Реферат на тему «Подготовка детей к обучению грамоте»

Реферат на тему

«Подготовка детей к обучению грамоте»

Выполнила:

Фефелова Светлана Александровна

План

Введение

1. Проблема готовности ребенка к школе и подготовки к обучению грамоте в государственных документах РФ

2. Значение методики Д. Д. Эльконина для современных технологий

3. Анализ технологий работы с дошкольниками по подготовке к обучению грамоте, отраженных в разных программах и УМК

4. Заключение

5. Литература

«Ребенок должен научиться говорить прежде,

чем он может перейти к разумному чтению.»

Г. Песталоцци

Введение.

Поступление в школу является важным моментом в жизни каждого ребенка.

Готовность ребенка к школе в области умственного развития включает несколько взаимосвязанных сторон. Ребенку, поступающему в 1-ый класс, необходим известный запас знаний об окружающем мире: о предметах и свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде и других сторонах общественной жизни, о том, «что такое хорошо и что такое плохо», т.е. о моральных нормах поведения. Но важен не столько объем этих знаний, сколько их качество – степень правильности, четкости и обобщенности сложившихся в дошкольном возрасте представлений.

Особое место в психологической готовности к школе занимает овладение специальными знаниями и навыками, традиционно относящимися к собственно школьным – грамотой, счетом, решением арифметических задач.

Начальная школа рассчитана на детей, не получавших специальной подготовки, и начинает обучать их грамоте и математике с самого начала. Поэтому нельзя считать соответствующие знания и навыки обязательной составной частью готовности ребенка к школьному обучению. Вместе с тем, значительная часть детей, поступающий в первый класс, умеет читать. Овладение грамотой в дошкольном возрасте может влиять на успешность школьного обучения. Положительное значение имеет образование у детей общих представлений о звуковой стороне речи и ее отличии от содержательной стороны.

Но полезность навыков чтения зависит от того, на какой основе они построены, насколько они правильно сформулированы. Так, навык чтения повышает уровень готовности к школе только при условии, что он строится на базе развития фонематического слуха и осознания звукового состава слова, а само чтение является слитным или послоговым. Побуквенное чтение, нередко встречающееся у дошкольников, затрудняет работу учителя, т.к. ребенка придется переучивать.

Проблема готовности ребенка к школе и подготовки к обучению грамоте в государственных документах РФ.

«Наша главная цель сегодня – обеспечить любому ребенку дошкольного возраста, проживающему в России, тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в школе. На это направлены все усилия, все разрабатываемые законопроекты по поддержке семей, имеющих детей дошкольного возраста, все проекты, реализуемые в рамках федеральной целевой программы развития образования Департамента гос.политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки РФ» (ж-л «Дошкольное воспитание» №8, 2007г.)

В Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)(авторы Н.Ф. Виноградова, Т.Н. Доронова, Л.Е. Журова, Л.В. Позняк и др.) определены цели и задачи, приоритетные для каждой ступени образования.

В этом документе отмечается, что подготовка к школе не должна рассматриваться как раннее изучение программы первого класса школы; подчеркивается недопустимость искусственной аксерерации развития ребенка, излишнего увлечения школьными технологиями. Гораздо важнее воспитание у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью. Т.е. основной целью воспитания и обучения в детском саду является развитие умственных и художественных способностей детей. При этом углубляется и расширяется использование традиционных видов деятельности детей. Не отменяется и сообщение знаний по математике, грамоте и т.д. Но усвоение всех этих знаний не должно быть самоцелью, а должно подчиняться логике развития способностей детей. Т. е. усвоение знаний и навыков происходит лишь постольку, поскольку они необходимы для развития способностей. Следовательно, усвоение знаний является средством достижения цели. Центр тяжести переносится с того, какой учебный материал предлагается детям, на то, как он дается. Поэтому целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника личностных качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, коммуникативности, творческого воображения, произвольности.

Исходя из целей концепции, содержание дошкольного образования дифференцируется по следующим направлениям: физическое развитие, познавательно – речевое развитие, социально – личностное развитие и художественно – эстетическое развитие. В подразделе «Основы речевой и языковой культуры», входящем в «познавательно-речевое развитие» одной из задач является создание условий для обогащения словаря ребенка, развивая образную, фонетическую и грамматическую стороны речи. Т.е. в Концепции ставится задача подготовки к освоению грамоты; обучение чтению детей дошкольного возраста не предусматривается.

В Государственном стандарте дошкольного образования в разделе «Р» Речевое развитие ребенка» в пункте Р. 3.1 прописано: «Следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения и т.п.). Таким образом, в государственных документах по дошкольному образованию находят отражение задачи по подготовке детей к освоению грамоты в контексте общеречевого развития детей.

Значение методики Д.Б. Эльконина для современных технологий.

Многие педагоги и психологи работали над проблемой подготовки детей к обучению грамоте.

Большой вклад внес К.Д. Ушинский, предложивший новый метод обучения – от звука к букве, т.е. разработал аналитико-синтетический метод. Этот метод обеспечивал сознательное обучение чтению, а не механическое заучивание. Последователи К.Д. Ушинского конкретизировали его метод, устраняя некоторые недостатки.

В основе современных технологий лежит метод Д.Б. Эльконина он, как и Ушинский К.Д., считал, что в основе подготовки к обучению грамоте должна быть работа со звуками человеческой речи. Эльконин подошел к созданию методики не только с точки зрения практического результата, а с точки зрения перспективы всего последующего развития ребенка. В основу метода была положена теория поэтапного формирования умственной деятельности предложенной Гальпеиным (умственные действия должны начинаться с этапа материального).

Была найдена материализованная исходная форма звукового анализа слова. Ребенок получал карточку с изображением предмета, под карточкой – схема звукового состава (по числу звуков). Кроме карточек ребенок получал фишки. С помощью взрослого на основе проговаривания ребенок постепенно выделял звуки, обозначая из фишками. Сначала детям давались одноцветные фишки, затем после понятия согласных и гласных звуков – фишками красного и синего цветов.. При формировании представлений о твердых и мягких согласных показывалась их разница и включались фишки зеленого цвета. В последующем схема убиралась, оставалась только картинка и фишки, шел звуковой анализ слова вслух, далее в уме (без карточки). За 12 занятий дети осваивали умение анализировать звуковой состав слова без карточки и без схемы. Затем фишки заменялись буквами.

Д.Б. Эльконин считал необходимостью формирование у детей умения по установлению последовательности звуков в слове, где выделяются все звуки и даются их качественные характеристики. Т.е. метод Эльконина более глубоко вводит детей в звуковую действительность языка.

Таким образом, методика Д.Б. Эльконина отличается от обычной системы обучения тем, что:

Дети, обучающиеся по методу Эльконина, не только овладевают навыком чтения, но и вводятся в звуковую действительность языка, что облегчает последующее усвоение грамматики и орфографию У детей воспитывается особая чувствительность к звучанию и написанию слов и поэтому дети избавлены от ошибок первоклассников (пропуск букв, перестановка букв);

На всех этапах обучения у детей формируются умственные действия;

Обучения по методике Эльконина позволяет всем учащимся с равным успехом переходить с одной ступени на другую, не застревая на этапе слогового чтения. Т.е. по системе Эльконина дети быстрее постигают принцип слияния букв.

У детей формируется интерес к языку и его законам

Большой вклад в разработку методики подготовки детей к освоению грамоты внесли Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин, В.Г. Горецкий (звуко-слоговый метод), Г.М. Тумакова ( звуковая сторона слова ), А.И. Максаков, Н.П. Иванова и др.

Анализ технологий работы с дошкольниками по подготовке к обучению грамоте, отраженных в разных программах и УМК.

Занятия по подготовке детей к освоению грамоты должны идти в определенной системе и представлять аналитическую цепочку: речь  предложение  слово  слог  звук.

С психологической точки зрения начальный период овладения грамотой выступает речь – предмет обучения. У детей дошкольного возраста осознание речи отстает от практического овладения языком. (Это подтверждено исследованиями Рубинштейна, Лурии). Для дошкольников на первом плане – смысл слова или фразу, т.е. все, что окружает ребенка, имеет название. Для обучения грамоте необходимо понимание детьми законов построения слов, характеристики звуков, анализа отношений между звуками и буквами и т.д. Самостоятельно этому ребенок научиться не может. Кроме этого, высокие результаты освоения грамоты возможны при условии, если предпринятое специальное обучение опирается на практические речевые умения, чистое звуко- и словопроизношение, речевой фонематический слух, подготовленные предыдущим воспитанием детей четвертого и пятого года жизни.

Рассмотрим какие задачи по подготовке к обучению грамоте выдвигаются разными программами и с помощью каких технологий предполагается их решить.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» п/р М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой: Мозаика-Синтез, 2005

Серьезное внимание в контексте решения задач умственного воспитания и общего развития ребенка уделяется развитию устной речи.

Для каждой возрастной группы определены примерный уровень речевого развития, последовательно работы по овладению звуковой системой языка, его лексикой и грамматическим строем, в старших группах разработано содержание подготовки детей к освоению грамоты.

Отдельно подраздел «подготовка к обучению грамоте» выделен в разделе «развитие речи» в подготовительной к школе группе (с.178), он включает в себя задачи: дать детям представление о предложении (без грамматического определения). Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием из последовательности. Учить детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (на-ша, Ма-ша, ма-ми-на, бе-ре-за) на части. Учить составлять слова из слогов (устно). В то же время элементарные задачи по подготовке к обучению грамоте, не выделенные в отдельный подраздел, мы видим и в задачах по развитию речи в более ранних группах. Например, во 2 мл. группе – в подразделе «Звуковая культура речи» — развивать….слуховое восприятие, речевой слух (с.77), в средней группе – продолжать развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова начинающиеся на определенные звук ( с. 106); в старшей группе продолжать развивать фонематический слух; учить определять место звука в слове (начало, середина, конец)(с.139) Эти задачи решаются на занятиях по развитию речи и вне из в форме дидактических игр и упражнений.

В подготовительной к школе группе детей постепенно подводят к осознанияю того, что речь состоит из слов. Целесообразны следующие упражнения : «Скажи любое слово», «Назови слово, которое обозначает предмет (действие, цвет, размер, направление)»

Ознакомление с предложением и словом предполагает практическое усвоение значения терминов «предложение», «слово». Работа над предложением начинается с восприятия одного из них. Воспитатель объясняет, что предложением выражается законченная мысль; учит на слух определять количество предложений в рассказе. При составлении предложений из 2-4 слов используются сюжетные и предметные картинки. Со временем дети начинают выделять предлоги. В работе предлагается использование игры «живые слова» (разработано Г.Беляковой). по своему опыту работу хочется отметить, что дети играют в игру «живые слова» с большим удовольствием, что способствует эффективному усвоению материала.

Во 2 полугодии детей учат одновременно с развитием умения составлять разные предложения детей учат анализировать их состав. Большое место занимает ознакомление со слоговым строением слова. Для этого предлагается использовать игру « закончи слова», «Добавь часть к слогу…», «Предметы вокруг нас, « «Кто быстрее украсит елку игрушками в названии которых два(три) слога», «Почтальон принес письмо». Детей учат определять количество звуков в словах и из последовательность.

Методика работы находит свое отражение в пособиях: Гербова В.В. развитие речи, 4-6 лет—М.Владос, 2003; Гербова В.В. развитие речи в детском саду. – М: Мозаика-синтез, 2005; Максаков А.И. развитие правильной речи ребенка в семье –М: Мозаика-Синтез, 2005; Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок – М.:Мозаика-Синтез.2005.

Для всех дошкольных групп разработаны рабочие тетради:

Развитие речи у малышей (дошкольников).-М.:Мозаика-Синтез, 2006

«Детство»

Программа развития и воспитания детей в детском саду – СПб.: Детство-Пресс, 2004. Авторский коллектив: В.И. Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.

Программа и педагогическая технология направлены на обеспечение единого прогресса социализации и индивидуализации личности. В основе технологии – интеграция познания общения со взрослыми и сверстниками, игры и других видов детской деятельности ( предметной, трудовой, экспериментирование). Накопление ребенком ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижения своих возможностей, самопознания способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника.

Раздел «Развиваем речь детей» раскрывает центральные задачи речевого развития ребенка для каждого возрастного этапа. Подраздел «Подготовка к обучению грамоте» впервые встречается в среднем дошкольном возрасте, однако элементарные подготовительные задачи интересующей нас проблемы мы видим в подразделе «Звуковая культура речи» и в более младшем возрасте. В среднем дошкольном возрасте ставятся задачи: знать термины «слово», «звук», правильно из понимать и использовать. Знать, что слова состоят из звуков, звучат по-разному, могут быть длинными и короткими. Учиться сравнивать слова по протяженности. Учиться звуковому анализу слов: самостоятельно произносить слова, интонационно подчеркивая в них нужные звуки; различать на слух гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные; определять место звука в слове; самостоятельно выделять слова с заданным звуком. Со 2-ой половины года учиться анализу односложных трехзвуковых слов по схеме и модели, составлять предложения по схеме и модели, составлять предложения по «живой модели»(с.120-121)

В старшем дошкольном возрасте в подразделе «Подготовка к обучению грамоте раздела»развиваем детей» видим усложнение задач: закреплять и совершенствовать умение делить слова на слоги и производить звуковой анализ слов (это становится основой для ознакомления детей с буквами и обучения чтению). Осуществлять звуковой анализ слова, используя различные средства: Схему звукового состава слова, фишки, интонационное выделение звуков в слове. Учиться анализировать 4х, 5-тизвуковые слова разного состава. Знакомиться с ударением: выделять ударный слог и ударный гласный звук в слове. Понимать и использовать в речи термин «предложение», составлять предложение из 3-4 слов, делить предложение на слова, называя их по порядку.

В методическом пособии Т.М.Бондаренко комплексные занятия в старшей группе «детского сада» (составлено в соответствии с требованиями и рекомендациями программы «Детство») занятия по обучению грамоте построены на основе программы Д.Г.Шумалевой «Как хорошо уметь читать!», обогащены развивающими играми В.Воскобовича «Складушки», «Тысячислов», «Читайка», «Конструктор букв». Занятия по обучению грамоте объединены с лепкой. Детей знакомят с буквами, учат читать; однако, при диагностике знание букв и уровень чтения слитно по слогам учитывается (таблица проверки знаний программы по 3КР) и обучению грамоте (с.424), а в характеристике уровней освоения программы по подготовке к обучению грамоте (с.418) умение читать не упоминается.