Роль и функции складов в логистической системе предприятия

Содержание

HYPERLINK \l «введение» Введение…………………………………………………………..…….…………3

HYPERLINK \l «глава1» 1. Роль и функции складов в логистической системе предприятия……………4

HYPERLINK \l «глава1» 1.1. Основные функции и классификация складов…………………………..…4

HYPERLINK \l «наскладе» 1.2. Основные составляющие системы складирования………..…………..……8

1.3. Логистический процесс на складе как основа складского хозяйства……11

HYPERLINK \l «глава2» 2. Анализ складской деятельности предприятия……..……………………..…16

HYPERLINK \l «глава2» 2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия ЗАО «Столичные колбасы»……………………………………………………………16

2.2. Порядок и особенности организации складской деятельности предприятия………………………………………………………………………18

2.3. Проблемы организации складских операций на предприятии ЗАО «Столичные колбасы»…………………………..……………………….………21

HYPERLINK \l «глава3» 3. Логистическая оптимизация складских операций на предприятии ЗАО «Столичные колбасы»……………………………………………………………22

3.1. Критерии оптимизации и показатели эффективности работы ЗАО «Столичные колбасы» …………………………………………….…………….22

3.2. Организация складских процессов с элементами логистики……..………24

HYPERLINK \l «закл» Заключение………………………………………………………………….……31

HYPERLINK \l «ист» Список использованных источников …………………………………………..33

Введение

Склады являются одним из важнейших элементов логистических систем. Объективная необходимость в специально обустроенных местах для содержания запасов существует на всех стадиях движения материального потока, начиная от первичного источника сырья и кончая конечным потребителем.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что рыночная стратегия развития экономики предполагает сбалансированное развитие всех отраслей народного хозяйства – как отраслей материального производства, так и инфраструктуры.

Целью данной работы является совершенствование складской деятельности предприятия на логистической основе.

Объектом исследования данной работы является изучение баз и складов предприятия ЗАО „Столичные колбасы”.

Задачами работы являются:

Изучение основных функций складов в логистической системе предприятия;

Изучение составляющих системы складирования ;

Оптимизация складских операций на предприятии;

Разработать рекомендации по совершенствованию складского хозяйства в ЗАО «Столичные колбасы» на логистической основе.

Предмет исследования составляют логистические процессы складирования, тесно взаимосвязанные с процессами приема, транспортировки и перевалки продукции.

1. Роль и функции складов в логистической системе предприятия

1.1. Основные функции и классификация складов в логистической системе

Склады – один из основных элементов логистической

системы, ее интегрированная составная часть. Они играют важную роль в процессе движения товаров от изготовителя к потребителю. Склады оказывают существенное влияние на общий характер товародвижения. Они определяют его звенность, способствуют устранению нерациональных перевозок, повышению ритмичности и организованности производства

и работы транспорта, сокращению товарных запасов в розничной торговой сети.

Склады – это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения различных материальных ценностей, подготовки их к потреблению и отпуску потребителям. Основное назначение складов – концентрация запасов, их хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного снабжения потребителей.[13]

В зависимости от своего места в логистической системе склады выполняют различные функции.

1. Комплектование необходимого ассортимента товаров в соответствии с заказом потребителей.

Данная функция выполняется на всех стадиях движения материального потока, во всех функциональных областях логистики. В снабженческой и производственной логистике эта функция направлена на обеспечение производственного процесса всеми необходимыми материально-техническими ресурсами. Особое значение приобретает эта функция в распределительной логистике. Склады торговли осуществляют

преобразование производственного ассортимента в торговый (потребительский). Торговый ассортимент отличается от

производственного тем, что включает в себя широкий перечень

товаров, отличающихся размерами, фасонами, моделями, формами, цветом и т. д. Это означает необходимость распаковки грузов, поступающих от различных производителей, их сортировки, комплектования новых партий, упаковки, затаривания, маркировки и т. д.

2. Концентрация запасов, их складирование и хранение.

Реализация этой функции позволяет выравнивать временную разницу между выпуском готовой продукции и ее потреблением, обеспечивать непрерывный производственный процесс и бесперебойное снабжение потребителей. В снабженческой и распределительной логистике концентрация запасов,

их складирование и хранение может быть вызвано сезонностью спроса и предложения на товары, необходимостью накопления запасов на товары, отгрузки в районы, где отсутствуют производство этих товаров, а также созданием государственных резервов. Выполнение этой функции сопряжено с проведением целого комплекса работ по размещению товаров на хранение

и требует создания определенных условий для обеспечения сохранности качества товара (температурный режим, влажность, товарное соседство и т.д.).

3. Унитизация партий отгрузки товаров.

Эта функция складов связана с тем, что многие потребители заказывают мелкие нетранзитные партии товаров, что значительно увеличивает издержки, связанные с доставкой таких грузов. Для эффективного использования транспортных средств и сокращения издержек склады осуществляют унитизацию (объединение) небольших партий в более крупные, предназначенные для нескольких клиентов одновременно.

4. Оказание логистических услуг.

Выполнение данной функции связано с оказанием клиентам различных логистических услуг, которые обеспечивают фирме высокий уровень обслуживания потребителей. В их числе: подготовка товаров для продажи (фасовка продукции, распаковка, маркировка, загрузка контейнеров), проверка функционирования весоизмерительных приборов, транспортно-экспедиционные услуги, придание продукции товарного вида, предварительная обработка товаров и т. д.[13]

Классификация складов.

Объективная необходимость в накоплении и содержании запасов существует на всех стадиях движения материального потока, начиная от первичного источника сырья и заканчивая конечным потребителем. Этим объясняется наличие большого количества разнообразных видов складов.

По отношению к базисным функциональным областям логистики различают склады: логистики снабжения, логистики производства и логистики распределения.

По виду продукции различают склады:

— сырья, полуфабрикатов и комплектующих изделий;

— промежуточные производственные, т. е. склады незавершённого производства;

— готовой продукции;

— тары;

— остатков и отходов;

— инструментов.

По форме принадлежности различают склады:

— индивидуального пользования, принадлежащие одному предприятию;

— кооперативные, построенные несколькими предприятиями, совместно использующими свое складское хозяйство;

— арендуемые склады, собственные склады фирмы, склады государственных

или муниципальных предприятий.[13]

Более подробно рассмотрим классификацию складов по признаку содержания выполняемых операций. По этому признаку все склады можно разделить на следующие группы:

— подсортировочные склады;

— распределительные склады оптовой и розничной торговли;

— сезонного или длительного хранения;

— транзитно-перевалочные (оборотные) склады – для перегрузки товаров с одного вида транспортного средства на другой;

— заготовительные склады – для хранения продуктов сельского хозяйства;

— таможенные склады, где временно хранятся грузы, подлежащие таможенному оформлению;

— склады сохранения – для выдачи хранимых товаров со склада на определенный срок и их последующего возврата на склад. Это могут быть, например, станки, оборудование, имеющие высокую стоимость и предназначенные для аренды и повторного многократного использования.

Исходя из товарной специализации склады делят на универсальные – для хранения различных продовольственных или непродовольственных товаров в широком ассортименте и специализированные – для хранения отдельных товарных групп.

Кроме того, существуют склады узкоспециализированные – для хранения одного вида товара, а также смешанные – для хранения продовольственных и непродовольственных товаров.

Различаются склады и по степени механизации складских операций: немеханизированные, механизированные, частично-механизированные, комплексно-механизированные, автоматизированные и автоматические.

В зависимости от своих размеров склады могут быть от небольших помещений в несколько квадратных метров до складов-гигантов, имеющих площади в сотни тысяч квадратных метров.

Склады различаются и по этажности здания, т. е. по высоте укладки грузов. Они могут быть: одноэтажные, высотно-стеллажные, многоэтажные и с перепадом высот.

В зависимости от конструкции различают следующие типы складов:

— открытые, представляющие собой отгороженную асфальтированную площадку, приспособленную для хранения продукции. На таких площадках обычно хранятся грузы, на которые не влияют атмосферные условия (бензин, керосин, смазочные материалы);

— полузакрытые склады (навесы), имеющие только крышу или крышу и одну или две стены. Они предназначены для хранения грузов, выдерживающих внешнюю температуру воздуха (вело- и мототовары, металлическая посуда, некоторые строительные материалы, сырье, уголь и т. д.);

— закрытые склады, используемые для хранения готовой продукции, комплектующих изделий, инструментов, продукции незавершенного производства. Это наиболее удобные и самые распространенные склады, поскольку товар, хранящийся в них, не подвергается влиянию атмосферных воздействий и порче. Кроме того, обеспечивается его материальная сохранность.

В зависимости от размещения склады подразделяются на прирельсовые, имеющие подъездные железнодорожные пути для подачи и уборки вагонов, пристанционные или портовые, расположенные на территории железнодорожной станции или порта, глубинные склады, расположенные вдали от железнодорожных путей, речных пристаней и морских портов, склады с автодорожным подъездом.[13]

1.2. Основные составляющие системы складирования

Склады образуют одну из основных подсистем логистической системы.

Система складирования (СС) предполагает оптимальное размещение груза на складе и рациональное управление им. При разработке системы складирования необходимо учитывать все взаимосвязи и взаимозависимости между внешними (входящими на склад и исходящими из него) и внутренними (складскими) потоками объекта и связанные с ними факторы (параметры склада, технические средства, особенности груза и т. д.).

Разработка СС основывается на выборе рациональной системы из всех технически возможных систем для решения поставленной задачи методом количественной и качественной оценки. Этот процесс выбора и оптимизации предполагает выявление связанных между собой факторов, систематизированных в несколько основных подсистем.

Итак, система складирования включает следующие складские подсистемы:

— складируемая грузовая единица;

— вид складирования;

— оборудование по обслуживанию склада;

— система комплектации;

— управление перемещением груза;

— обработка информации;

— «здание» (конструктивные особенности зданий и сооружений).

Каждая подсистема включает в себя целый ряд возможных элементов (рис. 1).

Рис.1. Схема систем складирования

При этом число элементов, составляющих основные подсистемы, может быть достаточно значительным, а сочетание их в различные комбинации еще более увеличивает многовариантность системы. Это означает, что альтернативный выбор всех конкурентоспособных вариантов должен осуществляться в определенной последовательности с учетом технико-экономической оценки каждого из них.

Выбор рациональной системы складирования должен осуществляться в следующем порядке:

определяется место склада в логистической цепи и его функции;

определяется общая направленность технической оснащенности складской системы (механизированная, автоматизированная, автоматическая);

определяется задача, которой подчинена разработка системы складирования;

выбираются элементы каждой складской подсистемы;

создаются комбинации выбранных элементов всех подсистем;

осуществляется предварительный выбор конкурентоспособных вариантов из всех технически возможных;

проводится технико-экономическая оценка каждого конкурентоспособного варианта;

осуществляется альтернативный выбор рационального варианта.

Выбор элементов складских подсистем ведется с помощью схем и диаграмм или с помощью разработанных программ на ЭВМ. Это обеспечивает методический подход с учетом всех возможных вариантов.

1.3 Логистический процесс на складе как основа складского хозяйства

Логистический процесс на складе отличается сложностью и сопряжён с большими затратами труда и средств. Он требует полной согласованности функций снабжения запасами, переработки груза и выполнения заказов. Условно его можно разделить на три основных этапа:

1) операции, направленные на обеспечение склада запасами товаров;

2) операции, связанные с переработкой груза и оформлением документации;

3) операции, направленные на реализацию товаров в соответствии с заказами потребителей. Схематично логистический процесс можно изобразить следующим образом (рис. 2).

Рис.2. Схема логистического процесса на складе

К операциям, направленным на обеспечение склада запасами, следует отнести:

– снабжение склада запасами товаров – главная задача этой операции состоит в обеспечении склада товарами в соответствии с возможностью их эффективной переработки при условии полного удовлетворения заказов потребителей;

– учёт и контроль над поступлением запасов – позволяет обеспечить ритмичность поступления и переработки грузов, способствует максимальному использованию имеющегося объёма склада, созданию необходимых условий для хранения запасов и сокращению сроков их хранения.

Второй этап логистического процесса включает в себя операции, связанные с переработкой грузов и оформлением документации:

– разгрузка и приёмка поступивших грузов. Разгрузка поступивших грузов осуществляется на разгрузочных автомобильных или железнодорожных рампах и контейнерных площадках. Хорошее оснащение мест разгрузки и правильный выбор погрузочно-разгрузочных средств позволяет проводить разгрузку быстро и с минимальными затратами. При осуществлении

операций приемки грузов необходимо следить за соблюдением поставщиками условий поставки заключенных договоров. Разгрузка и приемка поступивших грузов состоит из целого ряда мероприятий: разгрузка транспортных средств, проверка документального и фактического соответствия поступивших товаров условиям заключенных договоров, документальное оформление прибывших товаров, формирование складской грузовой единицы; [13]

– внутрискладская транспортировка и перевалка грузов – обеспечивает перемещение груза между различными зонами склада: с разгрузочной рампы в зону приемки, оттуда в зону хранения, комплектации и на погрузочную рампу. Эта операция должна осуществляться с минимальной протяженностью во времени и пространства по сквозным (прямоточным) маршрутам. Число перегрузок с одного вида оборудования на другое

должно быть минимальным;

– складирование и хранение товаров. Процесс складирования и хранения включает в себя следующие операции: закладка товаров на хранение, непосредственное хранение их и обеспечение надлежащих для этого условий, контроль за наличием и состоянием товарных запасов на складе. Основной принцип оптимального складирования – эффективное использование объема зоны хранения.

Третий этап логистического процесса на складе включает еще более широкий перечень различных операций, связанных с реализацией товаров в соответствии с заказами потребителей.

– Комплектация (комиссионирование) заказов. Этот процесс предполагает выполнение следующих важных мероприятий: получение заказов клиентов и оформление отборочного листа; отбор товара каждого наименования по заказу клиента и его комплектация; укладка отобранного товара в тару, на товароноситель; документальное оформление подготовленного заказа;

формирование отдельных заказов в партию отправки; погрузка товаров в транспортное средство и оформление транспортных накладных;

– Транспортировка заказов потребителям – может осуществляться как складами, так и потребителями продукции. Наиболее распространенной и экономически оправданной является централизованная доставка товаров силами и средствами складов. В этом случае унитизация грузов и оптимальные маршруты доставки, используемые складом, значительно сокращают транспортные расходы и позволяют эффективно использовать

транспортные средства. Поставки осуществляются мелкими и более частыми партиями, что приводит к снижению издержек по хранению страховых запасов у потребителя.

– Сбор и возврат порожней тары. Тара (поддоны, контейнеры, тара-оборудование) при внутригородских перевозках иногда бывает многооборотной и подлежит возврату отправителю.

– Контроль над выполнением заказов потребителей предполагает контроль над соблюдением договорных обязательств перед потребителями, за выполнением их заказов в полном объеме и в широком ассортименте. Этот контроль осуществляется с помощью книг учета заказов, а также путем сверки фактически отгруженного количества товаров с данными заключенных договоров.

– Оказание логистических услуг является важным фактором

конкурентоспособности фирмы.

Выделяют три основных вида логистического обслуживания: допродажное, продажное и послепродажное.

Допродажные услуги включают маркетинговые исследования рынка, различного рода информационные услуги, заключение договоров на поставку товаров и т. д.

Продажные услуги включают полную проверку качества поставляемых товаров, их сортировку, фасовку и упаковку, замену заказанного товара на другой, предпродажная настройка товаров сложной бытовой техники, транспортно-экспедиционные услуги и т. д.

К послепродажным услугам относятся: установка изделий, их гарантийное обслуживание, обеспечение запчастями, приемка и замена дефектной продукции.

– Информационное обслуживание склада. Логистический процесс на современных складах предполагает наличие систем, управляющих информационными потоками. Такие системы осуществляют управление приемкой и отправкой грузов: управление запасами на складе; обработку поступающей документации; подготовку сопроводительных документов при отправке товаров и т.д. В зависимости от технической оснащенности склада

и от уровня организации программно-технических средств выделяют:

— обработку информации вручную;

— обработку информации в пакетном режиме, когда подготовка и ввод в ЭВМ данных о поступающих и отгруженных товарах производится периодически вручную или автоматически;

— обработку информации в режиме реального времени, когда информация вводится в ЭВМ автоматически одновременно с движением товаров, т. е. в момент их перехода через контрольные пункты. Системы управления информацией в пакетном режиме и в режиме реального времени не зависят от технических характеристик грузов и технологии их обработки на складе. Они могут применяться как на складах с ручным обслуживанием, так и на

складах с высоким уровнем механизации. [13]

2. Анализ складской деятельности предприятия

2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия ЗАО „Столичные колбасы”

ЗАО „Столичные колбасы” – это компания, производящая и реализующая высококачественные (дорогие) колбасные изделия собственного производства.

История компании:

Компания начала свою деятельность в марте 2000 года. Первым ее названием было „Мясная фабрика. Деликатес”. В Августе 2003 года достоялось слияние ЗАО „Мясная фабрика. Деликатес” с ЗАО „Фаворит”. В том же месяце объединенная компания была перерегистрирована как ЗАО „Столичные колбасы”.

С ноября 2003 года началось сотрудничество с компанией „Food additives, Ltd.”. Данная трансъевропейская компания составила договор с ЗАО „Столичные колбасы” на поставки пищевых ингредиентов.

Компания владеет двумя торговыми марками „Московские колбасы” и „Фаворит”, каждая из которых имеет свой ассортимент колбасных изделий.

Компания быстро возрастает: с момента учреждения, когда в 2000 г. было продано колбасных изделий на сумму 900 млн. руб., объемы возросли до 24000 950 млн. руб. в 2007 году.

Миссия компании:

Удовлетворять вкусы российских потребителей наилучшими видами мясной продукции, путем постоянного усовершенствования качества, технологии производства, постоянных инноваций, партнерских отношений с поставщиками и клиентами.

Цели компании на 2008-2010 гг.:

— быть лидером на рынке качественной колбасной продукции;

— достичь и удерживать 30% рынка качественных колбасных изделий;

— постоянно усовершенствовать технологии и качество продукции;

— обеспечивать постоянное возрастание прибыльности за счет увеличения продаж;

— постоянно улучшать наличие продукции в торговой сети страны;

— обеспечивать 70% ассортимента продукции в 10000 торговых точках;

— обеспечить увеличение количества активных клиентов.

Структура сбыта. Компания имеет 7 регионов продажи: Центральный, Северо-Западный, Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный.

Во всех регионах робота осуществляется через дистрибьюторов, количество которых доходит до 50. Кроме столицы, где компания самостоятельно осуществляет прямые продажи торговым сетям.

С 2005 года компания также начала экспорт в страны СНГ, на так называемых, «этнических» украинских и российских торговых точках.

Учитывая миссию и цели компании ЗАО „Столичные колбасы” можно

прийти к выводу, что решение задач логистики имеет первостепенную важность для нее. Особенно вопрос организации единого технологического процесса функционирования баз и складов.

Товарная номенклатура компании составляет свыше 70 наименований и имеет широкий ассортимент высококачественных колбасных изделий.

Оценивается уровень обслуживания клиентов, количество неотправленной продукции, стоимость неотправленной продукции, стоимость запасов и отношение к ним устаревших позиций, сумма отклонений продаж, продуктивность склада, расходы на перемещение единицы продукции, средняя длительность погрузочно-разгрузочных работ, длительность простоев и их стоимость. [6]

Перейдем ближе к экономическому анализу организации функционирования складов и ба ЗАО „Столичные колбасы”.

Для оценки размеров производства организации в среднем и в динамике за последние три года приведем таблицу 1.

Таблица 1

Основное производство ЗАО «Столичные колбасы» за 2006-2007гг.

2006

2007

2008

Выручка от реализации, тыс. руб.

185975

387217

448197

Себестоимость валовой продукции, тыс. руб.

172621

357327

414997

Из данной таблицы можно сделать следующие выводы:1. За 2007 год выручка от реализации возросла до 387271 тыс. руб., что на 108,2% больше по сравнению с 2006г; себестоимость валовой продукции составила 357327 тыс. руб. (рост по сравнению с 2004 г. на 107%).

2. За 2008 год выручка от реализации возросла до 448197 тыс. руб., что на 15,7% больше по сравнению с 2007г и на 141% больше по сравнению с 2006г; себестоимость валовой продукции составила 414997 тыс. руб. (рост по сравнению с 2007 г. на 16,1%, по сравнению 2006 на 140,4%).

2.2.Порядок и особенности организации складской деятельности предприятия

Производственно-складская структура.

ЗАО „Столичные колбасы” имеет следующую структуру производства и логистики:

Заводы:

г. Москва – производство ТМ „Московские колбасы”.

г. Новосибирск – производство ТМ „Фаворит”.

Центральные склады и базы:

г. Москва: ТМ „Московские колбасы” и „Фаворит”, материалы компании „Food additives, Ltd.” (материальный, производственный, сбытовый).

г. Новосибирск: ТМ „Фаворит” (материальный, производственный, сбытовый).

Региональные склады и базы.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст