Сегодня государство поставило перед системой образования задачу

Работа с одаренными детьми в условиях детского дома

Сегодня государство поставило перед системой образования задачу сформировать у выпускников HYPERLINK «http://dou-ufa.ru/tag/dou» \o «Записи, помеченные с ДОУ» интернатных учреждений «…такие ключевые для общества качества, как креативность, способность к поиску знаний».

Начну с того, что позволю себе напомнить, с какими детьми работают педагоги детского дома.

Большинство воспитанников попадает в учреждения интернатного типа из неблагополучной социальной среды. Неорганизованное времяпрепровождение детей ведет к самым негативным последствиям – это процветание наркомании, токсикомании, алкоголизма. Рост детской преступности, бродяжничества и других проявлений “свободного образа жизни” достиг огромных размеров.

Глубокие изменения социально-экономических условий развития современного общества в целом и, в частности, детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, вызвали в жизни потребность в разработке новых подходов к изучению и осмыслению проблемы защиты детства. Противоречия переходного периода, особенно обострившиеся в последнее время, диктуют необходимость поиска новых путей развития систем образования, воспитания, оздоровления, досуговой деятельности детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

В нашем детском доме воспитанию одаренных личностей уделяется особое внимание: разработана система форм и методов выявления одаренности, созданы условия для их развития, организована научно-методическая и профессионально-личностная подготовка педагогов.

Специалисты

Работа с ребенком с признаками одаренности сложна и многогранна. Поэтому большое внимание мы уделяем мероприятиям, стимулирующим HYPERLINK «http://dou-ufa.ru/tag/tvorchestvo» \o «Записи, помеченные с творчество» творчество педагогов: конкурсные индивидуальные программы, выставки педагогических находок, фестивали педагогического мастерства. Разнопланова по тематике курсовая переподготовка педагогов детского дома. Вот темы курсов, семинаров, конференций, которые посетили педагоги детского дома в течение 2011-2012 учебного года:

«Социально-педагогическая и психологическая защита детей и подростков с особыми образовательными потребностями», «Особенности социализации «трудных» детей и подростков», «Проблема выявления одаренных детей в образовательном учреждении», «Работа с одаренными детьми через систему факультативных и кружковых занятий по основам православной культуры», «Проблемы системной организации духовно-нравственного воспитания и образования подрастающего поколения на современном этапе взаимоотношений государства и Русской Православной Церкви в Кузбассе» «Программно-методическое обеспечение духовно-нравственного воспитания обучающихся», «Теория и практика духовно-нравственного воспитания и образования», «Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования детей», «Профессиональная компетентность специалиста как ресурс обеспечения нового качества профессионального образования», «Продвижение идей информационной грамотности и информационной культуры личности в Кузбассе», «Аспекты гендерного воспитания детей дошкольного возраста в условиях дополнительного образования», «Современные исследования гражданского и патриотического воспитания учащейся молодежи: традиции, опыт, проблемы и перспективы», «Обеспечение информационно-образовательной среды современной школы», «Эффективные методы работы с детьми дошкольного возраста в рамках социально-реабилитационного процесса», «Система областных семинаров инструкторов детско-юношеского туризма».

 Что же такое одаренность? Это способность, талантливость; это высокий уровень развития способностей человека в той или иной области деятельности.

Одаренных детей, как правило, отличают:

 Психофизиологические особенности:

высокая любознательность;

исследовательская активность;

повышенная биохимическая активность мозга;

эмоциональность;

вспыльчивость;

особая речь, моторика и восприятие.

Можно выделить следующие виды одаренности:

социальную,иначелидерскую;

академическую, которая проявляется в необычной способности к учению. Люди, обладающие этой способностью, обычно отличные специалисты;

интеллектуальную – это способность анализировать, мыслить, сопоставлять факты. Такой ребенок – умник и умница, а в школе – отличник;

художественную, музыкальную, изобразительную, сценическую;

психомоторную, определяющую исключительно спортивные способности;

творческую, которая проявляется в нестандартном видении мира и нешаблонном мышлении. Но такие дети часто не достигают поставленной цели и слывут неудачниками. Важно такого ребенка вовремя заметить и помочь ему.

В детском доме в процессе воспитания и обучения детей выявляем и развиваем качественное своеобразие способностей и одаренности, применяя различные методы. Одаренные дети нуждаются в особом воспитании, специально подготовленных педагогах, специальных школах.

