Реферат по предмету «Экономика» На тему «Нелегальные рынки тран

Государственное Образовательное Учреждение

Высшего Профессионального Образования

«Челябинский Юридический Институт

Министерства Внутренних Дел России»

(ГОУ ВПО ЧЮИ МВД России)

(Кафедра историко-правовых дисциплин)

РЕФЕРАТ

По предмету «Экономика»

На тему:

«Нелегальные рынки транспортных средств»

Содержание

TOC \o «1-3» \h \z Введение3

1. Нелегальные рынки автотранспортных средств4

2. Способы хищения и сбыта11

Заключение18

Список используемой литературы19

Введение.

В последнее время, в связи с ростом экономики и развития технологий, появляется все большее количество дорогих и престижных автомобилей. Что в свою очередь рождает спрос на такие новинки. А это, в свою очередь, стимулирует развитие незаконного бизнеса в этой сфере. Причем как показывает опыт, этот бизнес становится высокодоходным.

Нелегальная деятельность, представляющая собой запрещенные законом производство и распространение товаров и услуг (например, производство и распространение наркотиков, оружия, проституция, контрабанда), а также деятельность, представляющая собой незаконное получение доходов, несвязанных с производством товаров и услуг (например, рэкет, мошенничество). Этот вид теневой экономики представляет собой прямую угрозу безопасности личности, общества и государства.

Незаконная экономика — это криминальные действия, не связанные с производством любых товаров и услуг, но ведущие к перераспределению национального богатства. Как правило, эти действия не являются добровольными со стороны одного из участников операции. К этой группе операций относятся воровство, грабежи, мошенничество. Применительно к незаконной деятельности необходимо: во-первых, ликвидировать экономические условия, позволяющие и стимулирующие незаконную деятельность, и, во-вторых, выявить ее правоохранительными органами и пресечь.

В своей работе я хочу подробнее рассмотреть такой вид незаконной экономической деятельности, как нелегальные рынки транспортных средств. Эта тема является актуальной сейчас, и я полагаю, что она не потеряет своей актуальности в ближайшем будущем. Кроме того, она интересна еще и тем, что мне, как сотруднику органов внутренних дел, вероятно, придется столкнуться в своей практической деятельности, при раскрытии преступлений, с проявлениями этого нелегального бизнеса.

Нелегальный рынок автотранспортных средств

Высокодоходным и быстроразвивающимся нелегальным рынком является сегодня и международный рынок краденных автомобилей. По прибыльности торговля украденными автомобилями занимает третье место после торговли наркотиками и оружием. Здесь сложились условия, прямо противоположные тем, которые существуют в области торговли наркотиками, т.е. автомобили похищаются из развитых промышленных государств и поставляются элите развивающихся стран или стран, находящихся на переходном этапе. Эта проблема является сегодня острой практически для всех развитых стран.

Например, на территории Гонконга похищаются автомобили дорогих марок и быстро переправляются в Китай на чрезвычайно быстроходных катерах.

В Европе в период с 1989 по 1998 год число краж автомобилей почти утроилось. В 1998 году здесь было украдено приблизительно 3 миллиона машин, и только треть из них была позднее обнаружена и возвращена законным владельцам. Доля похищенных автомобилей, которые находятся в постоянном розыске, в настоящее время превышает 40 процентов, т.е. можно сказать, что именно такое число автомобилей было угнано в другие страны.

В Германии положение с кражами автотранспорта резко изменилось в 1989 году, когда были открыты границы Восточной Европы, и для краденных автомобилей появился новый рынок сбыта. Анализ информации показывает, что большинство похищенных в Германии машин находят своего покупателя в Восточной Европе, а так же в Северной Африке или государствах Персидского залива.

В последние годы в Германии отмечена новая тенденция: большее количество краж относится к дорогим моделям автомашин — Роrshe, Меrсеdes Веnz, ВМW, не старше трех-четырех лет. В считанные часы, украденные машины вывозятся из Германии, наряду с автодорогами используется водный и воздушный транспорт. Широкое распространение получили кражи автомобилей, взятые на прокат. Эти машины перегоняются из Германии специальными курьерами. Часто машины похищаются в результате так называемой «договорной кражи» — владелец автомобиля инсценирует факт кражи, с целью получения страховой компенсации.

В США низкий показатель ареста, уголовного преследования и осуждения угонщиков автомобилей превращает этот вид преступности в процветающее дело, приносящее большие доходы при незначительном риске. Об этом свидетельствуют и результаты расследований, проведенных в принимающих странах: например, в одной из стран Карибского бассейна обследование, которое было проведено представителями различных правоохранительных органов, показало, что примерно один из каждых пяти автомобилей, находящихся в порту в ожидании таможенной очистки, имеет явные признаки того, что он был похищен и переправлен из Соединенных Штатов Америки. Для автомобилей стоимостью свыше 15 000 долл. США этот показатель увеличивается примерно до четырех из каждых пяти автомобилей.

Эта проблема носит серьезный характер и во многих африканских странах. С началом политических преобразований основным районом, куда угоняются похищенные автомобили, стала Восточная Европа. Польша является центральным перевалочным пунктом для их незаконного перегона. Из Польши автомобили перегоняются в республики Балтии или на Украину, в Российскую Федерацию, в район Кавказа или Казахстан. Главную роль в этой конкретной области транснациональной преступности стали играть болгарские и российские преступные группы.

Словакия стала транзитным государством для перегонки транспортных средств, украденных в Западной Европе. Растет число автомобильных краж и в самой Словакии. В 1993 году было украдено 96000 автомобилей, в основном это дорогие марки или автомашины, принадлежащие иностранцам. Через восточную границу машины перегоняются на Украину и далее.

Украденные в Западной Европе машины зарегистрированы практически во всех регионах России. Но особо выделяются регионы Москвы, Санкт — Петербурга, Ростова и Краснодара.

Россия является не только импортером, но и экспортером угнанного автотранспорта. Ныне ежедневно на территории России в среднем регистрируется около 360 краж автомашин, совершаемых в основном устойчивыми преступными группами, имеющими широкие связи с криминалитетом различных регионов России, ближнего и дальнего зарубежья.

Как показывает анализ, большинство хищений автотранспорта предпринимается с целью его продажи (60%), пятая часть (22%) — сбыта агрегатов и деталей, около 18% — для личного использования. В состав преступных групп преимущественно входят лица от 20 до 30 лет, нередко с привлечением подростков. Кражи и угоны машин часто совершаются на парковках у жилых домов, на территориях торговых предприятий, различных ведомств, офисов.

Структура преступных сообществ, специализирующихся на угонах автотранспорта, базируется на строгом распределении обязанностей.

От угонщиков автомобиль поступает на контролируемые преступниками стоянки и гаражи, где квалифицированные мастера либо разбирают его на запчасти, либо перебивают номера кузова, шасси. Следующий этап — изготовление фальшивых документов.

Согласно милицейской статистике, наибольшее количество такого вида правонарушений отмечается в Приморском крае, Свердловской, Самарской, Тюменской и некоторых других областях, а также в Москве и Санкт — Петербурге.

Однако, несмотря на принимаемые меры по профилактике и пресечению хищений автотранспорта, острота данной проблемы не снижается. Данную проблему изучать и знать необходимо по двум основным причинам: во-первых, наши российские преступные группировки все чаще интегрируются с зарубежными; во-вторых, необходимо изучать и перенимать международный положительный опыт решения этой проблемы.

В течение нескольких последних лет проблема краж и незаконного оборота автотранспортных средств, встала с особой остротой во многих странах. В 1996 г. было похищено или угнано: в Германии — 110 тыс., во Франции — 279 тыс., в Великобритании — 509 тыс. в Италии — 305 тыс. автомобилей.

Предпринимаемые меры правоохранительных и других органов, осуществляющих борьбу с данным видом преступлений, оказываются недостаточными, особенно в связи с транснациональным аспектом данной проблемы. Достаточно сказать, что в 1996 г. осталось в розыске: в Германии — 38%, во Франции — 29%, в Великобритании — 46%, в Италии — 49% автомашин. О масштабах преступности, связанной с незаконным завладением автомототранспортных средств, свидетельствуют тот факт, что, по величине прибыли, получаемой от данного вида криминального бизнеса это второй после наркобизнеса вид преступной деятельности.

Так, например в США ежегодный экономический ущерб, причиняемый хищениями автотранспортных средств оценивается суммой, превышающей 7 млрд. долларов. Каждые 20 секунд в стране похищается 1 автомобиль. В Великобритании на долю преступлений, связанных с незаконным завладением автотранспортных средств, приходится от 30 до 45% всех регистрируемых полицией преступлений. Ущерб от краж автомобилей определяется в размере 1,2 млрд. фунтов стерлингов (примерно 1,8 млрд. долларов). Ежегодно страховыми компаниями выплачивается владельцам похищенных автомобилей свыше 700 млн. фунтов стерлингов (приблизительно 1,1 млрд. долларов).

По данным Объединения страховых компаний Израиля, в стране из каждой сотни автомобилей три похищаются. Общий ущерб от этого вида преступления превышает 500 млн. долларов США в год.Практически во всех государствах преступления, связанные с незаконным завладением автотранспортных средств, во всё большей степени становятся сферой деятельности организованных преступных группировок.

Анализ, проведенный ВНИИ МВД РФ совместно с Европейским институтом по предупреждению преступности и борьбы с ней, ассоциированный с ООН (ХЕЮНИ), показал, что общее количество похищаемых и угоняемых автотранспортных средств в 90-х гг. в некоторых, особенно в западно-европейских странах, было подвержено колебаниям, как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения. Например, в Германии в течение 1992-1993 гг. наблюдался рост краж автотранспортных средств, а начиная с 1993 г. количество данных преступлений уменьшилось почти на 23%. Устойчивое увеличение количества похищаемых автотранспортных средств было отмечено в пяти европейских странах (Австрия, Беларусь, Израиль, Латвия, Молдова). В восточно-европейских странах наблюдается преимущественно рост автотранспортной преступности, что отчасти связано с изменениями в порядке сбора статистики, развитием ситуации, отличающейся от Западной Европы.

О размерах этого транснационального преступления свидетельствует тот факт, что с начала 1998 года по настоящее время на территории России обнаружено около 7 тыс. автомобилей, похищенных в других странах. В среднем во всех европейских странах среди похищенных автотранспортных средств около 40% автомашин не разыскиваются. Наиболее низкий процент обнаружения похищенных автотранспортных средств на момент исследования были отмечены в Белоруссии, Хорватии, Эстонии, Греции, Латвии, Литве, Молдавии, Люксембурге, Словении. Здесь следует отметить. что все вышеназванные страны имеют относительно небольшой парк автомобилей. Исключительно небольшой процент разыскиваемых автотранспортных средств (менее 10%) наблюдается в Македонии и Финляндии.

В большинстве государств не имеется специальной статистики, которая бы учитывала страны, где найдены похищенные автотранспортные средства. Вместе с тем, анализ свидетельствует, что только очень незначительное число похищенных автомашин (2-4%) может быть обнаружено, если преступники вывезли их за пределы страны. Пожалуй, исключение составляет Австрия: до 20% найденных автотранспортных средств возвращаются владельцам из-за границ этой страны.

Как показало исследование, маршруты, используемые для переправки похищенных автомашин, главным образом, проходят с запада на восток. В целом, выделяются следующие пути перегона:

балканский маршрут — похищенные автотранспортные средства перегоняются из западноевропейских стран в балканские страны или через них далее на Ближний Восток;

итальянский маршрут — похищенные автомашины либо перегоняются из западноевропейских стран через Словению и Италию в Восточную Европу (на балканский маршрут), либо перевозятся из Италии в Албанию и Грецию и далее на балканский маршрут;

центрально-европейский маршрут — похищенные автомобили перегоняются из стран Западной Европы через Польшу, Чешскую республику или Венгрию в страны СНГ;

морской путь — похищенные автомашины перевозятся из Западной Европы или по Средиземному морю на Ближний Восток, или по Атлантическому океану в Африку, а также на Дальний Восток и в Австралию;

испанский маршрут — похищенные автотранспортные средства перегоняются из западноевропейских стран в Северную Африку через Испанию;

северный маршрут — похищенные автомобили либо перегоняются, либо перевозятся на пароме, главным образом, из скандинавских стран и Германии, напрямую или через Финляндию, в прибалтийские страны и Российскую Федерацию.

Причинами, способствующими или провоцирующими кражи автомашин, являются высокая прибыльность криминального автобизнеса и минимальный риск задержания или привлечения к уголовной ответственности. Ключевым фактором, облегчающим изъятие, сокрытие и реализацию краденных автомашин считается фактор «обособленности» государств при «размытости» государственных границ (сложные национальные процедуры, незнание особенностей другого государства, отсутствие заинтересованности стран в розыске «чужих» автомашин и т.п.). Иными при- чинами являются: низкий уровень технической защищенности от похищения автотранспортного средства, неодинаковый уровень жизни различных государствах и т.п.

Способы хищения и сбыта

Несмотря на это во всех странах распространенные такие характерные способы хищения и сбыта автотранспорта.

Основные среди них:

инсценирование кражи с последующим получением вознаграждения и страховой выплаты — владелец страхует автомобиль на максимальную сумму, договаривается с сообщниками о его «краже», нередко сам транспортирует его в место, откуда его выгоднее переправить в другую страну, через достаточное время после кражи заявляет о случившемся в правоохранительные органы;

хищение и сбыт автомашин по подложным документам — весьма часто документы подделываются без материальных следов подделки, при участии лиц, работающих в регистрационных подразделениях, правоохранительных органах, при участии преступных групп разных стран, что затрудняет их своевременное выявление;

в некоторых случаях автомобиль переправляется через границу лишь с измененными знаками; изменение номерных реквизитов автомобиля — краденный автомобиль снабжается документами аварийного автомобиля или номера похищенного автомобиля подгоняются под поддельные документы;

фальсификация кредитно-денежных документов — покупка транспортного средства путем предъявления чека, не имеющего покрытия, покупка автотранспорта в кредит с последующим вывозом автомашины из страны и др.

В настоящее время в большинстве стран данные о бывшем или новом владельце автотранспортного средства проверяются при регистрации, постановке на учет. Вместе с тем, в ряде стран такая проверка проводится только тогда, когда у компетентных органов имеются подозрения в отношении автотранспортного средства или владельца, или же проверяются данные личности только нового владельца. Личные данные в связи с регистрацией не проверяются в Дании, Англии, Уэльсе, Греции, Исландии, Испании, Турции.

Существуют значительные различия в количестве и качестве используемых средств защиты документов, поскольку на международном уровне данные документы не унифицировались.

На Кипре, в Греции, Исландии, Израиле регистрационные документы не имеют никаких средств защиты. Обычно же в мировой практике используется одно или более средств защиты. Наиболее часто используются водяные знаки, ультрафиолетовые элементы, также используется машиночитаемая печать (штрих-код), особая бумага, специального вида печати и т.п. Процедура регистрации краж и угонов автотранспортных средств в целом одинакова для многих европейских стран.

Обычно создаются национальные автоматизированные базы данных по разыскиваемым автотранспортным средствам, исключая Данию и Кипр, имеющих неавтоматизированные системы учета. Помимо национальных учетов, в некоторых странах, имеются региональные или местные базы данных.

Сведения, которые заносятся в национальные базы данных по разыскиваемым автотранспортным средствам, носят, в основном, одинаковый характер во всех странах: в базу данных вводится имя и адрес владельца, код VIN, цвет и марка автомашины, место преступления. Исключение в этом отношении составляет Финляндия, т.к. данные по адресам владельцев поступают из другого источника. Очень часто в учеты вносится больший объем информации, чем указано выше. Такая информация может включать дату и время совершения преступления, номерной знак автотранспортного средства, год выпуска, обстоятельства совершения преступления, способ совершения преступления, информацию об органе, проводящем уголовное расследование.

Во всех странах полиция имеет практически ничем не ограниченный доступ к данным, содержащимся в учетах по автотранспортным средствам и их розыску.

По степени допуска к учетам страны могут быть разделены на две категории: а) страны, где эти данные предназначены только для служебного пользования; б) страны, где население имеет ограниченный доступ к данным о разыскиваемом транспорте.

Проблема незаконного оборота автотранспортных средств как на национальном, так и на международном уровне имеет как положительные так и отрицательные факторы, связанных как с деятельностью правоохранительных, так и иных государственных и общественных органов, а также с действующим законодательством.

Международным сообществом предпринимаются попытки устранить имеющие место проблемы в международной борьбе с незаконным завладением и перемещением в другие государства автомототранспортных средств, в том числе и на региональном уровне. В частности, на Варшавской международной конференции по борьбе с кражами и незаконному обороту автомототранспортных средств (2-3 декабря 1996 г.) были выработаны рекомендации, которые нашли свое отражение в Типовом соглашении по вопросу угнанных и незаконно присвоенных транспортных средств. Рекомендации затем были одобрены участниками Московской международной конференции «Международное сотрудничество в борьбе с кражами и незаконным оборотом автотранспортных средств» проходившей 28.02. — 2.03.1997 г.

Укрепляется взаимодействие правоохранительных органов европейских стран по вопросу возврата похищенных автомашин. Первой предпосылкой явилось подписание в апреле 1999 года соглашения о возврате похищенного или присвоенного автотранспорта между правительством Российской Федерации и Королевства Швеции, после ратификации которого началась наработка практического механизма решения этого вопроса.

Следует отметить, что в данном виде преступления наиболее ярко можно отследить чаще всего выделяемые специалистами признаки организованной преступности. Это, прежде всего, чёткое распределение ролей между их членами от изучения спроса и предложения на автомобильном рынке до непосредственной кражи и перегона похищенных автомобилей, их сокрытия, изготовления поддельных регистрационных и иных документов, легализации похищенных автотранспортных средств и их сбыта или демонтажа и сбыта в виде деталей.

Размах преступной деятельности некоторых групп весьма значителен и поражает воображение не только обывателя, но и полицейских-специалистов. Например, несколько лет назад в Израиле проведены судебные рассмотрения дела по группе, обвиняемых в угонах, демонтаже и продаже снятых с похищенных автомобилей деталей. Один из руководителей этой подпольной структуры признался, что в течении двух лет группой похищено и перепродано оптовым торговцам в виде запчастей 7020 автомобилей. Ежедневно группа похищала и разукомплектовывала практически до основания 10-12 автомобилей. С момента получения заказа и до поставки запчастей с похищенных автомобилей заказчикам проходило 1-2 дня. Вызывает удивление скорость, с которой разбираются автомобили. Полицией Великобритании отмечен случай, когда группа из 7 человек аккуратнейшим образом полностью разобрала на детали автомобиль марки «Nissan Bluebird» за 90 минут.

Следует отметить, что значительная доля похищенных автотранспортных средств похищается изначально с целью их дальнейшей переправки в другие государства, что в частности свидетельствует о высокой доле транснациональной составляющей данного вида преступности. Представляется, что наряду с общими причинами разрастания масштабов транснациональной преступности, которыми являются возможности минимизировать возможности обнаружения и привлечения к уголовной ответственности, для транснациональной преступности, специализирующейся на противоправном завладении автотранспортных средств целью их дальнейшей переправки в другие государства является недостаточная насыщенность авторынков некоторых государств. Это в том числе подтверждается всплеском краж автомобилей в странах Западной Европы, который приходится на 90-е годы, как были открыты границы в со странами Восточной Европы.

По оценкам полиции ФРГ, нелегально похищенные автомобили сотнями и тысячами стали переправляться через границы своим ходом, в контейнерах, трейлерах и в некоторых случаях даже самолётами.В начале 90-х годов в Европе было заявлено о хищении около 1,5 млн. автомобилей. Уже в 1993 году число краж автотранспортных средств на Европейском континенте достигло 2 млн. Однако рост преступных посягательств на автотранспортных средств отмечался не во всех странах и не все годы одинаково.

О масштабах преступных посягательств, свидетельствует соотношение объявленных в розыск автомобилей и общего количества зарегистрированных автотранспортных средств. Так, из каждой тысячи находящихся на учёте автотранспортных средств в 1993 году были похищены 22 автомобиля в Великобритании, 17 — в Дании, 14 — в Ирландии, 11 — в Швеции, по 8 — в Норвегии и Словацкой Республике, 7 — в Бельгии, по 5 — в Финляндии и Польше, по 4 — в Испании и Хорватии, 3 — в Швейцарии.

Если, например в начале 90-х годов увеличение числа краж автотранспортных средств составило в Польше около 70 %, в ФРГ — 50%, в Люксембурге — более 40 %, в Бельгии — на 25%, то в Нидерландах рост данной категории преступлений составил 15 %, в Испании — 6 %, в Бельгии — около 4 %, в Норвегии — на 1,5 %, во Франции — на 0,8 %. Однако к середине 90-х годов темпы роста преступности связанной с хищениями автомобилей во многих европейских государствах несколько снизились. В Португалии — на 27,5%, Швейцарии — на 11,6%, Финляндии — на 3,5%, Польше — на 22%.

Общей для всех стран проблемой остается низкая раскрываемость преступлений, связанных с незаконным завладением автотранспортных средств.

Например, в начале 90-х годов правоохранительными органами не было найдено в Болгарии почти 84% объявленных в розыск автомобилей, Словацкой Республике -81%, Словении — 71%, Хорватии — 67%, Бельгии — 58%, Италии — 55%. Любопытным представляется изменение состояния раскрываемости этой категории преступлений в Великобритании. Одновременно с сокращением числа краж автомобилей снизилась их раскрываемость. Если 5 лет назад полиции удавалось обнаружить 65-70 % похищенных автотранспортных средств, то в настоящее время — всего 50-55 %. Мы не располагаем информацией об исследовании данного обстоятельства, но можно предположить, что это связано с тем, что похищенные автотранспортные средства перемещаются в другие государства. Наиболее благополучная ситуация с розыском похищенных автомобилей сложилась в Скандинавских странах. В 1993 году доля не обнаруженных автотранспортных средств от общего числе похищенных машин составила примерно 2% в Норвегии, 7% — в Швеции и 16 % — в Финляндии.

Представляется, что такая динамика преступлений, связанных с незаконным завладением и переправкой автотранспортных средств в другие страны ярко демонстрирует зависимость состояния того или иного вида преступлений от ряда экономических, социальных и иных причин. Автомобили из Западной Европы хлынули в Восточную Европу. При этом, наряду со старыми — читай «дешевыми» автомобилями рынок стал поглощать также относительно дешевые краденые автомобили. Их дешевизна обусловлена, прежде всего, их криминальным способом смены владельца. При этом одной из основных причин роста именно краж, связанных с последующей их переправкой через границу.

Последующее снижение масштабов незаконного завладения автомототранспортными средствами объясняется постепенным насыщением рынка автомобилей в государствах стран Восточной Европы. Однако актуальность данной проблемы не снизилась, так как изменились мотивы совершения данной категории преступлений. Автомобили стали похищаться целевым способом, под конкретного покупателя. В связи с этим стали похищаться более дорогостоящие автомобили. Исследований по данному направлению пока нет, но можно предположить, что размеры причиняемого ущерба снизились не пропорционально снижению количества похищенных автомобилей. То есть преступный промысел, связанный с незаконным завладением автотранспортных средств, с целью их последующей переправки в другие государства, остается не менее привлекательным для транснациональной преступности.

Заключение

Таким образом, получаем, что данный рынок автотранспортных средств, с каждым годом привлекает все больше участников. И как бы с одной стороны не казалось ,но в данном рынке задействовано много людей и компаний ,которые получают доходы от этого рынка.

Следует отметить, что для России характерно то, что в 70-х годах освещались некоторые особенности борьбы с преступными посягательствами этого вида в связи с изложением общих положений борьбы с кражами, грабежами, разбойными нападениями, то есть данная проблема рассматривалась факультативно. В 80-х годах предупреждение или раскрытие преступлений в данной сфере имели разрозненный характер и рассматривались самостоятельно вопросы угонов автомашин, разбойных нападений на водителей такси, краж автодеталей и т.д. В 90-х годах произошло резкое увеличение числа преступных посягательств, связанных с автотранспортом, разнообразных по способу хищений и легализации похищенных автомобилей. К середине 90-х эта тенденция обострилась, стала рассматриваться в качестве одного из основных направлений деятельности организованной преступности.

При этом следует отметить, что для России характерно то, что кражи автотранспортных средств не получили такого широкого международного распространения. В последние годы, Россия, стала местом активного розыска автомототранспортных средств, похищенных в других государствах.Библиографический список

Журнал Слово №10, октябрь 2007, стр.15-23

Журнал ABC №11-12, 2007 год, стр.4-7

Официальный сайт информирования автовладельцев о состоянии преступности в сфере нелегального автомобильного бизнеса, об особенностях краж и угонов автотранспорта. akamed.narod.ru/noname4.htm

PAGE

PAGE 3