Реферат должен состоять из введения, основной части, разделенной

Написание реферата

Итоговый реферат по курсу отечественной истории рассматривается как форма знакомства студента с методикой научного исследования. В процессе написания реферата студент приобретает опыт анализа и критики исторических источников, изучения и использования научных монографий и статей для раскрытия того или иного вопроса.

Реферат предоставляется в конце семестра и является основанием для оценки знаний слушателя наряду с участием в текущем учебном процессе. Тема для реферата обозначена в настоящей рабочей тетради и должна освещать один из аспектов проблем, изучаемых в курсе отечественной истории.

Реферат должен состоять из введения, основной части, разделенной на главы и параграфы и заключения. В работе обязательно должны присутствовать оглавление с указанием страниц и список источников и литературы. При необходимости даются приложения: таблицы, схемы карты, фотографии, фрагменты документов и т.п.

Уровень подготовки реферата должен соответствовать требованиям высшей школы к заданиям подобного рода. Объем реферата составляет не менее 20 страниц компьютерного (рукописного) текста. Страница заполняется только с одной стороны. Формат А–4 или вертикально развернутый двойной тетрадный лист. Нумерация страниц начинается с титульного листа, но на титульном листе номер «1» не ставится. Реферат делится на разделы (главы, параграфы). План (или содержание) реферата приводится на 2-ой странице работы. В конце реферата на отдельном листе приводится список использованной литературы.

Список использованной литературы составляется в алфавитном порядке и оформляется согласно библиографическим требованиям. У каждой работы указываются ее выходные данные: фамилия и инициалы автора или авторов, если их не более трех; название работы; место издания работы; год издания работы.

При оценке реферата преподаватели опираются на следующие критерии:

удалось ли автору собрать необходимый материал и осмыслить его правильно;

составил ли студент логически обоснованный план, соответствующий сформулированной цели и поставленным задачам;

умеет ли автор анализировать материал;

отвечает ли реферат требованиям объективности, корректности, грамотности, логичности, аргументированности, доказательности, ясности стиля и четкости изложения;

владел ли студент навыками осмысления феноменов культуры;

достаточно ли обоснованы выводы, соответствуют ли они поставленным задачам; насколько самостоятельно он выполнил работу;   правильно ли оформлены реферат в целом, ссылки на использованные источники, список литературы.

Примерные темы рефератов 

Факторы самобытности русской истории.

Роль варяжского элемента в возникновении Древнерусского государства. 

Языческие верования древних славян. 

“Повесть временных лет” как источник изучения истории древних славян. 

Крещение Руси.

Летописание и литература Киевской Руси.

Эволюция социальной структуры русского общества в XIII-XV вв. 

Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

Сравнительная характеристика социально-экономического и политического развития русских княжеств в удельный период.

Центры объединения Руси в 13-15 вв.: Москва и Тверь — проблемы лидерства.

Политический портрет Ивана III.

Культура Руси в XIV-XVI вв.

Историки и современники о личности и политике Ивана Грозного.

Проблема самозванчества в исторической литературе.

Опричнина на Руси: объективные и субъективные предпосылки.

Лжедмитрий I: мифы и реальность.

Новые черты в культуре XVII в.

Первые Романовы в восприятии современников.

Крестьянские войны в эпоху феодализма.

Церковный раскол и его влияние на русское общество.

Личность Петра Великого в исторической литературе.

Петровские преобразования в области культуры и быта.

Быт русского дворянства в XVIII в.

Фаворитизм в истории России (XVIII в.).

Александр I: человек и политик.

“Золотой век” русской культуры.

Быт русского чиновничества в XVIII в.

Возникновение капиталистического уклада в России в конце XVIII – начале XIX вв.

Споры западников и славянофилов.

П.Я. Чаадаев о путях развития России.

Подготовка и проведение отмены крепостного права.

Буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX в. в представлениях современников.

Реформы С.Ю. Витте.

Эволюция российской политической системы 1905-1917 гг.

Реформы П.А.Столыпина

Политические лидеры о перспективах развития революции весной 1917 г. (на примере отдельной партии).

Демократическая альтернатива развития России осенью 1917 г.

Крестьянская кооперация в годы гражданской войны и в первой половине 20-х гг. Противоречия НЭПа.

Социально-экономические итоги коллективизации и индустриализации.

Красный и белый террор в России.

Формирование однопартийной политической системы: предпосылки, особенности и последствия.

Проблема культа личности в исторической литературе. 

Истоки массовой поддержки тоталитарного режима в СССР. 

Наука и образование в СССР в послевоенный период.

Послевоенная экономика СССР: проблемы и противоречия (1946-1950 гг.)

Хрущевские реформы в области экономики: альтернативы социально-эко-номического развития СССР во второй половине 1950-х — начале 1960-х годов.

Н.С. Хрущев глазами современников и историков.

Социальная политика советского государства в период “оттепели”.

Научно-технический прогресс и советская экономика в 1960-е – 1980-е годы: проблемы и противоречия. 

Возникновение и эволюция правозащитного движения в СССР.

Эволюция политической системы в СССР в 1964-1984-е гг.

М.С. Горбачев: человек и политик.

Изменения в общественном сознании в начале 1980-х годов и формирование идеологии перестройки.





Внимание, только СЕГОДНЯ!