Реферат по дисциплине «Биология» Тема «Морфофизиологические от

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная школа № 20

г.Орехово-Зуево, Московской области

Реферат

по дисциплине: «Биология»

Тема:

«Морфофизиологические отличия

мужского и женского организма,

анализ различий в поведении мужчин и женщин

по социально-психологическим параметрам»

Выполнила: Сидорова Евгения 11 «А»

Руководитель: Шкаликова И. П.,

учитель биологии МОУ СОШ № 20

2011-2012 учебный год

г. Орехово-Зуево

Содержание

Теоретическая часть. Глава I

1. Половые различия мужчин и женщин………………………………….1

Генетические отличия полов…………………………………………….2

3. Физиологические и морфологические различия

мужчины и женщины…………………………………………………….3

4. Психологические и социально-психологические отличия

представителей разных полов……………………………………………5

5. Реакция на стрессовую ситуацию у мужчин и женщин………………..9

6. Различия в поведении мужчин и женщин

Когнитивные различия…………………………………………………..12

Гендерные (половые) различия…………………………………………15

«Отношение к работе» у представителей разных полов……………..17

Практическая часть. Глава II

Диагностика социально-психологических особенностей представителей разных полов…………………………………………19

Экспресс-диагностика социальных ценностей личности……………19

Диагностика уровня социальной эмпатии……………………………21

Экспресс – диагностика уровня самооценки ……………………….24

Диагностика волевого потенциала личности……………………….26

Диагностика определения ценностных ориентаций личности…….28

Наблюдения и описания результатов работы………………………34

Выводы…………………………………………………………………39

Литература…………………………………………………………….41

Заключение……………………………………………………………42

Приложение № 1………………………………………………………44

Введение

Вопросам моего исследования посвящено много работ, но в основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер. Однако, я думаю, требуется учёт современных условий при исследовании обозначенной мною темы.

Вопрос о взаимоотношениях мужчин и женщин вообще сам по себе очень сложный. Его корни упираются в процесс исторического развития нашего общества, а главное, возникшие в его ходе процессы, влияющие на психологию и мировоззрения людей. Мужчина и женщина бесспорно во многом отличаются друг от друга, в первую очередь поведением. Сильно устоявшиеся стереотипы современного мира ещё сильнее усугубляют проблемы полов.

При работе над данной темой я выделила следующее противоречие: между необходимостью выстраивания дружеских, семейных отношений с противоположным полом и непониманием поведенческих, физиологических особенностей мужчин.

 Даже имея свой, столь скромный жизненный опыт, меня периодически, расстраивает тот факт, что и правда, зачастую, мужчина и женщина не могут понять друг друга, не всегда могут осознать, что они разные, делают глупые поступки, неверно понимая противоположенный пол. Отсюда возникают сложно решаемые социально-психологические проблемы.

Я впервые задумалась над этим вопросом, когда столкнулась с выраженными феминистическими взглядами некоторой части моих ровесниц. Этот вставший передо мной феминизм, словно стена, вместе с моим мировоззрением, дали мне осознать, что сложившиеся стереотипы общества оказывают действительно «грандиозное» влияние на поведение людей, причём не сказала бы, что в лучшую сторону.

Затронутая мною тема очень обширна, но я постаралась, как можно более сузить её границы. Мне хотелось затронуть часто возникающие проблемы пола в обществе, время от времени мешающие людям возможно даже просто правильно себя реализовать. Данная исследовательская работа вызвала у меня большой интерес к теме полов. 

Актуальность исследования

Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Интерес человека к себе, к своему «Я», издавна был предметом особого внимания. Изучение основных различий у представителей мужского и женского пола представляет не только теоретический, но и практический интерес в связи с формированием жизненной позиции личности.

Тот факт, что взаимоотношениями мужчин и женщин пронизана вся повседневная жизнь общества, по всей видимости, не вызовет у кого-либо серьезных возражений. Сейчас практически не существует сфер общественной жизни, где бы этими взаимоотношениями не порождались вопросы и проблемы, решить которые человечество пытается со времен своего возникновения.

Цель работы:

Исследовать анатомические, генетические, физиологические, социально-психологические особенности, а также различия в поведении мужчин и женщин.

Гипотеза:

Представления о мужчине и женщине в обществе обусловлены  наличием полоролевых стереотипов и связанны с традиционными эталонами мужественности и женственности.

Задачи:

1. Обобщить и систематизировать имеющиеся результаты исследований половых различий.

2. Описать половые различия, оценить их с позиций психологической и биологической теорий.

3. Выявить и экспериментально изучить половые различия в социальных ценностях и личностных ориентирах, уровне самооценки, волевого потенциала, социальной эмпатии.

Теоретическая часть

Глава I. Половые различия мужчин и женщин

Половые различия существуют на генетическом, морфологическом, физиологическом, психологическом и социальном уровнях.

Генетические отличия полов

Пол у плода определяется структурой 23-й пары хромосом. У девочек она образована двумя большими Х-образными хромосомами, у мальчиков — большой Х-образной и более мелкой У-образной. На генетическом уровне половое различие определяется сочетанием хромосом: X (женской) и У (мужской). Женщины имеют XX, а мужчины — ХУ- хромосомы. Сверхмужественность (повышенные спортивные и агрессивные склонности) проявляется в случае хромосомного набора ХУУ. Гермафродиты (одновременное наличие женских и мужских половых органов) характеризуются хромосомным набором ХХУ.

Яйцеклетка матери всегда содержит Х-хромосому, а сперматозоид отца — либо X, либо У. Х- хромосома имеет большие размеры и содержит много генов, необходимых для нормального развития организма, поэтому развитие организма без этой хромосомы обычно невозможно. У- хромосома, напротив, невелика и содержит немного генов общего назначения. Главной задачей этой хромосомы (точнее, содержащихся в ней генов) является морфологическое и физиологическое развитие мужского организма. Если гены У-хромосомы по каким-то причинам не проявляют активности, организм развивается по женскому типу (поэтому организмы без У-хромосомы жизнеспособны). При мейозе мужские особи продуцируют гаметы двух типов: половина из них будет содержать X-хромосому, другая — У-хромосому. Тогда как все гаметы женских особей будут одного типа — каждая из них содержит только Х-хромосому. По этой причине у человека (и других организмов с подобным разделением половых хромосом) мужской пол является гетерогаметным, а женский — гомогаметным.

Для зачатия мужского эмбриона требуются X и У хромосомы, да еще микроскопический кусочек материи — H-Y антиген, который находится снаружи половых мужских клеток и побуждает У хромосому направить развитие зародыша по мужскому пути. Однако половая дифференциация начинается только через пять недель внутриутробного развития, и к концу 3-го месяца беременности завершается определение пола ребенка. Более сложно происходит мужская дифференциация: через 6 недель после оплодотворения начинают развиваться яички, однако это еще не гарантирует, что ребенок будет мальчиком. Надо, чтобы гипоталамус выделил вещество, благодаря которому яичкам передается сигнал о том, что пора вырабатывать мужской гормон — тестостерон — в большом количестве. Если механизм выработки и усвоения этого гормона нарушен, то не происходит дальнейшего развития мужских половых органов, и рождается ребенок, внешне напоминающий девочку, хотя генетически каждая клетка его организма имеет мужскую пару Х — У-хромосом. Мужской зародыш не только с трудом сохраняет свой пол в период половой дифференциации, но и оказывается более уязвимым: большинство выкидышей — мужские зародыши.

Женское начало (в рамках человеческой популяции) призвано обеспечивать неизменность потомства от поколения к поколению, т. е. оно ориентировано на сохранение уже имеющихся признаков. Отсюда большая психическая устойчивость женщин и усредненные параметры их психики. Мужское же начало связано с необходимостью адаптации к совершенно новым, неведомым условиям, что и объясняет большую психологическую индивидуализированность мужчин, среди которых чаще встречаются как сверхталантливые, так и совершенно никчемные.

Следовательно, можно предположить: особенности как мужской, так и женской психики определяются эволюционно-генетической целесообразностью.

Женщины легко приспосабливаются на индивидуальном уровне к внешнему миру, но они в то же время более подвержены действию популяционных и видовых закономерностей. Специфика мужской психики предполагает большее разнообразие типов при значительно меньшей способности к выживанию в неблагоприятных условиях. Поэтому признаки вырождения в любой популяции обнаруживаются, прежде всего у мужских особей.

