Российский художественный музей в современном социокультурном пр

На правах рукописи

МАКАРОВА ИРИНА ИГОРЕВНА

РОССИЙСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: СТРАТЕГИИ КОММУНИКАЦИИ

Специальность 24.00.01 – теория и история культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата культурологии

Москва-2011

Работа выполнена на кафедре истории и теории культуры Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный гуманитарный университет»

Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор

ЗВЕРЕВА ГАЛИНА ИВАНОВНА

Официальные оппоненты: доктор культурологии,

доктор философских наук

КОСТИНА АННА ВЛАДИМИРОВНА

кандидат искусствоведения

СВЕТЛЯКОВ КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Ведущая организация: Российский институт культурологии

Защита состоится «26» декабря 2011 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д.212.198.06 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Российском государственном гуманитарном университете по адресу: 125993, ГСП-3, Москва, Миусская площадь, д. 6, ауд. 228 .

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Российского государственного гуманитарного университета по адресу: 125993, ГСП-3, Москва, Миусская пл., д. 6.

Автореферат разослан «23» ноября 2011 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат культурологии С.А. Еремеева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования.

В современных условиях заметно изменяется роль и место художественного музея в российском обществе. Динамика его общественных и культурных функций во многом обусловлена трансформациями социокультурного и коммуникативного контекста музейной деятельности.

Музеи все увереннее заявляют о себе как о значимых культурных центрах, которые способны оказывать заметное воздействие на жизнь города и региона. Художественные музеи в процессе социокультурных коммуникаций способны принимать участие в формировании или переопределении городского пространства, влиять на экономическое благосостояние городов, развитие творческих индустрий и культурного предпринимательства, поддержку народных промыслов в регионах.

В настоящее время во многом благодаря социокультурной деятельности художественных музеев российские регионы стали восприниматься обществом не только как целостные территориальные, но и как культурные объекты.

Развитие новых форм и способов коммуникации художественных музеев с обществом порождает потребность самих музеев в поиске нового самоопределения и позиционирования в социальной среде и виртуальном пространстве. Взаимодействие музеев и общества усиливается благодаря тому, что музеи выходят за пределы своей привычной экспозиционной деятельности и предлагают пользователям более активные формы воспроизводства и переработки информации, источником которой является сам музей. Значимыми являются тенденции размещения объектов художественной культуры в виртуальной реальности, создания и распространения такого феномена как «виртуальный музей», который предполагает активные взаимоотношения с пользователями.

Диссертационная работа посвящена изучению новых стратегий художественных музеев в социокультурном пространстве современной России.

Актуальность темы исследования определяется растущими запросами со стороны общества и государства к музею как одному из важнейших социально-культурных институтов, способных позитивно воздействовать на изменения жизненной среды современного человека.

Значительный научный интерес представляет возможность системного рассмотрения коммуникационной деятельности центральных, региональных и местных российских художественных музеев, которые имеют разный масштаб, ставят и решают разные задачи.

Центральные государственные музеи, имеющие мировую известность, например, Государственный Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей, ГМИИ им. А.С. Пушкина, выстраивают свои коммуникативные стратегии с учетом запросов всего российского общества и мировых социокультурных вызовов.

Региональные музеи направляют свою деятельность преимущественно на развитие того или иного региона, области. В современных условиях первостепенными для них становятся задачи, связанные с созданием уникального бренда территории или города, в котором они расположены. К таким музеям можно отнести Музей современного искусства PERMM, Красноярский музейный центр, Сибирский центр современного искусства в Новосибирске, Новосибирский государственный художественный музей, Ярославский художественный музей, Ивановский областной художественный музей и др.

Самоопределение и коммуникативные стратегии музеев местного значения (например, музеи городов Мышкина, Петушков, Плеса и др.) в значительной степени связаны с процессами их трансформации в важные центры культурной жизни малых городов.

Степень изученности проблемы. В последние годы в российской научной литературе, посвященной музейной проблематике, заметно возрос интерес к обсуждению места и роли коммуникаций в основных направлениях деятельности музеев (экспозиционная и выставочная деятельность, формы работы с посетителем, музейная педагогика и пр.). Авторы стремятся рассматривать современный художественный музей как культурный феномен и обращают повышенное внимание на механизмы функционирования музейной коммуникации.

Так, исследование современных форм и новых способов внутримузейной коммуникации содержится в работах Н. Абдуллаевой, О.В. Беззубовой, М.М. Булыгиной, В. Ю. Дукельского, Н.Г. Копелянской, Н.С. Кудрявцевой, Е.Н. Мастеницы, Н.Н.Павлова, С.И. Сотниковой, А.А. Сундиевой, Н.Л. Селиванова, О.С. Сапанжи, А.Ю. Тимофеевой, Л.М. Шляхтиной, Т. Ю. Юреневой.

Отдельные, конкретные формы музейной коммуникации являются предметом специального изучения для сотрудников центральных и региональных музеев: Е. Акулича, Е.Г. Артемова, Ю.Э.Комлева, И. М. Коробьиной, Н.В. Нагорского, Л. Я. Ноля, Л.Я. Петруниной.

Проблемы музейного экспонирования и выставочной работы обсуждаются в работах Т.П. Полякова, М.Т. Майстровской, А. В. Лебедева, Е.Дукова, Б. Гройса, А. Романовой, А.Ю. Согомонова, И. Бакштейна, Е. Деготь.

Практики музейного менеджмента и маркетинга исследуются в работах таких исследователей, как: Т. В. Абанкина, Л.Е. Востряков, М.Б. Глотов, Р. Майлз, Е.Л. Шекова, Л.Г. Березовая, Е.Л. Игнатьева, Г.А. Зайцева.

Самостоятельный интерес представляют труды социологов Л. Гудкова, Б. Дубина, Ю. Левады, О.В. Крыштановской, М.В. Горностаевой, В. Куренного, в которых обсуждаются вопросы соотношения «массового» и «элитарного» в деятельности современного музея.

Несмотря на участившиеся обращения специалистов к проблематике музейной коммуникации, заметны лакуны в разработке тем, которые связаны с выработкой художественными музеями стратегий коммуникаций с социально-культурной средой. Между тем, изучение специфики выстраивания направлений и способов внешней музейной коммуникации позволяет глубже понять характер тех системных изменений, которые происходят в деятельности современных музеев.

В диссертационной работе предлагается исследовать музейную коммуникацию с учетом культурологического подхода. Его использование дает возможность рассматривать художественный музей в комплексе взаимосвязей с внешней средой, а основные направления музейной деятельности как компоненты единого коммуникационного процесса. Культурологический подход позволяет изучать музей как институт, способный не только адаптироваться к быстро меняющимся условиям социокультурной среды, но и активно воздействовать на характер таких изменений.

Объектом исследования являются российские центральные, региональные и местные художественные музеи, деятельность которых отражает процессы коммуникационного взаимодействия музеев с обществом.

Предмет исследования – современные способы и формы внешних коммуникаций художественных музеев России.

Хронологические рамки охватывают 1990-е – начало 2000-х.

Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы определить специфику коммуникативного взаимодействия художественного музея с обществом в современных российских условиях.

Для достижения данной цели в работе решаются следующие задачи:

Выявить основные запросы музею от общества и государства,

Доказать, что коммуникационная функция является одной из важнейших для музеев вне зависимости от их классификации, масштабов, самоопределения.

Представить современный художественный музей как единую культурно-коммуникативную систему, фокусируя внимание на сферах внешней музейной коммуникации.

Проанализировать способы и формы коммуникативного взаимодействия художественного музея с современным обществом,

Исследовать роль художественного музея в формировании «брендинга территорий».

Проследить основные тенденции в использовании информационных, мультимедийных технологий в музейной коммуникации во внешней среде.

Источниковая база исследования. Важное место в корпусе изученных источников занимают документы официального происхождения. Это — законодательные и нормативные акты, связанные с музеями. Изучение законодательства за период с 1990-х по начало 2000-х годов позволило проследить изменения, происходившие в музейной деятельности, и показать, что значительное внимание в законодательных актах уделяется укреплению взаимосвязей между музеем и обществом.

Целью изучения нормативных актов было не только исследование внутримузейной деятельности, но и изучение тех аспектов, которые связаны с позиционированием музеев как культурных центров, их взаимодействию с внешней социально-культурной средой.

К документам официального происхождения относятся также целевые программы городов, в которых содержатся предложения и меры по повышению социально-культурной значимости музеев, а также роли музеев в формировании бренда города или региона.

В диссертационной работе проанализирован комплекс документов, непосредственно связанных с деятельностью самих музеев. К ним относятся, уставные документы музеев, положения, отчеты, путеводители, каталоги. Музейные экспозиции и выставки, сайты музеев, «виртуальные музеи» в настоящем исследовании также используются в качестве значимых источников.

Важным источником для диссертационной работы являются материалы научно-практических дискуссий, проводимых во внутримузейной среде, дебатов музейных экспертов, музейных конференций, отражающих проблемы взаимодействия общества и музея, интервью ведущих сотрудников художественных музеев как определенных «лидеров мнений» по обсуждаемым вопросам.

В целях более глубокого понимания истории коммуникационных процессов в художественных музеях России в качестве источника была использована переписка создателя Государственного музея изобразительных искусств им А.С. Пушкина И.В. Цветаева с предпринимателем Ю.С. Нечаевым-Мальцовым, архитектором Р. Клейном и директором немецкого музея «Альбертинум» Г. Треем. Этот особый источник, носящий историко-культурный характер, позволяет проанализировать особенности взглядов музейных профессионалов «изнутри» на развитие художественного музея, его адаптацию к меняющимся условиям «внешнего мира».

В процессе изучения темы в качестве источника использовались также дискуссионные публицистические материалы из периодической печати, радио, телевидения, Интернета. В них отражаются позиции разных групп общества по отношению к современному художественному музею как культурному институту.

Важным представляется изучение материалов конкурса музейных проектов «Меняющийся музей в меняющемся мире», организованный Благотворительным фондом В. Потанина при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и оперативном управлении Ассоциации менеджеров культуры (АМК). Конкурс ориентирован на поддержку инновационных подходов в музейном деле, которые способствуют активной адаптации музеев к меняющимся условиям социально-экономической и культурной жизни.

Методологическая база исследования. Для изучения музея в контексте культурной коммуникации необходимо включить в проблемное поле философские, культурологические, и музеологические исследования, которые позволяют рассмотреть музей как феномен современной культуры.

В процессе теоретического осмысления темы диссертационного исследования важными для понимания специфики музейных коммуникаций оказались работы М. Маклюэна о технологиях и средствах коммуникации, их связи с массовой культурой и глобализацией. М. Маклюэн показал тесную взаимосвязь между развитием общества и массовыми коммуникациями, к которым автор причислял и музеи как институты, влияющие на человека и общество. В трудах Маклюэна акцент ставится на коммуникацию музея и общества, предлагаются способы решения проблемы нарушения музейной коммуникации, что особенно значимо для данной диссертационной работы.

Разработка концепции музея как коммуникационной системы связана с работами Д.Камерона. Эта концепция была использована в диссертационном исследовании для понимания специфики процессов коммуникативного взаимодействия художественного музея с обществом.

Полезными для решения задач, поставленных в диссертации, стали работы К.Хадсона, Е.А. Хупер-Гринхилл, Д. Портера, в которых дается характеристика основных компонентов коммуникационных процессов в музеях и показаны возможности разработки концептуальных моделей специфической музейной коммуникации. Авторы подчеркивают, что в современных условиях коммуникация становится ведущей функцией музея, а посетитель — полноправным субъектом в коммуникационном процессе. Музейные коммуникации во внешней среде формируют «новый язык» социокультурного общения.

При изучении темы диссертационного исследования автор использовал модели музейной коммуникации, которые разработаны И. Кнезом, Дж. Райтом, Х.Осборном и Д. Вайлером. В соответствии с ними целью посетителя при общении с музейным работником является получение информации и знания; при этом экспонаты и само пространство музея являются предметом и средством этого общения. Такие модели характерны в большей степени для художественных музеев, целью которых является создание специальной атмосферы и условий для эстетического восприятия произведений искусства.

Среди исследований, в которых обсуждались вопросы понимания музея как феномена культуры и возможности музейной коммуникационной деятельности, необходимо выделить труды В. Беньямина и П. М.Якобсона.

В рамках теории коммуникации изучались работы авторов, в которых ставятся проблемы связанности культуры с типами коммуникации (К. Леви-Стросс) и сам феномен массовых социокультурных коммуникаций (В. Шрамм, А. Моль и др).

Сопоставление проблематики исследований зарубежных теоретиков музейной коммуникации и музееведческих работ российских авторов позволяет говорить о том, что российские исследователи нередко отводят посетителю роль пассивного реципиента в структуре музейной коммуникации. Эта позиция автоматически переносится и на сферу внешних отношений музея с обществом.

В 1990-е – начале 2000-х годов в России появился ряд исследований, в которых представлены новые подходы в теории коммуникации (антропоцентрический, культурологический, диалогический, аксиологический). Результаты таких исследований находят применение в российской музеологии, где посетитель характеризуется как важный компонент и субъект музейной коммуникации. Среди исследователей, разрабатывающих новые коммуникационные модели деятельности музея, необходимо отметить М. Б. Гнедовского, В.Ю. Дукельского, Т.П. Калугину, Н.А. Никишина, Н. Н. Покровского, Т.П. Полякова, К.Э. Разлогова, М.Ю. Юхневич.

Для реализации поставленных задач возникла необходимость применить совокупность различных исследовательских подходов и методов.

В работе использованы общенаучные принципы анализа: историзма и системности, которые в единстве обеспечивают возможность рассмотрения процесса формирования взаимоотношений музея и общества, а также модернизационных процессов в художественном музее. Применяются комплексный культурологический, а также музееведческий и искусствоведческий подходы. Историко-культурный анализ позволил автору выявить изменения во взаимоотношениях художественных музеев с обществом. Сравнительный анализ проведен с целью сопоставления стратегий и методов коммуникационной деятельности различных музеев.

Научная новизна исследования. В диссертации представлено комплексное культурологическое исследование коммуникативных стратегий художественного музея в современной России, анализируются способы самоопределения музея и музейной среды во взаимодействии с обществом. На основе системного анализа дается целостное представление о современном художественном музее, обладающем сложной структурой, разнообразными функциями и культурными значениями, актуальными для современного общества.

Основные результаты исследования, определяющие его новизну, заключаются в следующем:

В диссертационном исследовании дан анализ структуры музейных коммуникаций, показано, как на различных уровнях происходит работа с информацией, ее обработка и выход в конкретные направления музейной деятельности, актуальные для общества. Особое внимание уделено изучению роли художественных музеев в разработке городских и региональных брендов, а также брендинга территорий.

В диссертации проанализированы новые коммуникативные стратегии и функции художественного музея: создание в музеях культурно-развлекательных центров, процесс виртуализации музеев, участие в поддержке экономического благосостояния города и обеспечении инвестиционных проектов, участие в развитии творческих индустрий и культурного предпринимательства.

В работе показана важная роль кураторов и галеристов в формировании «нового языка» музейной коммуникации, актуального для взаимодействия художественного музея с обществом.

Результаты исследования коммуникационных процессов между российским художественным музеем и обществом могут быть применены при рассмотрении конкретных проблем коммуникации между различными субъектами культуры, включенными в эти процессы. Изучение новых форм музейной деятельности, способствующих формированию «музея будущего», модернизации художественного музея, анализ новых способов музейной коммуникации и музейного самоопределения содействуют более глубокому осмыслению музея как феномена современной культуры.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы диссертации могут быть использованы в работе художественных музеев России для совершенствования коммуникационных процессов между музеями и в отношениях музеев с обществом на разных уровнях их функционирования.

На защиту выносится следующие положения:

1. Культурологическое исследование художественного музея в современном обществе делает очевидным проблематичность отношений музея с различными социокультурными группами. Сложность выстраивания системы коммуникации связана с несовпадением запросов и посылов художественного музея и социума (интеллигенции, властных структур, представителей различных институтов). Неэффективные способы позиционирования в социуме мешают музею развиваться и соответствовать понятию «современного» музея. В диссертационном исследовании предлагается ряд решений данной проблемы.

2. Современный художественный музей, изменяясь, должен сохранять свои основные функции, но при этом быть востребованным различными группами общества. В диссертации исследуется коммуникационная функция музея как в контексте общих тенденций социокультурных трансформаций в 2000-е гг., так и применительно к специфике отдельных музеев.

3. Коммуникационные стратегии составляют основу деятельности современного художественного музея. Целостность музея и возможность его перспективного развития определяет соответствие стратегий коммуникации потребностям информационного общества.

4. Тенденция к модернизации художественного музея в конце ХХ – начале XXI века стимулирует создание новых форм музейной деятельности. Меняется самоопределение музея и участников музейной коммуникации, таких как музейный зритель, художник, куратор, сотрудники музея. Происходит расширение функционального пространства музеев, которые превращаются в культурные центры и площадки творческих индустрий. Поиск музеем новых экспозиционных и выставочных стратегий, способов управления музеем согласуется с разработкой инновационных форм внешних коммуникаций.

Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования изложены в шести публикациях автора, нашли отражение в выступлениях на трех научных конференциях.

Отдельные положения диссертации обсуждались на аспирантских семинарах, проводившихся в Российском государственном гуманитарном университете и Институте Европейских культур при РГГУ. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры истории и теории культуры Российского государственного гуманитарного университета.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Диссертация состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованных источников и научной литературы. Структура диссертационного исследования соответствует порядку и логике раскрытия поставленных задач.

Во Введении обосновывается актуальность темы диссертации, анализируется степень научной разработанности проблемы, формулируются объект, предмет, цель и задачи исследования, определяется методологическая основа работы, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования.

Первая глава «Роль художественного музея в современном обществе» содержит анализ социокультурного контекста деятельности современного художественного музея.

В первом параграфе «Теоретическая основа музейной коммуникации» рассматриваются основные исследования, посвященные теории коммуникации, а также непосредственно музейной коммуникации.

Анализ коммуникационных процессов между российскими художественными музеями и обществом базируется на философских, культурологических, музееведческих, искусствоведческих исследованиях, которые позволяют рассмотреть музей как феномен культуры. Отдельные темы и проблемы взаимоотношений музея с обществом и государством затрагивались в разных социогуманитарных исследованиях еще в первой половине ХХ века. На рубеже XX-XXI века проблематика такого рода стала рассматриваться в связи с теориями массовых коммуникаций.

В этом параграфе представлены различные коммуникационные подходы. В их числе – философско-культурные и теоретические построения М. Маклюэна. Согласно Маклюэну, работа с посетителем является главной целью музейной деятельности. Чем больше посетителей, тем успешнее и продуктивнее деятельность музея и, соответственно, он развивается как канал культурной коммуникации. Маклюэн подчеркивал тот факт, что современный музей недостаточно уделяет внимания диалогу с посетителем, не дает посетителю свободно ориентироваться в тех потоках информации, которые формирует музей. И, как одно из решений, Маклюэн предлагал изменить построение экспозиции, расположив экспонаты без сюжета и акцентируя внимание на отдельных предметах, для того, чтобы посетитель сам выстраивал для себя последовательность восприятия.

Важное место занимает анализ теоретических установок К.Шеннона, Д. Камерона, Э. Хупер-Гринхил, И. Кнеза и Дж. Райта, благодаря которым в музейной среде стали активно использоваться теория коммуникации и термин «музейная коммуникация».

В параграфе детально рассматриваются теоретические разработки российских музеологов М.Б. Гнедовского и В.Ю. Дукельского, связанные с созданием типологии коммуникационных структур в зависимости от профессионального состава музейных работников, направлений их деятельности, состава музейной коллекции, аудитории. Исследуя тенденции развития систем музейной коммуникации, как в отдельном музее, так и в глобальной музейной сети, авторы выявляют новые перспективные направления деятельности музея и новые коммуникационные возможности музея в обществе. Важным представляются суждения авторов о способах преодоления рассогласований и непонимания в процессах музейной коммуникации. М.Б. Гнедовский и В.Ю. Дукельский предлагают проводить специальные социально-психологические и социологические исследования. Это позволяет сформировать научно-обоснованные представления о коммуникационных стратегиях современного музея и их перспективах.

