Реферат Почитание святыни Пояс Пресвятой Богородицы

КРАСНОАРМЕЙСКИЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

ПРИХОД В ЧЕСТЬ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА

Районные Кирилло-Мефодиевские чтения

Реферат:

Почитание святыни – Пояс Пресвятой Богородицы.

Реферат подготовила:

учащаяся 3 «б» класса

ГБОУ НШ с. Красноармейское

Цуканова Полина Андреевна

Научный руководитель:

учитель начальных классов

второй категории

Золотухина Людмила Александровна

2012 год

СОДЕРЖАНИЕ Стр.

Введение. ———————————————————————————————— 3

I. История появления Пояса Пресвятой Богородицы ———————————— 4

II. Почитание Пояса Пресвятой Богородицы

§1. Хранения Святого Пояса ——————————————————————— 4- 5

§2. Чудеса, явленные посредством святого Пояса —————————————— 5 — 6

§3. Военный путь кусочка Честного пояса в королевском кресте ——————— 6 — 7

§ 4. История возникновения Ватопедского храма —————————————— 7

§ 5. Пребывание частей Святого Пояса в настоящее время —————————- 7 — 8

§ 6. Почитание Пояса Пресвятой Богородицы ——————————————— 8

§ 7. Луч милосердия Божия в России ——————————————————— 9

Заключение ——————————————————————————————- 10

Список использованных источников ——————————————————— 11

Введение

Наша Церковь чтит святые и священные останки как тел святых, так и предметов, принадлежавших им. Одной из таких уникальных сохранившихся реликвий, принадлежащей Пресвятой Богородице, является Её Честной Пояс. Он представляет для Священной Великой Обители Ватопед бесценное сокровище и наиболее священную реликвию. Тысячи паломников посещают Ватопедскую обитель только для того, чтобы помолиться перед этой святыней, облобызать часть одежды Пресвятой Богородицы.

В ноябре 2011 года Ватопедская Святыня – Пояс Пресвятой Богородицы, находился в городе Самара. Тысячи православных людей в мороз и холод стояли в течение многих часов к Поясу Пресвятой Богородицы. Вот и интересно стало узнать историю Святого Пояса, почему его так почитают.

Цель исследования – проследить историю Пояса Пресвятой Богородицы, рассмотреть традицию его почитания.

Задачи:

узнать историю появления Пояса Пресвятой Богородицы;

ознакомиться с местами хранения Святого Пояса;

дать представления о чудесах Святого Пояса;

познакомить с историей военного пути кусочка Честного пояса в королевском кресте и возникновением Ватопедского храма;

проследить историю почитания Пояса Пресвятой Богородицы в Греции и России.

I. История появления Пояса Пресвятой Богородицы

Пояс Пресвятой Девы Марии, который в наши дни разделён на три части — единственная сохранившаяся реликвия её земной жизни. Согласно Преданию, пояс был соткан из верблюжьей шерсти самой Девой, и после её Успения при Вознесении она отдала его апостолу Фоме. «Когда восходила Ты, пречистая. к незапятнанной славе, рукою Своей даровала апостолу Фоме Свой святейший пояс»,- поёт Церковь в день празднества положения Честного Пояса Богородицы.

Хранение Честного Пояса взяли на себя две бедные набожные женщины из Иерусалима. Незадолго до своего Успения Богоматерь приказала евангелисту Иоанну разделить между ними и две своих ризы. Из поколения в поколение Пояс передавался на хранение благочестивой деве родом из этой семьи.

II . Почитание Пояса Пресвятой Богородицы.

§ 1. Хранения Святого Пояса.

В первые века христианской эры он находился в Иерусалиме. Известно, что в IV веке он хранился в каппадокийском городе Зела, и в этом же веке император Феодосий Великий вновь привёз его в Иерусалим. Оттуда его сын Аркадий доставил Пояс в Константинополь. Поначалу святыню поместили в храм Халкопратион, откуда в 458 г. Император Лев I перенёс его во Влахернскую церковь. В царствование Льва VI Мудрого (886-912). Пояс принесли в императорский дворец, и с его помощью исцелилась супруга василевса Зоя. Она была обуреваема нечистым духом, и император молился Богу об исцелении. Ей было видение, что она излечится от своей слабости. Если на неё положат Пояс Богородицы. Тогда император попросил Патриарха открыть раку. Патриарх снял печать и открыл раку, в которой хранилась реликвия. Пояс Божией Матери оказался целым и невредимым от времени. Патриарх приложил Пояс к больной императрице. И тотчас она избавилась от своего недуга. В знак благодарности Божией Матери императрица вышила весь Пояс золотой нитью. Так он приобрёл тот вид, который имеет сегодня. С благодарственными гимнами он вновь был помещён в раку, а рака запечатана. Константинопольский патриарх Герман I (715-730гг.) с лиризмом говорил, что Честной Пояс вечно хранит Божие благоухание совершённых им исцелений, даруя радость всем, кто приближается к нему с верой и благоговением; и Иосиф Песнопевец (прибл. 816-866 гг.) воспевает святыню, так как Благодатию Божией Матери она освящает верующих, приходящих благоговейно приложиться к ней, ограждает их от вреда и освобождает от болезней и скорбей.

Около 1150 г. Честной Пояс находился в Большой Палате Константинополя, в храме Святого Михаила. Вероятно, он был разделён на части, которые были перенесены в храм.

В XII веке, в царствование Мануила I Комнина (1143-1180), официально был учреждён праздник святого Пояса, проводимый 31 августа. До того его чествовали 2 июля, в совместном праздновании с честными Ризами Богородицы.

§ 2. Чудеса, явленные посредством святого Пояса.

В правлении турок братия монастыря брала с собой Пояс при своих отъездах на Крит, в Македонию, Фракию, Константинополь и Малую Азию. Они делали это с целью распространить благодать святыни, поднять дух порабощённых греков и избавить их от случавшихся эпидемий. Чудеса, явленные посредством святого Пояса во все века, неисчислимы.

Однажды Честной Пояс пригласили жители Г.Этноса. Монахов, сопровождавших его, разместили в доме одного священника, супруга которого тайно отрезала от него кусочек. Когда отцы взошли на судно, чтобы отправиться в путь, хотя море и было спокойным, судно не тронулось с места. Видя это странное явление, матушка покаялась в содеянном и отдала отцам отрезанную частицу Пояса. Только тогда судно смогло отплыть. По причине произошедшего был изготовлен второй ковчег, где эта частица хранится по сей день.

Во время восстания 1821г. по просьбе народа Крита, где свирепствовала чума, Святой Пояс был перенесён на остров. Однако, когда монахи собрались вернуться в монастырь, они были схвачены турками и отправлены на виселицу. Святой Пояс был выкуплен английским консулом Доменико Сант-Антонио. Оттуда пояс был перенесён на остров Санторин, в новое жильё консула. Весть разошлась по всему острову, и когда епископом острова об этом было сообщено монастырю, в 1831г. на Санторин был послан проигумен Дионисий. Консул запросил за Святой Пояс 15000 пиастров, и народ с трогательной готовностью собрал эту сумму. Так Святой Пояс был выкуплен и возвращён в монастырь Ватопед. Однако случившееся в Этносе с супругой священника повторилось ис супругой консула. Прежде чем передать Пояс проигумену Дионисию, она в тайне от своего мужа отрезала от него кусочек, в результате чего в скором времени Её муж внезапно скончался, а мать и сестра тяжело заболели. Поэтому в 1839г. она отправила в монастырь письмо с просьбой прислать представителей за оставшимся кусочком. С тех пор и по сей день ежегодно 10 октября торжественно отмечается возвращение Честного Пояса в Ватопедскую Священную Обитель.

В 1864г. Святой Пояс был перенесён в Константинополь, поскольку его жителей бичевала холера. Как только корабль подошёл к порту, холера исчезла, и никто из больных не умер. Это невероятное чудо привлекло к себе внимание султана, который попросил принести Честной Пояс во дворец, дабы к нему приложиться. Во время пребывания Святого Пояса в Константинополе греческий житель г. Галаты попросил перенести его в свой дом по причине тяжёлой болезни его сына. Однако, когда Святой Пояс принесли. Он уже умер. Тем не менее отцы не отчаялись. Напротив, они попросили увидеть умершего, и как только на него был возложен Честной Пояс, умерший воскрес.

§ 3. Военный путь кусочка Честного пояса в королевском кресте.

После захвата Константинополя крестоносцами четвертого крестового похода в 1204 г. некоторыми частями Пояса овладели орды варваров, которые и перенесли их на Запад. К счастью, утеряны были не все. Точно известно, что часть Честного Пояса осталась в Константинополе, а после его повторного завоевания в 1261 г. Михаилом VIII Палеологом она хранилась во Влахернской церкви. Свидетельство анонимного русского паломника в Константинополе, датированное приблизительно 1424-1453 гг., касательно существования Святого Пояса в Царьграде является последним. Неизвестно, что произошло впоследствии, после падения Константинополя в 1453 г. Наибольшая часть Честного Пояса, сохранившаяся до наших дней, хранится в Ватопедском Монастыре. Эта часть достигла монастыря после множества приключений.

Константин Великий изготовил крест, который он брал с собой в военные походы для защиты себя и своего войска. В середине креста находился кусочек Честного Древа; также в нём были отсеки, в которых были размещены святые останки наиболее значимых мучеников и кусочек Честного Пояса. Этот крест брали с собой в военные походы все императоры. Входе одного из походов против болгар император Исаак II Ангел (1185-1195гг.) был побеждён правителем Асаном. Тогда один из священников бросил королевский крест в реку, дабы не допустить его осквернения врагами. Однако он всё же был найден и передан болгарскому царю Асану. Болгары состояли в не слишком хороших отношениях с сербами, и они постоянно ухудшались. Приблизительно в 1330 г. в одном из сражений болгарское войско было наголову разгромлено сербским правителем великомучеником Лазарем (1389 г.). Так королевский крест перешёл в руки сербов. По истечении сорока лет Лазарь даровал монастырю Ватопед королевский крест вместе с кусочком Честного Древа, кусочком Честного Пояса и другими священными останками. Надпись на сербском языке на обратной стороне Честного Креста гласит: «Лазарь, во Христе Боге князь Сербии и правитель Греции, приношу в дар могущественное оружие с непорочным Поясом Пречистой Девы монастырю Ватопед моего царства». С тех пор он хранится в алтаре соборного, то есть центрального, храма Обители.

§ 4. История возникновения Ватопедского храма.

Как полагают некоторые, монастырь был возведён на месте храма, построенного в начале IV века императором Константином Великим и разрушен Юлианом Отступником. Согласно более позднему преданию, Ватопед был сразу основан как монастырь императором Феодосием (379-395). У императора было трое детей: Аркадий. Гонорий и Плакидия. Выдав дочь замуж, он отправил молодую чету с двумя своими сыновьями в Рим. На обратном пути из Рима в Константинополь на борту корабля находился сын императора Аркадий с придворными. Возле местечка Имброс Аркадия во время шторма смыло за борт, и он исчез в волнах. Корабль нашёл убежище от бури возле того места, где сейчас стоит Ватопедский монастырь. Погружённые в скорбь придворные вдруг увидели Аркадия, спавшего мирным сном под кустом куманики. Аркадий рассказал им, как его чудесным образом спасла Богородица. В благодарность император воздвиг на этом месте монастырь, который в последствии стали называть Ватопед (вато – куст, педион – ребёнок). Потом монастырь был разрушен – вероятно во время многочисленных вторжений – отстроен заново в 676 году, и снова разрушен в 862 году арабскими пиратами.

Ватопед в его нынешнем виде был создан во второй половине X века тремя монахами из Адрианополя: Афанасием, Николаем и Антонием, пришедшими на Святую Гору и ставшими учениками преподобного Афанасия. Через некоторое время он отправил их жить в те места, где сейчас расположен монастырь Ватопед. Тогда здесь стояли кельи отшельников более ранних времён. Хотя Ватопед не значится в списке афонских монастырей, составленном в 972 году святым Афанасием, он упомянут в записях от 985 года (то есть, по прошествии всего нескольких лет). Таким образом, время основания монастыря определяется в границах этого периода.

§ 5. Пребывание частей Святого Пояса в настоящее время.

В настоящее время одна часть значительная часть пояса находится в Ватопедском монастыре, вложенная в драгоценный ковчег, запечатанный двумя печатями Аркадия и Льва Философа, и помещаются в алтаре соборного храма; другая же часть его хранится в Грузии, в Зугдидской церкви, куда пожертвовал её греческий император Роман, выдавший в исходе X века дочь свою Аргиру за знаменитого царя Абхазии и Грузии, Баграта Куропалата. Аргира, получившая исцеление от этого пояса, упросила отца отпустить с нею в дальнюю страну часть его. По повелению императора Александра I выстроен каменный храм в Зугдиди (в Мингрелии), где доныне святыня хранится перед иконостасом в драгоценном киоте. На верхней части пояса, который походит на диаконский орарь, сложенный вместе, виден древний лик Богоматери; нижняя часть его совершенно ветха. Бывшая правительница Мингерии Нина, дочь царя Георгия, при вступлении в подданство России, принесла этот чудотворный пояс в дар императору Александру I; но он, украсив пояс Богоматери драгоценными камнями, возвратил правительнице, и тогда же повелел воздвигнуть каменную церковь для хранения сей святыни.

§ 6. Почитание Пояса Пресвятой Богородицы.

Из года в год миллионы паломников приезжают из разных уголков мира в Ватопедскую обитель только для того, чтобы помолиться перед святыней, приложиться с благоговейной любовью к частичке одежды Пресвятой Богородицы, попросить о помощи Божией. Только Бог имеет силу творить чудеса по своей природе. Святые совершают чудеса Благодатью, полученной от Него. При совершении чудес их энергия является не их собственной человеческой энергией, а энергией Бога. Так, и Пресвятая Богородица, будучи Святою Святых, совершает больше чудес, чем любой Святой. И это ещё не всё. Через Неё, как ангелам, так и людям, передаются все духовные дары. Она имеет «второочерёдность после Троицы». После Троицы, которая обладает первенством, следует Божия Матерь, что «выше Херувимов и несравненно славнее Серафимов». И поскольку Она обладает «второочерёдностью после Троицы», всё, желаемое Ею, осуществимо. Как говорится, в одной хвалебной песне, нашей Богоматери из «Феотокариона» (богослужебная книга, сборник Богородичных канонов на восемь гласов, составленный преподобным Никодином Святогорцевым): «твое «могу» совпадает с «желаю», то есть ты можешь всё, что пожелаешь». Помимо любви и добросердечия, у Пресвятой нашей Матери есть бесконечные возможности благодетельствовать нам. Пределы Греции за всю историю пребывания Пояса в Ватопедском монастыре святыня не покидала никогда. Обычно раз в год ковчег с Поясом по настоятельным просьбам верующих приносится в тот или иной греческий город для поклонения, но не за пределы страны.

§ 7. Луч милосердия Божия в России.

Но для России было сделано исключение. Пояс Пресвятой Богородицы в городах России. Миллион православных людей, в дождь и холод стоящих в течение многих часов к этой святыне,- действительно Событие и Чудо. Луч милосердия Божия внезапно озарил нашу землю, и стало ясно: жив русский народ. Многие из нас были потрясены исключительной близостью Божией Матери к нам, грешным людям. Это была Богородичная Пасха, праздник Покрова Божией Матери над Россией, превращение земли Содома на какое-то время снова в Дом Пресвятой Богородицы. Старые и юные, женщины и дети, и в основном молодёжь, шли непрерывным потоком с серьёзными взволнованными лицами. На них было написано одно желание – прикоснуться и исцелиться от ужаса, в котором они живут. Может быть вера была у них и разной глубины, но это был всенародный вопль: Пресвятая Богородица, спаси нас!

Заключение

Пусть пребывание Пояса Пресвятой Богородицы многим поможет понять силу Божественной благодати и близость присутствия к нам небесного мира. Если бы сегодня наш народ отступал к нашим святыням, к той благодати и крепости, которая по-прежнему хранится в Православной Церкви, тогда всё бы чудесно изменилось. Мы обрели бы несокрушимое оружие, которое называется страхом Божиим. Потому что, где страх Божий, там вступает в действие и сила Божия. И тогда само наше отступление внезапно бы стало страшным для наших врагов. В самом отступлении открылась бы сила Господня, и оно стало бы для нас победоносным наступлением.

Список использованных источников

HYPERLINK «http://www.afon-oros.ru/index» http://www.afon-oros.ru/index

http://www.pemptousia.ru

http://www.pravmir.ru/poyas-presvyatoj-bogorodicy-chudesa-foto/

HYPERLINK «http://www.ruskline.ru/author/sh/shargunov_aleksandr/» Протоиерей  Александр  Шаргунов, HYPERLINK «http://www.ruskline.ru/editions/r/russkaya_liniya/» Русская народная линия

Чудеса Святого Пояса. Священная Великая обитель Ватопед.

PAGE

PAGE 2