Речевые проблемы первоклассников, или

Речевые проблемы первоклассников, или

когда необходима помощь логопеда

Согласно данным учителей-логопедов школ и детских садов Мотовилихинского района, 58 % детей дошкольного возраста и 56 % первоклассников имеют отклонения в речевом развитии. Нескомпенсированные речевые нарушения, как известно, приводят в дальнейшем к школьной неуспеваемости, т.к. недостаточно сформированные в дошкольном возрасте структурные компоненты речи и составляющие психических функций оказываются наиболее уязвимыми в новых школьных условиях, требующих их максимальной мобилизации.Приведем диаграмму распределения по видам речевых нарушений первоклассников Мотовилихинского района, нуждающихся в логопедической помощи (на 1.10.2005 г.).

EMBED Excel.Chart.8 \s

Как видно из диаграммы, в первый класс приходят дети с различными нарушениями устной речи: нарушением звукопроизношения, фонематических процессов, лексико-грамматического строя и связной речи. У многих детей нарушения звукопроизношения осложняются дизартрией, которая проявляется вялостью, малоподвижностью артикуляционного аппарата, повышением или понижением мышечного тонуса языка и т.д. Все более распространенной становится несформированность фонематического слуха, что приводит к трудностям формирования процессов письменной речи. Отмечается большое количество детей с недостатками в лексико-грамматическом строе речи. Типичным для таких детей является неадекватное использование суффиксов, трудности в выборе производящей основы слова, трудности в употреблении предлогов. Отмечается нарушение в согласовании в роде, числе, падеже; ошибки в употреблении прилагательных. Фразовая речь ребенка 6 – 7 лет зачастую состоит из простых распространенных предложений, с неправильным употреблением окончаний. Часто дошкольники с трудом понимают логико-грамматические конструкции. Не знают, как закончить смысловую программу предложения. Словарный запас находится на уровне бытовой повседневной ситуации, дети не знают обобщающих понятий, родственных слов. Значительно ухудшилось состояние связной речи. Пересказ доступен детям только с помощью наводящих вопросов, а при составлении рассказов по картинкам чаще отмечается склонность к перечислению отдельных предметов или действий, с трудом прослеживается сюжетная линия. Для большинства детей непосильна задача выложить последовательность из четырех сюжетных картинок и составить по ним рассказ.

Также надо отметить, что развернутая связная речь теряет свою значимость, т.к. появились другие эталоны речи, которыми пользуются современные дети. Это фразы поп-звезд, героев боевиков, телевизионной рекламы, третьесортных мультфильмов и разнообразных реалити — шоу. Альтернативы такому речевому поведению, а следовательно, всему ходу речевого развития, никто не предлагает. И взрослые не имеют ничего против.

Нельзя забывать, что речь ребенка зависит и от сформированности других высших психических функций. Приходится говорить о нарушении пространственных представлений, произвольного внимания, слухоречевой памяти — ребенок не может запомнить предложение из 5-6 слов.

Если в начале учебного года у первоклассников диагностируются нарушения устной речи, то уже к концу первого полугодия, как правило, у многих из них наблюдаются выраженные трудности в овладении процессом письма и чтения, которые могут перерасти в стойкие нарушения чтения и письма. Как же среди тех, кто испытывает трудности в обучении, вовремя распознать нуждающихся в помощи логопеда? В первую очередь по наличию специфических ошибок. Часто в детских тетрадях встречаются ошибки: «зеркальное письмо», пропуски букв, недописывание слова и т.д. Если в течение I полугодия количество таких ошибок уменьшается, то это нормальный процесс автоматизации навыка письма, который будет продолжаться еще некоторое время. Если же количество ошибок нарастает, почерк становится неразборчивым, тогда это свидетельствует о том, что у школьника есть проблемы в развитии речевых функций, познавательных процессов, а также трудности становления зрительно-моторной координации. Необходимо иметь в виду следующее: все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если у ребенка при чтении и письме встречаются ошибки, которые, как вам кажется, похожи на специфические, но они редки, от случая к случаю или вообще единичны, то это, скорее всего, результат переутомления, невнимательности, слабости самоконтроля. Здесь необходимо дальнейшее наблюдение для того, чтобы выбрать вид помощи ребенку.

Для своевременного выявления детей, имеющих нарушения письменной речи, учитель должен быть знаком с проявлениями этих нарушений. Но необходимо помнить, что эти знания дают учителю возможность только вовремя обратить внимание на проблемы ребенка, посоветовать родителям обратиться к логопеду, но ни в коем случае не дают право самостоятельно делать заключение, тем самым подвергая и ребенка, и родителей лишнему беспокойству, вполне возможно – и необоснованному.Каковы же ошибки, которые должны насторожить учителя? Существует несколько видов нарушений письма и чтения, каждому виду соответствуют и свои ошибки. Таблица составлена по анализу письменной речи первоклассников школ Мотовилихинского района.

Наиболее распространенные ошибки первокласников,

которые могут перейти в дисграфию

Виды ошибок

Примеры

1. Перестановка букв

но — он

Аелша — Алеша

2. Смешение букв по оптическому и кинетическому сходству

а — х и — у н — к

о — а п — т

притиа — притих

верды — вербы

3. Пропуск букв (гласных чаще)

врбы — вербы

яснх — ясных

пушнки — пушинки

4. Вставка букв

серыхе — серые

5. Ошибки, связанные с нарушением произношения (отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи): пишет то же, что и говорит

сапка – шапка

лак — рак

6. Трудности в употреблении заглавной буквы

андрей — Андрей

7. Смешение букв по акустико-артикуляционному сходству (особенно при письме под диктовку).

Смешение гласных I и II ряда

долько – только пужинки – пушинки тубло — дупло

шуски — сушки сыплята — цыплята Андруша – Андрюша теплих – теплых

8. Неправильное употребление окончаний.

серыи пушинки – серые пушинки.

Рыбам стала жалко – Рыбам стало жалко.

9. Недописывание предложений или слов. Отсутствие обозначения границ предложения.

Долика на ветках…- Только на ветках…

теп…- теплых

10. Трудности ориентировки на тетрадном листе.

11. Лексические замены

Только на суку вербы. – Только на ветках вербы.

12. Трудности в обозначении мягкости согласных

толко – только

сольить — солить

въезет — везет

Луба — Люба

13. Слитное написание слов и предлогов

онждет – он ждет

влесу – в лесу

14. Небрежное, неряшливое письмо. Нестабильность графических форм.

15. Зеркальное написание букв.

EMBED PBrush обака-собака

ескимо — эскимо

16. Трудность усвоения буквенного обозначения йотированных гласных.

Йура – Юра

майак — маяк

Учитель обнаружил специфические ошибки, направил родителей к специалисту, и ребенок начал посещать занятия с логопедом. Очень важно, чтобы логопед и учитель работали в тандеме, поддерживали постоянный контакт. Главное – это интересы ребенка: учитель, логопед и родители ребенка должны объединить свои усилия в помощи школьнику и не мешать друг другу. На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После неудач, плохих отметок, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех. Поэтому желательно, чтобы хотя бы на время учитель отказался от исправления в тетрадях этого ученика красным цветом. Это, во-первых, «зашумляет» информацию, которая заключена в специфических ошибках, что мешает самому педагогу. Во-вторых, тетради таких школьников — это сплошной красный фон. Для ребенка, страдающего дисграфией, такая картина является дополнительным фактором стресса. В тех школах, которые занимаются по методике Санкт-Петербургского педагога Зайцева (автора известных «Кубиков Зайцева»), ученик пишет карандашом, учитель же не исправляет ошибку, а на полях ставит сигнальную отметку. Ученик имеет возможность самостоятельно найти ошибку, не зачеркнуть ее, а стереть и написать правильно. После этого он обязательно проводит работу над ошибками. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, тетрадь в прекрасном состоянии, положительный эффект достигнут. При этом, конечно, ребята знают, что за ошибки оценки в журнал будут снижены, но и здесь возможны различные варианты. Главное, чтобы создать мотив для работы. Ведь очень часто дети говорят, что они не хотят заниматься, потому что все бесполезно – их считают отстающими. Желательное условие — отказ от проверок на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая, какой стресс испытывает ребенок при этой проверке, проводит ее без акцентов, скрыто. А ведь бывает и так, что создают полную обстановку экзамена, вызывают детей по одному, ставят на виду часы, да еще проверяет не своя учительница, а завуч. А потом – ожидание следующей проверки, где ты опять можешь потерпеть неудачу… Так возникают школьные неврозы и психосоматические явления, у детей снижается самооценка и мотивация к учебе, формируется отрицательное отношение к школе, учению, самому себе. Нарастают воспитательные и семейные проблемы. Поэтому, если уж вам необходимо провести проверку скорости чтения, сделайте это как можно в более щадящей форме. Когда ребенок делает много ошибок, часто учителя дают рекомендации – больше читать и писать. И родители выполняют их буквально – все выходные и каникулы заняты диктантами, бездумным списыванием огромных текстов. Подход к ребенку, страдающему нарушениями чтения и письма, должен быть совершенно другим. На первых этапах работа идет в основном устная: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Диктанты здесь принесут только вред. Многочисленные ошибки, которые неизбежно будут допускаться при их написании, фиксируются в памяти ребенка. Работу над ошибками желательно проводить так, как советует логопед. Суть в том, что ребенку нежелательно видеть неправильно написанные слова.Если вы задаете на дом прочитать текст или много писать, посоветуйте родителям, чтобы ребенок это делал не в один прием, а с перерывами, разбив текст на части. Это позволит ученикам, страдающим нарушениями письменной речи, лучше справиться с домашним заданием. Полезным будет также выполнение упражнения «Корректурная проба». Результат появится не сразу, но он будет обязательно.В работе с такими проблемами нельзя ждать быстрых результатов. Надо набраться терпения.

По материалам методического сборника «Как помочь первокласснику», г. Пермь, 2006. Авторы-составители: Т.Т. Машьянова, М.А. Утолина, Н.В. Черепанова, специалисты «Мотовилихинского психологического центра», г. Перми.