Реферат по дисциплине «Изобразительное искусство» на тему «Древ

Муниципальное бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Основная Общеобразовательная Школа №269 Закрытого Административно-территориального Образования Александровск Мурманской области»

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Изобразительное искусство»

на тему: «Древние образы в народном искусстве России. Птица»

Выполнила: ученица 3 класса «Д»,

Антонова Анастасия Руководитель:

учитель изо Клышко Фрида Борисовна

Снежногорск 2012

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………..3

Глава 1. Древние корни народного искусства……………………….5

Древние образы в народном искусстве…………………………5

Глава 2. Птица – один из древнейших образов в народном искусстве……………………………………………………………..6

Птицы – легенды……………………………………………….6

Птицы Сирин и Алконост…………………………….…..…..7

Образ птицы и жилище……………………..…………………8

Птица-талисман и оберег……………………………………….8

Глава 3. Образ птицы в вышивке и одежде……………………..9

Женский головной убор………………………………………..9

Глава 4. Образ птицы в игрушке…………………………………10

4.1. Птичка глиняная……………………………………………… 10

4.2. Птичка деревянная…………………………………………… 11

Глава 5. Образ птицы в народных праздниках……………………………………………………………12

Глава 6. Исследование отношения одноклассников к образу птицы

в декоративно – прикладном искусстве………………………………….13

Заключение……………………………………………………………15

Список используемой литературы……………………………..…15

Введение

«…народное искусство – это прошлое, живущее в настоящем. Устремлённое в будущее своей мечтой о небывалом… Это культурная память народа, неотделимая от самых глубоких устремлений современности»

(Некрасова М.)

Сказочная птица, конь, человеческие фигурки, фантастические и диковинные цветы и деревья… Кто же и когда придумал эти образы, что они значили, какой смысл несут в себе? Я стала задумываться об этом как только стала осознавать, какие красивые и необычные вещи окружают меня в родном доме, в домах прабабушек и бабушек. Всё дело в том, что мои предки по отцовской линии из Нижегородской области, города Семёнова – родины золотой хохломы. Со стороны мамы родственники живут в Рязани, древнем русском городе, с богатой историей и традициями декоративно-прикладного искусства. До сих пор люди добрым словом вспоминают моего прадеда Павла – большого мастера резьбы по дереву. О красоте домов, которые он строил и украшал, я знаю по семейным преданиям. В доме прабабушки Зинаиды много красивых предметов, деревянных расписных: блюда, подносы, ковши. А этим летом любимая прабабушка подарила мне семейную реликвию – свадебный рушник с вышитыми птицами. Всматриваясь в узоры вышивок, расписных изделий, я видела среди красивых цветов, причудливых зверей сказочных, невероятно красивых птиц. Тогда я твердо решила узнать как можно больше об образе птицы в народном искусстве.

Гипотеза: Образ птицы в декоративно-прикладном искусстве России является наиболее любимым в народе

Цель: выявить самые распространённые образы животного мира в декоративно-прикладном искусстве России и отношение к ним одноклассников

Задачи:

Изучить историю образа птицы в различных видах декоративно-прикладного искусства России

Систематизировать полученные знания в виде электронной презентации, наглядно показывающей богатство и разнообразие образа птицы в народном искусстве

Составить словарь русских народных пословиц и поговорок о птицах

Создать электронную презентацию «Образ птицы в декоративно-прикладном искусстве России»

Методы:

Сбор необходимой информации по теме в научной литературе, при посещении музеев, в СМИ, Интернете.

Классификация и систематизация полученных знаний.

Анкетирование

Изготовление поделок по мотивам народных промыслов

Глава 1 Древние корни народного искусства

. Древние образы в народном искусстве

Народное искусство хранит вековые традиции, передаваемые из поколения в поколение. Давно наши предки украшали свои изделия самыми простейшими орнаментами. Мир, окружающий русского человека в глубокой древности, был «населен» сказочно – фантастическими существами. Центральное место в нем занимали обожествленные силы природы: дождь, ветер, солнце, луна, звезды. Крестьянин – земледелец природу считал живой и одушевленной, поклонялся ей и даже деревьям, думал, что они наделены душой. Человек стремился привлечь к себе добрые силы природы, защититься от злых, и делал он это при помощи своего искусства. Шли десятилетия, века, развивалось народное искусство, но самое лучшее не исчезало из этой сокровищницы опыта и переходило от отца к сыну, из поколения в поколение.

Образ солнца занимал одно из главных мест в украшении жилища, нарядно и празднично выглядели предметы крестьянского быта с солярными знаками. Конь древнейший образ народного искусства. Он был так же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. И потому солнце часто принимало образ коня, а конь приобретал силу солнца. Женская фигура, часто изображаемая в вышивке, на предметах быта – это Мать-сыра земля, Макошь («мать хорошего урожая»). Она давала жизнь, и она же отнимала: «лёг в мать сыру землю» — значит умер. Если руки у фигурки подняты вверх – она призывает силу, если опущены вниз – силу сохраняет. Женская фигура была связана с символами плодородия: деревом, солнечными знаками, животными и птицами. Причудливое растение – дерево с фантастическими цветами, плодами и птицами, которые сидели на ветвях. Это древо жизни в представлении народа было символом вечно живой природы и счастливым продолжением рода. Древо связывает все пространство – небо, землю, подземный мир. Крона дерева олицетворяет «верхний мир», в котором небеса, солнце, звезды птицы, боги. Ствол дерева – это «средний мир», который включает в себя наш земной мир, а корни дерева — «подземный мир» с его темными существами.

В древних орнаментах наряду с растениями часто изображаются различные животные: птицы, кони, олени, единороги, львы. Они образуют горизонтальную структуру древа жизни: на вершине — птицы; на уровне ствола – люди, звери, под корнями – змеи рыбы бобры.

Глава 2. Птица – один из древнейших образов в народном искусстве

2.1. Птицы — легенды

Птица – один из древнейших образов в народном искусстве – участвовала в сотворении мира и была олицетворением солнца, плодородия и счастья. Эти представления дошли до нашего времени в народных песнях сказках и легендах. В одной из них рассказывается о том, что когда ещё ничего не было среди огромного океана, на островке сидели две птицы. Одна нырнула на дно морское достала оттуда синь-камень и сотворила огромное небо солнце и звезды, другая птица достала со дна моря песку морского и сотворила плодородную землю с травами деревьями и животными. В других сказаниях птицы были перевозчиками солнца: после захода оно путешествовало по подземному морю-океану с помощью водоплавающих птиц.

Свои знания о земных животных люди переносили на атмосферные явления. Птица в народном декоративно-прикладном искусстве могла олицетворять ветер, облако, грозу и солнечный свет. С птицей сравнивали тучу, а падающий из неё снег — с перьями и пухом. У многих народов есть предания о волшебной птице с прекрасными золотыми перьями. В русском народном фольклоре – это жар-птица. Её название указывает на связь с огнём. Основой для сказки о жар-птице могло служить поверье о том, что счастье и удача выпадут тому, кто первый увидит журавлиные танцы. Ведь многие словесные обозначения «жара» близки к словам обозначающим журавлей (например, жеравик — журавль или раскалённые угли). Журавли наравне с аистами, голубями, и соловьями считались на Руси божьими птицами, приносящими добро человеку.

Образ птицы в русском фольклоре неоднозначен. Есть случаи, когда птицы выступали вестниками бед и несчастий, например, Обида и гневный Див. Но чаще всего птица являлась олицетворением света и радости. Давным-давно, когда вся Русская земля ещё была покрыта дремучими лесами жила гордая птица Скопа, которая защищала земли от набегов бесчисленных врагов – кочевников. Именно она дала название городу Скопину, а затем заняла свое место и на его древнем гербе. Скопа – вполне реальное существо. Это редко встречающаяся хищная птица – белогрудая, желтоглазая, с мощными крыльями и сильными когтями. Мастера – умельцы из города Скопина прославили свою птицу в фигурной керамике.

2.2. Птицы Сирин и Алконост

С востока пришли на Русь древние легенды о сладкоголосых птицах-девах, живущих в мифической стране – Эдеме. Спускаясь на землю, они пленяли людей райским пением. Птицы Сирин и Алконост занимают особое место в мире образов народной фантазии, о них повествуют легенды и древние сказания, их упоминают русские летописи. Дивные изображения Сирина и Алконоста встречаются в резном декоре и крестьянских изб и белокаменных соборов Владимира и Суздаля. Изображения райских птиц украшали предметы крестьянского обихода – расписные прялки, посуду, сундуки, мебель. В обыденном сознании бытует представление, что Сирин – это птица радости, Алконост — птица печали, и даже великий русский художник В.М. Васнецов в 1896 году написал картину «Сирин и Алконост. Песня радости и печали». Живописец изобразил двух фантастических птиц: одна из них – черная, печальная, другая – светлая, радостная. В памятниках народного творчества Сирин и Алконост олицетворяют собой всё самое светлое, доброе и радостное.

2.3. Образ птицы и жилище

Одним из воплощением духа огня на земле считался в древние времена петух. “Гласим-царь”, “Будимир-царь” — верные часы народной Руси. “Петух поёт, значит, нечистой силы темное время прошло”. Петух считается существом, отгоняющим нечистую силу и охраняющим от пожара. Поэтому на коньке крыш ставят деревянного или железного петуха. Считалось, что он своим громким пением приветствует восход и как бы призывает солнце, пробуждая к жизни спящую природу. Крик петуха сравнивали с раскатами грома и со звоном колокола. Бог-громовик был богом и земного огня, и домашнего очага. Как представитель огня, молний и рассвета петух изображался красной или золотой птицей. При строительстве избы на нижних концах жердей вырезались курицы, поддерживающие водотёчный поток крыши избы. Всё, чего касалась рука талантливого народного мастера, приобретало праздничную нарядность. Произведения народного искусства, которые жили вместе с человеком, помогали в быту, труде, были участниками праздников. Дивные сказочные птицы жили в узорах расписных прялок, блюд, ковшей и прочей домашней утвари.

2.4. Птица-талисман и оберег

Образ птицы в глубокой древности был привычным талисманом, оберегом. Уточка символ продолжения Рода, создателя Земли и счастливой дружной семьи. По древнеславянскому преданию уточка является творцом Мира и знаком его вечного продолжения. Среди птиц утка считается самым древним символом Создателя, символом духа. Долбленые ковши имеют форму водоплавающей птицы, потому что уточка считалась символом очистительной силы воды. Гребень, украшенный стилизованными фигурками водоплавающих птиц, геометрическим или чешуйчатым орнаментом был одновременно и защитным оберегом. Уткоконь символизирует вечный ход Солнца — Дажьбога — по небесному своду, где его несут кони, и по подземному Океану, где его колесницу уже влекут утки. Сам оберег соединяет в себе два и по отдельности могучих символа — коня и утки, а вдвоем их мощь усиливается многократно

Глава 3. Образ птицы в вышивке и одежде

Испокон веков славилась русская земля искусством мастериц-рукодельниц. Все русские женщины умели прясть, ткать, вышивать. Скатерти, покрывала, полотенца, одежда – всё это украшалось вышитым, тканым орнаментом. Одним из самых любимых мотивов вышивки выступает орнамент с птицами. Птицы на вышивках отличаются от своих природных собратьев: они очень декоративны, стилизованы. Расположение двух птиц по сторонам дерева, ветки, стилизованного листа означает начало жизни, символ добра и счастья, полотенца с таким орнаментом дарили новобрачным.

Вышивка в одежде играла роль оберега, поэтому были четко определены места ее расположения: ошивки ворота и запястий, плечо и низ рубахи, поле рукавов. На рукавах могли быть вышиты птицы как связь женщины со стихией воздуха. Интенсивно расшитые, эти места как бы защищали человека от злых сил. Головные уборы и верхняя часть костюма связаны с образом неба, поэтому композиции узоров основаны на обращении к солнцу, звездам, птицам, которые связывают небо и землю.

3.1. Женский головной убор

Названия головных женских уборов, напоминаюn о птицах: сороке, курице, лебеди. Головные уборы нередко украшены изображениями солнца, звёзд, древа, птиц, да и сами названия некоторых головных уборов птичьи: кокошник от слова «кокошь» — петух, кика или кичка – утка, сорока. Название «кокошник» происходит от древнеславянского «кокош», обозначавшего курицу или петуха. Кокошник делали на твёрдой основе, сверху украшали парчой, позументом, бисером, бусами, жемчугом, у наиболее богатых – драгоценными камнями. Форма кокошника спереди напоминает корону, а с боку – утку. К последнему значению нас приводят и многочисленные русские слова того же корня: кока, коко – яйцо, кокач – пирог с кашей и с яйцами, кокош – курица наседка. Сорока — головной убор тульской крестьянки напоминает гребень экзотической птицы: она состоит из расшитого золотой нитью очелья и веерообразного верха из красных, синих, розовых и зеленых полос. Девичий головной убор дополнялся «пушками» — шариками из белого гусиного или лебяжьего пуха, а также «кудрями» — яркими селезневыми перышками.

Глава 4.Образ птицы в игрушке

4.1. Птичка глиняная

А сколько интересных образов птицы в народной игрушке! Птиц изображали разных: тетеревов, голубей, куриц, петухов, и все они принимали декоративные формы. Индюк в дымковской игрушке, филимоновские, тверские птицы-свистульки. Первоначально игрушка возникла совсем не для забавы. Различные фигурки животных и птиц, носившие обобщенный, условный характер имели магический заклинательный смысл. Глиняные игрушки чаще были свистульками. По древним поверьям, свист и вообще шум был способен отгонять злые силы: в то же время свист напоминал пение птиц. В старину люди верили, что зима – время господства тёмных сил, а птицы своим пением прогоняли злых духов и помогали пробуждению природы. Практически во всех местах, где делалась игрушка, мастера, лепили из глины или вырезали из дерева разнообразных птиц. Чаще всего это обобщенный собирательный образ птицы, которые делают из глины во многих областях России. Дымковская игрушка знаменита своими петухами и индюками, которые зачастую бывают довольно крупных размеров. Эти птицы с пышными, напоминающими солнце хвостами, многоцветные, сверкающие кусочками сусального золота, предстают как жар-птицы из русских сказок. В Каргаполе птицы обобщенной формы с солнечными знаками на боках. Совсем другие по пластике филимоновские птички. Сильно вытянутые по вертикали, с плавными, текучими линиями доносят до нас не столько конкретное изображение птицы, а её поэтический сказочный образ. Как и все филимоновские игрушки, птицы раскрашены яркими светящимися на белом фоне разноцветными линиями и геометрическим орнаментом, имеющим древние корни. В каждой области, где делали глиняную игрушку, мастера, привносили в изображение птицы своё видение, создавали разнообразные пластические формы, зачастую продиктованные свойствами местной глины и изобразительными традициями. Абашевские птички задорны и горделивы. И им есть чем гордиться: они украшены яркими эмалевыми красками в самых неожиданных сочетаниях.

4.2. Птичка деревянная

Игрушки-птички не только лепили из глины, но и вырезали из дерева. В Нижегородской области из небольшого кусочка дерева вырезают гладкие обтекаемые свистульки, расписанные анилиновыми красителями. Яркие, пышные цветы росписи, как и цветущие весенние травы, и деревья создают настроение радостного праздника.

Особое место среди птиц, вырезанных из дерева, занимают щепные птицы. Фигурка птицы символизировала семейный очаг и способствовала спокойствию и счастью дома, оберегала семейство. В северных деревнях и по сей день мастерят щепных птиц-солнце и подвешивают их на ниточке под потолком избы. От движения воздуха они начинают кружиться, словно парят в небе. В современном жилище это память о предках их вере и обычаях. Она украшает дом, делает его уютнее, оберегает, приносит счастье. В старину деревянная птица в первую очередь охраняла дом, берегла от напастей. Как гласит поверье, мастер должен был выточить её за 52 (по числу недель в году) прикосновения к дереву ножа или топора. При этом он произносил заклинание, превращающее дерево в доброго духа. 52 удара-52 слова, неизвестных нам сейчас. Однако птица-солнце не просто красивое украшение дома, это связь с нашими предками и обычаями. С древнейших времён птица считается предвестницей весны. Есть поверье, что своим громким криком прогонят птицы с земли русской мрак и стужу и принесут «тепло летушко». Поэтому ещё одно название этой птицы — птица счастья.

Глава 5. Образ птицы в народных праздниках

В народном календаре, обычаях и обрядах народа образ птицы неотделим от начала весны. Один из обычаев был печь «жаворонки» — вкусные булочки в форме птичек, так отмечали начало весны. А еще весной выпускали на волю птиц, проживших в доме человека зиму. Был обычай, весело закликая весну, петь песенки про птиц. С деревянной ласточкой — символом счастья и благополучия — ходили деревенские ребятишки в пору Красной горки, когда справляли праздник возрождённого солнца.

22 марта – это Весенний Новый Год. И этот мартовский день издавна люди наделяли особыми магическими свойствами. Считалось, что именно в этот день пути Земли и Солнца пересекаются, создавая своеобразную «лестницу в небо». На чьё поле птицы опустятся первыми, тому Бог пошлёт в этот год особую удачу и добрый урожай. В связи с этим 22 марта праздновали особый «Птичий» праздник – Сороки. «В этот день из Светлого Ирия (Страны Предков) прилетают птицы, знаменующих собой приближение девы Весны». И «первыми возвращаются оттуда жаворонки, которые ведут за собой сорок птиц, несущих весну на своих крыльях». Считалось, что именно жаворонку Бог вручает ключи от земли, которую он открывает, а птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну. Верили, что «жаворонок приносит весну на поля, ласточка в дом, кукушка и соловей — в сады и рощи, горлица – в леса…». Начало Весны связывали с прилётом птиц. Поэтому этот прилёт нужно было изобразить, имитировать. К празднику Встречи Весны всегда пеклись изображения птиц (пресные булочки, печенье) в виде летящих жаворонков, куликов, овсянок и др., а также птичьи гнездышки из теста — с яйцами и птичками. Ими «закликали» — звали Весну, прося испеченную птичку «полететь к Богу» и «принести ключи», чтобы «отпереть весну-лето и запереть зиму». Чаще всего птичек из теста называли «жаворонки». На юге России употребляли также название «кулики», на севере (Каргополь, Архангельск) называли «тетерки», в средней полосе в «ластовки» (ласточки) или «снегирьки» (Орел), «воробушки» (Н.Новгород). В Белоруссии пекли «аистов». Но всё же, самое распространенное название было – «жаворонки» («жаворёнки», «жуварёнки», «жаворяточки»).

Птицы издавна в народе считались предвестниками счастья, оберегом семьи. Если ранней весной на дереве возле вашего дома сидит много птиц, то нужно загадать желание, и оно обязательно сбудется.

Глава 6. Исследование отношения одноклассников к образу птицы в декоративно – прикладном искусстве

В ходе исследования мною был проведён анкетный опрос среди учащихся 3-х классов МБОУ ООШ № 269 (43 человека) города Снежногорска Мурманской области. Все данные анкетного опроса анонимны. В анкете были заданы следующие вопросы:

1) Какой орнамент в декоративно-прикладном искусстве нравится тебе больше?

2) С чем связан у тебя образ птицы в декоративно-прикладном искусстве?

3) Знаешь ли ты значение образа птицы в украшении предметов декоративно- прикладного искусства?

4) Хочешь ли ты узнать больше о символике в народном искусстве?

Мною были получены следующие результаты:

1) Ребятам нравятся:

Геометрический орнамент – 8 человек

Растительный орнамент — 17 человек

Зооморфный орнамент – 18 человек

2) У ребят образ птицы связан:

Со сказкой — 25 человек

С радостью – 8 человек

С таинственностью -8 человек

Затруднились с ответом — 2 человека

3) Значение образа птицы в украшении предметов народного искусства:

Знают – 12 человек

Не знают – 20 человек

Затруднились с ответом — 11 человек

4) Хотят узнать больше о символике в декоративно-прикладном искусстве:

Хотят — 28 человек

НЕ хотят — 9 человек

Затруднились с ответом- 6 человек

Выводы по проведению анкетного опроса среди обучающихся:

ребятам нравится зооморфный орнамент больше остальных; образ птицы у них связан со сказкой, к сожалению, многие не знают символику образа птицы, но хотят узнать большинство.

Выполненная совместно с педагогом и родителями презентация, составленный словарь русских пословиц и поговорок о птицах, проведённые в классе мини – лекции о месте образа птицы в русском народном искусстве на уроках и внеклассных занятиях, помогут мне донести до учащихся нашей школы знания, полученные в ходе моего исследования. (Приложение презентация)

Заключение

Из глубины веков народное искусство донесло до нас яркие образы, неразрывно связанные с историей народа, его трудом и бытом. По наследству от предков остались в наших домах вышитые самыми причудливыми рисунками и фигурками птиц полотенца-рушники, накидки на подушки, платки, горделиво стоят птицы-ковши, расписные подносы… В ходе исследования я выяснила, что образ птицы был наиболее любимым в русском декоративно-прикладном искусстве. Фигурка птицы символизировала семейный очаг и способствовала спокойствию и счастью дома, оберегала семейство. Бережно сохраняя то, что досталось мне от старшего поколения нашей большой и дружной семьи, мне захотелось внести и свой вклад в уют и тепло родного дома. По мотивам народных промыслов мною были изготовлены поделки, выполнена роспись, вышивка. Пусть птица бережёт наш дом!

Возрождая древние традиции, мы приобщаемся к незаслуженно забытым знаниям, становимся частью рода, вспоминаем свои корни — кто мы и откуда. Наша сила — это сила рода, сила предшествующих поколений, сила накопленных нашими предками знаний.

Список используемой литературы

СD диск «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006»

Энциклопедия «Что такое? Кто такой?», издательство «Педагогика Пресс», издательский дом «Современная педагогика», Москва 2000г., том 1

Народные росписи Русского Севера. Ханты-Мансийск, 1999 г.

Искусство вокруг нас. Неменская Л.А., 3 класс, М., Просвещение,2000г

Интернет – источники

HYPERLINK «http://bibliotekar.ru/rusZod/51.htm» \t «_parent» http://bibliotekar.ru/rusZod/51.htm

HYPERLINK «http://mith.ru/alb/slavic/slav3.htm» \t «_parent» http://mith.ru/alb/slavic/slav3.htm

HYPERLINK «http://www.pewter.ru/rus_obereg.htm» \t «_parent» http://www.pewter.ru/rus_obereg.htm

HYPERLINK «http://www.rustrana.ru/article.php?nid=28250» \t «_parent» http://www.rustrana.ru/article.php?nid=28250

HYPERLINK «http://art.1september.ru/articlef.php?ID=200601803» \t «_parent» http://art.1september.ru/articlef.php?ID=200601803

http://www.prosv.ru/ebooks/Shpikalova_IZO_1-4kl_metod/4.html

PAGE

PAGE 16