Реферат по русскому языку на тему «Устная и письменная речь»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Гришино — Слободская средняя общеобразовательная школа

Реферат по русскому языку

на тему:

« Устная и письменная речь»

Выполнила:

Хвалова Маргарита,

ученица 10 класса

2012 год

Содержание

Введение. ————————————————————————— —3

1. Особенности языка и речи. —————————————— ——— 4

1.1. Лингвистические уровни устной речи——— ——————— 5

2. Общая характеристика форм речи————————————— —- 9

2.1. Из истории происхождения речи.———————————— 10

2.2. Речь и ее психологические особенности—————————- 11

3. Устная речь.——————————————————————— 13

4. Письменная речь ————————————————————- 17

4.1. Из истории письма.——————————————————-19

4.2. Лексико – грамматический уровень письменной речи.———- 21

5. Культура устной и письменной речи—————————————-21

Заключение.—————————————————————————26

Список литературы ———————————————————— ——28

Введение.

Современный литературный язык имеет две формы: устную и письменную. Они характеризуются особенностями со стороны лексического состава и грамматической структуры, ибо рассчитаны на разные виды восприятия — слуховое и зрительное. Лингвистический словарь Д.Э. Розенталя дает такое понятие форм речи: «Формы речи. 1. Разновидности речи, различающиеся внешними средствами выражения высказывания. Письменная форма речи (речь, зафиксированная на письме). Устная форма речи (речь звучащая).

2. Стилистические разновидности речи, различающиеся степенью соблюдения норм литературного языка. Письменная речь (речь, характеризующаяся более строгим соблюдением литературной нормы). Устная речь (речь, характеризующаяся более свободным отношением к литературной норме).»1

В наше время информационных технологий важно изучить обе формы речи, так как они тесно переплетаются друг с другом, играют огромную роль в нашей жизни и занимают примерно одинаковое место по своей значимости. С одинаковым успехом любой письменный текст может быть прочитан вслух, а устный — записан при помощи различных технических средств. Основой и письменной, и устной речи является литературная речь, выступающая как ведущая форма существования русского языка, рассчитанная на сознательный подход к системе средств общения, при котором осуществляется ориентация на определённые нормированные образцы. Вместе с тем устная и письменная формы речи являются самостоятельными, имеют свои характеристики и особенности. Изучением устной и письменной речи занимались известные лингвисты и психологи нашей страны и других стран мира, о чем свидетельствуют многие литературные источники.

В процессе работы над рефератом были проработаны учебники по языкознанию таких авторов как А.А. Реформатский. Б.Н. Головин, А.Н.Кодухов, Т.П.Ломтев, А.И. Смирницкий. Интересными оказались работы Л. В. Щербы «Языковая система и речевая деятельность», А.А.Леонтьева «Язык, речь, речевая деятельность», Л.И. Баранниковой «Основные сведения о языке», статьи А.И. Моисеева «Некоторые общие вопросы письма», В.А. Ицковича «Языковая норма», Л.И. Скворцова « Что угрожает литературному языку?», Н.И.Формановской «Культура общения и речевой этикет». Кроме того, были изучены словари лингвистических терминов Д.Э.Розенталя, О.И.Ахмановой, В.И. Ярцева и др.

Целью реферата является изучение устной и письменной речи и особенностей данных форм литературного языка.

1.Д.Е.Розенталь, М. А. Теленкова Словарь — справочник лингвистических терминов.- М.,1976.с. 513.

1. Особенности языка и речи.

Прежде чем рассматривать устную и письменную речь необходимо дать общее понятие речи, трактуемое лингвистическими словарями и справочниками.

РЕЧЬ англ. speech, discourse, фр. parole, discours, нем. Rede, Sprechen, Sprachgebrauch, ucn. habla, discurso. 1. (говорение). Деятельность говорящего, применяющего язык для взаимодействия с другими членами данного языкового коллектива; употребление (использование) разнообразных средств языка для передачи сложного содержания, включающего, помимо собственно информации, обращение (призыв, воззвание) к слушателю, побуждение его к действию (соответственно к ответу).1

РЕЧЬ это конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под речью понимают как сам процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).

Характеристика речи обычно дается через противопоставление ее языку (коду), понимаемому как система объективно существующих, социально закрепленных знаков, соотносящих понятийное содержание и типовое звучание, а также как система правил их употребления и сочетаемости.

Введением в науку термина «речь» признается тот очевидный факт, что общее (язык) и отдельное, частное (речь) едины и вместе с тем различны. Средства общения, взятые в отвлечении от какого бы то ни было конкретного их применения, мы называем языком. Те же самые средства общения, конкретно примененные, т. е. вступившие в связь с конкретным содержанием (мыслями, чувствами, настроениями человека), мы называем речью. Средства общения в возможности (потенции) — язык. Те же самые средства в действии (реализации) — речь. Общее (язык) выражается и осуществляется в отдельном, частном (речь). Отдельное, частное (речь) — это одна из многих конкретных форм общего (языка).

Язык и речь нельзя отрывать друг от друга, нельзя противопоставлять, забывая об их единстве. Но вместе с тем нельзя забывать и об их различии.

Речь и язык (код) образуют единый феномен человеческого языка и каждого конкретного языка, взятого в определенном его состоянии. Речь есть воплощение, реализация языка (кода), который обнаруживает себя в речи и только через нее выполняет свое коммуникативное назначение. Если язык — это орудие (средство) общения, то речь есть производимый этим орудием вид общения.

Речь вводит язык в контекст употребления. Она конкретна и неповторима в противоположность абстрактности и воспроизводимости языка; она актуальна, язык же потенциален. Будучи событием, действием, речь развертывается во времени и реализуется в пространстве, язык же (код) отвлечен от этих параметров мира; речь бесконечна, система языка конечна.

______________

О.И.Ахманова Словарь лингвистических терминов.- М., 2007, с. 386

Речь материальна. Она состоит из артикулируемых знаков, воспринимаемых чувствами (слухом, также зрением, осязанием). Язык (система языка) включает в себя абстрактные аналоги единиц речи, образуемые их различительными и общими признаками. Иначе говоря, речь субстанциональна, а язык формален. Речь активна и динамична, а система языка в большей мере пассивна и статична. Речь подвижна, язык относительно стабилен. Речь субъективна, являясь видом свободной творческой деятельности индивида, язык — достояние пользующегося им общества, он объективен по отношению к говорящим, Речь произвольна, язык обязателен (императивен). Речь отражает опыт индивидуума, язык же в системе выражаемых им значений фиксирует опыт коллектива, «картину мира» говорящего на нем народа. Речь преднамеренна и обращена к определенной цели, в отличие от нецеленаправленности языка. Речь контекстно и ситуативно обусловлена, язык независим от обстановки общения. За перечисленными различиями языка и речи, играющими в разных концепциях большую или меньшую роль, иногда видят противопоставление сущности и явления, общего и частного.

Речь обладает также свойствами, не противопоставляемыми непосредственно отдельно взятым чертам языка и относящимися к способу протекания речевой деятельности. Процесс речи характеризуется определенным темпом, продолжительностью, тембровыми особенностями, степенью громкости, артикуляционной четкости, акцентом. Индивидуальный характер — важнейший признак речи. «Каждый индивид употребляет язык для выражения именно своей неповторимой самобытности» (В. фон Гумбольдт). Язык же, по Гумбольдту, «есть средство преобразования субъективного в объективное»1. Субъективность речи проявляется в том, что речь имеет автора, передающего в ней свои мысли и чувства, для выражения которых он выбирает слова и структуры предложений; он относит языковые номинации к определенным объектам действительности, придавая им речевое значение. Говорящий (или пишущий) отдает предпочтение тому или иному стилю общения и сообщения (фамильярному, официальному, почтительному, пренебрежительному, прямому, косвенному и т. п.), использует высказывание с нужным для своих целей коммуникативным заданием. «Только в речи индивида язык достигает своей окончательной определенности» (Гумбольдт). Индивидуальный стиль речи прочно опирается на норму данного языка; именно этим обеспечивается точность, ясность и выразительность речи. Он включает особенности, которые вызываются принадлежностью говорящего к определенной социальной среде, профессии — по образованию и практической деятельности, и, наконец, особенности, которые являются собственно индивидуальными, так как принадлежат данному лицу.

В индивидуальных отклонениях речи заложены истоки языковых изменений. Язык творит речь и в то же время сам творится в речи. «Язык

____________

В. фон Гумбольдт. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества // Избранные труды по языкознанию. М., 1984.

одновременно и орудие и продукт речи» (Ф. де Соссюр). Возможности варьирования речи, однако, не беспредельны. Речь должна быть понята адресатом.

При помощи речи происходит общение между людьми. Общение создает коммуникативный контекст, в котором реализуются речевые акты.

Речь как один из видов социальной активности человека переплетается с другими формами деятельности, в т. ч. трудовой, в процессе осуществления которой она и возникла.

Теоретическая разработка проблемы языка и речи связана с именем Соссюра, относившего различение языка и речи к самому предмету исследования — феномену языка (в его терминологии langage ‘речевая деятельность’), в котором, как считал он, соединены объекта принципиально разной природы: язык (langue) и речь (parole). Он считал, что, хотя в своем существовании язык и речь взаимообусловлены, они несводимы друг к другу и не могут рассматриваться с одной точки зрения, а «речевая деятельность, взятая в целом, непознаваема, так как она неоднородна».

Речь тесно связана с мышлением, поэтому некоторые ученые говорят о речевом мышлении и этапах речемыслительного процесса (С. Д. Кацнельсон). Мысль человека облекается в языковые формы. Как бы ни было сложно содержание мысли человека, она находит стройное воплощение в синтаксических конструкциях и морфологических формах языка.Таким образом, овладение языком, запасом слов и грамматических форм создает предпосылки для развития мышления. Психолог Н.И.Жинкин писал: “ Речь – это канал развития интеллекта… Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания ”1. Знание, факты, то есть информация, — материал мышления. Следовательно, и через этот канал речевое развитие способствует развитию мышления.Однако отождествлять развитие речи с развитием мышления было бы неправомерно. Мышление шире речи, оно опирается не только на язык. Работа мысли, усложняясь в связи с трудом, с наблюдением, с другими видами деятельности, требует обогащения и усложнения речи. Мыслительная работа стимулирует речь. Обогащение речи в свою очередь оказывает положительное влияние на развитие мышления. Важно, чтобы новые языковые средства, которые усваивает человек, наполнялись реальным смыслом. Это обеспечивает связь мышления и речи.2

__________________

1.Жинкин Н. И., Механизмы речи, М., 1958

2. Выготский Л. С. Мышление и речь, М. —Л., 1934

1.1.Лингвистические уровни устной речи

В настоящее время лингвисты с базовым филологическим образованием выделяют некоторые лингвистические уровни, свойственные собственно устной и письменной формам речи. Для дифференциации степени подготовленности устной речи релевантными оказываются признаки, характеризующие единицы фонетического, лексического и синтаксического уровней. Для письменной речи — соответственно, лексического и синтаксического уровней.1

Таким образом, признаки спонтанности речи, обусловленные самим психолингвистическим механизмом формирования устной речи, не являются вкраплениями устности, а находят свое отражение на разных лингвистических уровнях.Каждый из лингвистических уровней (лексика, грамматика, речевые сбои и коррекции, сегментная и супрасегментная фонетика) влияет на аудитивное восприятие речевого произведения. Рассмотрим параметры каждого уровня.

Фонетический уровень

Структурирование звучащей речи происходит в тесных рамках времени, сообщающих устному тексту свойство необратимости. Речевой поток предстает как последовательность линейных единиц, разделенных просодическими средствами. В лингвистике традиционно высшей единицей речи считается высказывание, фонетическая сторона которого трактуется как фраза, ниже — синтагма, фонетическое слово и звуковой сегмент.

Сегментные признаки.

В спонтанной речи единицы сегментного уровня подвержены модификациям. На фонетическом уровне в разговорной диалогической речи исследователи выделяют несколько типов модификаций согласных и гласных звуков.

Супрасегментные признаки

На просодическом уровне в мелодике спонтанной речи, с одной стороны, отмечается «размытость» суперсегментных показателей: слабое проявление интонационного контура фразы, стирание внутрифразовых и межфразовых границ — преобладание либо ровного тона, как на месте понижения тона, так и на месте повышения, свойственного незавершенности, либо небольшой подъем на последнем ударном слоге финальной синтагмы. С другой стороны, для разговорной речи характерна гибкая динамика смыслового выделения — высказывания, эмоциональные по содержанию, могут иметь несколько интонационных центров. Более широкий набор интонационных конструкций представлен именно в спонтанной речи, в отличие от заученной.

_________________________

1.Мурзин Л.Н. Проблемы и направления современной лингвистики. — Пермь, 1992

Мелодический компонент звучащей спонтанной и неспонтанной речи отличается чрезвычайной сложностью. Спонтанная речь, ориентированная на поддержание контакта со слушающим и выражение говорящим своих чувств и оценок, носит фатический характер. Это проявляется в характере мелодики конечных и неконечных сегментов, где отмечается два варианта мелодики:• понижение основного тона в ударных/заударных слогах (отмечает границы высказываний или показывает относительную информативную законченность неконечных сегментов);• повышение тона в ударных/заударных слогах (отмечает неконечные сегменты или, обозначая границы высказывания, вместе с тем показывает направленность речи на дальнейшую коммуникацию).

Паузация спонтанной речи реализуется за счет следующих типов пауз:• синтаксических (соответствуют семантико-синтаксической структуре высказывания);• эмфатических (перед словом «высокого лексического наполнения»; внутри синтагмы, где одно из слов — парадокс, прагматический пик, подчеркивание);• хезитационных (после первого слова в интонационной группе — в типичной позиции фальстарта, при самоперебивах, повторах).Паузы в спонтанной речи в среднем длиннее, практически отсутствуют краткие и средние паузы. В спонтанной речи общая тенденция проявления темпоральных характеристик выражается в темповой неоднородности:• несколько замедленном темпе начала фразы, убыстрении его к середине с последующим замедлением к концу интонационной группы;• ускорении темпа на парентетических включениях и ремарках;• переключении с быстрого темпа на более медленный при переходе от одного логически оформленного отрезка (например, фоноабзаца) к другому. Темпоральные изменения спонтанной речи функционально и фонетически связаны с характером акцента (степени интенсивности). Спонтанная речь устойчиво связана с пониженной интенсивностью и убыстренным темпом. Неспонтанная — с повышенной интенсивностью и замедленным темпом.

Эмоциональность спонтанной речи — явление неоднородное, здесь можно выделить следующие основные моменты. В спонтанной устной речи обычно выделяют по степени эмоциональности два маргинальных типа в зависимости от предпочтения ориентации на фатическую или аппелятивную функцию. В первом случае — при ориентации говорящего на контакт — это речь незаинтересованная, продуцируемая автоматически, во втором — речь ориентирована на адресата, характеризуется повышенным эмоциональном напряжением, сопровождающим стремление говорящего воздействовать на собеседника.

Семантико-синтаксический уровень

Сам способ порождения спонтанного устного текста предполагает употребление особой синтаксической модели, основными признаками которой являются инверсия, незавершенные, прерванные семантико-синтаксические модели. Спонтанную устную речь в целом характеризует система фразового нанизывания, линейность развертки поверхностной синтаксической структуры, когда каждая фраза по смыслу задается предыдущей и определяет последующую, что продиктовано намерением говорящего раскрыть тему и связать текст в единое целое. Для устных спонтанных диалогов характерна тенденция к интонационной незавершенности.

Важнейшей чертой, отличающей спонтанную речь от подготовленной и сближающей между собой различные типы неподготовленной устной и письменной речи, является тенденция к расчлененной подаче информации. Для спонтанного порождения текста характерно стремление к самостоятельной предикативности (глагольности) отрезков речи, меньших, чем предложение. Эти свойства присущи и разговорной речи и универсальны для устных форм разных национальных и литературных языков, хотя и имеют в них разное воплощение. В устной, даже публичной, речи книжно-письменные средства используются реже, чем в письменной.

2. Общая характеристика форм речи.

Восприятие информации человеком происходит в двух формах речи: устной и письменной. В наше время, время информационных технологий, обе формы речи тесно переплетаются друг с другом. Обе формы речи играют огромную роль в нашей жизни. И та и другая занимают примерно одинаковое место по своей значимости. С одинаковым успехом любой письменный текст может быть прочитан вслух, а устный — записан при помощи различных технических средств. Существуют такие жанры письменной речи, которые предназначены для того, чтобы их озвучивали со сцены или экрана телевизора. И, наоборот, в литературных произведениях широко используются приёмы стилизации под « устность»: диалогическая речь, в которой автор стремится сохранить особенности, присущие устной спонтанной речи, монологические рассуждения персонажей от первого лица и т.п. Практика радио и телевидения привела к созданию своеобразной формы устной речи, в которой устная и озвученная письменная речи постоянно сосуществуют и взаимодействуют (например, интервью). Основой и письменной, и устной речи является литературная речь, выступающая как ведущая форма существования русского языка, рассчитанная на сознательный подход к системе средств общения, при котором осуществляется ориентация на определённые нормированные образцы. Она является таким средством общения, нормы которого закрепляются как формы образцовой речи, т.е. они фиксируются в грамматических словарях, учебниках. Распространению этих норм способствуют учебные и культурные заведения, средства массовой информации. Литературная речь – абсолютно универсальна. На её основе создаются научные сочинения, публицистические произведения, деловая письменность.

2.1. Из истории происхождения речи.

Люди давно задумывались над вопросом происхождения языка и речи. Существовало несколько гипотез. Одна из них – гипотеза звукоподражания. Ее сторонники (от Демокрита и Платона до Уитнея и других ученых XIX в.) полагают, что слова возникли из неосознанного или осознанного стремления человека к подражанию звукам окружающего его мира – реву зверей, крику птиц, шуму ветра.

Вторая влиятельная в свое время гипотеза – гипотеза междометная. Она идет от эпикурейцев древнего мира. Ее суть состоит в том, что первобытные люди инстинктивные животные вопли превратили в « естественные звуки»- междометия, сопровождающие эмоции, откуда якобы произошли и все иные слова. Эту гипотезу пытаются иногда усилить ссылками на то, что душевные состояния человек должен был выражать не только в звуках, но и в жестах, мимике, подобно тому, как он делает это теперь. Такую точку зрения поддерживал в XVIII Ж..Ж. Руссо.

Вместе с тем исследования показали, что ни один ребенок не заговорит до тех пор, пока не окажется в окружении говорящих людей. Это неопровержимое свидетельство в пользу мнения о социальной обусловленности рождения человеческой речи. Именно социальные потребности общения, связанные с коллективным трудом и коллективным бытием формировавшегося человека, вызывали к жизни язык.

В происхождении языка играли роль как биологические, так и социальные предпосылки. Исходя из материалистического понимания истории общества и человека, Ф. Энгельс во « Введении» к «Диалектике природы» разъясняет условия появления языка: «Когда после тысячелетней борьбы рука, наконец, дифференцировалась от ноги и установилась прямая походка, то человек отделился от обезьяны, и была заложена основа для развития членораздельной речи…» 1 Вертикальная походка была в развитии человека и предпосылкой возникновения речи, и предпосылкой расширения и развития сознания. В процессе совместной деятельности возникла потребность человеческого общения. Труд стал своеобразным толчком происхождения и развития человеческой речи. « Потребность что-то сказать друг другу создала себе свой орган: неразвитая гортань обезьяны медленно,

_______________________

1. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т.20 С.327.

но неуклонно преобразовывалась путем модуляции для более развитой модуляции, а органы рта постепенно научились произносить один членораздельный звук за другим.»2. Расширение сферы приложения трудовых усилий человека заставляло работать человеческую мысль, совершенствовало сознание человека, а это вело вперед язык, обогащало и уточняло систему его значений, оказывало влияние на совокупность его формальных элементов. Таким образом, труд, язык и мысль формировались одновременно, в единстве и взаимодействии друг с другом, в единстве и взаимодействии они развиваются до сих пор.

2.2. Речь и ее психологические особенности.

Как отмечалось выше, речь имеет две формы: устную и письменную. Каждая из этих форм также имеет свои особенности, свои нормы. Умеющий хорошо говорить не всегда умеет хорошо писать, равно как и наоборот: грамотно пишущий иногда оказывается в затруднении при устных выступлениях. Очевидно, психология устной и письменной речи неодинакова. Устная и письменная речь — две формы общения людей друг с другом при помощи средств языка. В основе устной речи лежат слуховые ощущения, идущие от органов речи. В письменной речи основную роль играют зрительные и моторные (от движения пишущей руки) ощущения, хотя и здесь имеют значение те ощущения, которые играют основную роль в процессе устной речи.

Все указанные ощущения имеют большое значение для развития умения читать, писать, правильно говорить. Плохо слышащие или страдающие от недостатков зрения люди обычно неясно, нечетко, невыразительно говорят, делают ошибки в чтении и при письме.

Общение людей между собой при каждой из указанных форм речи осуществляется по-разному. Устная речь имеет в виду непосредственное общение людей (устное выступление, диалог, беседа, спор). Для нее характерно наличие говорящего и слушающего Письменная же речь не требует личного присутствия всех лиц, участвующих в процессе общения.

Устная речь требует того, чтобы слушающий понимал ее в самом процессе говорения, в живом потоке речи. Она не дает времени на обдумывание и размышление. Письменная же речь не только допускает, но часто требует от пишущего остановок для размышления и обдумывания.

Устная речь допускает повторение сказанного, использует такие средства воздействия на слушателя, как интонация, мимика, жесты. Письменная же речь не имеет всех этих вспомогательных средств, способствующих пониманию ее содержания. Вот почему при выражении мыслей в письменной форме приходится учитывать, что читающему труднее понять содержание высказывания, чем слушающему это высказывание.

Устная и письменная речь отличаются друг от друга также особенностями

_____________________

2. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т.20 С.327.

используемого каждой из них языкового материала. В устной речи мы пользуемся лексическими, грамматическими и стилистическими средствами разговорного языка, а в письменной речи имеем дело со средствами книжно-письменного языка.

Устная, особенно разговорная, речь — это речь более свободная, иногда отклоняющаяся от сложившихся норм языка. Письменная, литературная, монологическая речь является более нормированной и устойчивой речью. Письменная речь в большей степени, чем речь устная, должна считаться с нормами грамматики.

Письменная и устная речь отличаются друг от друга и по словарю, синтаксису, средствам выражения и темпам речи. Например, устная речь значительно проще по своей синтаксической структуре, чем книжная речь. В устной речи, как правило, употребляются простые и короткие предложения. Эго объясняется физиологическими и психологическими условиями произнесения речи. Каждую относительно законченную мысль мы стремимся произнести за один вдох и выдох. Письменная же речь пользуется предложениями любой степени сложности и любого объема.

Различны в двух указанных формах речи и средства выразительности. Выразительность устной речи является одним из важных условий ее правильного понимания слушателями. Особенно широко используются в устной речи такие средства выразительности, как повышение и понижение голоса, ударения, подчеркивания и выделение голосом отдельных слов и выражений, паузы, жесты, мимика. Выразительность устной речи делает ее не только средством выражения мыслей, но и могущественным средством убеждения и побуждения. Выразительность письменной речи осуществляется путем более тщательного отбора лексики, структуры предложений, большей логической связности мыслей, а также путем членения текста на главы, абзацы, параграфы. Средствами выразительности здесь служат также курсив, разрядка, подчеркивание, знаки восклицания, вопроса, многоточие. Основная задача всех этих средств — выделить главное, основное в тексте, привлечь к ним внимание читающих.

Письменная речь труднее, сложнее по своему построению, чем устная речь, но она позволяет в процессе письма тщательно работать над словесным выражением мысли. Письменною речью обычно владеет тот, кто ищет наилучшего выражения своей мысли, умеет замечать свои речевые ошибки и исправлять их.

Для правильной постановки работы по развитию речи имеют большое значение научные достижения языкознания, психологии и педагогики.

Устная речь гораздо активнее письменной — мы больше говорим и слушаем, чем пишем и читаем. Шире и ее выразительные возможности. Б. Шоу по этому поводу заметил, что «есть пятьдесят способов сказать «да» и пятьдесят способов сказать «нет» и только один способ это написать».1 В письменной речи используется система графических средств выражения, и

________________________

1.Введенская Л.А , Павлова Л.Г., Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону 1999г.с. 109

она воспринимается зрительно. Пишущий и читающий, как правило, не только не видят друг друга, но и вообще не представляют внешнего облика своего коммуниканта. Это затрудняет установление контакта, поэтому пишущий должен стремиться максимально, усовершенствовать текст, чтобы быть понятым. Письменная речь существует бесконечно долго, и читающий человек всегда имеет возможность уточнить непонятное выражение в тексте. В лексическом и грамматическом отношениях она характеризуется строгим соблюдением литературных норм языка — особым отбором лексики и фразеологии, обработанным синтаксисом. В письменной речи широко употребляется книжная лексика: официально-деловая, научная, общественно-публицистическая. Письменную форму речи отличает предварительное обдумывание высказываний. Это обусловливает точность и правильность письменной формы речи.

3. Устная речь.

Без общения, как без воздуха, человек не может существовать. Способность общаться с другими людьми позволила человеку достичь высокой цивилизации, прорваться в космос, опуститься на дно океана, проникнуть в недра земли. Общение дает возможность раскрыть человеку свои чувства, переживания, рассказать о радостях и горестях, о взлетах и падениях. Общение для человека — его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, развитие интеллекта.

На первый взгляд, кажется, что содержание понятия «общение» всем понятно и не требует особых разъяснений. А между тем общение — это очень сложный процесс взаимодействия людей. Как справедливо отмечает А.А. Леонтьев, в современной науке об общении существует огромное количество несовпадающих определений данного понятия.1 Проблемами общения занимаются представители разных наук — философы, психологи, лингвисты, социологи, культурологи и др.

Именно при помощи речи чаще всего происходит общение между людьми. Речевая деятельность человека является самой сложной и самой распространенной. Без нее невозможна ни какая другая деятельность, она предшествует, сопровождает, а иногда формирует, составляет основу любой другой деятельности человека (производственной, коммерческой, финансовой, научной, управленческой и др.).

Устная речь — это звучащая речь, применяемая для непосредственного общения, а в более широком понимании — это любая звучащая речь. Исторически, это самая первая форма речи, она возникла гораздо раньше

_______________________

1.Васильева А.Н. Основы культуры речи. — М, 1990 с. 26

письма. Материальной формой устной речи являются произносимые звуки, возникающие в результате сложной деятельности органов произношения человека. С этим явлением связаны богатые интонационные возможности устной речи. Интонация создаётся мелодикой речи, интенсивностью (громкостью) речи, длительностью, нарастанием или замедлением темпа речи и тембром произнесения. В устной речи большую роль играют место логического ударения, степень чёткости произношения, наличие или отсутствие пауз. Устная речь обладает таким интонационным разнообразием, настроений и т.п. Восприятие устной речи при непосредственном общении усиливается благодаря мимике и жестам говорящего человека. Так, жест может выражать эмоциональное состояние, согласие или несогласие, удивление и т.д. Все эти лингвистические и экстралингвистические средства способствуют повышению смысловой значимости и эмоциональной насыщенности речи.

Одной из особенностей устной речи является — отсутствие возможности вернуться в какой-то определённый момент речи ещё раз, в силу чего говорящий вынужден мыслить и говорить одновременно, т.е. он думает как бы «на ходу», поэтому устной речи могут быть свойственны: неплавность, фрагментарность, деление единого предложения на несколько коммуникативно-самостоятельных единиц.

Устная речь — может быть подготовленной (доклад, лекция и др.) и неподготовленной (разговор, беседа).

Неподготовленная устная речь характеризуется спонтанностью. Неподготовленное устное высказывание формируется постепенно, порциями, по мере осознания того, что сказано, что следует сказать далее, что надо повторить, уточнить. Говорящий постоянно следит за тем, чтобы его речь была логична и связна, выбирает соответствующие слова для адекватного выражения своей мысли.

Устная речь — это то, что мы слышим, а слышим мы что-то около пятой части того, что сказано. Мы отбираем лишь те слова («звукообразы»), которые нам понятны, близки или заинтересовали нас чем-то. Всё остальное пропускаем. Мы вынуждены так поступать, поскольку в потоке речи слова текут друг за другом, и всякий образ рождается по принципу метонимии, по смежности, чисто логическим схватыванием соседнего и подверстыванием его под общую схему.

Устная речь так же, как и письменная, нормирована и регламентирована, однако нормы устной речи совсем другие. «Многие, так называемые огрехи устной речи — функционирование незаконченных высказываний, слабая структурированность, введение перебивов, реприз, элементов колебания и т.п. — является необходимым условием успешности и эффективности устного

способа коммуникации».1 Слушающий не может удержать в памяти все грамматические и семантические связи текста, и говорящий должен учитывать это; тогда его речь будет понята и осмыслена. В отличие от письменной речи, которая строится в соответствии с логическим движением мысли, устная речь разворачивается посредством ассоциативных присоединений. Устная форма речи закреплена за всеми функциональными стилями русского языка, однако она имеет несомненное преимущество в разговорно-бытовом стиле речи. Выделяют следующие

функциональные разновидности устной речи: устную научную речь, устную публицистическую речь, виды устной речи в сфере официально — делового

общения, художественную речь и разговорную речь. Следует отметить, что разговорная речь оказывает влияние на все разновидности устной речи. Поэтому в устной речи используются эмоционально и экспрессивно

окрашенная лексика, образные сравнительные конструкции, фразеологизмы, пословицы, поговорки, даже просторечные элементы.

Устная разговорная речь — основная функциональная разновидность литературного языка. В ней проявляются вся неофициальная жизнь людей, все нюансы человеческого поведения, отношений с другими людьми, переживаний и настроений. Мгновенный, симультанный характер чувства – речи — мысли скрывает сложность процесса речевого общения, его зависимость от многих факторов: психофизиологических, возрастных, социальных, культурных, интеллектуальных, ситуативных.Устная речь — это целенаправленное человеческое поведение. Формирование целевой установки говорящего начинается с общих процессов ориентировки и заканчивается отчетливым предвосхищением сообщаемого (коммуникативной интенцией). В речи говорящий всегда заявляет о себе как о личности с присущими ей индивидуальными особенностями мировосприятия языковой компетенции. Необходимым условием речевого общения является коммуникативная заинтересованность адресанта и адресата (адресатов), которая обусловливает главный принцип общения — паритетность его участников, вне зависимости от социокультурных характеристик и психологических ролей.Умение слушателя проникнуть в коммуникативный замысел говорящего — основное, условие успешного речевого общения. Слушатель проделывает огромную работу по интерпретации речевого потока, по переосмыслению ранее сказанного, по соотнесению своей «модели» понятого с реальными фактами и поведением собеседника. Именно в этой разновидности

литературного языка имеет место самое сложное взаимодействие между говорящим и слушающим, самое жесткое требование ситуативного реплицирования, наиболее активный характер интерпретации и

эвристичность процессов постижения смысла.___________________________

1.Бубнова Г. И., Гарбовский Н. К. Письменная и устная коммуникации: Синтаксис и просодия. М., 1991. С. 8.

В разговорной речи проявляются общие и индивидуальные особенности внутренней речи говорящего: его поиски нужной синтаксической конструкции, подходящего слова в определенной синтаксической позиции, повторы, выбор средств поддержания диалога, паузы обдумывания и т.д. Именно в неподготовленной, живой речи находят свое подтверждение положения теории речевой деятельности: логические структуры и языковые конструкции не полностью соотносительны, т. е. равны друг другу; существуют законы невыражения структур мысли; существуют явные и неявные споco6ы выражения смысла, выборочное отражение «положения дел» или «картины мира».Устная речь показывает сознательный характер формирования линейной организации речи говорящим, его ориентацию на мир слушателя, прогноз его коммуникативных ожиданий и реакций. Это подтверждает контроль говорящего над способом высказывания, выражающийся во введении оборотов метарефлексии поправок уточнений.Многообразие форм человеческой жизни рождает выбор тем речевого общения, стратегий речевого поведения, жанра общения и приемов воплощения чувства – речи — мысли. В устной речи существуют свои специфичные средства привлечения внимания собеседника, приемы экспрессивности, убеждения и особая, в зависимости от жанра речи, эстетика.

Устная публичная речь – разновидность устной формы литературного языка, используемая в разного рода публичных выступлениях на общественно значимые темы. Вместе с разговорной речью составляет устную форму литературного языка, которая реализуется в двух разновидностях –разговорной и публичной – и противопоставляется ее письменной форме. Некоторыми исследователями устная форма литературного языка называется его устно-разговорной разновидностью. В основе выделения разговорной

и публичной речи лежат различия в коммуникативной функции, в теме и ситуации речи. К устной публичной речи говорящий прибегает при осуществлении, прежде всего функций сообщения и воздействия при наличии интеллектуальной темы и в ситуации публичного общения в производственной и социально-культурной сферах.

Для осуществления речевого акта в условиях устной публичной речи характерно особое отношение адресанта и адресата речи, при котором осуществляется преимущественно одностороннее воздействие адресанта речи на адресата. Важны качественные (степень информированности) и количественные характеристики адресата. Важны и социальные отношения между адресантом и адресатом. Устная публичная речь может носить подготовленный характер со стороны своих содержательно-композиционных особенностей, однако в своем структурно- языковом воплощении она является спонтанной. Основные ее языковые характеристики определяются фактором устности.

Спонтанность устной публичной речи отвечает закономерностям порождения речи и состоит в развертывании лексико-грамматической программы высказывания по мере осуществления речи. Ей свойственна необратимость во времени, характерно стремление к самостоятельной, предикативности (глагольности) отрезков речи, меньших, чем предложение. Эти свойства присущи и разговорной речи и универсальны для устных форм разных литературных языков.

В устной публичной речи используются книжно-письменные свойства соответствующих ей по тематике стилей письменного литературного языка, однако, в пределах, допускаемых устной формой. Основные жанры устной публичной речи — доклад, лекция, сообщение, выступление, консультация, беседа.

Нормы устной публичной речи ближе к нормам кодифицированного языка, чем нормы разговорной речи. Несмотря на это, современная русская устная публичная речь в целом не является кодифицированной. Степень влияния диалогической речи на устную публичную речь и разговорную речь в разных языках неодинакова.

Степень насыщенности устной публичной речи книжными элементами зависит от темы и ситуации речи. При освещении интеллектуализированной. темы, являющейся преимущественно достоянием речи в ситуации публичного или опосредствованного общения (радио, телевидение), близость к кодифицированной норме возрастает, однако основные характеристики остаются неизменными.

Устная публичная речь может иметь диалогическую и монологическую формы в зависимости от коммуникативной функции. Преобладание функции общения способствует усилению диалогичности речи, преобладание функции сообщения — монологичности. Поскольку обычно совместное проявление функций сообщения, общения и воздействия, монологическая форма имеет элементы диалога и характеризуется неоднородностью. Краткие отрезки монолога приближаются по своей структуре к диалогу, пространный монолог создает условия для действия противоположно направленных тенденций: проникновения в речь книжно-письменных средств и осуществления ведущих характеристик устной речи. В таком монологе структурная схема предложения не получает полного воплощения: она может быть измененной, прерванной, незавершенной. Изучение устной публичной речи началось в 70-х гг. 20 в. в русистике и охватило и другие языки, преимущественно чешский, английский, немецкий.

4. Письменная речь

Речь письменная англ. written speech. 1) Речь в письменной форме, речь, фиксируемая на письме. 2) Стилистическая разновидность речи, характеризующаяся более строгим соблюдением литературной нормы данного языка.1

1.О.И.Ахманова Словарь лингвистических терминов.- М., 2007, с. 386

Историки письма утверждают, что письменная речь вторична по отношению к устной речи. Буквы, используемые на письме,- это знаки, с помощью которых обозначаются звуки речи. Звуковые оболочки слов и частей слов изображаются сочетанием букв, и знание букв позволяет воспроизводить их в звуковой форме, т.е. читать любой текст. Знаки препинания, используемые на письме, служат для членения речи: точки, запятые, тире соответствуют интонационной паузе в устной речи.

Основная функция письменной речи — фиксация устной речи, имеющая цель сохранить её в пространстве и времени. Письмо служит средством коммуникации между людьми в тех случаях, когда непосредственное общение невозможно, когда они разделены пространством и временем. С древних времён люди, не имея возможности общаться непосредственно, обменивались письмами, многие из которых сохранились до сегодняшнего дня, преодолев барьер времени. Развитие технических средств сообщения, как телефон, в какой-то мере уменьшило роль письма. Но появление факса и распространение сети Интернет помогают преодолевать пространство и вновь активизируют именно письменную форму речи. Основное свойство письменной речи — способность к длительному хранению информации.

Письменная речь развёртывается не во временном, а в статистическом пространстве, что даёт пишущему возможность продумывать речь, возвратиться к уже написанному, перестроить предложения и части текста, заменить слова, уточнить, осуществить длительный поиск формы выражения мысли, обратится к словарям и справочникам. В связи с этим письменная речь имеет свои особенности. Письменная речь использует книжный язык,

употребление, которого достаточно строго нормировано и регламентировано. Порядок слов в предложении закреплённый, инверсия (изменения порядка слов) не типична для письменной речи, а в некоторых случаях, например в текстах официально — делового стиля речи, недопустима. Предложение, Являющееся основной единицей письменной речи, выражает сложные логикосмысловые связи посредством синтаксиса, поэтому, как правило, письменной речи свойственны сложные синтаксические конструкции, причастные и деепричастные обороты, распространённые определения, вставные конструкции и т.п. При объединении предложений в абзацы каждое из них строго связано с предшествующим и последующим контекстом.

Письменная речь является основной формой существования речи в научном, публицистическом официально — деловом и художественном стилях.

Внимание исследователей привлекли некоторые особенности процессов реализации письменного языка. В частности, Л.С. Выготский отмечал « большую сознательность письменной речи по сравнению с устной» — эта черта вытекает из того, что овладение письмом всегда есть ни что иное, как результат целенаправленного обучения, при котором необходимо проделать путь от осознаваемого изучений правил правописания через систему повторяющихся упражнений к вторично автоматизированному навыку письма. Именно это обстоятельство открывает возможность решающего влияния со стороны кодификации норм письменного языка (орфографических, пунктуационных правил) на пишущего, на формирование у него установок в процессе письма. Тем самым определяются максимальные (по с равнению с различными уровнями языковой системы) возможности действия кодификации в письменной речи.

Как проявления языковой системы, нормы письменного языка представляют собой закономерности реализации графической и пунктуационной систем, формирующиеся, функционирующие и изменяющиеся по законам языковой системы — и в то же время как нормы письменного языка, обладающие значительной стабильностью, обязательностью и силой воздействия регламентации на употребление.

4.1.Из истории письма.

Звуковая речь, являющаяся основным средством общения в человеческом коллективе, дала возможность развиться и другим средствам передачи информации. Одним из таких дополнительных средств общения, появившимся в глубокой древности, является письмо. Оно давало возможность человеку передавать мысли, сообщения другому племени, фиксировать необходимые сведения, сохранять в памяти накопленные знания, передавать их от поколения к поколению, от народа к народу. Благодаря письму каждый человек может использовать опыт всего человечества, использовать его в своей деятельности, приумножать знания, сообщать их на дальние расстояния, фиксировать для потомков. Письмо ныне способствует повышению объединяющей роли языка.

История письма — это одна из важных страниц в истории развития культуры человечества. Знание этой истории необходимо, ибо оно позволяет наглядно представить, как шел человек на пути прогресса.

Письмо появилось рано, так как человек рано столкнулся с необходимостью передавать информацию в тех случаях, когда прямое общение с использованием звуковой речи было невозможно.

Первоначально для передачи информации применялась, например, пиктография, бирки, зарубки, вампумы, кипу. Собственно письмо вырабатывается обычно в раннеклассовом обществе в связи с усложнением хозяйств, жизни. Система письма характеризуется постоянным составом знаков, причем каждый знак передает либо целое слово, либо последовательность звуков, либо отдельных звуков речи. Для классификации видов письма важна не форма знаков (изобразительно-рисуночная, условно-геометрическая и т. п.), а характер передачи знаками элементов речи. Существует 4 основных типа письма — идеографический, словесно-слоговой (логографически-силлабический), собственно силлабический и буквенно-звуковой (алфавитный). В конкретных системах письма эти типы обычно существуют в невполне

чистом виде.

В то же время письмо является самостоятельной системой коммуникации, которая, выполняя функцию фиксации устной речи, приобретает ряд самостоятельных функций: даёт возможность усвоить знания, накопленные человечеством, расширяет сферу человеческого общения, разрывает рамки непосредственного окружения. Читая книги, исторические документы разных времён и народов, мы можем прикоснуться к истории; культуре всего человечества. Именно благодаря письменности мы узнали о великих цивилизациях Древнего Египта, шумеров, инков, майя и др.

Письмом современная наука о языке называет систему начертательных знаков, используемую для фиксации звуковой речи. Письмо надо отличать от письменности; этот второй термин обозначает совокупность рукописных и печатных произведений, документов, выполненных при помощи того или иного письма.

По сравнению со звуковым языком письмо сравнительно молодо: его возникновение отделено от нас всего двумя-тремя тысячами лет, в то время как звуковой речи не менее 400—500 тысяч лет.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст