Реферат по дисциплине «Философия и методология науки» на тему Н

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Белорусский государственный педагогический университет

имени Максима Танка»

Кафедра философии

Реферат по дисциплине «Философия и методология науки»

на тему:

Некоторые методологические аспекты проблемы «Педагогическая риторика как эффективный прием использования стилистических средств студентами-филологами»

Выполнила:

магистрант 3 группы

по специальности теория и методика обучения и воспитания (иностранный язык)

Шульга Наталья Владимировна

Научный руководитель:

кандидат психологических наук, доцент

Маркосьян Елена Ивановна

Минск 2009

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………

3

1.Единство культуры мышления и культуры речи……………………….

5

2.Педагогическая риторика как эффективный способ развития культуры мышления и культуры речи в процессе изучения английского языка………………………………………………………….

8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..

14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………

16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Опора на рассмотренные методологические установки позволяет изложить теоретическую концепцию нашей магистерской работы:

Основу выражаемого в языке содержания образуют мысли. Именно через мышление, через отражательную деятельность человеческого мозга языковые единицы могут соотноситься с предметами и явлениями объективного мира, без чего невозможно было бы общение между людьми при помощи языка.

Речь человека является одним из важнейших показателей его культуры, мышления, интеллекта. На протяжении всей жизни человек овладевает языком и совершенствует свою речь. Основой этого процесса служит языковая способность, опирающаяся на физиологические речевые центры и формирующаяся в детском возрасте. Несомненно, богатство речи зависит в большей степени от обогащения мышления человека новыми представлениями и понятиями.

Будучи не только фундаментальным свойством языка, но и ключевым элементом категоризации мышления, восприятия и речи, переносное значение слова, являющееся основой стилистических [риторических, образных, изобразительно-выразительных] средств языка, играет важную роль в интеграции вербальной и чувственно-образной систем человека. Непроизвольная выразительность речи, присущая детям, утрачивается в процессе онтогенеза и ее проявление у взрослого человека признается как сознательное, намеренное использование средств, вызывающих эффект необычности, выразительности и яркости.

Наилучшая методика работы над стилистическими средствами языка в процессе изучения педагогической риторики включает упражнения по анализу поэзии английских и американских авторов (эффективность методики доказана экспериментально).

Педагогическая риторика является эффективным приемом использования стилистических средств студентами-филологами, повышая их культуру речи и культуру мышления.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Античные теории языка и стиля (антология текстов) / О.М. Фрейденберг [и др.]; под ред. О.М. Фрейденберг. – 2-е изд. – СПб.: Алетейа, 1996. – 363 с.

Аристотель. Поэтика. Риторика / Аристотель. – М.: Азбука, 2008. – 352 с.

Гаспаров, М.Л. Об античной поэзии: Поэты. Поэтика. Риторика / М.Л. Гаспаров. – СПб.: Азбука, 2000. – 478 с.

Горобец, Л.Н. Роль «педагогической риторики» в подготовке учителя-нефилолога / Л.Н. Горобец // Риторика и культура речи в современном обществе и образовании: материалы Х Междунар. науч. конф. по риторике, Москва, 1–3 февр. 2006 г. / науч.-ред.-сост.: В.И.Аннушкин, В.Э. Мороз. – М.: Флинта: Наука, 2006. – С. 117–121.

Зыбина, Т.М. Риторика в вузе как средство обучения / Т.М. Зыбина // Риторика и культура речи в современном обществе и образовании: материалы Х Междунар. науч. конф. по риторике, Москва, 1–3 февр. 2006 г. / науч.-ред.-сост.: В.И.Аннушкин, В.Э. Мороз. – М.: Флинта: Наука, 2006. – С. 135–139.

Кикель, П.В., Сороко, Э.М. Краткий энциклопедический словарь философских терминов / П.В. Кикель, Э.М. Сороко. – 2-е изд. – Минск: БГПУ, 2008. – 226 с.

Колесникова, Л.Н. Риторическая культура современного педагога / Л.Н. Колесникова // Риторика и культура речи в современном обществе и образовании: материалы Х Междунар. науч. конф. по риторике, Москва, 1–3 февр. 2006 г. / науч.-ред.-сост.: В.И.Аннушкин, В.Э. Мороз. – М.: Флинта: Наука, 2006. – С. 171–177.

Ленин, В. И. Полное собрание сочинений: в 55 т. / В.И. Ленин. – 5-е изд. – М.: Изд-во полит. лит-ры, 1980. – Т. 25. – 646 с.

Маркс, К., Энгельс Ф. Собрание сочинений: в 39 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. – 2-е изд. – М.: Изд-во полит. лит-ры, 1955. – Т. 3. – 629 с.

Марченко, О.И. Риторика как интегральная дисциплина / О.И. Марченко // Риторика и культура речи в современном обществе и образовании: материалы Х Междунар. науч. конф. по риторике, Москва, 1–3 февр. 2006 г. / науч.-ред.-сост.: В.И.Аннушкин, В.Э. Мороз. – М.: Флинта: Наука, 2006. – С. 233–236.

Мелешкина, О.Н. Роль образных средств в развитии речи младших школьников: дис. … канд. пед. наук: 10.02.01 / О.Н. Мелешкина. – Рязань, 2007. – 138 л.

Оршанская, Е.Г. Изучение педагогической риторики на факультете иностранных языков / Е.Г. Оршанская // Риторика и культура речи в современном обществе и образовании: материалы Х Междунар. науч. конф. по риторике, Москва, 1–3 февр. 2006 г. / науч.-ред.-сост.: В.И.Аннушкин, В.Э. Мороз. – М.: Флинта: Наука, 2006. – С. 287–291.

Павлович, Н.В. Язык образов. Парадигмы образов в русском поэтическом языке / Н.В. Павлович. – М.: Азбуковник, 1995. – 527 с.

Портнов, А.Н. Язык и сознание: основные парадигмы исследования проблемы философии XIX–XX вв. / А.Н. Портнов. – Иваново: Ивановский Государственный Университет, 1994. – 367 с.

Преснухина, Н.Б. Риторические фигуры как средство усиления выразительности учебно-научной речи учителя русского языка : автореф. дис. … канд. пед. наук : 10.02.03 / Н.Б. Преснухина ; Моск. пед. гос.ун-т. – М., 2000. – 16 с.

Рубчевский, К.В., Нагорный, Н.Н. Античная «заря» риторики и ее сегодняшний день / К.В. Рубчевский, Н.Н. Нагорный // Риторика и культура речи в современном обществе и образовании: материалы Х Междунар. науч. конф. по риторике, Москва, 1–3 февр. 2006 г. / науч.-ред.-сост.: В.И.Аннушкин, В.Э. Мороз. – М.: Флинта: Наука, 2006. – С. 332–337.

Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев. – М.: Просвещение, 1974. – 509 с.

Субботина, М.В. Риторический взгляд на состав учебного предмета / М.В. Субботина // Риторика и культура речи в современном обществе и образовании: материалы Х Междунар. науч. конф. по риторике, Москва, 1–3 февр. 2006 г. / науч.-ред.-сост.: В.И.Аннушкин, В.Э. Мороз. – М.: Флинта: Наука, 2006. – С. 386–393.

Терновой, О.С. О современной культуре мышления: историко-философский анализ проблемы / О.С. Терновой // Актуальные проблемы философии как методологии научного познания: монография / В.В. Бущик [и др.]; под ред. В.В. Бущика. – Минск: БГПУ, 2006. – Гл. 1. – С. 7 –22.

Тихонов, C.T. Риторика и эффективность образовательной деятельности / С.Т. Тихонов // Риторика и культура речи в современном обществе и образовании: материалы Х Междунар. науч. конф. по риторике, Москва, 1–3 февр. 2006 г. / науч.-ред.-сост.: В.И.Аннушкин, В.Э. Мороз. – М.: Флинта: Наука, 2006. – С. 409–414.

Тихонова, Е.Б., Тихонов, С.Е. О роли риторики как учебной дисциплины: античность и современность / Е.Б. Тихонова, С.Е. Тихонов // Риторика и культура речи в современном обществе и образовании: материалы Х Междунар. науч. конф. по риторике, Москва, 1–3 февр. 2006 г. / науч.-ред.-сост.: В.И.Аннушкин, В.Э. Мороз. – М.: Флинта: Наука, 2006. – С. 414–419.

Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. – М.: Советская Энциклопедия, 1983. – 840 с.

Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве / Цицерон. – М.: Ладомир, 1994. – 480 с.