Реферат по дисциплине «Технология» на тему «Аппликация из ткани

Муниципальное автономное образовательное учреждение

« Гимназия №4» г. Великий Новгород

Реферат

по дисциплине « Технология»

на тему: «Аппликация из ткани – один из видов вышивки»

Выполнила: ученица 8 «м» класса

Изотова Любовь

Руководитель: учитель технологии

Дмитриева Людмила Васильевна

г. Великий Новгород 2012г.

Содержание.

1.Введение………………………………………………………………3

2.Основная часть………………………………………………………..4

2.1.История возникновения аппликации……………………………4

2.2. Материалы и оборудование……………………………………6

2.2.1. Интересное о происхождении названий тканей……….7

2.3. Подбор ткани по цвету…………………………………………9

2.4. Виды аппликационных работ……………………………….. 11

2.4.1.Предметная аппликация……………………………….. 11

2.4.2 Декоративная аппликация………………………………12

2.4.3 Сюжетная аппликация…………………………………. 12

2.4.4 Съемная аппликация…………………………………….13

2.4.5. Объемная аппликация…………………………………….14

2.4.6. Однослойная и многослойная аппликация……………..14

2.5. Последовательность выполнения аппликации из ткани…….15

2.6. Составление эскиза к аппликации…………………………….16

2.7. Закрепление аппликации на ткани…………………………….16

2.8. Важные советы………………………………………………….20

3.Заключение……………………………………………………………21

4. Список использованной литературы……………………………….23

5. Приложение 1…………………………………………………………24

6. Приложение 2…………………………………………………………25

ВВЕДЕНИЕ

Я живу в древнем и очень красивом городе. Совсем недавно моему городу исполнилось 1150 лет. В честь этого события проходил городской конкурс « Краски Новгородчины», в котором я принимала участие, в номинации декоративно- прикладное искусство. Одна из главных достопримечательностей моего города является Софийский собор.

Ещё в 5 классе на уроках технологии мы изучали основы аппликации и приклеивали задуманный рисунок на ткань. Вот тогда-то, впервые, этот вид рукоделия затронул меня за душу, поэтому на конкурс было представлено панно с изображением Софийского собора в технике аппликация из ткани. Те знания, которые у меня остались, не позволяют мне выполнять изделия сложных сюжетов и разными способами.

Зачем я стала писать реферат? А прежде всего для того, чтобы как можно больше получить специальных знаний, необходимых для практических работ в изготовлении аппликации. Для достижения этой цели мне необходимо провести ряд исследований.

Задачи:

-изучить историю возникновения аппликации;

-исследовать какая бывает аппликация по форме, цвету, тематике, способу прикрепления;

-изучить цвет и сочетание цветов;

-изучить материалы, используемые в аппликации.

Вышивка — распространенный вид декоративно-прикладного искусства. Аппликация из ткани — разновидность вышивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укреплять на определенном фоне из ткани куски другой ткани. Укрепляются такие аппликации либо пришиванием, либо приклеиванием. Создавать аппликации из ткани своими руками очень интересно.

Аппликация — наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это даёт возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях, но и в создании картин, панно, орнаментов и т.д.

Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, локальность больших цветовых пятен.

Аппликация может быть предметной, декоративной и сюжетной; одноцветной или многоцветной. Применяют как декоративный элемент как изделий, так и одежды. Также аппликация из ткани отлично применяется для создания красивых подарочных открыток, валентинок, поздравлений, подарков. Аппликация является популярным и эффективным украшением любой одежды: блузок, юбок, свитеров и вечерних платьев. Она является отличительной особенностью детской одежды. Также можно использовать при ремонте одежды, скрывая, дополнительные швы, дефекты, вставки или петли.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1.История возникновения аппликации.

Аппликация родилась очень давно. Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища.

Возможно, первым толчком к появлению аппликации явилась необходимость сшивать шкуры для одежды, и первый стежок подсказал человеку, что им можно не только соединять детали одежды, но и украсить её. Детали, выкроенные из этих материалов, стали прикреплять к одежде. Так появилась аппликация.

