деятельности современной газеты или любого другого СМИ. Например, поиск информации и обработка ее на основе одного из принципов или возможности и сферы проявления в городской газете социальных позиций журналиста и т.д.;

б) периодическое знакомство с практикой современных средств массовой информации – ежедневных или еженедельных газет, выпусков теле и радиопрограмм и т.д. и прослеживание всех основных положений курса на практических примерах деятельности СМИ;

в) анализ практической деятельности одного из журналистов, чье творчество знакомо или узнаваемо в потоке информации в СМИ в соответствии с теми положениями, которые рассматриваются на теоретическом уровне в курсе.

Как готовиться к семинарским занятиям?

Участие в семинарских занятиях предполагает самостоятельное изучение и осмысление тематических направлений, выделенных из общего курса. Это предполагает: а) подборку теоретической и методической литературы; б) конспектирование или фиксирование ключевых вопросов по данному тематическому направлению и т.д.

Подробное знакомство с программой курса позволяет более полно представить все варианты возможностей познавательной деятельности студента при изучении дисциплины и дает определенную свободу в выборе форм и методик изучения тем курса.

Список рекомендуемой литературы помогает определить диапазон знаний, на которые необходимо рассчитывать при овладении тем или иным понятием курса.

1.2. Как готовиться к лабораторному практикуму?

Лабораторный практикум является частью курса «Основы теории журналистики». Цель лабораторного практикума – сформировать и закрепить у студентов навыки и умения практической работы в условиях системы СМИ, как исследователей публичной сферы коммуникаций.

К задачам лабораторного практикума относятся:

а) выработка умений работы с теоретической литературой;

б) тренинг исследовательских методик (фокус-групп, глубинных интервью, моделирования и т.п.);

в) профессиональное знакомство с практической журналистикой;

г) ориентация в региональной и общефедеральной системе СМИ.

Лабораторный практикум предусматривает массированную учебную деятельность студентов в лаборатории теории и практики массовой информации. Это модульная система лабораторного обучения, включающая в себя самостоятельную работу студента под руководством консультанта-преподавателя. В лабораторный практикум включаются десять лабораторных работ по основным темам курса с рекомендациями по их выполнению и одна бонусная работа. Методические разработки содержат: формулировку задания, цель и задачи работы, алгоритм лабораторной работы, список литературы, которой можно пользоваться при выполнении работы. В учебном пособии также дан общий список литературы, который содержит и дополнительные источники, необходимые для подготовки к работам средней и высокой степени сложности.

Работа в условиях лабораторного практикума предполагает как индивидуальную учебную деятельность студента, так и работу исследовательских групп, групп-обсерваторий, позволяющих проводить более масштабные и целевые исследования. Исследовательская группа представляет собой самостоятельное объединение студентов (3-5 человек), в основе которого лежит принцип учета индивидуальных предпочтений студентов и способностей к выполнению той или иной деятельности. Эти объединения носят постоянный характер и стабильны на протяжении всего лабораторного практикума. Как правило, исследовательские группы формируются в начале работы лабораторного модуля. Группа-обсерватория (англ. observer – обозреватель) предполагает оперативное объединение, с целью выполнения одной функциональной исследовательской задачи, связанной с обозрением той или иной формы, специфики деятельности СМИ. Такие группы формируются по ходу лабораторного практикума и являются подвижным, незафиксированным образованием. Они опираются на инициативу студентов и предполагают консультирующую роль преподавателя. Однако они могут быть и долгосрочными, если обсерваторская функция будет востребована в процессе выполнения нескольких работ.

Рекомендуется проводить лабораторный практикум и как форму самостоятельной работы с отчетностью по каждой из десяти составляющих. Оценка лабораторной работы выражается в баллах и зависит от объема и степени сложности проводимых исследований. Однако окончательные балльные характеристики работ предлагает преподаватель-консультант — руководитель лабораторного практикума. В итоге студент получает определенное количество баллов, которые включаются затем в общую оценку по курсу с коэффициентом 0,5.

Предлагается матрица оценок, которую можно использовать как ориентировочную. Общая сумма баллов (max), которую может получить студент по итогам лабораторного практикума – 60 (без учета бонусной работы). Это соответствует высокой степени оценки студента. Минимальная сумма, которая может быть выставлена студенту, требуемая для зачета по лабораторному практикуму – 30 баллов. Если студент получает сумму ниже требуемой, то преподаватель-консультант решает, какие работы необходимо сделать заново или предлагает студенту новые формы лабораторных исследований в индивидуальном порядке.

Матрица оценок работ лабораторного практикума

Тема и шифр работы

Степень сложности

Рейтинг работы

Рекомендованная сумма баллов (max)

Рекомендованное количество учебных часов: ауд./сам.

1. (2.1.) Типы и виды информации в журналистском тексте

Низкая

1

2

2/2

2. (2.2.) Журналист в поиске информации: Моделирование процесса информационного поиска

Средняя

3

5

0/4

3. (3.1.) Реализация основных функций в практической деятельности СМИ

Высокая

4

10

2/6

4. (3.2.) Модели деятельности СМИ в системе социальных институтов

Низкая

2

3

2/2

5. (3.3.) Формы проявления социальной позиции журналиста и специалиста по связям с общественностью: сопоставительный анализ

Высокая

5

10

2/6

6. (4.1.) Восприятие новостей в системе СМИ: специфика печати, радио, телевидения, Интернет

Средняя

3

5

2/4

7. (4.2.) Типологическая лаборатория региональной периодики

Низкая

1

2

2/2

8. (5.1.) Слагаемые редакторской, авторской и организаторской деятельности в журналистике: сравнительный анализ

Средняя

3

5

2/4

9. (5.2.) Журнал и газета в структуре системы СМИ: разработка информационной политики издания: Информационный проект

Средняя

3

5

2/4

10. (5.3.) Свойства журналистского произведения как факторы эффективности

Низкая

2

3

2/2

11. (5.4.) Изучение профессиональ- ных качеств личности журналиста

Высокая (бонус)

5

10

0/6

Итого часов:

50+10

18/42

Низкая степень сложности предполагает наличие в работе элементарных требований по шкале от 1 до 2. Студент обладает знаниями, обеспечивающими выполнение заданий такого рода.

Средняя степень сложности предполагает наличие в работе требований и заданий повышенной сложности, содержащих исследовательские задачи, которые требуют дополнительной подготовки и включения творческой инициативы. Шкала сложности колеблется от 3 до 4.

Высокая степень сложности предполагает активизации всех личностных учебно-творческих качеств личности студента, учета индивидуальных особенностей и свободной ориентации в разных видах и формах учебной деятельности. Шкала сложности наивысшая – 5.

Таким образом, зачет по лабораторному практикуму является обязательной формой промежуточной отчетности по курсу «Основы теории журналистики» и включается в систему общего зачета по совокупности выполненных работ.

РАЗДЕЛ 2.

ПРОГРАММА КУРСА «ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЖУРНАЛИСТИКИ»



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст