Реферат использование технологий дистанционного обучения в высше

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт педагогики, психологии и социологии

РЕФЕРАТ

Использование технологий дистанционного обучения в высшем образовании на примере Восточно-Казахстанского государственного технического университета

Преподавательд.п.н., профессор, О.Г. Смолянинова

Слушатель ФПК В.В. Казанцева

Красноярск, 2012

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3

1 Система дистанционного обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5

1.1 Основные понятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5

1.2 Мировые тенденции развития открытого образования . . . . . . . . . . .

7

1.3 Подсистемы СДО . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

10

1.4 Технологии ДО . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

11

2 Образовательный портал ВКГТУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

12

2.1 Портал www.do.ektu.kz . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

15

3 Информационная поддержка ДО . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

20

3.1 Оповещение участников ДО. Памятки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

20

3.2 Наполнение портала ресурсами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

20

4 ДО глазами студента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

26

4.1 Действия студентов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

26

4.2 Мониторинг: анкетирование студентов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

26

5 Обучение преподавателей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

29

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

31

Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

34

Введение

В Государственной Программе развития образования в Республике Казахстан на 2005–2010 годы [1] дистанционное обучение (ДО) признано одним из приоритетных направлений в образовательной системе Казахстана. Опыт, накопленный другими странами в области ДО, позволяет казахстанским вузам значительно сократить этап разработки и в такой же мере усилить педагогический и технологический аспекты внедрения систем дистанционного обучения (СДО).

ДО является следствием технологического и информационного развития человечества. Благодаря современным информационно-коммуникационным технологиям изменилась среда жизни человека, что неизбежно потребовало изменения среды обучения.

Важнейшими теоретическими и научно-практическими аспектами ДО являются:

1. Философский. ДО – новая парадигма гуманистического измерения цивилизационного развития социума.

2. Социально-политический. Расширение доступа к образовательным ресурсам стало фактором развития инновационного общества.

3. Педагогический. В ДО реализуются новые концепции системы открытого образования.

4. Технологический. Для формирования устойчивой потребности в образовательных услугах необходима определенная технологическая инфраструктура и культура.

Необычайная популярность ДО в самых различных возрастных и профессиональных группах свидетельствует о том, что для современного информационного общества найдена адекватная форма получения образования.

Государственная поддержка программ развития ДО во многих странах говорит о том, что правительства этих стран придают большое значение этому аспекту создания электронного общества.

В Российской Федерации принята Государственная программа развития «Электронная Россия 2000-2010», в которую вошла и программа развития ДО.

В Казахстане принята Государственная программа «Электронное правительство 2005-2007», согласно которой будут созданы по всему Казахстану пункты общественного доступа: интернет — приемные; пункты общественного доступа на базе АО «КазПочта»; пункты доступа при библиотеках; пункты доступа в центрах досуга в каждом населенном пункте; сети Интернет – кафе во всех городах Казахстана; информационные киоски в крупных супермаркетах, торговых и культурных центрах, вокзалах и аэропортах; будут внедряться современные решения, обеспечивающие возможность широкополосного доступа к ресурсам Интернет; будет разработана развитая система реально работающих и прозрачных льгот и стимулов для клиентов и провайдеров, что соответственно повлияет на ценовые факторы.

Эти меры позволят устранить информационное неравенство между различными слоями населения и тем самым открыть доступ к мировым информационным и образовательным ресурсам практически каждому желающему.

Для внедрения ДО необходим не только определенный уровень информатизации общества, но и готовность организаций образования и особенно их персонала к созданию системы ДО. Технологический аспект ДО, первоначально кажущийся наиболее сложным, решается сравнительно быстро. А вот психологические и педагогические моменты требуют к себе серьезного внимания, потому что только человеческий фактор может обеспечить высокую эффективность технологии ДО.

1 Система дистанционного обучения

1.1 Основные понятия

Согласно Закону Республики Казахстан «Об образовании» дистанционное обучение рассматривается как одна из форм обучения наряду с очной, заочной, вечерней формой и экстернатом [2]. Как всякое новое явление, дистанционное обучение имеет свои особенные черты, понимание которых представляет собой определенный психологический барьер как для обучаемых, так и для обучающих. Рассмотрим важнейшие понятия ДО.

Дистанционное обучение – это целенаправленный процесс интерактивного (диалогового), асинхронного или синхронного взаимодействия преподавателя и студентов между собой и со средствами обучения, индифферентный к их расположению в пространстве и согласованный во времени.

Для успешного функционирования ДО прежде всего необходим определенный уровень информатизации общества.

С помощью ДО могут быть реализованы следующие образовательные услуги: подготовительные курсы; получение образования; продолжение или повышение профессионального образования; сертифицированные программы; контрактные программы по заказам.

Потенциальными потребителями системы ДО являются:

— лица, проживающие в отдаленных от вузовских центров районах;

— лица, желающие повысить свою квалификацию, приобрести новые знания или получить второе образование;

— абитуриенты;

— лица с ограниченными физическими возможностями;

— военнослужащие и члены их семей;

— лица, желающие получить образование в зарубежных образовательных учреждениях;

— лица, стремящиеся освоить образовательную программу в сжатые сроки и др.

Потребители выступают в роли слушателей (при получении дополнительного образования) и студентов (при обучении по программам подготовки специалистов). Потребители должны обладать навыками работы на компьютере и в сети Интернет.

Образовательный процесс при ДО обеспечивают следующие специалисты:

— преподаватели-разработчики курсов и преподаватели-консультанты (тьюторы);

— администраторы-руководители структурных подразделений и системные администраторы информационных ресурсов;

— дизайнеры и программисты;

— персонал технической поддержки.

При этом важно отметить, что многие специалисты ДО выполняют свои функции также дистанционно.

Специалисты должны иметь соответствующую квалификацию. Материальной основой ДО являются компьютерное и телекоммуникационное оборудование и каналы связи. Программное обеспечение ДО устанавливается на серверах глобальной сети. Другое название программно-информационного комплекса – оболочка ДО. Сетевой адрес оболочки называют порталом (образовательным порталом) — такое названиеукоренилось в Сети за популярными и посещаемыми веб-системами.

Образовательный портал, однако, предполагает не праздное посещение, а авторизацию и повседневную работу: участие в электронных семинарах на форуме или чате, получение заданий и консультаций тьютора по электронной почте, прохождение тестирований и др.

Образовательные ресурсы ДО могут быть представлены документами различных форматов и назначения. Типичными документами являются учебное пособие, рекомендации по самостоятельному изучению курса, тесты, электронная библиотека (хрестоматия). Всю совокупность документов и средств их обработки можно назвать сетевым учебно-методическим и информационным комплексом (СУМИК).

Весь комплекс из программных, коммуникационных, информационных, административных и педагогических средств носит название информационно-образовательной среды. Это и есть виртуальное учебное заведение.

1.2 Мировые тенденции развития открытого образования

В мировом образовательном пространстве накоплен огромный опыт внедрения и использования ДО. При этом, несмотря на наличие чисто виртуальных учебных заведений, ДО признается одной из форм обучения наряду с другими.

Первоначально дистанционные программы мало чем отличались от известной нам заочной формы обучения: учебный материал предлагался на бумажных носителях, студенты контактировали с ближайшими региональными представителями вуза (1962 г., Делийский университет, Индия). Было, однако, одно существенное «но», отличавшее уже тогда дистанционное образование от нашего заочного: у студента был выбор программы курса, тьютора, графика обучения и др.

С совершенствованием технологий телевещания стало возможно ДО на телевизионной основе. Можно было говорить о применении мультимедийных средств в учебном процессе (60-е года, Китай).

Подлинный бум ДО начался на рубеже 80-90-х годов XX века, с распространением персональных компьютеров и глобальных сетей.

В США, где высока мотивация к инновациям, к 1999 г. около 60% учебных заведений использовали технологии дистанционного обучения. Какая-либо национальная программа развития ДО отсутствует, при этом наблюдается большое разнообразие подходов к ДО: от частичного использования дистанционного обучения до полной виртуализации обучения. Ресурсы ДО предлагаются как для открытого доступа (Массачусетский технологический институт), так и на платной основе. Создание бесплатных ресурсов ДО стало возможно благодаря масштабной государственной поддержке. Многие государства сейчас оказывают финансовую поддержку ДО как на национальном, так и на местном уровне, понимая социально-политическое значение открытого образования.

США и Великобритания находятся на пути создания Всемирной сети ведущих университетов своих стран. Строит открытое университетское пространство и объединенная Европа. Ряд крупных встреч по вопросам ДО (1998 г., Сорбонна; 1999 г., Болонья; 2001 г., Саламанка и Прага) позволяют говорить о конвергенции европейского ДО из планового характера ДО Германии, довузовского ДО Франции, переходного ДО восточноевропейских стран.

Главным ресурсом ДО являются учебные курсы. Крупные центры ДО предлагают от нескольких сотен до нескольких тысяч курсов.

По данным [3], ведущими мировыми центрами ДО являются:

— Национальный центр ДО Франции, год создания 1993, количество обучающихся 400 тыс. чел.;

— Ферн-Университет Хагена (ФРГ), 1974, 55 тыс. чел.;

— Открытый Университет Великобритании, 1969, 200 тыс. чел.;

— Национальный Университет Испании, 1972, 124 тыс. чел.;

— Университет Анадолу (Турция), 1982, 300 тыс. чел.;

— Калифорнийский виртуальный университет (США), 1997, 28 тыс. чел.;

— Канадский Открытый университет в г. Атабаска, 1972, 14 тыс. чел.;

— УниверситетЮжной Африки, 1973, 120 тыс. чел.;

— Открытый университет Израиля, 1974, 29 тыс. чел.;

— Шанхайский Телеуниверситет (Китай), 1972, 500 тыс. чел. и др.

Названные центры являются крупнейшими не только по количеству обучающихся, но и по составу человеческих, технических и информационных ресурсов. Однако в большинстве случаев виртуальные университеты – это зачастую небольшие коллективы технических специалистов и координаторов, организующих и поддерживающих, с одной стороны, разработку обучающих программ привлеченными преподавателями, с другой – дистанционное обучение разных категорий студентов. Структуру управления такими виртуальными университетами можно было бы назвать матрично-распределенной.

Отдельно нужно сказать об опыте Российской Федерации, так как Республика Казахстан имеет достаточно много сходных с Россией исторических, политических и экономических предпосылок для развития ДО.

Первые активные действия в области ДО стали осуществляться в России в начале 90-х годов.

В 1997-2002 гг. в Российской Федерации в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ проводился эксперимент в области ДО, в котором сначала участвовали Московский государственный университет экономики, статистики и информатики и Современный гуманитарный университет. На втором этапе подключились и другие вузы. За время эксперимента было создано 588 учебных центров, более 206 тыс. студентов и слушателей прошли подготовку с использованием технологий дистанционного обучения [3].

В результате эксперимента:

— получили развитие спутниковые, сетевые и телевизионные методы обучения;

— развернуто создание электронных учебников и других учебных ресурсов ДО;

— определились минимально необходимые требования к техническому и информационному оснащению дистанционного процесса;

— было преодолено известное предубеждение против дистанционных и электронных методов обучения;

— элементы технологий дистанционного обучения стали использоваться в традиционных формах обучения;

— были созданы нормативные документы, легализующие методы дистанционного обучения;

— прошел апробацию нормативно-правовой механизм взаимодействия образовательных учреждений на основе принципов образовательного франчайзинга.

Несомненно, эти результаты ценны и для казахстанских вузов. Сейчас уже можно говорить об устойчивом функционировании ряда виртуальных вузов России, в которых проходят подготовку и граждане Казахстана, в том числе – и это особенно актуально – преподаватели вузов.

1.3 Подсистемы СДО

Для эффективного управления процессами ДО рассмотрим систему ДО как состоящую из ряда подсистем, которые можно разбить на две группы. К первой группе относятся функциональные подсистемы, на которые возлагается исполнение жизненно важных процедур ДО. Необходимый минимум включает учебно-методическую и планово-учетную подсистемы. С увеличением объема услуг, связанных с процессом дистанционного обучения, этот список будет расширяться за счет таких подсистем как научная, международная, маркетинговая, финансовая.

Вторая группа подсистем – обеспечивающие, то есть создающие условия для нормальной работы функциональных подсистем. К ним относятся: материально-техническая подсистема, программно-информационная подсистема. Подсистема – это не столько отдельное структурное подразделение со своим штатом, сколько блок определенных задач. Технически возможен виртуальный университет, оснащенный только компьютером и каналом связи. Все остальные ресурсы могут быть арендованы.

1.4 Технологии ДО

Технология ДО – это способ доставки образовательных ресурсов и формы взаимодействия образовательного учреждения с обучаемым.

Общепризнаны три технологии ДО:

Кейсовая (портфельная) технология, суть которой в создании специального набора (кейса) учебно-методических материалов, четко структурированных и соответствующим образом скомплектованных. Эти материалы пересылаются или передаются учащемуся для самостоятельного изучения. Предполагаются последующие периодические консультации с преподавателями-консультантами (тьюторами или инструкторами), которые проводятся в региональных учебных центрах. По сути, кейсовая технология является более совершенной формой заочной формы обучения.

Интернет-технологии (сетевые технологии) используют для доставки учебно-методических материалов и взаимодействия учащихся с преподавателем через глобальную сеть типа интернет. Очные контакты могут отсутствовать совсем.

Телевизионная технология (ТВ-технология) – это доставка учебного материала по телевизионным каналам, использование этих же каналов для осуществления контроля знаний. Возможны очные консультации у преподавателей-консультантов в региональных центрах или дистанционные консультации по телефону или по сети Интернет.

Согласно СТ РК 34.012-2004 «Технические и программные средства дистанционного обучения. Общие технические требования.» [4], при реализации ДО в организации образования должно использоваться не менее двух технологий.

2 Образовательный портал ВКГТУ

Эффективной структурой для продвижения современных информационных и телекоммуникационных технологий в образовании являются образовательные порталы. Основная задача портала, связанная с

поддержкой высокотехнологичного учебного процесса, дополняется важными функциями, способными благотворно повлиять на развитие единой

образовательной информационной среды. Образовательная и технологическая политика портала, а также его просветительская деятельность являются средством для постепенного и плавного введения стихийного процесса информатизации в русло разумных методологических и технологических решений.

Образовательный портал позволяет реализовывать такие функции как

предоставление информации и средств общения для профессионалов, улучшение связей между существующими подразделениями и ресурсами, совершенствование средств навигации по сети Интернет в целевом направлении, соблюдение авторских прав, защиту интеллектуальной собственности, объявление конкурсов на лучший учебный курс, образовательную технологию, образовательную услугу и т.д., возможность

обмена информацией, предоставление разнообразных сервисов (ЧАТ, форума, почтовой рассылки) [5].

Образовательный портал (в строгом значении понятия) – это портал

обучения (создания, передачи, контроля знаний и подтверждения достигнутого образовательного ценза). Если в портале функции обучения нет, то такой портал является лишь информационным порталом системы образования [6]. Характеристиками образовательного портала являются подобранный и структурированный контент для целей обучения, доступ и отображение информации из множественных гетерогенных источников данных (реляционные и многомерные базы данных, системы управления документами, системы электронной почты, Web-серверы, новостные каналы и различные файловые системы или серверы, на которых хранятся гипертекст, аудио-, видео-информация или образы), персонификация для конкретного пользователя, способность организации клиентского места, а также отслеживание выполнения работ конкретным человеком или сообществом людей; обнаружение (локализация) людей и информации (экспертов, сообществ и контента, связанного с определенной тематикой). Университетские порталы, реализованные в казахстанском и российском доменах сети Интернет, обладают рядом недостатков, которые приводят к ограничению их дальнейшего развития и/или снижению эффективности их использования. Так, в подавляющем большинстве случаев они содержат принципиально различные группы пользователей и используют единственный вход, в результате чего пользователи вынуждены проходить достаточно много слоев «общей» информации до тех пор, пока они не достигнут желаемой информации (например, одного из он-лайн-курсов), не предоставляют средств персонализации информации в сети Интернет для нужд и запросов каждого отдельного пользователя; а также имеют многие другие ограничения, характерные для сегодняшних образовательных систем на базе сети Интернет. Для реализации функций персонализации (персонификации) информации на портале, необходимо определить основные категории пользователей, чья деятельность может быть связана с образовательным порталом. На рисунке 1 представлены основные целевые группы пользователей портала.

Рисунок 1 — Целевые группы пользователей Образовательного портала

Таким образом, внедрение образовательного портала (ОП) для университета позволяет, помимо предоставления информационных ресурсов,

обеспечить средства взаимодействия пользователей в Интернет/Интранет инфраструктуре организации деловых процессов вуза.

Помимо этого портал может быть частью информационно- образовательной среды – сетевого консорциума (функционального объединения различных вузов) или сетевой корпорации (административного объединения удаленных подразделений одного вуза).

2.1 Портал www.do.ektu.kz

В настоящее время Восточно-Казахстанский государственный технический университет имени Д.Серикбаева объединяет в своей структуре учебные подразделения, которые представляют все ступени образования от средней школы до послевузовского образования. Элементы структуры разделены территориально, имеют индивидуальные принципы организации учебного процесса и методическое обеспечение. В связи с этим в столь сложной структуре необходимо обеспечить всех участников процесса образования единым информационным пространством, отражающим все этапы обучения, как с образовательной, так и с организационной стороны.

Решением данного вопроса явилось создание в ноябре 2003 года мобильной информационно — образовательной среды – учебно-образовательный портал ВКГТУ «Dales of Knоwledges», базирующейся на современных информационных и телекоммуникационных технологиях и обеспечивающей

принципиально новый уровень доступности образования при сохранении его

качества.

Решение реализовано в виде набора модулей, которые обеспечивают:

1. Авторизованный доступ пользователей к учебным материалам и протоколирование процесса их обучения;

2. Оперативную и гибкую настройку логики системы под соответствующие учебные планы специальностей;

3. Единую службу управления пользователями, аудит и мониторинг элементов системы;

4. Интеграцию системы с требуемыми корпоративными приложениями;

5. Подготовку, структурирование, хранение и визуализацию учебных материалов во всех форматах, применяемых для электронных документов;

6. Экспорт и импорт данных в заданных форматах из единой базы данных, что позволяет использовать одни и те же материалы в разных учебных программах;

7. Оперативное подключение внешних динамических источников информации.

Математическое обеспечение данной системы включает: экспертные системы оценки качества тестовых материалов, модели оптимизации использования аудиторного фонда, формирования индивидуальных образовательных траекторий, модели оптимального использования дорогостоящих ИТ-ресурсов и другие модели.

Преимущество решения состоит в том, что на одной платформе, в одной среде решается комплекс задач, связанных с процессом обучения:

1. Доступ к учебно-методическим модулям дисциплин учебного плана соответствующей специальности (электронные учебники, курсы лекций, учебные пособия, методические указания, рабочие программы);

2. Организация в рамках системы интерактивного взаимодействия между участниками учебного процесса (электронная доска объявлений, форум, теле-видео-конференции, электронная почта);

3. Реализация удаленного разнотипного контроля знаний обучаемых (вопросы различия, вопросы-соотношения; вопросы подстановки);

4. Организация сбора разнородной статистики по учебному процессу;

5. Доступ к информации связанной с учебным процессом (нормативно-справочная информация, учебные планы, расписания занятий).

В ВКГТУ накоплен достаточный опыт, подтверждающий эффективность функционирования сформированной на базе портала информационно-образовательной среды. Основные образовательные проекты, реализуемые с использованием технологии дистанционного обучения на базе образовательного портала ВКГТУ, можно условно разделить на три направления: довузовское, вузовское и послевузовское (рисунок 3).

Рисунок 2 — Главная страница образовательного портала «Dales of Knоwledges»

В образовательное пространство вошли общеобразовательные школы

региона. С февраля 2004 года функционирует новый образовательный проект, ориентированный на школьников, основанный на использовании сети Internet –Виртуальная Академия. Основная цель данного проекта – подготовка школьников всей области к единому национальному тестированию и поступлению в вузы.

Совместно с Томским государственным университетом систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР, Россия) реализуются профильные

программы обучения для старшеклассников по направлению «Информационные технологии».

С целью пропаганды научных знаний, повышения интеллектуального

уровня учащихся, подготовки их к олимпиадам, создания необходимых условий для выявления и развития одаренных детей, формирования мотивации к достижению успеха реализуется проект Жас Талап KZ. Старшеклассники школ области обучаются по предметам «Информатика», «Физика», «Математика», «Химия» на государственном и русском языках.

В феврале 2005 года впервые была проведена областная дистанционная олимпиада среди учащихся 6-7 классов общеобразовательных школ по основам наук. Целью олимпиады было создание необходимых условий для выявления и развития одаренных детей из близких и самых отдаленных уголков региона, формирование в детях мотивации к достижению успеха и приобщение к мировому информационному пространству. В олимпиаде принятии участие 187 учащихся, среди которых были и школьники из самых отдаленных районов области.

В феврале 2006 года количество участников было уже в два раза больше. Немаловажным является тот факт, что помимо интереса к участию в олимпиаде в режиме он-лайн, возрос и уровень компьютерной грамотности школьников, что наблюдалось в том, что практически ни у кого уже не было вопросов по поводу таких терминов как «пароль», «логин», «аутентификация», «загрузить Internet Explorer».

В январе 2005 г. на учебно-методическом совете университета и совете по информатизации было принято решение о внедрении элементов ДО в учебный процесс студентов-заочников двух факультетов. В ходе подготовки к этому эксперименту стало формироваться систематизированное представление о портале ДО. В соответствии с требованиями стандарта СТ РК 34.012-2004. «Технические и программные средства дистанционного обучения. Общие технические требования.» ДО в ВКГТУ реализовано с использованием двухтехнологий: сетевой и кейсовой.

В ходе реализации этого проекта выявилось множество вопросов и проблем, связанных, прежде всего, с методическим обеспечением процесса обучения, а именно, образовательный и информационный контент образовательного портала. Для этого в каждом подразделении были назначены ответственные лица за работу с порталом, подразделения университета учились выкладывать и обновлять информацию о себе, взаимодействовать с сетевыми администраторами и операторами, подготавливать сведения для баз данных. Поскольку уровень компьютерной грамотности в подразделениях колебался от 1 до 100 процентов, были неизбежными неритмичность работы и непонимание задач. Большинство преподавателей считало наличие электронных версий методических разработок вершиной компьютеризации. Переходный этап позволил прояснить картину будущих преобразований.

Рисунок 3 — Образовательные проекты, реализуемые с использованием

технологии дистанционного обучения

3 Информационная поддержка ДО

3.1 Оповещение участников ДО

В связи с новизной задач ДО особое внимание в проекте было уделено

информационной поддержке проекта.

Первое оповещение студентов-заочников было сделано членами рабочей группы на собраниях, при этом выяснялось отношение студентов к ДО. Одновременно готовилась «Памятка», которую впоследствии мог получить каждый студент в деканате у методистов. Реакция студентов оказалась положительной. Особую заинтересованность проявили студенты, владеющие ИКТ и получающие второе высшее образование: многие из них имели хорошую работу, ДО позволяло им меньше отрываться от работы. Это совпадало с теоретическими ожиданиями. Преподаватели восприняли информацию о ДО с известным скептицизмом. С этой категорий проводились ознакомительные семинары.

3.2 Наполнение портала ресурсами

Одна из задач преподавателя, ведущего дисциплину или курс – обеспечить студента необходимой методической литературой, при ДО – обеспечить образовательными ресурсами. Хотя наполнение портала ресурсами относится к процессам ДО, на этапе внедрения этот процесс использовался в качестве обучающего элемента.

Говоря об информационном наполнении портала, необходимо различать понятия контента и ресурса.

Контент — это тексты, графика, мультимедиа и иное информационно

значимое наполнение (определение согласно СТ РК 34.012-2004, п.3.6).

Информационные ресурсы — отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

Таким образом, контент сам по себе — не есть средства обучения. Контент – это то, из чего создаются электронные издания (ЭИ), собственно, и

являющиеся информационными ресурсами.

Рисунок 8 – Информационное наполнение: контент

Рисунок 9 – ЭУ(О)И

Рисунок 10 – ЭУ(О)И

Электронное учебное (образовательное) издание (ЭУ(О)И), содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или её раздела и обладающее официальным статусом данного вида издания — есть электронный учебник (ЭУ).

Основное свойство электронного учебника – его редукция к «бумажному» варианту приводит к потере специфических свойств, присущих ЭУ.

Более широким понятием является электронное издание (ЭИ), под которым понимается информационный источник, справочные базы данных,

инструменты создания и обработки информации (рисунок 11).

Рисунок 11 – Электронные издания (ЭИ)

Классификация электронных образовательных изданий – одна из актуальных задач.

Ниже приведено несколько существующих классификаций, не единственных. Это говорит о том, что нет однозначного подхода к образовательным изданиям, идет непрерывный поиск оптимального варианта.

Рисунок 12 – Классификация учебных изданий по функциям

Применительно к системе обучения в целом, электронные учебные (образовательные) издания можно классифицировать следующим образом (рисунок 13):



Страницы: 1 | 2 | Весь текст