Цель пед. поддержки – максимально содействовать воспитаннику в осознании и реализации потребности в самореализации.

Основные направления поддержки одаренных детей:

Вселить уверенность в их способность жить в обществе, найти в нем свое место, сформировать адекватную Я-концепцию;

Выработать у одаренных детей умение правильно себя оценивать и ставить реальные цели;

Для эффективности пед. поддержки в детском доме, необходимо соблюдение условий:

Первое условие (педагогическое)мы создаем творческую среду учреждения, которую мы рассматриваем как пространство деятельности, основной ценностью которого является творчество, влияющее на характер взаимодействия педагога и ученика.

Компоненты творческой среды – вариативность программ, ситуация выбора и успеха, индивидуальная образовательная траектория; социальные, культурные, материальные условия.

Второе условие (социальное) – в детском доме разработан комплекс образовательных программ, обеспечивающих вариативность образовательного процесса, создающих ситуацию выбора в процессе самореализации одаренного ученика, ориентированный на возрастные особенности, связанные с необходимостью профессионального и жизненного самоопределения.

Третье условие (педагогическое) – методическое объединение осуществляет постоянную помощь педагогам, направленную на совершенствование социально-педагогической поддержки посредством повышения их профессиональной компетентности.

Четвертое  условие (педагогическое) – формирование положительного отношения педагога к воспитаннику, которое гласит: «я принимаю тебя любого», а не ставится условие: «я буду заботиться о тебе, если ты будешь вести себя так-то и так-то».

И уже сегодня есть стабильные результаты:

Октябрь 2011г.

Сертификат участника и Победа во Всероссийском конкурсе детского творчества, посвященном 300летию М.В. Ломоносова «Ломоносов-300» 23 работы, 15 участников

2 место и 3 место в Первенстве Сибирского Федерального округа по вольной борьбе среди девушек 1997-1998 г.р. в г. Бердск Новосибирской области

Ноябрь 2011г.

2 место в Чемпионате России по вольной борьбе г. Чебоксары:

3 место в Областном турслёте с. Костёнково.

Диплом участника Международного молодежного творческого конкурса «Храм Василия Блаженного – история, душа и красота России»: 17 работ

2 место в ΙΙ Международном творческом конкурсе рисунков и фотографий, приуроченном к Международному Дню защиты бездомных животных «Помоги мне» г.Санкт-Петербург

Грамота лауреату муниципального этапа областного конкурса сочинений «Мой друг электричество» среди учащихся образовательных учреждений разного типа «Развитие культуры электробезопасности среди школьников».

Кирееву Кристину.

2 место Кубок, медаль, диплом. «Турнир памяти мастера спорта Советского Союза по вольной борьбе Титова И.И.» Борисенко Максим.

Сертификат участника международного конкурса исследовательских и творческих работ молодежного социально- психологического движения «Улыбнись жизни!» и Диплом 3 степени в номинации «Позитивная фотография».

1 место и 3 место в областном турнире по вольной борьбе памяти мастера Спорта России Игоря Бурбаса. г. Междуреченск.

Губернаторский значок «Отличник физической подготовки Кузбасса» Колупаев С.

Декабрь 2011г.

1 место (3 чел), 2 место (1) и 3 место (3 чел) в Первенстве спортивной школы по вольной борьбе среди юношей и девушек.

Январь 2012г.

Сертификат участника Международного конкурса «Всемирный день книги-2012» в номинации «Конкурс рукописной миниатюрной книги» 15 работ

Сертификат участника V Всероссийского конкурса детских художественных работ «Орел, телец и лев». 23 работы от 17 участников

3 место командное в городских соревнованиях по спортивному ориентированию в закрытых помещениях «Лабиринт-2012» Команда 9 человек.

1 место личное – Резников С.

2 место личное Масленникова А.

3 место личное – Голышева О.

1 место (из 21 участников) в Отборочном туре Областных соревнований по спортивному ориентированию МАОУ ДОД «ДЮЦ «Орион» «Спортивный лабиринт-2012»:

Февраль 2012г.

2 место и два 3 место в Первенстве области по вольной борьбе среди юношей и девушек в г. Кемерово:

2 место во ΧΧΧ Всероссийская массовая лыжная гонка «Лыжня России-2012» (Бычков Р.)

