Рубрика Методический вернисаж

Рубрика: Методический вернисаж

экспериментальной программы

«Самопознание»

Мы продолжаем публиковать материалы областного конкурса педагогов экспериментальных площадок, апробирующих предмет «Самопознание».

Автор статьи Артемова Любовь Александровна, учитель начальных классов гимназии №38 г. Караганды, принимала участие в разработке экспериментального учебно-методического комплекса для начальной школы в составе творческой группы при Институте гармоничного развития Человека ННПООЦ «Бобек». Опыт проектной и моделирующей деятельности педагога был представлен на областной конкурс в виде альтернативных методических разработок уроков для 3 класса. Накопление вариантов образовательных маршрутов каждого урока-события расширяет аксиологические, методические и технологические возможности педагога самопознания в достижении целей нравственно-духовного развития, обеспечивает свободу, гибкость и вариативность профессионального взаимодействия с детьми.

Знакомство с образцами профессиональной активности и продуктивности педагога самопознания приобретает особую значимость в связи с необходимость создавать педагогические ресурсы для широкомасштабного внедрения программы «Самопознание» в 2008 году.

К педагогам, имеющим профессиональное намерение получить специализацию «учитель самопознания», обращены слова разработчиков государственного общеобязательного стандарта по самопознанию: «Особая роль в процессе самопознания отводится учителю, который должен в совершенстве владеть современными методами обучения и воспитания, знанием психологии, умением самостоятельно конструировать педагогический процесс с учетом возрастных особенностей детей» (ГОСО РК по предмету «Самопознание», 2006. – с. 72).

Публикуемая методическая разработка одного из уроков раздела «Как прекрасен этот мир» программы для 3 класса – это иллюстрация профессиональной и жизненной позиции автора, его творческой активности и готовности к профессионально-личностному саморазвитию.

Чеснокова Н.П., кафедра ОГНПО ИПКиПГСРО

Методические разработки

уроков самопознания для 3 класса:

раздел «Как прекрасен этот мир»

Артёмова Л.А., учитель начальных классов

гимназии №38 г. Караганды,

победитель областного конкурса в номинации «Наука Души»

Учебно-методический комплекс экспериментального предмета «Самопознание» для третьего класса состоит из методического пособия для учителя, учебника и тетради ученика. Комплекс обогащает воспитательно-образовательный процесс, создает благоприятные предпосылки для нравственного формирования и становления личности младшего школьника.

Апробация экспериментального УМК и мониторинг его качества, обсуждение образовательных результатов с практиками, занятыми в эксперименте, их критические замечания, собственные наблюдения за процессом обучения способствовали постановке задачи усилить ценностный смысл содержания предмета, в частности, уроков завершающего раздела тематического плана 3 класса «Родная земля — добрый и благостный свет» (2005 г.). Разработана серия вариантов уроков данного раздела, получившего название «Как прекрасен этот мир». В данный раздел вошли уроки:

«Полна чудес природа Казахстана»;

«Сокровища моего народа»;

«Буду каждой былинке братом»;

«Мы в ответе за тех, кого приручили»;

«Секреты здоровья»;

«Я здоровье сберегу — сам себе я помогу»;

«Радость творчества».

Конструирование уроков самопознания опиралось на ориентиры в определении базового содержания предмета «Самопознание»:

общую цель нравственно-духовного образования;

сквозные ключевые компетенции;

многоуровневую систему ожидаемых результатов.

Системность моделирующей деятельности реализована в синхронной разработке детализированных конспектов уроков пособия для учителя, в подборе текстов для учебника и хрестоматии и составлении заданий для тетради ученика.

При разработке уроков использован широкий спектр интерактивных методов обучения, благодаря которым каждый ребёнок на уроке самопознания сможет получить возможность рассуждать, участвовать в групповой деятельности, а также проигрывать варианты поведения в различных ситуациях.

Методические разработки уроков адресованы, прежде всего, учителям самопознания, но могут быть использованы и в практике общеобразовательных школ.

Раздел 4

Как прекрасен этот мир

Урок-экскурсия 1

Тема: «Полна чудес природа Казахстана»

Ключевые компетенции урока: выстраивать доброжелательные отношения к окружающему миру; проявлять созидательную активность, гражданственность и патриотизм.

Ключевая ценность урока: природа как источник жизни.

Ожидаемый результат (долгосрочная цель): уметь проявлять заботу об окружающей среде, сохранять чистоту природных источников.

Цель урока: содействовать осознанию красоты окружающего мира как средства воспитания души.

Задачи урока:

вызвать у ребенка чувство восхищения и гордости за своё Отечество;

пробудить желание проявлять заботу и бережное отношение к природе;

стимулировать интерес к изучению истории родного края.