Сюжетом становились животные, птицы, сами люди, фантастические чудовища, красивые цветы и растения, сцены охоты и повседневной жизни. Высоким художественным мастерством отмечены уже самые ранние из сохранившихся аппликаций Пазырыкских курганов (V–III вв. до н.э.). Произведенные раскопки пяти курганов могил племенных вождей – обнаружили мумии с различными предметами. Найдены останки 10 трупов лошадей, на которых благодаря вечной мерзлоте в курганах сохранились изделия не только из металла, но из дерева, кожи, войлока. Седла коней, покрытые синим войлоком, украшены кожаной аппликацией, изображающей борьбу двух крылатых чудовищ. Меховые фляги, сшитые из кусочков кожи с вшитыми на ней способом аппликации стилизованными изображениями головы лося, являются образцы художественного шитья. Вся внешняя поверхность колоды была оклеена узкими полосками тонкой кожицы молодых березок, имевших в свое время красивый желто-коричневый цвет. Борта колоды, кроме того, были украшены наклеенными на них изображениями петухов, вырезанными из кожи. На огромном белом шатре площадью около 30 кв.м из войлока нашиты цветные аппликации – орнаментальные полосы.

Многие столетия аппликация находит самое широкое распространение не только в Азии, но и в Европе: Италии, Испании, Германии, Франции. Большой популярностью аппликация достигла во времена рыцарства. Войны, турниры обусловили появление родовых знаков – гербов. Гербы должны быть отчетливо видны с двух сторон, что привело к развитию вышивки аппликацией. Король Сицилии Рожер II вывез из Византии среди пленных искусных ткачей и вышивальщиков. Одна из особенностей сицилийских вышивок – своеобразное применение техники аппликации. Большой известностью пользовались так называемые «вырезные сицилийские сукна». Вскоре выполнение аналогичных вышивок распространилось по всей Италии, Особенно славились испанские аппликации – вырезные узоры из бархата на фоне атласа.

В период раннего Возрождения вышивка достигает совершенства, чаще применяют аппликации. Особенно процветания аппликационные работы достигли в XVI в. Италии и Испании в церковном одеянии.

На смену аппликации из ткани пришла аппликация из бумаги. Связана она с началом производства бумаги. Наиболее молодым видом аппликации считались черные силуэты, вырезанные из бумаги.

В России конца XVIII – начала XIX в. силуэты были также модны. Вырезание силуэтов стало любимым занятием не только художников профессионалов, но и дворянства. В это время в России работали два силуэтиста, обладавшие европейской славой: Ф. Антинг и Ф. Сидо.

В первой половине XIX в. крупнейшим мастером силуэта был граф Ф.П. Толстой (1783-1873). За свою долгую жизнь он сделал свыше 2000 разнообразных работ: он модельер, скульптор, рисовальщик, живописец, гравер.

Аппликация является одним из древнейших способов украшения одежды, обуви предметов быта, жилища, применяемым и поныне у многих народов. Разные народы используют для аппликации самые разнообразные материалы: тувинцы, например, украшая конское седло, сочетают в аппликации кожу с золотисто — желтой корой степного кустарника, что создает неповторимую по своеобразию и красоте игру светотени и объема.

Аппликации уделяли внимание известные художники зарубежных стран. Интересны и своеобразны аппликации французского живописца Анри Матисса. Главную роль играет цвет. Матисс считал, что цвета должны поддерживать друг друга, а не уничтожать. Он утверждал, что цвета, которые можно применять для изображения предметов и явлений природы, сами по себе, совершенно независимо от этих предметов обладают силой воздействия на чувства зрителей.

В каждой аппликации он брал 4-5 тонов, но подбирал их так, чтобы выразить сущность декоративности и богатства цвета как такового.

Вырезая отдельные фигуры и формы, меняя цвета и фоны, Матисс создал ряд колоритных декоративных работ: мифологический образ Икара, персонаж сказки Ш. Перро «Красная шапочка» — Волк, символический образ «Судьба», воспоминания об острове Таити.

2.2. Материалы и оборудование.

Материалами для аппликации служат ткани натуральные и синтетические разной фактуры — гладкой, ворсистой, блестящей, матовой, а также кожа, мех, войлок, фетр. В связи с тем, что многие ткани могут садиться и линять, рекомендуется перед раскроем выстирать все ткани. Усадка при стирке может доходить до нескольких сантиметров, поэтому при покупке лучше взять ткань с запасом.

Фоном для аппликации может быть шелк, бархат, полотно, сукно, кожа, парусина, редина, мешковина (предпочтительны пастельные тона). Фон должен быть более плотным, чем сама аппликация. Если нет подходящих по цвету кусочков ткани, их можно окрасить и накрахмалить. Одновременно можно окрасить и нитки. Чтобы при вырезании изображения и обшивке края ткань не осыпалась, ее крахмалят: ситец, сатин, бумазею, полотно — жидким клейстером из картофельной муки (отжимают насухо и гладят с изнанки горячим утюгом); шелк, батист, кружева, синтетические ткани — желатином. Для этого сухие лоскутки растягивают на доске и обрызгивают раствором желатина, затем просушивают. Гладить нельзя!

Оборудование для выполнения аппликации несложное:

Инструменты. Резать можно ножницами или специальным колесиком – это точнее и быстрее. Колесики бывают большие и маленькие (для закруглений), а в последнее время появились модели со сменными насадками, в том числе с зигзагообразной линией.

Линейка. Существует универсальная линейка, на которой есть различные размеры и линии, а также отметки для углов 30˚,45˚,60˚, что иногда необходимо при разрезании сшитых полосок под определенным углом.

Калька. Потребуется для перевода шаблонов и выкроек.

Картон для шаблонов. Для переноса деталей на шаблоны потребуется кусок простого картона. Сначала копируем шаблоны на кальку, а потом переносят на картон. Затем шаблоны вырезают.

Копировальная бумага. Через эту бумагу переносится шаблон сразу же на картон под нужный рисунок, и проводится колесиком вдоль линий. Копировальная бумага должна быть черной для светлых фонов, белой, желтой или цветной для темных фонов.

5. Нитки и пряжа. Для сшивания деталей используют подходящие хлопчатобумажные или синтетические нитки повышенной прочности. Есть еще невидимые нитки для стежки, а также отделочные золотые и серебряные. Нитки для настрачивания деталей подбирают в тон основных элементов или фона. Но это может осложнить работу (частая смена верхней катушки ниток). Поэтому можно поступить так: для ночных и вечерних пейзажей использовать темные нитки, для весенне-летних — зеленоватые, для осенних — желтоватые и цвета охры, для зимних пейзажей — белые или голубоватые. Чтобы подчеркнуть элементы композиции, сделать их более декоративными, лучше использовать черные нитки — хлопчатобумажные или шелковые. Нитки нужно использовать исходя из поставленных задач. Придать блеск контуру можно с помощью шелковых ниток, а сделать детали картины более естественными и приглушенными помогут хлопчатобумажные. При подборе ниток следует учитывать химический состав волокон тканей. Соответственно толщине тканей подбирается номер катушечных ниток и машинной иглы.

6. Булавки. Для сбора частей понадобится булавки. Рекомендуется использовать более длинные булавки со стеклянной головкой.

7. Иглы для стежки. Это специальные очень короткие и острые иглы, значительно облегчающие работу.

8. Рамки и пяльцы для стежки. Для того, чтобы получить красивый узор ткань заправляют в пяльцы или рамки.

2.2.1. Интересное о происхождении названий тканей.

Наиболее распространенная хлопчатобумажная ткань — ситец. Это название настолько изменилось, что даже трудно сразу понять его первоисточник. Бенгальцы называли пеструю хлопчатобумажную ткань «чипе», голландцы переделали на «сите», а мы стали называть ее ситцем.

Сатин — слово французского происхождения. Эту ткань сразу отличишь от всех остальных по характерному блеску лицевой поверхности

Мадаполам — глянцевитая жесткая хлопчатобумажная ткань получила свое название от пригорода г. Нарсапур в Индии.

От названия города Калькутты произошло название ткани «коленкор».

Муслин — французское слово, которым называют тонкую хлопчатобумажную ткань. Само название происходит от названия города Мосула в Ираке.Также от названия местечка близ Авиньона во Франции стала называться хлопчатобумажная ткань — поплин.

Тонкая хлопчатобумажная ткань батист названа в честь французского ткача, жившего в XIII веке, — Франсуа Батиста (по одним источникам) или Батиста из Камбре (по другим).

Репс — английское слово. Им называют хлопчатобумажную ткань (с таким названием выпускают еще и шелковую ткань), у которой лицевая и изнаночная стороны покрыты рубчиками.

Красочные, с удивительными орнаментами хлопчатобумажные ткани выпускает ОАО «Трехгорная мануфактура» — старейшее текстильное предприятие, имеющее славное прошлое. На нем трудятся много рабочих династий, которые гордятся своей «Трехгоркой». С каждым годом предприятие расширяет свой ассортимент тканей.

В 1799 году текстильную фабрику «Трехгорная мануфактура» основал Василий Иванович Прохоров. Уцелевшая во время пожара в 1812 году, прохоровская мануфактура стала одним из самых крупных предприятий Москвы. У нее фактически не было конкурентов. В 1816 году здесь была основана ремесленная школа, в которой учились будущие мастера своего дела.

В 1843 году был основан Торговый дом «Братья И., К. и Я. Прохоровы».(Приложение 1.)

В 1873 году Иван Яковлевич создал «Товарищество прохоровской трехгорной мануфактуры». Предприятия в 1918 году национализированы.

Сам термин «мануфактура» вошел в русский язык при Петре I. Впоследствии этим словом называли изделия текстильной промышленности, ткани.

2.3. Подбор ткани по цвету.

Подбирая ткань для того или иного элемента аппликации, необходимо учитывать закономерности цветовых сочетаний.

1)Цвета тёплой группы и светлые ахроматические тона зрительно выступают, а цвета холодной группы и тёмные ахроматические тона — отступают (например, красный кажется ближе синего, а белый — ближе чёрного).

2)Тёмный цвет рядом со светлым представляется темнее, а светлый около тёмного — светлее. Таким образом, можно акцентировать или приглушать цвета в композиции.

3)Чтобы избежать резких перепадов тонов и подчеркнуть яркость лоскутков с рисунком, в изделии необходимо чередовать элементы из тканей с цветным рисунком и однотонных.

4)Выбирать ткани для изделия нужно при одинаковом освещении и желательно при том, при котором изделием чаще будут пользоваться.

5)Интенсивные по цвету элементы рисунка следует пригасить, выбрав при этом ткань более спокойную по расцветке, либо уравновесить, повторив данный цвет на поле пейзажа.

Наш глаз способен различать много оттенков отдельных цветов.

Цвета радуги имеют чистую, насыщенную окраску разной интенсивности. Среди цветов радуги выделяются:

Теплые цвета: красный, оранжевый, желтый

Холодные цвета: зеленый, синий, фиолетовый

Цвета различаются между собой степенью светлоты и по теплоте:

Самым светлым является желтый цвет;

Самый темный цвет – фиолетовый;

Самый теплый цвет – оранжевый;

Самый холодный цвет синий.

Цвет в изделии играет очень важную роль.

Следует развивать чувство цвета, чтобы можно было с полной ответственностью судить о гамме цветов в ансамбле изделия.

Искусство подбирать цвета дело не легкое – оно требует определенного запаса знаний, опыта и хорошего вкуса.

Составляя композицию важно правильно выбрать цветовое решение.

От интенсивности цвета основного фона зависят цвета изображений. Площадь и цвет фона (светлый или тёмный) влияют на цвет аппликации (усиливают или ослабляют). Поиск гармоничных и выразительных сочетаний цветовых пятен — одна из главных задач работы. Цвет должен создавать настроение, соответствующее содержанию аппликации. Он может быть реальным, условным или чисто декоративным.

Аппликации могут быть монохромными и полихромными. Одноцветные композиции отличаются графичностью, многоцветные — красочностью.

При создании дневных и ночных пейзажей следует помнить о законе воздушной перспективы и движении цвета в воображаемом пространстве картинной плоскости. В дневных композициях по мере удаления от места наблюдения цвета кажутся более светлыми, предметы теряют свои очертания, становятся мелкими, как бы тают в пространстве. В ночных композициях цвет движется от более светлых, ярких расцветок деталей к более приглушённым, затемнённым. Передний план как бы высвечивается на тёмном фоне.

Подготовка фона.

Особую точность надо соблюдать при переведении эскиза на фон.

Существует несколько способов перевода эскиза на фон.

Например: сложить стопкой 5—6 газет, положить на них фон, а сверху фона — эскиз. Все линии по эскизу прорисовывать надавливанием на них твердым простым карандашом. Получившиеся от прорисовывания линии слегка обвести карандашом, чтобы придать им большую отчетливость. Делают и так: на обратной стороне эскиза простым карандашом наносят штрихи. На лист бумаги, выбранной для фона, заштрихованной стороной кладут эскиз и на нем прорисовывают контуры изображения. Следы обводки будут хорошо видны на фоне светлых тонов. Если фон черный, то обратную сторону эскиза надо штриховать белым карандашом или сухим кусочком мыла.

Не следует использовать для переведения эскиза на фон копировальную бумагу, так как при этом от бумаги остаются следы краски и на рисунке, и на самой аппликации при наклеивании. Фон для аппликации может быть обтянут тканью или ткань приклеивают на основу.

2.4. Виды аппликационных работ.

Сочетание различных видов аппликации в различных комбинациях даёт бесконечное множество работ, позволяя решать разнообразные задачи: создание панно, ковров, гобеленов, поздравительных открыток, оформление самодельных книг, тетрадей, альбомов, украшение помещения, одежды, поделок и т.д. Данная классификация даёт представление о богатстве изобразительно — выразительных средств аппликации и позволяет представить ее возможности.

2.4.1.Предметная аппликация.

Предметная аппликация представляет собой наклеенные на фон отдельные предметные изображения, передающие обобщенный, условный образ окружающих предметов (стилизованный). Изображаются предметы с отчётливой конфигурацией, простой формой, ясными пропорциями, локальной окраской.

Этот вид работы часто используется и широко применяется в отделке женской и детской одежды. Для аппликаций используют различные виды тканей, как гладкокрашеных, так и с рисунком. Вначале обязательно подготавливают эскиз в натуральную величину на бумаге. Рисовать непосредственно на ткани категорически запрещено, чтобы не портить материал. Готовый рисунок переносят на ткань по цветовым фрагментам и вырезают детали. Кладут заготовки на основу, находят наиболее удачное композиционное расположение, после чего крепят. Детали аппликации можно крепить различными способами. Мелкие детали лучше приклеить. Рисунки, состоящие из небольшого количества крупных цветовых пятен, можно пришить. На одежду аппликацию только пришивают. Сначала ткань наметывают редкими стежками. Крепить можно различными швами в зависимости от рисунка. Например, взъерошенного кота, львенка, собачку можно пришить швом «козлик», «полукрест», имитирующим шерсть животных. Цветы лучше пришить швом «через край». Всегда необходимо помнить, что шов должен не только соединять детали, но и служить элементом украшения. В многоцветной аппликации важно продумать очередность соединения деталей.

2.4.2 Декоративная аппликация.

Связана с понятием декоративности (изображения, отличающиеся орнаментальностью, обобщенностью форм, цветовой насыщенностью) и представляет собой объединенные по законам ритма, симметрии элементы украшения, декоративные по цвету и по форме (геометрические, растительные т.д.) Важную роль здесь играет орнаментальная композиция. Орнамент характеризуется ритмичностью (повторение одинаковых или чередование разных элементов узора) и бывает бесконечным или замкнутым (ленточная или центрально-лучевая композиция). Еще одно направление декоративной аппликации — шрифтовая аппликация, т.е. оформление заголовков, текстов.

Национальные орнаменты в декоративной аппликации.

Народные орнаменты дают богатый и разнообразный материал для декоративной аппликации: каждому национальному орнаменту присущи свои характерные особенности, которые обусловлены своеобразием истории культуры народа, особенностями его жизненного уклада и быта, трудовой деятельности, окружающей природы, климата и наличием природных материалов.

Содержание орнаментов народные художники черпают из реальной жизни. Но они ее не просто копируют; отталкиваясь от конкретного образа (цветка, птицы, животного и т. п.), перерабатывают его в декоративные формы. Например, в орнаментах народов, живущих на севере, встречаются декоративные ветки березы, ели, сосны, листья и ягоды рябины, фигуры оленя; на Украине — подсолнухи, кукуруза, колосья злаков, петухи; в Армении, Грузии—завитки листьев и плоды винограда; в Киргизии — завитки рогов животных; в Узбекистане — цветы и листья хлопка. Здесь есть возможность усвоить способы композиционного и колористического размещения форм. Для создания национальных орнаментов используют в основном растительные, животные, геометрические формы.

2.4.3 Сюжетная аппликация

Сюжет—это определенное событие, ситуация, явление, изображенное в произведении. Как отбирать сюжеты для аппликации?

Историческое прошлое страны, города, памятники старины,архитектуры могут служить темами сюжетной аппликации.

Обширный материал для сюжетной аппликации представляет художественная литература. Требования к подбору художественных произведений определяются возможностью передачи их содержания в аппликации. Отражая в работе главные события, описанные в произведении, надо стремиться к точной передаче сюжета художественного текста, взятого в основу аппликации. Темами для сюжетной аппликации могут служить изображения на открытках, в журналах, книгах. В таких работах в основном совершенствуется технология выполнения аппликации, но ограничены возможности развития творчества, фантазии.

Так же как и в других видах аппликации, в сюжетной самый разнообразный материал дают зарисовки с натуры. Накапливать их надо постоянно, чтобы в дальнейшем использовать при составлении композиций.

Сюжетные аппликации могут быть несложными по содержанию, композиции и сложными, динамичными по действию, с большим количеством персонажей, предметов, деталей.

2.4.4 Съемная аппликация.

Еще одна разновидность аппликации — съемная. Наиболее характерный ее пример — эмблема для детской спортивной одежды. Сначала на плотной ткани вышивают спортивную или другую эмблему, обшивают ее плотным валиком, вырезают по контуру и пришивают к изделию вручную или на машине. Съемная аппликация может быть использована и как элемент отделки женского платья. Если в аппликации нужно показать переход одного тона в другой, на границе перехода тона стежки делают неодинаковой длины, в виде зубцов. Стежки последующего тона — как бы продолжение предыдущего, благодаря этому переход тонов становится незаметным.

2.4.5. Объемная аппликация.

Обработав синтетическую ткань: полиэстр или тонкий трикотин по срезу частой строчкой «зиг-заг», можно получить красивый волнистный край. Это свойство новых тканей и послужило возникновению нарядной вышивки — объемной аппликации .

Оригинальность этой техники в том, что элементы одного рисунка, обычно это листья или лепестки, выполняются по-разному: одни вышиваются обычно — гладью, а другие — объемными.

Объемные элементы рисунка выполняют из косых полос ткани шириной 2—3 см тонкого эластичного материала. Отлетные стороны полосок необходимо скруглить по краям и обработать частой закруткой строчки «зиг-заг».

Располагая объемную деталь среди элементов, вышитых гладью, ее обычно крепят по длине листика или лепестка строчкой, укладывая фигурно. Затем линию пришива замаскировывают стежками гладьевого валика или широкими гладьевыми стежками, если вторая половина элемента вышивается гладью.

Утюжат вышивку с лицевой стороны очень осторожно, стараясь не примять объемные детали.

2.4.6. Однослойная и многослойная аппликация.

Однослойная аппликация предполагает, что изображения предметов или их деталей наклеиваются на фон без наложения друг на друга.

Многослойная аппликация выполняется путем наклеивания (или нашивания) на фон изображений предметов и их деталей в два-три слоя.

Итак, прежде чем приступить к выполнению аппликации, необходимо решить, какие она будет иметь характеристики, т.е. какой она будет по содержанию, по количеству цветов, по наличию симметрии, по форме, по способу изготовления деталей, по степени прилегания их к основе, по количеству деталей и способу их крепления. Кроме того, нужно иметь представление об особенностях в аппликации композиции (взаимосвязь между размерами и расположением основных фигур на выбранном формате), колорита (сочетание цветов, их гармония и соответствие содержанию аппликации), приемов передачи объема и перспективы.

2.5. Последовательность выполнения аппликации из ткани.

Выполнение аппликации из ткани требует определенных навыков: умение резать ткань и умение обрабатывать край ткани. Прежде чем приступить к работе, надо сделать эскиз общего вида вещи, установить размер аппликации, где и как она будет располагаться. Часто образцами для аппликации служат иллюстрации из журналов, открытки, предметы декоративно-прикладного искусства. Многие рукодельницы пытаются уменьшать или увеличивать иллюстрации. Не умеющие рисовать могут перевести рисунок по клеточкам в соответствии с заданным масштабом. Для этого иллюстрацию разбивают на равные квадратные клетки; а на листе бумаги, где должен быть увеличенный рисунок, делают сетку из того же количества квадратов, но большего размера и на них переносят рисунок. Элементы аппликаций — цветы, деревья, птицы, звери — должны быть стилизованными, без лишних деталей, с четким правильным контуром.

Эскиз делают в двух экземплярах. Один экземпляр разрезаетсяи служит выкройками, другой сохраняется и служит для контроля(правильного расположения элементов аппликации). Заготовленные из бумаги элементы аппликации надо вырезать из соответствующих кусочков ткани. Для этого бумажные выкройки накладывают на материю, прикрепляют к ней булавкой, а если фигура крупная и сложная, то приметывают и затем вырезают из материи по контурам бумажной выкройки. К некоторым вы кройкам надо делать прибавки в тех местах, где одна деталь заходит на другую, например, если надо соединить кофту с юбкой, то к концу кофты надо сделать прибавку и на нее пришить юбку.Если в узоре одинаковые фигуры встречаются несколько раз, томатерию можно сложить в несколько раз и по бумажной выкройкераскроить сразу несколько экземпляров. Кроить фигуры, особеннокрупные, обязательно по долевой нити, иначе они деформируются(растянутся). Вырезанные фигуры раскладывают на фоне в нужных местах эскиза, уточняют форму, совместимость фона и цветафигур.

2.6. Составление эскиза к аппликации.

Несложные аппликации выполняют без эскиза. Аппликации со сложным сюжетом, большим количеством деталей делают по эскизу. Эскиз к будущей работе выполняется в карандаше и соответствует ее размерам. В эскизе особое внимание уделяют его общей композиции. С помощью композиции определяется положение фигур и предметов в пространстве, достигается согласованность изображаемых явлений (в этих целях употребляются системы масштабов и пропорций, а также ритм, иногда симметрия). Работу над эскизом начинают с определения линии горизонта, так как в зависимости от нее происходит размещение предметов и персонажей задуманной композиции. Затем выделяют композиционный центр, основное действие, вокруг которых группируются предметы. Они помогают раскрыть содержание. В эскизе немаловажное значение имеют пропорциональность и величина изображений. Если нужно составить эскиз к литературному тексту, его надо внимательно несколько раз прочитать, выделить наиболее интересные ситуации.

Не следует усложнять аппликацию излишними, а также мелкими деталями, так как это осложняет точность воспроизведения. В то же время все детали композиции, даже самые мельчайшие, вырезают из бумаги. Некоторые исполнители в таких случаях, облегчая себе работу, прибегают к подрисовыванию мелких деталей. Этого делать не следует, потому что нарушается стиль аппликации.

2.7. Закрепление аппликации на ткани.

Закрепляется аппликация из ткани двумя способами: пришиванием и приклеиванием. Пришивать можно по-разному: все вырезанные формы приметывают на фоне. При этом надо следить за тем, чтобы направление нитей ткани на кусочках совпадало с направлением нитей на основной ткани. Если аппликация сложная, с большим количеством деталей, то приметывание надо делать по частям, по мере выполнения аппликации. Приметанные фигуры обшивают по краям просто катушечной ниткой, мелкими частыми стёжками (чем сильнее сыплется материал, тем чаще). Стежки класть косые, тогда легче прихватываются выбившиеся из материала концы нити.

Края аппликации можно обшить разными способами: шнуром подходящей толщины и цвета (шнур пришить два раза, прихватывая его раньше с одной стороны, а потом с другой); цветной пряжей, швами «петельным», «тамбуром», «веревочкой» (этот способ хорош для неосыпающейся материи); гладью, на швейной машине. Гладьевые стежки могут быть разной длины, группироваться, образуя зубцы, лапки. (Рис.1, рис.2). (Приложение 2)

Рис.1

Рис.2

Детали узора можно пристрочить на машине. Прямые машинные и зигзагообразные строчки выполняются на обычной многофункциональной машине.(рис.3) Остальные выполняются на машине стежками для вышивания.

Рис.3

Если ткань аппликации «несыпучая», достаточно прикрепить её по краям одной-двумя простыми строчками. Заправьте материал в пяльцы и обстрочите рисунок двойной мелкой строчкой, затем обработайте контуры плотным валиком (рабочие нитки вверху, внизу шёлковые в тон накладной ткани).

Закончив работу, прогладьте её с изнаночной стороны, предварительно слегка увлажнив (шёлковые ткани не увлажняют). Излишки ткани срежьте по контуру гладьевого валика, не задевая его.

Можно вместо строчки обработать контур редким гладьевым валиком и, срезав ткань но контуру, выполнить гладьевой валик (рис. 4). Аппликацию можно выполнить швом «вприкреп» (рис.5).

На кусок цветной ткани, предназначенной для аппликации, переведите рисунок и приметайте на соответствующее место основной ткани. Контур рисунка сначала прострочите редким гладьевым валиком (или 2 раза строчкой), затем обрежьте лишнюю ткань и выполните по контуру шов «вприкреп».

Рис.4

Рис. 5

В некоторых изделиях после выполнения вышивки на лицевой стороне можно обстрочить контур аппликации по внутреннему краю гладьевого валика на изнаночной стороне (в челнок заправить металлическую нить — люрекс). Это придаст изделию нарядность (рис. 4).

Очень красиво выглядит выполненный с изнанки по контуру аппликации (в челноке — люрекс) шов «ложный бисер»(рис. 6). Этим же швом можно выполнить контур аппликации с лицевой стороны (верхняя и нижняя нитки шёлковые).

Рис. 6

Аппликацию на тонких тканях типа шифона выполняют, пристрачивая с изнанки дополнительную ткань, такую же, из которой выполнено изделие (рис. 7). Рисунок переведите на изнаночную сторону основной ткани, заправьте её в пяльцы, прикрепите булавками дополнительную ткань (булавки должны быть на той стороне, на которой выполняется вышивка) и прострочите контур узора двойной строчкой или редким валиком (в зависимости от структуры ткани).

Рис.7

Затем, сняв булавки, заправьте ткань на лицевую сторону, обрежьте остатки (по контуру рисунка), обстрочите мотив тонким валиком или гладью. Внутри больших мотивов выполняют различные вышивки стебельчатым швом, ажурные сетки с красивым узором и т. д. (см. рис. 6).

В аппликациях из ткани используют также и другой способ — приклеивание. Он более быстрый, чем пришивание, применяется в основном при изготовлении картин, ковриков, панно или вещей, не подлежащих стирке.

Клеящие составы, применяемые в аппликациях на ткани: клейстер из картофельной муки, синтетический клей БФ-2,: ПВА. Использовать резиновый клей нецелесообразно, так как все; формы через определенный промежуток времени постепенно отклеивают.

Как приклеиваются формы? На фоне очень аккуратно проклеивается то место, куда будет накладываться заготовленная форма (сама форма не проклеивается). Готовая форма придавливается тряпочкой от середины к краям.

Есть и другой способ закрепления аппликации из ткани: под ткань, из которой будут вырезать форму, подкладывают один слой полиэтиленовой пленки и одновременно вырезают нужную форму. На фон кладут полиэтиленовую форму, на нее — деталь из ткани, после чего проглаживают горячим утюгом.

2.8. Важные советы.

Чтобы ваша аппликация, понравилась, не только вам, но и окружающим вас людям, следует тщательно обдумать план работы. Для этого нужно уметь выбирать ткань, определиться с этапами изготовления изделия и подбора материала по цветам.

В качестве мягких основ используют любую плотную гладкокрашеную ткань: мешковину, бортовку, рогожку, полотно, спорки одежды из сукна, драпа; кожзаменители и т. п.

На мягкий фон (сукно темного тона) рисунок можно перевести, сделав проколы шилом по линиям изображений на эскизе. Затем прикрепить эскиз к фону и через проколы щетинной кистью нанести разведенный зубной порошок. Когда снимают эскиз, на фоне остается белый точечный след.

Для перевода рисунка на светлую ткань эскиз прикладывают к фону, прометывают контуры рисунка мелкими стежками швом «вперед иголку». Сняв эскиз, волокнистый материал пришивают по намеченным линиям, образованным швом. В этом случае эскиз служит только однократно.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работая над рефератом, мною была изучена история развития аппликации как вид декоративно-прикладного искусства. А также был изучен материал по выполнению поделок в технике аппликация из ткани.

Анализ изученной литературы позволяет сделать следующие выводы:

1. Аппликация из ткани — один из важных факторов эстетического развития личности. Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве.

2. Декоративно-прикладное творчество, к которому относится и аппликация, является традиционным в любой стране мира.

Большинство из нас в детстве брали в руки кисточки, кто-то с интересом и любопытством пытался вязать, вышивать, некоторые делали замечательные игрушки из бумаги, ткани и т.д. Предметная среда окружает человека постоянно, она влияет на подсознание, позитивно и негативно формируя его чувства и эмоции, манеру поведения и общения. Значит, и аппликация из ткани вносит свою лепту в духовное развитие человека — через созидательную, эстетически значимую творческую деятельность.

3. Аппликация дает возможность усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, форме и композиции.

Чем больше я узнаю об аппликации, тем больше появляется желание и потребность трудиться, т.к. эта деятельность связана с проявлением положительных эмоций. Моральное и творческое удовлетворение, переживаемое мною в процессе труда, вызывает желание вновь испытывать чувство радости от этого процесса и результатов. Моё увлечение этим видом рукоделия помогло мне в выборе будущей профессии дизайнера костюма. Но даже если в дальнейшем я не свяжу свою жизнь с декоративно-прикладным искусством, полученные навыки, помогут мне в работе по любой специальности.

Хочу отметить, что аппликация из ткани — один из наиболее любимых мною видов изобразительной деятельности: радует яркий цвет материала, удачное расположение фигур, большой интерес вызывает техника закрепления ткани и наклеивания. Аппликация дает возможность усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, форме и композиции.

Аппликации в различных комбинациях дает бесконечное множество работ, позволяя решать разнообразные задачи: создание панно, ковров, гобеленов, поздравительных открыток, салфеток, украшение помещения, одежды, поделок и т. д. Эта классификация дает представление о богатстве изобразительно-выразительных средств аппликации и позволяет представить ее возможности.

Если вы человек творческий, и любите творить и выдумывать, предлагаю попробовать один из видов рукоделия — аппликация из ткани. Эти неповторимые изделия, сделанные в данной технике, будут радовать не только ваш глаз в детской комнате или на даче, но и приятно поразят ваших гостей.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст