Реферат по дисциплине «Биология» Тема «Морфофизиологические от

баллов:Итого баллов:Итого баллов:Итого баллов:

Чем выше итоговое количество баллов в каждом разделе, тем большую ценность представляет для вас данное направление. При этом, чем ближе друг к другу значения во всех восьми разделах, тем более разносторонним человеком вы являетесь

2.Диагностика уровня социальной эмпатии

Инструкция. Тест содержит 33 утверждения. Прочитайте их и по ходу чтения дайте ответ, вспоминая или предполагая, какие чувства в подобной ситуации возникали или могли бы возникнуть лично у вас. Если ваши переживания, мысли, реакции соответствуют тем, что предложены в утверждении, то в бланке ответов против соответствующего номера, совпадающего с номером утверждения, подчеркните ответ «да», а если они иные, то есть не соответствуют утверждению, то подчеркните ответ «нет».

Помните, что в тесте нет хороших или плохих ответов. Не старайтесь своими ответами произвести благоприятное впечатление. Свое мнение выражайте свободно и искренне, только в этом случае, вы получите действительное представление о своих психологических особенностях. Лучше давать тот ответ, который первым пришел вам в голову. Каждое последующее утверждение читайте после того, как ответите на предыдущее, старайтесь также не оставлять данные вопросы-утверждения без ответа.

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, связанные с заполнением бланка, задайте их исследователю, прежде чем начнете работу по тесту.

Опросник

Меня огорчает, когда я вижу, что незнакомый человек чувствует себя среди людей одиноко.

Люди преувеличивают способность животных понимать и переживать.

Мне неприятно, когда люди не умеют сдерживаться и открыто проявляют свои чувства.

Меня раздражает в несчастных людях то, что они сами себя жалеют.

Когда кто-то рядом со мной нервничает, я тоже начинаю нервничать.

Я считаю, что плакать от счастья глупо.

Я принимаю близко к сердцу проблемы моих друзей.

Порой песни о любви вызывают у меня сильные переживания.

Я сильно волнуюсь, если приходится сообщать людям неприятные для них известия.

На мое настроение сильно влияют окружающие люди.

Я считаю иностранцев холодными и бесчувственными.

Мне хотелось бы получить профессию, связанную с общением с людьми.

Я не расстраиваюсь, когда мои друзья поступают необдуманно.

Мне очень нравится наблюдать, как люди принимают подарки.

По моему мнению, одинокие пожилые люди недоброжелательны.

Когда я вижу плачущего человека, то и сам (сама) расстраиваюсь.

Слушая некоторые песни, я порой чувствую себя счастливым человеком.

Читая книгу (роман, повесть и т. п.), я так переживаю, как будто все, о чем читаю, происходит на самом деле.

Когда я вижу, что с кем-то плохо обращаются, то всегда сержусь или переживаю, негодую.

Я могу не волноваться, даже если все вокруг волнуются.

Если мой друг или подруга начинают обсуждать со мной мои проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.

Мне неприятно, если люди — вздыхают и плачут, когда смотрят кинофильм.

Чужой смех меня не заражает.

Когда я принимаю решение, чувства других людей на него, как правило, не влияют.

Я теряю душевное спокойствие, если окружающие чем-то угнетены.

Я переживаю, если вижу людей, легко расстраивающихся из-за пустяка.

Я очень расстраиваюсь, когда вижу страдание животных.

Глупо переживать то, что происходит в кино или о чем читаешь в книге.

Я очень расстраиваюсь, когда вижу беспомощных старых людей.

Чужие слезы вызывают у меня раздражение, а не сочувствие.

Я очень переживаю, когда смотрю фильмы.

Я могу оставаться равнодушным (равнодушной) к любому волнению вокруг.

Маленькие дети плачут без причин.

Обработка результатов

Цель обработки результатов: получение индекса эмпатийности испытуемого.

