Реферат по предмету Социология на тему Понятие социальной стру

РЕФЕРАТ

ПО ПРЕДМЕТУ: Социология

НА ТЕМУ:

Понятие социальной структуры общества.

студентки 1 курса МГЛИ

Погорелко Н.И.

План реферата.

Вступление.

1. П.А. Сорокин о строении общества.

1.1. Главные формы взаимодействия социальных групп.

1.2. Структура простого расслоения населения.

1.3. Факторы, влияющие на поведение людей и механику общественных процессов.

2. Теория социальной структуры общества.

2.1. Теория элит.

2.2. Теория социальной стратификации и мобильности.

2.3. Домарксистские социальные теории.

2.4. Марксистско-ленинская теория классов.

2.5. Понятие маргинальности.

2.6. Социальное положение и статус.

2.7. Элементы социальной структуры общества.

2.8. Понятие этноса и его отличительные черты.

Заключение.

Вступление.

Развитие социологии в России в начале ХХ века было на подъеме, и к 1917 году сложился достаточно высокий интеллектуальный потенциал. Он был представлен немарксистской традицией академической социологии с приоритетом теоретических исследований (Н.И. Кареев, П.А. Сорокин, К.М. Тахтаров) и марксистской традицией с приоритетом радикализации социологии в политической борьбе (А.А. Богданов, В.И. Ленин, Е.А. Энгель).

После Великой революции 1917 года часть социологов немарксистского толка были репрессированы, и в 1922 году последовала высылка из страны и вынужденная эмиграция более восьмидесяти социологов. К этому времени в социологической науке наметился переход от агитационно-пропагандистских форм к исследовательской работе. Накопление социологического опыта вели к возникновению зачатков отраслевых социологий: труда, быта и культуры, бюджета времени, социальной структуры. Эти исследования использовались в государственных и ведомственных мероприятиях построения и планирования экономических основ социализма. После гибели В.И. Ленина судьба социологической науки сложилась печально. Мышление социально-классовыми категориями (принцип партийности) возводило социальную мифологию — исторический материализм — в ранг науки, а реальную науку — социологию — объявило лженаукой. Имеющиеся институты были ликвидированы, а ученые посажены в тюрьму за инакомыслие.

Социологические исследования, противоречившие тоталитаризму и волюнтаризму, с конца 30-х и до конца 50-х не велись вплоть, а социология была предана забвению.

После вынужденного перерыва марксистский фундаментализм продолжал подменять собой возрождающуюся науку, которая пошла по пути эмпиризма, что обусловило преобладание конкретно-социологических исследований узко-прикладного характера. В результате формирования новых отраслей возникла теоретико-прикладная социология.

Среди социальных проблем, посвященных исследованию элементов социальной структуры общества, следует считать:

* своеобразие российского менталитета;

* переход к рынку, проблемы занятости населения, социальные последствия становления различных форм собственности;

* проблемы становления гражданского общества и правового

государства,

* проблемы социальной защиты и социальных гарантий;

* деятельность политических институтов и партий;

* межэтническое взаимодействие, формирование новых национальных идей.

Дальнейшее развитие социологии как науки определяется взаимодействием государственного и частного секторов экономики, существованием и развитием политического плюрализма.

1. П.А. Сорокин о строении общества.

1.1. Главные формы взаимодействия социальных групп.

Выдающийся русский социолог первой половины ХХ века Питирим Александрович Сорокин(1889-1968) в своем учении о строении общества писал: «Прежде чем перейти к описанию строения населения или общества в том сложном виде, в котором они существуют, мы должны изучить их в простейшем виде». Простейшей моделью социального явления предлагается считать взаимодействие двух индивидов. Индивиды, их акты взаимодействия, а также проводники их взаимодействия (световые, тепловые, звуковые, предметные, химические и т.д.).

Главными формами взаимодействия социальных групп являются:

1) взаимодействие двух, одного и многих…;

2) взаимодействие сходных и несходных лиц;

3) взаимодействие одностороннее и двухстороннее, длительное и мгновенное, организованное и неорганизованное, солидарное и антагонистическое, сознательное и бессознательное.

«Все человеческое население,- писал Сорокин, — распадается на ряд более тесных групп, образующихся из взаимодействия одного с одним, одного со многими и одной группы с другой. Какую бы социальную группу мы ни взяли — будет ли ею семья или класс или государство, или религиозная секта, или семья, или партия — все это представляет собой взаимодействие двух или одного со многими или многих людей с обществом… Группа взаимодействующих людей представляет своего рода коллективное целое или коллективное единство… Тесная причинная взаимозависимость их поведения и дает основание рассматривать взаимодействующих лиц как коллективное целое, как одно существо, составленное из многих лиц». На примере образования молекулы воды из молекул водорода и кислорода он иллюстрирует отличие совокупности взаимодействующих людей от простой их суммы. Общественная жизнь,

по его мнению, представляет не что иное, как непрерывный поток возникающих, длящихся и исчезающих коллективных единств, имеющих свойство заменяться себе подобными. «Падение одной организации и замена ее другой вовсе еще не означают исчезновения и распада коллективного единства, а означают только, что форма, порядок и организация последнего изменились!»

1.2. Структура простого расслоения населения.

При рассмотрении строения и расслоения населения Сорокин подчеркивает, что «население расслаивается на ряд групп, что оно составлено из множества коллективных единств, а не представляет чего-то цельного единого, все члены которого одинаково связаны друг с другом». Он представляет важнейшие простые расслоения населения в виде:

а) по семейной принадлежности;

б) по государственной;

в) по расовой;

г) по профессиональной;

д) по имущественной;

е) по религиозной;

ж) по объемно-правовой;

з) по партийной;

Из сочетаний простых расслоений образуются сложные группы.

Сложные группы бывают:

а) типичные и нетипичные для данного населения. Из типичных важны класс и национальность;

б) внутренне антагонистические и внутренне солидарные. Здесь первые стремятся к распаду, а последние к своему развитию.

1.3. Факторы, влияющие на поведение людей и механику общественных процессов.

Дальнейшее рассмотрение касается изучения деятельности людей, факторов поведения и механики общественных процессов. «Все силы, влияющие на поведение людей и определяющие собой характер их совместной жизни, могут быть сведены к трем основным разрядам:

1) космических (физико-химических сил);

2) биологических сил;

3) социально-психических сил;

К разряду космических сил П.А. Сорокин относит простые раздражители, такие как свет, звук, температура, влажность и т.д., и сложные, такие как климат данного места, состав и характер почвы, смена времен года, чередование дня и ночи.

К главным биологическим силам (раздражителям) Сорокин относит следующие силы:

1. Потребность питания.

2. Потребность половая.

3. Потребность индивидуальной самозащиты.

4. Потребность групповой самозащиты.

5. Бессознательное подражание.

6. Потребность движения.

7. Другие физиологические потребности (сна, покоя, игры и т.п.).

Социально-психические факторы делятся Сорокиным на простые и сложные. К простым он относит:

1. Идеи.

2. Чувства-эмоции.

3. Волнения людей.

К сложным:

1. Материальная культура, окружающая человека.

2. Духовная атмосфера социальной среды.

3. Общественно-политическая организация групп, явления власти, богатство и деньги, разделение труда и т.д.

«Каждый из нас, рождаясь в свет, несет с собой лишь биологическую организацию, биологические импульсы и ряд наследственных черт.

Багаж — небольшой, фигура — неопределенная. Что выйдет из нее, гений или невежда… — это определяется совокупностью воздействий социальной среды. Она формирует человека как социально-психологическую индивидуальность».

Питирим Александрович Сорокин стал первым в истории русской науки доктором социологии. Это произошло 22 апреля 1922 года.

2. Теория социальной структуры общества.

Относительно устойчивые и регулярно воспроизводимые элементы социальной системы образуют ее структуру, тот конкретный механизм, который обеспечивает нормальное функционирование и стабильность.

В эмпирической социологии получил признание термин социально-экономический статус, иначе называемый индексом позиции, включающий в себя три измеряемых признака — престиж профессии, уровень дохода и уровень образования.

Социальная структура — это совокупность относительно устойчивых общностей людей, определенный порядок их взаимосвязи и взаимодействия. Для наглядности социальную структуру можно представить в виде своеобразной пирамиды, где есть элита, средние слои, низы.

2.1. Теория элит.

Представители данной теории В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс утверждают, что необходимыми составляющими частями любого общества являются элита, к которой относятся слои или слой, осуществляющие функции управления и развития культуры, и масса, т.е. основная часть людей, хотя само понятие достаточно неопределенно.

Критериями выделения элиты считаются такие качества как авторитет, умения, богатство, образование.

Еще Платон в Древней Греции в своем учении о душе утверждал в соответствии с делением душ (разумная, волевая, чувственная) делится и общество. Он представляет общество как своеобразную социальную пирамиду, состоящую из философов-правителей (их деятельность соответствует разумной части души) и они находятся на вершине пирамиды. Им подчинены волевые воины и чувственные крестьяне.

2.2. Теория социальной стратификации и мобильности.

Социальная стратификация — это выявление социальных групп, слоев на основе определенных критериев, таких как характер собственности, размер дохода, объем власти, престиж.

Социальная стратификация общества — это система неравенства, социальной дифференциации, основанная на различиях в занимаемом положении и выполняемых функциях.

Эта теория описывает существующую систему неравенства в таких понятиях, как статус, роль, престиж, ранг, т.е. дает функциональное описание социальной структуры.

По мнению Т. Парсона, заложившего теоретические основы анализа социальной стратификации, многообразие существующих в обществе социально-дифференцирующих признаков может быть классифицировано по трем группам.

Первую группу образуют «качественные характеристики» людей, которыми они обладают от рождения: этническая принадлежность, половозрастные особенности, родственные связи, интеллектуальные и возрастные особенности личности. Вторую — социально-дифференцирующие признаки, связанные с исполнением роли, куда относятся различные виды профессионально-трудовой деятельности. Третью образуют так называемые «обладания»: собственность, материальные и духовные ценности, привилегии, товары и т.д.

В рамках теоретического подхода к изучению социальной стратификации обобщенная оценка предполагает наличие «совокупного социального статуса», под которым подразумевается место индивида в иерархии социальных оценок, основанное на некотором типе кумулятивной оценки всех занимаемых статусов и всех наград, которые он способен получить.

Однако далеко не всегда оценка (награда) адекватна социальной позиции, занимаемой индивидом. Нередко занимаемая человеком позиция является довольно высокой, а ее оценка низкой. Типичный случай несоответствия статуса и оценки — человек с высшим образованием получает низкую заработную плату. Этот феномен получил название «статусной инкосистенции»(несовместимости). Он относится не только к двум указанным позициям — статусу и зарплате, но к любым другим. Многолетнее его изучение выявило ряд интересных закономерностей, рассмотрим две из них

Первая касается индивидуальной реакции человека на статусную несовместимость. Как правило, она характеризуется наличием стрессовой реакции у индивида, который переживает несправедливую оценку занимаемого им статуса. Второй момент относится к сфере политической социологии. Изучение поведения избирателей в период выборов показало, что люди, находящиеся в состоянии статусной несовместимости, чаще всего имеют довольно радикальные политические взгляды.

Приведем американский вариант социальной стратификации:

1. Группа высшего статуса — «высший высший класс»: главные управляющие общенациональных корпораций, совладельцы престижных юридических фирм, высшие военные чины, федеральные судьи, архиепископы, биржевики, медицинские светила, крупные архитекторы.

2. Группа второго статуса — «высший класс»: главные управляющие средней фирмы, инженеры-механики, газетные издатели, врачи с частной практикой, практикующие юристы, преподаватели колледжей.

3. Группа третьего статуса — «высший средний класс»: банковские кассиры, преподаватели муниципальных колледжей.

4. Группа четвертого статуса — «средний средний класс»: банковские служащие, дантисты, учителя начальной школы, начальники смены на предприятии, служащие страховых кампаний, управляющие универсамом, квалифицированные плотники.

5. Группа пятого статуса — «низший средний класс»: автомеханики, парикмахеры, бармены, продавцы бакалеи, квалифицированные работники, занятые физическим трудом, служащие гостиницы, работники почты, полицейские водители грузовиков.

6. Группа шестого статуса — «средний низший класс»: водители такси, среднеквалифицированные работники, бензозаправщики, официанты, швейцары.

7. Группа седьмого статуса — «низший низший класс»: посудомойки, домашняя прислуга, садовники, привратники, шахтеры, дворники, мусорщики.

Механизмами социального отбора и распределения индивидов по стратам в мобильном обществе выступают армия, церковь, школа, различные экономические, политические, профессиональные организации, семья.

Положения людей в рамках системы социальной стратификации может подвергнуться изменению вследствие мобильности.

Мобильность может быть как внутри социального слоя (горизонтальная мобильность), так возможно и перемещение индивидов или социальных групп из одного слоя в другой (вертикальная мобильность).

Теория социальной мобильности рассматривает общество в динамике внутреннего механизма этого движения. По мнению П. Сорокина, мобильность — это только перемещение или переход индивида от одного социального положения к другому, но она включает в себя перемещение ценности всего, что создано или изменено человеческой деятельностью, будь то автомобиль, газета, идея и т.д.

Социальный процесс — это взаимосвязь социальных действий, образующих определенные тенденции общественной жизни.

2.3. Домарксистские социальные теории.

Основателем социологии как науки считается Огюст Конт (1798-1857).

Он разработал закон трёх стадий развития науки, общества и человечества, основанный на эволюции интеллекта:

1-я стадия. Религиозная стадия основана на частично реальном, частично мифологическом объяснении реальности. Соответствующее этой стадии развития общество ориентировано на расширение границ, ареала влияния, военную экспансию.

2-я стадия. Метафизическая стадия развития характеризуется критическим осмыслением прежнего видения, абстрактно-философской логикой на осознание и появляется обороняющаяся стратегия.

3-я стадия. Следующая позитивная стадия развития человека, науки и общества устанавливает законы и связи явлений, ориентацию на практическое применение научных знаний.

В соответствии с этой концепцией О. Конт обосновывает необходимость создания позитивной науки об обществе, которая переведёт социальную жизнь общества в позитивную стадию.

Одним из основателей социологии считается также Герберт Спенсер (1820-1903), который разработал эволюционный подход к обществу как к социальному организму. К основным подсистемам социального организма он относил поддерживающую (отвечает за питание-экономика), распределительную (связь между элементами целого — разделение труда),

регулирующую (поддержание единства — государственная власть) подсистемы. В качестве фактора стабильности общества он видел приспособление, компромиссы в действиях людей и социальных институтов для достижения важных целей.

Друг и соратник Карла Маркса Фридрих Энгельс (1820-1895) — немецкий философ, социолог автор работы «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884). Центральной идеей Энгельса является неизбежность социальных конфликтов индустриального общества без ликвидации института частной собственности в классовой борьбе, что приведёт к формированию коммунистического общества.

2.4. Марксистско-ленинская теория классов.

Основная суть этого подхода: 1) существование классов связано с определенными этапами в развитии производства; 2) классы возникают на определенной (развития общественного производства, причины их появления — разделение труда и частная собственность; 3) классы продолжают существовать до такой стадии развития общества, на которой дальнейшее развитие производства и связанные с ним изменения общественной жизни сделают деление общества на классы неприемлемым; 4) классы имеют свои специфические признаки, которые отражают их место в системе общественного производства: отношение к средствам производства, роль в общественной организации труда и размеры доли общественного богатства.

По К. Марксу в основе жизни общества лежит человеческая деятельность — труд. Труд в условиях капиталистических отношений отчуждается. Человек не может самовыражаться в естественном трудовом процессе, его существование обесчеловечивается.

Владимир Ильич Ульянов-Ленин (1870-1924) сформулировал материалистическое понимание истории и законов развития общества, преобразование классовой структуры с помощью общественных сил. Он дал определение исторических форм и перспектив создания демократии и диктатуры пролетариата, предсказал возможность победы революции в одной стране в условиях капиталистического окружения и дальнейшую мировую революцию.

После победы Великой Октябрьской Социалистической Революции и создания социалистического государства оно, особенно после смерти В.И. Ленина, стало тоталитарным, т.е. управляемым сверху, что привело к угнетению социальной мысли в России.

Описание социальной структуры общенародного государства фактически сводилось к сближению классов и социальных групп, движению общества к социальной однородности т.д. Формальная догматическая трактовка отношений собственности фактически блокировала исследования по реальному распоряжению собственностью, объему власти и т.д. Отрицалась стратифицированность советского общества: наличие в нем элиты, верхов, низов. В результате чего общество, развивающееся по своим социологическим законам, оказалось неподвластным догматической однопартийности.

2.4. Понятие маргинальности.

Понятие маргинальности служит для обозначения пограничности, промежуточности по отношению к какой-либо социальной общности: классовой, социальной или культурной.

Этим термином стали обозначать социально-психологические последствия, возникающие при невозможности адаптации — приспособления к новым условиям жизни, прежде всего к условиям и требованиям городской жизни (урбанизации) мигрантов или иммигрантов, национальных меньшинств, безработных. Потеря субъективной принадлежности к группе, социальной общности без последующего вхождения в другую группу ведет к потере субъективной самоидентификации — самоотождествления, появлению особого типа — маргинальной личности.

2.5. Социальное положение и статус.

Социальная структура — анатомический скелет общества. Под структурой в науке принято понимать совокупность функционально взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение объекта.

Прежде всего, обратимся к понятию «статус». Слово статус пришло в социологию из латинского языка. В Древнем Риме оно обозначало состояние, правовое положение юридического лица. Однако в конце XIX века английский историк Г.Д.С. Мейн придал ему социологическое звучание. Статус — социальное положение человека в обществе.

Социальное положение — обобщенная характеристика, охватывающая профессию, экономическое положение, политические возможности, демографические свойства человека. Учитель — профессия; работник наемного труда, получающий средний доход — экономическая черта; член демократической партии — политическая характеристика; женщина 60 лет — демографическое свойство. Все это характеризует социальное положение одного и того же человека, но с разных сторон.

Социальный статус — определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Например, статус «учитель» имеет смысл только по отношению к статусу «ученик», но не по отношению к продавцу, пешеходу или инженеру. Для них это просто человек, индивид.

Учитель обязан передавать научные знания ученику, проверять и оценивать их, следить за дисциплиной. Он наделен, в частности, правом не аттестовать ученика и оставить его на второй год. Ученик обязан регулярно посещать занятия, выполнять требования учителя, готовить домашние задания. Иначе говоря, учитель и ученик вступают в социальные отношения друг с другом как представители двух больших социальных групп, как носители социальных статусов.

Каждая позиция, каждая ячейка наделена предписанными ей правами и обязанностями. Благодаря ним и получается функциональная взаимосвязь ячеек. Итак, общественное разделение труда формирует каркас общества, который называется социальной структурой. Она состоит из статусов и ролей.

Кроме выше перечисленных существуют еще культурные и территориальные статусы. С помощью статусов социолог может также точно характеризовать объект исследования, как это делает художник, рисуя портрет человека с набором индивидуальных черт. Статусный портрет человека носит в социологии еще одно название — статусный набор индивида.

Статусный набор — это совокупность всех статусов, принадлежащих одному индивиду.

2.6. Элементы социальной структуры общества.

Общественное разделение труда обусловливает появление и дальнейшее существование таких социальных групп как классы, профессиональные группы, а также большие группы, состоящие из жителей города или деревни, представителей умственного или физического труда. Отношения собственности на средства производства экономически закрепляют эту внутреннюю расчлененность общества и складывающуюся внутри него социальную структуру.

К основным элементам социальной структуры общества могут быть отнесены:

1) общественные классы, которые занимают различное место в системах общественного разделения труда, отношений собственности на средства производства и распределения общественного продукта;

2) жители города или деревни;

3) представители умственного или физического труда;

4) сословия;

5) социально демографические группы (мужчины или женщины, молодежь или пенсионеры);

6) этнические общности (нации, народности, роды, племена).

Почти все эти социальные группы и этнические общности неоднородны по составу и, в свою очередь, делятся на отдельные слои и группы, представляющие собой самостоятельные элементы социальной структуры с присущими им интересами, которые они реализуют во взаимодействии с другими элементами или частями структуры. Поэтому социальная структура всякого общества — это достаточно сложное образования.

Основными факторами социального расслоения выступают национально-этнические, демографические и территориальные. Соответственно им выделяются национально-этническая, демографическая, территориальная (поселенческая) структуры общества.

2.7. Понятие этноса и его отличительные черты.

Греческое слово «этнос» и латинское — «нация» означают то же самое, что наше русское слово «народ».

Народ — широкая общность людей, связанных:

1) кровно, общим происхождением, общими предками;

2) как правило, жизнью в едином государстве;

3) общей традицией воззрения на мир, на человека, на то, что такое добро и зло, — религией, нравами, обычаями;

4) единым языком;

5) общей культурной традицией, укладом жизни;

6) общими традициями хозяйственной деятельности;

7) осознанием себя особой человеческой общностью со своей неповторимой исторической судьбой.

В настоящее время в мире насчитывается более двух тысяч народов, находящихся на разных ступенях общественного развития, и около двухсот государств. Это означает, что большинство современных государств являются полиэтническими по своему составу, что влечет за собой неизбежность межэтнического взаимодействия различных народов в рамках одного государства.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст