Реферат по нескольким источникам. Подготовка к контрольному дикт

Учитель средней школы №24 г. Алчевска (Луганская обл.) Л.Н. Стрелкова просит рассказать о современном опыте проведения уроков развития письменной речи в старших классах. На наш взгляд, очень перспективными являются материалы И.Л. Челышевой, которые любезно предоставлены Издательской группой «Основа» (Харьков, HYPERLINK «http://WWW.OSNOVA.COM.UA» WWW.OSNOVA.COM.UA).

Челышева И. Л. Все уроки русского языка. 10 класс. Для школ с обучением на русском языке. — Х. : Изд. группа «Основа», 2010.

Тема. Реферат по нескольким источникам. Подготовка к контрольному диктанту

Цели: обновить в памяти учащихся правила работы над рефератом, нормы его оценивания; продолжить работу над грамотностью учащихся в плане подготовки к контрольному диктанту; обобщить однотипные правила, тренировать умение их применения; воспитывать у учеников самостоятельность, ответственность.

Оборудование: (РМ) «Алгоритм работы над рефератом» (на парту), «Оформление реферата, критерии оценивания» (на парту).

Ход урока

I. Опрос по домашнему заданию

1. Слушание и оценивание текстов научного стиля с заданными словами и словосочетаниями

2. Выборочная проверка работ учащихся достаточного и среднего уровня

II. Постановка целей и задач урока

Учитель. Сегодня нам предстоит вспомнить основные правила работы над рефератом по нескольким источникам. Эти знания будут необходимы при выполнении домашней работы. Кроме того, на уроке мы повторим орфографические правила, потренируемся в их применении на практике перед предстоящим контрольным диктантом.

III. Работа по теме урока

1. Беседа

• Что такое реферат?

• В каком стиле пишется реферат?

• Какие правила оформления реферата?

2. Запись в тетрадях

Учитель. Реферат должен состоять из 3-х частей:

• Вступления, в котором раскрывается актуальность темы, история вопроса, связь с современностью;

• основной части;

• заключения, где подводятся итоги, указываются вопросы, раскрытые более или менее полно, и те вопросы, которые требуют дальнейшей работы.

3. Работа с карточкой «Алгоритм работы над рефератом»

Алгоритм работы над рефератом

1. Определить цель написания.

2. Выяснить с помощью каталогов, какая литература имеется по теме реферата.

3. Составить ее список.

4. Обработать литературу, т. е. прочитать (выборочно или полностью), сделать закладки и выписки.

5. Определить, совпадают ли мнения разных авторов.

6. Выяснить, совпадает ли ваша оценка с мнением авторитетных людей.

7. Для раскрытия темы выбрать наиболее яркие факты.

8. Составить план реферата.

9. Все термины, использованные в реферате, требуется обязательно объяснить в специальных сносках или в самом тексте.

10. Объём работы не должен превышать 20 печатных страниц.

Языковые клише, которые следует вводить в реферат

Книга (исследование) посвящена теме (проблеме, вопросу)…

В книге… рассматривается (что?), идет речь (о чем?), дается оценка (чего?), анализируется (что?), обобщается (что?), дана точка зрения (на что?)…

Выводы: 1) Автор пришел к выводу… .

2) В конце можно сказать… .

3) Обобщая сказанное… .

11. Должна наблюдаться целостность, связанность, завершенность, объективность ценной информации, логичное её изложение.

4. Работа с РМ по оформлению и оцениванию реферата

Оформление реферата

1) Реферат должен быть написан четко и аккуратно или напечатан.

2) В нём должны соблюдаться правила оформления цитат, эпиграфов, единство стиля.

3) Реферат пишут на одной стороне листа, поля — с левой стороны.

4) Титульный лист оформляется по стандарту:

• вверху — название школы;

• ниже — тема;

• справа под темой — Ф.И.О. автора работы, Ф.И.О. руководителя;

• внизу — место (город) и год написания.

5) Второй лист — это план (содержание) работы.

6) Последний лист — список использованной литературы (библиографического материала) с выходными данными (3–5 источников).

Критерии оценивания реферата

№ п/п

Содержание

Баллы

1

Соответствие содержания теме реферата

+1

2

Глубина

+2

3

Объем

+1

4

Общее оформление (наличие иллюстративного материала, компьютерный набор (или аккуратность написания))

+ 2

5

Наличие плана в реферате

+ 1

6

Правильное оформление лицевого листа

+ 1

7

Правильное оформление списка использованной литературы

+ 1

8

Объем библиографического материала

+ 1

9

Соблюдение норм литературного языка

+ 2

Примечания

Оценка

Используя советы работы над рефератом по нескольким источникам, выберите тему из предложенных и дома напишите реферат.

На следующем уроке нас ожидает контрольный диктант. Чтобы работы были грамотными, сегодня повторим правила орфографии, объединив их в сводные таблицы.

5. Повторение написания ь в различных частях речи

Ь пишут

Ь не пишут

Именные части речи

Именные части речи

Имя существительное

3 скл, ж. р.:

мышЬ;

брешЬ;

сушЬ

Числительные

от 50 до 80;

от 500 до 900

@Рис. Ь

пятЬдесят;

восемЬсот

Имя существительное

1, 2 скл.:

нет туч;

товарищ

Имя прилагательное

краткие:

линоч;

тощ;

хорош

Общее

-чк-, -чн-, -нщ-, -рщ-

тучка;

точный;

банщик

Глагол

Наречие

2 л. ед. ч.:

умываешЬся;

пишешЬ

н. ф.:

волноватЬся;

стричЬ;

стричЬся

Повел. накл.:

представЬ;

представЬте;

отрежЬ;

намажЬте

уж;

замуж;

невтерпеж

Наречие

Глагол

оканчивающиеся на Ш, Ч:

настежЬ (искл.);

вскачЬ;

сплошЬ;

прочЬ

3 л. ед. ч.:

учатся у кого-то

Частица

Предлог

лишЬ;

бишЬ;

вишЬ

меж;

промеж

Отглагольное междометие

слышЬ

• Как вы считаете, какие частицы из приведенных выше не будут использоваться в научном стиле? Почему? (Вишь, бишь — из разговорного стиля)

IV. Закрепление

1. Словарный диктант

Привлечь биологов, развиваться постоянно, пятьдесят тысяч метров, от экологических ниш, в 1987 году, приходится учиться, глубинных толщ, важна изменчивость, на глубине в 1590 метров, представьте себе, по-видимому, опускаются, лишь один пример, время раскачки, как обычно, конечно, думаешь над идеей.

• Какой будет тема текста, в котором можно использовать данные слова?

• На какие правила орфографии этот диктант?

2. Объяснительный диктант (текст в научном стиле)

Уроки научного спора

Что мы знаем о природе научной полемики, о ее культуре и исторических формах? Почему возникают научные споры? Какими мотивами и установками надлежит руководствоваться в научном общении и труде?

Помощь в разрешении данных вопросов оказало издательство «Наука», выпустив в свет сборник «Роль дискуссий в развитии естествознания». Несмотря на сравнительно скромный объем — всего 250 страниц — книгу можно назвать малой энциклопедией о культуре и этике научного спора.

(Из журнала «Наука и жизнь»)

• К какому стилю относится данный текст?

• Определите его жанр.

• Какие синтаксические конструкции вам встретились в тексте?

• Какие в связи с этим правила постановки знаков препинания вы вспомнили?

• Подчеркните в тексте слова на повторенные сегодня орфограммы.

V. Итог урока

• С каким материалом и для чего мы сегодня работали?

• Что повторили?

VI. Домашнее задание

1. Теория по учебнику.

2. Повторить орфограммы.

3. Написать реферат по нескольким источникам, использовав памятки, подобрав самостоятельно литературу, на одну из предложенных тем:

«Научный стиль в жизни школьника»;

«Речевые ошибки. Их классификация. Примеры»;

«Использование научного стиля в художественных произведениях»;

«Всё о жанрах научного стиля».

VII. «На закуску»

Ь создаёт слова

Возьмём ряд слов: тол, угол, вес, ел, ясен, дан. Присоединяя к ним Ь, получим новые: толь, уголь, весь, ель, ясень, дань. Что же произошло? Как мог Ь, не обозначая никакого звука, образовать совершенно новые слова?

При помощи Ь можно также «перевести» слово из одной части речи в другую. Так, если к существительным состав, бурав, трон, удар добавить Ь, то образуются глаголы. Если от глаголов стань, примерь, жарь отбросить Ь, то образуются существительные.

Чем в фонетическом отношении отличаются эти слова?

Вторая «служба» Ь

Известно, что Ь не имеет никакого звука, но он не напрасно входит в нашу азбуку. Ь помогает нам на письме обозначить мягкость соседнего звука. В. И. Даль, составитель «Толкового словаря живого великорусского языка», писал, что Ь придаёт согласному самое тонкое, мягкое звучание (братбрать, елель, конконь).

Но этим не ограничивается работа Ь в нашем алфавите: у него есть ещё одна «служба». Ь пишется для того, чтобы не сливать в произношении согласных звуков с гласными, он разъединяет их, разделяет, поэтому и называется знаком разделительным. В этой «службе» Ь имеет верного помощника. Им является Ъ.

• Приведите примеры! («Тайны родного языка»)

Тема. Официально-деловой стиль: сфера применения, функции, стилевые черты

Цель: расширить знания учащихся по сфере применения, функциям официально-делового стиля, раскрыть его стилевые черты; работая с документами, прививать навык владения официально-деловым стилем; воспитывать собранность, ответственность в работе с документацией.

Оборудование: (РМ) «Классификация документов»; образцы деловых бумаг для работы в группах (на парту).

Ход урока

I. Опрос по домашнему заданию

1. Проверка устного высказывания публицистического стиля

на тему «Выдающиеся ученые-русисты»



Страницы: 1 | 2 | Весь текст