Реферат по дисциплине «Мировая художественная культура» на тему

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 23» города Дзержинска Нижегородской области

Реферат

по дисциплине «Мировая художественная культура»

на тему: «Православный храм как модель христианского мироздания»

Выполнила:

Шуткина Юлия Вячеславовна,

10 класс «А»

Руководитель:

Пащенко Марина Олеговна,

учитель музыки, истории и МХК,

высшая квалификационная категория

Дзержинск 2012

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Символика православного храма как отражение христианской картины мира . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

История возникновения православного храма . . . . . . . . . . . . . . 4

Внутренняя символика православного храма . . . . . . . . . . . . . . . 5

Внешняя символика православного храма . . . . . . . . . . . . . . . . .8

Желнинский Храм Благовещения Пресвятой Богородицы . . . . . . . 10

2.1. История возникновения Храма Благовещения Пресвятой Богородицы .10

2.2. Внутреннее убранство Храма Благовещения Пресвятой Богородицы . 13

2.3. Внешнее строение Храма Благовещения Пресвятой Богородицы . . . . 15

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

Список использованной литературы и источников информации . . . . . . 18

Приложение 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

Приложение 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

Приложение 3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

Приложение 4 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

Приложение 5 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

Приложение 6 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23

Приложение 7 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24

Приложение 8 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25

Введение

Как устроен православный храм? Любой храм не просто архитектурный объект. Это сложный символический комплекс, каждая деталь которого имеет свое значение.

Для верующего человека храм представляет собой модель мира, в котором земная и небесная сферы едины. Купол символизирует собой небо, покрывающее землю — основание храма. На небе царит Бог, и потому в куполе обычно помещали изображение Христа, господствующего во Вселенной.

Согласно христианским представлениям, Христа окружают небесные силы, невидимые носители божественной власти – херувимы, ангелы и архангелы. Под ними в простенках окон в барабане купола обычно можно увидеть изображения «видимых» представителей этой власти – апостолов или пророков.

Купол опирается на столбы и паруса («парусом» называется часть свода в виде вогнутого сферического треугольника), на них изображались чаще всего евангелисты или их символы: Матфей – ангел, Марк – лев, Иоанн – орел, Лука – бык, поскольку именно Евангелие есть опора веры [5].

Что собой представляет христианская модель мира? Наиболее ярко эта модель отражена в символике православных храмов, так как мировоззренческие характеристики наилучшим образом отражаются в искусстве, в том числе и в архитектуре, когда храм подобен космосу.

Целью моей работы является выявление характерных особенностей православного храма как модели мира.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть символику православных храмов.

Выявить те символы, которые наиболее полно отражают христианскую модель мира.

Доказать на примере Желнинского Храма Благовещения Пресвятой Богородицы, что православный храм является моделью христианского мироздания.

Актуальность. Необходимо знать православные традиции, историю православных храмов и православную историю родного края для возрождения духовно-нравственных ценностей.

Символика православного храма как отражение

христианской картины мира

Православный храм – зримое воплощение церковного символизма. Расположение храма, его архитектура, убранство, система росписи символически выражает то, что непосредственно изобразить невозможно. Храм – это образ всего Божественного Царства, к которому церковь ведет весь мир. Храм – это мир, вселенная, смысл которой придает соучастие в деле спасения. Именно поэтому храм – «дом Господень» — отличен от всякого другого здания.

История возникновения православного храма

Первые правила, по которым строились и расписывались христианские храмы, возникли еще во времена Ветхого Завета. Начиная с IV века, символика храма начинает приобретать более глубокий смысл. Символика христианского храма формировалась постепенно.

Ветхозаветные храмы имели форму корабля, базилики. Внутри такие храмы выглядели как обычное четырехугольное помещение с окнами наверху, поэтому в них было много света и воздуха. Несколько рядов колонн разделяли пространство на отделения – нефы (корабли). При входе в базилику строился портик (небольшой выступ), а на противоположной стороне – апсида (закругление). Такая форма храма имеет символическое значение: церковь для верующих должна быть таким же надежным прибежищем, каким был Ноев ковчег во время потопа [4].

В V веке начинают строиться храмы в форме креста – крест Христов является основой Церкви. В это же время в символике храма появляются свод и купол. Чуть позже возникают круглые и восьмигранные храмы. Круг есть символ вечности, который говорит о нерушимости церкви.

Архитектура православного храма унаследовала византийские традиции. В Х веке на Руси появляется и получает широкое распространение в русской православной церкви крестово-купольный тип храма, который несет в себе целую систему символов, отражающих религиозные взгляды и отношения.

С момента принятия христианства на Руси начинает формироваться собственная церковная архитектура, непохожая на византийскую. Одной из ее отличительных особенностей является устройство купола в виде пламени свечи.

Каждая эпоха вносила свои неповторимые черты во внешний облик православного храма, но всегда храм рассматривался как образ мира.

Внутренняя символика православного храма

Каждая деталь внутреннего убранства храма имеет свое скрытое значение. Стены храма «толкуются как закон Божий». Низ стены символизирует землю, здесь раньше изображали царей и канонизированных святых (их изображают и сегодня). Наверху стены отражены события земной жизни Христа, Богородицы, апостолов.

Так как храм – это модель мира, то каждая его стена соответствует одной из сторон света. Восточная часть храма символизирует область света и райского блаженства, потому что на востоке находился рай, из которого были изгнаны Адам и Ева. Западная сторона храма символизирует «страну мертвых». На этой стороне обычно хоронили почивших. Росписи в западной части храма отображают мрачные образы пророчества и Страшного суда. Сюжеты на южной и северной стенах храма зависели от посвящения храма и обычно располагались в несколько ярусов.

В церквях, посвященных Богородице, изображались сцены из жизни Девы Марии или из связанных с ней богослужений. В храмах святителя Николая изображались сюжеты из его жития и т.д.

Алтарь – самая важная часть храма, место, где Христос восседает на престоле с апостолами. В него могут входить лишь священнослужители и лица мужского пола, участвующие в богослужениях. Средняя часть храма символизирует мир «тварный», но уже освященный. Это и есть «новое небо» и «новая земля». Преграда между алтарем и средней частью не разделяет, а объединяет две части храма.

На Русь преграда перешла уже в форме иконостаса, который является сложным символом. Если в католических церквях алтарь открыт глазам верующих, то в православных он скрыт высокой стенкой иконостаса и увидеть происходящее там можно лишь во время богослужения, когда открываются Царские врата.

Наличие иконостаса – уникальная и отличительная особенность православной церкви. Иконостас состоит из пяти рядов икон и служит алтарной преградой, разделяющей два мира: мир видимый (сам храм) и мир невидимый (алтарь). По мнению П.А. Флоренского, иконостас – это не просто «кирпичи, камни, доски», «иконостас есть сами святые». Он акцентирует внимание на том, что его назначение заключается не в сокрытии чего-то важного от верующих, но в указании на «тайны алтаря» [15]. Иконостас венчает крест и напоминает книгу, читать которую надо сверху.

Верхний ряд (или чин) представляет первоначальную, ветхозаветную церковь от Адама до закона Моисей. Здесь помещают изображения живших в тот период праотцов со свитками в руках, поэтому ряд называют праотеческим. В центре его обычно изображают первое явление Бога человеку, «ветхозаветную Троицу» — явление Аврааму трех ангелов.

Второй ряд сверху именуют пророческим, поскольку здесь находятся иконы с изображением пророков, живших после Моисея. На свитках, которые держат пророки, приведены тексты их предсказаний о Христе, а в центре этого ряда обычно помещают икону Знамения Богоматери. Эта икона указывает на непосредственную связь между Ветхим и Новым Заветами и служит связующим звеном между верхними ярусами и нижними.

Средний, третий ярус иконостаса обычно содержит иконы двунадесятых праздников. Здесь помещены изображения двенадцати главных праздников, отмечаемых повсеместно православной церковью. Это Рождество Христово, Рождество Богородицы, Благовещение, Воскресение Христово, день Святой Троицы, Успение Богородицы и другие. Начинается цикл с Благовещения, которое располагается справа и далее помещаются одиннадцать икон, последняя из которых Воздвижение Креста Господня.

Следующий, второй снизу, ряд носит название деисуса. Центром деисуса является икона Христа, рядом Богоматерь и Иоанн Предтеча. За ними находятся изображения святых и ангелов в молении за мир. Этот чин – важнейшая часть иконостаса. Даже если все остальные ярусы отсутствуют, деисус есть в любой православной церкви.

Если четыре верхних яруса канонические, то нижний ряд в каждой церкви уникален. Он называется местным и здесь по сторонам Христа и Богоматери помещаются иконы, особенно почитаемые в данной местности. Справа, второй от царских врат, всегда будет храмовая икона, изображающая тот праздник или того святого, которому посвящен храм. По этой иконе всегда можно определить как называется храм. Местные иконы обычно наиболее почитаемы у прихожан.

В центре иконостаса находятся Царские врата, которые открываются во время богослужения. Обычно здесь помещают изображение Благовещения и четырех евангелистов. Также в иконостасе есть боковые двери для входа в жертвенник и диаконник, на которых изображают архангелов или святых диаконов. Общую идею храма выражает иконография его средней части. Здесь изображена Вселенская Христова Церковь.

Притвор – символ мира не обновленного, еще лежащего во грехе, даже сам ад. Поэтому притвор находится в западной части храма, противоположной алтарю – символу рая.

В куполе изображается Глава Церкви – Христос Вседержитель. Первоначально, именно свод, возвышающийся над главной частью храма, символизировал небо, простирающееся над четырьмя сторонами света. Но впоследствии символическую роль неба стал выполнять купол. Сам храм считается телом церкви, а его купол – вместилищем божественной премудрости. Столпы выполняют не только техническую функцию (поддержку купола храма), но и несут символическое значение. На столпах изображены апостолы, подвижники, мученики – люди, которые всю жизнь распространяли, утверждали словом и делом христианскую веру. Именно они являются истинными столпами церкви.

Внешняя символика православного храма

Здания всех православных храмов всегда завершаются куполами, которые символизируют духовное небо. Купола увенчиваются крестами как знамением искупительной победы Христа. Православный крест, воздвигаемый над храмом, имеет восьмиконечную форму, иногда в его основании находится полумесяц, имеющий много присваиваемых ему символических значений, одно из которых – якорь христианской надежды на спасение по вере во Христа. Разное количество куполов (глав) имеет свой символический смысл. Один купол символизирует единого Бога. Два купола соответствуют двум началам во Иисусе Христе – божественному и человеческому. Три купола означают Святую Троицу (Отец, Сын и Святой Дух). Пять глав символизируют Иисуса Христа и четырех евангелистов. Тринадцать глав означают Иисуса Христа и двенадцать апостолов. Двадцать пять глав могут обозначать похвалу Пресвятой Богородице. Тридцать три главы символизируют число земных лет Иисуса Христа.

Особое значение имеет и цвет куполов. Золото куполов символизирует небесную славу. Только самые большие храмы и храмы, которые посвящены Спасителю, завершаются золотыми куполами. Купола небесно-синего цвета, украшенные золотыми звездами, напоминают о Рождестве Иисуса Христа и украшают церкви, посвященные Богородице. Церкви же, которые посвящены святым, обычно украшаются серебряными и зелеными куполами. Зеленые купола могут быть и у Троицких соборов, поскольку зеленый — это еще и цвет Святого Духа. Что касается формы купола, то с XVI века на смену «шлемовидному» завершению древнерусского храма приходит «луковичное». Такая форма купола напоминает увенчанный крестом огненный язык, заостряющийся к верху. Внутри храма луковичный купол выполняет символическую роль неба и остается статичным. Однако снаружи купол своим видом создает иллюзию движения, устремленности ввысь. Это противоречие имеет свое объяснение. Внутренняя архитектура церкви выражает собою идеал мирообъемлющего храма, в котором сам Бог и за пределами которого ничего нет. Естественно, что тут купол должен выражать собою крайний и высший предел вселенной, ту небесную сферу, ее завершающую, где царствует сам Господь. Но в действительности над храмом есть настоящий небесный свод, который своей недостижимостью напоминает нам о необходимости постоянного стремления к самосовершенствованию через религиозный подъем и пламенное горение. Этим объясняется устройство купола в виде пламени свечи, устремленной вверх. Между наружным и внутренним образами существует взаимосвязь, так как только благодаря религиозному горению небо сходит на землю и проводится внутрь храма, становясь его куполом.

Крест – главный христианский символ. Поклоняясь образу креста, мы видим в нем прежде всего символ самого Христа и символ того крестного пути, который он заповедовал нам.

Желнинский Храм Благовещения Пресвятой Богородицы

История возникновения Храма Благовещения Пресвятой Богородицы

Желнинский Храм Благовещения Пресвятой Богородицы – действующий православный храм и самый старинный в городской черте Дзержинска. Храм входит в состав Дзержинского благочинного округа Нижегородской и Арзамасской епархии.

Благовещенский храм воздвигнут в честь Престольного праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, установленного в память явления Пресвятой Деве Марии Архангела Гавриила с благой вестью о рождении от нее Спасителя мира. Этот праздник является двунадесятым великим праздником и отмечается 7 апреля (25 марта).

Сведений о храме очень мало. Известны следующие факты: Храм Благовещения Пресвятой Богородицы построен в 1878 году на деньги купца первой гильдии Степана Петровича Солина. В 1879 году он был освящен. В храме освятили три престола: главный — во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а также во имя Архистратига Михаила Святителя и Чудотворца Николая.

В прошении, адресованном купцом Преосвятейшему епископу Нижегородскому и Арзамасскому в 1879 году, говорится: «Крайне скорблю об уклонении от православия некоторых своих же собратий и в предотвращении большего уклонения выразил я сильное желание поставить этому преграду через построение в нашей деревне Церкви Божией» [13].

С дозволения владыки были перенесены в Желнинский храм древние иконы из Макарьевского Желтоводского монастыря. Церковь имела 600 десятин усадебной земли с домом для священника. Почти полвека действовал храм.

С приходом Советской власти началось массовое осквернение и запустение храмов Божьих, катастрофическое разорение духовной жизни народа. Желнинская церковь действовала до 1940 года. По решению 54% жителей она была закрыта. Помещение храма использовалось под овощехранилище, как складское помещение, а в последующие годы – как мебельный склад Дзержинского промторга; планировалось использовать под концертный зал. Время и людское невежество сильно потрудились над храмом Божьим. Рассказывают, что иконы с иконостасами жгли прямо в церкви. Лет 30-40 назад вокруг церкви еще можно было видеть старинные надгробия и склепы. Теперь от них не осталось и следа. Исчезла и ограда с чугунными решетками. Сохранилась лишь трогательно маленькая – в соседстве с краснокирпичной громадой церкви – часовенка.

В 1988 году по просьбе религиозной общины поселка Желнино, Исполком Дзержинского Горсовета передал церковь верующим. Храм восстанавливали на протяжении 15 лет. Благовещенский храм стал первым храмом в окрестностях Дзержинска, в котором были возобновлены богослужения. Решение Областного исполкома от 18 декабря 1989 года здание Благовещенской церкви принято на государственную охрану как памятник архитектуры местного значения. Полным ходом пошло восстановление поруганного храма – восстанавливается ограда, идет реконструкция часовенки, и трудятся художники – реставраторы, стараясь вернуть храму утраченный облик. В реставрационные работы внутреннего убранства храма внесли свою лепту ленинградские художники – реставраторы, имевшие большой опыт в восстановлении православных святынь. По заключению компетентной комиссии остатки подлинной живописи храма оказались в состоянии, которое сделало их реставрацию весьма проблематичной. В итоге, специалисты рекомендовали не реставрировать, а реконструировать, то есть воссоздать росписи на основании сохранившихся любительских фотографий. В 90-е годы Благовещенскую церковь освятили заново, но не всю, а лишь два предела.

Благовещенская церковь восстановила разнообразную духовно-просветительскую работу. В 1994 году при церкви открылась первая в Дзержинском благочинии воскресная школа. Обучение Закону Божьему рассчитано на 4 года. Функционирует группа детского сада на время литургии по воскресным дням. Практикуются ежегодные поездки по святым местам. К большим церковным праздникам готовятся концерты, в которых принимают участие дети вместе с педагогами. Библиотека приступила к своей работе через год после образования Воскресной школы, помогая прихожанам ликвидировать религиозную безграмотность, читать Жития Святых, в земле Российской просиявших и пытаться применять их опыт духовной жизни. Трапезная же существует со дня основания воскресной школы и продолжает свою деятельность и поныне.

В 2003 году для подростков организована дружина «Витязи» — это православное национальное движение молодежи, любящее сыновней любовью мать-Россию и желающее послужить ей в деле восстановления ее истинного облика под девизом: «За Русь! За Веру!». 27 ноября 2010 года Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил чин освящения последнего из трех приделов Желнинского храма Пресвятой Богородицы — Никольского придела церкви. Желнинский Храм получил свое второе рождение. Освящением последнего Никольского придела восстановилась историческая справедливость.

Внутреннее убранство Храма Благовещения Пресвятой Богородицы

Храм разделяется на три части: алтарь, храм и притвор.

Притвор (Приложение 1) – это место соприкосновения божественного с землею. Это мир людей, где продаются церковные принадлежности и свечи.

Приделы Пресвятых Михаила Архангела и Николая Чудотворца в храме зрительно отделяются арками, у каждого свой расписной свод. (Приложение 2). Арки и своды опираются на столбы. На них изображаются святые подвижники — мученики и воины Александр Невский, Дмитрий Донской, которых называют «столпами» Церкви. Своим подвигом они держат Церковь, как столбы держат своды храма.

В приделе Пресвятого Архангела Михаила находятся святыни Желнинского храма: древняя икона Воскресения Христова, икона трех святителей – Иоанна Златоустого, Григория Богослова и Василия Великого. В основании иконы разместился мощевик преподобных и блаженных жен Дивеевских, установленный 17 октября 2010 года по Благославению Владыки Нижегородского и Арзамасского Георгия. С недавних пор храм украшает икона Покрова Пресвятой Богородицы в богатом серебряном окладе. Великолепная икона Казанской Божьей Матери с необыкновенными выразительно-грустными глазами. Верующие молятся ей о даровании зрения духовного и телесного. (Приложение 3).

Строение храма соответствует всем канонам православного храма.

На западной стене храма изображены сцены Страшного суда, показывающие, что все мы в конечном итоге предстанем перед Божьим судом и заставляет задуматься о неразумной, суетной жизни, ведущей к погибели. (Приложение 4).

В куполе располагается сцена «Крещение», на которой изображен Иисус Христос, в одной руке держащий Книгу, другой рукой благословляющий мир. (Приложение 5).

В восточной стороне храма располагается классический иконостас, который представляет собой несколько рядов икон. В нижнем ряду иконы самые большие. Справа от Царских врат помещена икона Спасителя с Книгой и благословляющим жестом, слева – образ Пресвятой Богородицы. Правее иконы Спасителя находится храмовая икона Пресвятой Богородицы с младенцем на руках в серебряном окладе. (Приложение 6).

Над местным расположен праздничный ряд – иконы двунадесятых, самых больших и торжественных праздников, посвященных 12 основным событиям Евангелия: Рождество Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Благовещение, Рождество Христово, Сретение Господне, Богоявление, Преображение, Вход Господень во Иерусалим, Вознесение Господне, Сошествие Святого Духа, Успение Богородицы, Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня и самый главный праздник – Воскресение Христово – Пасха.

Третий ряд икон изображает Богородицу, Апостолов, Архангелов и святых, молящихся Господу. В центре этого ряда – над Царскими вратами и образом Тайной вечери – икона Спас в силах – Иисус Христос с книгой, восседающий в славе на престоле. Справа от него образ Иоанна Предтече, слева – икона Божией Матери, представленной в полный рост, смотрящей влево, со свитком в руке, которая именуется Заступницей.

Четвертый ряд представляет пророков, возвестивших о Мессии и Деве, от которой Он родится.

В пятом ряду располагаются ветхозаветные патриархи и праотцы, символизирующие предвечный Совет Святой Троицы о самопожертвовании Бога во искупление человеческих грехов. (Приложение 6).

За Царскими вратами находится самая важная часть храма – Алтарь.

В середине алтаря, напротив Царских врат, находится Святой престол, на котором находятся священные предметы: антиминс, напрестольное Евангелие, напрестольный крест, дарохранительница, дароносица.

Пространство между престолом и восточной стеной алтаря называется горним место (высоким, возвышенным). Здесь во время архиерейской службы ставится кресло, на котором может восседать только епископ.

Над горним местом находится запрестольная икона Святой Троицы. На краю престола или за ним перед горным местом находится особый светильник из семи ветвей, с укрепленными на них семи лампадами. Этот светильник называется семисвечником. Число его ветвей соответствует семи Таинствам церкви: Крещение, Миропомазанию, Покаянию, Причащению, Елеосвящению, Венчанию, Священств. Свет же от него символизирует свет Даров Святого Духа. (Приложение 7).

Внешнее строение Храма Благовещения Пресвятой Богородицы

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы – это двухэтажный крестово-купольный храм со звонницей, построенный из красного кирпича.

Строение храма уподоблено кораблю (Ноеву ковчегу), несущему верующих на восток, к спасению. Такой образ совместим с внешним примитивным восприятием крестово-купольного храма: купола — паруса, апсида — нос корабля, колокольня — мачта и т.д. (Приложение 8).

Венчают храм пять куполов шлемовидной формы золотого цвета, которые символизируют небесную славу. Центральный купол, большего размера, символизирует собой Иисуса Христа, а остальные четыре купола чуть меньшего размера — четырех евангелистов.

Купол храма заканчивается главою, на которую установлен восьмиконечный православный крест.

С 5 мая 2010 года настоятелем прихода церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы является священник Михаил Сторонкин, ранее обязанности настоятеля исполнял протоиерей Николай Натаров.

Из разговора с настоятелем храма я узнала, что в храме планируются дальнейшие работы по благоустройству церковной территории.

Стены храма собираются украсить мозаикой, набранной по эскизам русских художников рубежа XIX – XX вв., а именно В.Н.Васнецова, М.В.Нестерова, А.П.Рябушкина. Особенно хочется воспроизвести фрагмент композиции «Благовещение» А.А. Парланда.

Для церковного хора планируют сделать балкон над входом в храм. Прилегающую территорию храма мечтают украсить фонтаном, произведя ландшафтный дизайн, вымостить брусчаткой дорожки и установить детскую площадку.

Таким образом, внутренне убранство и внешнее строение храма полностью соответствуют православным канонам и христианскому пониманию храма как модели мироздания.

Заключение

Основой христианской модели мира является Бог. Христианский мир имеет четкие границы, отраженные в архитектуре храма. Притвор символизирует ад, который является нижней границей мира, а верхнюю границу, завершающую небесную сферу, символизирует купол. Все живое в мире христиан стремится к Богу, так как было создано по его образу и подобию. В христианском мире человек, служа Богу, теряет свою самостоятельность. Согласно христианской модели мира, человек социален, так как находится среди братьев и сестер по вере.

Целью моей работы было выявление характерны особенностей христианской модели мира. Для достижения этой цели в первой главе были рассмотрены символы, которые наиболее полно отражают христианскую модель мира. Представлена краткая характеристика возникновения и особенности символики древнерусских храмов. Далее при помощи анализа основных внутренних и внешних символов храма описаны отдельные черты христианской модели мира. Во второй главе я рассмотрела Желнинский храм Благовещения Пресвятой Богородицы: его историю возникновения, внутреннее и внешнее устройство. Изучив данный материал, я пришла к выводу, что Желнинский храм Благовещения Пресвятой Богородицы является моделью христианского мира. Храм – это символ грядущего, символ будущего века. «Храм понимается как то начало, которое должно господствовать в мире. В храм должна войти вся вселенная, ангелы и вся низшая тварь. Храм – каменная молчаливая проповедь. Он возвещает нам об участии Бога в нашей жизни» [1]. В Церкви Христовой духовное и материальное соседствуют и переплетаются друг с другом. Материальные образы воспринимаются нашими чувствами непосредственно, а духовные могут быть отображены только символически. Церковь пользуется видимыми образами и знаками, чтобы возвести нас к невидимому. Символы указывают на сущность храма как модели мироздания.

Список использованной литературы и источников информации

Бобков К.В., Шевцов Е.В. Символ и духовный опыт православия. – М.: Вече, 1996.

Волкова Н.С., Мещерякова В.В., Садовская И.Ю. Православие. Полная энциклопедия.- СПб.: «Весь», 2008.

Еремина Т.С. Русский православный храм. История. Символика. Предания. – М.: Прогресс-Традиция, 2002.

Кудрявцев М.П., Кудрявцева Т. Русский православный храм: Символический язык архитектурных форм // К свету. – 1994. — № 17.

Лоргус А., Дудко М. Книга о церкви – М.: Паломник. — 2000.

Лосев А.Ф. Проблемы символа в религиозном искусстве. – М.: Просвещение, 1995.

Мокеев Г.Я., Кудрявцев М.П. О типичном русском храме XVII века // Архитектурное наследство. – 1981. — № 29.

Сурова Л.В. Мироведение. – М.: Издательство «Христианская жизнь», 2004.

Троицкий Н.И. Иконостас и его символика // Православное обозрение. –1991. — № 1.

Троицкий Н.И. Христианский православный храм в его идее // К свету. – 1994. — № 17.

Шмеман Александр, протоиерей. Исторический путь Православия. – М.: Вече, 1993.

HYPERLINK «http://www.nne.ru/»http://www.nne.ru. — сайт Нижегородской епархии.

HYPERLINK «http://www.pravoslavie.ru/jurnal/061214101726.htm»http://www.pravoslavie.ru/jurnal/061214101726.htm. — Стародубцев О. Символика православного храма – (электронный ресурс).

HYPERLINK «http://www.vehi.net/florensky/ikonost.html. -» http://www.vehi.net/florensky/ikonost.html. — Флоренский П.А. Иконостас — (электронный ресурс).

Приложение 1

Притвор

Приложение 2

Придел Пресвятого Михаила Архангела

Придел Пресвятого Николая Чудотворца

Приложение 3

Икона трех святителей – Иоанна Златоустого, Григория Богослова и Василия Великого и мощевик преподобных и блаженных жен Дивеевских.

Икона Казанской Божьей Матери

Приложение 4

Сцена Страшного суда

Приложение 5

Сцена «Крещения»

Приложение 6

Иконостас

Приложение 7

Алтарь, семисвечник

Приложение 8

Желнинский храм Благовещения Пресвятой Богородицы

PAGE \* MERGEFORMAT 16





Внимание, только СЕГОДНЯ!