Цитата урока: «Жердің бәр.і жақсы, ал өз жерің өзгелерден сондай артық. Все земли хороши, а своя — так лучше всех!» (казахская пословица)

Ресурсы: учебник, тетрадь, цветные карандаши, контурная карта Казахстана, бумажные фигурки журавлика по количеству детей, иллюстрации географических объектов Казахстана, аудиокассета с фрагментами музыкальных произведений.

Ход урока

Приветствие

Добрый день, ребята! Я приглашаю вас в круг. Тема нашего урока — «Полна чудес природа Казахстана». Сегодня мы с вами откроем дверь в увлекательный мир чудес — познакомимся с удивительными уголками нашей страны. Вы сможете познать некоторые тайны и совершить «великие» открытия. А поможет увидеть вам чудеса природы Казахстана наш Журавушка.

Круг радости

В руках у учителя фигурка бумажного журавлика. Его передают по кругу, сопровождая словами и соответствующими движениями:

Жура — жура — журавель!

Облетел он сто земель.

Облетел, обходил —

Крылья, ноги натрудил.

Чтение

Отрывок из сказки М. Яворского «Чудо»

Каждую весну с гор спускался старик, седой, как вершины, под которыми он жил. В долине щебетали птицы, пели люди, но он, казалось, не слышал их голосов.

«Хотя мы разгадали уже множество тайн, всё ещё есть чудеса, которые нас удивляют, перед которыми мы благоговеем. Не всё открыто нашим глазам, и посему в мире так много чудес. Открывай мы их каждый день, и тогда на всех хватит. Чудом может оказаться целая страна или какой-нибудь её уголок. А не уголок, так пещера, чьи подземные дворцы будят немое восхищение. Чудом может оказаться студёный ключ, струящийся (как ни странно!) в царстве раскалённых зноем камней. Но разве горы – не чудо природы? Но если кто-нибудь подумает, что это чудо — единственное в этой стране, то он ошибается».

Вопрос:

Как вы думаете, почему одни люди встречают чудеса на каждом шагу, а для других встреча с чудесами — редкость? (Ответы-размышления детей)

Обобщение

Вы правы, ребята, чтобы видеть чудеса, человек должен быть великодушным. Природу надо не завоёвывать, а дружить с ней, не вредя, а помогая ей. И непрерывно ей удивляться! Стоит только внимательно и понимающе всмотреться в каждую травинку, в каждый гриб, в каждое насекомое — и станет понятным, что перед тобой — величайшее чудо из чудес!

Но чтобы порадоваться чуду — надо чувствовать, а чувство, как и любовь, надежда и вера — есть особая большая мудрость.

Вопрос: Журавля-красавку считают чудом. Как вы думаете, почему?

(Рассуждения, гипотезы детей)

Информация о журавле-красавке.

Журавль-красавка живет только на территории нашей страны. Каждую осень он улетает в дальние страны, но весной вновь парит над просторами Казахстана.

Совместное творческое «путешествие» по стране

Рассказ учителя

Старец из сказки сказал, что чудом может оказаться целая страна. И вот такой чудесной страной является наша Родина.

Казахстан — древняя страна, но на современной карте мира она появилась совсем недавно, в 1991 году. Находится наше государство в центре Евразийского материка — самого большого на планете Земля. Казахстан — это страна зелёных степей и желтых пустынь. Ни одному из ученых- путешественников не удалось пройти всю страну из края в край, каждый смог исследовать только её часть. Всё, что мы сегодня знаем о нашей стране — это заслуга тысяч людей.

Поисковое задание

Теперь каждый из нас может найти на карте Казахстана село или город, в котором он жил раньше, где бывал или куда собирается поехать в гости.

Дети перемещают журавлика по карте по мере называния географических пунктов.

Рассказы учеников

Начнется наше путешествие с главного города – столицы Республики Казахстан — Астаны. Что вы знаете о столице Казахстана? Кто из вас был в Астане? Чему вы удивились, побывав там? (Рассказы учеников из личного опыта.)

Информация об Астане.

Столицей этот город стал совсем недавно, в 1997году. А основан он был в 1832 году. До того, как у города появилось имя Астана, у него было несколько названий — Акмолинск, Целиноград, Акмола. Он стал одним из самых красивых городов планеты. За это ему была присуждена специальная награда ЮНЕСКО «Город мира».

Продолжение рассказа учителя

В мире не так много мест, которые могли бы похвалиться такой дивной красотой. В нескольких километрах от Астаны, в степной зоне, раскинулся заповедник. Здесь обитают разные водоплавающие птицы, но самой удивительной считают птицу, о которой русский путешественник и зоолог Г.С. Карелин сказал: «..по наружному виду своему тоже между пернатыми, что верблюд между четвероногими».

Название этой птицы вы узнаете, разгадав ребус.

Правильно, это фламинго. Розовый фламинго является особой гордостью казахстанцев. Он обитает в единственном месте на территории Казахстана – на озере Тенгиз. Для его охраны и выращивания создан Кургальджинский заповедник. Отметьте его на карте и подпишите название.

Журавлика перемещают к следующему пункту карты.

Мы продолжаем путешествие. Одно чудо порождает другое. Следующий пункт назначения живописный уголок — знаменитый курорт Боровое. Здесь в середине 18 века находилась ставка хана Абылая, здесь родился свободолюбивый султан Кенесары. О происхождении Борового вы узнаете из предания глубокой старины.

Чтение с прогнозированием

Предание о происхождении Борового

В стародавние времена, когда казахи населяли предгорья Алатау, жили у Балхаша, Арала и Каспия, везде в тех краях были горы, реки, леса, озёра. В многоводных реках водилось множество рыбы, в непроходимых лесах было много зверя. Много веков так было. Но однажды один из казахских родов чем-то провинился, прогневил аллаха. Страшно разгневался аллах, собрал он со всех мест леса, горы, реки, уложил их в мешок и зашагал куда-то на север. Но мешок у аллаха был с дыркой…

Учитель останавливает чтение. Детям предлагается завершить текст предания.

А теперь, послушайте, как на самом деле закончилась эта история. Шел он, шёл. Захотелось ему чихнуть. Повелитель чихнул и не заметил, как через дырку из мешка вывалилась часть собранного им леса, земли, гор, озёр. И случилось это как раз на том месте, где сейчас стоит курорт Боровое. Так говорит предание.

Игра «Под дождём»

Цель игры — смена деятельности, разделение класса на группы.

Дети встают в круг. Звучит музыка.

Представьте себе, пошёл летний дождь.

Дождь усилился, и каждый из вас спрятался под зонтиком.

Спрячьтесь под одним зонтиком вдвоём.

По одному.

Попробуйте поместиться под одним зонтиком втроём.

Молодцы!

А теперь каждая группа будет выполнять отдельное задание.

Работа в группах

Представитель каждой группы получает иллюстрацию или карточку с названием географического объекта Казахстана, группа находит соответствующую информацию о нём в учебнике/ хрестоматии.

Презентация работ

Дети, выходя к доске, перемещают журавлика по карте к своему объекту, рассказывая о нём самую интересную информацию.

Во время презентации дети из других групп раскрашивают и подписывают названия географических объектов на карте (задание №2 в тетради ученика).

Обобщение

Сегодня мы узнали о замечательных местах нашей Родины, которые вызывают чувство гордости и восхищения у каждого гражданина Республики Казахстан. Боровое, плато Устюрт, гора Хан — Тенгри, озера Балхаш и Алаколь, Кургальджинский заповедник – всё это богатство природы является достоянием нашей страны.

Как важно в жизни, чтобы внутренний мир каждого человека становился красивым и богатым. Любуясь красотой родного края, человек становится лучше и добрее.

Установка

на выполнение домашней работы в тетради ученика

(Задание №3)

Цитата урока

Теперь мы можем сказать «Жердің бәр.і жақсы, ал өз жерің өзгелерден сондай артық. Все земли хороши, а своя — так лучше всех!» Потому что только здесь – мы дома. Потому что здесь мы родились.

Круг «От сердца к сердцу»

Каждый ученик пишет на бумажной фигурке журавля добрые пожелания.

Учитель приглашает ребят в круг. Дети поочередно проговаривают свои пожелания, которые они написали, и прикрепляют фигурку птицы на доску в виде журавлиного клина.

Материал для учебника/ хрестоматии

Пик Хан — Тенгри

Три страны — Казахстан, Кыргызстан и Китай можно увидеть, поднявшись на гору Казахстана — пик Хан — Тенгри. Её назвали в честь верховного бога древних тюрков, который у них отвечал за Небо. Эта вершина горы самая высокая в Казахстане — 6995 метров над уровнем моря и самая неприступная — на неё альпинистам удалось подняться лишь во второй половине ХХ столетия. Пик Хан — Тенгри всегда покрыт снегом. На его вершине день и ночь дуют свирепые ветры. Эта гора считается самым холодным местом Казахстана.

2. Озёра Зайсан и Алаколь

На востоке Казахстана, в предгорьях Тарбагатая и Алтая лежат красивейшие озёра Зайсан и Алаколь. Они известны своими лечебными свойствами. Раненые в боях казахские сарбазы в короткий срок излечивались и вставали на ноги

Только в этих местах растут реликтовые леса из тополя — туранги. Для сохранения природы этих замечательных мест здесь созданы заповедники, охраняемые государством: Алакольский, Западно-Алтайский и др. В этих местах на высоте полутора тысяч метров, среди гор находятся Рахмановские ключи. В них лечатся и звери, и люди. Однажды охотник Рахманов видел, как раненый марал добрался до источника и встал в него. Когда вышел, рана на его теле исчезла. Тогда и охотник сам зашёл в воду. Полежал в ней и вернулся домой абсолютно здоровым.

Уникальность Рахмановских ключей ещё в том, что источники горячие, а вода в озере, в которое они впадают, ледяная. Объяснить этот феномен не может никто.

3. Каспийское море

Каспийское море на самом деле озеро, потому что Каспий не связан ни с одним океаном. Это одно из самых больших озёр в мире! Каспий уникален своими размерами и рыбными богатствами (ценными осетровыми породами), и своим высотным положением (его уровень ниже уровня Морового океана на 27 метров). Каспий — крупный нефтяной район. Здесь сосредоточены предприятия по добыче нефти и переработке газа. По каспийскому морю перевозят нефть, лес, зерно, хлопок и другие товары. В этом море живут единственные представители ластоногих в Казахстане — каспийские тюлени. Иногда они даже заплывают в Волгу и Урал.

4. Чарынский каньон

Одним из чудес Семиречья являются каньоны. Наиболее красивыми и большими каньонами обладает река Чарын — один из самых больших притоков реки Или. Река, протекая по мрачному черному каньону, придаёт скалам причудливые формы башен и иногда целых замков. Один из каньонов так и называется — Долина Замков. Увидеть эту долину совсем непросто. Она расположена примерно в 200 километрах от города Алматы. Особенностью каньона является то, что виден он только тогда, когда оказываешься рядом с ним. Дорога вьётся среди пустынных предгорий и внезапно вылетает на самый край каньона, а под ногами оказывается пропасть.

5. Озеро Балхаш

На желтых ладонях пустынь, почти в центре континента, лежит огромное синее озеро Балхаш. Это удивительное озеро: западная его часть — пресная, восточная солёная. Соединяются они узким проливом, ширина, которого всего 8 метров — ненамного больше размаха крыльев беркута.

Здесь можно встретить и уток, и величественных лебедей, и пеликанов, предки которых появились на земле около 100 миллионов лет назад.

6. Поющие барханы

Между хребтами Большой и Малый Калкан находится поразительное природное образование — гора песка, называемая Поющим барханом.

Этот огромный 3-километровой длины и 100-метровой высоты бархан. В жаркую сухую погоду бархан начинает звучать. Звук похож на звук летящего самолета, и ты невольно поднимаешь голову в его поисках. Потом осознаешь, что звучит бархан. Поющие пески известны и за пределами Казахстана, но очень редки и вызывают повышенный интерес у окружающих. Если бархан не «поёт», его легко заставить сделать это. Достаточно забраться на вершину бархана и съехать вниз. Песок, осыпающийся следом за вами, начинает звучать.

Материал для тетради ученика

Задание №1

Отгадай ребус

( флаг, нота «ми», буква «Н», 365- год)

Задание №2

Работа с картой Казахстана на уроке

На карту нанесены крупные города и прямоугольники с контурами рассматриваемых на уроке объектов. В ходе урока дети раскрашивают этот контур и внизу подписывают название объекта.

Задание №3

«Мы открываем чудеса»

Нарисуй, пожалуйста, какие чудеса природы ты открыл для себя в родном селе, городе, дворе.

Напишите, какие ещё уголки природы Казахстана являются достоянием страны?

Какие из них можно встретить только в Казахстане?

Что в них необычного и удивительного?

Задание №4

«Это интересно»

Соедини стрелками соответствующие части левой и правой сторон.

Самое древнее животное, живущее на территории Казахстана.

Белуха

Озеро, одна половина которого солёная, а другая пресная.

Тюльпан

Южноказахстанский цветок, который за свою красоту и величину был назван «Королём цветов».

Сайгак

Эта гора у древних народов, когда-то населявших Алтай, считалась центром мира. По их поверьям, на вершине этой горы находится легендарная страна Шамбала, вход в которую позволен только святым.

Балхаш

Народная мудрость

Где земля богата, там и народ богат.

Жер бай жақта — халық та бай.

Артёмова Л.А., учитель начальных классов

гимназии №38 г. Караганды,

победитель областного конкурса в номинации «Наука Души»

PAGE 2

Мы спросили журавля:

— Где же лучшая земля?

Отвечал он, пролетая:

— Лучше нет родного края.