Русский язык. 5-6 классы.

Вопросы II Всероссийской дистанционной олимпиады по русскому языку для 5–6 классов.

Как называется наука, изучающая нормы произношения?

Во что превратятся башня, борт, бочка, быль, жар, жалость, если заменить в них начальные звонкие согласные парными им глухими?

Как можно назвать человека: невнимательный, постоянно переключающий свое внимание с одного предмета на другой или сосредоточенный на одной какой-то мысли и потому не замечающий окружающего.

Или: устремленный всецело на что-либо одно, поглощенный чем-либо, напряженный.

Напиши к этим словам синонимическую пару.

Объясни, почему в слове «расстилать», в корне пишется И?

Какой раздел науки о языке изучает его звуковую сторону?

Какие слова в словосочетаниях употреблены в переносном значении: бить тревогу, мобилизовать усилия школьников, фронт уборочных работ, в авангарде борьбы за мир, начать атаку на бесхозяйственность, ставить на новые рельсы, сцементировать коллектив, вирус недоверия?

Какой из этих глаголов совершенного вида: умею, поливаю, нарисую, черчу?

Все приведенные ниже слова устаревшие, но 4 устарели по одной причине, а одно по другой – какое? Боярин, вече, чело, армяк, ямщик.

В словаре В. Даля встречается забытое ныне слово колоземица, каким заимствованным словом оно оказалось вытесненным в наши дни?

Напиши наречие, обозначающее время.

Чем отличается броня от брони?

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

красивЕе, мусоропрОвод, апОстроф, ходАтайство

Найди в каждой группе слово, не являющееся однокоренным.

а) рисунок, рисовать, рисовая (каша);

б) водитель, вода, водить;

в) запах, пахать, пахарь;

г) море, измор, морской (берег).

Подбери синоним к английскому фразеологизму:

Одной кормушке двух ослов не ставят.

За ним ходил Геракл в сады Гесперид, одно из них стало предметом раздора между Герой, Афиной и Афродитой, из-за него даже началась война. Что это за предмет?

Выпиши однокоренные слова.

Обезьяна несла две полные горсти гороху. Выскочила одна горошинка, обезьяна хотела поднять и просыпала двадцать горошинок. Она бросилась поднимать их и просыпала все горошинки. Тогда она рассердилась, разметала весь горох и убежала.

(Л.Н.Толстой)

Выпиши из стихотворения слова, которые одинаково пишутся и произносятся, определи, к какой части речи они относятся.

Говорил попугай попугаю

Я тебя, попугай, попугаю!

Ну и что ж, попугай, попугай!

Я ведь пуганый попугай…

Распредели слова по столбикам так, чтобы в первом столбике оказались слова с ударением на первом слоге; во втором – с ударением на втором слоге; в третьем – с ударением на третьем слоге.

Арбуз, верба, документ, километр, компас, крапива, партер, свекла, сирота, статуя, столяр

Вспомни и запиши фразеологизмы со словом голова.

В диктанте по русскому языку ученики написали одно и то же предложение по-разному.

а) Одни написали так: «Перед школой на клумбе росли вперемежку астры и маргаритки».

б) Другие написали: «Перед школой на клумбе росли вперемешку астры и маргаритки».

Учитель, проверяя работы, никому не подчеркнул ошибки. Докажи, что никто из учеников не ошибся.