Реферат Психологическое обеспечение безопасности подростков в шк

ГБОУ Гимназия №1505

«Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»

Реферат

Психологическое обеспечение безопасности подростков в школьных условиях

автор: ученица 9 класса «Б»

Михайлова Наталья

Руководитель: Савина О.О.

Москва

2013

Оглавление

TOC \o «1-3» \h \z \u HYPERLINK \l «_Toc354143948» Введение PAGEREF _Toc354143948 \h 3

HYPERLINK \l «_Toc354143949» Глава I Обзор подходов к проблеме безопасности образовательной среды и функции психологической службы PAGEREF _Toc354143949 \h 4

HYPERLINK \l «_Toc354143950» 1.1 Цель и задачи психологической службы школы PAGEREF _Toc354143950 \h 4

HYPERLINK \l «_Toc354143951» 1.2 Понятие безопасности. Факторы нарушения безопасности ребенка в школе PAGEREF _Toc354143951 \h 6

HYPERLINK \l «_Toc354143952» 1.3 Экстренная и плановая психологическая помощь при работе с психическими состояниями учащихся.9

1.4 Адаптация к новой образовательной среде……………………………..15

HYPERLINK \l «_Toc354143953» 1.5 Методы психологического воздействия при работе с кризисными состояниями. PAGEREF _Toc354143953 \h 18

HYPERLINK \l «_Toc354143954» Глава 2. Постановка проблемы и программа эмпирического исследования эмоционального состояния пятиклассников на первом этапе адаптации к обучению в гимназии.20

HYPERLINK \l «_Toc354143955» Вывод PAGEREF _Toc354143955 \h 22

HYPERLINK \l «_Toc354143956» Заключение. PAGEREF _Toc354143956 \h 23

HYPERLINK \l «_Toc354143957» Список литературы PAGEREF _Toc354143957 \h 25

Введение

Актуальность работы: Проблема обеспечения психологической безопасности в мире стоит очень остро в связи с постоянно растущим уровнем напряженности как в мире в целом (социально-экономические, политические кризисы, стрессы, природные и техногенные катастрофы, неблагоприятные факторы, связанные с террористическими угрозами, миграционными процессами), так и в жизни конкретного человека, например, в сфере его образования, в том числе для нашей гимназии. Существуют различные факторы риска, несущие угрозу эмоциональному, личностному благополучию людей, которые здесь работают и учатся. Это и высокий уровень требований к учащимся, большое количество учебной нагрузки, возникающие конфликты среди подростков, непонимание родителей и детей, учителей и т.д. Зачастую подростки не могут самостоятельно разобраться в некоторых конфликтных, стрессовых ситуациях, поэтому требуется грамотное, корректное подключение психологической службы.

Проблема: выявление факторов, несущих угрозу безопасности для интеллектуального, эмоционально-личностного и т.д. развития гимназистов и возможности психологических мероприятий для снижения риска возникновения конфликтных ситуаций в школе.

Цель: выявление направлений действий психологов по достижению безопасной среды в гимназии.

Задачи: 1) Анализ литературы для определения терминов «угроза», «безопасность» в школьных условиях;

2) Выявление факторов опасности, экстремальных ситуаций в образовательной среде подростков;

3) Рассмотрение задач и функций школьной психологической службы с точки зрения обеспечения психологически безопасной среды;

4) Подбор методического инструментария для исследования факторов угрозы безопасности для их профилактики, предотвращения, снижения негативных последствий для личности подростка.

Глава I Обзор подходов к проблеме безопасности образовательной среды и функции психологической службы

1.1 Цель и задачи психологической службы школы

Для того, чтобы рассмотреть подходы к обеспеченью безопасности взрослеющего человека, в том числе в сфере образования, рассмотрим в начале определение и функции психологической службы. Под психологической службой понимается структурное подразделение учреждения, основной функцией которого является оказание психологической помощи его членам посредством разнообразных видов деятельности (психологическое консультирование, психологическая профилактика, психодиагностика, развитие и коррекция, психотерапия и т.д.) (Костромина С.Н., 2012, с. 405). Психологические службы есть в разных областях жизни человека: на промышленных предприятиях, здравоохранении и т.д. Фокусом нашего интереса является школьная психологическая служба.

В сфере образования работа психологической службы направлена на оказание психологической помощи. При чем эта помощь должна оказываться всем субъектам образовательного процесса — обучающимся (детям и подросткам), педагогам и родителям), а так же администрации школы.

Вопросы, которые относятся к компетенции школьных психологов:

— выявления разнообразных трудностей, возникающих в образовательном процессе (трудностей обучения, поведения или общения),

— преодоление и профилактика отклонений в интеллектуальном и личностном развитии обучающихся, обеспечение развития здоровой личности,

— консультирование в решении возникающих проблем, конфликтных ситуаций, связанных с выбором или самоопределением (например, профессиональным) (Костромина С.Н., 2012, с. 406).

Основными задачами психологической службы в образовании являются:

Определение психологической готовности детей и подростков к смене социальной ситуации развития (кризисные и переломные моменты в жизни), к которым в первую очередь относятся поступление ребенка в школу, переход из начальной школы в среднюю, проблемы личностного и профессионального самоопределения.

Выявление проблем адаптации к условиям обучения и воспитания на разных этапах и организация психологической помощи в случае возникших затруднений.

Разработка и реализация коррекционных и развивающих программ с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, их возрастных возможностей и резервов, обеспечение условий для развития личности в образовательной сфере.

Преодоление психологических причин отставания в учении и трудностей в поведении, включая

— своевременное выявление неблагоприятных внутренних и внешних условий развития с целью предупреждения отставания,

— выявление существующих форм нарушений, приводящих к приспособлению в образовательной среде на сниженном или искаженном функциональном уровне.

Мониторинг психологического климата образовательной среды, его безопасности и комфорта, оперативное разрешение конфликтных ситуаций и нарушений в межличностных отношениях обучающихся, педагогов и родителей.

Консультирование (индивидуальное и групповое) всех участников образовательного процесса по разнообразным проблемам обучения, воспитания, психологического состояния, жизненного и профессионального самоопределения).

Психологическое обеспечения образовательного процесса на уровне отбора содержания учебного материала, средств, стратегий обучения и стиля преподавания участия в составлении программ обучения и воспитания, дидактических и методических материалов, а также оценки их эффективности. (Костромина С.Н., 2012, с. 406-407).

Выделяются несколько функциональных уровней, на которых происходит решение основных задач психологической службы. Эти уровни определяются мероприятиями психодиагностического характера (Костромина С.Н., 2012, с. 407).

Уровень 1 — групповые и массовые обследования учащихся. На этом уровне решаются вопросы психологической оценки и измерения разнообразных индивидуальных особенностей, имеющих значение для последующего обучения и воспитания. Подобные исследования проводятся в форме психологического мониторинга с целью предупреждения разнообразных нарушений или последующей дифференциации (например, с целью профилизации обучающихся или аттестации работников).

Уровень 2 – психодиагностика конкретного человека, у которого имеются явные проблемы и которому требуются психологическая помощь и поддержка.

Уровень 3 — психологическое консультирование всех нуждающихся конкретного образовательного учреждения с целью психологического благополучия и гармоничного развития личности.

Основной плюс психологической службы в сфере образования состоит в том, что психолог непосредственно включен в образовательный процесс, имеет возможность сочетать анализ проблем и поведение ребенка в реальных жизненных условиях с углубленным изучением его индивидуально-психологических особенностей, воплощает свои решения и рекомендации, отмечая изменения, которые произошли, и получая обратную связь о результативности своей деятельности. Находясь рядом с участниками образовательного процесса, психолог может оперативно реагировать на события и оказывать полноценное содействие психологическому развитию каждого. (Костромина С.Н., 2012, с. 408).

Итак, можно выделить несколько задач школьной психологической службы. К ним относятся психологическое сопровождения подростка в школе, обеспечение психологическими средствами развития ребенка с учетом его индивидуально – психологических способностях, помощь родителям и учителям в трудных, критических, конфликтных ситуациях.

1.2 Понятие безопасности. Факторы нарушения безопасности ребенка в школе

Одним из условий обеспечения психологического здоровья школьников является психологическая безопасность образовательного процесса. Психологическая безопасность образовательного процесса — состояние защищенности школьника, от угроз душевному благополучию, его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению. (Чепель Т.Л., 2013).

Психологическая безопасность важна для полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Психологическое здоровье — основа жизнеспособности ребенка. В процессе детства и отрочества он сталкивается с непростыми задачами своей жизни: контроль над собственным телом и поведением, научаться жить в обществе, нести ответственность за себя и других, развивать свои способности и строить образ «Я». Школа должна по-настоящему стать для ребенка не только местом, где он получает знания, но и пространством их полноценного взросления. Это возможно только в атмосфере душевного комфорта, эмоционального благополучия в образовательном учреждении. А для этого, образовательное учреждение должно быть местом безусловной психологической безопасности.

Между тем, существуют угрозы, создающие психологически опасную среду для растущей и развивающейся личности. Существуют некоторые особенности психологических угроз. Во-первых, они менее заметны, что затрудняет контроль и возможность своевременной помощи ребенку. Во-вторых, психологические угрозы могут быть оценены каждым по-разному, они субъективны: у всех детей различная степень эмоциональной чувствительности и ранимости. Поэтому не всё, что кажется на первый взгляд безопасным, является таковым, и даже может оказать разрушительное влияние. Эти проблемы глубоко переживаются детьми, подростками и юношами, но иногда внешне они не видимы до определенного времени, пока не накопится достаточное для психического взрыва количество обид, страданий, что и проявится в открытых конфликтах, эмоциональных срывах, протестных реакциях, аддиктивном поведении ребенка.

Какие же это угрозы? Что может разрушительно действовать на психику и поведение подростка в школе? Обратившись к В.А. Сухомлинскому «Сердце отдаю детям», составим список угроз: (Сухомлинский В.А., 1985):

скука;

сильное напряжение умственных сил ребенка на уроке и в процессе выполнения домашних заданий;

изматывающие ребенка умственные, эмоциональные и физические перегрузки;

формализм программных знаний;

нервозность школьной обстановки: напряжённые отношения с учителями, сверстниками;

недоверие к ребенку, к его желанию учиться, к его индивидуальности.

Так же можно добавить следующие факторы риска: (Безруких М.М., 2000)

стрессовая тактика педагогических воздействий,

несоответствие методик и предъявляемых требований к ребенку с его возрастными и индивидуальными возможностями;

нерациональная организация образовательного процесса,

особенности режима подростка: время для отдыха, хорошее питание.

Для преодоления этих угроз должна способствовать забота о человеческом здоровье и своевременная помощь (Сухомлинский В.А., 1985).

Психологическое здоровье может проявляться в разные периоды детства по-разному. У подростка оно обнаруживается в необходимости самопонимания, самовыражения и самоутверждения, у юноши – в устремленности в будущее, в поисках смысла жизни и в построении планов будущего.

Педагогические усилия, направленные на формирование здоровья – это одна из самых важных в работе педагогов и образовательных учреждений. В.А. Сухомлинского, писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Если измерить все мои заботы и тревоги о детях в течение первых четырех лет обучения, то добрая половина их – о здоровье» (Сухомлинский В.А., 1985).

Инновации всегда приводят к тому, что изменяется психологические состояния участников образовательного процесса, степень их уверенности в своих силах, усложняется характер взаимоотношений между учителем и школьниками. Иногда эти процессы могут быть инновационными барьерами – такими инновациями, которые имеют открытый протестный характер. (http://concord.websib.ru/page.php?article=79&item=2 – ссылка действительна на 25.03.13). В других же случаях они протекают не явно выраженно, латентно, скрыто, оказывая свое разрушительное влияние не столь быстро, но оставаясь при этом психологическими рисками.

Инновационные риски способны серьезно нарушить психологическую безопасность детей, родителей, педагогов, администрации – всех субъектов образовательной среды. Эти инновационные риски необходимо, во-первых, прогнозировать, во-вторых, по возможности свисти к минимуму; в-третьих, оказывать психологическую помощь людям для того, чтобы справиться с теми изменениями, которые могут нанести вред, разочаровать. Одной из ключевых задач психолога является установление степени инновационных рисков. Работа психолога так же важна при проектировании инновационной деятельности образовательного учреждения для предложения наиболее благоприятных и безопасных условий осуществления необходимых изменений. Именно психологическая безопасность является главным критерием оценки любых инноваций в образовании. (http://concord.websib.ru/page.php?article=79&item=2 – ссылка действительна на 25.03.13)

Психологическая безопасность – одно из важнейших требований безопасности школьной среды, одно из условий качества образования и эмоционального благополучия субъектов образовательного процесса.

Психологические угрозы могут разрушительно действовать на психику подростка, нарушить психологическую безопасность.

1.3 Экстренная и плановая психологическая помощь при работе с психическими состояниями учащихся

Существует несколько факторов, которые определяют эффективности работы психологической службы в школьном учреждении. К этим фактором относится — учебно-образовательный процесс, образовательные программы, их сложность, уровень требования к ученику и т.д., атмосфера образовательного учреждения (контингента, стили общения педагогического коллектива, корпоративная культура, связь школы и родителей ребенка), соответствие программ психологического обследования, «спускаемых свыше», (из вышестоящего центра образования) потребностям самого учреждения, педагогов, родителей и обучающихся.

Психологическая служба оказывает экстренную, когда необходимо решить либо срочные проблемы (недисциплинированность, конфликт и т.д.) и плановую психологическую помощь. (Костромина С.Н., 2012).

Одна из важных сфер психологического сопровождения как в экстренном, так и в плановом режиме – это работа с эмоциями ребенка, его родителей и учителей. Эмоциональные процессы, как и все психические процессы, представляют собой отражение реальности, но только в виде ее оценки. Эта оценка психически проявляется в виде эмоционального переживания, в более или менее внешне выраженной экспрессии. Работа с эмоциями предполагает отслеживание негативного эмоционального состояния, которое возникает в процессе школьного обучения, мониторинг развития эмоциональной сферы ребенка, помощь в обучении саморегуляции и решении острых ситуаций межличностного взаимодействия, которые сопровождаются ярко выраженными эмоциями и аффектами.

В эмоциях проявляется оценка подростка своих возможностей удовлетворения потребностей. Однако, для возникновения эмоции необходима не только актуализация потребности, создающая определенное воздействие на психику, но и понимание ситуации как благоприятной или неблагоприятной для достижения цели. Наиболее распространенные эмоции: радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и другие. Одни из них являются положительными, другие — отрицательными в зависимости от степени удовлетворенности или неудовлетворенности ребенка.

Эмоции подразделяют на следующие виды, в зависимости от силы эмоциональных;

•Настроения — слабо выраженные эмоциональные переживания, отличающиеся значительной длительностью и слабым осознанием причин, их вызывающих. Настроения переживаются либо в качестве общего эмоционального фона (приподнятое, подавленное настроение и т.д.), либо как определенное эмоциональное состояние (скука, печаль, тоска, страх или, напротив, увлеченность, радость, ликование, восторг и т.д.).

•Аффекты — эмоциональные переживания большой силы с коротким периодом протекания, характеризующиеся нарушением волевого контроля. Аффекты связаны с нарушением волевого контроля: ярость, ужас, отчаяние, и т.п. Сопровождается резкими выразительными движениями, криками, плачем.

•Страсти — сильные, глубокие, длительные и устойчивые эмоциональные переживания с ярко выраженной направленностью на достижение цели. Например, страсть к театру, книгам, компьютеру и т.п., или же сильная любовь с преобладанием чувственного влечения.

•Чувства — в отличие от обычных эмоций (непосредственных, временных переживаний) — это более сложные, устоявшиеся отношения. Чувство включает в себя целую гамму эмоций. Это наиболее длительные и устойчивые эмоциональные переживания, имеющие четко выраженный предметный характер. (Вечорко Г. Ф., 2007).

Эмоции у человека должны контролироваться волей, что у ребенка только начинает развиваться. Речь идет о том, что в задачу психологов входит мониторинг развития произвольности деятельности, в том числе познавательных.

Под волевыми процессами понимаю сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий, с мобилизацией всех своих сил на достижение поставленных целей.

Волевые процессы делят на простые сложные. К простым относятся те, которые однозначно ведут человека к намеченной цели, а принятие решений происходит без борьбы мотивов. В сложных волевых процессах выделяют следующие этапы:

— осознание цели и стремление ее достичь;

— осознание возможностей ее достичь;

— появление мотивов, связанных с достижением цели;

— борьба мотивов и выбор возможности достижения;

— принятие решения о возможных действиях;

— осуществление принятого решения;

Человек, наряду с волевыми действиями, часто выполняет и неволевые (автоматические и инстинктивные). Такие действия совершаются без контроля со стороны сознания и не нуждаются в приложении волевых усилий.

Выделяются, в зависимости от характера протекания волевых действий, следующие волевые качества личности человека: целеустремленность; самостоятельность; самообладание; решительность; настойчивость; энергичность; инициативность; исполнительность.

Существует условное деление психических явлений на психические процессы, состояния и свойства.

Под психическим состоянием понимается относительно устойчивый в данное время уровень психической жизни. (Вечорко Г. Ф., 2007).

Психические состояния (душевный подъем, эйфория, отчуждение, усталость, бодрость, апатия, активность, агрессия, пассивность и др.) влияют на психические процессы, ускоряя или замедляя их протекание, а психические состояния выступают в качестве основы при формировании психических свойств или качеств личности.

Каждый человек постоянно переживает различные психические состояния. Для того, чтобы деятельность ребенка, находящегося в том или ином состоянии, протекала легко и продуктивно, необходимо оказание помощи.

Психические состояния зависят от окружающей обстановки, физиологических факторов, времени, словесного воздействия и других условий.

Психические состояния классифицируют:

Кратковременные и длительные (зависимости от продолжительности);

Стенические (повышающие активность) и астенические (понижающие активность) – в зависимости от влияния на особенности поведения и деятельности личности;

В зависимости от степени осознанности: состояния более или менее осознаваемые человеком.

Депривация — это состояние переживания относительной лишенности, порождаемое несоответствием того, что человек имеет, и того, что по его мнению, он должен иметь. Человек находится в состоянии депривации, если у него нет того, чем владеют другие (или чем он владел в прошлом), если он жаждет этого и считает возможным иметь. Например, состояние детей, лишенных отношений близости с родителями, особенно с матерью. Депривация часто сопровождается пониженным настроением, депрессией, апатией, которые на короткое время могут сменяться эйфорией, раздражительностью.

Депрессия — это состояние психической подавленности, тоски, отчаяния. При этом влечения, мотивы, волевая активность резко снижены. Характерными являются мысли о собственной ответственности за разнообразные неприятные, тяжелые события, происшедшие в жизни человека или его близких. Самооценка резко снижена. Измененным оказывается восприятие времени, которое течет мучительно долго.

Замедленность, безынициативность, быстрая утомляемость характерны для поведения в состоянии депрессии; все это приводит к резкому падению продуктивности. Безусловно, это является большой угрозой для психологического благополучия ребенка. Отмечу некоторые небезопасные состояния:

Апатия — состояние вялости, безразличия к окружающему, отсутствие стремления к деятельности.

Эйфория — неадекватно повышенное веселое настроение, состояние благодушия и беспечности, несоответствующее объективным обстоятельствам.

Фрустрация — психическое состояние, возникающее в ответ на появления объективно и субъективно непреодолимых препятствий на пути удовлетворения потребностей, достижения целей, решения задач. Фрустрация — это крушение надежд, переживание неудачи. Эмоционально она может выражаться в гневе, досаде, отчаянии, чувстве вины. Фрустрация создает внутренние условия для апатии, депрессии и агрессии.

