Реферат по предмету Олигофренопедагогика На тему «Развитие кор

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого

Институт непрерывного педагогического образования

психолого-педагогический факультет

Кафедра логопедии и олигофренопедагогики

РЕФЕРАТ

По предмету:

Олигофренопедагогика

На тему: «Развитие коррекционного образования в Европе»

Выполнила:

Великий Новгород

2010 год

Содержание

Хронология важнейших событий политической, экономической и культурной жизни. (70-80 гг. XVIII в. — нач. XX в.).

Три направления помощи; возникновение первых специальных школ.

Опыт Германии: единое государство, единый народ, единое специальное образование.

Опыт Франции: пионеры и аутсайдеры одновременно.

Хронология важнейших событий политической, экономической и культурной жизни. (нач. XX в. — 70-е гг. XX в.)

Специальное образование в Германии и Франции до и после первой мировой войны.

Декларация прав человека: новый взгляд на лиц с отклонениями в развитии.

От изоляции к интеграции (70-е гг. ХX в. — ?)

Хронология важнейших событий политической, экономической и культурной жизни.

Хронология важнейших событий политической, экономической и культурной жизни. (70-80 гг. XVIII в. — нач. XX в.).

1717Попытка ввести всеобщее образование (Пруссия).

1718Опубликовано “Искусство научить глухого и немого говорить” (Г. Рафель, Германия).

1745Опыт индивидуального обучения глухонемых (Я. Р. Перейра, Франция).

1749Опубликовано “Письмо о слепых в назидание зрячим” (Д. Дидро, Франция).

1750-77Реформы Иосифа Эммануила Португальского (основание школ).

1756-88Реформы Фридриха II “во имя порядка и правосудия в государстве” (установление свободы вероисповедания, равенства всех перед законом, обязательного обучения) (Пруссия).

1760Открытие первой школы для глухонемых (Ш. М. Эпе, Франция).

1763Вторая попытка ввести всеобщее образование в Пруссии.

1764Изгнание иезуитов из Франции.

1777Опубликованы “Практические указания как научить глухонемого говорить и писать” (И. Ф. Арнольди, Германия).

1778Открыт первый Институт для глухих (С. Гейнике, Германия).

1784Открыта первая школа для слепых (В. Гаюи, Франция).

1789Парижская школа Ш. М. Эпе получает статус Национального Института глухих.

1789 — 94Великая Французская революция; Декларация Конвента о правах человека. Реформы Национального собрания; провозглашение равенства всех перед законом; отмена сословных привилегий; свобода совести, свобода слова; упразднение монастырей; ограничение королевской власти.

1791Открыта первая британская школа для слепых.

1792Открыт первый британский приют для глухих детей (В. Тьюк).

1800Опубликован “Курс обучения глухонемого от рождения” (Р. А. Сикар, Франция).

1803Первая попытка обучения малоспособных учеников, открытие “добавочных” классов (Й. Т. Вайзе, Германия).

1880 — 82Принятие законов о начальном всеобщем образовании (Великобритания; Франция).

1825Открытие публичных больниц для душевнобольных (Великобритания).

1828Открыто мужское отделение для идиотов при психиатрической лечебнице (Биссетр, Франция).

1831Открыто женское отделение для идиотов при психиатрической больнице (Сальпетриер, Франция).

1833Основан Парижский Ортофренический Институт — учреждение для слабоумных (Ф. Вуазен, Франция).

1835Открыт первый благотворительный приют для слабоумных (пастор Хальденванг, Германия).

1841Открыта первая публичная частная школа для умственно отсталых (идиотов) в хосписе для неизлечимо больных (Э. Сеген, Франция).

1846Открыт первый британский благотворительный приют (Уайт, Англия).

1850Попытка совместного обучения глухонемых и слышащих (А. Бланше, Франция).

1865Общество воспитания и помощи глухонемым проводит конкурс для определения лучшей методики обучения глухих детей (Франция).

1863-77Исследования Г. Гельмгольца в области акустики позволили ему развить резонансную теорию слуха, построить модель уха.

1867Первый Международный медицинский конгресс (Франция).

1871Создание Германской империи.

1872Германия принимает “Общее положение о народных школах и подготовке учителей”. Опубликована книга “Воспитание глухонемых. Обзор французской и немецкой систем обучения” (Т. Арнольд, Англия).

80 — 90-е гг.Немецкий педагогический журнал активно пропагандирует “чистый устный метод” обучения глухих.

90-е гг.В Германии завершено организационное оформление дифференцированной системы учреждений для разных категорий слабоумных:

— благотворительные приюты для глубоко отсталых (частные);

— лечебно-педагогические заведения для глубоко отсталых (частные и государственные);

— вспомогательные классы и школы для детей с легкими формами умственной отсталости (государственные).

1990На Парижском конгрессе психиатров Д. Бурневиль предлагает классификацию слабоумия.

1915Немецкий психиатр Эмиль Крапелин впервые предложил объединить все формы слабоумия в единую группу под общим названием “задержка психического развития” и ввел термин “олигофрения”.

Три направления помощи; возникновение первых специальных школ.

— христианско-филантропическое (цель — призрение инвалидов; организационная форма — приюты, богадельни, дома призрения);

— медико-педагогическое (цель — лечение, воспитание и элементарное обучение детей с выраженными нарушениями в развитии, организационная форма — специальные отделения при больницах, медико-педагогические учреждения);

— педагогическое (цель — образование детей с нарушением слуха, зрения, интеллекта, организационная форма — специальные классы, специальные школы, интернаты).

Каждая западноевропейская страна прошла свой путь развития указанных направлений, и в том числе создания национальной системы специального образования. Все национальные системы специального образования складывались в Западной Европе в сопоставимые исторические сроки и были первоначально ориентированы на обучение трех категорий детей: в начале — глухих и слепых, позднее — умственно отсталых. Об этом свидетельствуют исторические факты (см. табл. 1, 2).

Таблица 1

Время открытия первых специальных школ для глухих и слепых в Западной Европе

Школы для глухих

Школы для слепых

Год открытия

страна

Год открытия

страна

1760

Франция

1784

Франция

1778

Германия

1791

Англия

1779

Австрия

1806

Австро-Венгрия

1786

Чехия

1806

Германия

1790

Голландия

1807

Чехия

1800

Испания

1808

Голландия

1809

Швеция

1809

Швеция

1810

Англия

Таблица 2

Время открытия первых учреждений для умственно отсталых в Западной Европе

приюты

Школы

Год открытия

страна

Год открытия

страна

1841

Франция

1803

Германия(класс для малоуспевающих)

1841

Швейцария

1842

Германия(класс для слабоумных)

1869

Швеция

1846

Англия

1871

Чехия

1855

Дания

1886

Франция

1882

Норвегия

1885

Австрия

1896

Чехия

1897

Бельгия

1897

Голландия

1898

Италия

Социальные изменения вызывают к жизни новые идеи и открытия либо обнаруживают выдающееся значение недооцененных открытий прошлого. Новые педагогические идеи, новые образовательные модели всегда присутствуют в общественном сознании. Задача реформатора, планирующего реальные, а не утопические изменения, увидеть эту идею.

Проанализируем историю создания благотворительных, лечебно-педагогических и образовательных учреждений в Европе, подробнее рассмотрев ее ход в Германии, Франции, Великобритании. Рассмотрим по отдельности истории развития национальных моделей специального образования, системы учреждений для обучения глухих, слепых, умственно отсталых детей на рубеже ХIХ — ХХ вв.

Опыт Германии: единое государство, единый народ, единое специальное образование.

После Тридцатилетней войны Германия вступила в период длительного политического и экономического кризиса. Экономический упадок усугублялся упадком культуры и огрублением нравов. В военно-политическом хаосе немецкой жизни наиболее самостоятельным и сильным к началу XVIII столетия сумело стать Королевство Прусское, королем которого был провозглашен курфюрст Фридрих III (1701). Реформы короля, продолжившие преобразования, начатые Фридрихом II, обусловили последующие кардинальные перемены в устройстве политической жизни страны.

Ученые Германии, разоренной войной и раздробленной на мелкие государства, в ХVIII в. находились под влиянием идей предшествующих столетий. Государственная идеология, консерватизм научной в т.ч. медицинской, мысли, кризис экономики отразились на организации психиатрической помощи. Государственных (как и частных) психиатрических учреждений лечебного типа Германия не имела вплоть до ХIХ века. Существовавшие «дома для умалишенных», являвшиеся, по сути, отделениями при исправительных заведениях, как и монастырские «приюты» выполняли исключительно полицейские функции, не преследуя лечебных целей.

Национальная медицинская и педагогическая практика складывалась преимущественно под идейными знаменами немецкой философии (Г. Лессинг; И. Гете; И. Гердер; Ф. Шиллер). Существенное влияние на немецкую психиатрию оказали идеи Канта и Гегеля о примате философской оценки психических недугов оказали заметное влияние на немецкую психиатрию, носившую умозрительный характер и оторванную от почвы живых наблюдений. Вместе с тем наряду с философской психопатологией в середине ХVIII в. в Германии зарождается врачебная психиатрия. Первая лечебница, организованная в Саксонии в 1811 г., вскоре преобразуется в психиатрическую клинику. Однако до середины ХIХ века большинство психиатрических учреждений напоминало зверинцы, где голые и одичалые больные сидели » в каменных мешках» на цепях.

Немецкая идеалистическая философия определила и суть немецкой педагогики ХVIII столетия. Было сформировано понятие о двух сторонах образования: материальной (усвоение содержания обучения) и формальной (развитие мыслительных операций).

Начало специальному обучению глухонемых в стране было положено врачом В. Кергером и учителем Георгом Рафелем. Он выстроил свою систему в соответствии с рекомендациями И. К. Аммана. Опыт индивидуального обучения Г. Рафель изложил в книге “ Искусство научить глухого и немого говорить” (1718).

Удачливее своих коллег оказался С. Гейнике, автор системы обучения, вошедшей в историю сурдопедагогики под названием «чистый устный метод». С. Гейнике организовал институт для глухонемых, что и произошло в 1778 г. в Лейпциге. Вторая школа для глухонемых открылась через 10 лет в столице Пруссии — Берлине (1788).

В Пруссии, проводившей политику просвещенного абсолютизма, неоднократно предпринимались попытки повсеместного открытия начальных (элементарных) школ; издавались эдикты (1717, 1737) об обязательном обучении детей в возрасте 5 — 12 лет. Общее уложение (1794) закрепило переход Пруссии к государственной школьной системе, с этого момента школы объявляются государственными учреждениями, а их деятельность координируется и контролируется специальными ведомствами. К середине XIX в. многие немецкие земли приняли закон об обязательном начальном обучении, в т.ч. Бавария (1802), Саксония (1805), Пруссия (1819), Гессен (1827), Баден (1834). Благодаря активной деятельности В. Гумбольдта, возглавлявшего в 1809-10 гг. Департамент культов и народного просвещения в Министерстве внутренних дел, был основан берлинский Университет (1810), получило развитие женское образование, открылась сеть учительских семинарий. В дальнейшем семинариям были подчинены открывающиеся школы для глухих детей, а также поручена подготовка кадров для этих школ.

Фридрих Мориц Гилль, прошедший подготовку в Берлинском училище глухих, продолжил дело своих соотечественников. Им был подготовлен ряд учебных пособий, методических руководств для сурдопедагогов, учебников по языку для глухих. Система обучения и воспитания (“естественный метод обучения глухих детей”), предложенная Ф. Гиллем, оказала принципиальное влияние на немецкую сурдопедагогику, определив направление ее развития на многие десятилетия вперед. Преобразования немецкой школы глухих завершил Иоганн Фаттер .

Таким образом, к началу XX века в Германии сложилась национальная научная школа сурдопедагогики; была сформирована сеть государственных учебных заведений для лиц с нарушением слуха; целенаправленно велась подготовка педагогических кадров; издавалась учебная и методическая литература по сурдопедагогике; были разработаны нормативные акты, регулирующие деятельность специальных учебных заведений для неслышащих; для руководства же ими создана соответствующая управленческая структура .

Введение в Пруссии всеобщего обязательного начального образования естественно привело к распространению этого закона на слепых. В 1806 г. немецкий тифлопедагог А. Цейне и В. Гаюи открыли первое учебное заведение для слепых в Пруссии. С момента основания Берлинский институт для слепых был государственным учреждением.

Второе учебное заведение для незрячих в Германии учреждается в Саксонии (1873), а в последующее десятилетие такие школы появляются практически во всех немецких землях.

Получив образование, аномальные дети сделаются полезными гражданами, что, с одной стороны, сократит в будущем расходы государства на их содержание, а с другой — увеличит процент трудоспособного населения.

В мае 1874 г. герцогство получило закон об обязательном обучении слепых и глухонемых.

Устроители специального образования не предполагали, что аномальный ребенок может и должен достичь уровня умственного развития его нормального сверстника. Целью специального обучения незрячего, глухонемого было развитие его способности к самостоятельности и труду. В течение последующих десятилетий в Германии постоянно совершенствовалась структура, организационные формы специального образования, значительно меньше внимания уделялось самому содержанию обучения.

Нередко немецкое государство заботилось о судьбе ребенка больше, чем общество и даже родители. Чтобы семья не препятствовала обучению аномального ребенка по своей косности, скупости или бедности, власти предусмотрели систему штрафов и даже тюремные наказания для нерадивых родителей.

Судьбой глубоко умственно отсталых детей, не подлежавших обучению, занимались приюты для слабоумных. Эти учреждения, как правило, открывались пасторами, а их деятельность строилась на филантропическо-христианских принципах. Первый приют открывается в Вильдеберге в 1835 г. Активисты благотворительных организаций вели большую пропагандистскую работу с населением страны, чтобы привлечь внимание граждан к тяжелой участи слабоумных.

К началу XX в. в Германии существовало уже около 74 приютов, а число, находящихся в них воспитанников достигало десяти тысяч (1899).

Инициатива помощи умственно отсталым детям в Германии принадлежала педагогам, соответственно, проблема решалась в педагогическом плане. В 1803 г. в школе для бедноты города Зайтц открывается особый класс (Nachhilfklasse) для умственно ограниченных детей, где с неуспевающими пять раз в неделю проводились дополнительные занятия по чтению, письму и арифметике. Й. Вайзе не считал, что слабоумный может достичь нормального уровня развития и поэтому не рекомендовал вкладывать в душу ребенка больше того, на что он способен. Оценивая слабоумных детей с позиций их обучаемости, Вайзе разделил их на три группы:

— неспособные к обучению,

— обладающие «спящими» духовными силами,

— способные к обучению и поддающиеся воспитанию.

Педагогическая система Вайзе, уникальный опыт «добавочных» классов будут приняты во внимание государством только во второй половине ХIХ в., когда оно начнет создавать систему специального обучения.

В 60-е гг. в Германии повсеместно открываются народные школы, и вводится обязательное начальное обучение. Введение образовательного стандарта для большого числа детей из малоимущих слоев населения при чрезмерной наполняемости класса (80 — 90 учеников) очень быстро привело к выделению группы стойко неуспевающих и второгодников, т.е. детей с ярко выраженными проблемами в обучении. В эту группу, прежде всего, попадали дети с интеллектуальными нарушениями. В связи с тем, что второгодничество требовало от администрации дополнительных материальных затрат, а отсев из школы увеличивал число антисоциальных элементов, возникла необходимость по-иному организовать обучение неуспевающих детей. Вспомнив опыт школы города Зайтц, ректор начальных школ Гаупт санкционировал открытие «добавочных» классов в Галле (1859), в следующем году аналогичные классы были открыты в Хемнице (1860). В “добавочные”, по сути репетиторские, классы на ежедневные дополнительные занятия направлялись дети из близлежащих начальных школ.

В 1863 г. Карл Керн, выступая с докладом «О воспитании и уходе за слабоумными детьми» на Лейпцигском педагогическом обществе, предложил создать для умственно отсталых специальные школы. Два года спустя на съезде Всеобщего немецкого союза учителей К. Керн и Г. Штецнер основали секцию врачебной педагогики, а чуть позже в Ганновере — Общество содействия воспитанию слабоумных детей. В 1881 г. в Лейпциге начинается отдельное обучение дефективных детей с открытием одного специального класса.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст