Реферат по дисциплине «иэ основы градостроительства» на тему «Пр

Факультет Экономики и Финансов

Кафедра Экономики и управления

Специальность Экономика и Управление на предприятии (в городском хозяйстве)

РЕФЕРАТ

по дисциплине «ИЭ основы градостроительства»

на тему «Проблемы развития современных городов»

Выполнил студент 5 курса Осинина М.В.

ЭС 81/04

Преподаватель доц. Кордюкова С.А.

Москва 2009 г.

Введение

Развитие города представляет собой длительный, не прекращающийся по времени процесс, зависящий от множества факторов, норм и правил, проектов и идей, волевых решений и, наконец, просто случайностей.

В соответствии с технологией проблемного анализа, вся совокупность проблем развития крупных городских поселений может быть структурирована следующим образом

1. Психологические

2. Биосферные

3. Физические или физико-географические

4. Технологические

5. Социально-политические

6. Информационные

7. Экономические

Экономические. Экономическое положение ведущих предприятий; предпринимательский климат; развитость малого и среднего бизнеса в городе.

Информационные. Информационная прозрачность решений и действий городской власти.

Социально-политические. Административное положение города; экономическая характеристика субъекта федерации; отношение областных властей к реформе местного самоуправления; нормы отчислений в областной или федеральный бюджет.

Технологические. Техническая оснащенность всех служб; технологичность зданий и сооружений; наличие современных технологий производства.

Физические или физико-географические. Транспортная инфраструктура: наличие железной дороги, автодорог федерального значения, развитость сети местных автодорог, судоходных путей, аэропортов; инфраструктурные связи с прилегающими территориями.

Биосферные. Инженерно-геологические условия; климат; условия сельскохозяйственного производства в прилегающем районе; рекреационные ресурсы; экологическая ситуация.

Психологические. Интеллектуальный потенциал; общественные движения; культурная жизнь города.

Развитие городов в последнее время происходит не без влияния со стороны более высоких уровней в иерархии управления: регионов, национальных государств, международных сообществ. Устойчивая тенденция урбанизации, сопровождающаяся увеличением численности населения, охватила все большее количество стран в Европе и мире. В Европе, например, 80% населения проживает в городах. Именно недооценка темпов роста городов приводит к преждевременному старению генеральных планов. На сегодняшний день увеличение численности населения и

территориальный рост являются постоянными внешними признаками в развития городов. Процесс урбанизации сопровождается не только увеличением размеров города и ростом численности его населения, но и существенным усложнением всей его функционально-пространственной организации. Для любого современного крупного города характерна высокая компактность, плотность освоения и насыщенность коммуникациями.

Города вынуждены устанавливать более тесные связи с прилегающими сельскими территориями, тем самым, утрачивать свои четкие границы. Основными причинами этого являются:

1) нехватка территории;

2) ощутимые ежедневные «приливы» и «отливы» населения с периферии в городское ядро. Маятниковая миграция населения определяет фактические границы городов и зоны их влияния.

Проблема транспорта занимает ключевое место в современном градостроительстве. Ведь показатель времени, затраченного на передвижение к местам работы на общественном транспорте, является количественной оценкой всей планировочной структуры города. Увеличение расстояний в условиях развития городских территорий может быть компенсировано лишь увеличением скорости передвижения. Время передвижения оказывается одним из решающих факторов для жителя крупного современного города при выборе им места жительства, работы и отдыха. От транспорта зависит активность жизнедеятельности населения в условиях города.

Рост транспортной нагрузки вызывает рост затрат на транспортное строительство в бюджете крупных городов. Кроме этого возникает ряд других «транспортных проблем»: совершенствование системы общественного транспорта, паркинга, улично-магистральной сети и индивидуальных транспортных средств. Все эти проблемы (общественного транспорта, инженерного оборудования, обслуживания, организации отдыха и т.д.) усложняются по мере развития города.

Важнейшей проблемой для любого мегаполиса является экология. Сегодня в России каждый десятый город имеет высокий уровень загрязнения природной среды. Основной причиной неблагоприятной экологической обстановки в крупных и крупнейших городах является нарушение баланса между использованием ресурсов и сохранением благоприятной среды обитания. Человек, потребляя невосполнимые ресурсы, выбрасывает в окружающую среду отходы своей жизнедеятельности, делая невозможным самовосстановление городских природных систем. Низкая экологическая культура жителей городов порождает множество экологических проблем, решение которых часто связано с экологизацией нашего воспитания и образования.

Развитие крупных городов сопровождается увеличением плотности застройки, особенно в центральных исторических районах мегаполисов. При этом забывается, что наличие открытых пространств улучшает температурный режим, инсоляцию, аэрацию, стимулирует условия рассеивания вредных выбросов в атмосферном воздухе, обеспечивает предпосылки для формирования экологического каркаса расселения. [2]. Очень часто проектировщики в погоне за максимальной плотностью не учитываю эти экологические критерии.

В целом, в градостроительном развитии города необходимо выделять следующие аспекты:

• управленческий,

• структурно-функциональный,

• архитектурно-пространственный,

• культурно-экологический,

• эколого-рекреационный,

• инфраструктурный (транспорт, инженерное обеспечение и благоустройство),

• технический (состояние застройки и территорий)

• и городская недвижимость, т.е. земля, здания и сооружения, неразрывно с ней связанные.

В связи со всем вышесказанным, в последнее время возникла необходимость совершенствования управления городским хозяйством на основе использования современных научных методов.

Концепция развития города – это, в первую очередь, генеральный план развития города и инженерная разработка его подструктур. Однако, как показывает практика, традиционные методы по управлению городом оказываются явно недостаточными. Современному городу требуется комплексная программа развития, связанная с разработкой новых научных подходов, соединение усилий руководства города с усилиями наших ученых.

Стратегической целью градостроительного развития любого региона является создание совокупных материально-пространственных условий, обеспечивающих экологическую безопасность и качество жизни, сохранение культурного наследия, а также устойчивость развития экономики. При планировании развития города необходимо исходить из приоритета интересов людей, не забывая о долгосрочных интересах общества. Такие задачи управления городом, как правило, трудно формализуемы. Для решения задач городского планирования необходимо адекватное универсальное математическое описание элементов городской системы.

Разработка системы управления городом должна охватывать многие важнейшие отрасли городского хозяйства и сферы социального обслуживания городского населения: строительство, общественный транспорт, местную промышленность, теплоэнергетическое и водопроводно-канализационное хозяйство города, систему коммуникаций, коммунально-бытовое обслуживание, торговлю и общественное питание, здравоохранение, просвещение, социальное обеспечение, жилищное строительство.

Градостроительная концепция развития города должна содержать ряд первоочередных мероприятий по решению вопросов архитектурно-планировочной организации и формирования образа города:

• Программа архитектурно-пространственной реабилитации городской среды.

• Проект структурно-функционального зонирования территории города.

• Программа реконструкции отдельных микрорайонов.

• Проект застройки исторического центра и центров поселений.

Проблемы целенаправленного влияния на развитие города являются одними из главных, от решения которых во многом зависят условия жизни миллионов людей и рост эффективного общественного производства.

Список использованной литературы.

1. Надеев А.Т. Систематика. Кн. 5, часть 2 — Н.Новгород: Изд-во ВВАГС, 2004, -186с.

2. Ресин В.И., Попков Ю.С. Развитие больших городов в условиях переходной экономики (системный подход). – М.: Эдиториал УРСС, 2006.-328 с.

3. Воронков В.В. «Проблемы комплексного развития городов». Доклад на межвузовском семинаре «Модели и анализ систем».

PAGE

PAGE 1