Агрессия — запускается и поддерживается эмоциями, входящими в комплекс враждебности (гнев, отвращение, презрение). В состоянии агрессии человек готов причинить другому ущерб, оскорбить, победить, убить. Например, сексуальная агрессия может проявляться в сексуальной грубости, изнасиловании, издевательстве и убийстве.

Стресс — это, прежде всего состояние психической напряженности, возникающее в ответ на сложные обстоятельства, на разнообразные экстремальные воздействия. Понятие стресса также используется для описания физиологического стресса, причинами которого могу являться чрезмерные физические нагрузки, высокая и низкая температура, голод, шум, болезнь, травма, операция и т.д.

Причины психологического стресса: обиды, грубость, зависть, несправедливость; борьба за лидерство, крушение надежд, предстоящий экзамен; информационные перегрузки и др.

Стрессовые ситуации могут приводить к нарушению здоровья ребенка: повышение кровяного давления, развитие сердечно-сосудистых заболеваний.

Симптомы, характерные для проявления стресса: нервозность и тревога; головные боли; слабость и утомляемость; боли в желудке и проблемы с пищеварением; покраснение лица; ощущение паники; беспричинный страх; кошмары.

Отрицательные последствия сильного стресса: общая усталость, апатия, отсутствие аппетита, раздражительность, острая реакция на критику, злоупотребление алкоголем, проблемы со здоровьем (гипертония, язва желудка, головные боли).

Однако, умеренный стресс полезен. Канадский биолог и врач Ганс Селье, давший название этому явлению, говорил, что стресс был всегда (Вечорко Г. Ф., 2007). Отсутствие стресса — подобно смерти. «Стресс — это спасательная реакция, сигнал тревоги, когда организму нужно в доли секунды мобилизовать силы на отражение опасности». Положительный стресс Селье называл эустрессом, а ослабляющий, чрезмерный — дистрессом.

Преодоление дистрессовых ситуаций и часто связанных с ними состояний депрессии предполагает реализацию двух типов усилий: связанных с разрешением проблемной ситуации и связанных с регулированием эмоций. Усилия по разрешению проблемы выражаются в попытках сделать что-нибудь конструктивное для изменения самой стрессовой ситуации. Для этого используют внешние ресурсы: социальную поддержку, снижение нагрузок, полное разрешение конфликтов, примирение и т.д.

Усилия по регулированию эмоций связаны с попытками контроля над собственными эмоциональными реакциями на стрессовые события. Ребенку необходимы регулярный отдых, прогулки, глубокое дыхание, мышечное расслабление, управление воображением или медитация и т.п.

Для снижения психофизиологической и психоэмоциональной напряженности (стресса),то есть для успокоения, полезны также:

—снижение для себя значимости сложившейся неблагоприятной ситуации;

—наличие запасных, отступных стратегий или позиций;

—эмоциональная разрядка: чередование видов деятельности (интеллектуальный и физический труд, общение, игра, физкультура, путешествия, рыбалка, дискотека и т.п.);

—общение со сверстниками и т.д.

Регуляция психических состояний осуществляется через лечение (психиатрия), а также с помощью оказания психологической помощи и поддержки. (Вечорко Г. Ф., 2007).

Эмоциональные переживания, стрессовые ситуации неразделимо существуют с понятием образовательной среды. Для преодоления проблемных ситуаций в школе очень важна работа психолога.

1.4 Адаптация к новой образовательной среде

Адаптация – приспособление, привыкание индивида к меняющейся социальной среде (Волков Б.С., 2010).

Достаточно сложным этапом в жизни ребенка является переход из начальной школы в среднюю. Обучение в средней школе опирается на определенные навыки, которые уже сформировались у ученика. Однако далеко не всегда уровень развития познавательных процессов у ребенка соответствует учебным требованиям, что, безусловно, снижает эффективность обучения (Смирнова О.М., Савина О.О 1998). Адаптацию учащихся можно условно разделить на три основные составляющие:

а) адаптация гимназистов друг к другу, установление внутригрупповых, межличностных взаимоотношений, способствующих личностному развитию каждого ученика;

б) адаптация к изменениям условий, особенностям новой образовательной среды;

в) адаптация учащихся к учебному ритму гимназии, внутренним правилам.

Эмоциональное состояние ученика служит важным показателем удовлетворенности ребенка пребыванием в школе. Она тесно связано с эффективностью учебной деятельности, влияет на усвоение школьных норм поведения, на успешность социальных контактов и в конечном итоге на формирование внутренней позиции школьника.

Школьная тревога – это достаточно широкое понятие, которое включает в себя различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений.

Познание – это всегда открытие чего-то нового, а все новое таит в себе беспокоящую человека неопределенность. Поэтому, чувство тревоги в школьном возрасте неизбежно.

Среди общих причин возникновения тревожности у детей школьного возраста можно перечислить:

внутриличностные конфликты, прежде всего, связанные с оценкой собственной успешности в различных сферах деятельности;

нарушение внутрисемейного и/или внутришкольного взаимодействия со сверстниками;

соматические нарушения;

учебные перегрузки;

неспособность учащегося справиться со школьной программой;

неблагоприятные отношения с педагогами;

регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации;

смена школьного коллектива.

Смена школьного коллектива предполагает необходимость установления новых взаимосвязей с незнакомыми сверстниками. Благополучные отношения с одноклассниками являются важнейшим ресурсом мотивации посещения школы.

Школьная тревожность может проявляться в поведении самыми разнообразными способами. Основными диагностическими признаками школьной тревожности:

пассивность на уроках;

скованность при ответа;

смущение при малейшем замечании со стороны учителя. (Микляева А.В., Румянцева П.В., 2006г.)

Обратной стороной адаптации ребенка в начальной школе является проблема школьной дезадаптации, которая вызывается двумя группами причин:

1. Индивидуальные характеристики ребенка: его способности, особенности эмоциональной сферы, состояние здоровья, особенности семейной среды.

2. Влияние социально-экономических и социально-культурных условий.

Школьная дезадаптация проявляется в неуспешности обучения, нарушениях школьной дисциплины, конфликтах с учителями и одноклассниками. Иногда школьная дезадаптация остается скрытой и от педагогов и от семьи, ее симптомы могут не сказываться отрицательно на успеваемости и дисциплине ученика, проявляясь либо в субъективных переживаниях школьника, либо в форме социальных проявлений.

Нарушения адаптации выражаются в виде активного протеста (враждебность), пассивного протеста (избегание), тревожности и неуверенности в себе и так или иначе влияют на все сферы деятельности ребенка в школе. (Коротаева Г.С. HYPERLINK «http://adalin.mospsy.ru/l_04_05.shtml» http://adalin.mospsy.ru/l_04_05.shtml — ссылка действительна на 19.04.13)

Тревожное состояние ученика является неотъемлемой частью учебного процесса. Повышенная школьная тревожность препятствует эффективной учебной деятельности. Поэтому помощь психологической службы очень важна, особенно на первом этапе адаптации.

1.5 Методы психологического воздействия при работе с кризисными состояниями

Метод психологического воздействия путем предъявления моделей основан на использовании механизмов психического заражения, внушения и подражания в процессе предъявления в качестве образцов: поведения других людей, персонажей кинофильмов, художественной литературы, сказок, притч, анекдотов.

Существуют несколько форм психологического воздействия:

•Дискуссия — обсуждение каких-либо проблем ученика с целью нахождения оптимальных решений. Главным механизмом психологического воздействия здесь выступает убеждение — процесс воздействия на сознание силой логических доказательств.

•Тренинг — метод воздействия, направленный на создание новых психических образований, либо на изменение и развитие уже существующих. В ходе тренинга используются различные упражнения, ролевые игры, психогимнастика.

•Психическая саморегуляция основана на произвольном управлении своим собственным психическим состоянием. Она предполагает наличие или выработку соответствующих умений, в том числе умений психопрофилактики и психогигиены. Для учащегося, например, это следующие умения:

умение управлять собственными эмоциями, преодолевать в себе излишнее беспокойство; чувство неуверенности, страха и тревоги, нерешительности и скованности на уроках, экзаменах, зачетах;

умение прогнозировать и снимать стрессовые проявления, излишнее напряжение и волнение;

умение мобилизовать свою волю или внутренние силы для создания рабочего настроения, необходимого самочувствия;

умение контролировать темп и тон своей речи, дыхания, мышечного напряжения и т.п.;

умение производить разрядку в сменяющих учебу видах деятельности: физический труд, физкультура, дискотека, кино, художественная литература и т.д. (Вечорко Г. Ф., 2007)

Для продуктивной работы с психологическим состоянием подростков, необходимо находить правильную методику воздействия: дискуссия, тренинг или психическая саморегуляция.

Глава 2. Постановка проблемы и программа эмпирического исследования эмоционального состояния пятиклассников на первом этапе адаптации к обучению в гимназии.

Анализ литературы показал, что одной из важных задач психологической службы — выявление проблем адаптации к условиям обучения и воспитания на разных этапах и организация психологической помощи в случае возникших затруднений. Тревожное состояние ученика является неотъемлемой частью учебного процесса, и поэтому не может рассматриваться как однозначно негативное состояние. Повышенная школьная тревожность препятствует эффективной учебной деятельности. Поэтому помощь психологической службы очень важна, особенно на первом этапе адаптации. Адаптация понимается двояко: с одной стороны, это приспособление, привыкание индивида к меняющейся социальной среде, с другой – это изменение среды в зависимости от поведения индивида. В школьной жизни человека существуют несколько ситуаций, требующих адаптации. Одна из существенных – переход из начальной в среднюю школу. Сложность ситуации может усиливаться, если ребенок в этот периоду поступает в новую школу, как это происходит в нашей гимназии. Он сталкивается не только с типичными для всех школьников задачами возрастного, образовательного перехода, но и необходимостью осваивать новое пространство, формировать новые социальные связи, выстраивать новые отношения. Показатели риска – эмоциональное состояние и отношения, складывающиеся в первый год обучения в новой школе; особенности диагностики эмоциональных состояний и отношений пятиклассников.

Цель: вычисление группы риска и выявление проблемных факторов школьной среды, связанной с адаптацией.

Задачи:

Разработка методики;

Проведение исследования;

Описание и анализ результатов;

Предмет исследования: факторы риска эмоционального неблагополучия.

Объект: высказывания пятиклассников о различных сторонах школьной жизни.

Гипотезы:

1) В гимназии есть дети, которых можно отнести к группе риска, требующей оказания помощи.

2) Проблемные ситуации пятиклассников связаны в большей степени с процессом адаптации к новой образовательной среде.

Экспериментальная база: ГБОУ гимназия № 1505 «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория».

Исследовательская выборка: Ученики 5-ых классов (79 человек).

Сроки проведения исследования: декабрь 2012 года.

Методы и методика исследования.

Модифицированная методика «Незаконченные предложения» с учетом условий адаптации учеников.

Обработка: контент-анализ по категориям:

1)Эмоциональное состояние ученика в школьное среде;

2)Отношения со сверстниками;

3)Отношения со старшеклассниками;

4)Отношения с учителями;

5)Страхи/недостаток чего-либо;

6)Планы на будущее.

Предполагаемые этапы исследования.

На первом этапе исследования целью было выявление проблемных факторов школьной среды, связанных с адаптацией.

Предварительный анализ результатов исследования показал, что среди учащихся пятых классов выделяется несколько учеников с выраженными негативно-эмоциональными реакциями в нескольких областях. Эта небольшая часть (примерно 10%) учеников, среди них есть и мальчики и девочки. Более подробный анализ будет проведен в дальнейшей работе. В рамках реферата мы сделаем лишь предварительные выводы.

Вывод

Проблема психологической безопасности остро стоит в образовательной сфере. Одной из главных угроз безопасности в гимназии 1505 среди младших классов является процесс адаптации учеников к новой образовательной среде. Опираясь на результаты исследования, можно сказать, что гипотеза о наличии в школе группы риска, которой требуется психологическая помощь, подтверждена. Наиболее распространёнными проблемами, возникающими у пятиклассников, являются:



Страницы: 1 | 2 | Весь текст