Сборник сценариев внеаудиторных мероприятий

Министерство образования и науки РФ

Департамент науки и профессионального образования

Кемеровской области

ГОУ СПО Новокузнецкий педагогический колледж № 2

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ

МЕРИДИАН

Сборник сценариев внеаудиторных мероприятий

2007

АННОТАЦИЯ

В сборнике представлены оригинальные сценарии традиционных праздников, конкурсов, тематических часов, которые позволят разнообразить внеаудиторную работу в педагогическом колледже и училище.

Предложенные материалы подготовлены преподавателями колледжа, студентами факультета ДПиП КузГПА, активно включающихся во внеурочную работу нашего учебного заведения (в период прохождения ими разных видов практики). Конспекты и сценарии значительно сэкономят время педагогов-воспитателей, кураторов, классных руководителей, студенческих активов групп при подготовке воспитательных мероприятий профессиональной направленности.

Сборник подготовлен сотрудниками редакции пресс-центра «Синяя птица» колледжа.

Составители сборника:

заместитель директора по ВР НПК № 2 Пантыкина Е.М.,

заместитель директора по ПР Терехова Е.Е.

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Введение

4

2.

Советы организаторам внеаудиторных мероприятий.

6

3.

Знакомимся с профессией. (Тематический час).

7

4.

Профессия – педагог. (Тематический час).

10

5.

Педагог: профессия и личность в разные исторические эпохи. (Деловая игра).

14

6.

Праздник, посвященный Дню Учителя.

17

7.

«Под крышей дома своего». (Театрализованный вечер)

20

8.

Посвящение в студенты.

26

9.

Любознательные, эрудированные, находчивые педагоги… (Интеллектуальный конкурс).

31

10.

Лето 200… г. (Праздник, посвященный итогам летней практики).

51

11.

День абитуриента. (Коллективное творческое дело).

54

12.

Мои жизненные и профессиональные планы. (Тематический час).

58

13.

Государственная педагогическая практика. (КВН).

62

14.

Подготовка к государственной педагогической практике. (Тематический час).

65

15.

День карьеры. (Коллективное творческое дело).

71

16.

«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались…» (Выпускной вечер).

78

ВВЕДЕНИЕ

Модернизация образовательной системы, происходящая в настоящее время, требует поиска нового содержания и путей совершенствования педагогической работы. Однако, учитывая, что становление социальной системы общества еще не завершено, сегодня сложно полно и точно осветить все вопросы подготовки студентов педагогического колледжа к будущей профессиональной деятельности.

Практика работы учебных заведений, в том числе педагогических училищ и колледжей, показывает, что реальным эффективным путем формирования позитивной профессиональной позиции у будущих специалистов, устойчивости их в выбранной профессии является формирование педагогического мышления. Наличие у выпускника педагогического колледжа такого профессионального мышления обеспечивает готовность молодого человека к творчеству, педагогической импровизации, поиску новых методов и форм воспитательно-образовательной работы. Развитое профессионально-педагогическое мышление позволяет специалисту устанавливать причинно-следственные связи в педагогическом процессе, предвидеть результаты своей деятельности, давать теоретическое обоснование собственной педагогической деятельности.

Овладение педагогической деятельностью и формирование готовности к ней возможно при гармоничном взаимообуславливающем действии всех компонентов процесса профессионального обучения и воспитания в колледже. Невозможно только лишь в условиях учебных аудиторий сформировать творческого специалиста. В создании его образа взаимодействуют теоретическая, практическая подготовки, а также внеаудиторная воспитательная работа.

Специфика среднего специального среднего заведения определяет своеобразие внеаудиторных мероприятий, которые в своем содержании, системе целей и форм носят профессиональную направленность. Внеаудиторные воспитательные мероприятия, не ограниченные жесткими дидактическими схемами и рамками, ненавязчиво и естественно создают у студентов образы широкого педагогического мышления, индивидуального педагогического стиля, стимулируют процессы самосовершенствования и саморазвития.

Внеаудиторные мероприятия важны тем, что предоставляют студентам широкие возможности для реализации своих способностей и интересов. Испытав успех самореализации на групповом, курсовом мероприятии, будущие педагоги приходят к осмыслению своих творческих возможностей, организаторских способностей, видят возможность их применения в профессиональной практической работе с детьми. Внеаудиторные мероприятия способствуют пониманию студентами того, что педагогическая деятельность во многом определяется личностью самого педагога. Мысль К.Д. Ушинского подтверждает это: «Только личность может воспитать личность…». Накопление личностного багажа – это длительная и сложная работа. Поэтому необходимо, чтобы хорошие и качественные образцы педагогической деятельности наши студенты получали уже в процессе профессионального обучения, в том числе и во внеаудиторных мероприятиях.

Большой опыт, накопленный в Новокузнецком педагогическом колледже №2 по организации внеаудиторной работы профессиональной направленности, предусматривает поэапное усложнение содержания и форм включения студентов в процесс самореализации личностных качеств и готовности к будущей педагогической деятельности.

Представленные в сборнике сценарии, разработки тематических часов, конкурсов, вечеров и профессиональных шоу являются эффективными формами профессионального воспитания и представляют интерес для преподавателей и студентов средних специальных учебных заведений.

Заместитель директора по ПР НПК № 2

Терехова Е.Е.

СОВЕТЫ ОРГАНИЗАТОРАМ ТВОРЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ

Внимательно ознакомьтесь с содержанием имеющейся в библиотеке, в методическом кабинете колледжа литературы, в которой могут быть представлены сценарии и разработки различных внеаудиторных мероприятий, методические рекомендации и советы по их проведению. Выберите для начала то, что больше всего соответствует традициям и профилю вашего образовательного учреждения, что учитывает задачи воспитательной работы в группе, что сообразно интересам и пожеланиям самих студентов.

Найдите для себя хороших помощников из числа своих коллег-педагогов, студентов колледжа (или группы), возможно, и родителей.

Вместе с участниками творческой группы определитесь в идее проведения творческого мероприятия, выберите форму, поработайте над содержанием.

Заранее спланируйте все этапы подготовки и проведения мероприятия. Особое внимание обратите на подготовительный этап (именно он формирует мотивационные установки студентов).

Создайте творческие микрогруппы: «актеров», «костюмеров», «оформителей», «звукорежиссеров» и других «специалистов» – участников запланированного мероприятия.

Попытайтесь включить в подготовку и проведение максимальное количество студентов группы (общая заинтересованность воспитанников в работе скажется на качестве мероприятия).

Во время репетиций постарайтесь создать атмосферу непринужденности и сотворчества.

Если сценарий достаточно велик по объему, разделите его на части. Желательно, чтобы для каждой творческой группы существовал не только сценарий действий, но и конкретные рекомендации к его осуществлению.

Ведущие и актеры должны обладать хорошей дикцией, речевой культурой, обаянием, умением владеть залом (отрабатывая выразительное чтение и рассказывание, воспользуйтесь помощью преподавателей художественного чтения, русского языка и литературы, риторики.

Перед мероприятием обязательно проведите генеральную репетицию, на которой должна быть опробована звуковая, видеоаппаратура, осветительные приборы, которыми вы будете пользоваться во время праздника.

Продумайте меры противопожарной безопасности, обеспечьте соблюдение санитарно-гигиенических норм.

Разрабатывая, подготавливая и проводя внеаудиторные мероприятия, постарайтесь учесть психологические и индивидуальные особенности каждого из участников действия.

Настоятельно рекомендуем после проведения мероприятия проанализировать и подвести итоги, чтобы отметить удачи и выяснить причины неудач. Обязательно поощрите участников, определите перспективы дальнейшего сотрудничества.

И еще одно пожелание: вера в успех, в свои возможности принесет вам удачу!

«ЗНАКОМИМСЯ С ПРОФЕССИЕЙ»

Форма: тематический час. Деловая игра «Большая стирка»

Цель: знакомство студентов-первокурсников с особенностями профессии педагога-воспитателя.

Задачи:

Формировать начальные представления о психологическом аспекте деятельности педагога.

Развивать умение аргументированно высказывать свою точку зрения и выслушивать мнение оппонента.

Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность.

Подготовительный этап.

Пригласить педагогов и студентов НПК № 2 на данное мероприятие: преподавателя, имеющего большой опыт педагогической деятельности, преподавателя, отработавшего 5-7 лет; молодого специалиста; 1-2 студентов 4 курса.

Приглашенные должны рассказать о психологическом аспекте деятельности педагога приблизительно по следующим пунктам:

Почему выбрал профессию педагога?

Как осваивался в роли преподавателя?

Как профессия повлияла на самооценку, статус?

Почему, несмотря на многие трудности в жизни и деятельности, остаетесь в профессии?

Что хотели бы пожелать вашим студентам как будущим педагогам?

Приглашенные студенты должны рассказать о том, почему они выбрали именно эту профессию и как на протяжении всего обучения изменялось отношение к ней (в лучшую, худшую сторону, осталось прежним), хотели бы заниматься педагогической деятельностью после окончания ССУЗа или нет; пожелания студентам.

Познакомить студентов группы с планом мероприятия, подготовить вопросы к выступающим.

Нескольким студентам группы рассказать о том, почему они выбрали профессию педагога и как они ее себе представляют.

Знакомство участников с планом и регламентом выступлений.

Х о д

Ведущий (куратор группы): Мы сегодня собрались здесь, чтобы начать постепенное вхождение в профессиональную жизнь, начать узнавать: что же такое профессия педагога? и сегодняшняя наша тема – это «Знакомство с профессией педагога», а говорить мы будем о психологическом аспекте педагогической деятельности, потому что со всеми другими вас подробно познакомят на занятиях.

Итак, расскажите, каким вы представляете себе педагога, какими психологическими качествами он должен обладать, каковы должны быть мотивы его деятельности для того, чтобы достичь успеха в профессии.

Заслушать выступления 5-6 человек, совместно создать обобщенный психологический портрет идеального педагога. (Должен любить детей, стремиться принести пользу людям, быть общительным, тактичным, гуманным, оптимистичным, заинтересованным и т.д.).

Ведущий: А теперь давайте познакомимся с нашей первой гостьей (Представляет: это педагог с большим опытом профессиональной деятельности). Расскажите нам о своей профессии, как вы осознали, что хотите быть педагогом, какими мотивами вы руководствовались.

Педагог рассказывает об этом, говорит о том, какие психологические качества помогают преодолевать все трудности, связанные с деятельностью, как ей удалось сохранить верность профессии, особенно в те моменты, когда быть педагогом было непрестижно, очень трудно.

Ведущий: Может быть, вы сможете привести какие-то примеры из вашей практики, которые помогут нашим студентам понять и осознать, кто же такой настоящий педагог.

Педагог приводит примеры, высказывает пожелания студентам. Вопросы студентов к ней.

Ведущий: Наша первая гостья проработала много лет в педагогике. Действительно, когда она выбирала, кем быть, было очень престижно и солидно иметь педагогическое образование и работать педагогом. Но сейчас, как вы знаете, ситуация крайне изменилась и образование переживает не лучшие свои годы, особенно в 90-х, когда многие педагоги ушли из преподавательской деятельности. Но многие остались, и давайте узнаем, почему.

Выступает второй педагог, рассказывает о том, почему она в профессии. Говорит о том, что такое профессия педагога, делится успехами своей деятельности.

Студенты задают вопросы, обсуждают, высказывают свое мнение.

Педагог отвечает, выражает свои пожелания. Ведущий благодарит гостью.

Ведущий: Теперь у нас еще одна гостья, она совсем недавно стала педагогом и сейчас расскажет. почему.

Педагог рассказывает об этом.

Ведущий: Расскажите, какие качества нужны человеку, чтобы стать настоящим педагогом.

Педагог приводит ряд качеств. Студенты задают вопросы, высказывают свое мнение.

Ведущий: Мы заслушали наших педагогов, узнали, что они думают о профессии, какими качествами должен, по их мнению, обладать настоящий педагог. И теперь послушаем еще одну гостью, она пока не педагог, но собирается им стать, она студентка 4 курса нашего колледжа.

Студентка рассказывает о том, как изменялось ее отношение к деятельности педагога по мере овладения ею психолого-педагогическими знаниями, что профессия педагога всегда будет существовать и ее будут уважать.

Вопросы студентов. Ведущий благодарит выступивших.

Ведущий: Сегодня мы познакомились с нашими педагогами, узнали, как они относятся к своей профессии, какими качествами обладают для успешной деятельности, и давайте вернемся к нашему идеальному портрету педагога и посмотрим, что же еще нужно дополнить, верен ли он.

Выслушать варианты. Таком образом, мы еще добавим к нашему портрету глубокие профессиональные психолого-педагогические ЗУНы, а также интеллектуальные характеристики. И мы получим образ идеального педагога. Теперь вы обладаете начальными представлениями о профессии педагога, а о том, чтобы они стали полноценными научными знаниями, позаботятся наши педагоги.

В тематическом классном часе можно использовать следующие литературные тексты:

Созвездие Детства

Мы высветим сами.

Оно так прекрасно,

И все это знают!

Оно будет ярким,

Оно станет вечным

И небо согреет

Любовь человечья.

(Авторское)

Может, просто нам стало привычным,

Но не видеть этого нельзя,

Что у воспитателей обычно

Вечером усталые глаза.

Мы ведь знаем, что это такое –

Детворы неугомонный рой.

Тут с одним-то не найдешь покоя.

А не то что с этакой семьей.

Тот смешлив, а этот смотрит косо,

Этот вот драчун уж затевает бой…

А вопросы? Тысячи вопросов!

И ответа требует любой.

Сколько нужно ласки и заботы,

Всем помочь и каждого понять.

Благодарна и трудна работа –

Ежедневно маму заменять.

(Авторское)

Много на свете хороших профессий,

Но я ни за что не сменяю свою…

В нее я вложила и мысли, и сердце.

Всю душу детишкам своим отдаю.

(Авторское)

Литература:

Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 1998.

История педагогики / Под ред. М.Ф. Шабаевой. – М., 1981.

Конюхин И.А. В мире профессий. – Минск, 1982.

«ПРОФЕССИЯ – ПЕДАГОГ»

Форма: Тематический час (мини-лекция).

Цель: Знакомство студентов 1 курса с профессией педагога, создание атмосферы сотрудничества и взаимопонимания.

Предварительная работа:

Подготовить творческую группу студентов и распределить между ними сообщения студентов по выбранной теме.

Подготовить музыкальное и художественное оформление.

Х о д

Ведущий 1: В мире профессий специальности учителя и воспитателя занимают особое место. С их помощью формируется требуемый обществом «тип личности», подрастающие поколения приобщаются к тем богатствам, которые вырабатывало человечество, учатся постигать себя, готовятся к будущему творчески созидательному индивидуальному способу общественной жизнедеятельности и активно включаются в социальную практическую жизнь. Поэтому, когда мы говорим, что в социальном формировании индивида ДОУ и школа играют решающую роль, то имеем в виду прежде всего педагогическую деятельность, направленную на воспитание и обучение подрастающих поколений.

Ведущий 2: Одна из отличительных особенностей общественной роли учителя заключается в том, что живя в настоящем, он формирует будущее. Принятие общественных целей деятельности учителем как своих собственных предполагает своеобразное сотворчество личности учителя и общества в формировании человека. Если этого личностного принятия социальных целей не произошло, если не совершилось их «прорастание» в личности учителя, то, значит, не сложилась та общественная позиция современного педагога, с высоты которой только и открывается высокое предназначение профессии.

Ведущий 3: Как никогда, современный учитель должен быть научно образованным профессионалом, при этом в первую очередь воспитателем, а уже потом физиком, математиком или химиком.

Особенность деятельности педагога заключается в том, что лучшим орудием воспитания является он сам. Поэтому, как бы ни были развиты профессиональные качества, какими бы знаниями и умениями ни обладал педагог, подлинным воспитателем становится тот, кто способен оказывать позитивное нравственное влияние на развивающуюся личность.

Ведущий 1: Главным, что определяет содержание индивидуальности, неповторимости личности, является ее творческое самовыражение, которое воплощается в создаваемых ею материальных и духовных ценностях. Отсюда тесная связь воспитательной (педагогической) работы учителя с его деятельностным участием в жизни.

Труд учителя – сложный процесс. В его структуре можно выделить несколько элементов. Первый из них связан с педагогической интериоризацией социальных явлений, своеобразным переводом общественных целей и задач на язык педагогических целей и задач. Второй элемент включает методическое осмысление, инструментовку учебно-воспитательных воздействий; третий – непосредственную организацию этих воздействий, использование в качестве учебно-воспитательных средств возможностей учебной, внеклассной и внешкольной деятельности, различных информационных и воспитательных влияний макро- и микросоциальной среды. Четвертый элемент связан с анализом достигнутого результата, соотнесением его с выдвинутыми целями и задачами.

Ведущий 2: Следовательно, функция воспитателя, учителя не ограничивается передачей знаний или организацией учебно-воспитательного процесса школьными средствами. Они выступают в качестве социального деятеля, преобразующего саму среду (условия) воспитания и формирующего личность воспитанника.

Ведущий 3: В настоящее время повышение психологической культуры воспитателей ДОУ, учителей и преподавателей вузов является общепризнанной и актуальной задачей. К сожалению, педагогическая наука не удовлетворяет возросшим требованиям практики. Причину следует искать в том, что организация учебного процесса и его содержание не успевают претерпевать адекватные изменения в условиях быстро развивающегося общества, когда время диктует все новые и новые требования.

Сегодня справедливо говорят о кризисе педагогической культуры. К этому выводу приводит анализ современного состояния высшего педагогического образования. Чтобы получить новое качество профессиональной подготовки учителя, необходимо отойти от многих стереотипов, фиксированных в образовательной практике, и разобраться в сущности наступившего кризиса. Основная причина, вызывающая неудовлетворенность педагогической практикой, заключается в разрыве между традиционным педагогическим образованием и социальным заказом на качество подготовки специалистов.

Ведущий 1: Есть педагоги, хорошо ориентирующиеся в основных социальных целях своей профессии. Они социально и профессионально активны, являясь в истинном смысле слова «субъектами исторического процесса». Сосредоточиваясь на высоких помыслах и идеях, они активно и творчески действуют в широких социально значимых сферах познания, общения и труда. Высокая социальная устремленность не только определяет общую направленность деятельности самого учителя, но и позволяет в каждом конкретном случае находить правильную линию поведения, конструировать собственную педагогическую систему. Профессия педагога-воспитателя воспринимается в этом случае как существенная жизненная ценность.

Ведущий 2: Однако не каждый молодой специалист способен в полной мере овладеть общественным смыслом своей педагогической деятельности: обучить школьников тому или иному учебному предмету и привить им навыки хорошего поведения. Профессиональная самооценка связывается в этом случае с достижением результата в специальных конкретных областях деятельности. Как бы виртуозно учитель подобного типа порой ни владел отдельными профессиональными умениями, диапазон его творческой активности и палитра педагогического поиска неизбежно оказываются ограниченными и обедненными, поскольку узость позиции не позволяет ему оценить свою деятельность как бы со стороны, опираясь при этом на достаточно высокие социально-педагогические критерии.

Ведущий 3: Встречаются воспитатели, в еще большей мере «приземленные» в оценке своей роли, отличающие с ней весь смысл педагогической деятельности. Сужение этого смысла и перенос целей своей деятельности на формирование у учащихся конкретных действий сигнализируют о том, что профессия скорее всего не относится к тем жизненным ценностям, которые обладают для данного индивида особой притягательностью. Исполнительская разносторонность, которой порой отличаются педагоги подобного типа, сочетается с обилием педагогических штампов: такому учителю удобнее и легче иметь дело с чем-то уже давно найденным, привычным, двигаться хорошо проторенным путем.

Воспитатель – это не только носитель воспитательных целей. Воспитатель – это человек, личностные качества которого являются главным фактором его воспитательных воздействий. Лучшие педагоги всей своей жизнью и деятельностью подтверждают это положение. Становление учителя, его активной позиции есть в первую очередь формирование его как личности, как индивидуальности и лишь затем как умелого работника, владеющего специальными навыками в данной области деятельности.

Ведущий 1: Степень вовлеченности личности учителя в профессиональную педагогическую деятельность полнее всего проявляется в индивидуальном стиле выполнения им этой деятельности. Разнообразие стилей следует искать среди профессионально наиболее высокоориентированных учителей. Единообразие приемов педагогического воздействия, обилие шаблонов и штампов свидетельствует об узости позиции учителя. Иными словами, все учителя, недостаточно ориентированные на воспитательную деятельность, похожи друг на друга. Чем выше ориентация учителя, тем ярче проявляется его индивидуальный творческий «почерк».

Ведущий 2: Главным, что определяет содержание индивидуальной неповторимости личности, является стиль ее мышления, деятельности, ее творческое самовыражение. Однако суть дела состоит не в самой неповторимости личности, а в том, на что она направлена. Нельзя оценивать индивидуальность только по факту неповторимости ее черт и признаков, абстрагируясь от их конкретного содержания. За фактом неповторимости не должен теряться общественный, нравственный смысл индивидуальной деятельности.

«Индивидуальность может быть направлена на себя, — пишет А.П. Тугяринов, — тогда она перестает быть общественной ценностью. Индивидуальность может быть направлена на пустяки – тогда она теряет свою ценность. Если индивидуальность проявляется в деятельности, вредной для общественного прогресса, то она превращается в зло».

На воспитуемого оказывает воздействие индивидуальность воспитателя. Знания о мире, представления о человеческих радостях и страданиях становятся достоянием ребенка, подростка, взрослого человека часто после того, как всеми этими чувствами проникся сам педагог-воспитатель. От умения передавать общечеловеческий опыт своими, неповторимыми средствами в конечном счете зависит и эффективность воспитательных воздействий.

Ведущий 3: Социальная роль современного педагога уже не умещается в рамках узкого профессионализма. Его роль все больше и больше становится универсальной.

Таким образом, изменяются и внешние, и внутренние условия профессиональной деятельности учителя, параметры развития и критерии оценки его труда, растет требовательность к учителю со стороны общества.

Ведущий 1: Мы надеемся, что сегодняшний серьезный разговор о значимости труда учителя, о его личном и профессиональном самовыражении поможет вам утвердиться в необходимости большой работы по созданию своего личностного и профессионального портрета, портрета, который сохранится в сердцах ваших воспитанников.

Литература



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст