Реферат по теме «Социальная адаптация подростков, выросших в дет

Реферат по теме

«Социальная адаптация подростков, выросших в детских домах»

Ярославцева Юлия

9 «А» класс Гимназии №1505

Москва, 2013 год.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1……………………………………………………………………….6

Глава 2……………………………………………………………………..10

Заключение………………………………………………………………..15

Введение

Актуальность:

Всем известно, что в последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. О чём свидетельствуют статистические данные, представленные в ежегодных государственных докладах «О положении детей в Российской Федерации». Причём лишь небольшое число этих детей остались без попечения в результате смерти их родителей. Остальные относятся к явлению так называемого «социального сиротства», то есть являются сиротами при живых родителях, и число их растёт катастрофически. Это вызвано продолжающимся ухудшением жизни российской семьи, её нравственных устоев и, как следствие, изменением отношения к детям. Неутешительна статистика о тех, кто вырастает и покидает детские дома и интернаты. Ежегодно десятки тысяч сирот выходят из сиротских учреждений в самостоятельную жизнь, и большинство из них плохо адаптируются к такой жизни. В результате — безработица, нищета, преступность, становятся алкоголиками или наркоманами, кончают жизнь самоубийством. И только 10% удаётся адаптироваться в обществе. Общество в их лице теряет полноценную смену поколений и «испытывает» проблемы с их поведением.

Объект:

Социальная адаптация подростков, выросших в детских домах.

Предмет:

Особенности социальной адаптации подростков, выросших в детских домах.

Цель:

Выявление особенностей социальной адаптации подростков, выросших в детских домах.

Задачи:

1.Раскрыть сущность понятий: дети-сироты, социальные сироты, адаптация, социальная адаптация.

2.Проанализировать особенности социальной адаптации подростков, выросших в детских домах

3.Дать характеристику подростков, выросших в детских домах.

4.На основании результатов работы сделать вывод об особенностях социальной адаптации.

Гипотеза:

Если сформировать у подростков, оставшихся без попечения родителей «образ жизни, достойного человека», то социальная адаптация будет иметь положительную динамику.

Практическая значимость:

Работа позволит сформировать особое отношение к детям, выросшим в детских домах, понять их отличительные особенности и в будущем помогать им адаптироваться в современном мире/обществе.

Литература:

1. Социальная психология (2005 год). Штинова Г.Н. Галагузова М.А.

2. Психологическое развитие воспитанников детского дома. (1990) Дубровина И.В. Рузская А.Г.

3. Социальная адаптация детей-сирот. Современные перспективы в условиях рынка. (1992) Дементьева И.Ф.

4. Преодоление трудностей социализации детей-сирот. Учебное пособие. (1997) Байбородова, Жедунова, Посысоев.

5. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. Владимир Ромек.

6. Тренинг для подростков. Профилактика асоциального поведения. Г.Г.Макартычева.

Глава 1

Для начала следует дать определение понятию адаптации. Итак, адаптация — это (от латинского adaptare – приспособлять) – процесс приспособления живого организма к окружающим условиям.

Что же тогда означает понятие “социальная адаптация”? Существует несколько определений:

1. Процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств.

2. Приведение индивидуального и группового поведения в соответствие с господствующей в данном обществе, классе, социальной группе системой норм и ценностей. Осуществляется в процессе социализации, а также с помощью механизмов социального контроля, включающих меры общественного и государственного принуждения.

3. Процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; результат гармонизации отношений субъекта и социальной среды (от латинского слова adaptatio).

4. Процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Процесс социальной адаптации изучается в трех структурных уровнях:

1. общество (макросреда);

2. социальные группы (микросреда);

3. сам индивид (внутриличностная адаптация).

Структура-общество (макросреда) – этот уровень выделяет процесс социальной адаптации личности в социально-экономическом, политическом, духовном развитии общества.

Структура-социальная группа (микросреда) – изучение этого процесса позволяет выявить причины конфликта индивида с социальной группой (трудовой коллектив, семья), поставить правильный социальный диагноз и разрешить проблему.

Структура-индивидуальная (внутриличностная) адаптация – стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции и ее оценки с позиции других индивидов. Неумение адаптировать себя в новом коллективе может привести к конфликтным ситуациям, разрушить ценностные ориентации.

Система социальной адаптации включает:

1. Производственную адаптацию (фактор социальной адаптации, при котором в индивиде постоянно мобилизуются социально-психологические, биофизиологические стороны развития).

2. Бытовую адаптацию (решает различные аспекты в формировании определенных навыков, установок, привычек, направленных к распорядку, традициям, существующим отношениям между людьми в коллективе, в группе вне связи со сферой производственной деятельности; охватывает различные отношения, складывающиеся в семье, с родственниками, соседями, знакомыми).

3. Досуговую адаптацию (формирование установок, способностей к удовлетворению эстетических переживаний, стремление к поддержанию здоровья, физического совершенства).

Процесс социальной адаптации воспитанников детских домов имеет свои особенности и состоит из нескольких этапов:

Первый этап – подготовительный. Он протекает до момента включения воспитанника в социальную группу и связан с определением его статуса, проведением социальной диагностики, предполагающей ознакомление с его личностными особенностями.

Второй этап – включение в социальную группу, предполагающее помощь новому воспитаннику в адаптации к реальным условиям учреждения.

Третий этап – усвоение социально полезных ролей через участие в социальной деятельности, приобретение нового социального опыта, знаний, умений и навыков.

Четвертый этап – устойчивая социально – психологическая адаптированность, характеризующаяся способностью разрешить любую проблемную ситуацию, возникающую в естественных условиях социальной среды.

Темой моего исследования является социальная адаптация подростков, выросших в детских домах. Приближаясь к данной теме, следует дать определение понятию “социальная адаптация детей”, что означает процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а так же процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы.

Социальная адаптация осуществляется путем усвоения норм и ценностей данного общества. Основные проявления социальной адаптации – взаимодействие человека с окружающим миром и его активная деятельность. Важнейшим средством достижения социальной адаптации являются общее образование и воспитание, трудовая и профессиональная подготовка. Процесс социальной адаптации проходит каждый человек в ходе своего индивидуального развития и профессионально трудового становления.

На сегодняшний день Россия занимает первое место среди стран по числу детей, находящихся на воспитании в детских домах. Кто такие дети-сироты в современной России? Это дети в возрасте до 18 лет, лишившиеся одного или обоих родителей в связи со смертью последних.

Но это только юридическая формулировка. Фактически, большинство детей, проживающих в детских домах, это те дети, родители которых лишены родительских прав.

Если раньше дети становились сиротами и попадали в детские дома ввиду гибели родителей во время военных действий, то сейчас в детские дома попадают дети, принадлежащие к нескольким категориям:

1. Дети, имеющие родителей, но проживающие в детском доме или посещающие его, что обусловлено необходимостью их лечения и реабилитации.

2. Дети, в младенчестве оставленные родителями в роддоме или в больнице. Жизненный сценарий такого ребенка достаточно стандартен и включает в себя последовательные этапы: роддом, больница, Дом ребенка, дошкольный детский дом, детский дом либо интернат для детей школьного возраста.

3. Дети, родители которых лишены родительских прав, находятся в местах заключения либо по иным причинам не могут выполнять свои обязанности (например, страдают психическими заболеваниями). Иногда в детдом принимают детей из многодетных неблагополучных семей или от одиноких матерей. Как правило, это относится к специализированным дошкольным детским домам и школам-интернатам, когда дети нуждаются в лечении. Дети, относящиеся к этой категории, поступают из семей, из социальных приютов по направлению органов опеки. Эти дети попадают в детские дома в разном возрасте: от 3-4 до 15 лет.

4. Дети — физические сироты. Эта категория относительно невелика, доминируют социальные сироты. Так, в детдоме №4 Москвы из 100 воспитанников только 17 — физические сироты.

К сожалению, эти причины попадания детей в детские дома характерны именно для Российской Федерации. Например, в республиках Закавказья детских домов практически нет, а дети, оставшиеся без родителей, воспитываются родственниками.

Таким образом, мы рассмотрели различные категории воспитанников детских домов, раскрыли понятия «адаптация» и «социальная адаптация». Выяснили, что целью социальной адаптации является воспитание у ребенка чувства долга, социальной защищенности и подготовка к будущей взрослой жизни. При этом, основной миссией детского дома является подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в современном обществе, но, к сожалению, в настоящее время уровень этой подготовки является недостаточным. От того, насколько воспитатели детского дома сумеют подготовить подростков к этой самостоятельной жизни, и будет зависеть успешность их дальнейшего жизненного пути.

Глава 2

В данной главе я выявлю особенности адаптации детей, выросших в детских домах, охарактеризую их, а также раскрою причины их отличительных особенностей от других детей.

Для начала следует выделить основные причины, которые способствуют распространенности сиротства:

Рост числа детей, рождающихся вне брака

Социальная дезорганизация семей

Материальные и жилищные трудности родителей

Нездоровые отношения между родителями.

Можно заметить, что почти все причины состоят в ошибках родителей, в их несоответствующем поведении, а также в отношениях с детьми.

Сиротство как фактор разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, с миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального развития.

У большинства детей развиваются чувства тревоги и неуверенности в себе, исчезает заинтересованное отношение к миру. Ухудшаются эмоциональная регуляция, эмоционально-познавательные взаимодействия и, как результат, тормозится интеллектуальное развитие.

Помимо задержек интеллектуального развития формируется комплекс сложных нарушений эмоционального развития: обеднение эмоциональных проявлений, затруднение в общении, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству, нарастание пассивности, быстрая утрата побудительных мотивов.

Последствия сиротства очень тяжелы для детей:

— глубокие и часто необратимые воздействия на здоровье и психику, приобретенные еще до официальной констатации потери семьи;

— аномальное внутриутробное развитие в процессе нежеланной беременности;

— отрицательный социальный опыт в период раннего и дошкольного детства.

Дети, лишенные родительской опеки, обнаруживают заметное отставание от социально-возрастных нормативов на протяжении всей жизни. Для них характерно следующее:

— эмоциональная поверхностность;

— низкая способность к фантазированию;

— «прилипчивость»;

— высокая агрессивность;

— жестокость;

— инфантильная безответственность и др

Подростки характеризуются особым процессом социализации. Для них характерны следующие специфические особенности:- неумение общаться с людьми вне учреждения, трудности установления контактов со взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них;- нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать других, принимать их, опора только на свои желания и чувства;- низкий уровень социального интеллекта, что мешает понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им;- слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, безразличие к судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь, чувство ревности к ним;- потребительская психология в отношениях к близким, государству, обществу;- неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержка с их стороны;- отсутствие волевой сферы, целеустремленности, направленной на будущую жизнь; чаще всего целеустремленность проявляется лишь в достижении ближайшей цели: получить желаемое, привлекательное;- несформированность жизненных планов, жизненных ценностей, потребность в удовлетворении только самых насущных потребностей ( еда, одежда, жилище, развлечения );- низкая социальная активность, желание быть незаметным, не привлекать к себе внимания;- склонность к аддитивному (саморазрушающему) поведению – злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами, обычно без признаков зависимости (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных веществ); это может служить своеобразной регрессивной формой психологической защиты. Подростки стоят на пороге самостоятельной жизни, к которой они не считают себя готовыми. С одной стороны, они хотят жить самостоятельно, отдельно, быть независимыми ни от кого, а с другой боятся этой самостоятельности, так как понимают, что без поддержки родителей, родственников им не выжить, а на нее они рассчитывать не могут. Это двойственность чувств и желаний приводит к неудовлетворенности своей жизнью и собой.

У подростков, воспитывающихся в семье и интернате, на первое место выступают различия в становлении личности. Это обнаруживается и в особенностях образа «Я» (в отношении к себе и представлении о себе), и в характере намерений, стремлений, желаний подростков, в особенностях формирования психологического пола и во многом другом. Подростка, воспитывающегося в интернате, характеризуют особая внутренняя позиция, выражающаяся в слабой ориентированности на будущее, связанности с актуальной, конкретной жизнедеятельностью; конфликтность системы требований, предъявляемых к мужественности и женственности; ориентированность в отношении к себе на оценку окружающих, а не на собственную самооценку (как это отмечается у подростков из семьи); размытость и неясность содержания образа «Я», особенно в представлении о своих увлечениях, ценность контроля со стороны и т. п. Образ «Я» развивается у подростков из интерната медленнее и иначе, чем у их ровесников из семьи. В общении воспитанников интерната со взрослым слабо представлены интимно-личностные контакты, а со сверстником — малая избирательность отношений.

Особенности социальной адаптации воспитанников детского дома.

Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых разных факторов.

Основной фактор проблемы социальной адаптации подростков из детского дома – материнская депривация, т.е. отсутствие тесных и стойких эмоциональных связей с матерью (или другим взрослым, заменяющим мать). Дети-сироты пережившие негативный опыт материнской депривации характеризуются общими признаками, определяющими весь жизненный путь – базового недоверия к миру. Именно поэтому следует применять к детям-сиротам как можно больше материнских чувств (неважно с чьей стороны) с момента попадания в детский дом, или же с момента рождения ребенка, чтобы сформировать у него нужное отношение к современному обществу и к жизни в нем. Ведь у детей, оторванных от родителей, снижается общий психический тонус, нарушаются процессы саморегуляции, доминирует плохое настроение.

Один из главных элементов эффективной социальной адаптации подростков — их подготовленность к созданию собственной семьи, к объективным трудностям супружества. Социологи придают большое значение родительской семье как образцу поведения. Статистически показано непосредственное влияние благополучия семьи родителей на успешность брака детей. Известно, что молодожены из неполных семей легче, чем из полных, идут на разрыв супружеских отношений. По-видимому, дети-сироты, не имевшие перед глазами позитивного примера родительских отношений, не помнящие своей семьи, не смогут в будущем успешно преодолевать супружеские конфликты и трудности взаимного приспособления. Более того, они часто испытывают страх перед этим важным жизненным шагом и стремятся не делать его по возможности дольше. Издержки детдомовского воспитания во многом сказываются на психологическом самочувствии подростка, развивая в нем комплекс неполноценности. Еще одно социальное пространство, в рамках которого ребенок-сирота занимается самотворчеством, выражая свои личностные интересы и стремления, — это сфера досуга. Подростковый возраст — время активного формирования индивидуального мировоззрения, нравственных, эстетических и иных принципов, пора накопления информации. И если в общеобразовательной школе подростка рассматривают как пассивный объект воздействия, то все остальные формы познания осуществляются им самостоятельно, в процессе активного творческого освоения окружающей действительности.

Среди основных видов досуга подростков-выпускников сиротских учреждений можно назвать следующие: домашние дела (65%), посещение кинотеатров (47%), просмотр телевизионных передач (41%), посещение друзей, родственников (31%), занятия спортом (16%), прием гостей (13%), дискотека (11%). Любопытно, что 17% опрошенных в свободное время предпочитают спать. Что касается основных видов досуговых занятий школьников, то 64% слушают музыкальные записи, 62% ходят в гости к друзьям, 58% гуляют с ними по улицам, 50% смотрят телевизор, 41% ходит в кино, 37% занимаются спортом, 20% посещают дискотеку.Совершенно очевидно, что для школьников характерна большая активность в сфере досуга. Полноценная досуговая деятельность позволяет сформировать такие личностные качества, как инициативность, избирательность, самостоятельность в принятии решений. В процессе досуга формируются духовность, внутренняя культура, эстетическое мировоззрение.

Сироты, использующие свободное время преимущественно для домашних дел, обедняют свою жизнь. В их досуговом поведении наблюдается приоритет пассивных форм над активными. Напрашивается неутешительный вывод: сирота, как самообразующая личность, в сфере досуга себя не реализует. Объективная причина такого положения обусловлена жесткой регламентацией распорядка дня детского дома. В процессе формирования личности сирота следует определенным образцам поведения. Исследователи отмечают, что для ребенка первыми и наиболее устойчивыми образцами поведения являются родители. Лишенные этого стандарта поведения, сироты вынуждены ориентироваться на официально принятые нормативы, которые нередко носят условный характер.

Заключение

Проведя работу по исследованию социальной адаптации подростков-воспитанников детских домов, я выяснила и изучила ряд факторов, играющих важную роль в этом вопросе. Так, например, сравнительные характеристики школьников, воспитывающихся в семьях и ребят, оставшихся без попечения родителей, дали ожидаемые результаты. И еще раз показали, какую важную роль семья, родители занимают в социализации детей.

Государственное финансирование детских домов, спонсорская помощь, наличие современного оборудования и опытный персонал в детских домах в меньшей степени влияют на мотивацию подростков к личностному росту, приобретение ими навыков, так необходимых в современном мире. Может поэтому, выпускники детских домов, получив отдельное жилье, не стремятся начать самостоятельную жизнь, а, объединившись в группы со своими товарищами, продолжают совместное проживание и ведение общего хозяйства, получая доход от сдаваемого жилья.

Возможно, наличие специализированных мастерских для старшеклассников в детских домах, профориентация, приобретение таких специальностей, как секретарь, водитель, т.е. востребованных на рынке труда, позволили бы подросткам, по окончании школы, иметь не только образование, но и профессию. А практика на различных предприятиях города с 16 до 18 лет способствовала бы социальной адаптации ребят в коллективах, на рабочих местах.

Я думаю, что реальное общение со сверстниками из обычных школ на спортивных соревнованиях, в трудовых лагерях, на выездных мастерских помогло бы подросткам из детских домов не просто найти новых друзей, но и дало бы возможность реализовать себя, увидеть «другой мир», понять огромные перспективы, открывающиеся (при желании) перед молодыми людьми.

Ученики нашей педагогической гимназии-лаборатории могли бы помочь ребятам из детских домов в социальной адаптации: приглашать на спектакли нашей театральной студии, брать в летние лагеря, проводить соревнования по футболу/волейболу, организовывать совместные бизнес-игры. Уверенна, что такое общение будет взаимно полезным и обогатит внутренний мир ребят, растущих без родителей. Возможно, у них появятся новые формы досуга, хобби, да и просто появятся новые друзья.

Я понимаю, насколько важна тема социальной адаптации выпускников детских домов, поскольку на сегодняшний день, к сожалению, еще очень большое количество детей остается на попечении государства, т.е. не имеет семьи. Я надеюсь, что я смогу и в дальнейшем продолжить работу над этой темой, на практике подтвердить различные способы и методы социализации в конкретном детском доме г. Москвы.

Сайт «Человек и общество». – Электр. Данные. – М., 2004. – Режим Доступа: HYPERLINK «http://www.sociys.ru/soc88.htm»http://www.sociys.ru/soc88.htm, свободный. – Загл. С экрана. – Данные соответствуют 21.03.13.

Яковлев А. М., Преступность и социальная психология, М., 1971; Человек и общество. Проблемы социализации индивида, Л., 1971 (Ученые записки НИИ комплексных социальных исследований, в. 9).

Сайт «Социальная работа». – Электр. Данные. – М., 2007. – Режим Доступа: HYPERLINK «http://soc-work.ru/article/843»http://soc-work.ru/article/843, свободный. – Загл. С экрана. – Данные соответствуют 25.03.13.

Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с.

Карнеги Д. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. – М., 1989.

Константин Южанинов. Социально-психологические проблемы сиротства и стратегия помощи. Исследовательский проект. – М., 1993.

Байбородова, Жедунова, Посысоев. Преодоление трудностей социализации детей-сирот. Учебное пособие. – М., 1997.

Олиференко Л.Я. и др. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: М. – 2002. С.66-80.

Дубровина И.В. Рузская А.Г. Психологическое развитие воспитанников детского дома. – М., 1990.

Дементьева И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот. Современные перспективы в условиях рынка. – М., 1992.

PAGE \* MERGEFORMAT15





Внимание, только СЕГОДНЯ!