Реферата

Реферат

Реферат – первая ступень на пути освоения навыков проведения научно-исследовательской работы. Он представляет собой научно-исследовательскую работу теоретического характера, первый шаг на пути к дипломному проектированию. Прежде чем проводить собственное экспериментальное исследование, необходимо сориентироваться в проблеме и ознакомиться с опубликованными научными данными. Для этого и служит реферат — работа с источниками информации по анализу, сравнению и обобщению данных, полученных другими исследователями по выбранной теме. Важно, что в процессе написания реферата формируется собственный взгляд на проблему.

Содержание реферата

Реферат содержит название, оглавление, введение, основную часть, выводы, заключение и список использованной литературы.

Название реферата располагается на первом, титульном листе (см. Приложение 1). В названии должна быть отражена суть рассматриваемой проблемы. В нем содержатся ключевые слова (наименования психологических понятий и явлений), связанные с изучаемой проблемой, и указания на тематические рамки, которыми вы собираетесь ограничиться в работе. Например, реферат не может называться «Лидерство», поскольку такой заголовок ничего не говорит об изучаемой проблеме. Гораздо информативнее названия: «Теории происхождения лидерства. Исторический аспект», «Лидерство в трудах современных зарубежных авторов», «Отечественный подход к изучению лидерства в подростковых неформальных сообществах», «Лидерство и руководство: сходство и различие понятий», «Проблема лидерства в трудах А.В.Петровского» и т.д.

Оглавление помещается на второй странице реферата и отражает его структуру (см. Приложение 4). После цифр, обозначающих главу или параграф, указываются их названия. Обязательно следует указать номера страниц разделов. На самой странице с оглавлением, как и на титульном листе, номер не проставляются.

Во Введении необходимо рассмотреть актуальность темы с точки зрения современной науки, нынешнего состояния общества и культуры. Следует указать место обозначенной проблемы среди других, как частных, так и более общих, а также избранное вами направление ее рассмотрения. Например, во Введении может быть сказано, что проблема лидерства относится к социально-психологической тематике; на протяжении многих десятилетий вызывает огромный интерес у исследователей; является областью столкновений различных точек зрения и т.д.

Введение оканчивается формулированием цели и задач вашего исследования. Цель реферата может заключаться в том, чтобы обобщить или сравнить различные подходы к рассмотрению проблемы, выявить наименее или наиболее изученные ее стороны, показать основной смысл исследовательского направления, наметить пути его дальнейшего развития. Задачи (их может быть несколько) отражают более детальное рассмотрение цели. В качестве задач могут выступать: анализ литературы по избранной теме, сравнение различных подходов к решению проблемы, исторический обзор, описание основных понятий исследования и т.д.

Основная часть посвящена самому исследованию. В ней, в соответствии с поставленными задачами, раскрывается тема реферата. Здесь нужно проследить пути решения поставленной проблемы. Это делается с помощью цитирования и пересказа текста используемых вами литературных источников. Собственные слова, как правило, здесь нужны для смысловых связок и для высказывания своего отношения к позиции автора.

При подготовке реферата важно научиться выделять главное в текстах первоисточников, с которыми вы работаете. Прежде всего, надо понять название монографии или статьи, потому что именно в нем, как правило, концентрируется основная идея автора. Затем посмотреть оглавление и предметный указатель (чтобы понять, есть ли в книге то, что вам нужно). Потом следует найти те части текста, которые содержат ключевые положения изучаемой научной проблемы, причем изложить не только выводы авторов, но и те исследования, которые к ним привели.

Для написания Основной части требуется особенно тщательно выделять из прочитанных научных текстов главные положения, относящиеся к проблеме, а затем кратко, логично и литературно грамотно их излагать. С этой целью полезно идти от общего к частному: название и ключевые понятия теории, ее автор, когда была предложена и почему, к каким результатам привела, кем и как критиковалась, кто дополнял и развивал ее, каково современное состояние проблемы.

При этом мнения разных авторов вы можете приводить дословно, заключая их в кавычки и делая ссылки (в конце цитируемого предложения в квадратных скобках пишется номер и страница цитируемого источника в соответствии со списком литературы в конце реферата, например, [4,с.86]), а можете передавать их своими словами, тоже указывая литературный источник, но без указания страницы (например, [5]; если вы одновременно ссылаетесь на нескольких авторов без цитирования, то надо перечислить источники (например, [2,3,6]). Текст, взятый у другого автора без обозначения ссылки, считается плагиатом.

Основная часть может представлять собой цельный текст, а может состоять из нескольких параграфов, начинающихся пронумерованным подзаголовками. Для иллюстрации основного содержания можно использовать рисунки, схемы, графики, таблицы.

Выводы завершают основную часть. В них кратко излагаются основные результаты работы по пунктам, соответствующим задачам исследования и отражается ваше мнение о результатах сравнения или обобщения позиций авторов. В Выводах должно быть показано, что цель вашего исследования достигнута.

Заключение представляет собой общий итог работы с кратким перечислением выполненных вами этапов исследования. Например, здесь может быть сказано, что, сравнив точки зрения отечественных и зарубежных исследователей ХХ века (можно коротко обозначить эти точки зрения), вы проследили развитие научных представлений о природе лидерства и выделили наиболее перспективные (назвать, какие именно) подходы к решению обозначенной проблемы. Здесь же можно сказать о путях дальнейшего ее исследования, о возможностях практического применения полученных результатов и т.д.

Библиография. Поиск необходимой научной литературы является важнейшей частью выработки навыков самостоятельной научной работы студента и базовой основой любого научного исследования. Для этого требуется умение поиска информации по темам, ключевым словам и фамилиям авторов в библиотеке своего вуза, в городских библиотеках (Приложение 6), на прилавках специализированных отделов книжных магазинов. Не забудьте спросить об интересующих вас книгах у друзей и знакомых. Не обойдите вниманием такую мощную информационную систему как Интернет. На его сайтах вы можете найти новые, только что изданные книги, статьи (и не только на русском языке).

Эффективным способом поиска необходимой литературы по теме является анализ библиографии в диссертационных исследованиях. Для поиска литературы по теме можно использовать рефераты из Интернета.

Просматривая выбранную книгу, статью, автореферат диссертации, обратите внимание, на какие источники ссылается автор: возможно, их тоже стоит проанализировать. Прежде чем приступить к непосредственной работе над источниками, проконсультируйтесь по поводу их выбора со своим научным руководителем.

Список использованной литературы должен быть выстроен в алфавитном порядке. Например:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. 5-е изд. — М.: Аспект Пресс, 2002.- 363 с.

2. Аронсон Э. Общественное животное / Пер. с англ. — М.: Аспект Пресс, 1998. — 517 с.

3. Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 1999. -684 с.

В особых случаях список можно изложить хронологически (по датам опубликования) или по степени важности (от наиболее до наименее значимых для реферата работ).

Литературу на иностранных языках принято помещать после литературы на русском языке, тоже в алфавитном порядке.

2. Оформление реферата

Если преподаватель не предъявил особых требований, то реферат обычно содержит 8-15 страниц печатного текста. Количество страниц зависит от объективной сложности раскрытия темы и доступности литературных источников. Формат бумаги А4, кегль 14, межстрочный интервал 1,5. Поля: слева — 3см, справа -1см, сверху –2,5 см, снизу — 2см.

Оглавление, Введение, Заключение, Выводы, Литература обычно занимают по 1—2 странице.

Первый лист реферата — титульный.

На титульном листе и оглавлении номера страниц не ставятся, хотя и учитываются.

Начиная с Введения, номер проставляется в правом нижнем углу страницы.

Критерии оценки реферата

При написании реферата надо учитывать, что, оценивая реферат, преподаватель обычно использует следующие критерии:

умение сформулировать цель работы;

умение подобрать научную литературу по теме;

полнота и логичность раскрытия темы;

самостоятельность мышления;

стилистическая грамотность изложения;

корректность выводов;

правильность оформления работы.

Мы изложили основные принципы написания и оформления одного из видов научно-исследовательской работы – реферата. Следует добавить, что ваш научный руководитель может по своему усмотрению скорректировать как форму, так и содержание подготовки реферата в соответствии с конкретными задачами исследования.

PAGE