Реферат на тему «Роль эпизодических персонажей в романе Достоев

РЕФЕРАТ

на тему:

«Роль эпизодических персонажей в романе Достоевского

«Преступление и наказание»

Введение

В центре многих романов Достоевского находится одна необыкновенная, загадочная личность. И все герои занимаются разгадкой тайны этого человека, к примеру, князя Мышкина в «Идиоте». Все лица и события в «Преступлении и наказании» располагаются вокруг Раскольникова, все вращается вокруг него. Первое впечатление оставляет его речь, прерывистая и нескладная, она сразу же привлекает к себе внимание. Писатель часто включает в монологи Раскольникова описания его состояния (обычно крайне возбужденного), подчеркивая тем самым дисгармонию в его душе. Для поддержания общего ритма романа Достоевский пишет таким же прерывистым, нескладным языком, в котором присутствует огромное количество предположений, оговорок, уступительных предложений. Одно слово — «вдруг» встречается на страницах романа около 560 раз. Для описания внутреннего мира Родиона Раскольникова Достоевский использует весь арсенал доступных ему художественных средств.

Кроме того, для полноты всей картины в произведении участвуют эпизодические персонажи, роли которых почти невидны и незаметны, однако несут в себе огромное значение для всего романа.

Каждый из них – личность. Даже если это ребенок, даже если он не произнес в романе ни одного слова – он остается ярким и насыщенным образом. Целью моей работы является увидеть этих маленьких людей, несущих в себе большое значение и составляющих полную картину романа. Для меня важно оценить их значимость и влияние на судьбу главных героев и самого великого произведения великого писателя русской литературы.

Преступления против человека — обычное явление в городе, так как они по большей части ненаказуемы. Так, безнаказанно господин Лебезятников избивает Катерину Ивановну, статский советник Клопшток нагло обманывает Соню и ничего не платит ей, Алена Ивановна беспрепятственно занимается ростовщичеством, обирает несчастных бедняков, попавших к ней в лапы. Не менее отвратительны образы Свидригайлова и Лужина, людей безнравственных, циничных. Лужин — делец, мерзавец, оклеветавший беззащитную Соню, самовлюбленный тиран, унижающий людей. С нескрываемым отвращением Достоевский рисует образ Свидригайлова, человека, который ради своей прихоти загнал в гроб Марфу Петровну, оскорбил Дунечку. В обществе, где господствуют Лужины и Свидригайловы, все строится на власти денег. «За нищету, — говорит Мармеладов, — даже не палкой выгоняют, а метлой выметают… чтобы оскорбительнее было». «Маленькие люди» становятся жертвами этого бесчеловечного общества, на каждом шагу их подстерегают социальные и материальные «тупики», порождающие нравственные конфликты и трагедии. «Униженным и оскорбленным» нет выхода из них. Безысходность — лейтмотив романа. «Понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти…» — говорит Мармеладов. «Некуда идти» не только Мармеладову, но и его жене Катерине Ивановне, которую погубило невыносимое для ее честолюбивой натуры противоречие между прошлой, беспечной и богатой, жизнью и жалким, нищенским настоящим существованием. Соня Мармеладова вынуждена торговать собой, чтобы прокормить больную мачеху и ее малолетних детей.

Присмотримся к небольшим ролям в романе: насколько они важны и значимы! И как близки они главным героям: идея самопожертвования, любви к людям, воплощенная в образе Сони, поднимает ее до символа Страдания Человеческого. Именно любовь к людям помогла ей сохранить нравственную чистоту в той грязи, в которую бросила ее жизнь. Тем же смыслом наполнен образ Дунечки, сестры Раскольникова, образ которй не так значим в романе: она соглашается на ту же жертву, что и Соня, во имя любимого брата. «Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!» — говорит о ней Раскольников.

Среди персонажей, населяющих страницы романа, мы часто встречаем детей. Достоевского неустанно преследует мысль об их судьбах: «неужели не видела ты здесь детей, по углам, которых матери милостыню посылают просить. Там нельзя детьми оставаться. Там семилетний развратен и вор».

Раскольников делает первые шаги к возрождению. Каждая деталь здесь многозначительна. На лестнице Раскольникова нагоняет священник, с которым молча раскланивается Раскольников. Затем Поленька, которую послала к нему Соня.

С образом ребенка в романе связана важная смысловая линия. В ребенке явлено лучшее, что есть в человеческой природе. В первом сне героя образ ребенка напоминает Раскольникову о святом в нем самом. Но герой переступает через эту святыню. Он убивает Лизавету и в момент убийства лицо ее напоминает лицо ребенка.

Теперь Поленька, обещая всю будущую жизнь о нем молиться, благословляет Родиона на новый путь, по которому он приходит к Соне. Небольшая роль Поленьки несет огромное значение и меняет ход жизни Раскольникова.

Не менее важен в романе образ сестры старухи-процентщицы – Лизоветы. Старуху-процентщицу Раскольников бил обухом по голове, а Лизавету – ее сестру, кроткую и тихую женщину, – острием. В течение всей сцены убийства лезвие топора было обращено к Раскольникову и угрожающе глядело ему в лицо, как бы приглашая стать на место жертвы. «Не топор во власти Раскольникова, а Раскольников стал орудием топора». Убийством Лизаветы топор жестоко отплатил Раскольникову. В этом произведении есть очень много таких же деталей, которые мы, сознательно, не замечаем, а воспринимаем их только подсознанием.

Достоевский был мастером портрета, однако в стремительном ритме большинства его произведений портреты и описания остаются незамеченными, но образ, созданный ими, поразительно четко вырисовывается в нашем сознании. Например, описание старухи-процентщицы, вся выразительность которого достигается за счет уменьшительных слов: «Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом … Старушонка поминутно кашляла и кряхтела». Даже образ Петербурга, созданный за счет нескольких коротких описаний, оказывается поразительно живым, непосредственно взаимодействующим с главным героем.

В роман Ф. М. Достоевский вводит множество психологических двойников главного героя, которые могут и не являться основными в романе, рассуждения которых подобны теории Раскольникова. Вся система образов романа строится так, чтобы всесторонне обрисовать бесчеловечную мысль, показать ее несостоятельность. Двойниками Раскольникова в романе можно назвать студента в трактире, Петра Петровича Лужина, следователя Порфирия Петровича, Аркадия Ивановича Свидригайлова, Сонечку Мармеладову.

Студент в трактире выстроил ту же теорию, что и Раскольников. Он говорит своему собеседнику об убийстве никому не нужной старухи-процентщицы. Но студент не способен убить, он говорит это лишь “для справедливости”. Он может лишь рассуждать о том, как ничтожна жизнь старушонки и скольким людям будет легче жить после ее смерти. Другой двойник, выведенный в романе, — Петр Петрович Лужин. На первый взгляд, кажется, что “экономическая идея” Лужина не имеет ничего общего с теорией Раскольникова, но в их основе лежит одна и та же мысль: один человек стоит над множеством людей, не подчиняясь общечеловеческим законам. Лужин, как и Раскольников, допускает, что можно переступать через других, но Родион может сделать это ради других, Лужин же — во имя личной выгоды.

Совсем другие отношения складываются у Раскольникова со Свидри-гайловым, который живет по принципу вседозволенности. Свидригайлов -самый мучительный для Раскольникова двойник. С помощью него Достоевский показывает, что идея главного героя ведет к духовному тупику, к духовной смерти личности, к нравственному падению человека

Мы практически не представляем мать Раскольникова – Пульхерию Александровну, но ее слова имеют огромное значение. Теории Раскольникова автором противопоставляется христианская любовь к людям и искупление своих и чужих грехов страданием. Идея веры в Бога и духовной чистоты пронизывает все произведение. “…Вспомни, милый, как еще в детстве своем, при жизни твоего отца, ты лепетал молитвы свои у меня на коленях и как мы все тогда были счастливы!..” — так писала Пульхерия Александровна своему сыну. Из этого письма мы узнаем, что представление о “творце и искупителе” главный герой получил еще в детстве, откуда можно сделать естественный вывод, что где-то в глубине души Раскольникова все же хранятся такие качества, как доброта и милосердие по отношению к людям.

Не случайно автором вводятся в роман небольшие образы Дуни, Миколки. Эти герои олицетворяют собой чистоту и безграничное сострадание к окружающим: Дуня жертвует собой ради родных, давая согласие выйти замуж за Лужина, Миколка пытается взять на себя чужую вину и “пострадать за других”. Именно через них открывается для Раскольникова мир христианских духовных ценностей и он воскресает к жизни, понимает бессмысленность и чудовищность своей теории.

Холодно и безразлично смотрит сытый Петербург на обездоленных. Трактирная и уличная стихия вмешивается в судьбы людей, накладывает отпечаток на их переживания и поступки. Мелкие образы, но сколько в них внутренней силы и значения: вот женщина, которая бросается в канал…. А вот по бульвару идет пьяная пятнадцатилетняя девочка. Эта страшная картина вызывает горькие мысли у Раскольникова и самого читателя. Он знает, чем и как закончит жизнь эта растоптанная с юных лет человеческая душа. «Бедная девочка!.. Очнется, поплачет, потом мать узнает… Сначала прибьет, а потом высечет, больно и с позором, пожалуй, и сгонит… А не сгонит, так все-таки пронюхают Дарьи Францевны, и начнет шмыгать моя девочка туда да сюда… Потом тотчас больница (и это всегда у тех, которые у матерей живут очень честных и тихонько от них пошаливают), ну а там… а там опять больница… вино… кабаки… и еще больница… года через два-три — калека, итого житья ее девятнадцать аль восемнадцать лет от роду всего-с…» И гневом дышат его слова, когда он с возмущением говорит, что существующая жизнь оправдывает подобное сознательное унижение человека: «Это, говорят, так и следует. Такой процент, говорят, должен уходить каждый год…»

Один из самых ярких образов униженных людей — Катерина Ивановна, жена Мармеладова. Достоевский рисует нам «ужасно похудевшую» женщину со следами былой красоты.

Она постоянно кашляет, взгляд ее резок и неподвижен. Дети Катерины Ивановны — это ее страдание, потому что она бессильна им помочь. Самой маленькой нет шести лет. Раскольников видит ее спящей на полу, «сидя, скорчившись и уткнувшись головой в диван». Самой старшей девочке девять лет. Она привыкла уже к нищете и вряд ли представляет, что может быть какая-то другая, более счастливая жизнь. Соня Мармеладова во имя них «продала» себя, но не намного лучше судьба сестры Раскольникова Дуни, которая из-за брата и матери выходит замуж на господина Лужина. Женщина, чем-то похожая на Катерину Ивановну, бросается с моста в реку. А сама Катерина Ивановна живет лишь воспоминаниями о том, что она офицерская дочь, воспитывалась в благородном пансионе, где получила по окончании золотую медаль. Она безнадежно тешит себя мечтами о том, что сможет открыть свой пансион, а Соню возьмет к себе в помощницы. Злая судьба заставляет ее искать защиты у генерала, но напрасно. Обезумевшая мать ведет детей на улицу для представления, уговаривает их петь и плясать, кричит на них, а затем на людей, окружающих ее, за то, что они ничего не подают. Дети убегают, она кидается за ними в погоню, но падает, захлебываясь кровью, и в исступлении бросает вызов Богу. Отказываясь от священника, она говорит: «Бог и без того должен простить… Сам знает, как я страдала! А не простит, так и не надо!..»

Все перечисленные художественные особенности романа делают .его шедевром русской и мировой литературы, а его автора — основоположником нового “психологического” подхода к изображению явлений действительности.Заключение

Эпизодические фигуры людей, встречающихся Раскольникову на улицах Петербурга (девочка, встретившаяся Раскольникову, которую напоили и обманули, женщина, бросившаяся с моста в воду, и другие) еще более дополняют картину общего безмерного горя того времени.

Действие “Преступления и наказания” длится не многим более двух недель. Для Достоевского с его далекими горизонтами не было надобности сюжет романа приурочивать к хронологически точно определенной дате. Но Достоевский был реалистом всегда, поэтому он никогда не забывал о земных корнях создаваемых им трагедий. Все образы и идеалы его произведений растут из действительности. Земные корни, исторические сроки, социальная и психологическая точность необходимы были Достоевскому, потому что он писал не детективный, а историко-философский и социально нравственный роман.

Морально-общественные вопросы, которые ставит перед нами писатель: границы нравственной свободы, личности, столкновение бунтарского своеволия и жизненных прав человека не только не утратили остроты, но и могут быть восприняты, как самые насущные. Достоевский этим романом словно мыслил вперед.

Роман вырос на основе глубоких и печальных раздумий писателя над важнейшими проблемами времени. Достоевского интересуют, прежде всего, нравственные последствия повсеместного обнищания, рост преступности и народного пьянства, вызванные реформой 1861 года и последующим разгулом капиталистического жульничества.

Падение нравственности, рост преступности составляют основной мотив “Преступления и наказания”.

Неизбежным спутником социально-экономических перемен в обществе оказывается рост преступности, проституции, пьянства. Вопрос о падении “общественной нравственности” и мерах борьбы с ним все чаще дебатируются в художественной литературе. Так как Достоевский был реалистом, человеком, выражающим свое мнение в виде правды в своих произведениях, то он не мог обманывать людей.

Наоборот, Достоевский старался “открыть людям глаза”, заставить их задуматься над жизнью и над будущими последствиями такого всепоглощающего хаоса.

Достоевский знал одно: мир разочаровался в своих старых идеалах, мир неустойчив и может сойти со своей привычной колеи. Люди с совестью и разумом не могут жить по-старому, согласиться с уже существующими нормами; но они и не знают, как прийти к новому, гадают, ошибаются, и часто сбиваются с толку.

Реализм Достоевского не утешал, не убаюкивал, он вселял разочарование и отвращение. Отвращение, которое испытывал от мира Раскольников. «Меня зовут психологом, — говорил Достоевский, — это неправда: я лишь реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой».

По своей “душевной структуре” большинство главных героев “Преступления и наказания” выпадают из правил. Им нечего терять. Их поведение полно особой свободы отчаяния. Отсюда их нравственная активность, открытые возможности действия, не связанность средним жизненным уровнем, обстоятельствами.

Чтобы лучше понять нравственный мир Раскольникова, его душевное состояния, надо проследить за ним в течение всего произведения, с момента разработки своего зловещего плана и до полного раскаяния. И без «маленьких», эпизодических, ролей картина трагизма романа не была бы полной. Из маленьких частичек и появлений разных судеб и характеров вырисовывается настоящий образ самого главного героя.

Список используемой литературы

Альтман С.М. «Достоевский по вехам имен», — С.: «Саратовский университет», 1975, 75с

Белов С.В. «Роман Ф. М Достоевского «Преступление и наказание». Комментарии. — М.: «Просвещение», 1985, 90 с

Гарин И.И. «Многоликий Достоевский» — М.: « Терра» 1997, 130с

Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. — М.: «Художественная литература», 1990

Касаткина Т.А. «Книга для учителя и ученика» «Преступление и наказание» Критика и комментарии. — М.: «Терра», 1998

Лебедев Ю.В. Литература. Учебное пособие для учащихся 10 классов средней школы. В 2-х частях. Часть 2.- М. : «Просвещение», 1992

Соловьев В. Три речи в память Достоевского. Вторая речь. — М. : «Художественная литература», 1990

Якушин Н. Великий русский писатель. — М. : Художественная литература, 1990

Альтман С.М. «Достоевский по вехам имен», — С.: «Саратовский университет», 1975, 75с

Якушин Н. Великий русский писатель. — М. : Художественная литература, 1990

Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. — М.: «Художественная литература», 1990

Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. — М.: «Художественная литература», 1990

Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. — М.: «Художественная литература», 1990

Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. — М.: «Художественная литература», 1990

Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. — М.: «Художественная литература», 1990

Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. — М.: «Художественная литература», 1990

Соловьев В. Три речи в память Достоевского. Вторая речь. — М. : «Художественная литература», 1990

PAGE

PAGE 10