Российская система образования на рубеже XX и XXI веков претерпе

Введение

Российская система образования на рубеже XX и XXI веков претерпевает серьезные изменения, связанные как с организационно — управленческими, экономическими и правовыми преобразованиями, так и выработкой нового содержания образования, адекватного изменениям, происходящим в мировой цивилизации и непосредственно в нашей стране.

Главная цель этих трансформаций — достижение нового качества образования, соответствующего постиндустриализованному, информационному обществу и обеспечивающего динамичное развитие России в современных условиях. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее активная социализация, органичная адаптация на рынке труда является ныне важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса.

Проблема гражданского становления подрастающего поколения, которое всегда является стратегическим ресурсом общества, сейчас становится одной из актуальнейших в российском образовании. В настоящее время активно разрабатывается и апробируется целостная государственная и общественная система гражданского образования молодежи, обеспечивающая условия развития у нее готовности к достойному служению обществу.

Гражданское образование — новая образовательная модель, которая включает в себя комплекс знаний, направленных на развитие личности, правовой культуры и механизмов сотрудничества с государственными органами и общественными организациями.

С другой стороны — это и система навыков, которые облегчают жизнь в социально-политическом окружении, оценивают собственные действия и предлагают толерантное отношение к другим людям. Гражданское образование ориентирует подростков на развитие обществоведческого мышления, на понимание ими социальных проблем и явлений, на формирование общественно значимых мотивов, а также на развитие потребности в изучении общественной жизни через участие в ней.

Цель гражданского образования состоит в подготовке учащихся к ответственной и осмысленной жизни и деятельности в демократическом, правовом государстве, гражданском обществе.

В настоящее время гражданское образование находится на стадии динамичного развития, которая включает в себя разработку элементов содержания, развитие демократических начал в жизни образовательных учреждений и организацию социальной практики обучающихся.

В регионах России идет поиск оптимальных форм реализации гражданского образования, происходит адаптация различных его вариантов. Так, в Самарской области на протяжении почти 10 лет во всех образовательных учреждениях с 1 по 11 классы ведется образовательно — воспитательный курс «Основы жизненного самоопределения», школьники активно участвуют в разработке и внедрении социальных проектов «Гражданин». Данный курс в системе образования региона преподает более 3 тысяч педагогов.

Однако, проблемы* ротации педагогических кадров, скоротечность варианта переподготовки учителей по новому циклу в областном институте повышения квалификации работников образования и необходимость широкого распространения среди учителей — граждановедов активных форм проведения занятий, технологий социальной практики учащихся в конце 90-х

годов поставили задачу фундаментальной подготовки большой группы преподавателей граждановедения уже не в структуре ИПК, а на базе высших и среднего специального учебного заведения педагогического профиля: госуниверситета, педуниверситета и областного социально — педагогического колледжа.

В 2000 году эту идею поддержало руководство Департамента образования и науки Администрации Самарской области, а вскоре данная модель подготовки граждановедческих кадров вызвала заинтересованность и у организации международного партнерства в гражданском образовании «Сивитас — Россия».’

Так возник российско — американский проект «Университетское партнерство в сфере гражданского образования», в который включались американские коллеги из Рассел Сейдж колледжа, штат Нью-Йорк и Бостонского университета. Он. вобрал в себя разработку программ учебных курсов «Основы гражданского образования», «Методика гражданского образования», в рамках которых осуществлялось чтение лекций, проведение практических занятий; а так же проведение педагогической практики в школах, подготовку и защиту студентами оригинальных методических разработок.

Эта программа реализовывалась в течении 2001-2003 годов и под эгидой международного партнерства Civitas — International, который координируется Центром гражданского образования г. Калабасас, Калифорния, США при финансовой поддержке Департамента образования США, Бюро образовательных и культурных программ программы «Университетское партнерство».

Данная книга — результат коллективного труда группы ученых и педагогов, которые приняли участие в реализации этого интересного гуманитарного проекта. Они видели свою задачу в том, чтобы, не дублируя вузовские курсы философии, политологии, этики, права и экономики и др., вооружить будущего преподавателя граждановедения комплексом социального знания применительно к анализу конкретной мировой, российской или житейской ситуации, с которой постоянно сталкиваются наши молодые граждане. Такой уровень «прикладного» граждановедения ныне чрезвычайно актуален не только для педагогов -граждановедов, но и для представителей других отраслей знания или администраторов образования, которые взаимодействуют с подрастающим поколением, — так как здесь содержится немало материала, связанного с проблемами воспитания молодого гражданина, его безболезненного включения в сложную систему социальных отношений.

Помимо этого, данное издание может стать основой дальнейших творческих поисков преподавателей граждановедения в школе в плане разработки ими новых учебных программ и циклов, формирования межпредметного граждановедческого сообщества педагогов.

1 В состав партнерства «Сивитас — Россия» входят: Фонд образования Американской федерации учителей, Совет по гражданскому образованию Рассел Сейдж колледжа, Институт педагогики Бостонского университета, «Учительская газета», Межрегиональная ассоциация «За фажданское образование», Московский научно — внедренческий Центр «Гражданин», Самарский региональный Центр гражданского образования, Санкт-Петербургский институт права имени Принца П.Г.Ольденбургского.

Права человека

«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина — обязанность государства». Это положение Конституции России свидетельствует о той исключительной роли, которая отводится правам человека и гражданина в государстве, претендующем на звание демократического и правового. Однако то, действительно ли государство может считаться демократическим и правовым зависит не от того, закреплен ли примат прав и свобод человека в конституции и законах, а от того, насколько сами граждане считают свои права и свободы высшей ценностью и насколько они готовы отстаивать их перед лицом государства. Из истории нам известны примеры режимов, провозглашавших самые широкие права и свободы и беззастенчиво попиравшие их при пассивности и равнодушии граждан. Вот почему тема прав человека является одной из центральных в курсе гражданского образования, курсе, который должен способствовать становлению активного гражданина, знающего и ценящего свои конституционные права и свободы.

Права человека: трудный путь идеи

Далеко не всегда права и свободы человека и гражданина рассматривались как высшая ценность, а их защита как важнейшая функция государства.

Идеи прав человека начинают распространяться в XVII – XVIII вв. одновременно с утверждением идеи равенства всех граждан перед законом. В средние века правовое положение личности определялось, главным образом, принадлежностью к тому или иному сословию. Поэтому в средние века говорили не о правах человека вообще (такового в сознании средневековых людей не существовало), а о правах и вольностях духовенства, дворянства или горожан. При этом «права и вольности» имели две характерных особенности: во-первых, они выступали в основном в форме привилегий, то есть официальных преимуществ перед другими людьми. Те, кто пользовался привилегиями, гордились ими и часто презрительно относились к тем, кто таковыми не обладал. Во-вторых, права и вольности считались дарованными свыше, монархом или сеньором. Последний, при определенном стечении обстоятельств, мог забрать «дар» назад, и тогда подданные могли лишиться своих прав. Неравенство в правах существовало и там, где монархов не было, например, в Итальянских торговых республиках Венеция и Генуя.

Век Просвещения принес с собой идею равенства в правах всех граждан независимо от их сословной принадлежности. В своих трудах выдающиеся философы-просветители Д. Локк, Ш. Монтескье, Вольтер, Ж.Ж. Руссо обосновывали идею неотчужда6емости основных прав, не пользуясь которыми, человек не может реализовать себя как личность. По мнению просветителей, эти права не были дарованы властью, а существовали еще до возникновения всякой политической власти, более того, само появление в человеческом обществе властных институтов было вызвано необходимостью защиты этих основополагающих прав. Поскольку эти права рассматривались как присущие всем людям изначально, данные как бы самой природой, их стали называть природными, или естественными правами. К числу таких естественных прав просветители относили право на жизнь, свободу, безопасность и собственность.

Впервые идея равенства в естественных правах получила официальное закрепление в декларации независимости Соединенных Штатов Америки, принятой 4 июля 1776 г. США стали первым государством, отказавшимися от принципов сословного неравенства. «Все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами» — эта знаменитая фраза из Декларации независимости Соединенных Штатов возвестила наступление новой эры, в которой социальный и правовой статус личности перестал жестко определяться фактором происхождения. То, что при этом к числу «людей» не были отнесены чернокожие рабы, воспринималось творцами американской конституции как вынужденное и в целом временное исключение из принципа равенства.

Великая Французская революция очертила новые рубежи в развитии принципов гражданского равенства и прав человека. Всеобщее избирательное право для мужчин, отмена сословных привилегий, упразднение рабства в колониях, означали первую в истории человечества попытку практической реализации принципа равноправия, по крайней мере, для мужской части населения.

Если XVIII век был временем оформления основных контуров идей прав человека, то следующее столетие, стало эпохой борьбы за претворение этих идей в жизнь. Идеи прав человека пробивали себе дорогу в битвах трех французских, пяти испанских, трех итальянских революций, Гражданской войны в США, войны за независимость латиноамериканских народов, через движение за избирательную реформы в Великобритании. В середине века эти идеи пересекли границы европейской цивилизации и стали распространяться в странах Востока. Равенство граждан перед законом, гарантии личной неприкосновенности, введение народного представительства стали рассматриваться как необходимое условие преодоления экономической, политической и военной отсталости.

В 1870-х гг. в Австралии и Новой Зеландии впервые получили политические права женщины, в Европе и Америке на это понадобилось еще почти полстолетия.

В ходе европейских революций 1840-х — 1870-х годов впервые заявил о себе как о самостоятельной политической силе рабочий класс, а социализм стал одним из наиболее влиятельных и организованных политических движений Западного мира. Опасность социального взрыва с одной стороны, и интеграция в ряды правящей элиты представителей социалистических партий с другой, способствовали привлечению внимания к рабочему вопросу и проблеме социальной защиты граждан. С середины XIX в. в странах Европы и Америки начинает складываться законодательство по охране труда и социальному обеспечению. Право на ограничение рабочего дня, защиту женского и детского труда, пособия по болезни и пенсии по старости, знаменовали собой появление второго поколения прав человека, включавшего в себя социальные и экономические права. Необходимо отметить, что утверждение этих прав стало возможным не только благодаря революционной борьбе и росту влияния социалистических идей, но и в результате колоссальных достижений научно-технического прогресса, позволивших невиданными ранее темпами повышать производительность труда, производство товаров и услуг, а значит и нормы прибыли за счет внедрения новых технологий.

В то же время научно-техническая революция породила проблемы, заставившие задуматься о недостаточности гарантий, предоставляемых в рамках уже закрепленных личных, политических и социально-экономических прав. Усложнение производственных процессов, социальной и политической структуры общества, военной системы, существенно повысило требование к образованию человека. Образование становится важнейшим фактором социальной успешности. Человек, не имеющий необходимого уровня образования, автоматически отбрасывался на задворки общества, его уделом становилась бедность и отсутствие надежд на продвижение по социальной лестнице.

В отдельных европейских странах попытки (не всегда успешные) ввести обязательное начальное образование были сделаны еще в конце XVIII — начале XIX веков, однако окончательно право на бесплатное и общедоступной образование было закреплено в законодательстве стран Европы и Америки лишь столетие спустя. К середине XX в. во многих странах бесплатным стало не только начальное и среднее, но и высшее образование в государственных университетах.

Вторая половина XIX в. стала эпохой оформления многих современных наций и обострения межнациональных конфликтов. Объединение Германии и Италии, рост национального самосознания народов Австро-Венгерской, Российской и Турецкой империй, привели к возрастанию значения национального вопроса о правах национальных меньшинств.

В 1917 президент США Т. Вудро Вильсон провозгласил право наций на самоопределение один из важнейших принципов устройства мира после завершения первой мировой войны. В 1917 — 1918 гг. в результате крушения Германской, Австро-Венгерской и Российской империй, на карте Европы образовались новые независимые государства: Польша, Финляндия, Венгрия, Чехословакия, Латвия, Литва, Эстония. Однако образование национальных государств не снизило остроту национальных проблем. В самих вновь образовавшихся странах имелись значительные национальные меньшинства, также заявлявшие о своих правах. Между тем вплоть до 30-х гг. XX в. во многих странах Европы национальные меньшинства фактически подвергались культурной дискриминации. Например, в Бельгии единственны администрации и школы признавался французский, хотя более половины населения страны считало своим родным языков фламандский. В Испании употребление каталонского языка на официальных мероприятиях наказывалось уголовным законом вплоть до тюремного заключения.

Между тем в первой половине XX в. происходит быстрое развитие средств массовой информации, в жизнь людей входят радио, телевидение, появляется новый вид искусства — кино. Для людей открылась возможность новых форм творческого самовыражения, на пути которого часто вставали два непреодолимых препятствия — политическая цензура и национальные предрассудки. В тоталитарных государствах (Германии, Италии, СССР). Министр пропаганды Й. Геббельс и секретарь ЦК КПСС А. Жданов указывали поэтам, художникам, композиторам, режиссерам как и какие нужно писать стихи, сочинять музыку, рисовать картины, ставить спектакли. В Берлине и Москве жгли «неправильно» написанные книги, а их авторы должны были покинуть свою страну или оказаться в тюрьме.

Права, дающие человеку возможность как к национальному, так и к мировому культурному наследию и реализовывать свою потребность в творчестве, получили название культурных прав.

Вместе с социальными и экономическими правами культурные права составляют второе поколение прав человека.

Крупнейшей трагедией в истории человечества стала вторая мировая война, сопровождавшаяся массовым попранием прав человека, в том числе и важнейших из этих прав — права на жизнь. Миллионы людей были убиты по расовому или национальному признаку, за свои политические взгляды или религиозные убеждения. После второй мировой войны стала очевидной необходимость принятия международных документов по правам человека, и создание универсальных механизмов их защиты. Охрана прав человека была декларирована как важнейшая цель созданной в 1945 г. Организации Объединенных Наций. ООН провозгласила идею прав человека универсальной, то есть общемировой ценностью и приняла в 1948 г. Всеобщую декларацию прав человека, в которой в наиболее общей форме изложены основные права и свободы, принадлежащие людям независимо от их национальности, вероисповедания или гражданства. Историческое значение этого документа состоит в том, что идеи прав человека были объявлены достоянием всего человечества, а не только Евро-Атлантической цивилизации, в недрах которой они зародились и развивались до середины XX столетия. Дата принятия Всеобщей Декларации прав человека — 10 декабря установлен Организацией Объединенных Наций как всемирный день прав человека.

На протяжении 1950-х — 1970-х годов был принят ряд других международных документов, конкретизировавших отдельные группы прав и установивших механизмы их защиты. В числе этих документов следует, прежде всего, назвать Европейскую конвенцию по правам человека, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Эти документы сыграли большую роль в защите прав человека, однако, реалии послевоенного мира показали, что провозглашенные «универсальные» права зачастую не могли быть реализованы в отношении большие числа людей, которые фактически, были ограничены в своей правоспособности. К таким группам относились женщины, дети, представители отдельных расовых, национальных и религиозных групп. Закрепление в особых документах прав подобных групп, нуждающихся в особой правовой защите, означало появление третьего поколения прав человека. В отличие от двух первых поколений, защищавших индивидуальные права, третье поколение было представлено коллективными правами, защищавшими интересы больших групп людей. В рамках третьего поколения прав человека были приняты такие международные документы как «Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» 1979. «Конвенция о правах ребенка» 1989 г., «Конвенция о защите национальных меньшинств». 1995 г.

Утверждение идей прав человека — долгий и сложный процесс, который продолжается и в наши дни. По мере развития общества, у людей возникают новые потребности, а значит, появляется необходимость в новых правах. Необходимо помнить о том, что исторический путь этих идей не был простым и беспрепятственным. Признание даже тех прав человека, которые сегодня представляются нам само собой разумеющимися, требовало упорной борьбы и зачастую самопожертвования со стороны людей, не желавших мириться с бесправием. Пользуясь своими правами и свободами, современные поколения не должны забывать о том, какой ценой было оплачено торжество этих прав и о том, что лишь готовность противостоять несправедливости является главной гарантией соблюдения прав человека.

Личные (гражданские) права

Права человека принято разделять на несколько групп: это личные (или гражданские) права, политические , социальные и культурные права.

Первую группу составляют гражданские права, которые, на наш взгляд, правильнее было бы называть личными правами. Дело в том, что эти права принадлежат всем людям, независимо от того являются ли они гражданами страны, в которой находятся или нет.

К личным правам относятся право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на защиту чести и достоинства, на свободу передвижения, на определение национальной принадлежности, на свободу совести и религиозных убеждений.

Право на жизнь является важнейшим, фундаментальным правом, без осуществления которого невозможна реализация всех остальных прав. Гарантия права на жизнь подразумевает три основных аспекта:

Государство обязано защищать жизнь человека от любых преступных посягательств. Это достигается как путем предупредительно охранительных мер, так и при помощи строгих юридических санкций, установленных за преступления против личности.

Государство обязано обеспечить физическое выживание и нормальное развитие человека через систему медицинского обслуживания и социального обеспечения.

Государство не должно лишать человека жизни, по крайней мере, если сам человек не посягает на жизнь и безопасность других людей.

В связи с этим аспектом большое значение приобретает дискуссия о правомерности применения такой меры наказания как смертная казнь. Отношение в разных странах к вопросу смертной казни можно условно объединить в три различных подхода к проблеме:

В рамках гуманистического подхода смертная казнь рассматривается как архаичная мера наказания, несовместимая с ценностями современного гуманизма. Сторонники данного подхода считают, что смертную казнь вообще нельзя считать формой наказания, так как она не оказывает воспитательного воздействия на наказуемого (правда, сторонник смертной казни возражают, что воспитательное воздействие оказывается на потенциальных преступников). Таким образом, гуманистический подход предполагает отказ от смертной казни по крайне мере за обще уголовные преступления в мирное время. Подобный подход возобладал во второй половине XX в. в странах Западной Европы, где смертная казнь была отменена в 1960-х — 1980 -х гг. В настоящее время, одним из условий вступления новых государств-членов в Совет Европы и Европейский Союз является отказ от применения на своей территории смертной казни.

В рамках второго, прагматического подхода, смертная казнь рассматривается как эффективное средство борьбы с тяжкими преступлениями, особенно преступлениями, направленными против жизни людей. Сторонники данного подхода считают, что применение смертной казни должно с одной стороны, обезопасить добропорядочных граждан от угрозы преступных посягательств, а с другой стороны позволяет восстановить справедливость путем воздаяния «равным за равное», в данном случае по принципу «жизнь» за «жизнь». Такой подход преобладает в странах Западного полушария, в том числе в США, где вопрос о смертной казни решается Законодательными собраниями штатов, 17 из которых отменили на своей территории смертную казнь, в то время как 33 штата сохраняют ее в своем законодательстве.

Наконец, в третьем, религиозно-моралистическом подходе, смертная казнь рассматривается как средство очищения мира от «греховных соблазнов». Преступник, считают сторонники этого подхода, не просто посягает на безопасность других людей, но и нарушает божьи заповеди. Поступая таки образом, человек вводит в искушение других, и только физическое устранение грешника может спасти общину от разрастания зла. При этом преступления, посягающие на религиозно-этические устои рассматриваются даже как более тяжкие, чем преступления против жизни. Такой подход был принят в средневековой Европе, а в настоящее время широко распространен в исламских государствах. При этом в некоторых из этих государств смертная казнь применятся за преступления против нравственности или религии (например, за употребление наркотиков, пьянство, богохульство и даже за простое несогласие с учением ислама).

Российская Федерация, вступив в 1996 г. в Совет Европы, взяла на себя обязательство прекратить применение на своей территории смертной казни. В то же время, вступивший в силу 1 января 1997 г. новый Уголовный Кодекс сохраняет смертную казнь в качестве меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни. Правда новый кодекс сузил круг лиц, в отношении которых может быть применена смертная казнь, изъяв из него женщин и лиц старше 65 лет, и сократил число преступлений, наказуемых смертной казнью с 16 до 5. Допускается применение высшей меры наказания и Конституцией 1993 г., статья 20 которой указывает на перспективу отмены смертной казни, но не обозначает конкретных сроков. Эти противоречия действующего российского законодательства отражают противоречивое отношение к смертной казни в самом российском обществе. По опросам общественного мнения более 70 % граждан России выступают за сохранение смертной казни в арсенале мер борьбы с преступностью, в то время как либерально настроенное меньшинство готово пожертвовать смертной казнью в обмен на перспективы интеграции в общеевропейские структуры.

Право на свободу и личную неприкосновенность означает, что никто не может быть лишен свободы иначе, как за преступление, факт, совершение которого установлен судом.

Из истории известно множество примеров произвольного лишения свободы. Например, в Англии в XVI — XVII вв. лица, обвиняемые в политических преступлениях, без суда высылались в заморские колонии. В качестве средства противодействия подобному произволу английский парламент принял в 1679 г. знаменитый Habeas Corpus Act, устанавливавший, что каждый арестованный в течение 48 часов должен быть доставлен в суд для установления законности ареста. Во Франции до 1789 г. существовала практика «запечатанных писем», содержащих подписанный королем приказ о заключении в тюрьму. Человек, лишенный свободы по королевскому приказу должен был находиться в заключении без суда и объяснения причин ареста вплоть до особого распоряжения монарха. Иногда «забытые» узники оставались в тюрьме до конца своих дней. Подобные случаи были характерны не только для далекого прошлого. Произвольные аресты широко использовались для борьбы с инакомыслием тоталитарными и диктаторскими режимами в XX веке. В СССР в 1960-1970-х годах деятели правозащитного движения насильственно помещались на «излечение» в закрытые психиатрические клиники. В Чили в период диктатуры А. Пиночета «исчезли» более 10 тысяч противников режима.

В демократических государствах процедура ареста и лишения свободы строго регламентирована законом, который защищает не только общество от угрозы со стороны преступного мира, но и права лиц, которые обвиняются в совершении преступления.

Право на честь и достоинство защищает человека от любых действий, ущемляющих его человеческое достоинство, а также от распространения ложных сведений, порочащих его доброе имя и репутацию.

Закон защищает достоинство человека как от физического, так и от психологического воздействия. В связи с этим международные документы о правах человека, конституция и законы России категорически применение пыток, даже если речь идет о лицах, чья вина доказана судом. Кстати, пыткой признается причинение человеку не только физических, но и психических страданий, если при этом преследуется цель получения каких-либо сведений, или побуждение к определенным действиям.

Закон также защищает человека от распространения ложных сведений, порочащих его честь и репутацию. В России клевета и оскорбление наказываются не только гражданским, но и уголовным законодательством, то есть признаются преступлениями.

Необходимо отметить, что право на честь и достоинство является единственным из личных прав, которые действуют не только при жизни человека, но и после его смерти. Так, например, российское законодательство предусматривает институт посмертной реабилитации несправедливо осужденных. Разумеется, посмертная реабилитация не может исправить последствия судебной ошибки или злого умысла, но она призвана восстановить доброе имя человека, а заодно и облегчить нравственные страдания его близких.

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну защищает человека от постороннего проникновения в его частную жизнь, в мир глубоко личных, интимных переживаний и поступков. Это право охраняется гражданским и уголовным законодательством главным образом, путем трех запретов:

Запрет на сбор и публикацию информации о частной жизни человека без его согласия. Каждый человек вправе самостоятельно решать, в какой мере он делает сведения о своей личной жизни достоянием окружающих.

Запрет контроля над частной жизнью человека путем прослушивания телефонных переговоров, перлюстрации переписки, скрытой видео и аудио записи и т.д. Такой контроль может осуществляться только при наличии судебной санкции в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также в специально оговоренных законов особых обстоятельствах (например, перлюстрация корреспонденции военнослужащих в военное время).

Запрет на разглашение должностными лицами чьей-либо личной или семейной тайны, которая стала им известна в силу служебных обязанностей (например, работники детских воспитательных учреждений и судов должны сохранять тайну усыновления ребенка).

Грубое вторжение в частную жизнь человека может не только нанести ему психологическую травму, но и привести к трагическим последствиям. Ярки пример служит гибель принцессы Уэльской Дианы. Чей автомобиль врезался на огромной скорости в бетонную опору моста при попытке оторваться от преследования фотографов — папарацци.

Право на свободу передвижения позволяет человеку выбирать по своему желанию место жительства, свободно покидать свою страну и возвращаться в нее. Реализация этого права традиционно представляет проблему в России, где государство всегда стремилось к жесткому контролю за перемещением населения. Так, до конца 1950-х годов колхозники не имели паспортов и могли покидать свои села только с согласия правления, которое, разумеется, было не заинтересованно в потере рабочих рук. В городах перемещение населения контролировалось при помощи института прописки. Не будучи прописан на определенной жилплощади, человек не имел права проживания в данном месте, получить же прописку можно было лишь при наличии разрешения административных органов. В 1993 г. Верховный Суд России признал институт прописки неправомерным, а принятый 25 июня 1993 г. закон «о праве граждан на свободу передвижения и выбор места жительства в пределах Российской Федерации» установили уведомительный, то есть не требующий обязательного разрешения административных органов, характер регистрации места жительства. Тем не менее, нормативные акты Правительства Москвы до сих пор фактически сохраняют разрешительный порядок регистрации в столице, что не позволяет считать проблему свободы передвижения внутри страны до конца решенной.

Ограничивая передвижение граждан внутри страны, коммунистические власти, разумеется, еще более жестко контролировали выезд граждан за ее пределы. До середины 1970-х годов легальной иммиграции из СССР фактически не существовало. Даже для временного выезда за границу необходимо было получить специальное разрешение, условием его получения была положительная характеристика органами КПСС.

Те граждане СССР, которые покидали страну по политическим мотивам, как правило, не могли вернуться на родину, так как они в принудительном порядке лишались советского гражданства. В число «лишенцев» в 1970-1980-е году попали А. Солженицын, А. Галич, М. Ростропович, Г. Вишневская, В. Войнович, Ю. Любимов и другие известные деятели культуры.

В настоящее время все правовые барьеры на пути выезда из России сняты. Каждый гражданин, получив заграничный паспорт, может свободно выезжать из Российской Федерации и свободно возвращаться в свою страну. В 1990 -е годы, число российских граждан, побывавших за границей, выросло в десятки раз. Единственное, сохранившееся в законе ограничение на выезд из страны, касается лиц, имеющих в силу своих служебных обязанностей доступ к сведениям, составляющим государственную тайну. Но для таких граждан ограничение на выезд носит временный характер и, как правило, не превышает 5 лет со времени прекращения доступа к секретной информации.

Относительно новым для нашей страны является право на определение и указание национальной принадлежности. В советские времена гражданин мог «выбирать» национальность лишь при различии национальностей родителей, выбор при этом ограничивался национальностью отца или матери. Надо сказать, что и по сей день многие люди рассматривают национальность как генетически наследуемый признак. Однако, в отличии, например от антропологического типа, который представляет собой совокупность объективных физиологических признаков (форма черепа, цвет кожи, волос, глаз и т.п.), естественно предающихся на генетическом уровне, национальность представляет собой категорию исключительно социальную, и определятся чувством сопричастности человека к культуре, традициям, историческому наследию определенного этноса. Поэтому ребенок «наследует» национальность родителей лишь в той мере, в какой семья влияет на социализацию человека. Разумеется, такое влияние, как правило, бывает решающим и именно в семье происходит приобщение человека к определенным национальным традициям, а значит, происходит и его национальное самоопределение. Но как быть, если ребенок воспитывается в приемной семье, или он в раннем возрасте утратил связь со свои «исконным» этническим окружением, попав, например, в другую страну. В этом случае человек может отождествлять себя с представителями того этноса, среди которого он вырос, чью культуру, язык, традиции он усвоил. Таким образом, в определении национальности человека решающую роль играет самоидентификация человека.

Каждый человек не только имеет право самостоятельно определять свою национальность независимо от национальности родителей, но и может отказаться от указания национальной принадлежности. Статья 26 Конституции РФ запрещает требовать указание национальной принадлежности в любых официальных документах, включая паспорт.

