С. М. Киричуку ул. Б. Дмитровка, 26 Москва, 103426

ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Динамовский пр. 14/а, г. Киров обл., 610000

тел. (8332) 64-52-01, факс (8332) 64-54-94;

E-mail: HYPERLINK «mailto:[email protected]» [email protected]

ОКПО 52357102 ОГРН 1034316559089

ИНН/КПП 4345018895/434501001

Председателю Комитета Совета Федерации по федеральному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Федерального Собрания Российской Федерации

С.М. Киричуку

ул.Б. Дмитровка, 26

Москва, 103426

На №

от

О направлении информации для интернет-конференции

Уважаемый Степан Михайлович!

В соответствии с запросом направляем материалы для интернет-конференции по вопросам «Проблемы охраны окружающей среды и экологической безопасности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Глава департамента А.В. Албегова

Щенников Георгий Николаевич

64-95-29

Материалы для интернет-конференции по вопросам «Проблемы охраны окружающей среды и экологической безопасности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» департамента экологии и природопользования Кировской области

Совершенствование законодательства.

В сфере обращения с отходами:

Правительство Кировской области предлагает внести следующие изменения в отдельные законодательные акты в сфере обращения с отходами производства и потребления, в части совершенствования разграничения полномочий в области обращения с отходами между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:

Передать полномочия по установлению Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, предоставление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов в уведомительном порядке Правительству Российской Федерации. Данная мера позволит включить в состав получателей первичной информации органы государственной власти РФ.

Передать полномочия Российской Федерации органам государственной власти субъекта РФ по установлению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для объектов хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

Делегировать полномочия Российской Федерации органам государственной власти субъекта РФ по установлению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для объектов хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, с предоставлением субвенций федерального бюджета.

Закрепить за органами исполнительной власти субъекта РФ полномочия в части установления порядка обращения (сбора, использования (утилизации), обезвреживания, захоронения) отходами производства и потребления на территории субъекта РФ (с возможностью установления определенных ограничений на захоронение отдельных видов отходов).

Передать на региональный уровень организацию и проведение государственной экологической экспертизы проектной документации на строительство и реконструкцию, объектов, связанных с захоронением отходов 1-4 класса опасности, поскольку весь цикл работ в рамках проектирования, согласования проектной документации, строительства объектов размещения отходов и контроля за вводом их в эксплуатацию, а также государственного экологического надзора за эксплуатацией объектов логичнее проводить на уровне субъекта РФ.

Закрепить в полномочиях органов государственной власти субъектов РФ установление порядка осуществления юридическими и физическими лицами, осуществляющими хозяйственную деятельность на объектах, не подлежащих федеральному государственному надзору, производственного контроля в области обращения с отходами, а также его согласование.

Закрепить за органами местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов полномочие по установлению порядка раздельного сбора коммунальных (бытовых) отходов. Так как органы местного самоуправления как правило не реализуют или не в полной мере исполняют вверенные им полномочия в части организации использования бытовых и промышленных отходов и установлении порядка раздельного сбора отходов. В то же время большинство мероприятий по развитию механизмов по управлению потоками отходов, в том числе строительство объектов захоронения бытовых отходов в 90% ведется за счет средств областного бюджета.

Закрепить за органами местного самоуправления полномочия по установлению норм образования отходов от населения и организаций независимо от форм собственности и тарифов на использование коммунальных отходов, поскольку отходы подобные коммунальным, образуются и в производственной сфере и в сфере социального обслуживания. Данный шаг позволит стимулировать тарифную политику и даст возможность органам местного самоуправления более полно реализовать свои полномочия в сфере обращения с отходами.

Закрепить за муниципальными органами власти полномочия по участию в формировании регионального кадастра отходов.

В области использования и охраны водных объектов

Водным кодексом Российской Федерации не предусмотрена разработка и реализация федеральных программ по использованию и охране водных объектов. Программы субъектов Российской Федерации по использованию и охране водных объектов не могут реализовываться без привлечения средств федерального бюджета, в который будут поступать средства платы за пользование водными объектами практически в объеме более 99%. Таким образом, для разработки и реализации программ субъектов Российской Федерации по использованию и охране водных объектов необходимым условием является наличие федеральных программ по использованию и охране водных объектов.

Финансовое обеспечение реализации программ по использованию и охране водных объектов, по предотвращению вредного воздействия вод и обеспечению безопасности гидротехнических сооружений должно основываться на целевом использовании средств платы за пользование водными объектами, которое Водным кодексом не предусмотрено.

Необходимо внести следующие изменения:

1. В Водный кодекс Российской Федерации:

— направленные на увязку обязанности собственника и балансодержателя гидротехнических сооружений с его превентивным правом собственности на водный объект или пользования водным объектом, создаваемым данным гидротехническим сооружением;

— направленные на установление обязанности целевого использования средств от платы за пользование водными объектами на мероприятия по охране водных объектов, обеспечение безопасности гидротехнических сооружений и предупреждение вредного воздействия вод.

2. В Бюджетный кодекс Российской Федерации, устанавливающие распределение поступления средств от платы за пользование водными объектами (водного налога) по уровням бюджетов в соотношении: 20% — федеральный бюджет, 40% — бюджеты субъектов Российской Федерации, 40% — местные бюджеты вне зависимости от права собственности на водный объект.

В части административных правонарушений

Частью 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено следующее: при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, должностное лицо, вынесшее постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо, вынесшее постановление, принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На сегодняшний день в законодательстве отсутствует порядок реализации положений, прописанных в статье 32.2 и статье 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как изменения, внесенные в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Федеральным законом от 08.12.2003 № 161-ФЗ не коснулись других статей Кодекса, в частности статьи 2.10 (административная ответственность юридических лиц).

Таким образом, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, на основании статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принять решение о привлечении юридического лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не может в силу пробела в действующем законодательстве.

Предложения по вопросам совершенствования системы финансовой поддержки деятельности по охране окружающей среды и внедрению экологически эффективных технологий

В настоящее время практически не применяются меры экономического стимулирования в части финансовой поддержки деятельности в сфере охраны окружающей среды.

Предлагается начать с принятия нормативного правового акта (федеральный закон, постановление Правительства РФ) о плате за негативное воздействие на окружающую среду и упорядочения действующего законодательства по данному вопросу.

Существующее постановление Правительства РФ от 28.08.92 № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» морально устарело.

Документ был создан в 1992 году, являлся неоднократно предметом судебных разбирательств судами высшей инстанции. По вопросам полномочий субъектов РФ не соответствует действующему бюджетному законодательству в части проведения корректировки платежей в счет затрат на выполнение ими природоохранных мероприятий.

Изменился порядок зачисления платежей, нет внебюджетных экологических фондов.

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» еще в 2002 году изменил название платежей.

Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды (зарегистрированы в Минюсте России 24.03.93 № 190), принятые в развитие постановления № 632 и не отмененные до настоящего времени, по многим вопросам не соответствуют действующему порядку расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденному приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204 и зарегистрированному в Минюсте России от 27.06.2007 № 9725.

Также инструктивно-методические указания содержат положения о порядке проведения корректировки платежей природопользователей в счет затрат на выполнение ими природоохранных мероприятий, и о порядке предоставления льгот по плате за загрязнение отдельным категориям плательщиков (данная норма исключена из постановления № 632 в марте 2012 года).

С одной стороны бюджетное законодательство и письма Минфина России, разъясняющие неправомерность проведения корректировок платежей в счет затрат на выполнение природоохранных мероприятий, с другой стороны, решения судов. Например, в Кировской области решением Арбитражного суда Кировской области по делу № А28-494/2011 суд обязал Управление Росприроднадзора по Кировской области принять решение по вопросу определения корректировки платежей ОАО за негативное воздействие на окружающую среду с учетом освоения средств на выполнение природоохранных мероприятий, а также суд принял решение взыскать с Росприроднадзора судебные расходы в сумме 152 тыс. рублей.

Руководствуясь положениями подпункта а) пункта 4 постановления Правительства РФ от 28.08.92 № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», а также представлением Управления Росприроднадзора по Кировской области Правительство Кировской области приняло решение об утверждении размера вышеуказанной корректировки.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду несоизмерима с причиняемым ей ущербом.

Необходимо установить ставки платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вводные объекты, размещение отходов, достаточные для компенсации ущерба окружающей среде от негативного воздействия хозяйственной деятельности.

Необходимо узаконить механизмы и усовершенствовать порядок корректировки платежей за негативное воздействие на окружающую среду в счет затрат хозяйствующих субъектов на реализацию мероприятий по внедрению экологически эффективных технологий, по переработке отходов, снижению негативного воздействия на водные объекты сточными водами, повышению качества очистки сточных вод, выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Кроме этого, предлагается рассмотреть возможность установления для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по эксплуатации объектов накопленного экологического ущерба, связанных с осуществлением мероприятий по ликвидации накопленного экологического ущерба, равно как и при осуществлении мероприятий по ликвидации накопленного экологического ущерба, применения понижающих коэффициентов ко всем обязательным платежам, в том числе налоговым. К тем, кто такие мероприятия не проводит установить применение повышающих коэффициентов ко всем обязательным платежам, в том числе налоговым.

Финансовое обеспечение мероприятий по охране окружающей среды

В Кировской области, как и в других регионах, также остро стоят проблемы сбора, хранения и утилизации отходов производства и потребления (на территории более 600 мест размещения отходов, из них половина несанкционированных, нет объектов сортировки и переработки отходов). Состояние поверхностных водных объектов неудовлетворительно. Причиной этого, как везде является сброс загрязненных сточных вод. В области более половины объема сточных вод сбрасывается без очистки. Для улучшения экологической ситуации в области начиная с 2004 года ежегодно реализуется экологическая программа. В 2011 году приняты областные целевые программы «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Кировской области на 2012-2017 годы», «Охрана поверхностных водных объектов на территории Кировской области на 2012-2017 годы». Кроме этого принята областная целевая программа «Развитие водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод Кировской области» на 2011 – 2017 годы, в которой также решаются вопросы повышения качества очистки сточных вод и уменьшения объемов сброса загрязненных сточных вод в водные объекты.

Основным источником финансирования природоохранных проблем являются платежи за негативное воздействие на окружающую среду, а также платежи (штрафы), взыскиваемые по результатам осуществления государственного экологического надзора. Предлагаем, вопросы по улучшению экологической ситуации, выполнение мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду надо решать за счет закрепления в законодательстве механизмов целевого использования экологических платежей на природоохранные цели.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2011 № 148 введен показатель в области охраны окружающей среды, используемый для оценки деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации «Доля расходов консолидированного бюджета на охрану окружающей среды в общем объеме доходов, поступающих в региональный бюджет, в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду и штрафов за нарушение экологического законодательства». По Кировской области этот показатель составляет 107,6% за 2010 год, 91,6% за 2011 год.

При этом надо понимать, что это расходы как на сами мероприятия, так и на содержание органов исполнительной власти и подведомственных учреждений, осуществляющих деятельность в сфере охраны окружающей среды. Без учета расходов на содержание органов власти и природоохранных учреждений данный показатель по Кировской области снижается в среднем до 31,3%.

В Кировской области целевой экологический фонд просуществовал по 2007 год включительно. Все доходы от платы за негативное воздействие на окружающую среду как на областном, так и на местном уровнях направлялись на выполнение конкретных природоохранных мероприятий. Объемы финансирования мероприятий составляли порядка 55-60 млн. рублей. С ликвидацией фондов объемы финансирования реальных природоохранных мероприятий сократились в 2 раза.

Поддерживаем вопрос создания федерального и региональных экологических фондов для аккумулирования бюджетных средств (можно по аналогии с дорожным фондом). При этом считаем, что средства целевых экологических фондов должны направляться только на выполнение программ и проектов в области охраны окружающей среды. Не надо за счет этих средств содержать органы государственной власти и природоохранные учреждения. От Кировской области соответствующие предложения были представлены в соответствующие органы (МПР России, Минрегион России).

В систему экологических фондов предлагается включить федеральный экологический фонд и региональные экологические фонды.

Предусмотреть федеральный и региональный экологические фонды – как часть средств федерального и региональных бюджетов, аккумулированных для использования в целях реализации мероприятий и проектов в сфере охраны окружающей среды, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду и ликвидацию его последствий, в том числе ликвидацию ранее накопленного в результате хозяйственной деятельности экологического ущерба.

Предусмотреть установление Порядков формирования и использования бюджетных ассигнований федерального и регионального экологических фондов, соответственно, Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Отдельные юридические лица по управлению данными фондами не создавать. Управление фондами (функции главного распределителя бюджетных средств) закрепить за МПР России (федеральный экологический фонд) и за органом исполнительной власти субъектов РФ в сфере охраны окружающей среды и природопользования (региональный экологический фонд).

В источники формирования фондов включить:

плату за негативное воздействие на окружающую среду (за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов) – в федеральный экологический фонд в размере 10% от общего объема платежей; региональные экологические фонды в размере 90% от общего объема платежей;

госпошлину за выдачу разрешительной (природоохранной) документации;

суммы по искам о возмещении экологического ущерба;

суммы штрафов за экологические правонарушения.

Направления использования средств экологических фондов –

на федеральном уровне:

научно-технические исследования в сфере охраны окружающей среды, разработка, внедрение ресурсосберегающих и экологически чистых технологий;

осуществление государственного мониторинга окружающей среды;

предоставление субсидий бюджетам субъектов РФ на софинансирование природоохранных объектов капитального строительства, реконструкции, капитального ремонта государственной собственности субъектов Российской Федерации, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации,

или на предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам на софинансирование природоохранных объектов капитального строительства, реконструкции, капитального ремонта муниципальной собственности, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов;

разработка и реализация проектов, направленных на снижение негативного воздействия на водные объекты, а также проектов, направленных на улучшение качества сточных вод;

на ликвидацию накопленного экологического ущерба в результате хозяйственной деятельности в период СССР предприятий оборонного, атомного и химического комплекса и др.;

на выполнение мероприятий по охране атмосферного воздуха;

на проведение корректировки платежей (в части федеральной доли) за негативное воздействие на окружающую среду хозяйствующих субъектов в счет затрат на выполнение ими природоохранных мероприятий, направленных на снижение негативного воздействии на окружающую среду и ликвидацию его последствий;

создание особо охраняемых природных территорий федерального значения;

на региональном уровне:

на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт очистных сооружений сточных вод предприятий водопроводно-канализационного хозяйства (включая корректировку платежей региональной доли);

на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов размещения отходов производства и потребления (включая корректировку платежей региональной доли);

на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт газопылеулавливающих устройств (включая корректировку платежей региональной доли);

долевое участие в разработке и реализации имеющих федеральное значение программ и проектов, направленных на улучшение качества окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности населения;

участие в финансировании строительства, реконструкции природоохранных объектов, осуществляемых предприятиями и организациями;

создание особо охраняемых природных территорий регионального значения;

развитие экологического воспитания и образования;

другие природоохранные мероприятия, направленные на снижение негативного воздействия на окружающую среду, на улучшение качества экологической обстановки, обеспечение экологической безопасности.

Предлагается государственный контроль за функционированием и целевым использованием средств экологических фондов возложить на Минфин России, на региональные и федеральную Контрольно-счетные палаты, прокуратуру РФ.

В целях осуществления общественного контроля за деятельностью экологических фондов создать специальные наблюдательные советы, с включением в них депутатов, общественных и научных организаций, а также поручить общественной палате (региональной и федеральной) осуществление общественного контроля за деятельностью органов государственной власти по управлению экологическими фондами.

Ликвидация бесхозяйных скважин

Вопрос ликвидации или передачи в пользование бесхозяйных и бездействующих водозаборных скважин, существующих на территории Кировской области начиная с 2009 года, когда он впервые был рассмотрен на координационном совете по экологической политике, постоянно находится в сфере внимания Правительства Кировской области. В 2011 году он был рассмотрен (повторно — по итогами выполнения его решения) на координационном совете, поднимался на заседании антитеррористической комиссии Кировской области, на пленарном заседании Общественной палаты Кировской области, на Комитете по экологии Законодательного Собрания области и особенно широко и остро он обсуждался на кустовых совещаниях с участием глав муниципальных образований.

В повестку дня заседания Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций этот вопрос был включен по инициативе департамента, поскольку его решение в рамках Плана мероприятий по ликвидации или передаче в пользование бесхозяйных и бездействующих водозаборных скважин на территории Кировской области на период до 2015 года» (далее – Плана) это долгосрочный и ресурсоемкий процесс.

В соответствии с пунктом 4 этого Плана муниципальным образованиям было поручено доработать материалы инвентаризации водозаборных скважин. Вопрос о необходимости доработки этих материалов возник в связи с тем, что все отчеты по инвентаризации скважин были сданы муниципальными образованиями в установленный срок (до декабря 2009 года), но выполнены они были формально и содержали большое количество недостоверной, непроверенной информации.

В связи с этим департаментом совместно с управлением по вопросам местного самоуправления были подготовлены методические указания по проведению инвентаризации скважин, проведен обучающий семинар, но, несмотря на это, работа до настоящего времени рядом муниципальных образований не завершена.

По состоянию на 01.01.2012 доработанные сведения о результатах инвентаризации поступили в Кировнедра из 18 районов области и были приняты лицензирующим органом для дальнейшей обработки и обобщения. В 2011 году материалы по пяти районам обработаны (за счет средств областного бюджета) с целью выявления экологически наиболее опасных скважин, требующих безотлагательного ликвидационного тампонажа.

В 2012 году из областного бюджета выделены средства на обработку материалов еще по 8 районам области, т.е. на конец 2012 года будет получена необходимая информация по 13 муниципальным образованиям и останутся необработанными материалы еще по 27. Учитывая, что информация о выполненной инвентаризации скважин с каждым годом теряет свою достоверность, департаментом в феврале текущего года подготовлена докладная записка на имя заместителя Председателя Правительства области Щерчкова С.В. с предложением предусмотреть при внесении изменений в Законе Кировской области от 01.12.2011 № 91-ЗО «Об областном бюджете на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов» выделение департаменту дополнительных средств (порядка 800 тысяч рублей), необходимых для обработки имеющихся материалов еще по 12 районам области и МО «Город Киров».

Считаем важным также отметить, что в соответствии с протоколом заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Кировской области (от 21.09.2011 №20) главам муниципальных образований, на территории которых находятся брошенные и бездействующие скважины (владельцы которых не установлены), рекомендовано:

1. В срок до 01.06.2012 принять меры по временной консервации указанных скважин (заваривание устьев) в целях предотвращения потенциально возможного загрязнения эксплуатационных водоносных горизонтов;

2. Определить ответственных за сохранность указанных выше скважин до решения вопроса о признании их бесхозяйными в установленном порядке и выполнения работ по их ликвидационному тампонажу;

3. Установить собственников брошенных и бездействующих водозаборных скважин или в установленном порядке определить статус этих скважин как бесхозяйные с последующей передачей на баланс муниципального образования;

4. Рекомендовать владельцам бездействующих водозаборных скважин в срок до 01.06.2012 выполнить работы по их консервации или ликвидации в соответствии с лицензионным соглашением.

Организация государственного мониторинга

В соответствии с решениями Совета безопасности Кировской области и на основании государственных контрактов с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области» в Кирово-Чепецком районе департаментом экологии обеспечены наблюдения за состоянием атмосферного воздуха на посту № 2 в г. К.Чепецке. В течение 2010 и 2011 года наблюдения велись по полной программе 4 раза в сутки, во все дни (кроме воскресенья и праздничных дней), по специфическим веществам (по фтористому водороду, аммиаку, фенолу, формальдегиду, хлористому водороду). Наблюдения продолжаются и в текущем году.

Организована оперативная передача информация о состоянии атмосферного воздуха в г. Кирово-Чепецке в администрацию города для размещения на официальном сайте.

В рамках оптимизации системы мониторинга атмосферного воздуха в г. Кирово-Чепецке департамент заключил государственный контракт на поставку измерительного оборудования (трассового газоанализатора для определения хлористого водорода) с ООО «СЕНС-ОПТИК» (г. Санкт-Петербург).

Департаментом обеспечено осуществление мониторинга состояния атмосферного воздуха на основных автомагистралях г. Кирова КОГБУ «Областной природоохранный центр». По результатам работы в 2011 году информация о качестве атмосферного воздуха на автомагистралях г. Кирова направлена для принятия мер по регулированию движения автотранспорта в администрацию города и управление ГИБДД по Кировской области.

В соответствии с постановлением Правительства области от 04.08.2010 № 61/365 «О создании системы наблюдений за состоянием окружающей среды на участке территории вдоль р. Вятка от г. Слободской до г. Киров» в течение 2011 года обеспечен сбор результатов химического анализа проб поверхностных вод в 33 наблюдательных створах.

Основная часть наблюдений осуществлялась водопользователями в рамках программ производственного контроля. Во исполнение указанного постановления на 4-х дополнительно созданных створах велось наблюдение ГУ «Кировский ЦГМС».

Сбор данных, поступающих от участников системы наблюдения, их обработку, хранение, анализ и составление прогноза экологической обстановки выполняло КОГБУ «Вятский научно-технический центр мониторинга и природопользования», подведомственное департаменту.

В рамках осуществления государственного мониторинга водных объектов в течение 2011 года обеспечено наблюдение за состоянием реки Вятка в границах города Слободского, Нововятского района г. Кирова, п. Аркуль Нолинского района, р. Плоская в границах п. Коминтерновский г. Кирова и р. Люльченка в границах г. Кирова, включая дно, берега и водоохранные зоны.

В 2011 году осуществлялись работы по инвентаризация гидротехнических сооружений с оценкой их технического состояния с целью разработки и реализации мероприятий по ремонту и реконструкции ГТС, а также информационного обеспечения органов, осуществляющих контроль и надзор за безопасностью ГТС. В 2011 году обеспечено проведение инвентаризации ГТС на территории 10 районов области.

В МПР России и Росводресурсы направлены заявки о включении мероприятий «Экологическая реабилитация р. Вятка в районе Кирово-Чепецкого промышленного узла» в федеральную целевую программу «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах».

На основании соглашения между КОГБУ «Вятский научно-технический центр мониторинга и природопользования» и департаментом учреждением на системной основе осуществлялся мониторинг окружающей среды Кильмезского захоронения ядохимикатов.

Организация государственного экологического надзора

План проведения проверок согласовывается в установленном порядке с прокуратурой Кировской области и утверждается приказом департамента. В 2011 году план проведения проверок составил -364 ед. Всего проведено 485 проверок, из них — 352 плановых и 133-внеплановых. 12 проверок не удалось провести в связи с ликвидацией предприятий (организаций) в течение 2011 года. Процент выполнения утвержденного годового плана составил 97%.

В периоды проведения проверок привлекались экспертные организации и эксперты. Расширялась практика использования результатов контрольно-измерительных и лабораторно-диагностических лабораторных исследований с целью определения параметров загрязнения окружающей среды. Реализацию данных мероприятий обеспечивала специализированная инспекция аналитического контроля (СИАК) КОГБУ «Кировский областной центр охраны окружающей среды».

Действия органов государственного надзора по пресечению нарушений и устранению последствий таких нарушений.

В структуре всех проведенных проверок 2011 году основное внимание было уделено контролю в сфере с обращением отходами и не платежами за негативное воздействие на окружающую среду. В весенне-летний период проводились рейды по очистке водоохранных зон малых и больших рек от отходов производства и потребления. Проводились рейды с участием органов местного самоуправления по подготовке свалок и полигонов ТБО к приему отходов после очистки территорий в весенний период. Контролировалась работа районных, городских комиссий по благоустройству. Всего за год к административной ответственности привлечено около 300 виновных лиц. Наложено штрафов на сумму 5041тыс. рублей. По данным финансового контроля (по состоянию на 01.01.2012) взыскано и поступило во все уровни бюджета 4713000 рублей. Уровень взыскания штрафных санкций составил 93% от наложенных таковых. По не взысканным платежам соответствующие материалы находятся на рассмотрении и в производстве Службы судебных приставов.

В целях организации деятельности государственных инспекторов приказом департамента экологии и природопользования Кировской области, сформирована инфраструктура межрайонных государственных инспекторов, обеспечивающих осуществление государственного экологического надзора по подведомственным муниципальным районам (территориальным округам).

Для повышения эффективности государственного экологического надзора в рамках решения задач производственной необходимости совместным приказом департамента экологии и природопользования Кировской области и подведомственного учреждения КОГБУ «Областной природоохранный центр» на межведомственной основе сформированы и функционируют группы оперативного реагирования по сообщениям (заявлениям) об аварийных и чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (оперативные группы в области охраны окружающей среды). Организация деятельности оперативных групп регламентирована соответствующей схемой оповещения и порядком развертывания.

В целях обеспечения необходимого взаимодействия с органами местного самоуправления и правоохранительными органами в вопросах осуществления государственного экологического надзора департаментом экологии и природопользования Кировской области проведено 6 плановых кустовых семинаров-совещаний с государственными инспекторами экологического надзора, представителями органов местного самоуправления, районных подразделений прокуратуры и УВД Кировской области.

В ходе семинаров-совещаний обсуждались экологические проблемы, а также прикладные аспекты охраны окружающей среды в муниципальных районах области. Рассмотрены вопросы соблюдения законодательства на территории муниципальных образований в области обращения с отходами производства и потребления, недропользования, охраны и использования водных объектов, внесения субъектами хозяйственной деятельности установленных платежей за негативное воздействие на окружающую среду и полноты их поступления в местные бюджеты.

Участники семинаров-совещаний проинформированы об основных направлениях реализации государственной политики в вопросах охраны окружающей среды, о мерах, принимаемых Правительством области, в оказании содействия органам местного самоуправления по строительству полигонов ТБО, ремонту гидротехнических сооружений, подготовке и реализации долгосрочных планов и программ в области обращения с отходами производства и потребления.

Практические направления взаимодействия по профилактике, выявлению и пресечению правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования отрабатывались государственными инспекторами департамента экологии и природопользования Кировской области совместно с прокуратурами районов и работниками полиции УВД.

По результатам осуществления государственного экологического контроля за 2011 год проведено 485 проверок соблюдения природоохранного законодательства, в ходе которых выявлено 448 нарушений, привлечено к административной ответственности 289 виновных лиц и взыскано с нарушителей штрафов в консолидированный бюджет области на сумму свыше 4713 тыс. руб.

Проблемы и особенности организации работы по обращению с твердыми бытовыми отходами

Наиболее острые проблемы в сфере обращения с отходами на территории Кировской области:

Анализ существующей ситуации в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории области позволил выделить ряд проблем и причины их возникновения.

Большое число объектов размещения бытовых отходов и их функционирование с нарушениями природоохранного законодательства. В соответствии с Концепцией обращения с отходами производства и потребления на территории Кировской области, утвержденной распоряжением Правительства Кировской области от 25.01.2010 № 10 «Об утверждении Концепции обращения с отходами производства и потребления на территории Кировской области» (далее – Концепция обращения с отходами производства и потребления на территории Кировской области), наибольшая концентрация свалок отмечена в центральной части области (г. Киров и прилегающие к областному центру районы области) и районах, расположенных к югу и юго–западу от областного центра. Вновь построенные объекты размещения отходов при отсутствии генеральной схемы очистки территории решают проблему захоронения отходов лишь в районных центрах, тогда как на территории всего района количество свалок не сокращается. Бесконтрольная деятельность на несанкционированных объектах размещения твердых бытовых отходов ведет к увеличению площадей, занимаемых свалками. На 2010 год на объектах размещения захоронено около 12,5 млн. тонн бытовых отходов, ежегодно данная цифра увеличивается на 0,5 млн. тонн. В настоящее время лишь 18% твердых бытовых отходов захоронено на полигонах, отвечающих природоохранным требованиям.

3. Сложившаяся система сбора и удаления отходов на территории областного центра и ряда муниципальных образований, а также значительный износ технической инфраструктуры, используемой в сфере обращения с отходами, требуют скорейшей модернизации. В большинстве случаев система сбора и удаления отходов исторически сложилась только на территории административных центров муниципальных районов и не развивается на всей территории муниципальных образований. Отсутствие систем двустадийного вывоза отходов не позволяет охватывать близлежащие населенные пункты, прилегающие к районным центрам, несмотря на то, что именно в них образуется до 50% объемов твердых бытовых отходов. Кроме того, отсутствие действенной системы учета и анализа потоков отходов на всех уровнях их образования приводит к отсутствию достоверных сведений у органов исполнительной власти для принятия управленческих решений.

4. Низкая экологическая культура населения в сфере обращения с отходами из-за недостаточной информативности.

5. Отсутствие системы раздельного сбора ценных компонентов бытовых отходов и, как следствие, их переработки приводит к сокращению срока эксплуатации полигонов, увеличению объемов отходов поступающих на захоронение, потере ценных вторичных материальных ресурсов и загрязнению окружающей среды. Сократить поток отходов на объекты их захоронения можно только одним способом – масштабным и своевременным выделением из твердых бытовых отходов ресурсов, пригодных для вторичного использования, строительством мусоросортировочных комплексов и завода по переработке мусора.

6. Отсутствие системы сбора наиболее опасных для окружающей среды и человека ртутьсодержащих отходов (осветительных устройств) на территории области приводит к их поступлению в окружающую среду и ее загрязнению. Ежегодно на территории области, по данным формы 2-ТП (отходы производства и потребления), образуется 79 тонн ртутьсодержащих отходов. По экспертным оценкам масса образования таких отходов может быть в 2-3 раза больше. На территории г. Кирова имеется специализированное предприятие по обезвреживанию ртутьсодержащих отходов — ОАО «Куприт», однако отсутствие систем сбора опасных отходов на территории области инициирует их попадание в окружающую среду. С введением в действие Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» необходимо создавать системы сбора ртутьсодержащих отходов, и в том числе от населения, поскольку в результате бытового применения люминесцентных энергосберегающих ламп также образуются ртутьсодержащие отходы, подлежащие обезвреживанию.

7. Отсутствие законодательного регулирования на федеральном уровне в сфере обращения с биологическими отходами. Необходимо проработать вопрос нормативно-правового обеспечения в данной сфере.

Учет объектов ранее накопленного экологического ущерба.

В 2012 году в рамках реализации областной целевой программы «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Кировской области» на 2012-2017 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 22.08.2011 № 117/3087, (далее – Программа) планируется проведение инвентаризации объектов размещения бытовых отходов. На данные цели предусматривается выделение 0,9 млн. рублей из средств областного бюджета и 0,9 млн. рублей из средств местных бюджетов. При условии полного и своевременного финансирования мероприятий Программы с 2013 года планируется разработка и реализация проектов по рекультивации свалок твердых бытовых отходов. Решение задачи ликвидации накопленного ущерба в части объектов размещения бытовых отходов предложенными в Программе мероприятиями обеспечит закрытие свалок бытовых отходов, сокращение площадей, занятых свалками бытовых отходов, создаст условия для направления потока таких отходов на специализированный объект, гарантируя инвестору поставку требуемого объема отходов.

Особенности организации работы по обращению с ТБО.

Особенность обращения с отходами заключается в ярко выраженной низкой плотности населения и большом количестве свалок по отношению к полигонам ТБО. В настоящее время функционирует порядка 666 объектов размещения отходов, из них полигонов — 27. Из 666 объектов 344 относятся к несанкционированным. С нарушением природоохранных требований эксплуатируются более 90 % объектов.

Анализ существующей ситуации в сфере обращения с ТБО на территории Кировской области позволил выделить ряд проблем:

низкая информативность существующей системы учета ТБО;

отсутствие системы раздельного сбора ценных компонентов ТБО;

захоронение как основной способ удаления ТБО;

функционирование объектов размещения отходов с нарушениями природоохранного законодательства;

нарушение эстетического облика населенных пунктов и прилегающих к ним территорий в результате захламления земель.

Считаем, что инфраструктура в области обращения с ТБО должна быть представлена организациями, осуществляющими в комплексе или отдельно сбор (в том числе селективный), сортировку, транспортировку, переработку и размещение отходов. Системно работающая инфраструктура, а также модернизация объектов коммунального комплекса, должна обеспечить снижение количества размещаемых отходов.

Основными направлениями деятельности в достижении этой цели являются:

создание систем раздельного сбора отходов, обеспечивающих снижение количества отходов, требующих захоронения, и исключение попадания отходов, содержащих токсичные компоненты, в захораниваемые отходы;

создание площадок компостирования органических отходов природного происхождения в местах их образования, что позволит снизить объемы транспортируемых отходов и, соответственно, затраты на транспортировку отходов, подлежащих захоронению, кроме того, предварительное компостирование отходов обеспечит минимизацию образования биогаза на объектах захоронения коммунальных отходов;

максимальное использование отходов минерального происхождения для рекультивации карьеров, при производстве строительных работ и строительных материалов;

создание межмуниципальных объектов по обезвреживанию опасных отходов и специализированных объектов по переработке отходов, имеющих ресурсный потенциал, которые будут базироваться на наиболее крупных пунктах сбора;

экономически целесообразная минимизация количества объектов захоронения отходов.

Водные отношения. Проблемы, состояние водных объектов, являющихся источниками питьевого водоснабжения

Река Вятка является основной водной артерией Кировской области, источником водоснабжения и жизнеобеспечения населения г. Кирова с численностью около 500 тыс. человек и других населенных пунктов области.

На реке Вятка в интервале от г. Слободской до г. Киров исторически сложилась высокая антропогенная нагрузка, вызванная сбросом загрязненных сточных вод более чем 30 предприятиями и неорганизованным сбросом поверхностных вод с загрязненных селитебных территорий.

Кроме того, на водосборной площади р. Вятка расположен Кирово-Чепецкий промышленный узел, в 19 км выше по течению от областного центра, в 5-7 часах добегания загрязнения до водозабора города Кирова во время паводка.

В результате более чем 60-летней деятельности предприятий Кирово-Чепецкого промышленного узла, как непосредственно при сбросе сточных вод без очистки, так и под воздействием объектов размещения отходов производств по переработке радиоактивных материалов, производств химической продукции в пойме р. Вятки сформировалось комплексное устойчивое загрязнение питающих её грунтовых вод, поверхностных водных объектов и донных отложений.

Все эти факторы составляют угрозу питьевому водозабору г. Кирова, особенно в период весеннего половодья.

В целях обеспечения экологической безопасности питьевого водозабора г. Кирова, контроля экологической обстановки на участке реки Вятка от г. Слободской до г. Киров, а также согласованных и оперативных действий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций департаментом экологии реализуется ряд мероприятий.

В рамках постановления Правительства Кировской области от 04.08.2010 № 61/365 «О создании системы наблюдений за состоянием окружающей среды на участке территории вдоль р. Вятка от г. Слободской до г. Киров» департаментом экологии организовано взаимодействие уполномоченных территориальных органов министерств и ведомств, органов исполнительной власти Кировской области.

Согласно постановлению на указанном участке осуществляется регулярный химический анализ проб поверхностных вод в 33 наблюдательных створах.

Основная часть наблюдений осуществляется водопользователями в рамках программ производственного контроля. На 4-х створах наблюдение осуществляет ФГБУ «Кировский ЦГМС».

Сбор данных, поступающих от участников системы наблюдения, их обработку, хранение, анализ и составление прогноза экологической обстановки выполняет КОГБУ «Вятский научно-технический центр мониторинга и природопользования».

2. В развитие указанной системы наблюдений департаментом экологии по согласованию с заинтересованными органами разработан «Порядок наблюдений на случай возникновения нештатных ситуаций природного и техногенного характера» (утвержден приказом департамента от 16.03.2011 № 50).

Данным документом определены признаки нештатной ситуации (в том числе в период весеннего половодья), а также порядки: информирования, взаимодействия координатора (департамента экологии) с заинтересованными органами и водопользователями, отбора проб и оперативной обработки полученной информации.

3. В целях восстановления и экологической реабилитации водных объектов департаментом экологии направлены заявки в Минприроды России и Росводресурсы для включения мероприятия «Экологическая реабилитация р. Вятка в районе Кирово-Чепецкого промышленного узла» в ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах».

В составе заявки представлены: подробная пояснительная записка, смета по выполнению работ (ориентировочной стоимостью – 1627,4 млн. руб.), техническое задание, карты распространения ареола загрязнения.

4. В текущем году планируется освоить 1,98 млн. руб. областного бюджета на разработку «Гидродинамической модели прогнозирования загрязнений р. Вятка вследствие возможных аварийных ситуаций (для участка от г. Кирово-Чепецк до г. Киров)» с целью предупреждения угрозы реке Вятка при промывке паводковыми водами загрязненных территорий и аварийных ситуациях.

Состояние водных объектов – источников питьевого водоснабжения, обеспечение населения качественной питьевой водой

Надзор за организацией водоснабжения населения питьевой водой, безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении и безвредной по химическому составу, осуществляет Управление Роспотребнадзора по Кировской области.

В сравнении со среднероссийскими показателями качество воды в местах водозаборов из поверхностных источников в Кировской области хуже, чем в Российской Федерации. Это объясняется тем, что уже в истоках поверхностные источники водоснабжения содержат высокое природное содержание железа, повышенное содержание трудноокисляемых органических веществ, выраженное в ХПК. В 2011 году в сравнении с 2010 годом на 7,9 % увеличился процент неудовлетворительных проб воды в местах водозаборов из поверхностных источников водоснабжения по санитарно-химическим показателям (таблица).

Таблица

Состояние поверхностных источников централизованного питьевого водоснабжения и качество воды в месте водозабора

Территория

Год

2009

2010

2011

1

2

3

4

5

Количество источников

Кировская область

18

18

18

Не отвечает санитарным нормам и правилам (%)

РФ



Страницы: 1 | 2 | Весь текст