Реферат на тему «Организация консультационной службы в апк»

Реферат

на тему:

«Организация консультационной службы в АПК»

2009г.

Содержание:

История создания информационно-консультационной службы в России

Цели и задачи информационно-консультационной службы

Консультационные программы системы информационного обеспечения.

Роль и место информационно-консультационной службы в развитии научно-технического прогресса в АПК.

Вывод.

История создания информационно-консультационной службы в России

Возрождение современной отечественной информационно-консультационной службы относится к началу 90-х годов прошлого столетия, когда были предприняты первые попытки реформирования агропромышленного комплекса. В 1993 г. по заданию Минсельхозпрода России Центральный НИИ инновационных проблем и маркетинга в АПК разработал «Пилотный проект создания российской консультационной службы для сельских товаропроизводителей всех форм собственности.» Заметным этапом в развитии отечественной информационно-консультационной службы стал «Проект по поддержке осуществления реформ в сельском хозяйстве (АРИС)», осуществленный за счёт кредита Мирового банка реконструкции и развития. Созданные в рамках проекта в 26 регионах страны информационно-консультационные службы способствовали ускорению научно-технического прогресса в отрасли, проведению аграрной и земельной реформы, адаптации сельхозтоваропроизводителей к новым условиям хозяйствования.

Определенную роль в становлении региональных информационно-консультационных служб сыграли проекты, реализованные при поддержке международных организаций и фондов, оказывающих техническое содействие России. В частности, такие проекты были выполнены в Астраханской, Волгоградской, Калининградской, Ленинградской, Нижегородской, Рязанской, Смоленской, Тюменской, Ярославской и других областях.

Различный подход региональных органов управления АПК к задачам службы обусловил многообразие её организационно-правовых форм. Так, службы функционируют: в качестве структурных подразделений органов управления АПК; в форме государственных предприятий и учреждений; некоммерческих организаций; в составе образовательных учреждений системы дополнительного профессионального образования; вузов и НИИ.

К настоящему времени информационно-консультационные службы созданы в 65 регионах и 265 районах. В них работает более 1800 специалистов, оказывающих активную помощь сельхозтоваропроизводителям в освоении инновационных разработок. Службы всех уровней осуществили в 2002 г. свыше 214 тыс. консультаций по различным вопросам сельскохозяйственного производства. При этом количество запросов в службу ежегодно возрастает.

К оказанию консультаций помимо непосредственно специалистов ИКС, активно привлекаются также работники органов управления АПК, ученые и специалисты местных научных организаций и образовательных учреждений высшего, среднего и дополнительного профессионального образования. Учитывая особенности переходного периода экономики АПК особое внимание информационно-консультационные службы уделяют восстановлению экономики неплатежеспособных хозяйств, реформированию сельскохозяйственных предприятий, маркетингу, бизнес-планированию, то есть вопросам, тесно связанными с процессами рыночных преобразований.

Основными пользователями консультационных услуг являются крупные хозяйства (56 процентов от общего количества, оказанных услуг). Каждый четвертый, клиент службы является представителем крестьянского (фермерского) хозяйства. Среди обратившихся в службу 5 процентов представителей малых предприятий и 10 процентов владельцев личных подсобных хозяйств. Указанные показатели свидетельствуют о востребованности службы сельхозтоваропроизводителями, независимо от их организационно-правовой формы.

В тех регионах, где службы успешно развиваются, они стали надежным каналом продвижения инновационных разработок в производство и оказывают существенное влияние на ускорение научно-технического прогресса в отрасли. К ним проявляется все больший интерес со стороны сельхозтоваропроизводителей, органов управления и других структур АПК.

Наряду с этим в деятельности региональных и районных ИКС имеются недостатки, сдерживающие эффективность работы службы и не позволяющие ей в полном объеме реализоваться в качестве важнейшей компоненты рыночной экономики. Информационно — консультационные службы всех уровней недостаточно целенаправленно осуществляют поиск, апробацию и внедрение инновационных технологий, обобщение и распространение передового производственного опыта. Большинство региональных служб не ведут мониторинг потребностей сельхозтоваропроизводителей и практически не оказывают влияния на формирование заказов для науки на решение проблем, необходимых рыночному производству. Крайне медленно формируется сеть районного уровня.

Недостаточно осуществляется работа по подготовке и повышению квалификации кадров, формированию и постоянному пополнению информационных баз данных, не используются в полной мере возможности современных телекоммуникационных систем. Отсутствие должного бюджетного финансирования не позволяет обеспечить необходимую материально-техническую базу служб и комплектование их высококвалифицированными кадрами.

Цели и задачи информационно-консультационной службы

Основной целью информационно-консультационной службы является повышение эффективности и устойчивости агропромышленного производства на основе освоения достижений научно-технического прогресса, передового производственного опыта и доведения до хозяйствующих субъектов научной, технологической и рыночной информации.

Реализация данной цели предполагает решение информационно-консультационной службой следующих задач:

оказание содействия сельхозтоваропроизводителям в освоении инновационных разработок, передового опыта и методов хозяйствования в условиях рыночной экономики;

сбор, обработка и доведение до сельхозтоваропроизводителей, востребованной ими информации;

участие, совместно с органами управления АПК, в реализации государственной агропродовольственной политики;

консультирование сельхозтоваропроизводителей по вопросам организации и управления производством, эффективных технологий, бизнес-планирования, бухгалтерского учета, законодательства и др.;

участие в реструктуризации и восстановления экономики неплатежеспособных хозяйств;

повышение уровня знаний и практических навыков сельхозтоваропроизводителей и сельского населения;

подготовка предложений для органов управления АПК на разработку прикладных научно-исследовательских работ;

разработка и реализация мероприятий по устойчивому развитию сельской местности.

Функционирование информационно-консультационной службы должно осуществляться в соответствии с определенными принципами, строгое соблюдение которых позволит ей обеспечить эффективную деятельность. К основным принципам функционирования службы относятся:

развитие службы как единой государственной системы и обеспечение ее финансовой поддержкой со стороны государства;

организация совместного финансирования службы за счет средств федерального и местного бюджетов;

использование внебюджетных источников финансирования;

защищенность службы от любого политического влияния и выполнения несвойственных ей функций;

осуществление деятельности в интересах сельхозтоваропроизводителей в той мере, в какой она не противоречит общественным интересам и существующему законодательству;

ориентирование не только на текущие проблемы сельхозтоваропроизводителей, но и прогнозирование перспектив развития производства;

обеспечение эффективного взаимодействия всех организаций и предприятий региона, влияющих на развитие аграрного сектора;

установление отношений специалистов ИКС с сельхозтоваропроизводителями исключительно на основе доверия и партнерства;

оказание услуг с учетом природно-климатических условий, а также национальных особенностей и традиций сельхозтоваропроизводителей;

вовлечение сельхозтоваропроизводителей в планирование, реализацию и оценку деятельности информационно-консультационной службы;

предоставление сельхозтоваропроизводителям только объективной и достоверной информации;

постепенное введение платных услуг в целях частичной окупаемости затрат;

открытость службы и ее взаимодействие со всей инфраструктурой агропромышленного комплекса;

создание единого законодательного и нормативно-методического, инновационного и информационного пространства для всей системы;

постоянное обновление информационных ресурсов и расширение услуг;

своевременное и оперативное предоставление информационно-консультационных услуг;

организация подготовки кадров для службы и создание условий для их работы;

обеспечение конфиденциальности информации о клиентах службы;

высокий профессионализм работников службы, повышение их заинтересованности в оперативности и качестве предоставляемых информации и услуг;

привлечение к консультационной деятельности работников научных, образовательных и других организаций.

Необходимость реализации указанных принципов не является прерогативой только самой службы. Для их эффективного применения необходимо подключение исполнительных и законодательных органов и в первую очередь органов управления АПК всех уровней. Только при их активном участии может быть решена задача по формированию службы отвечающей предъявляемым к ней требованиям.

Консультационные программы системы информационного обеспечения

Консультационное обеспечение — оказание содействия сельскохозяйственным товаропроизводителям в подготовке, принятии и реализации решений.

Консультационное обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей службой ИКС производится по следующим направлениям их деятельности:

Консультирование с выездом к товаропроизводителям;

Консультирование по телефону;

Консультирование в виде писем;

Консультирование в офисе ИКС;

Консультирование в неформальной обстановке.

Консультационное обеспечение включает:

Организация информации о проводимых консультациях и мероприятиях ИКС с указанием адресов и сроков проведения;

Организация сбора заявок товаропроизводителей АПК на проведение выездных консультаций;

Текущее консультирование товаропроизводителей;

Выявление и фиксация вопросов интересующих товаропроизводителей АПК для последующего анализа информационно-консультационных потребностей и организации учебных мероприятий;

Подготовка запросов в федеральный центр на обеспечение регионального ИКЦ соответствующими информационными ресурсами;

Содействие в реструктуризации и оздоровление экономики неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий;

Выполнение платных услуг.

Наименование Программы Республиканская программа «Развитие информационно — консультационного обеспечения агропромышленного комплекса Республики Чувашия на 2006 — 2010 годы»

Государственный заказчик Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Чувашия

Разработчики Программы Чувашская государственная сельскохозяйственная академия.

Цель и основные задачи Продолжать работу по формированию Программы интегрированной, эффективно функционирующей государственной системы информационно — консультационного обеспечения агропромышленного комплекса Республики Чувашия, позволяющей на основе достижений отечественной и мировой науки и развития техники, использования современных информационных технологий:

1. Содействовать устойчивому развитию организаций всех форм собственности, производящих и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, повысить их эффективность.

2. Обеспечить прямой доступ к информационным ресурсам самих товаропроизводителей.

3. Способствовать развитию рыночных отношений в сельской местности, повышению доходов сельского населения.

Программа предусматривает решение следующих задач:

— распространение современных знаний, достижений науки и передового опыта в агропромышленном производстве различными методами (с использованием информационных ресурсов, печатной продукции, выездных семинаров, демонстрационных опытов и т.п.);

— формирование и накопление банка данных сельскохозяйственных информационных ресурсов, внедрение прикладных компьютерных программных продуктов для предприятий АПК (программные продукты семейства «1C» и др.);

— консультирование товаропроизводителей по организации, управлению, экономике, технологии производства, маркетингу и праву;

— оказание правовой, экономической и методической помощи сельским жителям по вопросам организации малого предпринимательства;

— участие в освоении инноваций и передового опыта, направленных на снижение издержек производства товаропроизводителей различных организационно — правовых форм;

— обучение и повышение квалификации профессиональных кадров ИКС АПК;

— издание информационной продукции: ежемесячных информационных бюллетеней, ценовых обзоров, методических пособий, брошюр, организация тематических семинаров для сельских товаропроизводителей, организация демонстрационных объектов: полей, мини — ферм, — и других мероприятий

Сроки реализации Программы 2006 — 2010 годы

Перечень подпрограмм «Инновационное обеспечение АПК»

«Информационное обеспечение АПК»

«Консультационное обеспечение АПК»

«Кадровое обеспечение информационно — консультационной службы АПК»

Ответственные за Министерство сельского хозяйства и исполнение продовольствия Республики Чувашия, основных программных Чувашская государственная мероприятий сельскохозяйственная академия (по согласованию), ГУП АРИС Республики Чувашия» (по согласованию).

Объемы и источники Объем финансирования Программы за финансирования счет средств республиканского бюджета — 32237,9 тысяч рублей

Контроль за реализацией Контроль за реализацией Программы возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Чувашия по развитию агропромышленного комплекса Турбянова Л.Д.

1. Цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы

Цель Программы — продолжать работу по формированию интегрированной эффективно функционирующей государственной системы информационно — консультационного обеспечения агропромышленного комплекса Республики Чувашия, позволяющей на основе достижений отечественной и мировой науки, развития техники, использования современных информационных технологий:

1. Способствовать устойчивому развитию организаций всех форм собственности, производящих и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, и повышению их эффективности.

2. Обеспечить прямой доступ к информационным ресурсам самих товаропроизводителей.

3. Способствовать развитию рыночной экономики в сельской местности, повышению доходов сельского населения.

Программа предусматривает решение следующих задач:

— распространение современных знаний, достижений науки и передового опыта в агропромышленном производстве различными методами (с использованием информационных ресурсов, печатной продукции, выездных семинаров, а также путем организации выездов на демонстрационные поля и т.п.);

— формирование и накопление сельскохозяйственных информационных ресурсов, банков данных и внедрение прикладных компьютерных программных продуктов для сельскохозяйственных организаций;

— консультирование товаропроизводителей по организации, управлению, технологии производства, маркетингу и праву;

— оказание правовой, экономической и методической помощи сельским жителям по организации малого предпринимательства;

— участие в освоении инноваций и передового опыта, направленных на снижение издержек производства товаропроизводителей различных организационно — правовых форм;

— обучение и повышение квалификации профессиональных кадров ИКС АПК, способных содействовать организации эффективного производства в условиях рынка;

— издание информационной продукции: ежемесячных информационных бюллетеней, ценовых обзоров, методических пособий, брошюр;

— организация тематических семинаров для сельских товаропроизводителей, оказание помощи в организации сельскими товаропроизводителями демонстрационных объектов: полей, мини — ферм, — и другие мероприятия.

Первый этап реализации Программы (2006 — 2007 годы).

На первом этапе предусматривается решение следующих задач:

— создание демонстрационных полей сельскими товаропроизводителями при помощи консультантов в районах Республики Чувашия, различающихся по природно — климатическим зонам, для наглядного изучения новых сортов, методик выращивания сельскохозяйственной продукции;

— создание системы мониторинга финансово — экономической деятельности сельскохозяйственных организаций районов для органов управления сельским хозяйством районов и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Чувашия;

— подготовка материально — технической базы для выпуска собственной высококачественной печатной продукции в целях обеспечения оперативности передаваемой сельским товаропроизводителям информации;

— создание или приобретение прикладного программного обеспечения для сельских товаропроизводителей по анализу и планированию сельскохозяйственного производства по отраслям согласно запросам сельских товаропроизводителей.

В результате реализации первого этапа Программы в системе информационно — консультационного обеспечения АПК будут созданы:

1. Опытно — демонстрационные поля в сельскохозяйственных организациях для проведения консультаций по новым сортам зерновых, кормовых и овощных культур и последним достижениям науки и техники.

2. Система мониторинга финансово — экономической деятельности сельскохозяйственных организаций районов для органов управления сельским хозяйством.

3. Электронная связь для отправки выходных форм отчетов, собранных из районных информационных баз данных, и соответствующих им таблиц для ввода в основную базу данных Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Чувашия.

4. Материально — техническая база для печати информационных бюллетеней, буклетов, рекламных листков по новым технологиям производства животноводческой и растениеводческой продукции, внедряемым в сельскохозяйственных организациях республики.

5. Условия для подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в сфере информационно — консультационного обеспечения АПК.

Второй этап реализации Программы (2008 — 2009 годы).

В рамках реализации Республиканской программы «Электронная Чувашия» за 2005 — 2006 годы будет создана техническая база на достаточно высокой скорости для подключения организаций районных центров к сети Интернет. В этой связи открывается перспектива дальнейшего совершенствования обмена информацией в большом объеме между базами данных районных управлений сельского хозяйства и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Чувашия, создания сетевого взаимодействия информационных ресурсов ИКС АПК регионов России, научных учреждений и федерального центра, участвующих в формировании информационных ресурсов АПК, с товаропроизводителями через районные филиалы ИКЦ СТП РБ.

На втором этапе необходимо:

— обеспечить интеграцию на республиканском и районном уровнях имеющегося и приобретенного компьютерного и телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения, создав, таким образом, условия для технологического сопряжения всех информационных ресурсов;

— продолжить работу по созданию демонстрационных участков в организациях Республики Чувашия: мини — фермы КРС, содержание домашних животных, прием и обслуживание туристов в сельской местности и т.п.

В результате реализации второго этапа Программы будет:

1. Достигнута возможность одновременного использования телефонных каналов для голосовой связи, обмена цифровой информацией, проведения селекторных совещаний. Между ИКЦ СТП РБ, его районными филиалами и организациями района будет функционировать электронная почта.

2. Достигнуто оперативное консультирование специалистов организаций АПК и предоставление им необходимой информации с наименьшими затратами как штатными консультантами, так и внештатными.

3. Созданы основы единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для органов государственного управления АПК Республики Чувашия и органов местного самоуправления, для информационно — консультационного обеспечения сельскохозяйственных организаций, предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, системы электронной торговли в сфере поставок сельскохозяйственной продукции для федеральных и республиканских государственных нужд.

2. Система программных мероприятий

Система мероприятий по реализации Программы включает четыре подпрограммы, которые реализуются по этапам: «Инновационное обеспечение АПК», «Информационное обеспечение АПК», «Консультационное обеспечение АПК», «Кадровое обеспечение ИКС АПК».

2.1. Подпрограмма «Инновационное обеспечение АПК»

Цель и основные задачи подпрограммы.

Целью подпрограммы является создание условий для ускорения внедрения инновационных технологий и перевод экономики субъектов хозяйственной деятельности на более высокий экономический уровень.

Основные задачи подпрограммы:

— проведение научных разработок по заказам сельских товаропроизводителей;

— широкое распространение научных достижений в области агропромышленного производства среди сельских товаропроизводителей;

— повышение заинтересованности научных учреждений в разработке проектов, необходимых сельскохозяйственному производству.

Достижение этой цели обеспечивается выполнением следующих мероприятий:

— формирование пакета заказов товаропроизводителей и органов управления сельским хозяйством на внедрение научно — технических достижений и передового опыта;

— создание демонстрационных участков сельскими товаропроизводителями по природно — климатическим зонам Республики Чувашия;

— организация и проведение «полевых дней» учеными на демонстрационных участках;

— методическая, организационная, информационная, выставочная, финансовая, кадровая и другие виды поддержки сельского товаропроизводителя при освоении инновационных проектов.

Ресурсное обеспечение подпрограммы.

Финансирование подпрограммы осуществляется из средств республиканского бюджета.

Для реализации подпрограммы требуются затраты инвестиционного и текущего характера. Финансирование работ из республиканского бюджета.

Объемы финансирования из республиканского бюджета на осуществление подпрограммы ежегодно корректируются.

Роль и место информационно-консультационной службы в развитии научно-технического прогресса в АПК.

Аграрная наука может повысить компетентность сотрудников информационно-консультационной службы для разработки решений совместно с сельскохозяйственными производителями.

Отсутствие сильной науки является серьезным препятствием для эффективной работы консультационной службы. В то же самое время окупаемость инвестиций в науку будет ограничена без эффективной консультационной службы, так как сельскохозяйственные производители могут не знать о существовании научных достижений или не смогут применить их для принятия более обоснованных решений. Мы часто сталкиваемся с этой проблемой, если отсутствует взаимодействие между полевыми консультантами и научными сотрудниками по ситуации и проблемам сельскохозяйственных производителей.

Иногда полагают, что сельскохозяйственное заочное обучение может заменить консультационную службу. Однако это не так. Научные исследования свидетельствуют о том, что именно самые высокообразованные производители в наибольшей степени используют консультационную службу. Они знают, какие вопросы задавать, как взаимодействовать со своим консультантом в совместном поиске решения своих проблем. Хорошо образованным производителям может быть необходима другая форма поддержки от сотрудников консультационной службы, нежели плохо образованным, но они могут эффективно использовать службу, которая помогает им быть в курсе новых научных разработок, ситуации на рынке, изменений государственной политики и т.д.

Инвестиции в улучшение земель, например, в ирригацию или дренаж, помогут сельскохозяйственным производителям выращивать лучшие культуры или культуры более высокой стоимости. Производителям важно знать, как максимально использовать эти новые возможности. Обычно инвестиции на улучшение земель намного выше, чем в консультационную службу, и могут значительно повысить окупаемость инвестиций в улучшение земель при условии, что сотрудники службы хорошо обучены для выполнения этого нового задания.

Сельскохозяйственная консультационная служба может оказать только ограниченное воздействие, если отсутствуют хорошо функционирующая система снабжения удобрениями, семенами и другими средствами производства, а также система сбыта и переработки сельскохозяйственной продукции. По некоторым вопросам консультирование может более эффективно осуществляться коммерческими фирмами, поставляющими средства производства или сбывающими продукцию. Организация снабжения средствами производства и сбыта продукции государством редко оказывается эффективной, но государство может создать условия, которые позволят частным предприятиям работать успешно в таких областях, как, например, производство семян.

Это означает, что необходима хорошая координация между сельскохозяйственной консультационной службой и другими инструментами аграрной политики, используемыми для поддержки сельскохозяйственного развития. Координация может осуществляться на уровне федерального правительства, но она должна быть на уровне, как можно более приближенном к сельскохозяйственным производителям, например, на региональном. Это более действенно в такой огромной стране, как Россия, где существуют большие различия между регионами в социально-экономической ситуации, чем в небольших странах.

Вывод.

Реализация основных положений концепции позволит:

создать в АПК федеральную информационно-консультационную службу, функционирующую в едином информационно-правовом пространстве, ориентированную на повышение эффективности производства и являющуюся одним из основных инструментов реализации государственной агропродовольственной политики;

обеспечить консультирование сельхозтоваропроизводителей по широкому кругу вопросов и, в первую очередь, по организации и управлению производством;

активизировать работу по сбору, апробации и оказанию помощи сельхозтоваропроизводителям в освоении инновационных разработок, позволяющих перевести производство на более высокий уровень развития;

организовать непрерывный процесс формирования и актуализации баз данных, удовлетворяющих запросы клиентов в реальном режиме времени по всему спектру интересующей их информации;

повысить ответственность за предоставляемые услуги на основе введения механизма страховой защиты и системы подтверждения качества инновационных разработок требованиям сельхозпроизводителей;

повысить уровень знаний и профессиональных навыков сельхозтоваропроизводителей и сельского населения;

обеспечить более эффективную реализацию социальных программ устойчивого развития сельских территорий;

осуществлять подготовку предложений, на основе мониторинга потребностей сельхозтоваропроизводителей, по проведению прикладных научных исследований, необходимых рыночному производству;

усилить влияние службы на продвижение и реализацию инвестиционных проектов в АПК.





Внимание, только СЕГОДНЯ!