Реферат Учителя начальных классов 1 категории

Министерство образования Республики Марий Эл

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя (полная) общеобразовательная школа №7»

Экологическое образование и воспитание в начальной школе

реферат

Учителя начальных классов 1 категории

Пироговой Галины Николаевны

Волжск

2007

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………….3

Экологическое образование и воспитание в начальной школе

1. Совершенствование экологического образования и воспитания младших школьников в учебном процессе…………………………………….4

2. Использование возможности аспектов содержания различных учебных предметов для решения задач экологического образования……….5

3.Внеклассная работа по экологическому образованию и воспитанию школьников………………………………………………………………………6

Заключение………………………………………………………………………8

Литература……………………………………………………………………….9

Введение

Экологические проблемы, возросшие в конце хх столетия до глобальных, ставят перед педагогической наукой и школьной практикой серьезные задачи социальной и экономической значимости – воспитание

экологически грамотного человека. Осуществить такую задачу возможно посредством экологического воспитания и образования.

Экологическое образование – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций и нравственно – этических и эстетических отношений, обеспечивающих ответственность личности за состояние и улучшение природной среды.

В настоящее время во всех уголках России, в том числе и в Республике Марий Эл, согласно международной экологической стратегии, с учетом местных, региональных условий разрабатываются и внедряются программы экологического воспитания.

В формировании экологических знаний ответственная роль принадлежит начальной школе, где дети знакомятся с целостной картиной окружающего мира, получают конкретные научные знания об основных компонентах и явлениях природы, где закладывается фундамент отношения человека с окружающим миром.

Совершенствование экологического образования и воспитания младших школьников в учебном процессе

В учебном процессе экологическое образование необходимо обеспечить последовательностью изучения экологических проблем и научных основ их решения. Эта последовательность выражается в

следующих этапах:

• выявление ценностных свойств и качеств компонентов окружающей среды, кризисное состояние которых вызывает тревогу;

• определение экологической проблемы как выражение реального противоречия во взаимодействии общества и природы;

• выявление исторических истоков экологической проблемы и путей ее разрешения на разных этапах общественного развития;

• выдвижение научных, нравственных, экономических идей оптимизации взаимодействия общества и природы; привлечение теоретических концепций обществоведения, естествознания, искусства и техники в целях обеспечения

экологически безопасного существования человека;

• характеристика реальных успехов в решении экологических проблем на международном, государственном и религиозном уровнях;

• практическая деятельность учащихся по оценке состояния окружающей среды своей местности, решению местных экологических проблем, освоение норм и правил ответственного отношения к природе.

В соответствии с этими этапами и спецификой экопроблем избираются соответствующие методы, средства и формы организации обучения.

На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые актуализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологически ценностные ориентации, интересы и потребности, опыт экологической деятельности – беседа, общение на основе игры. Учитель обращается к фактам, цифрам, суждениям по поводу экологических проблем, которые вызывают эмоции удивления, волнения, интереса, стимулируя отношения к ним.

На этапе формулирования экологической проблемы, особую роль приобретаю методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся по сбору и анализу фактов экологического характера; решение заданий, задач, связанных с выявлением противоречий во взаимодействии общества и природы; проведение учебных дискуссий, которые способствуют проявлению пристрастности и избирательности в отношении учащихся к различным сторонам экологических проблем.

Решающее значение во всех этапах процесса экологического образования имеют приемы вовлечения школьников в практическую деятельность по защите, уходу, улучшению окружающей среды и пропаганде экологических знаний. В процессе такой деятельности происходит становление ответственности как черты личности.

Экологическое образование в учебном процессе

Экологическое образование школьников только тогда может быть высоко эффективным, когда различные аспекты его содержания раскрываются во взаимодействии всех школьных дисциплин.

Реальные возможности для решения задач экологического образования в начальных классах имеет как самостоятельный учебный предмет «Окружающий мир», так и все другие предметы. Уроки окружающего мира обеспечивают формирование естественной основы для понимания школьниками необходимости природоохранительной деятельности человека. В курсе окружающего мира осваиваем первоначальные представления о конкретных природных объектах и явлениях природы, о взаимосвязях мира природы и общества, мира природы и каждого человека, о правилах поведения в природной среде. Предмет включает элементы экологических знаний: организм и среда, цепи питания; сезонные изменения в природе, последовательность фенологических явлений; природная среда и здоровье человека и др.

Математика создает условия для развития умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении. На уроках использую текстовые задачи, которые дают возможность для раскрытия вопросов о среде обитания, заботы о ней, рациональном природопользовании, восстановлении и приумножении ее природных богатств.

На занятиях физической культуры стараюсь закреплять их элементарные знания о своем организме и охране здоровья с помощью природных факторов и здорового образа жизни (рационального питания, движения, закаливания), развивать сознание значимости гигиенических навыков и умений в сохранении и укреплении своего здоровья.

Формирование экологических знаний, умений и навыков связано с развитием чувства эмоционально – положительного отношения к природе, ее объектам и явлениям; способности ориентироваться в окружающей природной среде и иметь осознанное представление о ее экологических проблемах: охране объектов природы от загрязнения, разрушения и истощения; защите видового многообразия растений и животных; участие в посильной практической деятельности по охране и благоустройству окружающей среды; владения практическими умениями и навыками по укреплению своего здоровья.

Предметы гуманитарно — эстетического цикла помогают мне играть исключительно важную роль в формировании экологической культуры младших школьников. Это связано с их особой чувствительностью к яркому, эмоциональному слову, богатству красок, форм и музыкальных образов (звуков). Это обуславливает определенную специфику познания природы. Предметы этого цикла (чтение, изобразительное искусство, музыка) способствуют развитию ценностных ориентаций, оценочных суждений, полноценному общению учащихся с природой и грамотному поведению в ней; содействуют развитию эстетических и нравственных отношений, творческой активности и выражению своего личностного отношения к окружающей природной и социальной среде средствами искусства.

На уроках трудового обучения расширяю знания младших школьников о практической роли природных материалов (ресурсов) в жизни человека, о разнообразии его трудовой деятельности, о роли труда в жизни отдельного человека и общества в преобразовании природного и социального окружения. Стараюсь формировать умение рационального и бережного обращения с предметами и объектами природы и изделиями из них.

Умелое использование заложенных в программах начальных классов возможностей осуществления экологического воспитания младших школьников позволит учителю добиться высокой эффективности воспитательной работы в учебном процессе.

Внеклассная работа по экологическому образованию младших школьников

Экологическое образование и воспитание младших школьников может осуществляться не только в учебном процессе, но и во внеклассной работе, которая таит в себе огромные резервы по экологическому воспитанию младших школьников. Использование этого резерва представляется одним из важнейших путей воспитания у младших школьников бережного отношения к природе, понимания значимости мероприятий по охране природы, а также экологическому просвещению своих учеников.

Внеклассная работа, являясь необходимым составным компонентом учебно-воспитательного процесса, имеет ряд способностей, которые определяют взаимосвязь и дополнительность по отношению к классной:

• занимательный характер внеклассной работы позволяет быстрее увлечь учащихся природоохранительной деятельностью;

• участие в коллективных внеклассных мероприятиях полнее способствует формированию нравственно – экологических качеств личности школьника;

• использование различных форм внеклассной работы (кружки, утренники, беседы, соревнования, конкурсы, устные журналы, экскурсии и т. д.) создает благоприятные условия для учета индивидуальных особенностей каждого ученика;

• добровольность участия школьников во внеклассных воспитательных мероприятиях позволяет всесторонне учитывать интересы детей, их потребности;

• внеклассная работа полнее развивает детское творчество, изобретательность, воображение;

• во внеклассной работе нет ограничений в выборе нравственно – экологического материала, а в учебном процессе материал ограничен рамками программы.

В результате систематически проводимой внеклассной нравственно – экологической работы у детей развивается эмоциональная, интеллектуальная, действенно – практическая сферы.

Дети становятся эмоционально отзывчивыми не только по отношению друг к другу, но и к природе. У них развиваются такие черты характера, как отзывчивость, доброта, ответственность за свои поступки.

Среди внеурочных форм наиболее распространены и известны экологические праздники. Экологический праздник – форма экологического образования, приуроченная к определенной дате. В марте очень интересно проходит у нас праздник «День птиц». Готовимся к празднику заранее. Выпускаем стенгазету, проводим викторину «Что ты знаешь о птицах?», оформляем выставки детских рисунков, иллюстраций «Птицы нашего края», выставку книг. Выставка сопровождается звуковым оформлением. Кульминацией праздника является орнитологический КВН. Завершается праздник развешиванием заранее изготовленных гнездований. Проводим такие праздники, как «День леса», «Весна красна», «Братья наши меньшие» и др.

Кроме экологических праздников проводим экологические игры. Дети с большим желанием участвуют в конкурсах — аукционах, где предлагается серия вопросов, по которым участники соревнуются на лучшее знание предлагаемой проблемы; в конкурсах проектов по охране природы.

Уместны и очень эффективны эколого –психологические тренинги, основные задачи которых: коррекция, формирование и развитие экологических установок личности, коррекция целей взаимодействия личности с природными объектами, обучение умениям и навыкам такого взаимодействия, расширение экологического пространства.

Экологическое образование невозможно без проведения экскурсий в природу. На экскурсиях школьники учатся ориентироваться на местности, наблюдать мир природы. Экскурсия позволяет в полной мере раскрыть эстетический и познавательный потенциал мира природы, осваивать природоохранные технологии, стратегию индивидуального поведения в природной среде.

Конечно, одним из условий формирования экологической личности является ознакомление ребенка с природой той местности, в которой он проживает. Эколого-краеведческие представления школьника включают ряд сведений:

• ученик должен знать природные условия своего местожительства;

• узнавать охраняемые растения и животные;

• знать 10-15 видов птиц;

• различать ядовитые растения и грибы;

• знать местные охраняемые территории.

Огромную роль в природоохранной деятельности школьников играют биотехнические мероприятия: подкормка животных, посадка деревьев, создание гнездований и т. д.

Детей увлекает однодневные походы в природу, на промышленные предприятия, на выставки и в музеи. Любят смотреть видеофильмы на экологическую тематику, читать природоведческую литературу.

Иными словами, экологическая работа с младшими школьниками занимает важное место в системе экологического воспитания учащихся.

Заключение

Экологическая ситуация во многих районах Земли, в том числе и в России, не может считаться благополучной. В ХХ веке человек активно вторгался в естественные процессы всех оболочек Земли: добывал миллионы тонн полезных ископаемых, сводил тысячи гектаров леса, загрязнял воды океанов и рек, выбрасывал в атмосферу тонны различных веществ и т.д.

Человек в результате хозяйственной деятельности наносил большой ущерб природе, а вместе с тем и своему здоровью. Как же тогда человеку строить свои отношения с природой? Прежде всего каждый человек должен бережно относиться ко всему живому на Земле, не отторгать себя от природы, не стремиться возвыситься над ней, а помнить, что он – ее часть.

Основная задача – это личный вклад каждого в решение экологических проблем. Здесь нельзя ограничиться рамками «информационно-справочного» подхода – знание и убеждение должны превратиться в действие.

Главное же состоит в том, чтобы в результате педагогической работы дети смогли бы осознать зависимость жизни и состояния различных природных объектов от деятельности людей и понять: от практических действий, поведения, усилий взрослых и детей зависят состояние, благополучие и сама жизнь растений и животных, которые имеются в их окружении. От личного участия каждого в движении за здоровую биосферу зависят, каким станет лик Земли и где находится человечество в данный момент: в начале или в конце своего путешествия в будущее.

Взяв эту тему в разработку, есть большое поле деятельности у меня, как учителя, и моих учеников. Чтобы усилия учителя не были тщетными, их необходимо направить на становление важного человеческого – качества экологической ответственности.

Наша задача – сохранить и приумножить природные богатства нашей родной Земли.

Литература

1. Все обо всем – энциклопедия (в 14 томах). – М., 1998-2000.

2. Иванова Т.С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе: Учебное – методическое пособие. – М.:ЦГЛ, 2003.

3.Мотова Г.Н., Куковский В.К. Знать – любить – беречь. Сборник творческих работ учителей начальных классов г. Йошкар – Олы по экологическому воспитанию младших школьников. – Йошкар – Ола, 1994.

4. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М., Как учить экологии. – М.: Просвещение, 1995.

5. Фомина С.И. Выявление экологических представлений и знаний у младших школьников о природо – охранительной деятельности. Методические рекомендации. – Йошкар – Ола, 1986.

6. Цветкова И.В., Экология для начальной школы. Игры и проекты. – Ярославль, 1997.

7. Экология в начальной школе. – М., 2004.

8. Экологическое воспитание младших школьников. В помощь учителям начальной школы. – Йошкар-Ола: Марий Эл учитель, 1999.

9. Я познаю мир. Детская энциклопедия: Экология. – М., 1995.

PAGE

PAGE 2