Реферат по дисциплине «Биология» Тема «Морфофизиологические от

Социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе.

Общение.

Здоровье

Наблюдения и объяснения результатов работы

Экспресс-диагностика социальных ценностей личности

( Приложение № 1)

Шкала ценностей человека — стержень его личности. Мы характеризуем человека как личность в зависимости от того, на какие ценности он ориентируется.

В первую тройку наиболее значимых социальных ценностей девушек входят:

1.Профессия 2.Семья 3.Финансовая состоятельность

У женщин преподавателей на 1 месте – интеллект, на 2 месте – семья, на 3 месте – социальные ценности.

Женский пол почётное второе место отдаёт семейным ценностям. Это подтверждает мою гипотезу. Согласно общепризнанным стереотипам поведения, женщина – хранительница домашнего очага и продолжательница рода.

Однако, в тройке лидеров у девушек профессиональные и финансовые ценности. Это говорит об их готовности наряду с мужчинами строить карьеру. Сегодня женщины часто стараются походить на мужчин. Это во многом вызвано социальной необходимостью: в обществе наиболее поощряются мужские стереотипы поведения, мужчины имеют преобладающие социальные привилегии в социальном статусе, в уровне власти. Поэтому многие из девушек них хотят стать успешными, деловыми женщинами.

У женщин педагогов в тройке лидеров интеллект и социальные ценности. Думаю, это вытекает из их профессии, направленной на совершенствование общества.

В первую тройку наиболее значимых социальных ценностей юношей входят: 1. Профессия 2.Финансы 3.Семья

У мужчин преподавателей это 1. Интеллект 2. Семья 3. – Социум.

Юноши отдают предпочтение профессиональной успешности и финансовой состоятельности. Эти данные подтверждают мою гипотезу. Согласно общепризнанным стереотипам поведения мужчины активно обеспечивают прогресс науки, техники, общества. Они всегда хотят быть впереди. Интерес к финансовым ценностям обуславливается желанием юношей выглядеть достойным претендентом в глазах женского пола, а также инстинктивным стремлением создать семью.

У мужчин педагогов в тройке лидеров интеллект и социальные ценности. Думаю, это связано со стремлением мужчин получить достойное образование, и передать накопленный жизненный опыт детям, ученикам. Развитый интеллект вызывает гордость и уважение у представителей сильного пола.

Семейные ценности нисколько не чужды мужскому полу и стоят на достойном почёта втором и третьем месте рейтинга.

Называя наименее значимые социальные ценности, мужской и женский пол проявили единодушие и выбрали:

Физические ценности 2. Общественные 3. Духовные.

Грустно, что общественные и духовные ценности находятся на последних местах. Думаю, это связано с высокой рабочей нагрузкой педагогов и старшеклассников, с недостатком времени на общественную работу и духовное развитие.

Вероятно, все диагностируемые уделяют мало внимания двигательной активности, своему физическому развитию и формированию здорового образа жизни. Поэтому для них не имеют большого значения физические ценности.

Диагностика уровня социальной эмпатии (Приложение № 1)

Эмпатия это эмоциональная отзывчивость человека на переживания других людей, проявляющаяся в сопереживании и сочувствии.

Результаты диагностики подтвердили теорию о том, что женский пол является наиболее эмпатийным, нежели мужской. Показатель высокого уровня эмпатии среди женщин равен — 12%, среди девушек — 10%. Для сравнения, тот же показатель среди мужчин – 8%, среди юношей – 7%. Женский пол в целом проявляет большую степень сочувствия к другим людям, животным, героям фильмов, чем мужской. Этот факт можно считать результатом более раннего усвоения девочками нравственных норм, а также большей ориентацией девочек на общение, их стремлением иметь признание в межличностных отношениях. На мой взгляд, не удивительно, что мужчины проявляют низкий уровень эмпатии. Ведь социальная среда всегда развивала в мужчинах способность подавлять эмпатийную отзывчивость.

Средний уровень эмпатии у женского пола равен — 55% , средний уровень эмпатии у мужского пола составляет — 45 %. Что на 10% ниже, чем у женщин.

Низкий уровень эмпатии имеют 35% девушек и женщин и 48% юноши и мужчины.

Диагностическое исследование показало, что существуют половые различия в показателях общего уровня эмпатии. Данные исследования ещё раз подтверждают более высокий уровень эмпатии у женского пола, что подтверждает мою гипотезу.

Экспресс-диагностика уровня самооценки (Приложение № 1)

Самооценка это оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к базисным качествам личности. Она во многом определяет взаимоотношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. На формирование самооценки влияют многие факторы, действующие уже в раннем детстве, — отношение родителей, положение среди сверстников, отношение педагогов.

В моём исследовании заниженный уровень самооценки имеют 25% девушек и 7 % юношей. Я могу предположить, что это напрямую связано с самооценкой внешности в подростковом возрасте.

Средний уровень самооценки имеют большинство девушек 75%, и юношей 82%. Люди со средним уровнем самооценки уверенны в себе, самокритичны, в меру настойчивы.

Завышенного уровня самооценки не было выявлено среди девушек. А юноши имеют по этому показателю 11%. Они считают, что традиционно мужских достоинств (силы, смелости, выдержки) у них предостаточно.

Среди женщин никто не показал низкой самооценки. Заниженный уровень самооценки имеют 11% мужчин преподавателей. Низкая самооценка может быть обусловлена внешней оценкой социума. Вероятно, мужчины считают, что проигрывают в сравнении с другими.

Средний уровень самооценки имеют большинство женщин 57% и мужчин 65%. Эти люди имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а также на межличностные контакты.

Завышенный уровень самооценки показали 24% женщин и 11% мужчин. Возможно это люди слишком самоуверенные, некритичные.

Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности

( Приложение № 1)

Девушки назвали для себя приоритетными следующие направления:

1.Признание и уважение в обществе 2. Помощь и милосердие людям 3.Отдых, приятное времяпровождение.

Женщины назвали приоритетными следующие направления:

1.Наслаждение прекрасным 2.Помощь и милосердие к людям 3.Общение

Среди юношей наиболее выражены такие ценностные ориентации, как:

1.Признание и уважение в обществе 2.Помощь и милосердие к людям 3.Здоровье

Среди мужчин наиболее выражены такие ценностные ориентации, как:

1.Наслаждение прекрасным 2.Любовь 3. Помощь и милосердие к людям

По результатам диагностики мы видим, что ценностные ориентации личности у девушек и юношей одинаковы. Они хотят общественного признания и обладают чуткостью и милосердием к другим людям. На третье место девушки ставят приятное времяпровождение, что объяснимо для их возраста. А юноши – здоровье. Для мужчины важно иметь прочную костную систему, выраженный рельеф мышц, широкие плечи и обладать физической силой. Эти качества необходимы мужчинам для привлечения внимания женщин, а также для соответствия стереотипу «настоящего мужчины». Что ещё раз подтверждает мою гипотезу. Представления о мужчине и женщине в обществе обусловлены  полоролевыми стереотипами.

По результатам диагностики мы видим, что ценностные ориентации личности у женщин и мужчин похожи. На 1 место они поставили наслаждение прекрасным. Удивительно, но у мужчин на 2 месте стоит любовь. Они хотят любить и быть любимыми. А для женщин любовь имеет меньшую ценность. Она у них только на 5 месте. Видимо любовь у современных женщин не занимает столь значительного места в их духовной, интеллектуальной и повседневной жизни. На 3 месте у женщин общение. Потребность в общении многих женщин так велика, что если в течение рабочего дня женщине не удается «поболтать», то это отрицательно сказывается на их настроении, производительности и качестве труда. Установлено, что потребность в общении у женщин более чем в полтора раза выше, чем у мужчин. Для женщин важен процесс общения, для мужчин — результат.

У мужчин и юношей на втором и третьем местах, соответственно стоит помощь и милосердие к людям. Эти данные опровергают мою гипотезу, согласно которой наиболее милосердными считаются женщины.

Диагностика волевого потенциала личности ( Приложение № 1)

Воля это способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия.

Анализируя диагностику волевого потенциала, я увидела, что самый высокий уровень силы воли имеют все опрошенные мужчины. Юноши от них идут с небольшим отставанием, средний уровень волевого потенциала имеют 19 человек их 27 опрошенных, а высокий уровень у 8 человек. Видимо у мужчин преодоление трудностей закаляет характер, а «сильный характер» и «сила воли» – это, в общем-то, сходные понятия.

У женщин волевой потенциал ниже, чем у мужчин. Девушки показывают равные значения силы воли высокого и среднего уровня. А женщины в большинстве имеют средний уровень.

Исходя из результатов исследования, мною были сделаны следующие

Выводы:

1. По показателям     уровня самооценки значимых различий между женским и мужским полом не выявлено. Диагностика показала, что уровень самооценки у большинства испытуемых средний.

2.Имеются половые различия в показателях общего уровня социальной эмпатии. По данным диагностики женский пол в большей степени склонен к сопереживанию и сочувствию, и считается более эмпатийным, нежели мужской.

3. Волевой потенциал мужчин выше, чем у женщин.

4.Для мужчин и женщин одинаково ценны интеллект, семья, социальная успешность. А для девушек и юношей наиболее ценными являются увлекательная работа, семья, и финансовая состоятельность.

5.Моя гипотеза о том, что представления о мужчине и женщине в обществе обусловлены  наличием полоролевых стереотипов и связанны с традиционными эталонами мужественности и женственности подтвердилась частично.

6.Различия между мужчинами и женщинами зачастую слишком преувеличены, просто мужчины и женщины по-разному смотрят на мир и оценивают его, по-разному видят свое место в нем.

7.Мужчины и женщины не хуже и не лучше друг друга – они разные. Не смотря ни на что, они гармонично дополняют друг друга.

Заключение

Каждый человек уникален и неповторим. Но при всем людском многообразии есть различия, которые сразу бросаются в глаза — различия между мужчиной и женщиной.

Женщины превосходят мужчин в ловкости, скорости восприятия, реакции, скорости речи. Мужчины превосходят женщин в координации движений, ориентации в пространстве. Мужчины более самоуверенны, агрессивны, упрямы и смелы. Женщины более чутки, отзывчивы и застенчивы, более эмоциональны.

Мужчина может не заметить чьих-то заплаканных глаз, дрогнувших губ, плохого аппетита или необычной молчаливости. От женщины это не укроется. Женщины намного лучше «читают» лица, тонко улавливают настроение собеседника, более чувствительны. Мужчины более агрессивны, женщины более конфликтны.

Можно перечислять массу внешних и психологических противостояний. У мужчин больше физической силы, у женщины больше грации. Мужчина рационален, женщина чувствительна. Он — суров, она – отзывчива. Мужчина чаще впадает в состояние аффекта, женщина — вся во власти настроений.

Но как бы, ни было, существование обоих полов — справедливо. Говорить однозначно, что какой-то пол лучше нельзя. Каждому следует понимать, что у обоих полов в целом есть слабости и сильные стороны, у них во многих аспектах не одинаковый взгляд на жизнь, но, по сути, в общем – мы едины, должны помогать друг другу, заботиться друг о друге, вместе двигаться вперёд и радоваться жизни. Всё же мужчины и женщины родом с одной планеты.

Данная исследовательская работа вызвала у меня большой интерес к теме полов. Она помогла разобраться с моими противоречиями.

Я выступала с ней на школьной Декаде Наук. А также на элективных курсах перед учениками 9-х и 11-х классов. У ребят к моей работе был проявлен искренний интерес.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины.// Вопросы психологии, 1991, №4.

2. Бреслав Г.М., Хасан Б.И. Половые различия и современное школьное образование.// Вопросы психологии, 1989, №3.

3. Жуков Д. «Биология поведения»,  Санкт-Петербург, «Речь»,2007г.

4. Колесов Д.В. Беседы о половом воспитании. – Москва, Педагогика,1994.

5. Кон И.С. Психология половых различий.//Вопросы психологии,  1981, №2,

6. Краткий психологический словарь./ Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1985.

7. Курпатов А. Пять великих тайн мужчины и женщины, Москва, Олма,2007

8. Моррис Д. Мужчина и женщина, Москва, Эксмо, 2004.

Интернет ресурсы:

HYPERLINK «http://pro-psixology.ru/edinstvo-mira-i-problema-razvitiya-psixiki/33-razlichiya-v-psixike-muzhchin-i-zhenshhin.html» http://pro-psixology.ru/edinstvo-mira-i-problema-razvitiya-psixiki/33-razlichiya-v-psixike-muzhchin-i-zhenshhin.html

Приложение № 1

EMBED PowerPoint.Slide.8

EMBED PowerPoint.Slide.8

EMBED PowerPoint.Slide.8

EMBED PowerPoint.Slide.8

EMBED PowerPoint.Slide.8

EMBED PowerPoint.Slide.8

EMBED PowerPoint.Slide.8

EMBED PowerPoint.Slide.8

EMBED PowerPoint.Slide.8

EMBED PowerPoint.Slide.8

PAGE

PAGE 36





Внимание, только СЕГОДНЯ!



Страницы: Первая | ← Назад | 1 | 2 | 3 | Последняя | Весь текст