Во втором параграфе «Общество, государство и современный художественный музей. Проблематизация взаимоотношений» рассматривается противоречивое влияние процессов глобализации, медиа культуры и практик мультикультурализма на развитие коммуникационных аспектов деятельности художественных музеев.

Глобализация включает в себя не только привычную коммуникативную систему в виде СМИ, но и коммуникацию в формате новых связей и зависимостей. Информационная прозрачность в современном мировом сообществе меняет жизнь общества. Динамичное распространение новых способов коммуникации и распространение массовых видов искусств, таких как кино, телевидение, а также компьютерные технологии и интернетизация влияют на сознание и человека и его представления о культуре.

Проблемным блоком второго параграфа является взаимоотношения музея и общества. Принципиально различаются коммуникативные стратегии центральных и региональных музеев. В небольших городах музей является тем местом, где сконцентрирована вся культурная жизнь, в нем проводятся выставки, различные досуговые мероприятия. В свою очередь деятельность центрального (столичного) музея зависит от запросов, которые направляет государство, и основная проблема нарушения коммуникации между музеем и государством состоит в том, что запросы, направляемые государством, часто не совпадают с пожеланиями музеев.

Многие музеи часто не могут вести полноценный межкультурный диалог и общаться с разными возрастными и социальными группами. Очевидно, что музею необходимо создавать новый выразительный язык музейной экспозиции, использовать дополнительные ресурсы, с помощью которых можно будет функционировать в современном мире, насыщенном медийными технологиями.

Публика, приходящая в музей часто не подготовлена, и в связи с этим эффект увиденного и осмысленного в музее незначителен. Современный музейный посетитель теряет стимулы, побуждающие его к освоению новых знаний и навыков, которые необходимы ему для личностного развития в меняющихся условиях. В настоящее время в России существует некий «барьер недоверия» к музейному предложению. Он возник из-за того, что в сознании людей существуют ложные стереотипы в отношении музеев. В свою очередь музейные работники не всегда верно оценивают запросы публики и ее отношение к музею.

В третьем параграфе рассматривается «Дилемма «массовое» и «элитарное» в художественном музее». Проблема «элитарного» и «массового» применительно к современной культуре практикам давно обсуждается исследователями, однако по-прежнему остается дискуссионной. В параграфе описываются социокультурные функции элит и определяются значения, связанные с элитарностью. Отнесение к элите – это определенный показатель, указывающий на такие признаки как обладание преимуществами, благами, высоким положением в обществе, властью, уважением. Задача элиты представлять само общество, задавать образец единого в социуме и направлять политическую и культурную деятельность государства. Важным для элиты является формулирование целей и приоритетов общества. С этим связан вопрос, каким образом в соответствующих институтах, среди которых – музеи, должна выстраиваться политика коммуникации с элитами.

Перед музеем стоит ряд актуальных проблем: следует ли сосредоточивать свое внимание на внутренней научной работе с фондами или на внешней политике, как привлекать внимание зрителя, каким образом выстраивать работу в условиях коммерциализации. Открытым остается вопрос, что является более актуальным для музея – поиск новых форм организации музейного дела и разработка усовершенствованных систем музейной коммуникации, либо традиционные функции хранения и систематизирования своих собраний.

В настоящее время музеи в большей мере ориентированы на широкую публику, нежели чем на элиту. Их распространенная стратегия – сочетание познавательного и интересного, эмоциональная подача материала. В связи с этим в диссертационном исследовании подчеркивается, что новые музеи становятся важными средствами коммуникации, наравне с другими масс-медиа, обращающимися к различным социокультурным группам.

В четвертом параграфе «Научно-просветительская и экспозиционная деятельность художественного музея как особая коммуникативная система» рассматривается роль музея, как научной организации, анализируется экспозиционно-выставочная деятельность в контексте внешних коммуникаций. В параграфе отмечается, что в настоящее время при сокращении научных исследований наметилась тенденция превращения музея в центр проведения досуга. Автор диссертационного исследования подчеркивает, что для успешной деятельности музея в нем должны появляться новые направления работы, ориентированные на динамику социально- экономической ситуации в России и в мире. Немаловажным является вовлечение посетителя в музейную коммуникацию с помощью новых мультимедийных технологий, используемых как в работе музея, так и в процессе обучения. Это ставит новые задачи перед музеями и непосредственно перед музейной педагогикой как способом коммуникации с посетителем, его приобщением к музею и духовным ценностям. Как показывает статистика, посетители часто не совсем полно осведомлены о наличии в музее развивающих детских центров, студий, лекционных циклов.

Во второй главе «Художественный музей как коммуникативное пространство» обсуждаются вопросы о повышении роли музея в современной социокультурной жизни города и региона.

В первом параграфе «Музей в контексте городской культуры» раскрывается сложное взаимодействие «музей- город».

Города остро нуждаются в создании и поддержке привлекательного и уникального имиджа, что способствует улучшению городского финансирования, развитию туризма, предпринимательства. В последнее время появляются музеефицированные территории, например, участки музейных дорог, садов, возникают музеи-заводы и музеи-библиотеки. Ведутся дискуссии о том, что музейный предмет сегодня не только перестал быть четко обозначенной категорией так называемых движимых памятников, но и теряет свою предметность.

При активной работе музеев, появлении дополнительных рабочих мест, развитию и привлечению музея с точки зрения обязательного объекта культурного туризма город может получить новые стимулы для социально-экономического развития.

В Европе сегодня большинство музейных директоров активно взаимодействуют с бизнес-структурами, дизайнерскими бюро, политическими деятелями, предпринимателями, понимая, что свои планы и проекты можно выгодно реализовать, наладив эффективный менеджмент.

В России остается актуальным вопрос о том, как модернизировать музей, как выходить на новый уровень взаимодействия с обществом в условиях отсутствия старой, привычной советской системы и без гарантий финансирования государством. Одним из решений может быть организация новых актуальных выставочных проектов, увеличение количества инфраструктур внутри и вокруг музея, таких как кафе, рестораны, магазины, зоны отдыха. Музеи, сотрудничая друг с другом или организациями другого профиля, могут создавать новые проекты, которые внесут огромный вклад в повышение престижа города.

Многие музеи стали осознавать важность их взаимодействия с рынком, и с поддержкой городских властей эффективность такого сотрудничества возрастает. Ведется поиск новых коммуникационных стратегий в сочетании с новыми отраслями деятельности, которые базируются на информации и знаниях. Выделяется роль потребителя, ключевыми элементами культуры для которого являются мультимедиа, мода, музыка, дизайн, и др. Возможно, взаимодействуя с этими сферами, классический музей найдет новые формы для себя. Новые технологии в информационной сфере и сфере дизайна могут содействовать возрождению старых или созданию новых отраслей промышленности, появлению привлекательных для современного зрителя музейно-галерейных проектов.

В данном параграфе подчеркивается, что для благоприятных партнерских отношений с городом музей должен ясно представлять свои функции, которые он выполняет в условиях жизни города, а также стараться активно влиять изнутри на процесс принятия того ли иного решения, отстаивать позиции культурообразующего учреждения.

Второй параграф второй главы «Брендинг территорий и развитие региональных музеев» посвящен значимому явлению в социокультурной жизни России, так называемому «брендингу территории» (региона) – новой форме маркетинга, эффективной при участии местного сообщества.

Данное направление возникло по причине активной конкуренции городов и регионов, основная задача которых привлечение источников дохода в лице инвесторов, туристов и т.п. Города ищут новые способы формирования своего имиджа, территориального бренда, занимаются маркетингом своих территорий. Все эти факторы позволяют создать туристическую и инвестиционную привлекательность того или иного региона.

Региональные художественные музеи начинают принимать активное участие в создании (или переопределении) образа города, региона. В этом процессе поиска и выражения территориальной идентичности («брендирование территорий») важную роль играет визуальная культурная политика, в разработке которой участвуют музеи. Примером могут служить коммуникационные практики музеев современного искусства в Перми и в Екатеринбурге, которые позиционируют себя как открытые динамичные культурные центры, привлекательные для разных групп общества. Такие музеи выполняют особую миссию для города, сохраняя и актуализируя для современного общества культурное наследие. В диссертационном исследовании анализируется, как сам феномен коммуникационной деятельности этих музеев, так и острая полемика между сторонниками и противниками новых видов коммуникационной работы таких музеев.

Музей заботится о том, чтобы город или регион, в котором он находится, воспринимался как значимый социальный и культурный центр. Формы развития коммуникаций музея и города (или региона) — организация биеннале, конференций, круглых столов, посвященных актуальным вопросам современного искусства, его восприятия в обществе, воздействия на городское пространство и пр. Региональные музеи активно применяют новые информационные технологии в своей работе.

Опыт музеев Сибири и Урала подтверждает появления нового типа музейного самоопределения. Современный музей чувствует неразрывную связь с городом и краем, понимает ответственность, возложенную на него как на институт, формирующий облик того места, где он существует. Если создание творческой среды является задачей, которую музеи решали во все времена, то поддержка экономического благосостояния города, культурное обеспечение инвестиционных проектов, налаживание тесных связей города с мировой элитой – это принципиально новое, что только начинает появляться в музеях. Современный музей формирует новую экономику, развивает творческие индустрии, способствует развитию культурного предпринимательства и поддержке уже имеющихся промыслов в регионах.

Третья глава «Перспективы развития музейной коммуникации» посвящена новым информационным технологиям, мультимедиа и интерактивности в музеях, а также вопросам модернизации художественных музеев России.

В первом параграфе третьей главы «Виртуальный музей»: мультимедиа и интерактивность в XXI веке» представлены проблемы внедрения новых мультимедийных технологий в работу музея и музейная интернетизация. Особое внимание уделено новому направлению – созданию «виртуальных музеев». Также в этом параграфе анализируются дискуссии «за» и «против» активного взаимодействия художественных музеев и Интернета.

В работе подчеркивается, что для российских художественных музеев приобретают особую актуальность возможности находить средства, активно осваивать и использовать новые информационные и медиа технологии. Это должны быть не только технологии, применяемые для работы со зрителем в выставочном пространстве, но и программы, созданные для улучшения работы отделов музея во внешней среде. Следует учитывать и то, что в современной информационной среде медиа создают новые нормы, влияют на приоритеты социума, формируют групповые и личные идентичности. Культурные коммуникации музея с внешней средой предполагают развитие и усложнение обязательной обратной связи между участниками этой коммуникации. Важную роль в развитии таких социокультурных коммуникаций играет музейный сайт.

Помимо функционирования интерактивных музейных сайтов и Интернет может быть полезен музею и с точки зрения получения и обмена информацией. На сайтах крупнейших библиотек мира, а также в общем поиске, музейные работники могут найти любую необходимую информацию для научной деятельности. Для сотрудников региональных и местных музеев возможны также формы дистанционного обучения и прохождения стажировок в центральных музеях.

«Виртуальный музей» представляет собой коммуникативное пространство, организуемое по правилам Интернет-сайтов, а не музейных экспозиций. Это предполагает иные, по сравнению с традиционными «реальными», формы и способы общения с посетителями-пользователями. Как правило, на главной странице формулируется миссия создания такого музея, рассказывается его история, дается информация об авторах и их интересах. Владельцами сайтов-музеев могут быть организации или частные лица. Цели создания «виртуальных музеев», как правило, совпадают с целями создания музеев, существующих в действительности, хотя, безусловно, «виртуальный музей» не может быть полным аналогом реального музея. Главная функция «виртуального музея» — демонстрация электронных копий произведений, отобранных и систематизированных в соответствии с замыслом создателей такого музей. «Виртуальные музеи» представляют собой некое подобие альбома фотографий произведений, часто в трехмерном пространстве, однако, они не являются виртуальным изображением всего музея.

Такой вид музеев может создаваться любым пользователем Интернета, что затрудняет работу с информационными ресурсами и может дать искаженное представление о произведениях, представленных на сайте. В России не существует четкого законодательства относительно перенесения изображений в виртуальное пространство.

В последнем параграфе диссертационной работы «Модернизация художественного музея» обсуждаются новые возможности модернизации художественного музея. В настоящее время в музеях и обществе ведутся дискуссии о том, как музей должен представлять себя в будущем. Так называемый новый музей, в котором активно используются информационные технологии и коммуникационные практики, может стать привлекательной культурной площадкой для массового посетителя, зрителя, пользователя. Возможно, ряд музеев потеряет свои привычные функции, однако, как полагают некоторые участники дискуссий, это будет не в ущерб музейному развитию, наоборот, музей приобретет новые качества и формы взаимодействия с внешним миром.

Решение задачи, как сделать музей современным и актуальным для настоящего времени, заключается не только в особенностях музейного управления и представлений его сотрудников. Специалисты, изучающие такое явление, как «новый музей», предлагают различные способы «оживления» классического художественного музея, используя опыт зарубежных коллег (например, Музея Гуггенхайма) и разрабатывая собственные стратегии.

Обсуждение возможностей коммуникационных стратегий современного художественного музей выявляет также важную проблему «нового языка», на котором говорят современные кураторы, галеристы и другие музейные работники, а также художники и искусствоведы.

Модернизационные процессы начинаются с архитектуры музейных зданий. «Новая архитектура» нередко выполняет ту же роль, что и крупная передвижная выставка или ретроспективные показы произведений признанных мастеров. Таким образом, музей формирует и переопределяет городское социокультурное пространство, создает новые площадки общения.

В Заключении подводятся итоги проведенного исследования и намечаются перспективы дальнейшей научной работы в области музейной коммуникации.

В Заключении подводятся итоги проведенного исследования и намечаются перспективы дальнейшей научной работы в области музейной коммуникации.

Некоторые положения диссертационного исследования нашли отражение в следующих публикациях:

В изданиях, рекомендованных ВАК:

Макарова И.И. К вопросу о модернизации ГМИИ им. А.С. Пушкина // Вестник РГГУ. — 2010. — № 15. — С. 283 -287.(0,2 п.л).

В других изданиях:

Макарова И.И. Документирование процесса подготовки выставки за рубежом (на примере Государственного музея изобразительных искусств им.А.С. Пушкина) // Делопроизводство. – 2008. — № 2. С. 38-43.(0,6 п.л).

Макарова И.И. Оформление договоров о спонсорстве и благотворительной деятельности в музеях // Делопроизводство.- 2008.-№ 3. С. 30-33.(0,4 п.л.).

Макарова И.И. Документирование процесса дарения произведений искусства в государственные музеи (на примере ГМИИ им.А.С. Пушкина) // Делопроизводство. – 2008. — № 4. С.40-43.(0,3 п.л)

Макарова И.И. Брендинг территорий и развитие региональных музеев в современной России // // Актуальные проблемы развития общества: экономика, право, социология и философия: Сборник научных статей по итогам международной конференции, г. Волгоград, 29-30 сентября 2011 г.: В 2 ч. Ч. I / Под ред. д. э. н., проф. И.Е. Бельских, д. ф. н., проф. В.Н. Гуляихина. — Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2011. — С. 158-162.(0,2 п.л).

Макарова И.И. Социально-культурное развитие художественных музеев в современной России // Актуальные проблемы развития общества: экономика, право, социология и философия: Сборник научных статей по итогам международной конференции, г. Волгоград, 29-30 сентября 2011 г.: В 2 ч. Ч. II / Под ред. д. э. н., проф. И.Е. Бельских, д. ф. н., проф. В.Н. Гуляихина. — Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2011.- С.121-125.(0,2 п.л.)

Федеральный закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ) HYPERLINK «http://www.museum.ru/Prof/mat/law/%C7%E0%EA%EE%ED%20%EE%20%EC%F3%E7%E5%FF%F5.htm»http://www.museum.ru/Prof/mat/law/%C7%E0%EA%EE%ED%20%EE%20%EC%F3%E7%E5%FF%F5.htm; Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 30.11.2010, с изм. от 13.12.2010) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 24.05.2002) HYPERLINK «http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=107425»http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=107425; и др.

Федеральные целевые программы России, Программа «Культура России (2006-2010 годы)» HYPERLINK «http://www.programs-gov.ru/4_3.php» http://www.programs-gov.ru/4_3.php; Ведомственная целевая программа Департамента культуры Ярославской области на 2009 – 2011 гг. HYPERLINK «http://www.adm.yar.ru/culture/files/programs/VCP_culture.doc» http://www.adm.yar.ru/culture/files/programs/VCP_culture.doc ; Ведомственная целевая программа «Развитие музейной деятельности в Воронежской области. 2011 – 2013 гг.» HYPERLINK «http://vrn-uk.ru/wp-content/uploads/ВЦП-музеи-2011-2013.doc» http://vrn-uk.ru/wp-content/uploads/ВЦП-музеи-2011-2013.doc ; Целевая программа «Развитие туризма в Ивановской области на 2003 – 2010 гг.» HYPERLINK «http://tourizm.ivanovo.ru/M6-3-5» http://tourizm.ivanovo.ru/M6-3-5 и др.

Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации HYPERLINK «http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_547.html» http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_547.html; Устав Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина; Положение об организации выставок ГМИИ им. А.С. Пушкина; Устав федерального государственного учреждения «Государственный историко — культурный музей-заповедник «Московский Кремль» HYPERLINK «http://www.innovbusiness.ru/pravo/DocumShow_DocumID_22486.html» http://www.innovbusiness.ru/pravo/DocumShow_DocumID_22486.html; Положение о Государственном Эрмитаже HYPERLINK «http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_44909.html» http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_44909.html; сайт ГМИИ им. А.С. Пушкина HYPERLINK «http://www.arts-museum.ru» www.arts-museum.ru; сайт ГТГ HYPERLINK «http://www.tretyakovgallery.ru» www.tretyakovgallery.ru; сайт ГЦСИ HYPERLINK «http://www.ncca.ru/articles.text?filial=2&id=43»http://www.ncca.ru/articles.text?filial=2&id=43; сайт Государственного Эрмитажа http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/ , сайт Новосибирского государственного художественного музея http://www.nsartmuseum.ru/; сайт PERM Музея современного искусства HYPERLINK «http://www.permm.ru/index.php»http://www.permm.ru/index.php; Красноярск 2020 HYPERLINK «http://www.krasnoyarsk2020.ru/?id=foto&foto_id=105»http://www.krasnoyarsk2020.ru/?id=foto&foto_id=105; сайт Фонда «Новый музей» HYPERLINK «http://newmuseum.ru/archives/» http://newmuseum.ru/archives/; и др.

Материалы круглого стола «Музей и демократия», проходившего в рамках Международного музееведческого семинара в г. Новгороде, сентябрь 1992 г., Материалы Научной конференции «Музей и новые технологии» // На пути к музею XXI века. Сост. и науч. ред. Н.А. Никишин. М.: Прогресс-Традиция, 1999г., Материалы международной конференции «Музей и общество», Красноярск, 11-13 сентября 2002, Материалы научной Конференции «В поисках музейного образа», Санкт-Петербург, 12-13 апреля 2007, материалы III Всероссийского социологического конгресса, 21-24 октября 2008 г., и др.

Материалы журналов Museaum, Арт-менеджер, Артхроника, Вестник общественного мнения, Коммерсант Власть, Мир России, Мир музея, Музей, Музейное дело, Музей. Культура. Общество, Наше наследие, Неприкосновенный запас, Обсерватория культуры, Пинакотека, Художественный журнал, интернет-журнал 60 параллель HYPERLINK «http://www.journal.60parallel.org/ru/journal/2006/21/169» http://www.journal.60parallel.org/ru/journal/2006/21/169 и др.; Материалы радиостанций Культура, Эхо Москвы, интервью на телеканале Культура и др.

PAGE \* MERGEFORMAT 20