Физиологические и морфологические различия

мужчины и женщины

Физиологические и морфологические различия мужчины и женщины связаны с их жизненными функциями. Мужчины, выступая преобразователями внешнего мира, могут, как созидать, так и разрушать его. Они новаторы в освоении времени и пространства, новых сфер деятельности. Выполнение этой жизненной функции достигается за счет следующих физических качеств: высокий рост, широкие плечи, выявленный рельеф мышц, физическая сила, больший вес, грубая кожа, выраженный волосяной покров на теле. Все эти качества необходимы для выполнения физических нагрузок, борьбы и активного преобразования внешнего мира.

Женщины, чья жизненная функция — сохранять человеческую жизнь и род, стремятся стабилизировать все, сохраняя мир, покой, благополучие, достигнутые успехи в семье и обществе. Это обеспечивается за счет специфических физических качеств. Широкий таз, грудной тип дыхания, развитые грудные железы — все это напрямую влияет на деторождение и кормление младенца, а выраженная жировая ткань (на боках, бедрах, ягодицах) является своеобразным «хранилищем оперативной энергии». Эстетичность женского тела, его округлость, красивые волосы, гладкая нежная кожа делают женщину привлекательной, что немаловажно в интимных отношениях и в конечном счете — для продолжения человеческого рода.

Различны и обменные метаболические процессы. Женщины характеризуются преобладанием анаболических процессов, включающих ориентацию на питание, интеграцию, сохранение энергии, что обеспечивает повышенную выживаемость женского организма. У мужчин преобладают катаболические процессы, связанные с расходом энергии, с размножением, с дезинтеграцией.

Мальчики рождаются в среднем более крупными, чем девочки, но последние немного обгоняют мальчиков в созревании скелета, имеют преимущества в темпах освоения речи; у девочек раньше начинается период полового созревания, они, как правило, лучше учатся в школе, а среди неуспевающих учеников преобладают мальчики. Среди мужчин разброс интеллектуальных показателей разительнее: от сверходаренности и сверхинтеллектуальности до умственной отсталости и неполноценности. Интеллектуальный уровень девочек и женщин близок к среднему, и сравнительно редко встречаются сверхвысокие или сверхнизкие его показатели. К 12-15 годам девочки превосходят мальчиков в вербальных навыках, но те лучше их справляются с оперированием пространственными представлениями и с решением математических задач. К 18 годам средний юноша физически сильнее средней девушки примерно в 2 раза.

Взрослый мужчина более мускулист и имеет более прочную костную систему, а на теле средней женщины образуется более толстая жировая прослойка. Женский организм имеет ряд врожденных особенностей: большую эластичность кровеносных сосудов и способность более эффективно вырабатывать жировые вещества. В среднем возрасте мужчины гораздо чаще, чем женщины, рискуют стать жертвой такого заболевания, как артериосклероз, более подвержены сердечным приступам, чаще погибают и кончают жизнь самоубийством, становятся наркоманами.

В среднем мужчины обнаруживают незначительное преимущество по уровню общей активности, агрессивности, математических способностей, а женщины — в проявлении эмпатии, эмоционального сочувствия. По всей видимости, многие из этих отличий генетически обусловлены.

Таким образом, морфологические и физиологические половые различия проявляются в специфике строения тела и половых органов, в отличиях гормональной сферы и пропорции гормонов, в особенностях внешнего облика, в уровне протекания физиологических процессов, степени физической силы, в строении и функционировании головного мозга.

С. Геодакян, выдвигая тендерную теорию межполушарной асимметрии, анализирует некоторые различия в строении мозга у мужчин и женщин. Например, недавно выяснили, что у женщин в некоторых участках мозолистого тела (важной части мозга) больше нервных волокон, чем у мужчин. Это может означать, что межполушарные связи у женщин многочисленнее, и поэтому лучше происходит синтез информации, имеющейся в обоих полушариях. Данный факт может объяснить некоторые половые различия в психике и поведении, в том числе и знаменитую «женскую интуицию». Кроме того, выявленные у женщин более высокие показатели, связанные с лингвистическими функциями, памятью, аналитическими способностями и тонким ручным манипулированием, можно связать с большей относительной активностью левого полушария их мозга. Но творческие художественные способности и возможность уверенно ориентироваться в пространстве заметно лучше у мужчин. Видимо, они обязаны этими преимуществами правому полушарию своего мозга.

Психологические и социально-психологические отличия

представителей разных полов

Первые 5-6 лет жизни ребенка — решающие для формирования половой идентификации, для его осознания себя мальчиком или девочкой, для усвоения образцов мужского или женского поведения.

А. Бухановский считает, что надо выделить 3 составляющие, благодаря взаимодействию которых формируются мужчина и женщина:

♦ биологический пол, или морфофункциональный половой диморфизм;

♦ социальный пол, или социокультурный половой диморфизм;

♦ психический пол, или половой диморфизм личности, половое самоосознание.

Возможны нарушения половой идентификации, когда человек вопреки своему биологическому полу осознает, психологически воспринимает себя представителем другого пола. В большинстве культур дети начинают демонстрировать соответствующее их полу поведение к 5-летнему возрасту, но некоторые специфические для своего пола модели многие из них усваивают уже к 3 годам. Это происходит под влиянием родителей, окружающей среды, национальных полоролевых стереотипов.

Полоролевые стереотипы — это укоренившиеся, твердые представления людей в определенной культуре о том, каким должно быть поведение мужчины и женщины. В разных обществах и культурах нормы и стереотипы мужского и женского поведения могут различаться.

Существуют стереотипы «настоящего мальчика» (тот должен быть волевым, уверенным в себе, сильным, жестким, практичным и напористым), и «настоящей девочки» (она нежная, зависимая, чувствительная, разговорчивая, кокетливая, опрятная). Матери еще в младенчестве поощряют мальчиков проявлять большую физическую активность, побуждают их ползать и играть. А с девочками их родители обращаются более мягко, побуждая больше разговаривать. Отцы даже в большей степени, чем матери, приучают детей к соответствующим половым ролям, подкрепляя, поощряя развитие женственности у своих дочерей и мужественности — у сыновей. Если отец покинул семью до того, как его сыну исполнилось 5 лет, то тот впоследствии часто оказывается более зависимым от своих ровесников и менее уверенным в себе, чем мальчик из полной семьи. На девочках отсутствие отца сказывается, прежде всего, в подростковый период. Хорошие отцы способны помочь своим дочерям научиться взаимодействовать с представителями противоположного пола адекватно ситуации.

Хотя дети начинают называть себя «мальчиками» и «девочками» очень рано, но до 5-6 лет они часто не понимают, что пол нельзя изменить, как одежду, прическу или род занятий (некоторые дети думают, что если надеть платье, то мальчик превратится в девочку). Дошкольник вполне может поинтересоваться у своего отца, кем тот был — мальчиком или девочкой, когда был маленьким. К 6-7 годам большинство детей уже не делают подобных ошибок, они достигают ступени, которую называют «константностью пола».

На генетическом, физическом уровне девочки более близки со своим отцом, а вот девушки на психологическом, личностном уровне — с матерью (уровень беспокойства, степень потребности в опеке и т. п.). У девочки наиболее резко скачок в сторону развития женских качеств и соответствующей социальной роли наступает в подростковом и юношеском возрасте.

На генетическом уровне мальчики более похожи на мать. На психологическом уровне её влияние также высоко. Однако на социально-половом уровне мужские стереотипы поведения формируются у мальчика под влиянием отца с самого детства (с 5-6 лет, после преодоления эдипова комплекса и идентификации с отцом). Отсутствие отца психологически и социально негативно влияет на формирование мальчика как мужчины. Таким образом, наследуемые качества ребенка более связаны с родителем противоположного пола, а приобретаемые в социуме — своего.

Среда также влияет на формирование мужественности или женственности. Например, национальные традиции, обусловливают более зависимое и подчиненное поведение у восточных женщин, чем у европейских. Социальные и экономические условия вызывают необходимость предприимчивого, доминирующего и агрессивного поведения у мужчин. В последнее время это требуется и для женщин, живущих в условиях западной рыночной цивилизации, поэтому количество волевых, независимых, «деловых» и даже агрессивных женщин возрастает.

Влияют и традиции воспитания и семьи. Например, гиперопека матери над сыном способна привести к появлению «маменькиного сынка», не обладающего ни мужественностью, ни самостоятельностью. Если родители очень хотели сына, то порой они воспитывают дочь как мальчика, формируют мужеподобную женщину, имеющую мужские интересы и предпочитающую мужские виды деятельности.

Целостное половое самосознание (психологический пол) закрепляется в юношеском возрасте и ранней молодости. В этом возрасте могут происходить переоценки себя в половом отношении. Например, несмотря на морфологический мужской пол, человек может психологически осознавать себя близким женскому, что приводит к проявлению у него женских стилей поведения или в ряде случаев обусловливает решение хирургически изменить свой пол.

На социальном уровне женщины часто стараются походить на мужчин. Это во многом вызвано социальной необходимостью: в обществе наиболее поощряются мужские стереотипы поведения, мужчины имеют преобладающие социальные привилегии в социальном статусе, в уровне власти и т. п. Поэтому многие женщины часто усваивают мужскую манеру поведения, осваивают «неженские» виды работы или спорта, стремятся «сделать карьеру», проявляют агрессивность, властность. Эти проявления у женщин чаще обусловлены бессознательными факторами, комплексами.

Крайняя степень мужественности и женственности оказывается малопригодной в реальной жизни. Сверхмужественные юноши и мужчины чрезмерно уверены в себе, они проявляют повышенную агрессивность и доминантность, тягу к экстремальным ситуациям, что способствует их асоциальности. Если им удается избежать девиантного пути, то в зрелом возрасте они чувствуют свою неуместность в обществе, становятся более тревожными, менее способными к лидерству, поскольку чрезмерное соответствие мужской роли оказывается ненужным другим людям. Высокая степень фемининности у девушек и женщин обусловливает их особую ранимость, зависимость от окружающих, повышенную тревожность и пониженное самоуважение, что создает дополнительные проблемы для их выживания в обществе.

Реакция на стрессовую ситуацию у мужчин и женщин

Стрессовые ситуации предъявляют повышенные требования к человеку, обусловливают психофизическое, эмоциональное, психологическое, энергетическое и интеллектуальное напряжение человека. Они многообразны. Это ситуации угрозы, опасности для жизни, экзамена, соревнования, конфликта, ситуации воздействия экстремальных физических факторов — жары, холода и т. п., ситуации неожиданной радости, профессиональных трудностей и т. д. Стресс вызывает физиологические и психологические изменения у человека, способен накапливаться и оказывать негативное влияние на его физическое и психическое здоровье.

В реагировании на стресс также проявляются половые различия. Согласно исследованиям Б.Г. Ананьева, женщины, в отличие от мужчин, реагируют на саму стрессовую ситуацию, а мужчины расходуют энергию еще до ее наступления. У последних это происходит уже при представлении об экстремальной ситуации, поэтому мужчины более готовы к ней, хотя для некоторых это может заканчиваться крахом, так как энергетически они уже израсходовали себя.

В стрессовой ситуации экзамена женщины имеют энергетические и информационные, коммуникативно-речевые преимущества, преимущества в уровне вербальной/словесной памяти. Однако в реальных производственных и житейских ситуациях превосходство за мужчинами, поскольку они проявляют большую активность в разрешении проблем, имеют преимущества в скорости и координации движений, в пространственной ориентации, в математическом и логическом решении проблем, более хладнокровны. Беспокойство, эмоциональность и озабоченность женщин затрудняют им разрешение личных, житейских и производственных стрессовых ситуаций, приводят к тому, что они, оказываются более подвержены нервным и психическим расстройствам.

Женщины чаще говорят о своих бедах, чем мужчины, чаще просят помощи, чаще обращаются к врачам, испытывают страхи, тревогу, неврозы. Мужчины, внешне мало проявляя свою встревоженность и не показывая невротических симптомов, испытывают больший негативный эффект от стрессов, влияющий на их физическое здоровье: смертность от инфарктов и неудач на работе, невозможности обеспечить свою семью — это удел мужчин.

Мужчины и женщины, когда они преодолевают жизненные трудности, ведут себя различным образом. Первые прибегают к помощи интеллекта, волевой и физической силе, подчас агрессивным реакциям, прямолинейны. Женщины же чаще преодолевают препятствия с помощью хитрости и ловкости, их агрессивность понижена, но сильнее вербальное и коммуникативное решение конфликтных ситуаций. В экстремальных условиях мужчины внешне держатся более хладнокровно, спокойно, а женщины возбудимы, эмоциональны (плачут, или кричат, или жалуются), но фактически оказывается, что вторые более устойчивы к стрессу, способны выдержать его без значимого ущерба для здоровья, что объясняет их большую продолжительность жизни. В экстремальных социальных ситуациях сильнее возрастает смертность мужчин. В современной России она резко усилилась. На 100 женщин в возрасте 65 лет приходится лишь 68 мужчин, доживших до такого возраста. Средняя продолжительность жизни мужчин в России сейчас составляет 57 лет (т. е. они не доживают до пенсии), женщин — 65-70 лет. До 100-летнего возраста доживает в 5 раз больше женщин, чем мужчин.

Хотя женщина имеет энергетические, информационные, психические и даже физические преимущества, в обществе она уступает мужчине главную роль.

Во-первых, здесь больше ценится преобразовательная, активная позиция, свойственная мужчинам, что обеспечивает прогресс техники, науки, искусства, жизни общества.

Во-вторых, в социуме нормативно закреплены мужские привилегии, существуют традиции распределения тендерных ролей, традиции зависимого положения женщин, что автоматически ставит их в подобное второстепенное положение.

В-третьих, женщины объективно выполняют функцию продолжения человеческого рода, а деторождение и воспитание детей, поддержание семейного очага требуют огромных сил и времени, в результате многим женщинам не хватает времени и сил для достижения профессиональных и социальных успехов, для завоевания главенствующих ролей в обществе.

В-четвертых, влияют мотивационные причины: для женщин успех в любви и дети имеют первостепенное значение и превалируют над успехом в работе и социальным статусом. А мужчинам нужно добиться вершин именно в своем деле, социальной карьере как основе успеха в любви.

Подводя итог, хочу отметить, что половые различия существуют: например, мужчины превосходят женщин в скорости и координации движений, ориентации в пространстве, математических рассуждениях, техническом мышлении, а женщины превосходят мужчин в тонкой моторике, по скорости восприятия, памяти, беглости речи, интуиции. У мужчин чаще выражены такие личностные особенности, как агрессивность, мотив достижения, эмоциональная стабильность, у женщин — социальная ориентация, милосердие, коммуникативность. Половые различия способностей и черт личности зависят как от биологических, так и от социальных, культурных, этнических факторов.

Различия в поведении мужчин и женщин

Когнитивные различия

В среднем мужчины и женщины имеют одинаковые интеллектуальные способности. Это подтверждается результатами тестов на выявление коэффициента интеллектуальности (IQ).

Половые различия между мужчиной и женщиной обусловлены не разным гормональным фоном, а теми особенностями физиологии и строения нервной системы, которые сформировались в эмбриональный период под влиянием половых гормонов.

Для женщин характерны вербальная активность, скорость и точность восприятия, осторожные и плавные телодвижения. Мужчины лучше выполняют пространственные и количественные тесты, тогда как женщины ориентируются на местности по предметам, а не по карте. Женщины классифицируют предметы по формальным признакам. Например, на вопрос «Какая у вас машина?» женщина может ответить: «Зеленая», забыв упомянуть модель, год выпуска и прочие существенные особенности автомобиля.

Большая вербальная активность женщины проявляется, например, когда она просит прикурить. Женщина использует развернутое предложение, с вводными словами, полным построением фразы. Мужчина в аналогичной ситуации ограничивается мимикой, жестами и мычанием. Объясняя какое-то понятие, женщина использует речь, а мужчина предпочитает нарисовать схему или график.

Распространено заблуждение о том, что женщины болтливы. Измерения, проведенные с максимальной точностью, показали, что среднее количество слов, произносимых мужчиной и женщиной за день или за неделю, одинаково. Различие заключается в ситуациях, которые сопровождаются вербальной активностью. Мужчина не будет вести с другом долгую беседу по телефону, он предпочтет шумное общение с широким кругом собеседников.

Большая социальная активность мужчин объясняется опять-таки разным энергетическим бюджетом двух полов. Женщины более эгоцентричны и проявляют меньшую социальную активность, тогда как мужчины могут позволить себе тратить часть энергии не на воспроизводство, а на такую активность, которая не сулит конкретных выгод в ближайшем будущем.

Трудно встретить женщину, озабоченную положением в Восточной Африке. В то же время мужчина, не будучи дипломатом или финансистом, может живо интересоваться внешней политикой. Именно мужчины устраивают заговоры, играют в футбол и организуют ученые общества. Подобные занятия не входят в круг интересов женщин не потому, что женщины менее интеллектуальны, а потому, что они менее склонны к групповой активности.

Главным половым отличием когнитивных способностей является ригидность мужчин и интуитивность женщин. В силу высокой устойчивости к стрессу, мужчины лучшие хирурги, чем женщины, а женщины лучшие диагносты, чем мужчины. Это различие связано не только с различной стрессоустойчивостью, но и с особенностями познавательных способностей.

Мужчины хуже ставят диагноз, потому что они любой объект изучают, стараясь отнести его к какой-то уже знакомой категории. Если это не удается, то объект анализируется, т. е. расчленяется на компоненты, каждый из которых, в свою очередь, уже классифицирован. Естественно, количество знакомых категорий, другими словами, количество ячеек в таблице, растет по мере накопления профессионального опыта. Но это количество всегда остается ограниченным и, главное, обязательным является использование аналитического метода познания.

Женщина воспринимает объект в целом. Женщина интуитивна. Это означает, что она подчас (как правило) не может объяснить последовательный ход логических рассуждений, который привел ее к определенному решению. Но на принятие этого решения влияют все особенности изучаемого женщиной явления. Мужчина же часто, найдя в своем интеллекте определенную ячейку для некоего феномена, уже не обращает внимания на многочисленные частности — решение принято! И заставить его изменить принятое решение уже очень сложно.

Мозг женщины обрабатывает информацию о людях иначе, чем мозг мужчины. Женщины одарены способностью быстро, интуитивно оценивать человека. Они умеют «входить в положение», по малейшим намекам воспринимать чувства и мысли собеседника, предугадывать его намерения и реагировать эмоционально. Будучи настроенной на восприятие чужой точки зрения, женщина в любом конфликте способна видеть правоту обеих сторон, даже когда в конфликт вовлечена и она сама. Эти особенности восприятия создают основу для женской привязчивости.

Женщина значительно более адаптивна, она способна изменяться, подстраиваться под внешние обстоятельства, привыкать, терпеть, мириться. Мужчина же, напротив, отнюдь не настолько приспособлен к адаптации. Пластичен и податлив его геном – эта мякоть ореха, но не он сам, выступающий здесь в роли скорлупы. Столкнувшись с проблемами, он в меру сил (в меру крепости своей скорлупы) сопротивляется им, однако в какой-то момент критическая точка оказывается пройденной, он трескается. Мужчины оказываются куда более уязвимыми, ранимыми и куда менее устойчивыми и неспособными к адаптации.

Мужчина, гордящийся своей логикой, своей рассудочностью и здравомыслием, представляет собой подобие кристалла. У него всё взаимосвязано, всё сопряжено, одно выходит из другого, в его рассуждениях всё закономерно, логично, понятно, что откуда берется. Мужчина игнорирует огромное множество нюансов, обстоятельств, оттенков жизни и даже фактов, которые не согласуются с его мировоззрением.

В целом же женщина, в отличие от мужчины, способна соединять вещи, которые мужчине кажутся не соединяемыми.

Но никакими средствами у женщин не отнять:

лучшую приспособляемость;

высокую интуитивность;

склонность к накоплению ресурсов

Системы ценностей мужчины и женщины различны. Устаревшая одежда является для женщины показателем низкого социального ранга, поскольку отсутствие новизны во внешности ведет к снижению внимания и интереса со стороны мужчин.

Разными энергетическими ролями двух полов объясняется и отсутствие чувства юмора у женщин. Напомним, что чувство юмора — это способность не обижаться, когда шутят над тобой, в отличие от остроумия — способности пошутить над другими.

Мужчина, в отличие от женщины, может позволить себе временно оказаться в глупом положении, т. е. понизить свой социальный ранг, т. е. снизить свою жизнеспособность, оказавшись в смешном положении. Женщина, озабоченная постоянным увеличением ресурсов, в том числе и уровнем социального положения, который обеспечивает доступ к витальным ресурсам, не терпит шуток в свой адрес. Шутка, обращенная к женщине, является бестактностью, шпилькой или откровенным хамством.

Гендерные (половые) различия

Мужчина, как и все мужские особи, теоретически может оставить большое количество потомков, а женщина, как и женские особи других видов, способна произвести только ограниченное количество потомков. Этим объясняются разные стратегии репродуктивного поведения мужских и женских особей. В человеческом обществе это привело к созданию двух этических систем. Те формы поведения, которые допустимы для мужчин или даже поощряются у них, считаются неприемлемыми для женщин.

Стратегия мужского поведения определяется феноменом Кулиджа: незнакомая самка всегда лучше знакомой. Таким образом, мужские особи стараются максимально распространить свои гены. В то же время, поскольку производство потомка очень затратно, женские особи не могут себе позволить спариваться с первым попавшимся партнером. Поэтому репродуктивная стратегия женских особей — подражание и выжидание. Женские особи предпочитают выбирать апробированных половых партнеров, которые уже пользуются успехом у других женских особей. В результате возникает положительная обратная связь — чем больше половых партнерш у мужчины, тем больше его шансы на связь с новой женщиной.

Человек является видом, в поведенческом репертуаре которого имеется развернутая забота о потомстве. А основную тяжесть родительских обязанностей, конечно же, несет женщина. Высокая цена возможной неудачи при выборе репродуктивного партнера определяет такую половую особенность, как скромное поведение, предписываемое девушкам почти во всех культурах. Только отдавая инициативу ухаживания мужчине, девушка сможет оценить его достоинства, которые неизбежно проявятся в его поведении. Причем чем дольше девушка не дает понять мужчине, что он ей нравится, тем полнее раскроются его свойства. Допустимо вызывающе одеваться, нескромно раскрашивать лицо и т. п., но первой делать движение в сторону мужчины — нельзя. Первый приглянувшийся мужчина может оказаться не самым лучшим, поэтому женщина обязана провоцировать потенциального полового партнера на проявление своих возможных достоинств в процессе ухаживания.

Любая женская особь, в том числе и женщина, не может себе позволить тратить свои яйцеклетки, производя потомство от низкоранговых самцов. Низкое социальное происхождение самца означает его невысокую приспособленность к окружающей среде, а, следовательно, обуславливает плохую наследственность возможного потомства. Мужчины же, как и мужские особи других видов, легко могут позволить себе потратить часть своих гамет на оплодотворение низкоранговых самок.

Хотя затраты мужских особей на воспроизводство сравнительно малы, тем не менее мужчина хотел бы тратить энергию на выращивание потомков, несущих именно его гены. Поэтому в разных культурах сформировался институт помолвки. После объявления девушки невестой ее свобода резко ограничивалась. В патриархальных культурах ее просто сажали под замок до дня свадьбы. В результате мужчина получал если не гарантию, то некоторую уверенность, что ему не придется тратить энергию на воспитание потомков другого мужчины.

«Отношение к работе» у представителей разных полов

Женщины привносят в мир работы социальный и личный аспекты, так же как они с момента рождения проявляют больший интерес к людям и общению. Мужчины, по тем же биологически обоснованным причинам, больше увлечены безличным миром власти.

Интересной иллюстрацией различного подхода полов к работе стал случай в одной американской компании, входящей в Fortune-500, когда её обвинили в недостаточном количестве женщин на руководящих должностях. Это буквально поразило руководство компании, которое всегда преподносило себя, как борца за права женщин. Чтобы понять, что пошло не так, были приглашены эксперты Hoffman Research Associates, которые в течение нескольких недель проводили исследование и пришли к выводу, что виной всему разница в мотивации. Женщины-клерки оказались менее склонными к дополнительным нагрузкам и увеличению количества рабочих часов, они также не рассматривали свою работу, как первую ступень в карьерной лестнице. 44% сказали, что предпочли бы сократить свой рабочий день, это вдвое больше, чем мужчин сторонников этой идеи. По заключению другого исследования в этой же области: «Как считают женщины, достижение карьерных высот сопряжено с максимальной жертвой времени и усилий, а значит и личных интересов, ущемлять которые женщины не готовы».

Соревновательность больше привлекает мужчин. Исследование, проведённое среди старшеклассников, где и парни и девушки нуждаются в получении максимально высоких баллов, показало, что первые лучше проявляли себя в соревновательных условиях, в то время, как вторые – при отсутствии соревновательности.

Риск – также принадлежит к мужским предпочтениям. По исследованиям американских учёных, большинство юношей, заканчивающих школу, не склонны к выбору карьеры, гарантирующей постепенность развития. Они выбирают возможность полного поражения, но большие дивиденды в случае успеха. Девушки демонстрируют иные предпочтения: суть работы для них гораздо важнее, чем достижения или финансовый успех.

Никто не собирается отрицать, что существуют женщины, которые умнее большинства мужчин, или, что они превосходят мужчин в чувствительности и речевых навыках, что может сделать их более успешными докторами, священниками, законодателями или судьями, чем мужчины. Просто благодаря различному мировосприятию мужчины и женщины привносят разные и часто взаимодополняющие навыки в работу, которую делают. Было бы логично и правильно осознать и научиться пользоваться их талантами.

Практическая часть

Глава II. Диагностика социально-психологических особенностей

представителей разных полов.

С целью решения исследовательских задач мною было проведено исследование группы школьников и группы учителей. Исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 20 г. Орехово-Зуево. Группа испытуемых школьников состояла из учащихся 10 и 11 классов. Это 47 подростков (из них 20 девушек и 27 юношей), возраст которых в среднем составляет 16-17 лет. В моём исследовании участвовала и группа учителей нашей школы. Это 12 человек. Из них 6 женщин и 6 мужчин. Я решила в своей работе сравнить результаты диагностирования двух групп: подростков и взрослых, и на основании этого уже делала выводы.

Во время исследований мною были изучены некоторые социально-психологические свойства, особенности, качества мужского и женского пола, которые формируются в процессе отношений между людьми, оказывают влияние на возникновение новых отношений и определенных типов взаимодействия. Мной выявлялись отличия в структуре социальных и жизненных ценностей, уровня самооценки, волевого потенциала, социальной эмпатии у представителей разных полов. Диагностика проходила по методикам, которые прошли отечественную апробацию и в последние десятилетия широко используются в практической деятельности.

Для исследования мною были использованы следующие методики:

1.Экспресс-диагностика социальных ценностей личности

Назначение. Методика способствует выявлению личных, профессиональных и социально-психологических ориентаций и предпочтений.

Инструкция. Ниже предлагается 16 утверждений. Оцените для себя значимость каждого из них в баллах по схеме: 10 (неважно), 20, 30, 40 … 100 (очень важно).

Опросник.

1.Увлекательная работа, которая доставляет вам удовольствие.

2.Высокооплачиваемая работа.

3.Удачная женитьба или замужество.

4. Знакомство с новыми людьми, социальные мероприятия.

5.Вовлечение в общественную деятельность.

6.Ваша религия.

7.Спортивные упражнения.

8.Интеллектуальное развитие.

9.Карьера.

10.Красивые машины, одежда, дом и т. д.

11.Времяпрепровождение в кругу семьи.

12.Несколько близких друзей

13.Работа, на добровольных началах в некоммерческих

организациях.

14. Медитация, размышления, молитвы и т. д.

15. Здоровая сбалансированная диета.

16.Чтение, образовательной литературы, просмотр образовательных передач, самосовершенствование и т. п.

Обработка и интерпретация результатов.

Распределите баллы согласно таблицам (цифры в разделах — номера соответствующих утверждениях).

ПрофессиональныеФинансовыеСемейные

ныеСоциальныеОбщественныеДуховныеФизическиеИнтеллект.

туальные12345678 910 111213141516Итого баллов:

Итого баллов:Итого баллов:Итого баллов:Итого

баллов:

баллов:Итого баллов:Итого баллов:Итого баллов:

Чем выше итоговое количество баллов в каждом разделе, тем большую ценность представляет для вас данное направление. При этом, чем ближе друг к другу значения во всех восьми разделах, тем более разносторонним человеком вы являетесь

2.Диагностика уровня социальной эмпатии

Инструкция. Тест содержит 33 утверждения. Прочитайте их и по ходу чтения дайте ответ, вспоминая или предполагая, какие чувства в подобной ситуации возникали или могли бы возникнуть лично у вас. Если ваши переживания, мысли, реакции соответствуют тем, что предложены в утверждении, то в бланке ответов против соответствующего номера, совпадающего с номером утверждения, подчеркните ответ «да», а если они иные, то есть не соответствуют утверждению, то подчеркните ответ «нет».

Помните, что в тесте нет хороших или плохих ответов. Не старайтесь своими ответами произвести благоприятное впечатление. Свое мнение выражайте свободно и искренне, только в этом случае, вы получите действительное представление о своих психологических особенностях. Лучше давать тот ответ, который первым пришел вам в голову. Каждое последующее утверждение читайте после того, как ответите на предыдущее, старайтесь также не оставлять данные вопросы-утверждения без ответа.

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, связанные с заполнением бланка, задайте их исследователю, прежде чем начнете работу по тесту.

Опросник

Меня огорчает, когда я вижу, что незнакомый человек чувствует себя среди людей одиноко.

Люди преувеличивают способность животных понимать и переживать.

Мне неприятно, когда люди не умеют сдерживаться и открыто проявляют свои чувства.

Меня раздражает в несчастных людях то, что они сами себя жалеют.

Когда кто-то рядом со мной нервничает, я тоже начинаю нервничать.

Я считаю, что плакать от счастья глупо.

Я принимаю близко к сердцу проблемы моих друзей.

Порой песни о любви вызывают у меня сильные переживания.

Я сильно волнуюсь, если приходится сообщать людям неприятные для них известия.

На мое настроение сильно влияют окружающие люди.

Я считаю иностранцев холодными и бесчувственными.

Мне хотелось бы получить профессию, связанную с общением с людьми.

Я не расстраиваюсь, когда мои друзья поступают необдуманно.

Мне очень нравится наблюдать, как люди принимают подарки.

По моему мнению, одинокие пожилые люди недоброжелательны.

Когда я вижу плачущего человека, то и сам (сама) расстраиваюсь.

Слушая некоторые песни, я порой чувствую себя счастливым человеком.

Читая книгу (роман, повесть и т. п.), я так переживаю, как будто все, о чем читаю, происходит на самом деле.

Когда я вижу, что с кем-то плохо обращаются, то всегда сержусь или переживаю, негодую.

Я могу не волноваться, даже если все вокруг волнуются.

Если мой друг или подруга начинают обсуждать со мной мои проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.

Мне неприятно, если люди — вздыхают и плачут, когда смотрят кинофильм.

Чужой смех меня не заражает.

Когда я принимаю решение, чувства других людей на него, как правило, не влияют.

Я теряю душевное спокойствие, если окружающие чем-то угнетены.

Я переживаю, если вижу людей, легко расстраивающихся из-за пустяка.

Я очень расстраиваюсь, когда вижу страдание животных.

Глупо переживать то, что происходит в кино или о чем читаешь в книге.

Я очень расстраиваюсь, когда вижу беспомощных старых людей.

Чужие слезы вызывают у меня раздражение, а не сочувствие.

Я очень переживаю, когда смотрю фильмы.

Я могу оставаться равнодушным (равнодушной) к любому волнению вокруг.

Маленькие дети плачут без причин.

Обработка результатов

Цель обработки результатов: получение индекса эмпатийности испытуемого.

Чтобы получить индекс эмпатийности, нужно подсчитать количество ответов, совпадающих со следующим ключом:

Да1, 5, 7, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 18, 19, 25, 26, 27, 29, 31

Нет2, 3, 4, 6, 11, 13, 15, 20, 21, 22, 23, 24, 28, 30, 32, 33

Таким образом, индекс эмпатийности является суммой совпадений ответов по вопросам-утверждениям, предполагающим ответ «да», и по вопросам-утверждениям, предполагающим ответ «нет».

Для определения уровня эмпатических тенденций предлагается таблица интерпретации индекса с учетом возраста и пола респондента.

Пол

Уровни

эмпатических тенденций

Высокий

Средний

Низкий

Юноши

33-25

24-17

16-8

Девушки

33-29

28-22

21-12

Анализ результатов

Эмоциональная отзывчивость на переживания других, называемая в психологии эмпатией, относится к высшим нравственным чувствам. Эмпатия в форме сочувствия или сопереживания (независимо от того, радости или печали) связана с умением человека «проникать» в мир чувств других людей. В разнообразных жизненных ситуациях эмоциональный отклик зависит от адекватности восприятия переживаний людей и эмоций животных, а также от представления о вызвавших их причинах. Такая отзывчивость становится побудительной силой, направленной на оказание помощи.

3.Экспресс-диагностика уровня самооценки

Инструкция. Отвечая на вопросы, указывайте, насколько часты для вас перечисленные ниже состояния по такой шкале:

Очень часто — 4 балла

Часто — 3 балла

Иногда — 2 балла

Редко — 1 балл

Никогда — 0 баллов

Опросник

Я часто волнуюсь понапрасну.

Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

Я боюсь выглядеть глупцом.

Я беспокоюсь за свое будущее.

Внешний вид других куда лучше, чем мой.

Как жаль, что многие не понимают меня.

Чувствую, что не умею как следует разговаривать с людьми.

Люди ждут от меня очень многого.

Чувствую себя скованным.

Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

11. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.

12. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.

13. Я не чувствую себя в безопасности.

14. Мне не с кем поделиться своими мыслями.

15. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

Обработка и интерпретация результатов

Чтобы определить уровень своей самооценки, нужно сложить все баллы по утверждениям. А теперь подсчитайте, каков общий суммарный балл.

Уровни самооценки:

10 баллов и менее — завышенный уровень

11-29 баллов — средний, нормативный уровень реалистической оценки своих возможностей.

Более 29 — заниженный уровень.

4.Диагностика волевого потенциала личности

Инструкция. Прочитайте приведенные вопросы и постарайтесь ответить на них с максимальной объективностью. В случае согласия с содержанием вопроса ставьте:«да»; при сомнении, неуверенности — «не знаю» (или «бывает», «случается»); при несогласии — «нет».

Опросник

1. В состоянии ли вы завершить начатую работу, которая вам неинтересна, независимо от того, позволяют ли время и обстоятельства оторваться и потом снова вернуться к ней?

2. Преодолеете ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то неприятное (например, пойти на дежурство в выходной день)?

3. Попадая в конфликтную ситуацию (в учебе или в быту), в состоянии ли вы взять себя, в руки настолько, чтобы взглянуть на ситуацию со стороны, с максимальной объективностью?

4. Если вам прописана диета, сможете ли вы преодолеть все кулинарные соблазны?

5. Найдете ли вы силы встать утром раньше обычного, как было запланировано вечером?

6. Останетесь ли вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?

7. Быстро ли вы отвечаете на письма?

8. Если у вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение стоматолога, сумеете ли вы без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения?

9. Будете ли вы принимать очень неприятное лекарство, которое вам настойчиво рекомендуют врачи?

10. Сдержите ли вы данное сгоряча обещание, даже если его выполнение принесет вам немало хлопот, иными словами, являетесь ли вы человеком слова?

11. Без колебаний ли вы отправляетесь в путешествие (деловую поездку) в незнакомый город?

12. Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня: времени пробуждения, приема пищи, занятий, уборки и прочих дел?

13. Относитесь ли вы неодобрительно к библиотечным задолжникам?

14. Отвлечет ли вас очень интересная телепередача от выполнения срочной работы?

15. Сможете ли вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались вам снова противной стороны?

0бработка результатов

Ответ «да» оценивается в 2 балла; «не знаю» — 1 балл; «нет» — 0; затем суммируются полученные баллы. Если вы набрали:

1-12 баллов — с силой воли дела обстоят у вас неважно. Вы просто делаете то, что легче и интереснее, даже если это может повредить вам. К обязанностям нередко относитесь спустя рукава, что бывает причиной неприятностей. Ваша позиция выражается примерно так: «Что мне; больше всех нужно?». Любую просьбу, любую обязанность вы воспринимаете чуть ли не как физическую боль. Дело тут не только в слабой воле, но и в эгоизме. Постарайтесь взглянуть на себя с учетом этой оценки, может быть, она поможет вам изменить свое отношение к окружающим и кое-что переделать в своем характере. Если удастся, от этого вы только выиграете.

13-21 балл — сила воли у вас средняя. Если столкнетесь с препятствием, то начтете действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидите обходной путь, тут же воспользуетесь им. Не переусердствуете, но данное вами слово сдержите. Неприятную работу постараетесь выполнить, хотя и поворчите. По доброй воле лишние обязанности на себя не возьмете. Иногда это отрицательно сказывается на отношении к вам руководителей, не с лучшей стороны характеризует и в глазах окружающих. Если хотите достичь в жизни большего, тренируйте волю.

22-30 баллов — с силой воли у вас, все в порядке. На вас можно положиться — вы не подведете. Вас не страшат ни новые поручения, ни дальние поездки, ни те дела, которые иных пугают. Но иногда ваша твердая и непримиримая позиция по непринципиальным вопросам досаждает Окружающим. Сила воли — это хорошо, но необходимо обладать еще и такими качествами, как гибкость, снисходительность, доброта.

5.Диагностика реальной структуры

ценностных ориентации личности (С. С. Бубнова)

Назначение. Методика направлена на изучение реализации ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности.

Инструкция. Данный опросник направлен на исследование вашей личности и ваших отношений. Отвечайте по возможности быстро, долго не раздумывая над каждым вопросом. Помните, что плохих или хороших ответов нет, есть только ваше собственное мнение. Отвечать нужно «да» или «нет». В бланке ответов это соответственно «+» или «-», которые нужно проставить рядом с номером вопроса.

Бланк ответов

Номера вопросов

123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566∑IIIIIIIVVVIVIIVIIIIXXXI

Опросник

Любите ли вы лежать на диване и ничего не делать?

Любители вы сами зарабатывать деньги и получать от этого удовольствие?

Часто ли вас посещает мысль, что хочется сходить в театр или на выставку?

Часто ли вы помогаете близким по хозяйству?

Считаете ли вы, что любовь — определяющее чувство в жизни?

Любите ли вы читать книги о чем-то новом, еще неизвестном вам?

Хотите ли вы стать боссом (начальником какой-нибудь компании)?

Хотите ли вы, чтобы вас уважали друзья за ваши личностные качества?

Хотите ли вы сами принимать участие в каких-либо общественных мероприятиях (митингах, забастовках) в пользу близкого вам слоя населения?

Считаете ли вы, что без общения с друзьями ваша жизнь будет тусклой и безрадостной?

Считаете ли вы, что было бы здоровье, а все остальное приложится?

Часто ли вам хочется расслабиться (послушать легкую музыку, например)?

Вы избрали свою профессию в основном потому, что она может вам приносить большой материальный достаток?

Если кто-то из ваших знакомых заболел, выберете ли вы время, чтобы его навестить?

Ваш брак заключен (будет заключен) по любви?

Любите ли вы читать научно-популярные книги?

Хотели вы в школе стать каким-либо организатором?

Если вы совершили неблаговидный поступок по отношению к друзьям или сотрудникам будете ли вы переживать по этому поводу?

Считаете ли вы, что, путем общественных действий (митингов, собраний) можно что-либо изменить в общественной жизни?

Можете ли вы спокойно обойтись без частого общения со своими знакомыми?

Считаете ли вы, что необходимо каким-либо образом укреплять свое здоровье (плавать, бегать, играть в теннис и т. д.)?

Главное для вас — ваше настроение в данный момент, а что будет потом — не так важно?

Считаете ли вы, что главное — это приобрести дом (квартиру), машину и другие материальные блага?

Любите ли вы гулять по лесу, парку?

Как, вы считаете, нужно ли помогать материально тем, кто просит милостыню, или нет?

Любовь — это чувство, которое рождается и умирает?

Хотели бы вы стать ученым или научным сотрудником?

Власть — это почетно и значимо или от нее больше хлопот и всяких неприятностей?

Хотели бы вы, чтобы у вас было больше друзей?

Приходило ли вам в голову заняться переустройством какой-либо общественной организации (клуба, консультационного пункта, института)?

Много ли своего свободного времени вы хотели бы уделять общению?

Часто ли вы задумываетесь о своем здоровье?

Считаете ли вы, что очень важно уметь доставлять себе удовольствие?

Если все начать сначала, выбрали бы вы сейчас более высокооплачиваемую работу, чем настоящая?

Хотели бы вы заняться фотографией?

Считаете ли вы, что нужно обязательно помочь упавшему человеку?

Чувство любви для вас — это первооснова жизни или нет?

Часто ли вы задаете себе вопрос: «А почему именно так?»

Хотели бы вы «делать» политику?

Часто ли ваш внутренний голос задает вам вопрос: «А уважают ли меня окружающие?»

Являются ли для вас общественные явления предметом обсуждения дома или на работе?

Если вы три дня проведете на необитаемом острове, умрете ли вы от одиночества?

Катаетесь ли вы на лыжах, чтобы укрепить свое здоровье?

Часто ли вы подолгу мечтаете, лежа с закрытыми глазами?

Главное в жизни — это делать деньги и создавать собственный бизнес?

Часто ли вы покупаете картины и другие художественные изделия или хотели бы их купить?

Если кто-то из близких довольно долго болеет, будете ли вы за него выполнять его обязанности по хозяйству смиренно и безропотно?

Любите ли вы маленьких детей?

Хотели бы вы создать какую-нибудь свою «теорию» (относительности, таблицу и т. п.)?

Хотите ли вы быть похожим на какого-либо известного человека (актера, политика, бизнесмена)?

Важно ли вам, чтобы вас уважали сослуживцы за ваши профессиональные знания?

Ходите ли вы в сауну, бассейн, баню, занимаетесь ли аэробикой для поддержания хорошего физического состояния?

Нормальный отдых — это чрезвычайно важно, не так ли?

В жизни чрезвычайно важно накопить материальные средства и передать их детям?

Хотелось ли вам когда-нибудь самому нарисовать картину или сочинить музыку?

Когда маленький ребенок плачет — это «крик о помощи»?

Для вас важнее любить самому, чем быть любимым?

«Во всем хочется дойти до самой сути» — это про вас?

Вы хотели бы, чтобы ваши дети стали знаменитыми людьми?

Хотели бы вы, чтобы сослуживцы обращались к вам за помощью в личном плане, как к человеку?

В общественной жизни пусть остается все как есть?

Общение — это лишь пустая трата времени?

Здоровье — это не самое главное в жизни, не так ли?

Обработка и интерпретация результатов

Степень выраженности каждой из полиструктурных ценностных ориентации личности определялась с помощью ключа, представленного в бланке ответов. Соответственно этому подсчитывается количество положительных ответов во всех одиннадцати столбцах, а результат записывается в графе «?». По результатам обработки индивидуальных данных строится графический профиль, отражающий выраженность каждой ценности. Для этого по вертикали фиксируется количественная выраженность ценностей (по 6-балльной системе), а по горизонтали — виды ценностей.

Перечислю эти ценности в обобщенном виде:

Приятное времяпрепровождение, отдых.

Высокое материальное благосостояние.

Поиск и наслаждение прекрасным.

Помощь и милосердие к другим людям.

Любовь.

Познание нового в мире, природе, человеке.

Высокий социальный статус и управление людьми.

Признание и уважение людей и влияние на окружающих.

Социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе.

Общение.

Здоровье

Наблюдения и объяснения результатов работы

Экспресс-диагностика социальных ценностей личности

( Приложение № 1)

Шкала ценностей человека — стержень его личности. Мы характеризуем человека как личность в зависимости от того, на какие ценности он ориентируется.

В первую тройку наиболее значимых социальных ценностей девушек входят:

1.Профессия 2.Семья 3.Финансовая состоятельность

У женщин преподавателей на 1 месте – интеллект, на 2 месте – семья, на 3 месте – социальные ценности.

Женский пол почётное второе место отдаёт семейным ценностям. Это подтверждает мою гипотезу. Согласно общепризнанным стереотипам поведения, женщина – хранительница домашнего очага и продолжательница рода.

Однако, в тройке лидеров у девушек профессиональные и финансовые ценности. Это говорит об их готовности наряду с мужчинами строить карьеру. Сегодня женщины часто стараются походить на мужчин. Это во многом вызвано социальной необходимостью: в обществе наиболее поощряются мужские стереотипы поведения, мужчины имеют преобладающие социальные привилегии в социальном статусе, в уровне власти. Поэтому многие из девушек них хотят стать успешными, деловыми женщинами.

У женщин педагогов в тройке лидеров интеллект и социальные ценности. Думаю, это вытекает из их профессии, направленной на совершенствование общества.

В первую тройку наиболее значимых социальных ценностей юношей входят: 1. Профессия 2.Финансы 3.Семья

У мужчин преподавателей это 1. Интеллект 2. Семья 3. – Социум.

Юноши отдают предпочтение профессиональной успешности и финансовой состоятельности. Эти данные подтверждают мою гипотезу. Согласно общепризнанным стереотипам поведения мужчины активно обеспечивают прогресс науки, техники, общества. Они всегда хотят быть впереди. Интерес к финансовым ценностям обуславливается желанием юношей выглядеть достойным претендентом в глазах женского пола, а также инстинктивным стремлением создать семью.

У мужчин педагогов в тройке лидеров интеллект и социальные ценности. Думаю, это связано со стремлением мужчин получить достойное образование, и передать накопленный жизненный опыт детям, ученикам. Развитый интеллект вызывает гордость и уважение у представителей сильного пола.

Семейные ценности нисколько не чужды мужскому полу и стоят на достойном почёта втором и третьем месте рейтинга.

Называя наименее значимые социальные ценности, мужской и женский пол проявили единодушие и выбрали:

Физические ценности 2. Общественные 3. Духовные.

Грустно, что общественные и духовные ценности находятся на последних местах. Думаю, это связано с высокой рабочей нагрузкой педагогов и старшеклассников, с недостатком времени на общественную работу и духовное развитие.

Вероятно, все диагностируемые уделяют мало внимания двигательной активности, своему физическому развитию и формированию здорового образа жизни. Поэтому для них не имеют большого значения физические ценности.

Диагностика уровня социальной эмпатии (Приложение № 1)

Эмпатия это эмоциональная отзывчивость человека на переживания других людей, проявляющаяся в сопереживании и сочувствии.

Результаты диагностики подтвердили теорию о том, что женский пол является наиболее эмпатийным, нежели мужской. Показатель высокого уровня эмпатии среди женщин равен — 12%, среди девушек — 10%. Для сравнения, тот же показатель среди мужчин – 8%, среди юношей – 7%. Женский пол в целом проявляет большую степень сочувствия к другим людям, животным, героям фильмов, чем мужской. Этот факт можно считать результатом более раннего усвоения девочками нравственных норм, а также большей ориентацией девочек на общение, их стремлением иметь признание в межличностных отношениях. На мой взгляд, не удивительно, что мужчины проявляют низкий уровень эмпатии. Ведь социальная среда всегда развивала в мужчинах способность подавлять эмпатийную отзывчивость.

Средний уровень эмпатии у женского пола равен — 55% , средний уровень эмпатии у мужского пола составляет — 45 %. Что на 10% ниже, чем у женщин.

Низкий уровень эмпатии имеют 35% девушек и женщин и 48% юноши и мужчины.

Диагностическое исследование показало, что существуют половые различия в показателях общего уровня эмпатии. Данные исследования ещё раз подтверждают более высокий уровень эмпатии у женского пола, что подтверждает мою гипотезу.

Экспресс-диагностика уровня самооценки (Приложение № 1)

Самооценка это оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к базисным качествам личности. Она во многом определяет взаимоотношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. На формирование самооценки влияют многие факторы, действующие уже в раннем детстве, — отношение родителей, положение среди сверстников, отношение педагогов.

В моём исследовании заниженный уровень самооценки имеют 25% девушек и 7 % юношей. Я могу предположить, что это напрямую связано с самооценкой внешности в подростковом возрасте.

Средний уровень самооценки имеют большинство девушек 75%, и юношей 82%. Люди со средним уровнем самооценки уверенны в себе, самокритичны, в меру настойчивы.

Завышенного уровня самооценки не было выявлено среди девушек. А юноши имеют по этому показателю 11%. Они считают, что традиционно мужских достоинств (силы, смелости, выдержки) у них предостаточно.

Среди женщин никто не показал низкой самооценки. Заниженный уровень самооценки имеют 11% мужчин преподавателей. Низкая самооценка может быть обусловлена внешней оценкой социума. Вероятно, мужчины считают, что проигрывают в сравнении с другими.

Средний уровень самооценки имеют большинство женщин 57% и мужчин 65%. Эти люди имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а также на межличностные контакты.

Завышенный уровень самооценки показали 24% женщин и 11% мужчин. Возможно это люди слишком самоуверенные, некритичные.

Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности

( Приложение № 1)

Девушки назвали для себя приоритетными следующие направления:

1.Признание и уважение в обществе 2. Помощь и милосердие людям 3.Отдых, приятное времяпровождение.

Женщины назвали приоритетными следующие направления:

1.Наслаждение прекрасным 2.Помощь и милосердие к людям 3.Общение

Среди юношей наиболее выражены такие ценностные ориентации, как:

1.Признание и уважение в обществе 2.Помощь и милосердие к людям 3.Здоровье

Среди мужчин наиболее выражены такие ценностные ориентации, как:

1.Наслаждение прекрасным 2.Любовь 3. Помощь и милосердие к людям

По результатам диагностики мы видим, что ценностные ориентации личности у девушек и юношей одинаковы. Они хотят общественного признания и обладают чуткостью и милосердием к другим людям. На третье место девушки ставят приятное времяпровождение, что объяснимо для их возраста. А юноши – здоровье. Для мужчины важно иметь прочную костную систему, выраженный рельеф мышц, широкие плечи и обладать физической силой. Эти качества необходимы мужчинам для привлечения внимания женщин, а также для соответствия стереотипу «настоящего мужчины». Что ещё раз подтверждает мою гипотезу. Представления о мужчине и женщине в обществе обусловлены  полоролевыми стереотипами.

По результатам диагностики мы видим, что ценностные ориентации личности у женщин и мужчин похожи. На 1 место они поставили наслаждение прекрасным. Удивительно, но у мужчин на 2 месте стоит любовь. Они хотят любить и быть любимыми. А для женщин любовь имеет меньшую ценность. Она у них только на 5 месте. Видимо любовь у современных женщин не занимает столь значительного места в их духовной, интеллектуальной и повседневной жизни. На 3 месте у женщин общение. Потребность в общении многих женщин так велика, что если в течение рабочего дня женщине не удается «поболтать», то это отрицательно сказывается на их настроении, производительности и качестве труда. Установлено, что потребность в общении у женщин более чем в полтора раза выше, чем у мужчин. Для женщин важен процесс общения, для мужчин — результат.

У мужчин и юношей на втором и третьем местах, соответственно стоит помощь и милосердие к людям. Эти данные опровергают мою гипотезу, согласно которой наиболее милосердными считаются женщины.

Диагностика волевого потенциала личности ( Приложение № 1)

Воля это способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия.

Анализируя диагностику волевого потенциала, я увидела, что самый высокий уровень силы воли имеют все опрошенные мужчины. Юноши от них идут с небольшим отставанием, средний уровень волевого потенциала имеют 19 человек их 27 опрошенных, а высокий уровень у 8 человек. Видимо у мужчин преодоление трудностей закаляет характер, а «сильный характер» и «сила воли» – это, в общем-то, сходные понятия.

У женщин волевой потенциал ниже, чем у мужчин. Девушки показывают равные значения силы воли высокого и среднего уровня. А женщины в большинстве имеют средний уровень.

Исходя из результатов исследования, мною были сделаны следующие

Выводы:

1. По показателям     уровня самооценки значимых различий между женским и мужским полом не выявлено. Диагностика показала, что уровень самооценки у большинства испытуемых средний.

2.Имеются половые различия в показателях общего уровня социальной эмпатии. По данным диагностики женский пол в большей степени склонен к сопереживанию и сочувствию, и считается более эмпатийным, нежели мужской.

3. Волевой потенциал мужчин выше, чем у женщин.

4.Для мужчин и женщин одинаково ценны интеллект, семья, социальная успешность. А для девушек и юношей наиболее ценными являются увлекательная работа, семья, и финансовая состоятельность.

5.Моя гипотеза о том, что представления о мужчине и женщине в обществе обусловлены  наличием полоролевых стереотипов и связанны с традиционными эталонами мужественности и женственности подтвердилась частично.

6.Различия между мужчинами и женщинами зачастую слишком преувеличены, просто мужчины и женщины по-разному смотрят на мир и оценивают его, по-разному видят свое место в нем.

7.Мужчины и женщины не хуже и не лучше друг друга – они разные. Не смотря ни на что, они гармонично дополняют друг друга.

Заключение

Каждый человек уникален и неповторим. Но при всем людском многообразии есть различия, которые сразу бросаются в глаза — различия между мужчиной и женщиной.

Женщины превосходят мужчин в ловкости, скорости восприятия, реакции, скорости речи. Мужчины превосходят женщин в координации движений, ориентации в пространстве. Мужчины более самоуверенны, агрессивны, упрямы и смелы. Женщины более чутки, отзывчивы и застенчивы, более эмоциональны.

Мужчина может не заметить чьих-то заплаканных глаз, дрогнувших губ, плохого аппетита или необычной молчаливости. От женщины это не укроется. Женщины намного лучше «читают» лица, тонко улавливают настроение собеседника, более чувствительны. Мужчины более агрессивны, женщины более конфликтны.

Можно перечислять массу внешних и психологических противостояний. У мужчин больше физической силы, у женщины больше грации. Мужчина рационален, женщина чувствительна. Он — суров, она – отзывчива. Мужчина чаще впадает в состояние аффекта, женщина — вся во власти настроений.

Но как бы, ни было, существование обоих полов — справедливо. Говорить однозначно, что какой-то пол лучше нельзя. Каждому следует понимать, что у обоих полов в целом есть слабости и сильные стороны, у них во многих аспектах не одинаковый взгляд на жизнь, но, по сути, в общем – мы едины, должны помогать друг другу, заботиться друг о друге, вместе двигаться вперёд и радоваться жизни. Всё же мужчины и женщины родом с одной планеты.

Данная исследовательская работа вызвала у меня большой интерес к теме полов. Она помогла разобраться с моими противоречиями.

Я выступала с ней на школьной Декаде Наук. А также на элективных курсах перед учениками 9-х и 11-х классов. У ребят к моей работе был проявлен искренний интерес.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины.// Вопросы психологии, 1991, №4.

2. Бреслав Г.М., Хасан Б.И. Половые различия и современное школьное образование.// Вопросы психологии, 1989, №3.

3. Жуков Д. «Биология поведения»,  Санкт-Петербург, «Речь»,2007г.

4. Колесов Д.В. Беседы о половом воспитании. – Москва, Педагогика,1994.

5. Кон И.С. Психология половых различий.//Вопросы психологии,  1981, №2,

6. Краткий психологический словарь./ Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1985.

7. Курпатов А. Пять великих тайн мужчины и женщины, Москва, Олма,2007

8. Моррис Д. Мужчина и женщина, Москва, Эксмо, 2004.

Интернет ресурсы:

HYPERLINK «http://pro-psixology.ru/edinstvo-mira-i-problema-razvitiya-psixiki/33-razlichiya-v-psixike-muzhchin-i-zhenshhin.html» http://pro-psixology.ru/edinstvo-mira-i-problema-razvitiya-psixiki/33-razlichiya-v-psixike-muzhchin-i-zhenshhin.html

Приложение № 1

EMBED PowerPoint.Slide.8

EMBED PowerPoint.Slide.8

EMBED PowerPoint.Slide.8

EMBED PowerPoint.Slide.8

EMBED PowerPoint.Slide.8

EMBED PowerPoint.Slide.8

EMBED PowerPoint.Slide.8

EMBED PowerPoint.Slide.8

EMBED PowerPoint.Slide.8

EMBED PowerPoint.Slide.8

PAGE

PAGE 36



Страницы: 1 | 2 | 3 | | Весь текст