Русский язык. 9-11 классы.

Вопросы II Всероссийской дистанционной олимпиады по русскому языку для 911 классов.

Прием расчленения фразы на части или даже на отдельные слова, цель которой придать речи интонационную экспрессию путем ее отрывистого произнесения. О каком термине идет речь? Приведите примеры.

В песне А. Розенбаума «Вальс-бостон» есть такие строки:

И со всей округи люди приходили к нам,

И со всех окрестных крыш слетались птицы,

Танцовщице золотой захлопав крыльями,

Так давно, как давно звучала музыка там..

В каком слове нарушена литературная норма?

Какие из этих предложений содержат метафору?

а) У меня в душе ни одного седого волоса;

б) Ты вел мечи на пир обильный;

в) Как чайка, парус там белеет в вышине;

г) Ярким солнцем в лесу пламенеет костер.

Где город, а где фамилия? Свой ответ аргументируйте.

а) с Пушкином – с Пушкиным,

б) со Львовом – со Львовым,

в) над Бородином – над Бородиным

Нельзя утверждать, что буквы и, е, ё, ю , я после согласных всегда обозначают гласный звук и мягкость предшествующего согласного?

Даны слова: бук, раб, грот, мусс, чуть, шил, шел. Произнеси каждое слово в обратном порядке (начиная с последнего звука до первого, не изменяя качества звуков), тогда из некоторых слов можно получить другие слова. Напишите, какие слова вы получили при перестановке звуков.

Укажите формы в которых больше чем три морфемы (части слова), и выделите в них все морфемы: переиздаст, подоспеть, накормлю, выловить, горелый.

Этот термин означает соединение логически несовместимых понятий, резко противоречащих по смыслу и взаимно исключающих друг друга, сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление. Назови термин, приведи пример.

Можно ли однозначно ответить на вопрос о том, от какого слова и каким способом образован глагол приговаривать? Приведите примеры.

Замените выделенные слова фразеологизмами:

а) До города очень далеко.

б) Клянусь, что Прокопка-мерзавец украл (этот миллион). А потом он исчез.

в) Что ты медлишь?

Отметьте предложения, содержащие олицетворение.

а) Улыбнулись сонные березки;

б) Анчар, как грозный часовой,

Стоит, один во всей вселенной;

в) И дряхл, и сед закат осенний;

г) Плачет дождь, воет вьюга.

Докажите, что указанные слова являются близкими «родственниками»:

трясти – трус; крыша – кровля

В указанных словах определите окончание:

чего-нибудь, растаявшему снегу, четырьмястами бусинками.

Даны слова: просинец, сечень, сухий, березень, травень, изок, червень, зарев (серпень), рюин, груден, студен. Что обозначает каждое из них? Кратко поясните лексическое значение слова.

Объясните, какую художественную роль выполняет ТИРЕ в отрывке из стихотворения М. Цветаевой?

Площадка. – И шпалы. – И крайний куст

В руке. – Отпускаю. – Поздно

Держаться. – Шпалы. – От стольких уст

Устала. – Гляжу на звезды.

Объясните фонетические различия в области согласных в словах, обозначающих фасоль: украинский – квасоля, сербохорватский – пасул, русский – фасоль.

Подберите синонимы к фразеологическим оборотам:

а) Втирать очки

б) Как вкопанный

в) Тянуть канитель

г) Седьмая вода на киселе

Около пятидесяти лет назад американский лингвист Моррис Сводеш обследовал много разных языков и составил список ста самых «устойчивых» слов. Слова из этого списка исчезают очень медленно: например, считается, что за тысячу лет в среднем должно исчезать всего около 15 слов из ста. В каждом языке есть своя группа «слов-долгожителей», и в очень многих языках долгожителями оказываются близкие по смыслу слова. Приведите в пример «10 слов – долгожителей» из русского языка?

« — Я эфтим хочу сказать, милостивый государь, (Павел Петрович, когда сердился, с намерением говорил «эфтим» и «эфто», хотя очень хорошо знал, что подобных слов грамматика не допускает. В этой причуде сказывался остаток преданий Александровского времени. Тогдашние тузы, в редких случаях, когда говорили на родном языке, употребляли одни – эфто, другие – эхто: мы, мол, коренные русаки, и в то же время мы вельможи, которым позволено пренебрегать школьными правилами)…».

Почему неправильные, с точки зрения русской грамматики слова, воспринимались «тузами» как типично «русские»? Объясните происхождение выделенных в тексте слов. С какой целью Павел Петрович их употребляет?

«..И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово!..»

Выскажите отношение к этим словам А.А. Ахматовой в форме сочинения-миниатюры в жанре эссе.