Рзаева социально-экономические аспекты непродовольственного рынк

НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ НАУК АЗЕРБАЙДЖАНА ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ

На правах рукописи

НАТАВАН МАМЕД КЫЗЫ РЗАЕВА

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА И УПРАВЛЕНИЯ ПРОДАЖАМИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Специальность: 08.00.05. Экономика и управление народного хозяйства (торговля)

АВТОРЕФЕРАТ

Диссертации на соискание научной степени доктора философии

по экономике

Б А К У – 2 0 1 2

Диссертационная работа выполнена в Азербайджанском Государственном Экономическом Университете.

Научный руководитель: доктор экономических наук,

профессор А.Г.САМЕДОВ

Официальные оппоненты: доктор экономических наук,

профессор Ф.А.МАМЕДОВ

кандидат экономических наук

Э.Н.КЕРИМОВ

Ведущая организация:Азербайджанский Научно-Исследовательский Институт Экономики и Организации Сельского Хозяйства

Защита диссертации состоится «____» «_____________»2012 г. в «_____» часов на заседании Диссертационного Совета Р/Д.01.181 по защите докторских диссертаций в Институте Экономики НАН Азербайджана по адресу: АЗ 1143, г. Баку, пр. Г. Джавида 31, Институт Экономики НАН Азербайджана.

С диссертацией можно ознакомиться в центральной библиотеке НАН Азербайджана.

Автореферат разослан «____» «_______________» 2012 г.

Ученый секретарь

Диссертационного Совета Р/Д.01.181

к.э.н., доцент Г.С. ГАДЖИЕВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы. Программа социально-экономичес-кого развития Азербайджанской Республики на 2009-2013 гг, ут-вержденная Президентом республики И.Г.Алиевым, предусматри-вает определение приоритетных направлений многих рыночных процессов, включая рынок непродовольственных товаров.

В современных условиях основной проблемой является выяв-ление привлекательности рынка непродовольственных товаров для его потребителей и потенциальных участников. При этом основное внимание необходимо сконцентрировать на вопросах идентифика-ции, формирующихся субъектов рынка, ключевых факторов успе-ха, тенденции возможностей и стратегических неопределенностей. Рыночные тенденции могут включать в себя все идентифициро-ванные в процессе исследования покупателей и конкурентов направления развития, но в более широкой перспективе

Другой сложной проблемой в исследованиях рыночных про-цессов является меняющаяся сущность и роль управления прода-жами не продовольственных товаров.

В перспективе ожидается, что управление продажами будет играть стратегически более значимую роль в фирмах. От правиль-ного управления продажами непродовольственных товаров во многом зависит оптимальный выбор и применение различных ры-ночных приемов, связанных с планированием и прогнозированием продаж.

Комплексная взаимосвязь основных направлений исследова-ния рынка непродовольственных товаров, а также управление их продажами в основном отражает актуальность данной проблемы.

Состояние изученности проблемы. Проблемам комплексно-го анализа товарного рынка и его субъектов в последние годы посвящены достаточно серьезные научные исследования. Сущест-венный вклад в развитие этой проблемы внесли как зарубежные, так и отечественные ученые.

Среди них можно выделить труды таких известных зарубежных ученых-экономистов, как Аакера Д., Байса М., Блейка Э., Джонсона М., Дихтиля Е., Ждановой Л., Котлера Ф., Маршалла Г., Маркина Р., Пикса Х., Стоуна М., Савицкой А., Сондерса Д., Хэя Д., Шерера Ф., Юданова А. и других. Отдельным вопросам проблемы были посвящены научные труды азербайд-жанских ученых, таких как И.Г.Алыева, А.И.Байрамова, А.Т.Мамедова, К.П.Пашаева, Ф.А.Ма-медова, Ш.А.Ахундова, Ф.А.Гулиева, Т.Маме-дова, Ш.Г.Агаева, Т.И.Иманова, А.Г.Самедова, Ф.Р.Рахманова, Э.Н.Керимова и других.

За последние годы формированием национального предприни-мательства и бизнеса, а также структурными изменениями в уп-равлении экономикой существенные преобразования произошли и на рынке непродовольственных товаров и их субъектов.

Все это требует проведения дополнительных исследований в области комплексного анализа рынка непродовольственных това-ров во взаимосвязи с вопросами управления продажами.

Понимание требований высокоизменчивой рыночной среды стимулирует разработку и активное использование новых, более чувствительных методов, систем и концепций. Более глубокий анализ рыночной среды, выявление и постоянный мониторинг информационно-ненасыщенных областей, увеличение стратегичес-кой гибкости, развитие предпринимательства – все это положи-тельно сказывается на субъектах рынка непродовольственных товаров.

Вышесказанное обусловливает необходимость исследования данной проблемы и выбора темы диссертационной работы.

Цель и задачи исследования. Цель исследования заключает-ся в комплексном изучении методологических и методических основ рынка непродовольственных товаров и управления прода-жами в субъектах рынка, а также в определении основных направ-лений и разработке практических рекомендаций для дальнейшего совершенствования рынка непродовольственных товаров и повы-шения эффективности управления продажами.

В соответствии с поставленной целью в работе были после-довательно сформулированы следующие задачи:

исследовать теоретические аспекты рынка непродоволь-ственных товаров;

выявить особенности рыночного управления продажами не-продовольственных товаров;

систематизировать методы и приемы исследования рынка непродовольственных товаров и рыночного управления продажа-ми;

исследовать рынок непродовольственных товаров методом бюджетных обследований;

провести системный анализ торговли непродовольственными товарами;

определить емкость и долю рынка непродовольственных товаров;

выявить особенности производственно-торговых субъектов рынка непродовольственных товаров;

провести социологическое обследование рыночной конку-рентной среды непродовольственных товаров;

разработать стратегию управления продажами непродоволь-ственных товаров.

Объектом исследования выступает рынок непродовольствен-ных товаров Азербайджанской Республики, а также ряд его субъектов.

Предметом исследования является комплексное изучение отношений на рынке непродовольственных товаров во взаимосвязи с вопросами управления продажами в новых условиях формиро-вания товарного рынка.

Теоретической и методологической основой исследования явились труды классиков экономической теории, положения и концепции современных научных течений, а также монографии и книги зарубежных и отечественных ученых в области исследова-ния товарного рынка.

При проведении комплексного исследования рынка непродо-вольственных товаров использовались материалы периодических изданий, законы и законодательные акты республики, документы правительственных органов страны.

В процессе исследования применялись методы группировок и сравнения, социологического обследования и экспертных оценок, системного подхода и анализа, а также ряд экономико-математи-ческих методов.

Информационную базу исследования составили статисти-ческие сборники и бюллетени Государственного Комитета Статис-тики Азербайджанской Республики, материалы Министерства Эко-номического Развития Республики, отчетные и практические дан-ные ряда крупных компаний и фирм, а также материалы, получен-ные в результате проведенного социологического обследования.

Научная новизна исследования заключаются в следующем:

выявлены особенности рынка непродовольственных товаров;

определены тенденции в области рыночного управления продажами непродовольственных товаров;

систематизированы и сгруппированы методы и приемы исследования рынка непродовольственных товаров и рыночного управления продажами;

проведены комплексные исследования рынка непродоволь-ственных товаров в республике методом бюджетных обследова-ний;

осуществлен системный анализ торговли непродовольствен-ными товарами в крупнейших фирмах г. Баку;

определены емкость и доля рынка непродовольственных товаров;

выявлены особенности производственно-торговых субъектов рынка непродовольственных товаров;

исследованы результаты социологического обследования конкурентной среды непродовольственных товаров;

разработана стратегия рыночного управления продажами непродовольственных товаров.

Практическая значимость исследования состоит в том, что основные положения и конкретные рекомендации могут способ-ствовать улучшению сферы деятельности рынка непродоволь-ственных товаров и совершенствованию рыночного управления продажами. Результаты исследования могут быть использованы в научных исследованиях, при подготовке учебных пособий по дисциплинам «Основы коммерческой деятельности», «Основы маркетинга», «Управление торговлей» и др. Основные выводы исследования были приняты к использованию ОАО «Баку обувь» (сравка №20, от 14.11.2011 г.)

Апробация и внедрение результатов исследования. Основ-ные положения диссертационной работы докладывались на трех международных республиканских и вузовских научно-практичес-ких конференциях, а также отражены в 12 опубликованных статьях и тезисах.

Выводы и практические рекомендации были доложены и об-суждены на семинарах и совместном заседании кафедр «Торгов-ля», «Маркетинг» АГЭУ, а также на семинаре Института Эконо-мики НАНА.

Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной лите-ратуры и приложений. Работа изложена на 157 страницах компью-терного текста, включая 52 таблицы, 15 рисунков и 9 приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цель и задачи исследования, объект и предмет, раскрывается науч-ная новизна, практическая значимость и апробация результатов исследования.

В первой главе «Теоретико-методологические основы рынка непродовольственных товаров и управления продажами» рассмот-рены теоретические аспекты рынка непродовольственных товаров, выявлены особенности рыночного управления продажами непро-довольственных товаров, разработаны методы и приемы иссле-дования данного рынка.

Концепция развития современного рынка непродовольствен-ных товаров выдвигает на первый план и в центр внимания субъекты рынка с целью комплексного изучения исследуемой проблемы. Комплексное изучение рынка непродовольственных товаров помогает бизнесменам снизить риск, связанный с приня-тием коммерческих решений и избежать таких ошибок, как произ-водство товаров, имеющих ограниченный спрос; предложение то-варов тем, кто в них не заинтересован; неправильное использо-вание каналов сбыта и многих других.

Необходимость комплексного изучения рынка особенно остро стала ощущаться в условиях резкого обострения проблем рынка. В условиях тесной взаимосвязи товарных рынков в конкуренцию вовлекаются фирмы не одной отрасли, а нескольких отраслей с целью захвата возможно большей доли совокупного потребитель-ского спроса.

В диссертации отмечается, что на современном этапе успеха добивается та фирма, которая предлагает либо новое изделие, либо более совершенную модель ранее выпускаемого товара, учитываю-щую специфику потребительского спроса. Фактор новизны и со-вершенства непродовольственного товара в современных условиях мирового рынка главенствует над фактором уровня цен. На сов-ременном рынке верх одерживает тот из конкурентов, который наряду с новым товаром предлагает наиболее комплексные услуги и использует совершенные методы и формы сбыта.

В работе комплексное изучение рынка непродовольственных товаров предлагается осуществлять по следующим направлениям: изучение товара составляет основу реализации важнейшего принципа современного маркетинга – производство фирмой таких товаров, которые максимально отвечали бы запросам потребителей и приносили высокие прибыли; исследование рынка предполагает рассмотрение таких вопросов, как определение емкости рынка, тенденций в развитии рынка, тенденций в развитии данной отрасли промышленности; изучение основных форм и методов сбыта товаров, ибо продажа товаров является единственным способом вернуть израсходованные деньги с определенной прибылью.

Актуальность исследования рынка непродовольственных товаров в Азербайджанской Республике, прежде всего, заключает-ся в том, что в промышленном производстве огромная доля при-надлежит нефтяному сектору, следует развивать и рынок непродо-вольственных товаров.

В научной сфере давно идет дискуссия между учеными об исследовании емкости рынка непродовольственных товаров. Одни считают, что рынок непродовольственных товаров следует ограни-чить исследованиями лишь конечными продукциями производ-ства, которые непосредственно реализуются населению. Другие считают, что необходимо расширять его рамки, и рассматривать не только конечные продукты производства, реализуемые населению, но и те элементы продукта, которые являются его составной частью – сырье, материалы, полуфабрикаты. На наш взгляд, пос-леднее мнение наиболее приемлемое, ибо нельзя ограничить рынок непродовольственных товаров только продажей тканей, швейных изделий, обуви, мебели и т.д. К примеру, на основных ярмарках участвуют не только представители торговых фирм, но и агенты отдельных отраслей промышленности. Отмечается, что важной особенностью рынка непродовольственных товаров является его постоянное расширение не только за счет увеличения производства и продажи населению уже известных товаров, улучшения их ка-чества и расширения ассортимента, но и за счет появления в основном новых товаров, в том числе изготовленных из новых видов сырья. К ним можно отнести изделия культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода, в производстве которых все шире используются искусственные виды сырья и материалов.

В отличие от продовольственных товаров промышленное производство непродовольственных товаров базируется не только на ресурсах сельскохозяйственного сырья, но и на ресурсах сырья промышленного происхождения. Доля последнего занимает все более значительное место в производстве непродовольственных товаров.

С рынком непродовольственных товаров связаны сельское хозяйство, отрасли легкой, пищевой, химической и нефтехимичес-кой, электротехнической, приборостроительной, мебельной, лес-ной и многих других отраслей тяжелой машиностроительной про-мышленности. Кроме того, с рынком непродовольственных това-ров связаны и такие отрасли тяжелой промышленности, как уголь-ная, нефтеперерабатывающая, строительных материалов и некото-рые другие, часть продукции которых также направляется для непосредственной продажи населению.

Особую роль в формировании рынка непродовольственных товаров играет импорт готовых изделий, сырья и материалов, а также импорт машин и оборудования для отраслей легкой про-мышленности и предприятий, производящих товары культурно-бытового и хозяйственного назначения.

В диссертации автором проведены глубокие исследования по ряду дискуссионным проблемам рынка непродовольственных то-варов, в частности, по вопросам диверсификации данного рынка.

Делается вывод, что для комплексного изучения рынка непро-довольственных товаров необходимо основываться на теоретичес-кие положения, законы и закономерности процесса рыночного механизма, основным из которых является соотношение спроса и предложения. Далее в работе отмечаются, что по мнению про-фессора Гарвардского Университета Н.Грегори Мэнкью, чтобы проанализировать воздействие на состояние рынка некоего собы-тия необходимо использовать графики кривых спроса и предло-жения, рассмотреть их влияние на цену равновесия и равновесный объем. Данный анализ включает три шага. Во-первых, выясняют, приводят ли события к сдвигам кривой спроса или кривой пред-ложения. Во-вторых, определяют в каком направлении смещается кривая. В третьих, сравнивается новое равновесное положение с первоначальным.

Только тщательное изучение процессов соотношения спроса и предложения на товарном рынке непродовольственных товаров могут послужить основой развития ненефтяного сектора в респуб-лике, повысить эффективность работы данного рынка.

Научное обоснование кривых спроса и предложения на рынке непродовольственных товаров будут способствовать минимизации убытков в современных фирмах.

В работе отмечается, что в условиях отечественной практики управления продажами следует придерживаться следующих основ-ных ее направлений: стратегическое рыночное управление (бюдже-тирование, долгосрочное планирование и прогнозирование, стра-тегическое планирование, принятие стратегических решений); ре-шение проблем управления продажами через целевую деятель-ность; определение экономически оправданных критериев для выбора формы товароснабжения; внедрение в бизнес элементов электронной коммерции (Интернет, электронная торговля, элек-тронная почта и т.д.); использование навыкое прямого маркетинга и интерактивного маркетинга (с учетом требований к личным качествам и управленческим навыкам торговых представителей); глубокое знание потребительских эстетических свойств товаров; умелое использование различных шкал измерений (составления вопросников и анкет); знание и исследование процессов управле-ния продажами (разработка программ продаж, практическая реали-зация программы продаж, оценка и контроль программы продаж); выработка маркетинговой стратегии и управления персональными продажами; умение принимать «кризисные решения» и решения по снижению риска; измерение уровня риска в принятии управ-ленческих решений; использование методов сопряженного эффек-та операционного и финансового рычагов.

Исходя из вышеизложенного, в диссертации вводится новое понятие «рыночное управление продажами», включающее в себя все перечисленные особенности и элементы системы управления продажами.

Стратегическое рыночное управление продажами включает в себя все четыре системы управления: бюджетирование, характер-ное для долгосрочного планирования прогнозирование, элементы стратегического планирования и инструменты принятия стратеги-ческих решений в реальном времени. В стратегическом рыночном планировании периодический процесс планирования дополняется методами, благодаря которым организация сохраняет высокую скорость стратегической реакции независимо от цикла планиро-вания.

Другим элементом рыночного управления продажами является ее целевая деятельность.

Вызывают интерес исследования азербайджанских ученых, которые предлагают решение рыночной проблемы через целевую деятельность. Идеальным вариантом развития рынка является совпадение фактической траектории течения данного процесса с его оптимальной и номинальной траекториями. Однако более реа-лен вариант совпадения фактической и оптимальной траектории. Усложнение рыночных процессов, связанное с качественным изме-нением спроса, инертностью предложения, ресурсами, существен-но влияет на сбалансированность спроса и предложения. Несбалан-сированность этих элементов рынка вызывает отклонения, подчас довольно резкие, фактической траектории развития процесса пот-ребления от оптимальной. В данном случае обычно сталкиваются с проблемой, требующей целевого решения.

На решения проблем несбалансированности спроса и предло-жения в условиях резкого отклонения фактической траектории развития процесса потребления от оптимальной и направлен механизм целевой рыночной деятельности.

Для практической реализации многих вопросов исследования рынка непродовольственных товаров и управления продажами в диссертации разработана система специальных методов и приемов, которые являются основой решения ряда практических задач в данной области.

Выявление особенностей рыночного управления продажами вызывает необходимость систематизации методов и приемов исс-ледования рынка непродовольственных товаров.

С этой целью в диссертации предлагается следующая систе-матизация и последовательность методов и приемов исследования рынка непродовольственных товаров и рыночного управления про-дажами:

— разработка методов проведения маркетинговых исследова-ний и сбора информации;

— разработка методов проведения исследований емкости и кон-курентной среды рынка непродовольственных товаров;

— определение модели объема производства непродоволь-ственных товаров субъектами рынка;

— разработка программы продаж, практическая её реализация, оценка и контроль;

— использование методов и приемов исследования зоны торго-вого обслуживания по методике кристаллера, а также различных гравитационных моделей;

— разработка специальных вопросников и анкет исследования рынка непродовольственных товаров и управления продажами;

— определение системы методов прогнозирования продаж, а также приемы социологического прогнозирования;

— разработка критериев эффективности торговых площадей субъектов торговли по продаже непродовольственных товаров.

Таким образом, в диссертации делается вывод, что система методов и приемов исследования рынка непродовольственных товаров и рыночного управления продажами является сложным механизмом, который необходимо использовать на практике комплексно и рационально.

Во второй главе «Комплексное исследование и анализ рынка непродовольственных товаров в Азербайджанской Республике» проведены исследования рынка непродовольственных товаров ме-тодом бюджетных обследований, дан системный анализ современ-ного состояния торговли, определена емкость и доля рынка непро-довольственных товаров.

В работе отмечается, что в комплексных исследованиях то-варного рынка широко используется статистика потребительских бюджетов, которая в условиях формирования рыночной экономики не потеряла своей актуальности.

В настоящее время число семей, охватываемых бюджетными обследованиями ежегодно увеличивается и достигает нескольких десятков тысяч семей. Это объясняется возросшей потребностью в данных бюджетной статистики, которые все чаще используются в экономических расчетах.

Одна из наиболее важных задач бюджетного обследования состоит в определении уровня жизни различных социальных групп населения, их платежеспособного спроса. Однако область практи-ческого применения данных бюджетной статистики этим не огра-ничивается. Бюджетные материалы могут успешно применяться и уже применяются при решении практических вопросов прогнози-рования производства потребительских товаров, для определения общего объема и состава потребительского спроса, для исследо-вания рынка потребительских товаров и определения емкости рынка и др. В тоже время применение данных бюджетной ста-тистики требует дальнейшего совершенствования, как ее теории, так и практики. Это совершенствование должно идти по пути раз-работки четкой программы наблюдений, правильной организации проведения выборочных бюджетных обследований, координации бюджетной статистики с другими выборочными наблюдениями, разработки бюджетных данных на основе современной компьютер-ной технологии и т.д.

При анализе бюджетных данных применяется чрезвычайно широкий круг самых разнообразных математико-статистических методов, например, регрессионный анализ бюджетных данных, коэффициенты эластичности спроса и потребления, которые под-робно приведены в диссертации.

В работе отмечается, что доходы домашних хозяйств в целом по республике ежегодно увеличиваются. Так, душевой месячный доход домашних хозяйств увеличился с 30,3 манат в 2000 до 144,2 манат в 2010 г. В то же время изменилась доля доходов домашних хозяйств: трудовые доходы с 35,6% до 73,8%; социальные транс-феры – с 7,9% до 15,1%; доходы от продаж – с 18,2% до 19,0%.

Проводя бюджетные исследования доходов домашних хоз-яйств, следует особое внимание уделять потребительским расхо-дам населения, так как именно потребительские расходы дают воз-можность исследователям более конкретно рассматривать рынок непродовольственных товаров.

В настоящее время потребительские расходы населения рес-публики ежегодно возрастают. Однако, для исследования рынка непродовольственных товаров целесообразно анализировать струк-туру потребительских расходов населения. В этом плане произош-ли весьма серьезные изменения. Так, например, если в 2000 г доля потребительских расходов на непродовольственные товары состав-ляли 23,2 %, то в 2009 г они снизились до 13,5%. Одновременно наблюдается снижение доли потребительских расходов населения на продовольственные товары с 66,3% в 2000 г до 52,9% в 2010 г. Снижение доли потребительских расходов населения республики в основном произошло из-за резкого повышения удельного веса рас-ходов на услуги. За тот же период, данный показатель увеличился с 9,3% до 33,0%.

Увеличение доли потребительских расходов населения на ус-луги является мировой тенденцией, которая естественно повлияло и на экономику нашей республики.

Отмечается, что в современной концепции маркетинга ком-плексному изучению рынка придается особое значение. Эти иссле-дования служат основой разрабатываемой субъектами рынка и торговли стратегии и тактики выступления на рынках, проведения правильной и целенаправленной товарной политики.

Цель любого комплексного рыночного исследования состоит в оценке существующей ситуации производства и торговли непро-довольственных товаров, а также в разработке прогноза развития рынка. Программа такого комплексного изучения зависит от осо-бенностей непродовольственных товаров, характера деятельности торговых фирм, масштабов производства экспортных товаров, ввоза импортных товаров и ряд других факторов.

Исследование рынка непродовольственных товаров, как отме-чается в работе, не самоцель, а источник информации для прин-ятия эффективного управленческого решения. Это решение может относиться к любому аспекту внешнеторговой и маркетинговой деятельности, поэтому нерационально ограничивать расходы на такие исследования по причине экономии средств.

Использование маркетинговых исследований широко варьируется в зависимости от фирм и типа требуемой информации. Компании, производящие потребительские товары, расходуют на маркетинговые исследования больше средств, чем фирмы, выпус-кающие продукцию производственного назначения. Поэтому сле-дует считать, что бюджет маркетинга – это расходы на исследова-ние рынков, на обеспечение конкурентоспособности товара, на ин-формационную связь с покупателями, на организацию товародви-жения и сбытовой сети.

Выделение средств на маркетинг – это решение оптимиза-ционной задачи с большим количеством переменных, влияние ко-торых обычно не поддается точному учету, то есть задачи типично прогностические.

Исходя из вышеизложенного в работе делается вывод, что комплексное исследование рынка непродовольственных товаров следует начинать с маркетинговой деятельности, включая вопросы производства и торговли непродовольственных товаров.

Промышленность Азербайджанской Республики за последние годы развивается быстрыми темпами. Индекс производства про-мышленной продукции в стране за 2000-2010 гг. ежегодно увели-чивается. Однако все эти результаты в основном были достигнуты за счет бурного развития нефтяного сектора. Что же касается дру-гих отраслей промышленности, выпускающих продукции потреби-тельского назначения, то экономика в этом направлении развивает-ся крайне низкими темпами.

Если же анализировать данные производства основных видов промышленной продукции (непродовольственные товары), то здесь наблюдается противоречивая тенденция. По одним товарным группам непродовольственных товаров наблюдается рост, а по другим – снижение.

Известно, что внутренний рынок потребительских товаров формируется как импортными товарами, так и товарами местного производства. При этом основным показателем торговли высту-пает розничный товарооборот.

В целом по Азербайджанской Республике розничный товаро-оборот по всем каналам продажи увеличивается быстрыми темпа-ми. Только за период с 2000 по 2009 гг. розничный товарооборот по республике возрос с 2119,9 млн. манат до 13679,5 млн. манат или в 6,4 раза.

Быстрыми темпами развивается розничный товарооборот не-продовольственными товарами. За исследуемый период данный показатель увеличился с 672,8 млн. манат до 4883,4 млн. манат или в 7,2 раза. При этом доля розничного товарооборота непродоволь-ственными товарами в процентах к итогу возросла с 31,7% до 35,7%. Соответственно наблюдается снижение розничного товаро-оборота продовольственных товаров с 68,3% до 64,3%.

В работе делается вывод, что развитие рынка непродоволь-ственных товаров характеризует емкость рынка, который является главным параметром рынка. Под емкостью рынка в работе пони-мается возможный объем реализации товаров в течение определен-ного отрезка времени. Спрос определяет емкость рынка, т.е. ту часть товарного предложения, которая может быть реализована в обмен на платежные средства населения при данном уровне цен, объеме и натурально вещественной структуре производства и потребления товаров.

Емкость рынка изменяется в зависимости от изменения плате-жеспособности спроса, товарного предложения и розничных цен. Это важный показатель для оценки величины товарооборота, уров-ня и соотношения цен на товары. При возрастании денежных дохо-дов населения возрастают платежеспособный спрос и определяе-мая им емкость рынка.

В данной работе предпринята попытка определения емкости рынка по основным непродовольственным товарам (см. таблицу №1).

Таблица №1

Определение емкости рынка ряда непродовольственных товаров в Азербайджанской Республике в 2009 г.

(тыс.манат)

Наименование

рынка

Производство (Qн)

Импорт (И)

Экспорт (Э)

Снижение запасов (Сп)

Увеличение запасов (Уп)

Емкость рынка (Ер)

Рынок мыла и моющих средств

9392,1

20513,2

844,0

15,6

29005,7

Рынок фото и кино товаров

345,9

1235,5

8,9

1572,5

Рынок ковров и ковровых изделий

4319,5

1946,0

110,1

43,7

6111,7

Рынок трикотажных тканей

2758,1

301,8

29,1

18,4

3012,4

Рынок трикотажной одежды

1950,5

3294,5

200,2

17,3

5062,1

Рынок вязаной одежды

1297,3

32921,0

244,6

121,0

34094,6

Рынок одежды и обуви

18936,3

15852,6

204,3

21,4

31563,2

Рынок верхней одежды

455,8

377,4

1,0

3,8

828,4



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст