Реферат по информатике тема Блоги

Реферат

по информатике

тема: Блоги.

Выполнено:

Вероника Эртель

Таллинн, 2009.

За последние пятнадцать лет виртуальный мир интернета стал неотъемлемой частью реальной жизни. С увеличением «населения» этого мира возникают и новые способы существования в нем. Очевидно, что разные сервисы, такие как электронная почта, чаты, форумы, предлагают своим пользователям разные формы самовыражения. И с этой точки зрения, наибольшие возможности предоставляет персональная страница, поскольку она, как правило, и создается для того, чтобы рассказать о своем авторе.

Что такое персональная страница? Это сайт, размещенный во всемирной паутине, рассказывающий о своем владельце, часто о его биографии, интересах, увлечениях, хобби. Там могут быть размещены фотографии, рисунки или другие продукты творчества. До появления хороших поисковых сайтов, таких как Google, Yahoo, Яндекс, Rambler, на персональных страницах размещали интересные ссылки, они были своего рода «записными книжками» интернета. Однако у персональных страниц была существенная

проблема – непосещаемость. Как уже сказано, поисковые машины были еще не развиты и возможность поиска персональных страниц была довольно ограниченной. И такие персональные страницы, созданные, чтобы рассказать о своем владельце, на деле почти

никому ничего не рассказывали и становились, «фан-клубом самого себя для себя

одного». Кроме этого, для создания персональных страниц необходимы хотя бы минимальные навыки программирования в интернете. Видимо, именно ответом на эти проблемы стало появление блоговых систем. Блоги – изобретение 90-х, сочетающее плюсы других средств удаленной коммуникации.

Блог — это личный сайт пользователя, доступный общественному просмотру и состоящий из регулярно обновляемых записей, изображений и мультимедиа. Предполагает полемику читателя с автором.

У блогов есть несколько кардинальных отличий от обычных персональных страниц.

Во-первых, блоги создаются очень быстро, буквально за пять минут, без использования навыков программирования или дизайна.

Во-вторых, такие системы объединяют огромное количество блогов, отчасти решая вопрос непосещаемости. В этих системах налажена функция поиска среди блогов, а также существует возможность устанавливать взаимные ссылки между интересными блогами, что создает целую социальную сеть.

В третьих, блоги предполагают более обширные возможности для общения их авторов, чем персональные страницы, например, возможность комментирования отдельных записей.

В четвертых, блог имеет заранее заданную структуру, помогающую в нем ориентироваться, одинаковую для всех пользователей, что так не очень удобно. Видимо, вследствие этих причин блоги стали постепенно вытеснять обычные персональные страницы. Между тем блог является своего рода эволюционировавшей персональной страницей, и причина его создания остается неизменной – рассказ о своем авторе. В блоге большая часть информации выглядит как «публикация своих мыслей, ссылок на ресурсы Сети, изображений и другой информации, упорядоченной в хронологическом порядке, когда наиболее свежие новости находятся вверху страницы». Такая структура делает его похожим на личный дневник, отсюда и название – виртуальный дневник.

На сегодняшний день одной из наиболее популярных систем

блогов является Livejournal. Наибольшую популярность эта система имеет в Америке (4 млн пользователей), а на третьем месте, после Канады, находится Россия (240 тыс. пользователей). Что касается половозрастной структуры LJ в целом, то согласно официальной статистике, среди пользователей 24% мужчин, 51% женщин и 25% не указали свой пол, распределение возрастов пользователей выглядит следующим образом: самые молодые авторы дневников – 13-летние, но их сравнительно немного. Самая многочисленная группа – молодежь в возрасте от 17 до 24 лет. Для российских пользователей LJ стал одним из наиболее популярных сайтов и самым популярным блогом. Он используется не только как приватный или публичный дневник, но и как средство социализации, способ получения информации и новостей, способ приобретения новых друзей, место дискуссий и создания совместных проектов. ЖЖ предоставляет две основные возможности «деятельности»: любой человек, зарегистрированный в системе, может писать сообщения в своем дневнике или в сообществе, или комментировать сообщения других пользователей. У каждого пользователя системы есть имя – ник (nick-name) – и возможность разместить на специальной странице некую информацию о себе: возраст, город и страну проживания, пол, название учебного заведения, биографию,

картинку или фотографию. Естественно, что практически сразу после появления такая система привлекла внимание исследователей (Herring, Scheidt, Wright, Bonus, 2003; Weissglass, Davis, 2002), однако исследований русскоязычной части Livejournal практически нет, и это несмотря на то, что русский язык – второй по популярности среди пользователей после английского. Евгений Горный опубликовал обзор: Russian LiveJournal: The national specifics in the development of a virtual community (Gorny, 2004), где сравнивал российскую и мировую аудиторию LJ. Согласно его исследованиям, ЖЖ (русскоязычный LJ) значительно отличается от LJ в целом. Различия состоят в

следующем:

1) больший средний возраст,

2) преобладание взрослых специалистов (людей, имеющих специальное образование),

3) содержание дневников чаще состоит из серьезных дискуссий,

4) высокая степень связанности дневников (бoльшее количество социальных связей, т. е. друзей),

5) важное значение придается чтению чужих журналов, оно зачастую превалирует над желанием вести собственный,

6) ЖЖ оказывает серьезное влияние на другие сферы жизни.

Автор объясняет это социально-экономическими условиями, определяющими возможность доступа в интернет. Таким образом, русскоязычное сообщество получается старше, серьезнее и интегрированнее, чем LJ в целом (Gorny, 2004). Теперь закономерно встает вопрос: какую функцию выполняет ЖЖ и в чем «секрет» его популярности, ведь количество пользователей увеличивается с каждым днем. Японский социолог Каваура считает, что интернет-дневники удовлетворяют потребность в самовыражении через самораскрытие (Kawaura Y., Kawakami Y., Yamashita, K. (1998). Этого же мнения придерживаются и другие ученые, например, Даниэль Чендлер. Согласно его позиции,

блоги (а в нашем случае дневники) служат для ответа на вопрос «Кто Я?» (Chandler, 1998).

Что же такое блог?

Во-первых, блог – информация о себе, которую автор (создатель блога) может варьировать по собственному усмотрению. «В интернете никто не знает, что ты собака» – этот популярный афоризм соответствует действительности лишь отчасти. Он, безусловно, подходит для «ситуаций общения»: чатов, форумов, MUD’s и других. Однако, когда человек создает персональную страницу с целью рассказать миру о своем существовании, представляется, что уж если он размещает о себе какую-то личную информацию, то она скорее всего будет соответствовать действительности. Поскольку у автора есть возможность практически полностью контролировать содержание своего сайта, то, скорее всего, он просто опустит некоторую информацию, чем будет ее искажать.

Во-вторых, у любого сайта есть содержимое, та информация в виде текстов, изображений, ссылок, анимации, ради публикации которой и была создана страница. Если обратить

внимание на историю существования домашних страниц, то можно увидеть как менялось содержимое. Сначала, до появления удобной системы поисковых машин, на таких сайтах размещали в основном ссылки, которые тем или иным путем нашел автор, т. е. Домашняя страничка служила средством обмена информацией. С появлением «поисковиков», таких как yahoo, google, altavista, а в русском интернете yandex, rambler и других, количество ссылок стало резко снижаться, зато вместо этого возросло количество личной информации. И сейчас самый распространенный вид блогов – это упорядоченные во времени записи (сверху – самые свежие), как правило, относящиеся к личности хозяина страницы, к его жизни, к деятельности самой персональной странички (информация об обновлениях), т. е. большинство персональных страниц информативно-оринтировочная функцию сменили на функцию предоставления информации о себе в той или иной форме.

В-третьих, домашние страницы в большинстве случаев предполагают какие-либо способы взаимодействия автора и посетителей, будь то чат, форум, гостевая книга или какой-нибудь другой способ. И кроме этого, современные персональные страницы предполагают ссылки на «дружественные» блоги. Таким образом и стали появляться «конгломераты» блогов. Блоги существуют для связи с друзьями и знакомыми, для публикации записей о себе и обо всем на свете. Посты, как правило, – это неформальные, часто противоречивые, иногда очень личные, относительно короткие тексты, независимо от того, какой темы они касаются. Основными темами записей являются события из жизни,эмоции, размышления и результаты творчества, таким образом персональные странички все больше начинают быть похожими на дневники (исследование персональных страниц в сравнении с бумажными дневниками и обоснование их сходства – социолог Kawaura, Kawakami, Yamashita 1998). Да и сами пользователи называют их дневниками.

В последние годы прошлого века стали появляться системы, предлагающие создавать блоги очень просто и быстро, буквально за несколько минут без каких бы то ни было специальных знаний. При этом у подобных систем было еще одно огромное достоинство, с точки зрения пользователя: эти системы объединяли в единую сеть огромные количества блогов, т. е. фактически решали проблему «непосещаемости», столь характерную для персональных страниц первой волны. А включенные в систему блоггеры получали не только возможность иметь постоянную аудиторию, но и быстро и просто находить знакомых, пользуясь поиском внутри системы. Благодаря этим и некоторым другим особенностям, блоговые системы постепенно замещают одинокие персональные страницы и становятся все более и более популярными.

LiveJournal является интернет-сайтом, где зарегистрированные пользователи могут создавать и вести виртуальные дневники или блоги. Он основан на открытом коде, очень простом в использовании. Он предоставляет такие возможности, как выбор языка интерфейса, выбор одного из существующих стилей оформления дневника (иногда – создание собственного стиля), возможность загрузить картинки, специальные иконки для

отображения настроения пользователя, а также возможность указать, какую музыку слушает автор в момент написания поста. Пользователь может обновлять свой журнал с любой частотой.

Доступ к записям имеет 3 уровня защищенности: для всех (запись может прочитать любой зашедший на сайт человек), только для друзей (для всех друзей или выборочно) и только для себя. Стоит отметить, что второй и особенно третий уровень безопасности существенно осложняет исследование дневников, так как «закрытые» записи невидимы и поэтому ускользают от исследователя. Сам зарегистрированный пользователь может писать в свой журнал или в сообщество (аналог форума), читать и комментировать записи других пользователей и отвечать на комментарии других.

Интеграция личных журналов делает LJ большим, чем просто инструментом создания блогов, а «блогосферой» – Сетью взаимосвязанных блогов. ЖЖ – это не только пространоство для индивидуального самовыражения, но еще и мощный инструмент для создания сообществ и образования плотной социальной Сети.

Структура ЖЖ позволяет легко создавать виртуальные сообщества разных типов – от френд-ленты (записи других пользователей, которые автор занес в список друзей и которые можно читать все вместе) до модерируемых (или немодерируемых), открытых или закрытых сообществ, посвященных какой-либо теме. Кроме того, если на Западе в контексте «революции блогов»,

ЖЖ – только одна из многих систем (и ни в коем случае не главная), то в России, благодаря своей мировой популярности и недостатка информации о других системах, LJ стал синонимом слова блог и говоря о блогах вообще, имеют в виду, как правило, именно ЖЖ.

Следует отметить, что структура дневника в ЖЖ является одинаковой и поэтому знакомой для всех пользователей – следовательно, в такой системе проще ориентироваться. Из-за унифицированности системы, остается немного способов выделиться из массы других дневников: выбор имени, выбор дизайна (форм дизайна ограниченное количество, однако цветовой диапазон пользователь выбирает самостоятельно), выбор аватара (картинки, представляющей автора) и, наконец, собственно содержание дневника. На первый взгляд кажется, что у человека, ведущего виртуальный дневник в системе LJ, меньше возможностей для самопрезентации или, по крайней мере, они ограничены. Но, если взглянуть на эту ситуация с позиции «публичности», то преимущества этой системы становятся явными: благодаря большому количеству связей между пользователями и интенсивному общению появляется новый способ самопознания – обратная связь других пользователей, чего, как правило, не хватает обычным блогам. Не случайна в этом свете и популярность таких постов в LJ: «Напиши 3 вещи, с которыми я у тебя ассоциируюсь, задай мне 2 любых вопроса и размести этот пост у себя в дневнике. А я сделаю то же для тебя». Причем, как правило, количество комментариев на такие записи значительно превышает их обычное количество.

Русифицированный ЖЖ

Создатели ЖЖ, русифицированного варианта сайта LiveJournal.com (первого сервера блогов в рунете), в 2001 г. не только перевели с английского пользовательский интерфейс сайта, они нашли этому интерфейсу совершенно новое применение. «Журналы» американцев, англичан, израильтян – как правило, разрозненные личные дневники, сгруппированные в Сети из 20–30 блогов по специфическим интересам. Русскоязычные журналы – это театр со своими сценой и зрительным залом. На сцене – десятки публично активных персонажей, на журналы которых подписаны по тысячи две читателей (и вокруг них в свою очередь тоже возникают локальные кружки). Тысячи пользователей ЖЖ обсуждают информационные поводы, поступающие из «ядра», ссорятся из-за идей и создают политические коалиции. Можно проследить каналы, по которым в Сетях ЖЖ циркулируют слухи, сплетни, новости, не сложно обнаружить «лидеров мнений» (opinion

leaders), влияющих на мнения других людей. Если в 2001 г. о существовании ЖЖ знала лишь горстка избранных, а избранные – хорошо знали друг друга, то два года назад количество русскоязычных пользователей сайта перевалило за сто тысяч (по показаниям счетчика, размещенного на сайте-спутнике LiveJournal.com). И тем не менее встретить слово «жэжэ» по-прежнему можно было только в виртуальных дискуссиях среди читателей Русского журнала, в «богемных» клубах и, может быть, в коридорах двух-трех вузов. ЖЖ был интеллектуальным подпольем. Его не индексировали поисковики; попасть в него человеку, у которого не было знакомых ЖЖ-авторов, не было практически никакой

возможности.

В конце 2005 г. все резко изменилось. Глянцевые и деловые издания («Русский Newsweek», «Афиша Москва», «Эксперт Вещь») отнесли ЖЖ к числу кодовых понятий года. Телеканал Культура посвятил одну из программ обсуждению ЖЖ (апрель 2006 г.). Ленты информационных агентств стали ссылаться на ЖЖ как источник, и более того – ЖЖ сам спровоцировал несколько громких новостных поводов (например, отчисление студентки из Университета профсоюзов за ругательства в адрес декана, размещенные в ЖЖ-блоге). Лексикон, сложившийся в ЖЖ (язык «Превед» и язык Падонкафф), вышел далеко за пределы онлайна. Реклама услуг интернет-провайдера в журнале для светской молодежи теперь выглядит как страничка типичного блога, распечатанная на хорошем

принтере. Писатели, ведущие телепрограмм, публицисты, галеристы, фотографы, правозащитники и т. д. уже имеют готовое объяснение, почему они ведут или не ведут блог (позицию «по вопросу ЖЖ»), которое озвучивают под давлением общественности (журналистов, студентов, коллег).

Социальные причины успеха блогов

Объяснение, которое находится русскоязычному успеху ЖЖ, отсылает к теории совещательной демократии (deliberative democracy) Юргена Хабермаса, с ее понятиями публичной сферы (public sphere) и коммуникативной рациональности (communicative

rationality). Вот она вкратце: «В обществе, где правят бал стремления людей к власти и деньгам, личные интересы препятствуют достижению общего блага, установлению оптимальных правил жизни, не ущемляющих никого. Единственная возможность для дискуссии и надежда на построение лучших институтов – это так называемая публичная сфера, где каждый может открыто высказывать свое мнение, провоцируя диалог равных, побуждая к размышлению вслух. И если в споре рождается истина, то истина парламентаризма рождалась в английских пабах, идеалы

Просвещения формировались в парижских салонах, шкалы культурных ценностей складывались и в масонских ложах, и в спортивных клубах, и в литературных кружках,

захватывая «жизненный мир». Чем дальше, тем больше, «рыночная идеология» превращает добровольные объединения, коммуникацию людей в единственную лакуну для вымещения своих гражданских чаяний и самовыражения. Поэтому в публичной сфере

произвольная «трепотня» на общие темы будто бы на уровне отдыха от повседневных дел в действительности имеет для личности значение много большее, чем просто развлечение.» ЖЖ как будто воплощает мечту о «свободных СМИ»: ограничений сверху и входных барьеров нет. Попасть же в струю и оказаться ньюсмейкером потенциально может каждый, кто внимателен и способен учиться.

ЖЖ – удобная утилита для массовой коммуникации.

Возможно, не для интимной переписки и поиска верных друзей, но для обсуждения книг и авторского кино – вполне: не надо повторять одному, что тебе сказал другой о чем-то, что слышал от кого-то третий. Здесь можно грамотно поставить гиперссылки на источники, во время освежить устаревшую информацию, можно обсуждать один вопрос с десятками собеседников одновременно. Важно, что диалог двоих всегда потенциально известен многим читателям. Кто эти читатели – вопрос открытый. Как выразилась одна из активных пользователей ЖЖ, «жаль, что здесь нельзя, как в библиотеке, взять написанную тобой книжку и посмотреть по формуляру, кто ее брал».

Но все же круг читающих (а публичная сфера – это всегда какой-то круг, публика определенного типа, это сеть знакомств, которая может быть шире или у́же, плотнее или реже) реально ограничен: ограничен социальной средой. Анонимность каждого – и авторов, и читателей – здесь условна, и только новички, которыми сеть постоянно обрастает, «ведутся» на посулы этой анонимности.

В ЖЖ, как это всегда было с публичной сферой, люди делают резкие заявления и сводят счеты с собственной приватностью (сознательно теряют лицо или помогают потерять его другому). Здесь расцветают свойства личности, мало востребованные (и мало кому интересные) в оффлайне: в ЖЖ гораздо легче, чем в быту и на работе, быть ультраправой феминисткой, тончайшим эстетом, гением парадокса, – создавать себе имидж и находить отклик. Какой-нибудь «широко известный в узких кругах» человек снимает этот свой «известный» имидж для публики ЖЖ, чтобы предстать болезненным нытиком, создать ощущение эксклюзива, приватности у читающих. Допустим, хочет он слыть нытиком и недотепой, но его публичный имидж, его статус не позволяет. Тогда он делает таким свой образ в ЖЖ, и здесь уже не придраться: я, мол, это вообще только для себя пишу, что хочу, то и пишу, я же не рекламирую свой ЖЖ, вон сейчас вообще его закрою от посторонних.

Неформальный статус человека в ЖЖ, его место в Сети, определяются размером его социального капитала – здесь это все равно что популярность, «частота обращений», индекс цитируемости. Можно ли в ЖЖ приобрести и потерять этот капитал? Вероятно, можно. По крайней мере, случаи конвертирования капитала из онлайна в оффлайн известны. Если вас хотя бы номинально читают люди, от мнения которых напрямую зависит ваша карьера, будете ли вы это учитывать? Будете ли работать над текстом, чтобы «понравиться», «не понравиться», – создать желаемое впечатление о себе? Сознательно – возможно, не будете. Но «будете иметь в виду». Наблюдая за тем, как пользователь выбирает темы для постов (записей в блоге) и подбирает к ним интонации, как со временем меняются акценты и мнения и в то же время изменяется сам статус пользователя, можно, как минимум, проследить направления движения социального капитала из онлайна в оффлайн.

Как максимум же, в текстах блога можно разглядеть мастерскую, где ведется черная рутинная работа над собой: поиск адекватного образа, меры иронии в отношении отдельных предметов, воспитание вкуса и чувств. Это школа «правильной» социализации, где можно быть вольнослушателем, но в случае успеха все равно получить сертификат о членстве в нужной компании.

Пока в России существуют профессии, личный авторитет в которых определяется успехом у образованной публики, а не только внутри узкого профессионального сообщества, будут востребованы технологии, позволяющие осуществлять публичный диалог.

Предельный случай – это, конечно, профессии, прямо предполагающие влияние на публику. Не случайно в ЖЖ лучше, чем где-либо, представлены многочисленные молодежные политические движения: здесь они вербуют новых активистов, ибо создавать свои Сети внутри других, уже готовых Сетей намного легче (впрочем, они могут просто радоваться своей символической представленности в обществе). Ведь большинство молодых не ходят на выборы, не смотрят политические программы и телевидение вообще, но собственные мысли, реакции на происходящее в обществе у них тоже есть, – нужна альтернативная трибуна или хотя бы микрофон. Здесь есть и другой момент. Люди с высшим образованием и студенты, а таких в ЖЖ большинство, перекормленные телевизионной кашей, хотят иметь возможность полу-публично сказать, что последняя заметка господина Икс – это ниже ватерлинии (тем более что можно сказать это ему лично), а президент в очередной речи допустил такой-то ляп. Разномастным политтехнологическим силам остается только пользоваться таким барометром общественного мнения. Пивные и кофейни могли играть роль публичного пространства лишь для узких компаний, величина внимающей аудитории которых определялась длиной стола. Другие институты «публичного общения» не очень развиты: СМИ зачастую пассивны, клубы и кружки – их вовсе не видно.

Нельзя сказать, что ЖЖ ждет блестящая перспектива растить тране дебатирующую общественность, подкованную знанием «дискурсов» и политической подоплеки любого события. Интеллектуальная конкуренция в ЖЖ есть, но постепенно острота ее снижается, градус шуток уже не шокирует и все меньше провоцирует включиться в дискуссию. То ли все уже обсудили, и кипятятся только городские сумасшедшие, не распознавшие игры, то ли дискуссия принимает более традиционные формы: размещение в ЖЖ своих статей, отрывков будущих книг и диссертаций. Критерии качественного продукта, высокого культурного капитала, при обсуждении которых неизбежно ломаются копья, в ЖЖ уже

установились. Теперь разросшиеся Сети скорее всего ждет локализация по наиболее сильным связям, роль ядра заметно нивелируется, а развлекательная часть ЖЖ будет процветать за счет подростков. Но, как известно, любая контркультура, любая

революционная идея занимает свое место в истории, только превратившись в мейн-стрим. В кофейнях Монмартра сейчас пьют кофе толпы туристов, но ведь никто не поручится, что они не говорят в этот момент о Пикассо.