Чтобы получить индекс эмпатийности, нужно подсчитать количество ответов, совпадающих со следующим ключом:

Да1, 5, 7, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 18, 19, 25, 26, 27, 29, 31

Нет2, 3, 4, 6, 11, 13, 15, 20, 21, 22, 23, 24, 28, 30, 32, 33

Таким образом, индекс эмпатийности является суммой совпадений ответов по вопросам-утверждениям, предполагающим ответ «да», и по вопросам-утверждениям, предполагающим ответ «нет».

Для определения уровня эмпатических тенденций предлагается таблица интерпретации индекса с учетом возраста и пола респондента.

Пол

Уровни

эмпатических тенденций

Высокий

Средний

Низкий

Юноши

33-25

24-17

16-8

Девушки

33-29

28-22

21-12

Анализ результатов

Эмоциональная отзывчивость на переживания других, называемая в психологии эмпатией, относится к высшим нравственным чувствам. Эмпатия в форме сочувствия или сопереживания (независимо от того, радости или печали) связана с умением человека «проникать» в мир чувств других людей. В разнообразных жизненных ситуациях эмоциональный отклик зависит от адекватности восприятия переживаний людей и эмоций животных, а также от представления о вызвавших их причинах. Такая отзывчивость становится побудительной силой, направленной на оказание помощи.

3.Экспресс-диагностика уровня самооценки

Инструкция. Отвечая на вопросы, указывайте, насколько часты для вас перечисленные ниже состояния по такой шкале:

Очень часто — 4 балла

Часто — 3 балла

Иногда — 2 балла

Редко — 1 балл

Никогда — 0 баллов

Опросник

Я часто волнуюсь понапрасну.

Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

Я боюсь выглядеть глупцом.

Я беспокоюсь за свое будущее.

Внешний вид других куда лучше, чем мой.

Как жаль, что многие не понимают меня.

Чувствую, что не умею как следует разговаривать с людьми.

Люди ждут от меня очень многого.

Чувствую себя скованным.

Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

11. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.

12. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.

13. Я не чувствую себя в безопасности.

14. Мне не с кем поделиться своими мыслями.

15. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

Обработка и интерпретация результатов

Чтобы определить уровень своей самооценки, нужно сложить все баллы по утверждениям. А теперь подсчитайте, каков общий суммарный балл.

Уровни самооценки:

10 баллов и менее — завышенный уровень

11-29 баллов — средний, нормативный уровень реалистической оценки своих возможностей.

Более 29 — заниженный уровень.

4.Диагностика волевого потенциала личности

Инструкция. Прочитайте приведенные вопросы и постарайтесь ответить на них с максимальной объективностью. В случае согласия с содержанием вопроса ставьте:«да»; при сомнении, неуверенности — «не знаю» (или «бывает», «случается»); при несогласии — «нет».

Опросник

1. В состоянии ли вы завершить начатую работу, которая вам неинтересна, независимо от того, позволяют ли время и обстоятельства оторваться и потом снова вернуться к ней?

2. Преодолеете ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то неприятное (например, пойти на дежурство в выходной день)?

3. Попадая в конфликтную ситуацию (в учебе или в быту), в состоянии ли вы взять себя, в руки настолько, чтобы взглянуть на ситуацию со стороны, с максимальной объективностью?

4. Если вам прописана диета, сможете ли вы преодолеть все кулинарные соблазны?

5. Найдете ли вы силы встать утром раньше обычного, как было запланировано вечером?

6. Останетесь ли вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?

7. Быстро ли вы отвечаете на письма?

8. Если у вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение стоматолога, сумеете ли вы без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения?

9. Будете ли вы принимать очень неприятное лекарство, которое вам настойчиво рекомендуют врачи?

10. Сдержите ли вы данное сгоряча обещание, даже если его выполнение принесет вам немало хлопот, иными словами, являетесь ли вы человеком слова?

11. Без колебаний ли вы отправляетесь в путешествие (деловую поездку) в незнакомый город?

12. Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня: времени пробуждения, приема пищи, занятий, уборки и прочих дел?

13. Относитесь ли вы неодобрительно к библиотечным задолжникам?

14. Отвлечет ли вас очень интересная телепередача от выполнения срочной работы?

15. Сможете ли вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались вам снова противной стороны?

0бработка результатов

Ответ «да» оценивается в 2 балла; «не знаю» — 1 балл; «нет» — 0; затем суммируются полученные баллы. Если вы набрали:

1-12 баллов — с силой воли дела обстоят у вас неважно. Вы просто делаете то, что легче и интереснее, даже если это может повредить вам. К обязанностям нередко относитесь спустя рукава, что бывает причиной неприятностей. Ваша позиция выражается примерно так: «Что мне; больше всех нужно?». Любую просьбу, любую обязанность вы воспринимаете чуть ли не как физическую боль. Дело тут не только в слабой воле, но и в эгоизме. Постарайтесь взглянуть на себя с учетом этой оценки, может быть, она поможет вам изменить свое отношение к окружающим и кое-что переделать в своем характере. Если удастся, от этого вы только выиграете.

13-21 балл — сила воли у вас средняя. Если столкнетесь с препятствием, то начтете действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидите обходной путь, тут же воспользуетесь им. Не переусердствуете, но данное вами слово сдержите. Неприятную работу постараетесь выполнить, хотя и поворчите. По доброй воле лишние обязанности на себя не возьмете. Иногда это отрицательно сказывается на отношении к вам руководителей, не с лучшей стороны характеризует и в глазах окружающих. Если хотите достичь в жизни большего, тренируйте волю.

22-30 баллов — с силой воли у вас, все в порядке. На вас можно положиться — вы не подведете. Вас не страшат ни новые поручения, ни дальние поездки, ни те дела, которые иных пугают. Но иногда ваша твердая и непримиримая позиция по непринципиальным вопросам досаждает Окружающим. Сила воли — это хорошо, но необходимо обладать еще и такими качествами, как гибкость, снисходительность, доброта.

5.Диагностика реальной структуры

ценностных ориентации личности (С. С. Бубнова)

Назначение. Методика направлена на изучение реализации ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности.

Инструкция. Данный опросник направлен на исследование вашей личности и ваших отношений. Отвечайте по возможности быстро, долго не раздумывая над каждым вопросом. Помните, что плохих или хороших ответов нет, есть только ваше собственное мнение. Отвечать нужно «да» или «нет». В бланке ответов это соответственно «+» или «-», которые нужно проставить рядом с номером вопроса.

Бланк ответов

Номера вопросов

123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566∑IIIIIIIVVVIVIIVIIIIXXXI

Опросник

Любите ли вы лежать на диване и ничего не делать?

Любители вы сами зарабатывать деньги и получать от этого удовольствие?

Часто ли вас посещает мысль, что хочется сходить в театр или на выставку?

Часто ли вы помогаете близким по хозяйству?

Считаете ли вы, что любовь — определяющее чувство в жизни?

Любите ли вы читать книги о чем-то новом, еще неизвестном вам?

Хотите ли вы стать боссом (начальником какой-нибудь компании)?

Хотите ли вы, чтобы вас уважали друзья за ваши личностные качества?

Хотите ли вы сами принимать участие в каких-либо общественных мероприятиях (митингах, забастовках) в пользу близкого вам слоя населения?

Считаете ли вы, что без общения с друзьями ваша жизнь будет тусклой и безрадостной?

Считаете ли вы, что было бы здоровье, а все остальное приложится?

Часто ли вам хочется расслабиться (послушать легкую музыку, например)?

Вы избрали свою профессию в основном потому, что она может вам приносить большой материальный достаток?

Если кто-то из ваших знакомых заболел, выберете ли вы время, чтобы его навестить?

Ваш брак заключен (будет заключен) по любви?

Любите ли вы читать научно-популярные книги?

Хотели вы в школе стать каким-либо организатором?

Если вы совершили неблаговидный поступок по отношению к друзьям или сотрудникам будете ли вы переживать по этому поводу?

Считаете ли вы, что, путем общественных действий (митингов, собраний) можно что-либо изменить в общественной жизни?

Можете ли вы спокойно обойтись без частого общения со своими знакомыми?

Считаете ли вы, что необходимо каким-либо образом укреплять свое здоровье (плавать, бегать, играть в теннис и т. д.)?

Главное для вас — ваше настроение в данный момент, а что будет потом — не так важно?

Считаете ли вы, что главное — это приобрести дом (квартиру), машину и другие материальные блага?

Любите ли вы гулять по лесу, парку?

Как, вы считаете, нужно ли помогать материально тем, кто просит милостыню, или нет?

Любовь — это чувство, которое рождается и умирает?

Хотели бы вы стать ученым или научным сотрудником?

Власть — это почетно и значимо или от нее больше хлопот и всяких неприятностей?

Хотели бы вы, чтобы у вас было больше друзей?

Приходило ли вам в голову заняться переустройством какой-либо общественной организации (клуба, консультационного пункта, института)?

Много ли своего свободного времени вы хотели бы уделять общению?

Часто ли вы задумываетесь о своем здоровье?

Считаете ли вы, что очень важно уметь доставлять себе удовольствие?

Если все начать сначала, выбрали бы вы сейчас более высокооплачиваемую работу, чем настоящая?

Хотели бы вы заняться фотографией?

Считаете ли вы, что нужно обязательно помочь упавшему человеку?

Чувство любви для вас — это первооснова жизни или нет?

Часто ли вы задаете себе вопрос: «А почему именно так?»

Хотели бы вы «делать» политику?

Часто ли ваш внутренний голос задает вам вопрос: «А уважают ли меня окружающие?»

Являются ли для вас общественные явления предметом обсуждения дома или на работе?

Если вы три дня проведете на необитаемом острове, умрете ли вы от одиночества?

Катаетесь ли вы на лыжах, чтобы укрепить свое здоровье?

Часто ли вы подолгу мечтаете, лежа с закрытыми глазами?

Главное в жизни — это делать деньги и создавать собственный бизнес?

Часто ли вы покупаете картины и другие художественные изделия или хотели бы их купить?

Если кто-то из близких довольно долго болеет, будете ли вы за него выполнять его обязанности по хозяйству смиренно и безропотно?

Любите ли вы маленьких детей?

Хотели бы вы создать какую-нибудь свою «теорию» (относительности, таблицу и т. п.)?

Хотите ли вы быть похожим на какого-либо известного человека (актера, политика, бизнесмена)?

Важно ли вам, чтобы вас уважали сослуживцы за ваши профессиональные знания?

Ходите ли вы в сауну, бассейн, баню, занимаетесь ли аэробикой для поддержания хорошего физического состояния?

Нормальный отдых — это чрезвычайно важно, не так ли?

В жизни чрезвычайно важно накопить материальные средства и передать их детям?

Хотелось ли вам когда-нибудь самому нарисовать картину или сочинить музыку?

Когда маленький ребенок плачет — это «крик о помощи»?

Для вас важнее любить самому, чем быть любимым?

«Во всем хочется дойти до самой сути» — это про вас?

Вы хотели бы, чтобы ваши дети стали знаменитыми людьми?

Хотели бы вы, чтобы сослуживцы обращались к вам за помощью в личном плане, как к человеку?

В общественной жизни пусть остается все как есть?

Общение — это лишь пустая трата времени?

Здоровье — это не самое главное в жизни, не так ли?

Обработка и интерпретация результатов

Степень выраженности каждой из полиструктурных ценностных ориентации личности определялась с помощью ключа, представленного в бланке ответов. Соответственно этому подсчитывается количество положительных ответов во всех одиннадцати столбцах, а результат записывается в графе «?». По результатам обработки индивидуальных данных строится графический профиль, отражающий выраженность каждой ценности. Для этого по вертикали фиксируется количественная выраженность ценностей (по 6-балльной системе), а по горизонтали — виды ценностей.

Перечислю эти ценности в обобщенном виде:

Приятное времяпрепровождение, отдых.

Высокое материальное благосостояние.

Поиск и наслаждение прекрасным.

Помощь и милосердие к другим людям.

Любовь.

Познание нового в мире, природе, человеке.

Высокий социальный статус и управление людьми.

Признание и уважение людей и влияние на окружающих.



Страницы: Первая | ← Назад | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст