Реферат тема Психолого-педагогические аспекты раннего обучения

РЕФЕРАТ

ТЕМА: Психолого-педагогические аспекты раннего обучения флористике (на примере студии «ЧУДО ПРИРОДЫ» ДТДМ «Хорошево»)

Выполнила: Гулидова Валерия Юрьевна,

педагог дополнительного образования

ГОУ ДТДМ «Хорошево» г. Москвы

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение____стр.3

Основная часть____стр.4-13

Заключение___стр.14-15

Библиография___стр.16

В Законе Российской Федерации «Об образовании» сказано:

Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.

В пределах каждого уровня профессионального образования является непрерывное повышение квалификации…в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов.

Изменяются, совершенствуются образовательные программы и стандарты, но неизменной остаётся основная задача для педагога дополнительного образования: развитие и формирование личности каждого обучающегося ребёнка. Занятия флористикой сегодня является прекрасной сферой развития личностных качеств ребёнка.

Современная флористика – сфера деятельности широчайшего диапазона, она вплетается в самые различные области искусства. Галина Кондратьева, мастер-флорист, руководитель флористической студии журнала «Цветы», считает, что наше время войдёт в историю как время цветов. Неиссякаемым источником вдохновения для российских флористов служит не только богатейшая, многообразная природа нашей страны, но и русская культура. Глубокие, притягательные образы, продиктованные многовековыми национальными традициями, можно «прочитать» в работах многих российских мастеров. Славянская и наследующая её русская культура – в праздничном восприятии мира, где человек чувствует себя в единстве с мирозданием. Любовью, радостью, красотой побеждая враждебные силы, народ превращает горе в цветы радости. Милые сердцу образы России в нашем сознании непременно связаны с цветами – полевыми ромашками, золотыми шарами в палисаднике, кустом сирени у крыльца…

Множество компетентных флористических школ и курсов, появившихся в последние годы в нашей стране, — это огромный потенциал на будущее, означающий, что количество специалистов этой пока ещё редкой в России профессии будет неуклонно возрастать. С какого же возраста можно начинать знакомство и изучение флористической науки? Педагог дополнительного образования ДТДМ «Хорошево» предлагает свой ответ на этот вопрос.

Студия «ЧУДО ПРИРОДЫ» появилась во Дворце Творчества Детей и Молодежи «Хорошево» в 2005 году. Возраст обучающихся – от 5 до 9 лет.

В студии несколько групп, каждый может выбрать удобное для занятий время. Под негромкую музыку шума деревьев, морского прибоя, мягкое звучание классических произведений Моцарта и Бетховена в небольшом классе «начинающие волшебники» своими руками делают ЧУДЕСА!

Знакомясь с природой родного края, изучая экологию, маленькие студийцы кропотливо складывают удивительные картины из семечек и прутиков, древесных срезов и соломинок, веточек и оберточной бумаги. Вместе придумывают, новую жизнь, казалось бы ненужных, но очень полезных для детской фантазии предметов — коробочек, баночек, шишек, ленточек и листочков .

Несмотря на то, что многие работы делаются по образцу, картины ребят никогда не повторяются. Потому, что под тонкими пальчиками рождается настоящее творчество, непохожее на взрослое своей непосредственностью и чуткостью восприятия окружающего мира, искреннее, щедрое, талантливое.

Становясь старше, ребята, овладев приемами и основами дизайнерского искусства, развив моторику рук, речь, умение рассказать о том, что хотел изобразить в своих работах, узнав много новых названий цветов, растений, животных, насекомых, юные мастера переходят в группы флористики. Создавая совершенно новые формы и произведения, флористы проводят, в некотором роде, эксперимент. Ведь важное значение в творческом процессе – это чувства, которые испытывает флорист во время работы, потому что очень важно уметь не просто следовать намеченному плану. А верить своим ощущениям, слышать то, что подсказывают сами растения.

Если составляющие цепи: растение-животное-человек находятся в гармоническом единстве, жизнь может продолжаться.

Важно, чтобы ученики увидели формы, линии, цвет во всём, что их окружает; почувствовали образ каждого цветка, его характер. Интересно выбирать для занятий не совсем стандартный набор флористических материалов: в композициях с цветами могут соседствовать камень, ракушки, мох.

Питер Хесс (швейцарский флорист) считает, что лучше всего для занятий флористикой подходят места, где природа первозданна, где царят покой и величественность. Всё это помогает ученикам воплощать свои замыслы, черпая вдохновение из самой природы.

«Не работать – творить, не составлять букет, а создавать художественное произведение, делать его единственным в своём роде. Тогда будничная, повседневная работа станет живой, радостной и возвышенной». Питер Хесс

Вырастают ребята, растет и мастерство, знания, умение применить нужный материал, почувствовать его структуру, проявить фантазию, увидеть необычное, но как важно понимать, с чего всё начинается, для чего всё это нужно.

Сегодня довольно часто бывает так, что ребёнок цветок одуванчика видит позже, чем телевизор или компьютер. Названия растений, которые растут во дворе, узнаёт позже, чем имена монстров из иностранных мультиков. Сегодня стало понятно, что восстанавливать утраченные природные богатства намного сложнее, чем внедрять научные изобретения, и человечество стало задумываться – как жить, чтобы природа не страдала? Какие качества личности важно развивать в наших детях? Чем помочь сегодняшним малышам, чтобы они выросли достойными членами современного общества?

Проблемы коснулись почти каждой семьи: участились болезни суставов – ведь наши дети начинают пользоваться клавиатурой раньше, чем лепить из пластилина и рисовать – нетренированные детские пальчики устают и начинают болеть от кнопок. «Помолодели» глазные болезни: зрение портится раньше, чем дети учатся читать и писать. Бывает очень сложно отвлечь ребёнка от экрана телевизора или компьютера, от коробочки с электронной игрой.

Но нельзя говорить лишь о том, что техника вредна. Просто всему своё время! А в возрасте 5-7 лет нужно научить детей наблюдать, анализировать и просто любить природу. Ведь большинство открытий и изобретений были сделаны на основе наблюдений за природой.

Жаль, что сегодня наши дети не любят читать книги, а со сказочными героями знакомятся чаще по мультфильмам. Им интересен виртуальный мир, а не реальный – окружающий. Важно научить их замечать и ценить окружающую природную красоту. Чтобы маленький человечек понял и ощутил, что в природе всё так интересно и увлекательно, всё взаимосвязано, как в чудесной сказке и он, маленький человек, — часть этой сказки, этого чуда.

