Реферат на тему «История семьи в истории моей страны»

«Краеведческие чтения – 2010»

Реферат на тему

«История семьи в истории моей страны»

Выполнила Макарова Лилия, ученица 8 класса,

МОУ Полх-Майданской СОШ.

Руководитель Пахунова Наталия Геннадьевна,

учитель русского языка

МОУ Полх-Майданской СОШ.

Содержание.

План. 2

Введение. Роль учителя в жизни страны и общества. 3

Основная часть. А.П.Мокринская об истории своей семьи. 4 – 9

Заключение. Превосходная должность – учитель! 10

Список использованной литературы. — 11

План.

Введение. Роль учителя в жизни страны и общества.

Основная часть.

А.П.Мокринская об истории своей семьи.

Династия учителей Мокринских. Как всё начиналось.

Гибель отца Петра как врага народа.

Династию священников заменила династия учителей. Сёстры.

Нелёгкая судьба сыновей в годы репрессий.

Работа в школе и учёба в Муромском педагогическом институте в послевоенные годы.

Анна Петровна и Пётр Борисович Мокринские: работа в Полх-Майданской школе.

Дети тоже выбирают профессию учителя.

Пятое поколение учителей – внуки.

Заключение. Превосходная должность – учитель!

-2-

Великий русский историк В.О. Ключевский писал: «Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего мы живем, как и к чему должны стремиться…»

История страны, история родного края, история семьи тесными невидимыми нитями связаны друг с другом. Если задать себе вопрос: а что же такое история страны? История страны складывается из отдельных судеб людей, которые живут в этой стране. На мой взгляд, история страны — это множество историй отдельных семей с их успехами, проблемами и победами. Конечно, отдельные личности, как, например: Екатерина 2 или Пётр 1 оказывают большее влияние на ход истории, чем рядовые граждане, но в любом случае вклад каждого человека в историю своей Родины одинаково бесценен. Прошлое России нашло отражение в истории каждой семьи, как из маленьких фрагментов жизни каждой семьи складывается история великой страны. И особенно если это судьба учителя, а точнее интересная и сложная судьба нескольких поколений учителей.

 Профессия учителя очень древняя и важная, потому что он воспитывает молодежь, формирует поколение, которое продолжит дело старших, но уже на более высоком уровне развития общества. Поэтому в какой-то мере можно сказать, что педагог формирует будущее общества, будущее его науки и культуры. Не удивительно, что во все времена выдающиеся деятели просвещения высоко ценили роль учителя в жизни общества. Значимость роли учителя в прогрессивном развитии общества определил русский педагог К.Д. Ушинский (1823—1870): “Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра и сознает, что его дело, скромное по наружности,— одно из величайших дел истории, что на этом зиждутся царства и им живут целые поколения”.

И именно поэтому в своём реферате я решила рассказать об интересной судьбе нескольких поколений учителей, о которых с благодарностью вспоминают ученики и которые оставили свой след в истории родного края и всей страны. Это династия Мокринских.

— 3 —

Историю своей семьи рассказала мне Анна Петровна Мокринская, в прошлом учительница математики нашей, Полх-Майданской школы, и просто очень скромный и порядочный человек. Сейчас она уже не работает в школе, так как находится на заслуженном отдыхе. Мокринская Анна Петровна проработала в школе пятьдесят один год. Она отличник народного просвещения. Главной целью всей её жизни было воспитание грамотного, честного, порядочного гражданина своей страны. Глубокие, прочные математические знания имеют ее ученики. И одна из её лучших учениц, Масягина Светлана Ивановна, пошла по стопам любимого учителя и в данное время преподаёт математику в нашей школе.

т

ввввввв

Учитель, дни жизни своей, как один,Ты школьной семье посвящаешь,Ты всех, кто учиться к тебе приходил,Своими детьми называешь.Но дети взрослеют, от школьной скамьиДорогами жизни шагаютИ в памяти носят уроки твои,А в сердце тебя сохраняют.Любимый учитель, родной человек,Будь самым счастливым на свете,Хоть трудно порой достаются тебеТвои непослушные дети.е

Анна Петровна Мокринская

Об истоках замечательной педагогической династии Мокринских рассказала Анна Петровна.

— 4 —

В 1906 году в село Девлетяково Темниковского уезда после окончания духовной семинарии приехал молодой потомственный священник Петр Мокринский. Здесь он встретил и полюбил молодую учительницу Александру Николаевну Михалкину.

Александра Николаевна была дочерью лучшего во всем уезде печника Николая Михалкина. Однажды он клал изразцовую печь и камин в имении князя Васильчикова, который отнесся к обаятельному глиномяту (так называли печников в Темникове) с симпатией. Узнав, что у печника очень умная младшая дочь, взялся помочь в обустройстве ее судьбы. Так Александра Михалкина оказалась в благородном пансионе при Московском университете, откуда вернулась уже в 14-летнем возрасте, владея французским и немецким языками. В этом возрасте ей предложили работу учительницы в Вознесенском уезде Нижегородской области.

Глядя на фотографию, понимаешь, что это была на редкость красивая пара. Они поженились, священник и учительница. Отец Петр получил приход в селе Девлетяково.

Детей у отца Петра и матушки Александры родилось много – 8 мальчиков и девочек. А времена сложились для священника неблагоприятные.

А.Н.Михалкина и П.И.Мокринский.

Несладко пришлось и его семье. Жители Девлетякова относились к семье Мокринских уважительно, тем более большинство из них были учениками Александры Николаевны. Вот и предупредили, что на днях у них отберут дом, и, если имеются ценности , следует их припрятать. Однако за 25 лет совместной жизни Мокринские нажили лишь 8 детей – основное богатство. Вскоре их действительно выселили. Не побоялись девлетяковцы, добрые люди пригрели многодетную семью.

Но самое страшное было еще впереди. В 1930 году отца Петра арестовали и осудили на 5 лет. Однако Петр Иванович вышел раньше. Он был великолепным садоводом. Заключенный в свободное от работы время обустроил сад начальника колонии. А также обладал, по шутливым словам дочери Веры Петровны, почерком Акакия Башмачкина из гоголевской «Шинели». Своим изумительным почерком вел документацию. Словом,

— 5 —

пришелся надзирателям ко двору, и его освободили через два с половиной года. Правда, начальник посоветовал поехать на родину и перевезти всю семью в Казахстан: все равно найдется причина подвергнуть его еще более жестким репрессиям – в священниках власти по-прежнему видели врагов. Знал, что говорил, начальник колонии…

В 1936 году Петра Ивановича арестовали вторично и дали большой срок без права переписки.

В 1980-х годах на запрос дочерей священника прокуратура Горьковской области ответила: Петр Иванович Мокринский расстрелян в 1938 году как враг народа.

Семья Мокринских была дружной, умной, грамотной. Дочь Вера окончила средняя школу, по тем временам 9 классов, и стала работать учительницей словесности. Затем окончила Темниковский педагогический техникум, учительский институт. Вот она и взяла младшую сестру Люсю с мамой в деревню Большие Пошаты в Пурдошанском районе.

Люсе тогда исполнилось всего 12 лет, и она стала ученицей Веры. Лучше бы уж

учила чужая, с нее старшая сестра спрашивала особенно жестко.

Зато несколько лет спустя она сама станет не менее строгой учительницей

литературы.

Вера Петровна и Нина Петровна Мокринские.

Династию священников заменила династия учителей. Людмила Петровна на протяжении всей жизни работала учительницей словесности в Новотроицкой средней школе. Кстати, сестры живы в настоящее время. Они проживают в селе Новотроицк Старошайговского района, республики Мордовия. Вере Петровне сейчас 94 года, а сестре Людмиле Петровне – 81. они бодры, обаятельны, умны и интеллигентны. Два года назад умерла средняя сестра Нина Петровна. Она тоже в свое время окончила Темниковский педагогический техникум. Работала сначала в Линейской семилетней школе Вознесенского района учителем литературы, а затем в Кулебакском районе.

Учителями стали и все сыновья. Николай, Виктор и Борис преподавали математику. Но в страшные 30-е годы репрессии не обошли их стороной,

— 6-

ведь отец был расстрелян как враг народа. Виктора и Бориса лишают работы. Они пытаются отстаивать свои права, возмущаются необоснованным

увольнением. А представители власти им объясняют: «Вы – поповы дети. Вас нужно ликвидировать как класс. Скажите спасибо, что вы еще живы». Но Борис на этом не успокаивается.

Он отправляется в Москву к самому Калинину М.И. и добивается справедливости. Так Виктора и Бориса Мокринских восстанавливают в должности учителя.

Особенно жестоко судьба обошлась со старшим Николаем, 1907 года рождения.

Николай Петрович Мокринский

В 1933 году он был арестован и приговорен «тройкой» к 10 годам исправительно-трудового лагеря.

По словам выжившего жителя села Мотызлей, бывшего с ним в лагере, Николай был убит надзирателем из-за того, что заступился за избиваемого человека.

А Борис и Виктор в годы Великой Отечественной войны ушли на фронт, выжили и вернулись к своим семьям с наградами. Когда люди, знавшие трагедию этой семьи, начинали удивляться патриотизму братьев Мокринских, Борис однозначно отвечал, что защищал не власть большевиков, а свою страну…

Но вот все страшное, кажется, позади. После войны они вернулись к своему любимому делу – преподавали математику в школе. Но хотелось наверстать упущенное – получить образование. Работу совмещали с учебой. Получилось так, что в Муромском педагогическом институте Борис Петрович и Виктор Петрович учились вместе со своими детьми, которые тоже выбрали профессию педагога. Учились Виктор Петрович Мокринский, сестра Нина Петровна Мокринская, Борис Петрович с дочерью Александрой Борисовной, сын Петр Борисович с женой Анной Петровной.

— 7 — Б. П. Мокринский

INCLUDEPICTURE «../../../Users/1F43~1/AppData/Local/Temp/FineReader10/media/image1.jpeg» \* MERGEFORMAT

Еще один сын Николай Борисович с женой Татьяной Андреевной – и все на физико-математическом факультете. Дочь Виктора Петровича Галина Викторовна по комсомольской путевке уехала строить Братскую ГЭС. Там и осталась. Закончила филологический факультет Иркутского педагогического института. На протяжении всей жизни работала в городе Братске учителем истории. Мокринская Евгения Викторовна, правнучка Виктора Петровича, окончила психолого-педагогический факультет Арзамасского педагогического института, в настоящее время работает в Полх-Майданской средней школе.

Коллектив учителей Полх-Майданской школы в 1960-е годы.

Отдельно хочется рассказать о Петре Борисовиче и Анне Петровне Мокринских. Они познакомились, работая в Полх-Майданской (тогда еще семилетней) школе. Затем Анну Петровну перевели в Благодатовскую школу учителем математики, Петра Борисовича оставили в Полх-Майданской школе. В 1953 году они поженились, и Петр Борисович был переведен в Благодатовку к жене.

В августе 1960 года его назначают завучем в Полх-Майданскую школу, а Анну Петровну – учителем математики. А спустя 9 лет он становится директором. Пётр Борисович помогал молодым педагогам овладевать азами нелегкого учительского дела. До 1985 года он работает директором Полх-Майданской школы, а в 1985 году уходит на пенсию по выслуге лет.

— 8 —

INCLUDEPICTURE «../../../Users/1F43~1/AppData/Local/Temp/FineReader10/media/image1.jpeg» \* MERGEFORMAT

Пётр Борисович Мокринский

ппоьолю

В 2002 году Петра Борисовича не стало. Очень эрудированный, добросовестный, справедливый, требовательный и к себе, и к другим. Таким он запомнится и ученикам, и учителям нашей школы.

Было бы странно, если бы дети Анны Петровны и Петра Борисовича выбрали другую профессию, не педагогическую. Старший сын Борис Петрович учился на физико-математическом факультете Арзамасского педагогического института, но не закончил обучение. Работал в школе учителем труда и рисования. Средний Виктор Петрович окончил биологический факультет Мордовского государственного университета. Работал 2 года в аспирантуре, вернулся в Полх-Майдан, преподавал химию, экономику вместе с женой Валентиной Михайловной, учителем биологии.

Регина Петровна, дочь Петра Борисовича, окончила математический факультет Петербургского университета. В данное время преподает математику в Военно-техническом университете города Санкт-Петербурга.

Но и на этом династия Мокринских не закончилась. Дочь Виктора Петровича и Валентины Михайловны учится на 4-ем курсе Нижегородского университета им.Лобачевского по специальности психология. Мечтает работать в школе с детьми.

Дочери Регины Петровны Катя и Лиза тоже выбрали профессию педагога. Учатся в Петербургском университете, Катя – на филологическом, Лиза – на математическом факультетах. Это уже пятое поколение учителей в династии Мокринских.

Вот такая сложная и интересная судьба у замечательной династии Мокринских, которая продолжается уже более 100 лет. И в жизни страны, в её истории каждый из них оставил бесценный след.

И без «жизненной истории каждого из этих людей в отдельности», говоря словами писателя 20 века А.П.Платонова, «народ неполный».

— 9 —

В ходе исследовательской работы я испытала чувство глубокого уважения

особенно к старшим представителям этой педагогической династии. Ведь им было намного труднее жить и заниматься любимым делом в тяжёлые годы репрессий, когда их называли «врагами народа».

Но они выстояли, всё выдержали: и гонения, и годы Великой Отечественной войны, чтобы продолжать «сеять разумное, доброе, вечное», чтобы гордо нести высокое имя «Учитель».

Профессия учителя самая важная и гуманная на земле. Должность учителя превосходна, как никакая другая, “выше которой ничего не может быть под солнцем”, – писал великий педагог Я.А. Коменский.

Я часто слышу – говорят –Что после нас, мол, хоть потоп …Но это ж глупые слова,Но это ж горькие мечты,Ведь только жизнь всегда права,Любовь, права лишь только ты.А как же поле, лес, река.А как же небо, солнца свет? Жизнь человека коротка,Но на земле конца ей нет.Пусть мы когда-нибудь умрем,Но дети после нас придут.Что мы оставим им потом?Что внуки после нас найдут?Давайте люди все дружить,И к счастью своему идти,Чтоб в мире всей планете жить,И не сворачивать с пути.И надо, чтобы после насБыл не потоп и не зола,А чтоб огонь любви не гас,И были добрыми дела!

— 10 —

Список использованной литературы.

Воспоминания Мокринской Анны Петровны.

Газета «Примокшанье», 2009 г., № 47.

М.Н. Зуев, А.А. Чернобаев. « История России», М. 2004 г.

К.Д. Ушинский “О пользе педагогической литературы” (1857).

Б. Егоров «После нас», стихотворение.

М.Садовский «Учитель», стихотворение.

— 11 —





Внимание, только СЕГОДНЯ!