Рукомойкина елена геннадьевна

КОМБИНИРОВАННЫЙ УРОК ЧТЕНИЯ И МУЗЫКИ В 1 КЛАССЕ. УРОК ПРОВОДЯТ УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ГЕРАСИМЕНКО ВИКТОРИЯ ВЛАДИМИРОВНА И УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ РУКОМОЙКИНА ЕЛЕНА ГЕННАДЬЕВНА, МОУ «ЛИЦЕЙ «РИТМ»» ГОРОДА ХАБАРОВСКА

Нетрадиционные уроки в начальной школе должны занимать значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения. Комбинированные уроки требуют предварительной подготовки, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся, поэтому возможности их проведения несколько ограничены. Подготовительная работа сложна, учителя сталкиваются со многими вопросами. На практике данный вид уроков используется крайне редко. Надеемся, что наш урок заинтересует коллег и поможет преодолеть некоторые трудности.

ТЕМА: УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ.

ЦЕЛИ: Продолжить знакомство детей с малыми жанрами устного народного творчества. Познакомить их с особенностями колыбельных песен, с историей появления этого жанра. Вызвать через музыкальный образ чувства покоя, ласки, уюта, нежности. Развивать речь. Расширять кругозор детей. Воспитывать в них любовь к Родине, к своим близким. Пробудить интерес к чтению, к истории своего народа.

ОБОРУДОВАНИЕ: книжка – малышка «Баю – баю, баиньки», рисунок избы, колыбелька, кукла, записи на доске, аудиозапись песни из к/ф

«Волк и Коза».

ПОДГОТОВКА К УРОКУ: домашнее задание – узнать, какие колыбельные песни пела мама или бабушка им в раннем детстве.

ХОД УРОКА.

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

2.ОРФОЭПИЧЕСКАЯ МИНУТКА.

Учитель начальных классов.

*ЧТЕНИЕ СЛОГОВ

ба – бо – бу – бы – би — четко прочитать слоги;

би – ба – бо – бу – бы — чтение с выделением слога бо;

бы – би – ба – бо – бу — плавное безотрывное чтение слогов;

*РАБОТА С ПОСЛОВИЦЕЙ

ВСЕ БОБРЫ ДОБРЫ ДЛЯ СВОИХ БОБРЯТ.

— четкое чтение пословицы; чтение с увеличением скорости;

— проговорить скороговоркой.

*ПОВТОРЕНИЕ МАЛЫХ ЖАНРОВ УНТ.

пословицы — чтение слов; повторить по памяти;

небылицы — Какое слово спряталось? (песни)

сказки — Что объединяет слова? (УНТ)

дразнилки — Что обозначает устное? Народное?

считалки Творчество?

— Какие ещё жанры УНТ знаете?

3.НОВАЯ ТЕМА.

КОЛЫБЕЛЬНЫЕ

*Учитель музыки

Ребята, а вы знаете, что есть ещё и музыкальные загадки? Послушайте и попробуйте отгадать, что за песня звучит? (колыбельная «Зыбка поскрипывая»)

-Какая мелодия? (спокойная, нежная, плавная)

-Когда поют песни под такую мелодию? (когда укачивают малыша)

*Учитель нач. кл.

-Верно. Сегодня мы продолжим знакомиться с малыми жанрами УНТ. И сегодня это будут колыбельные песни. У вас на парте лежит книжка – малышка. Рассмотрите обложку.

— Кто изображен на странице? (семья)

-Чем они заняты? (они отдыхают, папа с сыном читают, дочка убирает посуду, мама укачивает малыша).

-Как называется книжка? (Баю – баю, баиньки.)

— Кто произносит эти слова? (мама, бабушка или сестра)

— Когда?

— Где спят малыши? (в люльке, в колыбельке)

-Поэтому и песни, с помощью которых хотят укачать малыша и называются колыбельными. Есть и особые слова баю, что означает заговаривать, шептать, т.е. баять. Баиньки, т.е.байка – это маленький рассказ.

*Учитель музыки

— Как должны петь колыбельные песни? (мелодично, тихо, шепотом)

Физминутка

-Давайте поиграем. Встали. Мальчики покажите, как качается колыбелька, произнося при этом звук Ш. – Ш. – Ш.

-Девочки напоют нам, как мама без слов может укачивать малыша. ( А – а – а)

Давайте вместе попробуем произнести и показать. Молодцы. А теперь под вашу такую своеобразную мелодию я напою колыбельную.

— У нас получилось многоголосье, оно помогает убаюкать малыша.

*Учитель нач. кл.

РАБОТА С КНИГОЙ.

-Давайте вернемся к нашей книге. Как мама смотрит на ребенка? (снежностью, с любовью)

— О чём она поёт? Как мама поёт?

— Вспомните свою маму. Закройте глаза. Что вы чувствуете. Звучит ли у вас внутри музыка? Какая это музыка?

ЗВУЧИТ АУДИОЗАПИСЬ «МАМА, МИЛАЯ МАМА, ЖИЗНЬ ПОДАРИЛА МНЕ ИТЕБЕ.»

— Откроем 5 страницу. Прочитайте песню, о чём в ней поётся? (о подарках)

— Как сыночек будет выглядеть?

-Как мама относится к сыну, из каких слов это видно? (сыночек, ноженьки)

-Какие слова подсказывают, что это колыбельная песня?

* Учитель музыки.

-Давайте попробуем спеть. Как будем петь? (тихо, спокойно, мелодично)

*Учитель нач. кл.

-Кто ещё может петь колыбельные песни? (бабушка, сестра)

— Откроем 7 страницу. Я сейчас прочитаю ещё одну колыбельную, а вы послушайте и скажите, кто главные герои? (бабушка и сокол)

-Что попросил сокол?

-Почему бабушка не помогла? (боялась отойти, оставить внука)

-Рассмотрите иллюстрацию к песне. Что чувствует бабушка? (нежность, любовь к внуку)

*Учитель музыки.

-Кому из вас бабушка пела колыбельные?

-Давайте попробуем спеть эту песню.

ДРАМАТИЗАЦИЯ.

Учитель нач. кл.

-Вы получили домашнее задание узнать, какие колыбельные пела вам ваша мама. Теперь представьте себя мамой или папой. Кто может выйти и укачать своего малыша?

(дети выходят и в колыбели укачивают куклу, напевая колыбельную своей мамы.)

4. ИТОГ УРОКА.

Учитель нач. кл.

-С каким малым жанром УНТ мы познакомились?

-Почему так называются эти песни?

Учитель музыки.

-Зачем нужны колыбельные песни?

-Как их нужно петь?

5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

-Выберите любую колыбельную из книжки, выучите и попробуйте её спеть.