Именно сегодня возникла необходимость воспитывать поколение, которое не только бы знало, что такое загрязнения окружающей среды и как они влияют на здоровье человека, на состояние живой природы, но и эти знания стали бы для них побудительным мотивом экологически целесообразного поведения, их жизненным смыслом. Вряд ли мы встретим сегодня человека, который бы не слышал слово «экология», но далеко не всем оно понятно. А значение этого слова простое и близкое каждому: « экология – наука о доме».

Дом есть не только у человека, дом есть у каждого живого организма. Дома всем хорошо. Дом – это защита от врагов, дома есть пища и вода, поэтому все стремятся в свой дом. Поэтому нужно не только научить детей любить и оберегать свой дом, но и окружающую его среду, ведь это тоже чьи-то дома, где живут дети и родители пусть очень маленькие, а иногда даже незаметные, но очень нам нужные.

Родители сегодняшних дошколят стараются всесторонне развивать своих малышей. Но важно, чтобы к сроку обучения в школе, дети не утрачивали энтузиазма к познанию. Ведь жажда открытий, присущая детскому мозгу в определённое время, совпадает с лёгкостью усвоения, которая затем может исчезнуть, если перегрузить ребёнка в дошкольный период. Ведь очень часто, занимаясь в различных кружках, даже не хватает времени на прогулку. А занимаясь в студии «ЧУДО ПРИРОДЫ» прогулка является необходимым домашним заданием, т.к. нужно разглядеть листья на деревьях и кустарниках, жучков на травинках, бабочек на цветах, посчитать сосульки и собрать веточки для поделки. И делать это нужно, не мельком, пробегая по делам, а очень внимательно. Ведь ребёнок, придя на занятие, будет как скульптор, как художник создавать то чудо, которое он не просто увидел, а внимательно рассмотрел. Но перед этим он расскажет о прекрасном друзьям.

С раннего возраста дети должны задумываться о своей роли в окружающем мире. Начиная с малого: почему сегодня вытоптана клумба, на газоне мусор, а ветки кустарника около подъезда кто-то сломал и бросил здесь же. Как надо поступать, чтобы уберечь родную природу и мир был сказочно красив. Как влияют такие занятия на детей, что об этом говорят специалисты в области медицины? Нужно ли так рано приобщать ребёнка к такому сложному виду деятельности.

Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми центрами и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов.

Учёные, изучающие деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Уровень развития речи детей напрямую зависит от того, как сформированы тонкие движения пальцев. Выявлена закономерность: если развитие движения пальцев соответствует возрасту ребёнка, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если пальцы развиты недостаточно, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Формирование речевых областей мозга совершенствуется под влиянием импульсов от пальцев рук. Стимулировать речевое развитие рекомендуется путём активных движений пальцев.

Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют ребёнка думать. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга.

Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений – это развитие практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения. Многие поделки ребёнок рассматривает сам, чтобы понять как это сделано и затем искать пути достижения цели. Одни поделки надо как бы зрительно сфотографировать и точно повторить. Однако в большинстве заданий ребёнку показан принцип работы: посмотри как можно сделать, и предложи свой путь (измени сюжет, выбери другой материал и т.д.). При этом активно работает воображение. Флористика меняется так стремительно, что стоять на месте невозможно – безнадёжно отстанешь.

Предпочтение нужно отдавать простому незатейливому материалу, который позволяет пофантазировать, проявить себя. С простым материалом работать сложнее, чем с необычным, экзотическим, необходимо увидеть его в новом аспекте, в ином неожиданном амплуа.

Чередуя игровые занятия с серьёзной работой над своими художественными произведениями, дети подготовятся к обучению в школе. Ведь в дошкольном возрасте для детей учение должно быть игрой, которую нужно прекращать прежде, чем ребёнок устанет от неё. И нельзя забывать слова мудреца: «Ребёнок – это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь».

Сегодня, когда школы готовы принимать детей, достигших 6,5 лет, очень важно правильно подготовить ребёнка к школьному обучению. Итак, перед нами ребёнок дошкольного возраста. Это уже не малыш, требующий постоянного внимания и заботы взрослых, но ещё не самостоятельный ученик с устойчивыми навыками организованной деятельности. Оценивая этот этап психического развития ребёнка, нужно сказать, что именно в дошкольном возрасте происходит выраженная перестройка в общем развитии детей, что даёт основания выделять этот этап как особый и переломный. В этом возрасте интенсивно развиваются все физиологические системы организма дошкольника: сердечнососудистая, дыхательная, опорно-двигательный аппарат, эндокринные железы и т.д.

Дошкольник стоит на рубеже между сегодняшней беззаботной жизнью и школьной, которая требует от ребёнка ответственного отношения к учению как серьёзной обязанностью перед обществом.

Именно в это время происходит интенсивное накопление и наращивание тех необходимых психологических новообразований, которые обеспечивают скачок от одной качественной формы жизни ребёнка к другой, от в основном непроизвольного поведения – к произвольному. Естественно, что этот скачок не может произойти мгновенно, и его подготовка должна проходить в «недрах» дошкольной жизни.

Возрастающая произвольность поведения дошкольника проявляется и в таких психических процессах, как восприятие, внимание, память, мышление, воображение, что оказывает существенное влияние на познавательную деятельность. Дети, хотя ещё и в ограниченных пределах, овладевают способностью целенаправленного и достаточно длительного наблюдения предметов и явлений живой и неживой природы.

Формируются новые и важные сенсорные способности: умение определять параметры предметов (длину, ширину, высоту, толщину), умение правильно оценивать абсолютные и относительные размеры предметов, их объём, вес и пропорции, овладение ориентировкой в пространстве и во времени, видение перспективных отношений в рисунках и т.д. Совершенствуется слуховое восприятие и, прежде всего фонематический слух. Дети хорошо различают все звуки родной речи, могут их правильно выделять в словах, безошибочно произносить, меняя громкость и темп речи и используя средства интонационной выразительности. Дети шести лет намного реже, чем пятилетние допускают ошибки в согласовании слов, использовании предлогов и в падежных окончаниях. Увеличивается словарный запас. На вопросы дошкольники отвечают развёрнуто, умеют составить рассказ по картинке, содержательно и связно пересказать сказку.

Улучшаются музыкальный слух и чувство ритма. В 5-6 лет дети могут воспринимать и правильно интонационно воспроизводить мелодии в пении и игре на детских музыкальных инструментах. Развиваются художественно-творческие способности, проявляющиеся и в других видах художественной и продуктивной деятельности – рисовании, лепке, конструировании.

Дошкольное детство, по мнению педагогов и психологов, является таким возрастным периодом, когда активно формируются основы мировоззрения ребёнка: его отношение к себе, другим людям, окружающему миру. Поэтому именно в этом возрасте важно создать условия для развития у детей понимания того, что в природе всё взаимосвязано. Как раз в дошкольном возрасте, когда ребёнок впервые приобщается к миру природы, богатству и разнообразию её красок и форм, необходимо формировать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к живому миру вокруг нас, частицей которого мы являемся.

Дошкольное детство – это период развития ребёнка, в который начинает складываться его эмоциональная сфера. Необходимо найти баланс между некоторыми знаниями о природе и формированием эмоционального отношения к ней.

В возрасте 5-6 лет у ребёнка резко расширяется сфера познавательных интересов. Ребёнка интересует не только предметная сторона, но и связи и отношения предметов и явлений большого мира. Период дошкольного детства характеризуется тем, что у ребёнка развиваются синтетические формы восприятия пространства и времени, наглядно-образное мышление, творческое воображение, формирование которых в большей степени зависит от условий его жизни и воспитания. В процессе игровой и практической деятельности ребёнка в форме наглядных образов для него открываются не только внешняя видимость явлений природы, но и простейшие причинные и функциональные связи между ними. Таким образом, у ребёнка начинают складываться такие формы чувственного познания природы, которые важны не только для настоящего периода его развития, но и для будущей его жизни. Нужно не только видеть материал, материал нужно уметь слушать, понимать, как он себя поведёт. У каждого цветка свой ракурс в композиции, своё лицо.

Составляя букеты и композиции, важно искать предельного выражения сущности материала. Ведь в каждом цветке можно увидеть целую вселенную, самостоятельную сущность и неповторимый характер.

Дошкольное детство — этап, который очень важен в общем психическом развитии личности. В этом периоде ребёнок приобретает знания, накопленные человечеством. От того, как начнётся такое обучение, во всей последующей жизни человека будет зависеть очень многое. Именно поэтому переход от дошкольного детства к школьному – один из самых ответственных этапов человеческой жизни. Задача всех взрослых – педагогов, психологов, медиков, родителей – обеспечить условия для всестороннего развития и полноценной подготовки дошкольника к обучению в школе. «Флористика – искусство, призванное нести свет и радость, обязательно благостные, положительные эмоции…» Стас Зубов

Для того чтобы ответить на вопрос: где и как происходит формирование элементов произвольного поведения необходимо проанализировать ведущую деятельность дошкольника – игру. Именно в дошкольном возрасте игра достигает максимального развития и обретает ряд форм, среди которых выделяются сюжетно-ролевые игры и игры с правилами. Принятие правил и следование им, принятие роли и последовательное осуществление её требует от ребёнка сознательного управления своим поведением. В процессе выполнения роли ребёнок подчас попадает в ситуации столкновения непосредственных, ситуативных желаний и побуждений, вытекающих из самой игры. Это вызывает к жизни механизм соподчинения мотивов – волю. Именно здесь закладывается и нравственный облик будущего человека: он зависит от того, какие мотивы «победят».

Именно в игре происходит становление элементов произвольного поведения, хотя сама по себе игра является формой непроизвольного поведения. Здесь заключено диалектическое противоречие. Игра – свободный вид деятельности; участие в ней определяется только желанием ребёнка. Ролевая игра доставляет ему огромное удовольствие, но это удовольствие есть особое переживание, связанное с воплощением в действии любимых, привлекательных образов. Если при этом ребёнок преодолевает другие непосредственные желания, то тем самым только усиливается радость от игры. Поэтому выполнение эмоционально привлекательной роли оказывает стимулирующее влияние на выполнение действий, в которых роль находит своё воплощение. Чем привлекательнее роль, тем сильнее контроль за её осуществлением. Именно потому, что игра для ребёнка эмоционально окрашена и непосредственно отвечает его мотивационно-потребностной сфере, в ней зарождаются и закрепляются важные психологические новообразования. Затем они переносятся за пределы игры.

С другой стороны, то, что вводится в жизнь ребёнка непосредственно взрослыми, в игре получает своё развитие и наиболее успешно отрабатывается. Психолог А.В.Запорожец заметил, что возникающий в игре особый план мысленных действий, непосредственно не совпадающий с планом практических действий, к шести годам претерпевает ряд качественных изменений: развивается воображение, появляется способность становиться на другую точку зрения, связанная со сменой и учётом других ролей.

Сюжетно-ролевая игра для дошкольников является школой социального опыта, в которой дети познают характер человеческих взаимоотношений, овладевают опытом их организации. Именно в игре дошкольники знакомятся с правами и обязанностями взрослых людей и начинают стремиться к достижению более привлекательного положения среди окружающих.

Таким образом, основной путь, который проходит дошкольник в своём психическом развитии – от игры к учебной деятельности. Переход от одного вида деятельности к другому постепенен и не имеет чётких границ. В.А. Сухомлинский писал: «Тысячу раз сказано: учение – труд, и его нельзя превращать в игру. Но нельзя поставить китайскую стену между трудом и игрой… В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития…»

К шести годам дети начинают осознавать особенности собственного поведения, сами его оценивают и придают большое значение тем оценкам, которые получают от взрослых и сверстников. Так складывается первоначальная самооценка собственных поступков. Задача взрослых – не допустить неправильной (завышенной или заниженной) самооценки, что очень важно для дальнейшего формирования личности. В самостоятельной и совместной игровой деятельности создаётся детское «общественное мнение» на основе складывающихся у детей собственных нравственных представлений и использования опыта оценки взрослых, дети начинают выбирать среди сверстников образцы для подражания и сравнения.

Современные дети 6-9 лет ( ученики начальной школы) все очень разные. Однако, при наличии бесконечного множества индивидуальных и возрастных различий, сочетания которых создают бесконечное количество неповторимых индивидуальностей, дети одной страны в конкретный период времени, общественного развития характеризуются некоторыми общими чертами, формирующимися под влиянием специфических условий переживаемого периода. Так современные дети стараются проявить самостоятельность и независимость. Младшие школьники по каждому вопросу хотят иметь своё собственное мнение, которое они стараются отстоять. Дети поражают родителей и учителей своими способностями, ранним развитием сообразительности, широтой интересов, удивительной для старшего поколения зрелостью некоторых суждений, оценок и выводов. Это удивляет, радует и одновременно волнует.

Хорошая ориентировка в окружающем, широкие интересы и стремление к активному участию в делах взрослых, которые дети постоянно проявляют, свидетельствуют о раннем нравственном и умственном развитии современных детей. Это ни в коем случае не говорит о том, что высказываемые детьми суждения и выводы бывают всегда правильными. Их взгляды часто наивны и необоснованны, но именно эти наблюдения показывают нам важность всестороннего развития учеников начальной школы. Именно в этом возрасте необходимо продолжать изучать окружающий мир, использование даров природы для украшения своего дома, изготовления подарков, углублять знания о природных материалах, их заготовке и обработке. Ведь с первых дней в школе ребята участвуют в посильном для них общественном труде: они украшают классную комнату, ухаживают за растениями, защищают честь своего коллектива, участвуя в различных соревнованиях и конкурсах. И ребёнок, который может достойно показать свои умения, повышает свою самооценку. Именно в разнообразной общественной деятельности формируется нравственное самосознание ребёнка, его самооценка, уровень притязаний, осознаются возможности свои и своего коллектива. Естественно, что при этом у детей растёт чувство гордости, уверенности в своих силах, возрастает стремление решать всё новые, всё более трудные задачи, участвовать в более значительных и интересных делах, вместе со взрослыми. Возрастает и потребность в самостоятельности, независимости от старших, складывается стремление иметь своё мнение о людях, об делах и поступках. Дети хотят быть самостоятельными в своих делах и оценках, думать и поступать так, как сами считают нужным. Поэтому задача педагога и родителей корректно, ненавязчиво направить развитие ребёнка в нужное русло. Ведь именно раннее стремление к самодеятельности и инициативе (стремление не только казаться, но и быть взрослым), желание узнать как можно больше, узнать причины всех возникающих в окружающей жизни событий и явлений побуждают маленького школьника к самостоятельному поиску ответов на множество , которые его волнуют. Он сам исследует непонятное ему, часто по-детски наивно и по-детски смело. Результаты бывают для него неожиданны, но ставят перед ним новые вопросы, направляют на новые поиски. Именно в этот момент должен прийти педагог — помощник, педагог — соратник, который направит, поможет и попробует вместе с ним найти ответ на вопрос. Ведь чем больше ребёнок задумывается, чем больше действует, тем больше крепнет его уверенность в своём праве на поиск, на пробы, на выдумку.

Задача педагога, работающего с детьми 6-9 лет, состоит в том, чтобы направить свою творческую мысль на поиск и применение таких приёмов и методов педагогического воздействия, которые опирались бы на наиболее сильные стороны формирующейся личности современных детей; на широкий круг их знаний и интересов, на их неуёмную энергию, жизнерадостность, возросшую самостоятельность и творческую активность. Именно при этих условиях педагог сможет достигнуть желаемого результата и управлять сложным и противоречивым процессом становления личности подрастающего человека.

Т.о. на флористических занятиях в студии «Чудо природы», получая экологические знания, дети учатся видеть прекрасное рядом, ценить и понимать природу, учатся пользоваться её дарами, не причиняя ей вреда. Развивая мелкую моторику пальцев, тактильные ощущения, ловкость, внимание и усидчивость, ребята учатся терпению.

Поступив в школу, дети смогут использовать свои знания и умения на различных уроках. Занятия в студии помогут не только усвоению необходимых знаний по естествознанию, труду и изо, но также будут хорошим подспорьем на занятиях литературным и внеклассным чтением.

Проведя анкетирование родителей стало понятно, что занятия в студии не только благоприятно влияют на успеваемость на уроках труда, рисования и природоведения, у многих ребят улучшился почерк, кто-то стал внимательнее и усидчивее, а многие ребята после занятий в студии стараются не скорее сесть за компьютер или телевизор, а посмотреть энциклопедию, чтобы подготовить рассказ к следующему «ЧУДУ ПРИРОДЫ» , а любую свободную минутку дома или на улице использует для сбора материала или изготовления поделок (что способствует всестороннему гармоничному развитию личности). Т.о., занимаясь в студии «Чудо природы», каждый ребёнок имеет возможность к самореализации, развитию личности в условиях свободного выбора различных видов деятельности.

Обращая в образовательном процессе большое внимание на владение различными техниками, никогда нельзя забывать о «духовной» составляющей флористики. Ведь цветы – это не глина, которой можно придать любую форму, а совершенно особенный материал, живой, изначально обладающий выразительностью, которую достаточно лишь умело подчеркнуть. И прежде всего необходимо детей обучить видеть и уважать красоту растений, с которыми они работают: «Нужно как можно больше рассказать им о цветах, потому что цветы – это олицетворение жизни, живые существа, с которыми нужно правильно обращаться. Люди несут ответственность за те растения, с которыми они работают».

Прививая гуманистический взгляд на цветы следующим поколениям, мы закладываем прочный фундамент, на котором флористика вырастет в многогранное искусство. Нельзя упускать и другой немаловажный момент – прикладную роль флористики в нашей жизни. Цветы наиболее прекрасны в естественных условиях, в нашу среду обитания и их нужно умело вписывать, тщательно соблюдая гармонию. Т.о. развитие современной флористики самым теснейшим образом взаимосвязано с общими тенденциями дизайна, популярными стилями и направлениями. «Флористика – искусство, переплетённое с укладом дома и быта человека». Чем раньше ребёнок познакомится с основами флористики, тем прекраснее будет его окружающий мир. Главное – это поиск и разнообразие. Не только в цветах, но и в материалах, аксессуарах, запахах. Это трудно назвать флористикой в чистом виде. Сейчас происходит процесс поиска того, что можно извлечь из цветов, помимо их внешнего вида, находящийся пока на уровне экспериментов и проб. Каждая детская работа – это путешествие в мир прекрасного. А задача педагога сделать это путешествие незабываемым и полезным, ведь «учитель практически не имеет права на ошибку, ибо его слова воспринимаются как истина и запоминаются на всю жизнь….Возможность учить чему-то – большое счастье и большая ответственность одновременно.» Олаф Шрёрс.

ЛИТЕРАТУРА:

Белецкая Л.Б., Боброва К.А. «Флористика». «АСТ Сталкер», Москва, 2004

Бакланова Л.В. «Поделки из природного материала», «Астрель», 2008

Васильев Ю.Р. «Занимательное природоведение», «Омега», Москва, 1997

Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. «Подружись с природой», «Академия развития», Ярославль, 1997

Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». «ВАКО», Москва. 2005

Закон Российской Федерации «Об образовании». «АСТ*Астрель», Москва, 2006

Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование». «Педагогическое общество России», Москва, 2003

Мариничева О.В., Ёлкина Н.В. «Учим детей наблюдать и рассказывать», «Академия развития», Ярославль, 2006

Николаева С.Н. «Любовь к природе воспитываем с детства». «Мозайка-синтез», Москва. 2004

Савенков А.И. «Как научить дошкольника приобретать знания», «Академия развития», Ярославль, 2002

Седлецкая Е.А. «Экологическая мозаика», «АПАРТ», Москва, 1999

Сидорова М.А. «Европейская флористика», «Ниола-Пресс», 2007

«Флористика. Композиции из живых и искусственных цветов», «АРТ-РОДНИК», 2004

Фомина Ю. «Флористика вокруг света», «Ниола 21-й век», 2005

Флористика меняется так стремительно, что стоять на месте невозможно – безнадёжно отстанешь.

Предпочтение нужно простому незатейливому материалу, который позволяет пофантазировать, проявить себя. С простым материалом работать сложнее, чем с необычным, экзотическим, необходимо увидеть его в новом аспекте, в ином неожиданном амплуа.

Возможно экспериментировать с самыми разными формами и техниками, трансформировать материал: видоизменяя его, можно открыть новые формы, фактуры.

Одной из основных составляющих мастерства флориста является умение грамотно преподнести любой материал, раскрыть его красоту и возможности. Простые полевые цветы благодаря искусству мастера становятся более значимыми, представляя огромный совершенный мир, подаренный нам природой. Луговые обитатели – васильки – в лесу не растут, но тем не менее они очень естественно вписываются в композицию из замшелых веток. (с. 18 «Фл. Вокруг…)

С точки зрения многих флористов, простые полевые цветы ни в какое сравнение не идут с современным богатством и изобилием сортов срезочных растений. Тем не менее таящиеся в них неподдельное очарование естественной природы делает их уникальным материалом для композиций. Шар из васильков в обрамлении колосков южного тростника эффектно смотрится на фоне поленницы – этакий «флористический намёк» на наше короткое и не слишком жаркое лето. (с. 18 …)

Мастер даёт увидеть цветы совершенно другим взглядом, по-новому.

Нужно не только видеть материал, материал нужно уметь слушать, понимать, как он себя поведёт. У каждого цветка свой ракурс в композиции, своё лицо.

Составляя букеты и композиции, важно искать предельного выражения сущности материала. Ведь в каждом цветке можно увидеть целую вселенную, самостоятельную сущность и неповторимый характер.

«Флористика – искусство, призванное нести свет и радость, обязательно благостные, положительные эмоции, а потому флорист не имеет права допускать в свои творения собственное плохое настроение, депрессию, отчаяние…» Стас Зубов

Природа – один из главных объектов изобразительного искусства. Вкладывая своё видение мира, создаются основы принципа «творческого союза» человека и природы, который наиболее ярко проявляется в искусстве флористики.

Сейчас во флористике утверждается тенденция, зародившаяся ещё 30-40 лет тому назад, — идея обращения к первозданной природе. Постоянно появляются новые направления и формы флористического искусства. Например, в 1980-е годы широкое распространение получили коллажи из натуральных материалов. В 1990-е для оформления интерьеров стали использоваться металлические подставки с бетонными креплениями или вазы, в которые вместо цветов помещались абстрактные композиции из синтетических компонентов. Флористу приходится учитывать спрос.

Обращая в образовательном процессе большое внимание на владение различными техниками, никогда нельзя забывать о «духовной» составляющей флористики. Ведь цветы – это не глина, которой можно придать любую форму, а совершенно особенный материал, живой, изначально обладающий выразительностью, которую достаточно лишь умело подчеркнуть. И прежде всего необходимо детей обучить видеть и уважать красоту растений, с которыми они работают: «Нужно как можно больше рассказать им о цветах, потому что цветы – это олицетворение жизни, живые существа, с которыми нужно правильно обращаться. Люди несут ответственность за те растения, с которыми они работают».

Прививая гуманистический взгляд на цветы следующим поколениям, мы закладываем прочный фундамент, на котором флористика вырастет в многогранное искусство. Нельзя упускать и другой немаловажный момент – прикладную роль флористики в нашей жизни. Цветы наиболее прекрасны в естественных условиях, в нашу среду обитания и их нужно умело вписывать, тщательно соблюдая гармонию. Т.о. развитие современной флористики самым теснейшим образом взаимосвязано с общими тенденциями дизайна, популярными стилями и направлениями. «Флористика – искусство, переплетённое с укладом дома и быта человека. Надо понимать, что уровень флористики зависит и от развития дизайнерских решений по интерьеру, аксессуарам, мебели. Важнейшая составляющая успеха работы флориста – достижение органичности его композиции в интерьере».

Главное – это поиск и разнообразие. Не только в цветах, но и в материалах, аксессуарах, запахах. Это трудно назвать флористикой в чистом виде. Сейчас происходит процесс поиска того, что можно извлечь из цветов, помимо их внешнего вида, находящийся пока на уровне экспериментов и проб.

«Учитель практически не имеет права на ошибку, ибо его слова воспринимаются как истина и запоминаются на всю жизнь….Возможность учить людей чему-то – большое счастье и большая ответственность одновременно.» Олаф Шрёрс

Каждая работа – это путешествие в мир прекрасного.

«Нельзя недооценивать роль цветов в нашей жизни и ни в коем случае нельзя допускать равнодушного отношения к ним и к людям, ими занимающимся. В жизни человека рано или поздно наступает момент, когда он вдруг понимает, что прекраснее этого творения природы ничего на свете быть просто не может. И для того чтобы это понять, совсем необязательно отправляться куда-то в дальние страны…». Грегор Лерш

Флористические творения находят применение в повседневной жизни. В современных домах можно встретить разнообразные декоративные композиции: праздничные, гастрономические, которые напоминают о содружестве человека и растений.

Создавая совершенно новые формы и произведения, флористы проводят, в некотором роде, эксперимент. Ведь важное значение в творческом процессе – это чувства, которые испытывает флорист во время работы, потому что очень важно уметь не просто следовать намеченному плану. А верить своим ощущениям, слышать то, что подсказывают сами растения.

Если составляющие цепи: растение-животное-человек находятся в гармоническом единстве, жизнь может продолжаться.

Важно, чтобы ученики увидели формы, линии, цвет во всём, что их окружает; почувствовали образ каждого цветка, его характер. Интересно выбирать для занятий не совсем стандартный набор флористических материалов: в композициях с цветами могут соседствовать камень, ракушки, мох.

Питер Хесс (швейцарский флорист) считает, что лучше всего для занятий флористикой подходят места, где природа первозданна, где царят покой и величественность. Всё это помогает ученикам воплощать свои замыслы, черпая вдохновение из самой природы.

«Не работать – творить, не составлять букет, а создавать художественное произведение, делать его единственным в своём роде. Тогда будничная, повседневная работа станет живой, радостной и возвышенной». Питер Хесс

Сегодня довольно часто бывает так, что ребёнок цветок одуванчика видит позже, чем телевизор или компьютер. Названия растений, которые растут во дворе, узнаёт позже, чем имена монстров из иностранных мультиков. Сегодня стало понятно, что восстанавливать утраченные природные богатства намного сложнее, чем внедрять научные изобретения, и человечество стало задумываться – как жить, чтобы природа не страдала? Какие качества личности важно развивать в наших детях? Чем помочь сегодняшним малышам, чтобы они выросли достойными членами современного общества?

Проблемы коснулись почти каждой семьи: участились болезни суставов – ведь наши дети начинают пользоваться клавиатурой раньше, чем лепить из пластилина и рисовать – нетренированные детские пальчики устают и начинают болеть от кнопок. «Помолодели» глазные болезни: зрение портится раньше, чем дети учатся читать и писать. Бывает очень сложно отвлечь ребёнка от экрана телевизора или компьютера, от коробочки с электронной игрой.

Но нельзя говорить лишь о том, что техника вредна. Просто всему своё время! А в возрасте 5-7 лет нужно научить детей наблюдать, анализировать и просто любить природу. Ведь большинство открытий и изобретений были сделаны на основе наблюдений за природой.

Жаль, что сегодня наши дети не любят читать книги, а со сказочными героями знакомятся чаще по мультфильмам. Им интересен виртуальный мир, а не реальный – окружающий. Важно научить их замечать и ценить окружающую природную красоту. Чтобы маленький человечек понял и ощутил, что в природе всё так интересно и увлекательно, всё взаимосвязано, как в чудесной сказке и он, маленький человек, — часть этой сказки, этого чуда.

Именно сегодня возникла необходимость воспитывать поколение, которое не только бы знало, что такое загрязнения окружающей среды и как они влияют на здоровье человека, на состояние живой природы, но и эти знания стали бы для них побудительным мотивом экологически целесообразного поведения, их жизненным смыслом. Вряд ли мы встретим сегодня человека, который бы не слышал слово «экология», но далеко не всем оно понятно. А значение этого слова простое и близкое каждому: « экология – наука о доме».

Дом есть не только у человека, дом есть у каждого живого организма. Дома всем хорошо. Дом – это защита от врагов, дома есть пища и вода, поэтому все стремятся в свой дом. Поэтому нужно не только научить детей любить и оберегать свой дом, но и окружающую его среду, ведь это тоже чьи-то дома, где живут дети и родители пусть очень маленькие, а иногда даже незаметные, но очень нам нужные.

Родители сегодняшних дошколят стараются всесторонне развивать своих малышей. Но важно, чтобы к сроку обучения в школе, дети не утрачивали энтузиазма к познанию. Ведь жажда открытий, присущая детскому мозгу в определённое время, совпадает с лёгкостью усвоения, которая затем может исчезнуть, если перегрузить ребёнка в дошкольный период. Ведь очень часто, занимаясь в различных кружках, даже не хватает времени на прогулку. А занимаясь в студии «ЧУДО ПРИРОДЫ» прогулка является необходимым домашним заданием, т.к. нужно разглядеть листья на деревьях и кустарниках, жучков на травинках, бабочек на цветах, посчитать сосульки и собрать веточки для поделки. И делать это нужно, не мельком, пробегая по делам, а очень внимательно. Ведь ребёнок, придя на занятие, будет как скульптор, как художник создавать то чудо, которое он не просто увидел, а внимательно рассмотрел. Но перед этим он расскажет о прекрасном друзьям.

С раннего возраста дети должны задумываться о своей роли в окружающем мире. Начиная с малого: почему сегодня вытоптана клумба, на газоне мусор, а ветки кустарника около подъезда кто-то сломал и бросил здесь же. Как надо поступать, чтобы уберечь родную природу и мир был сказочно красив.

На занятиях, получая экологические знания, дети будут учиться видеть прекрасное рядом, ценить и понимать природу, научатся пользоваться её дарами, не причиняя ей вреда. Развивая мелкую моторику пальцев, тактильные ощущения, ловкость, внимание и усидчивость, ребята научатся терпению.

Поступив в школу, дети смогут использовать свои знания и умения на различных уроках. Занятия в студии помогут не только усвоению необходимых знаний по естествознанию, труду и изо, но также будут хорошим подспорьем на занятиях литературным и внеклассным чтением.

Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми центрами и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов.

Учёные, изучающие деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Уровень развития речи детей напрямую зависит от того, как сформированы тонкие движения пальцев. Выявлена закономерность: если развитие движения пальцев соответствует возрасту ребёнка, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если пальцы развиты недостаточно, то задерживается и речевое

развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Формирование речевых областей мозга совершенствуется под влиянием импульсов от пальцев рук. Стимулировать речевое развитие рекомендуется путём активных движений пальцев.

Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют ребёнка думать. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга.

Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений – это развитие практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения. Многие поделки ребёнок рассматривает сам, чтобы понять как это сделано и затем искать пути достижения цели. Одни поделки надо как бы зрительно сфотографировать и точно повторить. Однако в большинстве заданий ребёнку показан принцип работы: посмотри как можно сделать, и предложи свой путь (измени сюжет, выбери другой материал т т.д.). При этом активно работает воображение.

Чередуя игровые занятия с серьёзной работой над своими художественными произведениями, дети подготовятся к обучению в школе. Ведь в дошкольном возрасте для детей учение должно быть игрой, которую нужно прекращать прежде, чем ребёнок устанет от неё. И нельзя забывать слова мудреца: «Ребёнок – это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь».

Сегодня, когда школы готовы принимать детей, достигших 6,5 лет, очень важно правильно подготовить ребёнка к школьному обучению. Итак, перед нами ребёнок дошкольного возраста. Это уже не малыш, требующий постоянного внимания и заботы взрослых, но ещё не самостоятельный ученик с устойчивыми навыками организованной деятельности. Оценивая этот этап психического развития ребёнка, нужно сказать, что именно в дошкольном возрасте происходит выраженная перестройка в общем развитии детей, что даёт основания выделять этот этап как особый и переломный.

В этом возрасте интенсивно развиваются все физиологические системы организма дошкольника: сердечно-сосудистая, дыхательная, опорно-двигательный аппарат, эндокринные железы и т.д.

Дошкольник стоит на рубеже между сегодняшней беззаботной жизнью и школьной, которая требует от ребёнка ответственного отношения к учению как серьёзной обязанностью перед обществом.

Именно в это время происходит интенсивное накопление и наращивание тех необходимых психологических новообразований, которые обеспечивают скачок от одной качественной формы жизни ребёнка к другой, от в основном непроизвольного поведения – к произвольному. Естественно, что этот скачок не может произойти мгновенно, и его подготовка должна проходить в «недрах» дошкольной жизни.

Возрастающая произвольность поведения дошкольника проявляется и в таких психических процессах, как восприятие, внимание, память, мышление, воображение, что оказывает существенное влияние на познавательную деятельность. Дети, хотя ещё и в ограниченных пределах, овладевают способностью целенаправленного и достаточно длительного наблюдения предметов и явлений живой и неживой природы.

Формируются новые и важные сенсорные способности: умение определять параметры предметов (длину, ширину, высоту, толщину), умение правильно оценивать абсолютные и относительные размеры предметов, их объём, вес и пропорции, овладение ориентировкой в пространстве и во времени, видение перспективных отношений в рисунках и т.д. Совершенствуется слуховое восприятие и, прежде всего фонематический слух. Дети хорошо различают все звуки родной речи, могут их правильно выделять в словах, безошибочно произносить, меняя громкость и темп речи и используя средства интонационной выразительности. Дети шести лет намного реже, чем пятилетние допускают ошибки в согласовании слов, использовании предлогов и в падежных окончаниях. Увеличивается словарный запас. На вопросы дошкольники отвечают развёрнуто, умеют составить рассказ по картинке, содержательно и связно пересказать сказку.

Улучшаются музыкальный слух и чувство ритма. В 5-6 лет дети могут воспринимать и правильно интонационно воспроизводить мелодии в пении и игре на детских музыкальных инструментах. Развиваются художественно-творческие способности, проявляющиеся и в других видах художественной и продуктивной деятельности – рисовании, лепке, конструировании.

Дошкольное детство, по мнению педагогов и психологов, является таким возрастным периодом, когда активно формируются основы мировоззрения ребёнка: его отношение к себе, другим людям, окружающему миру. Поэтому именно в этом возрасте важно создать условия для развития у детей понимания того, что в природе всё взаимосвязано. Как раз в дошкольном возрасте, когда ребёнок впервые приобщается к миру природы, богатству и разнообразию её красок и форм, необходимо формировать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к живому миру вокруг нас, частицей которого мы являемся.

Дошкольное детство – это период развития ребёнка, в который начинает складываться его эмоциональная сфера. Необходимо найти баланс между некоторыми знаниями о природе и формированием эмоционального отношения к ней.

В возрасте 5-6 лет у ребёнка резко расширяется сфера познавательных интересов. Ребёнка интересует не только предметная сторона, но и связи и отношения предметов и явлений большого мира. Период дошкольного детства характеризуется тем, что у ребёнка развиваются синтетические формы восприятия пространства и времени, наглядно-образное мышление, творческое воображение, формирование которых в большей степени зависит от условий его жизни и воспитания. В процессе игровой и практической деятельности ребёнка в форме наглядных образов для него открываются не только внешняя видимость явлений природы, но и простейшие причинные и функциональные связи между ними. Таким образом, у ребёнка начинают складываться такие формы чувственного познания природы, которые важны не только для настоящего периода его развития, но и для будущей его жизни.

Дошкольное детство — этап, который очень важен в общем психическом развитии личности. В этом периоде ребёнок приобретает знания, накопленные человечеством. От того, как начнётся такое обучение, во всей последующей жизни человека будет зависеть очень многое. Именно поэтому переход от дошкольного детства к школьному – один из самых ответственных этапов человеческой жизни. Задача всех взрослых – педагогов, психологов, медиков, родителей – обеспечить условия для всестороннего развития и полноценной подготовки дошкольника к обучению в школе.

Для того чтобы ответить на вопрос: где и как происходит формирование элементов произвольного поведения необходимо проанализировать ведущую деятельность дошкольника – игру. Именно в дошкольном возрасте игра достигает максимального развития и обретает ряд форм, среди которых выделяются сюжетно-ролевые игры и игры с правилами. Принятие правил и следование им, принятие роли и последовательное осуществление её требует от ребёнка сознательного управления своим поведением. В процессе выполнения роли ребёнок подчас попадает в ситуации столкновения непосредственных, ситуативных желаний и побуждений, вытекающих из самой игры. Это вызывает к жизни механизм соподчинения мотивов – волю. Именно здесь закладывается и нравственный облик будущего человека: он зависит от того, какие мотивы «победят».

Именно в игре происходит становление элементов произвольного поведения, хотя сама по себе игра является формой непроизвольного поведения. Здесь заключено диалектическое противоречие. Игра – свободный вид деятельности; участие в ней определяется только желанием ребёнка. Ролевая игра доставляет ему огромное удовольствие, но это удовольствие есть особое переживание, связанное с воплощением в действии любимых, привлекательных образов. Если при этом ребёнок преодолевает другие непосредственные желания, то тем самым только усиливается радость от игры. Поэтому выполнение эмоционально привлекательной роли оказывает стимулирующее влияние на выполнение действий, в которых роль находит своё воплощение. Чем привлекательнее роль, тем сильнее контроль за её осуществлением. Именно потому, что игра для ребёнка эмоционально окрашена и непосредственно отвечает

его мотивационно-потребностной сфере, в ней зарождаются и закрепляются важные психологические новообразования. Затем они переносятся за пределы игры.

С другой стороны, то, что вводится в жизнь ребёнка непосредственно взрослыми, в игре получает своё развитие и наиболее успешно отрабатывается. Психолог А.В.Запорожец заметил, что возникающий в игре особый план мысленных действий, непосредственно не совпадающий с планом практических действий, к шести годам претерпевает ряд качественных изменений: развивается воображение, появляется способность становиться на другую точку зрения, связанная со сменой и учётом других ролей.

Сюжетно-ролевая игра для дошкольников является школой социального опыта, в которой дети познают характер человеческих взаимоотношений, овладевают опытом их организации. Именно в игре дошкольники знакомятся с правами и обязанностями взрослых людей и начинают стремиться к достижению более привлекательного положения среди окружающих.

Таким образом, основной путь, который проходит дошкольник в своём психическом развитии – от игры к учебной деятельности. Переход от одного вида деятельности к другому постепенен и не имеет чётких границ. В.А. Сухомлинский писал: «Тысячу раз сказано: учение – труд, и его нельзя превращать в игру. Но нельзя поставить китайскую стену между трудом и игрой… В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития…»

К шести годам дети начинают осознавать особенности собственного поведения, сами его оценивают и придают большое значение тем оценкам, которые получают от взрослых и сверстников. Так складывается первоначальная самооценка собственных поступков. Задача взрослых – не допустить неправильной (завышенной или заниженной) самооценки, что очень важно для дальнейшего формирования личности. В самостоятельной и совместной игровой деятельности создаётся детское «общественное мнение» на основе складывающихся у детей собственных нравственных представлений и использования опыта оценки взрослых, дети начинают выбирать среди сверстников образцы для подражания и сравнения.

Современные дети 6-9 лет ( ученики начальной школы) все очень разные. Однако, при наличии бесконечного множества индивидуальных и возрастных различий, сочетания которых создают бесконечное количество неповторимых индивидуальностей, дети одной страны в конкретный период времени, общественного развития характеризуются некоторыми общими чертами, формирующимися под влиянием специфических условий переживаемого периода. Так современные дети стараются проявить самостоятельность и независимость. Младшие школьники по каждому вопросу хотят иметь своё собственное мнение, которое они стараются отстоять. Дети поражают родителей и учителей своими способностями, ранним развитием сообразительности, широтой интересов, удивительной для старшего поколения зрелостью некоторых суждений, оценок и выводов. Это удивляет, радует и одновременно волнует.

Хорошая ориентировка в окружающем, широкие интересы и стремление к активному участию в делах взрослых, которые дети постоянно проявляют, свидетельствуют о раннем нравственном и умственном развитии современных детей. Это ни в коем случае не говорит о том, что высказываемые детьми суждения и выводы бывают всегда правильными. Их взгляды часто наивны и необоснованны, но именно эти наблюдения показывают нам важность всестороннего развития учеников начальной школы. Именно в этом возрасте необходимо продолжать изучать окружающий мир, использование даров природы для украшения своего дома, изготовления подарков, углублять знания о природных материалах, их заготовке и обработке. Ведь с первых дней в школе ребята участвуют в посильном для них общественном труде: они украшают классную комнату, ухаживают за растениями, защищают честь своего коллектива, участвуя в различных соревнованиях и конкурсах. И ребёнок, который может достойно показать свои умения, повышает свою самооценку. Ведь именно в разнообразной общественной деятельности формируется нравственное самосознание ребёнка, его самооценка, уровень притязаний, осознаются возможности свои и своего коллектива. Естественно, что при этом у детей растёт чувство гордости, уверенности в своих силах, возрастает стремление решать всё новые, всё более трудные задачи, участвовать в более значительных и интересных делах, вместе со взрослыми. Возрастает и потребность в самостоятельности, независимости от старших, складывается стремление иметь своё мнение о людях, об делах и поступках. Дети хотят быть самостоятельными в своих делах и оценках, думать и поступать так, как сами считают нужным. Поэтому задача педагога и родителей корректно, ненавязчиво направить развитие ребёнка в нужное русло. Ведь именно раннее стремление к самодеятельности и инициативе (стремление не только казаться, но и быть взрослым), желание узнать как можно больше, узнать причины всех возникающих в окружающей жизни событий и явлений побуждают маленького школьника к самостоятельному поиску ответов на множество , которые его волнуют. Он сам исследует непонятное ему, часто по-детски наивно и по-детски смело. Результаты бывают для него неожиданны, но ставят перед ним новые вопросы, направляют на новые поиски. Именно в этот момент должен прийти педагог — помощник, педагог — соратник, который направит, поможет и попробует вместе с ним найти ответ на вопрос. Ведь чем больше ребёнок задумывается, чем больше действует, тем больше крепнет его уверенность в своём праве на поиск, на пробы, на выдумку.

Задача педагога, работающего с детьми 6-9 лет, состоит в том, чтобы направить свою творческую мысль на поиск и применение таких приёмов и методов педагогического воздействия, которые опирались бы на наиболее сильные стороны формирующейся личности современных детей; на широкий круг их знаний и интересов, на их неуёмную энергию, жизнерадостность, возросшую самостоятельность и творческую активность. Именно при этих условиях педагог сможет достигнуть желаемого результата и управлять сложным и противоречивым процессом становления личности подрастающего человека.

На занятиях дети учатся видеть прекрасное рядом, любить природу, пользоваться её дарами (листьями, семенами, веточками и т.д.), не причиняя ей вреда. Развивая мелкую моторику пальцев, тактильные ощущения, ловкость, внимание и усидчивость, учиться терпению.

~ PAGE \* MERGEFORMAT 8 ~