Сборник публикаций на тему «Актуальные вопросы практики местног

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ

ДУМА

Организационно-аналитическое

управление

Сборник публикаций

на тему:

«Актуальные вопросы

практики местного самоуправления

в Российской Федерации»

Москва, 2012

Введение

Сборник публикаций на тему «Актуальные вопросы практики местного самоуправления в Российской Федерации» подготовлен на основе библиотечных фондов Организационно-аналитического управления Московской областной Думы и материалов справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

Подборка содержит теоретические статьи, мнения ведущих специалистов, ученых и экспертов, опубликованные в научно-теоретических, научно-практических, информационно-аналитических общеправовых изданиях.

Тексты публикаций расположены в обратном хронологическом порядке.

СОДЕРЖАНИЕ:

В.А. НИКОНОВ.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОКУРАТУРЫ С ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ СФЕРЕ.

5

Ю.П. КУЗЯКИН.

ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ.

11

У.О. НИКИТКОВА.

К ВОПРОСУ ФИНАНСОВОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ.

18

П.А. КАБАНОВ.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА С ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ.

25

Н.И. ГРИТЧИНА.

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБРАЩЕНИЯХ ГРАЖДАН В ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.

30

С.В. ТЕТЮЕВ.

УЧАСТИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕГУЛИРОВАНИИ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ.

38

В.И. ВАСИЛЬЕВ.

БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ.

47

О.Б. ПОНОМАРЕВА, Т.В. АЛТУНИНА.

ОТРАЖЕНИЕ ВОПРОСОВ ДОКУМЕНТИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В РЕГИОНАЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ.

62

С.Е. ЧАННОВ.

СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ВЫБОРНЫХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.

68

Л.Г. БЕРЛЯВСКИЙ, Е.В. ЗОРИНА.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ: ЖИЛИЩНЫЙ АСПЕКТ (НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ).

78

Е.А. ИЛЮХИНА.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ.

86

Г.Г. ХАЧИЕВ.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА.

91

С.С. КИРИЛЛОВА.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ДОХОДАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА.

95

Е.С. ОСИПОВА.

РЕАЛИЗАЦИЯ НАЛОГОВЫХ ПОЛНОМОЧИЙ И ПОВЫШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.

103

А. АДУКОВА.

ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ: ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И МАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ.

116

«Законность», 2012, N 8

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОКУРАТУРЫ С ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ СФЕРЕ

В.А. НИКОНОВ

прокурор города Нижнего Новгорода, старший советник юстиции, кандидат юридических наук.

В статье рассматривается опыт взаимодействия прокуратуры города Нижнего Новгорода с органами местного самоуправления города в правотворческой сфере.

Ключевые слова: прокуратура, органы местного самоуправления, правотворческая деятельность.

Различные аспекты участия прокурора в правотворческой деятельности неоднократно обсуждались на страницах журнала «Законность» <1>. В рамках настоящей статьи рассмотрим отдельные аспекты взаимодействия прокуратуры города Нижнего Новгорода с органами местного самоуправления, которые привели к довольно неожиданному результату.

———————————

<1> См.: Петрова Л. HYPERLINK consultantplus://offline/ref=070D46D21710644F03F652157CAF92A9EF53D2A80A0E457A14721180k3PFK Правотворческая деятельность органов прокуратуры // Законность. 2010. N 11. С. 3; Руденко А. HYPERLINK consultantplus://offline/ref=070D46D21710644F03F652157CAF92A9EF53DEAA0B0E457A14721180k3PFK Надзор за законностью муниципальных правовых актов // Законность. 2010. N 12. С. 19; Кудашкин А. HYPERLINK consultantplus://offline/ref=070D46D21710644F03F652157CAF92A9EE5BD3A30F0E457A14721180k3PFK Эффективность проведения прокурорами антикоррупционной экспертизы // Законность. 2011. N 5. С. 16.

За несколько лет работы мы полностью изменили вектор указанного взаимодействия. В 2009 г. акцент был сделан на выявление нормативных правовых актов органов местного самоуправления, противоречащих федеральному законодательству, и принятие мер прокурорского реагирования. По фактам выявленных нарушений подготовлено 12 протестов, направлено 9 заявлений в суд, после направления запроса прокурора города городской Думой Нижнего Новгорода принято постановление об отмене 91 нормативного правового акта <2>.

———————————

<2> См. подробнее: Никонов В.А. К вопросу о социальной вредности и необходимости ревизии «мертвых» правовых норм // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2009. N 3. С. 6.

В 2011 г. кардинально изменилось взаимодействие с органами местного самоуправления города, основные усилия прокуратуры направлены на выявление нарушений федерального законодательства в проектах нормативных правовых актов. В прокуратуру города Нижнего Новгорода в 2011 г. поступило 350 проектов нормативных правовых актов, по результатам проверки законности и антикоррупционной экспертизы на 164 проекта подготовлены отрицательные заключения. Администрацией города и городской Думой Нижнего Новгорода замечания прокурора удовлетворены в добровольном порядке, в связи с чем меры прокурорского реагирования по принятым нормативным правовым актам не применялись, подготовлены заключения об их соответствии федеральному законодательству.

В настоящее время прокуратурой города Нижнего Новгорода налажены конструктивные отношения с органами местного самоуправления города Нижнего Новгорода, позволяющие устранять противоречия в нормативных актах еще на стадии проектов.

В соответствии с регламентом городской Думы Нижнего Новгорода, утвержденным ее решением от 29 ноября 2006 г. N 38, и условиями соглашения прокуратуры города с администрацией города о взаимодействии в правотворческой сфере проекты правовых актов и правовые акты городской Думы и администрации города на постоянной основе представляются в прокуратуру города для проверки их законности и проведения антикоррупционной экспертизы. Прокуратурой города составляются заключения на правовые акты и их проекты.

Статьей 31 регламента городской Думы установлено право прокурора города принимать участие в заседаниях постоянных комиссий. Материалы к заседаниям постоянных комиссий направляются прокурору города не позднее чем за 3 дня до их проведения.

Участие представителей прокуратуры города на регулярной основе в заседаниях постоянных комиссий городской Думы способствует своевременному доведению до сведения депутатов Думы замечаний прокурора о несоответствии проекта правового акта требованиям законодательства либо о наличии коррупциогенных факторов или нарушений юридической техники.

На рассмотрение городской Думы выносятся проекты правовых актов, доработанные с учетом замечаний прокурора города. Многие проекты нормативных актов на основании заключений прокурора, озвученных на заседаниях постоянных комиссий, снимаются с рассмотрения в связи с несоответствием действующему законодательству.

Подтверждением изложенного являются следующие сведения: в прокуратуру города в 2011 г. поступило 108 проектов решений городской Думы. По результатам проверки законности и антикоррупционной экспертизы на 25 проектов нормативных актов подготовлены отрицательные заключения (в том числе 11 заключений с указанием на коррупциогенные факторы и 5 на нарушения федерального законодательства). Замечания прокурора по 21 заключению были учтены при принятии правовых актов, остальные проекты сняты с рассмотрения для доработки.

Прокуратурой города по результатам проверки проекта решения городской Думы «Об утверждении положения о порядке и условиях предоставления семьям, в которых одновременно родились трое и более детей, социальной выплаты на строительство или приобретение жилья за счет средств городского бюджета» установлено его несоответствие требованиям Жилищного HYPERLINK consultantplus://offline/ref=070D46D21710644F03F65D1E62AF92A9EA59D6A20C0018701C2B1D8238k0P7K кодекса РФ и Закона Нижегородской области от 16 ноября 2005 г. N 179-З «О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» в части установления порядка признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и определения критериев нуждаемости.

Кроме того, проектом положения не установлен срок для принятия комиссией решения о предоставлении семье социальной выплаты или отказе в предоставлении социальной выплаты, что является коррупциогенным фактором, выражающимся в отсутствии сроков принятия решений органами местного самоуправления и их должностными лицами (HYPERLINK consultantplus://offline/ref=070D46D21710644F03F65D1E62AF92A9E252D7A3030E457A147211803F08E7309C86BB5599E684kFPFK подп. «а» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96).

В тексте проекта решения были нарушения юридической техники, заключающиеся в несогласованности отдельных пунктов проекта положения между собой.

По результатам проверки законности и антикоррупционной экспертизы прокуратура города подготовила отрицательное заключение на проект решения. Замечания прокурора доведены до сведения депутатов Думы на заседании профильной комиссии и учтены при принятии решения городской Думы от 20 апреля 2011 г. N 45 «Об утверждении положения о порядке и условиях предоставления семьям, в которых одновременно родились трое и более детей, социальной выплаты на строительство или приобретение жилья за счет средств городского бюджета».

На постоянной основе сотрудники прокуратуры города принимают участие в работе постоянной комиссии городской Думы по внесению изменений в устав города Нижнего Новгорода, что обеспечивает своевременное приведение устава города в соответствие с изменениями в действующем законодательстве.

Вопросы взаимодействия прокуратуры и администрации города в правотворческой сфере регламентированы соглашением от 25 октября 2010 г.

В соответствии с его условиями проекты нормативных правовых актов, разработанные администрацией города, направляются в прокуратуру для подготовки заключений.

Так, в ходе антикоррупционной экспертизы выявлены коррупциогенные факторы в проекте постановления администрации «Об утверждении Положения об аккредитации при администрации города Нижнего Новгорода хозяйствующих субъектов, осуществляющих подготовку схем расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте».

Пунктом 3.13 проекта положения установлено, что комиссия вправе аннулировать аккредитацию хозяйствующих субъектов в определенных этим пунктом случаях. Указанный пункт проекта положения содержит коррупциогенный фактор, выражающийся в диспозитивном установлении возможности совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций (определение компетенции по формулировке «вправе»).

Пунктом 3.15 проекта положения установлено, что представители аккредитованного хозяйствующего субъекта имеют право присутствовать на заседании комиссии при рассмотрении вопроса об аннулировании аккредитации и давать соответствующие пояснения. Аккредитованному хозяйствующему субъекту направляется уведомление о принятии комиссией решения об аннулировании аккредитации.

Этим пунктом не установлен срок, в течение которого аккредитованный субъект уведомляется об аннулировании аккредитации.

Таким образом, п. 3.15 проекта положения содержит коррупциогенный фактор, выражающийся в широте дискреционных полномочий — отсутствии или неопределенности сроков для принятия решения органами местного самоуправления и должностными лицами.

Кроме того, в разд. 3 проекта положения не установлена процедура принятия комиссией по аккредитации решений об аккредитации (отказе в аккредитации) или об аннулировании аккредитации, что является коррупциогенным фактором, выражающимся в отсутствии административных процедур (отсутствие порядка совершения органами местного самоуправления определенных действий).

Прокуратура города в заключении на проект постановления изложила указанные замечания и предложила устранить недочеты при принятии правового акта. Замечания учтены при принятии Постановления администрации города от 7 ноября 2011 г. N 4706 «Об утверждении Положения об аккредитации при администрации города Нижнего Новгорода хозяйствующих субъектов, осуществляющих подготовку схем расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте», коррупциогенные факторы устранены.

Представители прокуратуры города принимают участие в заседаниях рабочих групп администрации города по разработке проектов нормативных правовых актов.

Участие представителя прокуратуры города позволяет своевременно осуществлять правовую экспертизу проектов нормативных правовых актов в том числе на предмет выявления коррупциогенных факторов и добиваться точного соответствия проектов федеральному законодательству.

Таким образом, активное участие прокуратуры города в правотворческой деятельности органов местного самоуправления влечет отсутствие необходимости в принятии мер прокурорского реагирования, направленных на приведение вновь принятых правовых актов в соответствие с требованиями действующего законодательства.

В соответствии с уставом города прокурор города наделен правом правотворческой инициативы. В рамках реализации предоставленных полномочий прокуратура разрабатывает проекты нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

По инициативе прокурора города решением городской Думы от 26 октября 2011 г. N 161 внесены изменения в регламент городской Думы, направленные на постоянное участие прокуратуры в деятельности Думы, а также определен порядок рассмотрения протестов, представлений и требований прокурора на заседаниях Думы и постоянных комиссий.

Предложения прокурора, внесенные посредством правотворческой инициативы и направленные на регламентирование взаимоотношений прокуратуры и администрации города, нашли закрепление во вновь принятом регламенте администрации города, утвержденном Постановлением администрации города от 12 января 2012 г. N 114.

В рамках реализации правотворческой инициативы прокуратура разработала проект нормативного правового акта «О порядке разработки прогноза социально-экономического развития городского округа Нижний Новгород». По результатам рассмотрения проекта постановлением администрации утвержден порядок разработки прогноза социально-экономического развития городского округа Нижний Новгород.

Прокурор города либо его заместитель на постоянной основе проводят совещания с главой города (1 раз в месяц) и главой администрации города (2 раза в месяц), на которых анализируются выявленные прокуратурой замечания при изучении нормативных правовых актов и их проектов, принимаются меры по недопущению подобных замечаний в дальнейшей деятельности.

В 2011 г. проведено межведомственное совещание по вопросам взаимодействия прокуратуры города и органов местного самоуправления. Решили, что прокуратура будет принимать меры к активизации участия в правотворческой деятельности органов местного самоуправления, чаще выступать с правотворческой инициативой, принимать участие в планировании правотворческой работы органов местного самоуправления, информировать органы местного самоуправления о состоянии законности, оказывать им методическую и консультативную помощь. Органы местного самоуправления обеспечивают своевременное и полное представление информации и документов по требованию прокурора.

В рамках мониторинга изменений федерального законодательства прокуратура города регулярно доводит до сведения органов местного самоуправления информацию о необходимости изменения муниципальных правовых актов.

По результатам сверок изменений в действующем законодательстве и ревизии муниципальных правовых актов прошлых лет прокурор города принимает комплекс мер, в том числе информирует органы местного самоуправления о необходимости принятия либо внесения изменений в нормативные акты либо направляет проект нормативного правового акта в рамках правотворческой инициативы. В случае неприведения нормативного правового акта в соответствие с внесенными в действующее законодательство изменениями принимаются акты прокурорского реагирования.

В 2011 г. в целях понуждения к принятию нормативных правовых актов прокурор города направил в органы местного самоуправления города 12 информаций в порядке HYPERLINK consultantplus://offline/ref=070D46D21710644F03F65D1E62AF92A9EA58D6A9080718701C2B1D823807B8279BCFB75499E687F8kCPCK ст. 9 Закона о прокуратуре и внес 1 представление.

В ходе ревизии нормативных актов органов местного самоуправления прошлых лет прокурор города в 2011 г. принес 7 протестов, направил 4 требования об изменении правовых актов в целях исключения коррупциогенных факторов.

Необходимо отметить, что конструктивное взаимодействие прокуратуры города с органами местного самоуправления в правотворческой сфере невозможно без взаимной заинтересованности всех участников этого процесса.

Правильная организация взаимодействия прокуратуры города с органами местного самоуправления в правотворческой сфере заслужила положительной оценки со стороны руководства прокуратуры Нижегородской области.

В соответствии с приказом прокурора области от 7 марта 2012 г. заместитель прокурора города Е. Зубова признана победителем конкурса «Лучший по профессии» с занесением на Доску почета прокуратуры Нижегородской области по направлению взаимодействия с представительными (законодательными) и исполнительными органами области и органами местного самоуправления.

В заключение отметим, что опыт, накопленный прокуратурой города по взаимодействию с органами местного самоуправления города в сфере правотворческой деятельности, в дальнейшем будет активно применяться в повседневной работе, а порядок взаимодействия с органами местного самоуправления города — совершенствоваться с учетом требований приказов Генерального прокурора РФ и прокурора Нижегородской области.

«Финансовое право», 2012, N 7

ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Ю.П. КУЗЯКИН

доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой административного и финансового права Московского государственного индустриального университета (МГИУ).

Исследование посвящено проблематике муниципального финансового контроля. Автор обращает внимание на спорные вопросы правового регулирования деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований и вносит свои предложения с целью совершенствования финансовой основы местного самоуправления.

Финансовое обеспечение полномочий муниципальных образований является одним из важнейших условий их самостоятельности, напрямую определяется качеством управления муниципальными ресурсами, которое, в свою очередь, зависит от эффективного контроля за формированием и расходованием средств местных бюджетов.

Особую значимость муниципальный финансовый контроль (как внутренний, так и в большей степени внешний) приобретает в условиях тотальной дотационности местных бюджетов.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст