С установлением теплой погоды на территории Вельского и Шенкурск

С установлением теплой погоды на территории Вельского и Шенкурского районов Архангельской области осложняется дорожно-транспортная обстановка при эксплуатации вело и мототранспорта.

За текущий период 2013 года на территории Вельского и Шенкурского районов Архангельской области зарегистрировано более 19 дорожно-транспортных происшествий с данной категорией участников дорожного движения, в которых 1 человек погиб и 8 — получили травмы различной степени тяжести. Сотрудниками ОМВД России «Вельский» в рамках профилактической деятельности выявлено 182 нарушения Правил дорожного движения допущенных данной категорией участников дорожного движения.

В целях оперативного реагирования на складывающуюся обстановку с аварийностью, предупреждения дорожно-транспортных происшествий и активизации профилактической деятельности, направленной на снижение аварийности, в том числе детского дорожно-транспортного травматизма, на территории Вельского и Шенкурского районов Архангельской области проводятся специальные оперативно-профилактические мероприятия:

1. «Скутер» в период с 24 по 30 июня 2013 г.

2. «Велосипедист» с 22 по 28 июля 2013 г.

РАЗЪЯСНЕНИЯ

Анализ состояния аварийности позволяет сделать вывод, что количество дорожно-транспортных происшествий с участием таких категорий транспортных средств, как велосипеды, мопеды и скутеры значительно возросло. Практика показывает, что в основном этими видами транспортных средств управляют несовершеннолетние лица. Отсутствие у этой категории водителей знаний Правил дорожного движения, и недостаток навыков вождения являются основными причинами роста правонарушений, совершаемых водителями указанных видов транспортных средств, а нередко приводят и к трагическим последствиям. Вместе с тем, следует отметить, что работа по пресечению и профилактике правонарушений среди указанной категории водителей ведется недостаточно эффективно. Разработка настоящих методических рекомендаций вызвана необходимостью активизировать работу подразделений ГИБДД и наметить основные приоритетные направления в этой сфере деятельности, а также обеспечить соблюдение законности, при привлечении несовершеннолетних правонарушителей к административной ответственности. Данное пособие не содержит каких-либо дополнительных требований и основано только на правовых нормах об административных правонарушениях, Правил дорожного движения и других нормативных правовых актов, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

В Правилах дорожного движения используются следующие основные понятия и термины, толкование которых дано в пункте 1.2.

«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса и более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящимся на нем. Управлять велосипедом при движении по дорогам разрешается лицам, не моложе 14 лет (п.24.1 ПДД).

«Мопед» — двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб.см и имеющее максимальную конструктивную скорость движения не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками. Управлять мопедом разрешается лицам не моложе 16 лет (п.24.1 ПДД).

«Механическое транспортное средство» — транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины. Согласно п.1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, механические транспортные средства должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения.

«Мотоцикл» — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него. Управление мотоциклом допускается с 16-летнего возраста, при наличии водительского удостоверения категории «А».

«Квадрициклы» — четырехколесные механические транспортные средства ненагруженная масса которых не превышает 400 кг (500 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки людей). Квадрициклы, допущенные, согласно паспорта транспортного средства, к участию в дорожном движении входят в состав категории транспортных средств охваченным термином «мотоцикл» и подлежат регистрации с выдачей государственных регистрационных знаков. Управление квадрициклами, как и мотоциклами, разрешается лицам, достигшим 16-летнего возраста, при наличии водительского удостоверения категории «А».

«Квадроциклы», «мотовездеходы», «снегоболотоходы» — механические транспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, но не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования. Подлежат регистрации в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзор). Лицо, управляющее указанным транспортным средством, обязано иметь при себе удостоверение тракториста-машиниста. Движение таких транспортных средств по дорогам общего пользования образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.1 КоАП РФ (Самоуправство).

При осуществлении надзора за дорожным движением необходимо учитывать, что мотоциклы, квадроциклы, допущенные к участию в дорожном движении и скутеры с рабочим объемом двигателя более 50 куб.см. подлежат обязательной государственной регистрации. Ответственность за нарушения установленного порядка регистрации транспортных средств предусмотрена частью 1 статьи 12.1 КоАП РФ.

При управлении транспортным средством, относящимися к категории «А», водитель, в соответствии с п. 2.1.2. ПДД, должен быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без застегнутого мотошлема. Привлекать к ответственности за это нарушение Правил следует по ст.12.6 КоАП РФ.

При возникновении вопроса о наличии у водителя законного права собственности на мопед, скутер (здесь и далее под скутером предполагается транспортное средство с рабочим объемом двигателя не более 50 куб.см.), или права владения таким транспортным средством, необходимо учитывать, что это право может быть подтверждено любым платежным документом, свидетельствующим о приобретении этого транспортного средства, или доверенностью. При этом, необходимо помнить, что в соответствии с требованием статьи 161 Гражданского кодекса РФ, сделки граждан, между собой, на сумму, превышающую в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, должны совершаться в письменной форме — простой или нотариальной. Соответственно, при передаче права собственности на мопед (скутер) или владения таким транспортным средством, стоимость которого превышает указанную сумму, сделка должна быть совершена в письменной форме.

В связи с чем, при наличии сведений о факте неправомерного завладения мопедом (скутером) или отсутствии документов, подтверждающих право собственности (владения), такое транспортное средство целесообразно доставлять в территориальное ОВД для установления принадлежности транспортного средства.

В соответствии с п.24.1. Управлять мопедом могут лица не моложе 16 лет.

Примечание. По решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации может снижаться указанный возрастной ценз, но не более чем на 2 года, и устанавливаться порядок, предусматривающий наличие у водителей велосипедов, мопедов и гужевых повозок (саней) документа, подтверждающего знание ими Правил и Основных положений, а у этих транспортных средств — специального регистрационного знака.

Согласно п.24.2. велосипеды и мопеды (скутеры) должны двигаться только по крайней правой полосе в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.

Пункт 24.3 Правил дорожного движения запрещает водителям велосипедов и мопедов (скутеров):

ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;

перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками;

перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;

двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;

поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.

водителям мопедов (велосипедов с подвесным двигателем, скутеров) двигаться по дороге без застегнутого мотошлема.

Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.

Привлекать водителей к административной ответственности, за указанные нарушения Правил, следует по ч.2 ст.12.29 КоАП РФ.

Несовершеннолетние лица в возрасте от 16 до 18 лет, управляющие мопедами (скутерами) или велосипедами, и совершившие какое-либо нарушение Правил дорожного движения, привлекаются к административной ответственности по ч.2 ст. 12.29 КоАП РФ, а совершившие это нарушение в состоянии опьянения по ч.3 ст.12.29 КоАП РФ. Однако, при этом следует помнить, что указанные лица, в соответствии с ч.2 ст.2.3 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о них, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, могут быть освобождены от административной ответственности с применением к ним мер воздействия, предусмотренных федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

При обнаружении достаточных данных, указывающих на наличие в действиях несовершеннолетнего водителя признаков административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.12.29 КоАП РФ, к нему могут применятся предусмотренные ст.12.27 КоАП РФ меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, такие как отстранение от управления транспортным средством, медицинское освидетельствование, доставление, административное задержание и задержание транспортного средства.

При выявлении административного правонарушения, совершенного несовершеннолетним, достигшим возраста шестнадцати лет, дело на месте совершения административного правонарушения не рассматривается. Сотрудником, в установленных HYPERLINK consultantplus://offline/ref=620789E6F1B4C8B3565C48DB6C0ED96318208E8D182669C7B044EA4B4FA505C8360FC14E03CE69D7IA34G Кодексом случаях, применяются меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, составляется протокол об административном правонарушении или выносится определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

При выявлении противоправных действий (бездействия), совершенных несовершеннолетним, не достигшим возраста шестнадцати лет, дело об административном правонарушении не возбуждается. В указанных случаях обеспечивается передача несовершеннолетнего должностному лицу подразделения по делам несовершеннолетних либо его доставление в служебное помещение органа внутренних дел

Из ст.2.3 КоАП РФ следует, что несовершеннолетние лица, не достигшие на момент совершения нарушения Правил дорожного движения 16-летнего возраста, не подлежат административной ответственности. Согласно п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, это означает, что дело об административном правонарушении в отношении таких лиц не может быть возбуждено, а возбужденное подлежит прекращению. Требование этой правовой нормы по указанному признаку безусловно, поэтому порядок производства по делам о нарушении Правил дорожного движения, в отношении указанных лиц, прямыми нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях не предусматривается. Однако, это не означает, что обстоятельства совершения этими лицами правонарушений не должны выясняться, а к виновным не должны применяться возможные меры воспитательного характера, способствующие профилактике правонарушений среди данной категории несовершеннолетних, так как отсутствие должной превенции, на ранних стадиях формирования у несовершеннолетнего установок противоправного поведения, и сдерживающего фактора неотвратимости наступления наказания за совершенные противоправные действия, приводят, в дельнейшем, к совершению им деяний с более высокой степенью общественной опасности.

ОГИБДД ОМВД России «Вельский»

PAGE

PAGE 5