Роль банков в реализации национальных проектов на примере «Запси

Горицкий Д.Ю. – президент Западно-

Сибирского коммерческого банка

Роль банков в реализации национальных проектов

на примере «Запсибкомбанк» ОАО

Национальные проекты на сегодняшний день – это мощный рычаг для повышения качества жизни населения, роста уровня социально-экономического развития каждого региона. Жизнеспособность, динамичное развитие и результативность проектов обеспечиваются за счет формирования прочной финансовой базы с использованием различных источников, и прежде всего — за счет эффективного взаимодействия бюджетных средств и банковских капиталов.

В Тюменской области наибольшее участие принимают банки в реализации таких проектов, как «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», «Здоровье», «Образование», «Развитие АПК».

Самым «объемным» на сегодняшний день является участие банков в жилищном проекте и в развитии АПК.

Реализация жилищной программы

Некоторые статистические данные

Объем выданных ипотечных кредитов (всего в России) к настоящему моменту составляет 460 млрд. рублей, за 2007 год ожидается прирост на 100% по сравнению с уровнем 2006 года.

Банки — лидеры тюменского ипотечного рынка занимают достойные места в общероссийских рейтингах среди крупных ипотечных банков; так, Запсибкомбанк (далее — Банк) занимает 15-е место с объемом выдачи более 9 млрд. рублей.

Такие показатели обеспечены за счет высоких темпов жилищного строительства в Тюменской области, достаточного уровня платежеспособности населения, реализации региональных программ по обеспечению жильем населения c использованием эффективных механизмов бюджетного субсидирования отдельных категорий населения и активного привлечения банков в реализации этих программ.

На примере Запсибкомбанка:

— по программе улучшения жилищных условий населения ХМАО — Югры выдано кредитов на сумму более 2 млрд. рублей (Банк участвует в программе с 2006 года, основной механизм программы — предоставление бюджетных средств для сокращения расходов на оплату банковского процента до 5% годовых);

— по программе обеспечения жильем молодых семей г. Тюмени за период участия в её реализации (со второго полугодия текущего года) предоставлено кредитов на сумму 43 млн. рублей (участники программы получают субсидии в размере до 30% от стоимости приобретаемого жилья и дополнительно — льготные жилищные займы);

— для строительства жилья на территории МО Перевалово молодым семьям предоставлено в кредит более 7 млн. рублей;

— по программе «Доступное жилье» для строительства индивидуальных домов в п. Комарово – 530 млн. рублей.

О перспективах развития ипотечного кредитования

Самыми значимыми факторами для оценки перспектив являются:

— мероприятия, которые проводят в настоящее время банки для преодоления кризиса ликвидности — последствия «ипотечного кризиса»;

— политика Центрального банка России в отношении ставки рефинансирования;

— динамика цен на жилье.

Если в первую половину года банки наперебой снижали ставки, сокращали размер первоначального взноса, то c наступлением “ипотечного кризиса», с августа 2007 года, зафиксировано подорожание предложений по ипотеке в среднем на 1-2%. Даже у тех банков, которые не увеличили ставки (Сбербанк России, ВТБ, Запсибкомбанк, Ханты-Манскийский банк), наблюдается установление более высоких требований к платежеспособности заемщиков. Таким образом, банки стараются стать более привлекательными для инвесторов. Ведь выживут только банки-кредиторы, нашедшие доступ к относительно дешевым и «длинным» ресурсам.

По вопросу о платежеспособности заемщиков

Следует учитывать, что возможность заемщика оплачивать кредит зависит не только и не столько от процентной ставки, сколько от той суммы, на которую она насчитывается, т.е. от стоимости самого жилья. Статистика говорит следующее: за 2007 год в среднем по Тюменской области зарплата выросла на 12% (по Тюмени — на 18.9%), а стоимость жилья – на 25-30%. По прогнозу на следующий год: жилье подорожает на 30%, а зарплата — в среднем на 17,8%.

Таким образом, c учетом всех перечисленных факторов для поддержания доступности ипотеки наиболее актуальной помощью является применение механизмов бюджетной поддержки — на компенсацию части стоимости жилья.

В целом, по «осторожному» прогнозу МЭРТ на 2008 — 2010 годы, ипотека расти будет, но с пониженными темпами прироста – до 25% за год.

Реализация программы по поддержке АПК

Национальный проект «Развитие АПК» включает в себя три направления:

ускоренное развитие животноводства;

стимулирование развития малых форм хозяйствования;

обеспечение доступным жильем  молодых специалистов (или их семей) на селе.

Реализация всех направлений национального проекта АПК стала возможной за счет государственной поддержки предприятий товаропроизводителей. Правительством Российской Федерации, Правительством Тюменской области приняты постановления, регламентирующие правила предоставления субсидий из федерального и областного бюджетов.

Субсидируются расходы на уплату процентов за пользование кредитом сельскохозяйственным товаропроизводителям, предприятиям агропромышленного комплекса, крестьянским (фермерским) хозяйствам, лизинговым компаниям, получившим кредиты в 2005 — 2006 годах, которые были пролонгированы в 2007 году из расчета 2/3 ставки рефинансирования, действующей на момент предоставления кредита; крестьянским (фермерским) хозяйствам, оформившим кредиты в 2006 — 2007 годах, из расчета 100% ставки рефинансирования, в том числе 5% из областного бюджета и 95% — из федерального бюджета.

«Запсибкомбанк» ОАО является одним из основных участников реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК», все направления которого связаны с кредитной поддержкой сельхозпроизводителей.

В рамках участия в данном проекте в 2006 — 2007 годах «Запсибкомбанк» ОАО для поддержки сельскохозяйственного производства было предоставлено кредитов предприятиям АПК на общую сумму 851 млн. рублей, в том числе в 2006 году — 394 млн. рублей, в 2007 году — 457 млн. рублей, или на 62 млн. рублей больше, чем в 2006 году.

Предприятиям АПК в 2007 году предоставлено кредитов на строительство молочно-товарного комплекса на 1200 голов в сумме 100 млн. рублей, на финансирование капитальных вложений — 100 млн. рублей, на реконструкцию мясоперерабатывающего предприятия — 45 млн. рублей, на ГСМ и минеральные удобрения — 34 млн. рублей, на пополнение оборотных средств — 178 млн. рублей.

Кроме того, Банком в 2006 и 2007 годах предоставлено кредитов лизинговым компаниям на сумму 372 млн. рублей для приобретения оборудования, техники с целью дальнейшей передачи их в лизинг предприятиям агропромышленного комплекса (ТАЛК — 352 млн. рублей и ОАО «Запсиблизинг» — 20 млн. рублей), в том числе в 2006 году предоставлено 102 млн. рублей, в 2007 году — 270 млн. рублей.

Банк принимает непосредственное участие в реализации механизма субсидирования затрат, произведенных предприятиями АПК. Ежемесячно производится сверка с департаментом АПК в части включения предприятий-заемщиков Банка в реестр на получение субсидий из федерального и областного бюджетов. С предприятиями, не предоставившими документы на получение субсидий, специалистами Банка проводится работа и оказывается помощь по сбору и заполнению документов, необходимых согласно перечню для субсидирования.

В заключение хотелось бы отметить следующее: одной из целей каждой коммерческой организации является получение прибыли. Коммерческие банки — не исключение. Поэтому взаимодействие (сотрудничество) кредитных учреждений, с одной стороны, и бюджета, с другой — на мой взгляд, является взаимовыгодным, поскольку позволяет банкам зарабатывать, а бюджету — максимально эффективно использовать бюджетные средства.

Насколько актуально и эффективно это взаимодействие показывает следующий пример: в 2001 году объем кредитного портфеля Администрации Тюменской области был более 2 млрд. рублей, это всего в 2 раза меньше кредитного портфеля Запсибкомбанка, при этом доля просроченной задолженности составляла 60%. В наши дни произошло следующее разделение функций: банк взял на себя оценку кредитных рисков и управление ими, получая за это процентный доход, а бюджет оказывает помощь населению, хозяйствующим субъектам в виде предоставления им субсидий на компенсацию части оплаченных банку процентов, части расходов на техперевооружение и реконструкцию предприятий.

Для повышения эффективности вовлечения банков в реализацию национальных проектов предлагаю:

— более широко использовать банковский опыт, возможности банковских продуктов при формировании источников финансирования и механизмов их реализации в каждой из социально-экономических программ;

— совместно разрабатывать новые способы сочетания принципов бюджетного и банковского финансирования;

— использовать современные технологии для создания информационных баз, их обмена и обработки.

PAGE

PAGE 4