Исключительно важным, и в то же время вызывавшим острые дискуссии, является право на свободу совести. Под «свободой совести» понимается право человека исповедовать любую религию или не исповедовать никакой религии. Преследования людей по религиозному признаку всегда являлись наиболее острой формой дискриминации. В прошлом люди, не исповедовавшие религии большинства, как правило, ограничивались в гражданских правах, включая даже право на жизнь и свободу. Дело в том, что общность религии традиционно рассматривалась как важнейший элемент духовного сплочения членов гражданского коллектива, соответственно отказ следовать этой религии воспринимался как противопоставление себя большинству, а значит и как признак политической неблагонадежности. По обвинению в отрицании «отеческих богов» был казнен Сократ, непоклонение императору Рима как божеству стоил жизни многим христианским мученикам, отказ признать короля главой английской церкви привел на эшафот Томаса Мора. Но даже после прекращения кровавых преследований диссиденты (так называли в Европе представителей религиозных меньшинств) ограничивались в гражданских правах. Во Франции после отмены в 1685 г. Нантского эдикта гугеноты были лишены всех прав вплоть до 1788 г. Они стали «людьми-призраками»: их рождения не фиксировались, их браки считались сожительством, а дети незаконнорожденными, их завещания не признавались. Официально, во Французском королевстве протестантов не было вообще. В Англии, наоборот, дискриминации подвергались католики, получившие избирательные права только в 1828 г.

Не слишком благополучно обстояла ситуация со свободой совести и в Российской империи. Хотя имперские законы обещали свободу и покровительство всем культам, существовало две группы верующих систематически подвергавшихся дискриминации. Первую составляли иудеи. Их передвижение по стране было ограничено чертой оседлости, они не могли учиться в университетах, поступать на государственную службу. Эти ограничения во многом способствовали массовой еврейской иммиграции из России в конце XIX — начале XX века, с другой стороны, почти таким же массовым был уход еврейских юношей и девушек в революционное движение.

Вторую группу составляли представители альтернативных официальному православию течений внутри самой православной религии — старообрядцы и приверженцы различных сект. Преследования раскольников были прекращены лишь в начале XX века.

К остальным религиозным меньшинствам имперская власть относилась терпимо, однако между веротерпимостью и свободой вероисповедания все же существует значительная разница. Веротерпимость предполагает лишь признание за религиозными меньшинствами право беспрепятственно отправлять религиозный культ, в то время как свобода совести означает признание за каждым человеком право свободно выбирать любую религию или не исповедовать никакой религии вообще. А именно такой свободу у подданных Российской империи не существовало. Например, запрещался переход из православного исповедания в неправославные, а также из христианских конфессий в нехристианские. Государство признавало только религиозные браки, а дети атеистов, не желавших венчаться в церкви, считались незаконнорожденными и ограничивались в правах.

В советский период ситуация со свободой совести обострилась еще сильнее. Хотя все советские конституции провозглашали свободу вероисповедания, в действительности государство проводило политику воинствующего атеизма. Тысячи храмов были разрушены или закрыты, в школах велась активная антирелигиозная пропаганда, в вузах студенты были обязаны изучать курс научного атеизма. Верующие люди не могли вступать в правящую коммунистическую партию, а значит, и занимать сколько-нибудь значительные должности на государственной службе. Деятельность некоторых религиозных конфессий (например, Свидетелей Иеговы, Униатской церкви) была официально запрещена. Лишь в конце 1980-х — начале 1990-х годов было покончено с религиозной дискриминацией в нашей стране.

Конституция 1993 г. закрепляет право на свободу вероисповедания и отправления религиозных культов. Статья 14 провозглашает равенство религиозных объединений перед законом. В то же время Конституция закрепляет светский характер государства. Это означает, что в своей внутренней и внешней политике государство не обязано руководствоваться предписаниями какой-либо религии. Ни одна религия не может быть провозглашена в Российской Федерации государственной или обязательной, все религиозные объединения в нашей стране отделены от государства и от школы. В рамках государственных общеобразовательных программ не допускается какая-либо религиозная пропаганда, равно как и пропаганда атеизма.

Необходимо обратить внимание на то, что свобода совести не означает отсутствия каких-либо ограничений в деятельности религиозных объединений. Все эти объединения должны действовать в рамках закона, не нарушая законных прав и интересов других лиц. Такие ущемления могут выражаться в насильственных действиях, требованиях обязательной передачи имущества верующего в распоряжение общины (а фактически, ее лидеров), в провоцировании ухода несовершеннолетних из семьи и т.п. В случае нарушения закона деятельность религиозных объединений может приостанавливаться по решению суда.

Заметим, что право на свободу убеждений (в том числе и религиозных) относится к числу немногих прав, которые не могут ограничиваться ни при каких обстоятельствах.

Политические права

Политические права составляют другую большую группу прав человека. Эти права позволяют гражданам влиять на политическое развитие своей страны и, в конечном счете, прямо или косвенно участвовать в управлении государством.

Право на свободу слова и печати позволяет гражданину открыто выражать свое мнение по волнующим его вопросам общественной жизни. Без реализации этого права не мыслима и свобода творчества. Статья 29 Конституции РФ запрещает цензуру, то есть обязательное предварительное одобрение представителями власти публикуемых произведений. Однако авторы несут ответственность за содержание своих публикаций. Закон предусматривает гражданско-правовую, административную и даже уголовную ответственность, если в опубликованном произведении:

содержатся призывы к насильственному изменению существующего строя

ведется пропаганда войны

проповедуются идеи расовой, национальной или религиозной нетерпимости

оскорбляется общественная нравственность

допускаются клеветнические или оскорбительные высказывания в чей-либо адрес

Во всех вышеперечисленных случаях факт вины автора устанавливается судом. Важно отметить, что клеветническими или оскорбительными не могут считаться выраженные в пристойной и корректной форме высказывания, критикующие политику властей.

Критика власти является нормой в любом демократическом государстве, что является одним из важнейших отличий между демократическими и недемократическими режимами. В СССР подобная критика была строго запрещена. В 1920-е — 1950-е годы она расценивалась как контрреволюционная пропаганда, а статья 70 Уголовного кодекса РСФСР 1960 г трактовала ее как «клеветнические измышления порочащие советский общественный и политический строй». Такая «клевета» считалась тяжким преступлением и наказывалась длительным сроком лишения свободы.

Сегодня право на выражение несогласия как с отдельными действиями властей, так и на критику существующего политического строя является неотъемлемой частью политических свобод российских граждан.

Безусловно, устное или письменное выражение своих взглядов отдельным гражданином является важной, но не всегда достаточно действенной формой привлечения внимания общественности и властей к тем или иным проблемам. Поэтому право на свободу слова и печати дополняется правом на проведение митингов, шествий, демонстраций и пикетов, позволяющих гражданам собираться для публичного выражения своей позиции. К таким собраниям закон также предъявляет определенные требования:

Граждане должны собираться мирно и без оружия

Собрания и шествия не должны сопровождаться насильственными действиями

Организаторы шествия или митинга не позднее, чем за 10 дней до его проведения должны подать соответствующую заявку в органы местного самоуправления.

Власти могут запретить собрание или шествие, если его цели противоречат Конституции и закону или же предложить изменить место и время проведения мероприятия, если для этого есть веские основания.

Разумеется, один человек, как бы талантлив и деятелен он не был, не в состоянии в одиночку изменить политическую систему общества, добиться воплощения в жизнь даже самых полезных и прогрессивных идей. Поэтому еще одним важным политическим правом является право на объединение граждан в ассоциации, где они сообща могут отстаивать свои интересы. Эти ассоциации могут объединять людей по профессиональному принципу (профсоюзы), общности интересов (общественные организации) или схожести политических взглядов (политические партии и движения). Отличительной чертой политических партий является ориентация на борьбу за достижения политической власти, за возможность делегировать своих представителей в органы государственной власти и участвовать в формировании политики государства. В демократическом государстве партии борются за власть, участвуя в выборах и ведя агитацию в поддержку своей политической программы среди избирателей.

Для получения партией или общественной организацией официального статуса официального статуса, дающего право участвовать в выборах, организовывать политические акции, а в некоторых случаях получать субсидии из государственного бюджета эти организации должны быть зарегистрированы в государственных органах юстиции. Такая регистрация является подтверждением того, что данное общественное объединение действует в рамках конституции и закона.

Деятельность партии или общественной организации может быть приостановлена или прекращена только по решению суда и только в случае грубых нарушений закона, например разжигания национальной и религиозной вражды или подготовки насильственного свержения существующего конституционного строя.

Важных условием реализации права граждан на участие в ассоциациях является исключительно добровольных и свободный характер такого участия. Это означает, что никто не должен быть принужден к вступлению в ассоциацию или выходу из нее. Участие граждан в законных ассоциациях не может быть основанием для ограничения других конституционных прав граждан, например права на труд или права на доступ к государственной службе. Единственным исключением является запрет на участие в политических партиях и движениях военнослужащих и работников правоохранительных органов. Однако это ограничение нельзя считать нарушением прав человека, так как оно вызвано соображениями государственной безопасности и заботой об обеспечении прав других граждан. Военнослужащие и работники правоохранительных органов не должны быть связаны партийной дисциплиной и обязан выполнять приказы только своих начальников по службе.

Политический плюрализм, многопартийность являются краеугольными камнями демократии, а значит и важнейшими предпосылками соблюдения прав человека.

Поскольку демократия подразумевает участие граждан в управлении государством и поскольку граждане должны делегировать часть этого права своим представителям, в числе политических прав и свобод важное место занимает право избирать и быть избранным. Именно благодаря выборам власть приобретает легитимность, то есть законность, а значит, и право на уважение и повиновение. Поэтому даже антидемократические режимы чтобы придать себе видимость законности, официально сохраняют практику выборов, хотя на деле такие выборы являются фикцией и никак не влияют на государственную политику.

Граждане Российской Федерации приобретают активное избирательное право (то есть, право избирать) в 18 лет. Возраст приобретения пассивного избирательного право (права быть избранным) зависит от уровня выборной должности. Депутатом государственной думы гражданин может быть избран в 21 год, Губернатором Самарской области в 30 лет, на должность Президента Росси можно претендовать при достижении 35 лет. При этом федеральный закон запрещает устанавливать верхний возрастной предел для замещения выборных государственных должностей.

Избирательным правом не пользуются лица, признанные судом недееспособными, то есть душевнобольные, а также граждане, отбывающие по приговору суда наказание в местах лишения свободы.

Социально — экономические права

В основе социально-экономических прав лежит признание права человека на достойный жизненный уровень и права в полной мере использовать свои знания и способности для обеспечения такого жизненного уровня. В самом деле, прежде чем участвовать в политической жизни или приобщаться к достижениям культуры, каждый человек должен удовлетворять элементарные жизненные потребности в пище, одежде, жилье. При справедливом общественном устройстве уровень удовлетворения этих потребностей должен зависеть от знаний, способностей и трудолюбия человека. В то же время люди, которые из-за преклонного возраста или плохого здоровья лишены возможности самостоятельно зарабатывать себе на жизнь, должны пользоваться поддержкой общества, которая осуществляется через систему социального обеспечения. При реализации социально-экономических прав исключительно важны принципы солидарности, взаимопомощи, социального гуманизма и партнерства. В свою очередь для осуществление этих принципов невозможно без культивирования соответствующих человеческих качеств: сострадания, чувства социальной справедливости, гуманизма и сознания личной ответственности за экономическое благополучие общества.

Важнейшим в ряду экономических прав является право на собственность, то есть право человека владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом. Гарантия права собственности на плоды труда и предпринимательской деятельности является важнейшим условием успешного экономического развития общества. Многие историки полагают, что именно юридическое закрепление права собственности и наличие эффективных механизмов его защиты в странах Европы стали важнейшей предпосылкой опережающего экономического и технологического развития Евро-Атлантической цивилизации по сравнению с цивилизациями востока, где подобные гарантии отсутствовали и где деспотическое государство являлось верховным собственником и распорядителем всех экономических ресурсов общества. Конституция Российской Федерации гарантирует признание и защиту государственной, муниципальной, частной и иных форм собственности. Человек может быть лишен своей собственности лишь в двух случаях: 1) если судом установлено, что собственность приобретена незаконным путем (этот порядок лишения собственности называется конфискацией); 2) если данное имущество необходимо для неотложных государственных нужд (такой порядок отчуждения собственности называется реквизицией или национализацией. Если речь идет о крупной собственности). Однако в данном случае собственность может отчуждаться лишь при условии предварительного и справедливого возмещения ее стоимости.

Другим важным правом является право на труд. Любой гражданин должен иметь возможность трудиться, используя для этого свои знания и способности. К сожалению, работа, тем более работу по имеющейся специальности, в условиях рыночной экономики может найти не каждый. В случае если человек является, вынуждено безработным, государство должно выплачивать ему пособие, а также предоставить возможность получить другую специальность, позволяющую найти работу на рынке труда.

В то же время важно помнить, что в демократическом государстве труд является именно правом, а не обязанностью человека. Никто не может быть принужден к труду, разумеется, если такое принуждение не является частью наказания, вынесенного судом за административное или уголовное правонарушение

Закон должен гарантировать человеку не просто возможность трудиться, но трудиться в достойных условиях. Поэтому в Конституции РФ и Трудовом кодексе закреплено право на достойные условия труда, то условия, не наносящие вреда жизни и здоровью человека. Кроме того, закон закрепляет право на отдых, включающее в себя право на ограничение рабочего времени (в настоящее время в России установлена 40-часовая рабочая неделя с обязательным выходным днем), а также право на ежегодный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого не может быть менее 28 дней.

Среди социальных прав следует назвать право на пользование системой социального обеспечения. Система социального обеспечения призвана, в первую очередь, защитить интересы тех граждан, которые по каким-либо причинам не могут в достаточной мере обеспечивать себя своим трудом. В рамках этой системы обеспечивается право на получение пенсий, пособий по полной или временной нетрудоспособности, пособия на детей, по потери кормильца и другие социальные выплаты, а также право на пользование льготами, например при оплате жилья и пользовании транспортом для отдельных категорий граждан.

К социальным правам относится также и право на медицинское обслуживание. В настоящее время в Российской Федерации существует система бесплатной экстренной медицинской помощи, система обязательного медицинского страхования, а также система добровольного медицинского страхования.

Говоря о гарантиях социально-экономических прав, следует помнить, что полнота их реализации зависит от двух основных факторов: объективного — уровня развития производительных сил общества и субъективного — распространенных в обществе взглядов на социальную роль государства и меру его социальной ответственности перед гражданами. История знала немало попыток построить социальное государство на базе недостаточно развитой и производительной экономической системы. В этом случае субъективные представления людней о справедливости и праве на достойный уровень жизни неизбежно вступали в противоречие с низким уровнем производительных сил и недостатком экономических ресурсов. Почти всегда результатом такой политики были дефицит, переход к распределительной экономике, ограничение потребления граждан через введение карточной системы и в конечном итоге нарастание социальной напряженности в обществе. Примерами могут служить якобинская политика «максимума» в период Французской революции, советская плановая экономика или система «чучхе» в Северной Корее.

С другой стороны, даже в обществах, имеющих развитию экономическую систему, основанную на высоком уровне развития производительных сил, уровень социальных гарантий может колебаться в зависимости от господствующих взглядов на степень желательной социальной ответственности государства. Однако какова бы ни была система социального обеспечения смысл ее остается неизменным: государство не может оставлять человека наедине с неразрешимыми социальными проблемами и должно создать условия для достижения максимально возможного в конкретных условиях уровня жизни.

От того, насколько успешно государство выполняет эту функцию, и насколько полно реализуются социально-экономические права граждан зависит уровень социальной стабильности в обществе, а значит и гарантия соблюдения прав человека вообще. Чувство беззащитности перед стихией рынка, сознание своей социальной ущемленности являются питательной средой для распространения радикальных и экстремистских политических идей. Придя к власти носители этих идей, как правило, устанавливали диктаторские режимы, беззастенчиво попиравшие права человека.

Культурные права

В современном мире полноценное пользование гражданскими, политическими и социально-экономическими правами трудно представить себе без реализации культурных прав, главное содержание которых составляет право человека на знакомство с культурным и информационным наследием, созданным человеческой цивилизацией. Усложнение социальной и политической системы общества, экономических отношений, бурное развитие научно-технического прогресса требуют от современного человека значительного уровня знаний, который обеспечивается через полноценное образование. Отсутствие образования или его недостаточный уровень закрывают для человека перспективу успешной профессиональной деятельности и экономического благополучия, препятствуют развитию творческих потенциала личности, не дают возможности узнать о своих правах, существенно облегчает превращение человека в объект манипуляций нечистоплотных предпринимателей и политиков. Таким образом, полноценная реализация права на образование является одной из существенных гарантий соблюдения всего комплекса прав и свобод человека.

Конституция РФ закрепляет право граждан на получение бесплатного общего среднего образования. Однако действующий Закон об образовании фактически сохраняет бесплатное общедоступное полное среднее образование. Высшее образование является бесплатным только в государственных высших учебных заведениях и только на конкурсной основе.

Современная цивилизация представляет собой пестрый конгломерат различных культур, созданных в рамках исторического развития отдельных этносов. С одной стороны одной из характерных черт развития современной цивилизации является глобализация культурного пространства, экономическая и политическая интеграция, а с другой стороны большую угрозу за стабильности цивилизационного развития представляют межэтнические и меконфессиональные конфликты, часто возникающие на почве сознания национальной ущемленности. Предотвращению подобных конфликтов должна содействовать реализация права на свободное культурное развитие, которое должно гарантироваться для представителей всех народов независимо от их численности. Особенно большое значение имеет реализация этого права для народов, не имеющих государственности или представителей национальных меньшинств, для которых возможность свободно и полноценно развивать родной язык и культуру является гарантией сохранения национальной самобытности. Реализация этого права приобретает исключительную роль в многонациональных и многоконфессиональных государствах, к числу которых относится Российская Федерация.

Проблемы реализации прав человека в современной России

Российская Федерация есть демократическое правовое социальное государство с республиканской формой правления. Это положение Российской конституции часто вызывает скептическую улыбку. В самом деле, демократическим правовым социальным государством может с полным правом называться лишь то государство, где не просто декларируются, но и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина, а также реализуются социальные гарантии, позволяющие гражданам не бояться за свое будущее. Применим ли термин «демократическое», «правовое», «социальное» по отношению к государству, где слово чиновника часто оказывается выше закона, где авторитет правосудия крайне низок, где коррупция пронизывает государственный аппарат, а 40% граждан живет за чертой бедности? Этот вопрос является, пожалуй, одним из наиболее сложных вопросов, встающих перед учителем гражданского образования.

Дело в том, что положения Конституций (и российская конституция не является исключением) адресуются не только современным, но и будущим поколениям граждан. Такие положения дают нации своего рода ориентир, указывают цель, к которой необходимо стремиться, даже если эта цель пока еще скрыта за линией исторического горизонта. Скорость продвижения к этой цели определяется многими факторами, и не в последнюю очередь историческим наследием народа.

К сожалению, наша страна не может похвастаться давними и прочными традициями защиты прав личности. Само понятие прав и свобод граждан (точнее подданных) получило свое юридическое закрепление лишь в 1905 г., то есть менее ста лет назад. Возможность выбирать представительные органы власти россияне получили лишь в 1906 г (последними в Европе), а первые всеобщие выборы глав исполнительной власти состоялись лишь в 1991 г. Ни при монархии, ни при Временном правительстве, ни при коммунистическом режиме представители исполнительной власти никогда не несли ответственности перед избирателями или перед представительными органами и отвечали только перед вышестоящим начальством. Отсутствие ответственности перед гражданами порождало у чиновников ощущение собственного всевластия, а у простых людей чувство бессилия перед лицом огромной государственной машины. Представители государственного аппарата были убеждены, что власть исходит сверху, а все улучшения в положении граждан даруются свыше (Государем Императором, руководством партии и правительства). При этом граждане могли только просить (обращаться с всеподданнейшими прошениями на высочайшее имя, или с ходатайствами в ЦК КПСС и Верховный Совет), но не имели права требовать. Попытки требовать соблюдения своих прав, как правило, заканчивались трагически: 9 января 1905 г. царские войска расстреляли шествие рабочих, требовавших достойных условий труда, а в 1962 г. советские власти таким же образом поступали с демонстрацией Новочеркасских рабочих, требовавших улучшения продовольственного снабжения и повышения зарплаты.

На протяжении жизни многих поколений не только у представителей власти, но и у большинства граждан сложилось мнение, что простые люди это малозначительные и легко заменяемые винтики в сложном государственном механизме. Для преодоления этого стереотипа необходимо формирование новой правящей элиты, а главное нового поколения граждан с принципиально иными мировоззренческими установками. Исторический опыт показывает, что структуры человеческой ментальности достаточно консервативны, и, как правило, изменяются не радикально, а путем постепенного накопления изменений. Важную роль в накоплении таких позитивных изменений должно сыграть образование вообще и гражданское образование в особенности.

Второй причиной замедленности развития в России принципов правового и социального государства является тяжелая экономическая ситуация, в которой оказалась наша страна в 1990-е годы. Экономический кризис, повлекший сокращение производства и падение реальных поступлений в государственный бюджет, привел к тому, что государство оказалось не в состоянии выполнять свои социальные обязательства в том объеме, в котором это было предусмотрено законом. Однако негативный эффект экономических проблем и дефицита бюджета имел и другую сторону. В этот период выросло влияние чиновников, имеющих доступ к распределению бюджетных средств, которое могло становиться дополнительным и весьма эффективным инструментом давления на граждан. Например, довольно распространенным явлением стали обещания провести газификацию, телефонизацию и другие социальные блага при «благоприятном» исходе выборов или же наоборот, намеки на то, что в случае победы «неправильного» кандидата может не хватить средств на выплату зарплат и социальных пособий. Подобное использование «административных ресурсов» ведет к разочарованию граждан в перспективах развития демократических институтов. Остается надеяться, что по мере преодоления экономических трудностей, экономические основы бюрократического произвола будут ослабевать, и тогда большое значение будет иметь восстановление доверия граждан к правовым и демократическим институтам.

Третьим препятствием на пути к правовому государству является относительная слабость современной судебной системы России. Именно суд должен быть главным звеном в механизме защиты прав человека и гражданина в правовом государстве. Однако суд может выполнять эту роль лишь при соблюдении трех условий, которые в России пока реализуются довольно слабо.

Судебная власть должна быть независима от других ветвей власти. В России же судьи все еще часто рассматривают себя как государственных служащих, что препятствует непредвзятому и объективному рассмотрению споров между гражданами и государством. Одна из правовых аксиом гласит, что «никто не может быть судьей в своем собственном деле», и если судья видит свою задачу, прежде всего в защите интересов государства, это означает, что он не может объективно рассматривать дело, в котором государство является такой «заинтересованной стороной».

Судебные решения должны неукоснительно исполняться как гражданами, так и органами государственной власти. На сегодняшний день механизмы реализации судебных решений еще недостаточно проработаны, что зачастую позволяет игнорировать те решения судов, которые не устраивают как отдельных граждан, так и властные структуры.

Наконец, в третьих, суд должен пользоваться доверием и высоким авторитетом среди граждан. К сожалению, в нашей стране граждане традиционно привыкли рассматривать суд как инструмент репрессивной политики в руках государства. Многие люди не верят в возможность защитить через суд свои права и потому обращаются в суд лишь в самых крайних случаях.

Таким образом, на пути реализации прав человека и гражданина в нашей стране существует немало объективных и субъективных препятствий. Однако необходимо сознавать, что ни одно из этих препятствий не является фатальным и непреодолимым. Преодоление этих препятствий обусловлено не только становлением в России демократических политических институтов, элементов гражданского общества и правового государства, но, прежде всего формированием особого типа сознания граждан, ориентированного на демократические ценности, уважение прав человека, готовность к борьбе зав конституционные права. Важнейшая роль в формировании этого нового типа сознания принадлежит школе и особенно системе гражданского образования, призванной помочь обществу в выполнении нелегкой задачи построения в нашей стране не декларативных, а реальных основ демократического, правового и социального государства.

Вопросы и задания

Статья Всеобщей декларации прав человека гласит:

«При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе».

Как Вы полагаете, в каких именно случаях целесообразны ограничения прав и свобод человека?

Какие права и свободы, на Ваш взгляд не должны ограничиваться ни при каких обстоятельствах?

Подготовьте доклад о жизни одного из исторических деятелей, внесших

большой вклад в развитие и утверждение идей прав человека.

Опросы, проведенные в нашей стране после введения в 1996 г. моратория на исполнение смертных приговоров позволили выявить следующие варианты позиции граждан по отношению к проблеме смертной казни:

отмена смертной казни несвоевременна, смертная казнь должна применяться за наиболее тяжкие преступления

применение смертной казни должно быть расширено для наведения порядка в стране

смертная казнь не должна применяться в мирное время, но может назначаться в условиях чрезвычайного или военного положения

смертная казнь должна быть отменена как неэффективная и негуманная мера наказания

Какой точки зрения придерживаетесь Вы? Аргументируйте свое мнение.

Укажите, какие права и свободы провозглашались в приведенных ниже положениях исторических документов? В каких статьях Всеобщей декларации прав человека 1948 г. закреплены эти права?

«Каждому пусть впредь будет позволено выезжать из нашего королевства и возвращаться в полной безопасности, по суше и по воде, лишь сохраняя верность нам; изъятие делается, в интересах общей пользы королевства, только для некоторого короткого времени в военное время; исключаются сидящие в заключении и поставленные, согласно закону королевства, вне закона, а также люди из земли, воюющей с нами, и купцы, с которыми надлежит поступать так, как сказано выше». (Великая хартия вольностей. 1215 г.)

«Для того, чтобы предотвратить волнения и ссоры между нашими подданными., мы разрешаем представителям религии, называемой реформированной, жить во всех городах нашего королевства, не боясь притеснений и принуждения исповедовать религию против своей совести… Представители реформированной религии не могут принуждаться к отречению и не могут притесняться» (Нантский эдикт. 1598 г.)

«Право народа на охрану личности, жилища, бумаг и имущества от необоснованных обысков и арестов не должно нарушаться, и ордера на обыск или арест не будут выдаваться без достаточных оснований, подтвержденных присягой или торжественным заявлением. Такие ордера должны содержать подробное описание места обыска, а также подлежащих аресту лиц или имущества». (Билль о правах. IV поправка к конституции США. 1791 г.)

«Свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека; каждый гражданин поэтому может высказываться, писать и печатать свободно, под угрозой ответственности лишь за злоупотребление этой свободой в случаях, предусмотренных законом» (Декларация прав человека и гражданина. 1789 г.)

5. Какие явления современной российской действительности способствуют, на ваш взгляд, нарушению личных прав человека?

6. В настоящее время большой проблемой для нашей страны стал

политический экстремизм. Попытайтесь обозначить критерии, позволившие бы определить общественно-политическую организацию как экстремистскую. Считаете ли вы, что любые партии и политические организации должны иметь право на легальную деятельность?

С нарушением каких социально-экономических прав, закрепленных в МПСЭКП чаще всего сталкиваются граждане нашей страны? Что, на ваш взгляд необходимо предпринять, для предотвращения нарушения эти прав?

Социально-экономические права получили юридическое закрепление значительно позже, чем гражданские и политические права. Как вы думаете, с чем это связано?

Статья 15 МПЭСКП гарантирует право на свободу творчества. Известный английский писатель Джордж Оруэлл писал, что свобода творчества невозможна в тоталитарном государстве. На чем основано подобное мнение? Вспомните имена известных деятелей науки, литературы и искусства, чья творческая деятельность вызвала репрессии со стороны авторитарных или тоталитарных режимов?

Какие из приведенных ниже мер являются дискриминационными с точки зрения Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования?

Раздельное обучение юношей и девушек

Отсутствие школы в колонии для несовершеннолетних преступников

Отказ принять в среднюю школу гражданина другой страны, проживающего в Российской Федерации

Плата за обучение в университете

различие в качестве образования в государственном и частном учебном заведении

Обязательность раздельного обучения граждан, исповедующих различную религию

Рекомендуемая литература:

Азаров А.Я. Права человека. Новое знание. М., 1995.

Азаров А.Я. Болотина Т.В. Пособие для учителя. М. 1995

Защита прав человека в современном мире. М., 1993.

Лазутова М.Н. Права человека: история и современность. М., 1992

Права человека в России — международное измерение. М., 1995

Права человека. Основные международные документы: Сборник. Москва, Издательство » Международные отношения «, 1998 г.

PAGE

PAGE 3