Реферат Портрет Дориана Грея

РЕФЕРАТ

«Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда

______________________________________________

HYPERLINK «http://dorian-gray.ru/»Dorian-Gray.ru— Портрет Дориана Грея — книга, фильм, цитаты!

Уважаемый читатель!

Данный файл представлен исключительно в ознакомительных целях.

Все тексты взяты из открытых электронных источников и выложены на сайте для не коммерческого использования!

Если вы скопируете данный файл, Вы должны незамедлительно удалить его сразу после ознакомления с содержанием.

Копируя и сохраняя его, Вы принимаете на себя всю ответственность, согласно действующему международному законодательству.

Все авторские права на данный файл сохраняются за правообладателем.

Любое коммерческое и иное использование, кроме предварительного ознакомления запрещено.

Публикация данного документа не преследует никакой коммерческой выгоды.

_______________________________________________

1 Основные символы, используемые О.Уайльдом для отражения жизни Дориана Грея

О. Уайльд был само противоречие: то приверженец «чистого искусства», то сторонник этических идеалов. Роман-символ «Портрет Дориана Грея» задумывался как обожествление искусства, как философии наслаждений и удовольствий. В романе использована вся эстетика О. Уайльда: «художник — тот, кто создает прекрасное», «художник не моралист», «искусство — зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь». От теории он переходит к трагедии Дориана Грея. В мире литературы много героев, которые отдали душу дьяволу в обмен на свои желания, связанные с алчностью, похотью и самолюбием. Дориан Грей пожертвовал своей душой ради вечной молодости, вечной красоты. Его желание неотъемлемо связано с его самолюбием и эгоизмом. Этот роман философски-символический, не реалистический, хотя во многом схож с правдой жизни. Сам он называл роман «золотой парчой». Целью Уайльда не было создание многогранных характеров героев. Каждый из них воплощение одной идеи. Дориан стремился к вечной молодости, лорд Генри к философии наслаждения, Бэзил был предан искусству. Главное внимание Уайльд уделил тонкой игре ума лорда Генри. Он поразил Дориана своим воображением и дерзкими речами. Герои постоянно участвуют в словесных поединках. Уайльд применил здесь два аспекта творчества. Во-первых, художник, который погрузился в порочность ради открытия новых горизонтов, гибнет, запятнанный и подверженный дезинтеграции, подверженный заражению чужими пороками. Во-вторых, истинное произведение художника, пройдя ад диссоциации в ходе сотворения, восстает в прежнем виде как новый образец красоты, даже если прототип этой красоты (Дориан Грей) глубоко порочен.

1.2 Нравственный кризис героя

Дориан Грей пожертвовал душой ради вечной юности и красоты. Молодой красавец не может избавиться от мысли, будет стареть. Он продал свою душу дьяволу, чтобы быть вечно молодым и красивым.

Дориан даже не хочет противостоять лорду Генри, для которого он становится послушной игрушкой. Герой отдается наслаждениям и скользит в пучину разврата и преступлений. По прошествии многих лет его лицо остается молодым и свежим, но его портрет ужасно меняется, так как душа Дориана становится лживой, порочной и грязной. Не выдерживая горьких встреч со своей совестью, Дориан воткнул в портрет нож. Его желанием было избавиться от мучительного свидетеля. Он теряет свою жизнь вместе с вечной молодостью, а портрет обретает былое великолепие молодости и красоты своего хозяина.

Философия лорда Генри несознательна. Это ярко выражается в любви Дориана к Сибилле Вэйн. Ему чуждо простое человеческое чувство. Он любит не в девушку, а в искусство в ней, обожая в ней Джульетту, Офелию, Дездемону. Из-за своего эгоизма он никогда не влюблялся в саму Сибиллу Вейн. Отталкивая ее, он безжалостно разбивает ей сердце, только потому, что из великолепной актрисы она превратилась в живую любящую женщину. Он не хочет соглашаться с тем, что любовь выше искусства. В его философии — самоопределение человека идет только через искусство. Дориан влюблен только в самого себя, он не видит ничего вокруг, не беспокоится о других. Сибилла, по его мнению, была эгоистична, которая своею смертью причинила ему минутное волнение. Это первая жертва Дориана, за ней дальше последуют шлейф жертв. Дружба с ним не приносит ничего хорошего, она губительна для юных людей. Он заражает их сумасшедшей жаждой наслаждений и удовольствий. В итоге они или самоубийцы, или скатываются на дно жизни.

Жизнь Дориана была бы невыносимой, если бы призраки его преступлений все время напоминали бы ему о себе. Его порочность заставляет умолкнуть совесть: «Слишком коротка жизнь, чтобы брать на себя еще и бремя чужих ошибок. Каждый живет, как хочет, и расплачивается сам».* Подлости и преступления, которые совершил Дориан, для него — лишь цепь минутных переживаний, после чего он с удовольствием окунается в атмосферу искусства. Узнав о самоубийстве Сибиллы, он едет в оперу слушать «божественную Патти», убив Бэзила, с упоением отдается чтению стихов Готье. По его мнению, зло — одно из средств осуществления красоты жизни. «Самое страшное на свете — это скука. Вот — единственный грех, которому нет прощения». Эта заповедь лорда Генри. Он живет в своем мире, в своей фантазии, в которой все имеет яркие светлые краски. Его увлечения постоянно меняются. То католичество, то мистицизм, то дарвинизм. Он изучал музыку, ароматические вещества, драгоценности, старинные вышивки, гобелены. Все это помогало ему убежать от страха.

Прославить героя Уайльду не удалось. Принеся душу в жертву искусству и красоте, Дориан опорочил себя. Красота внешняя становится уродством внутренним. В словах лорда Генри, обращенных к Дориану в конце романа, прозвучала горькая ирония. А Дориан в этот момент уже понял, что он сам себе изуродовал душу. Дориан был жертвой своей экстремистской страсти, любовь к самому себе. «Пытаясь убить свою совесть — Дориан Грей убивает себя», — так сформулировал мораль романа сам автор. Автор спорит с самим собой и в процессе написания романа разрушает свою ложную философию. Но писатель жалеет своего героя, даже больше чем жертв Дориана.

2.Творчество О. Уайльда

.1 Мотивировка собственной эстетической программы

Этот роман является гимном эстетизму. Здесь ярко выражены основные направления теории эстетизма О. Уайльда. Двадцать пять изречений предисловия определяют эстетические взгляды писателя.

. «Художник — тот, кто создает прекрасное». Художник Бэзил Холлуорд нарисовал изумительный портрет. Но потом Уайльд опровергает этот тезис.

. «Те, кто в прекрасном находят дурное, — люди испорченные.… Те, кто способны узреть в прекрасном его высокий смысл, — люди культурные. Они не безнадежны».* Этот афоризм тоже опровергнут. Под внешней красотой Дориана сидит ужасная душа.

. «Художник — не моралист». Но художник Бэзил делает попытки вернуть Дориана на истинный путь, пытается заставить его молиться.

Тема морали открыта. Уайльд не отвергал нравственного содержания литературы, но был приверженцом против нарочитой назидательности.

2.2 Истинная ценность искусства по Уайльду

. Новое направление в литературе, возникшее в конце 19 века, называется эстетизм, внесший в зарубежную литературу новые ценности и взгляды. Главная ценность эстетизма — красота, которая является высшей ценностью и единственной целью искусства, а поиск красоты в различных её проявлениях — это смысл жизни.

В античной классической эстетике неразрывно были связаны единство красоты и добра. Эстетизм же отделяет одно от другого, но зачастую оппозиционирует их друг другу.

Главной задачей эстетизма является убедить, что искусство существует для самого искусства.

. Оскар Уайльд — главный английский эстет. Теория красоты, основанная на его творчестве, биографии называется эстетизмом. Его эстетические взгляды ярко выражены в его поздних произведениях: «Гранатовый домик», «Упадок искусства лжи», «Критик как художник». Очень ярко и полно раскрыта теория красоты в романе «Портрет Дориана Грея».

Уайльд — первопроходец нового искусства. Он утверждал, что искусство ? зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а совсем не жизнь. Тема, которую понял Уайльд в этом романе, оказала огромнейшее влияние на все дальнейшее развитие европейской эстетики.

. В произведении «Счастливый принц» О.Уайльд поднимает вопрос о пользе красоты, об аналогии красоты внешней и красоты души. Уайльд раскрывает смысл добра. Статуя Принца выявляет в себе заботливое и положительное сострадание к людям. Здесь показано стремление принца оказать помощь, живущим в нищете людям. По его просьбе ласточка снимает со статуи драгоценности и отдает их малоимущим. Уайльд рассматривает внутреннюю красоту, красоту души, пользу, которую приносит людям.

Трактат «Упадок лжи» основан на эстетических взглядах Уайльда. В нем излагаются взгляды писателя на отношении к красоте, искусству, на аналогию искусства и жизни.

Цель жизни — поиск себе выражения. Искусство указывает формы жизни, чтобы воплотить свое стремление.

Жизнь подражает искусству, а не искусство жизни. Жизнь разрушает искусство.

Подлинное искусство основано на лжи. В 19 веке происходит упадок искусства, то есть реализм. Объяснение тому «искусство лжи» было забыто.

Чтобы спасти искусство необходимо вернуться к жизни, к природе. Отрицая реальность, которая существует объективно, Уайльд делает попытки доказать, что не искусство отражает природу, а природа является отражением искусства. Искусство ничего не выражает, кроме себя самого.

. В романе «Портрет Дориана Грея» раскрывается проблема отношения искусства и реальности, автор использует тезис: «Жизнь подражает искусству».*

В этом романе поставлена задача отношения вида и сущности, мига и бесконечности великолепного, искусства, отношения автора и его произведения. Декадентство характеризовалось любовью к предметам аристократического быта. Поэтому в романе ярко выражены эстетизм и нравственное растления общества.

Идея о первичности искусства — одна из центральных. Искусство отражает лишь того, кто смотрится в него. В этом романе портрет, как творение художника, отражает жизнь, внешность и душу Дориана Грея.

Трансформация искусства напрямую связана с кризисом великого искусства лжи. Доказательство тому в романе актриса Сибиллы Вейн. Девушка не знала чувство любви, но великолепно воплощала свои фантазии на сцене. Она врала и с успехом играла роли героинь Шекспира. Познав любовь, влюбившись в Дориана, она пережила кризис искусства лжи. В итоге актриса переживает драму. Ее игра на сцене становится ужасной.

Определения красоте и прекрасному становятся на важнейшими ценностями. Красота Дориана оправдывает всю негативную сущность его естества и самого его существования.

Избранник — тот, кто в прекрасном видит лишь одно — Красоту.

Наказание приходит к Дориану только, когда он вонзает нож в свой великолепный портрет. Искусство как воплощение красоты бесконесно. С гибелью героя, остается жить великолепный красивый, как в миг творения произведение художника, портрет. Это все неотъемлемо связано с эстетическим мировоззрением автора О. Уайльда.

«Красота — один из видов Гения, она еще выше гения… она имеет высшее право на власть и делает царями тех, кто ею обладает…»

В романе «Портрет Дориана Грея» Уайльд объединяет все основные свои эстетические принципы, затронутые им в ранних произведениях. Роман «Портрет Дориана Грея» — это олицетворение эстетической теории писателя Оскара Уайльда.

2.3 Оскар Уайльд — «принц парадоксов»

Уайльда называли «королем жизни», «принцем Парадоксов». » Правда жизни открывается нам именно в форме парадоксов. Чтобы постигнуть Действительность, надо видеть, как она балансирует на канате. И только посмотрев все те акробатические штуки, какие проделывает Истина, мы можем правильно судить о ней», — заявлял автор «Портрета Дориана Грея».*

Уайльд обычно увеселялся сам и увеселял других тем, что заставлял заурядность постоять на ушах своей дерзкой мысли. Мог взять фразу, которая стала крылатой, и переворачивал ее. Его парадоксы: «Браки совершаются на небесах» — «Разводы совершаются на небесах», «Время — деньги» — «Время — потеря денег». Показывая всем, что важно быть легкомысленным, он высказывал далеко не справедливые изречения, доводя до глупости жалкую жизненную позицию и философию тех, кто «все видит, кроме очевидного». Он насмешливо, но в тоже время серьезно, посягает на важнейшие устои и основы людей и общества, где «ложь — это правда других людей», а «долг — это то, чего мы требуем от других и не делаем сами».

Остро откликаясь на разногласия окружающей реальности, Уайльд создан из парадоксов. В своих выражениях он представляется то чувствительным циником, то распущенным нравоучителем, то мечтательным пессимистом; приглашает видеть веселое в трагичном и чувствовать драматический оттенок в юморе; натуральность для него — тяжелая позиция, ленивость -самый тяжелый в мире труд, личина — привлекательнее лица, театр — подлиннее жизни; жизнь больше имитирует искусство, а не искусство имитирует жизнь. Уайльд сам открыл психологическую почву своей страсти к парадоксу. » Чем в области мысли был для меня парадокс, тем в области страсти стала для меня извращенность», — говорил писатель, ретроспективно взвешивая свое творчество и жизнь.

Основа парадокса положена в большинство творений Оскара Уайльда. На этой основе созданы «Кентервильское приведение», в котором народ убегают от призрака, а жестокий практицизм семьи американского посла делает мучительным жизнь великолепного английского призрака; «Преступление лорда Артура Сэвила», где чувство приличия подталкивает юного аристократа на преступление, а жертвой собственного пророчества оказывается несчастный предсказатель; «Натурщик-миллионер», в котором богатый банкир позирует художнику в нищенских лохмотьях, творец был вознагражден после того, как введенный в заблуждение этим случаем, отдал последнюю золотую; «Сфинкс без загадки», где вымышленный секрет разрушает жизнь женщины.

уайльд дориан грей нравственный

2.4 Творчество О. Уайльда — красивая, но ядовитая орхидея

Константин Бальмонт о поэте: «Оскар Уайльд любил Красоту, и только Красоту, он видел ее в искусстве, в наслаждениях и в молодости. Он был гениально одаренным поэтом, он был красив телесно и обладал блестящим умом, он знал счастье постепенного расширения своей личности, увеличение знания, умноженье подчиненных, расцвет лепестков в душе, внешнее роскошество, он осуществлял до чрезмерной капризности все свои «хочу!», — но, как все истинные игроки, он в решительный момент не рассчитал своих шансов сполна и лично удостоверился, что председательствует во всех азартных играх — дьявол.

Своевольный гений позабыл об одной неудобной карте: у него в груди было сердце, слабое человеческое сердце.

Оскар Уайльд — самый выдающийся английский писатель конца прошлого века, он создал целый ряд блестящих произведений, полных новизны, а в смысле интересности и оригинальности личности он не может быть поставлен в уровень ни с кем, кроме Ницше.

Оскар Уайльд доказал, что у него была неудобная карта — сердце, и доказал цельность своей натуры не только двумя годами своей каторги, но в особенности тем, что после нее он не написал ничего, кроме одной поэмы «Баллада Рэдингской тюрьмы», где изобразил ужасы неволи и чудовищность смертной казни с такой силой, какой не достигал до него ни один из европейских поэтов.

Оскар Уайльд напоминает красивую и страшную орхидею. Можно говорить, что орхидея — ядовитый и чувственный цветок, но это цветок, он красив, он цветет, он радует.

Красные маки сперва, весна и лето, воздух, жизнь. И потом беспощадная смена того, что зовется временами года. Осень, зима, зимний сад, и внутри, в этом роскошном саду с повышенной температурой и с холодными окнами, пышный, и странный, и волнующий цветок — орхидея тигриная».*

Заключение

Творчество Оскара Уайльда имело сенсационный характер. Основная задача — любовь к красоте и искусству. Он создал абсолютно нового героя с утонченными манерами и стилем, который стремится к удовольствиям и наслаждениям. В своих героев он вложил всю свою эстетическую теорию. Это был вызов все устоям общества, викторианству, которое характеризовалось своей прагматичностью.

Его творчество шло в сопровождении скандалов. После появления в свете романа «Портрет Дориана Грея» на Уайльда посыпались обвинения в безнравственности и аморализме.

Эстетический взгляды Оскара Уайльда носили двоякий характер. Роман Портрет Дориана Грея, помимо утверждения основных эстетических принципов, выражая философские взгляды автора о подлинном искусстве, в большем счете был направлен на разоблачение эстетизма, предвосхитив его кризис. Любое искусство, которое ставит своей целью предельную степень эстетизации, никогда не будет самоцельным без опоры на нормы этики, что в свою очередь позволит ему стать единственным средством обретения индивидуальности.