2 командное место и два 2 место в «личке» в городских соревнованиях по спортивному туризму «Школа Выживания-2012».

–Диплом администрации г.Новокузнецка Комитета по делам молодёжи участникам чемпионата по настольному хоккею «Stiga» г. Новокузнецк среди воспитанников детских домов и приютов юга Кузбасса(в рамках месячника оборонно-массовой работы). 17.02.12г. – Встреча воспитанников (в рамках Дня молодого избирателя) с депутатом Городского Совета народных депутатов Калтанского городского округа Тутыниным А.Д. (рук. Яковлева О.С. воспитатель 4 семьи)

2 место и Грамота Комитета образования и науки Администрации г.Новокузнецка в городских соревнованиях по спортивному туризму на лыжных дистанциях «Юный спасатель» (группа «Стажеры») Масленникова А.

3 место – Торопов В. в Международном турнире по вольной борьбе памяти воина-интернационалиста капитана Владимира Дёмина в г. Бердск.

Участник Губернаторского приёма Ложкина Т.

Март 2012г.

3 место и Грамота МКУ УО администрации КГО в городской краеведческой олимпиаде, посвященной Году Российской истории

Апрель 2012г.

– Сертификат участника в рамках Второго Всероссийского Фестиваля науки конкурс «Мир науки глазами детей». Лопатин Д.

– Диплом Лауреата муниципального этапа областной акции «Подари свой лес потомкам» в номинации «Сбережем леса Кузбасса от огня» Тинкова Е.

3 место в городских соревнованиях дружин юных пожарных отрядов ДЮП школ города

1 командное место и 1 место и 2 место в «личке» в городских соревнованиях по спортивному туризму.

– Диплом победителя турнир по брейк-дансу среди воспитанников детских домов, школ-интернатов и приютов юга Кузбасса г. Новокузнецк в номинации «Соло»: Торопов В.

Диплом победителя (8 чел) Национально-лингво-культурного сообщества и Межрегионального Общественного фонда «Интеркультура» в рамках Российско-Германского проекта творческий конкурс «Endich kommt der Fruhling!».

Победа в городском конкурсе фотографий под эгидой газеты «Калтанский вестник» «Мусора больше нет».

Май 2012г.

1 место и 2 место в ΧV областном традиционном турнире по вольной борьбе памяти воина-интернационалиста М.Ю. Топоровского.

Сертификат участника Международного конкурса замечательных историй и комиксов «Жил-был алфавитный мишка» под эгидой немецкого культурного центра имени Гёте.

2 командное место и два 1 место, два 2 место и одно 3 место в «личке» в Первенстве Калтанского городского округа по спортивному ориентированию в дисциплине «Заданное направление спринт»

Сертификат участника фестиваля литературных чтений по творчеству Павла Майского

Сертификат участника Всероссийских соревнований «Российский Азимут» г. Новокузнецк. детдомовцев 6 чел. (рук. Д.О. Разволяев)

Диплом Лауреата муниципального этапа областного конкурса «Сохраним леса Кузбасса от огня». В номинации «Видеоролик».

Диплом Лауреата муниципального этапа областной акции «Подари свой лес потомкам». В номинации «Сбережем леса Кузбасса от огня».

2 место и Грамота МинОбрНауки России ФГБОУ ВПО «КузГПА» Естественно-географический факультет в научной конференции КузГПА ЕГФ в рамках «Дня науки» Масленникова Анастасия (научный руководитель Разволяев Д.О.) за доклад «Учебный полигон по спелеотуризму»

Медаль «Надежда Кузбасса» № 5849 Шабардин Валерий (Постановление Губернатора Кемеровской области от 16.05.2012 г. № 14-пн)

06.06.12г. – по итогам Всероссийского смотра-конкурса на лучшую постановку массовой физкультурно-спортивной работы с детьми и подростками по месту учебы и среди детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ПОБЕДА в номинации: Детские дома и школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — «Детский дом «Аистенок». (Руководитель – Комякова Ирина Владимировна (Приказ Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ № 497 от 01.06.2012г.)

Июнь 2012г. Победа по итогам Всероссийского смотра-конкурса на лучшую постановку массовой физкультурно-спортивной работы с детьми и подростками по месту учебы и среди детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.