Реферат На тему «Человек и природа в росийском космизме»

Реферат

На тему: «Человек и природа в росийском космизме»

Содержание

Вступление…………………………………………………………стр. 3

Раздел I. Истоки русского космизма, основные черты………….стр. 6

Раздел II. Основные направления росийского космизма………..стр. 7

2.1 Философско-религиозное направление………………………стр. 9

2.2 Поэтическо-художественное направление……………………стр. 11

2.3 Естественнонаучное направление…………………………….стр. 15

Раздел III. Космизм и современное экологическое сознание……стр. 21

Выводы………………………………………………………………стр. 25

Список использованной литературы…………………………… ..стр. 27

Вступление

Космизм – это философия жизни,

смерти и бессмертия человека и вселенной в их неразрывном единстве. рпрорпорооо

Е. Когай

В период освоения космоса особое место в философской проблематике занимает вопрос развития общества во времени (А.Е.Фурман, Ю.К.Мельвиль, И.С.Шкловский и др……

……Понятие «космизм» включает в себя все направления мировоззренческого порядка: это и восприятие, и размышление, и умение строить логические цепочки, и предвидение. Ещё в процессе преобразования древнейшего мифологического сознания начали складываться элементы научно-философского понимания мира. Космические идеи восходят к …….

Раздел I. Истоки русского космизма, основные черты

Славянским народам была присуща вера в небесно-космическую предопределенность судьбы человеческой Такие космические объекты, как Солнце, Луна, Звезды принимали деятельное участие в жизни людей. Широко известны, в частности, славянские культы небесных лосей или небесных оленей, отождествляемых с сознаниями Большой и Малой Медведицы. Семью, дом славяне как бы уподобляли части Вселенной. Один из исследователей русского ….

…..Тем самым русская космическая мысль восходит в своих духовных истоках к народному космизму славянской устной традиции и письменным выражениям небесно-космических вопрошаний, повествований в духе Голубиной книги и других источников русской духовной литературы раннего периода.

Раздел II. Основные направления росийского космизма

В русском космизме XIX-XX столетий можно выделить три течения — философско-религиозное, поэтическо-художественное и естественнонаучное. Конечно, данное деление является условным, так как одних и тех же авторов можно отнести как к философско-религиозному, так и поэтически-художественному направлению, с философским перекликается также естественнонаучное направление. Поэтому с известными оговорками сочтем, что:

— к философско-религиозному направлению относятся ……

— к естественнонаучному направлению по праву принадлежат …..

— поэтическо-художественное направление …….

Космическое веяние обнаруживается и в произведениях многих поэтов Серебряного века, идеям космизма созвучна российская мистическая литература.

Космос в представлении русских космистов предстает Реальностью — светоносной, прекрасной, творчески созидательной. Русские философы-космисты обращают внимание на размерность, гармоничность, разумность устроения космоса. Для них важна тема ответственности человека за природу, осмысление особой роли человека в этом мире, имеющей непосредственное отношение к судьбам природного бытия. Философы-космисты последовательно проводят мысль….. .

…..2.1 Философско-религиозное направление

Русские мыслители-космисты религиозной ориентации — …. — поднимают вопрос о необходимости реальной, активной работы над преодолением несовершенства человека — как нравственного, так и физического….

…..Согласно философско-религиозной традиции русское космизма, разрешение социальных и социоприродных противоречий возможно на пути природного и духовного преображения человека, приближения его к Абсолюту Требуется активная работа для преодоления современной «промежуточности» человека, его несовершенства, усиления его творческого, созидательного начала.

2.2 Поэтическо — художественное направление

Близким по духу и направленности идей к философско-религиозному течению выступает поэтическо-художественное космическое течение. Так, в романе русского писателя, журналиста и общественного деятеля В. Ф. Обовеского «Русские ночи» прорисовывается представление о человеке как активной, творческой силе универсума проводится мысль о взаимосвязи человека со всей природной и даже космической судьбой. ….Классик драматургии А. В. Сухово-Кобылин предлагает своим читателям «Учение Всемира», развивающее концепцию активной эволюции, космического будущего человечества. В развитии человеческого общества писатель выделяет три этапа:

— первый — ……

2.3. Естественнонаучное направление

…..Развивая мысль о существовании связи между всеми явлениями мира, Умов настаивает на признании духовной связи «между нами и уже вымершим живым миром на нашей планете» Ученый последовательно прослеживает глубокую взаимозависимость, соединяющую существа Вселенной, призывает возлюбить мир всего космоса «как самого себя» …..

…Вернадский В.И. – занимался не только естествознанием и был основоположником комплекса современных наук про Землю – геохимии, биогеохимии, гидрогеологии, радиогеологии, генетической минералогии и т.д., он также был мыслителем и ощественным деятелем — академиком АН СРСР, первым президентом Академии Наук Украины (1918-1921), членом Чехословацкой (1926) и Парижской (1928) Академий. Работы Вернадского …….

…..Циолковским были высказаны также догадки о мировой памяти — способности материи запоминания прошлыц воплощенных веществ (в этом плане он как бы развивает и продолжает идеи Н. А. Умова), Ученый высказывает предположение об этапах развития космического бытия человека, выделяя четыре эры. …….

…..

Эти эры будут повторяться циклично, вплоть до возникновения «сверхчеловека», который будет обладать абсолютным всезнанием (Три! Два’ Один! М., 1989, с 30)

В конечном итоге идеалом К Э. Циолковского предстает активное участие человека в жизни Вселенной, ее преобразование во имя распространения разума и счастья на просторах космоса.

.

Раздел III. Космизм и современное экологическое сознание

Рассмотренными выше именами, конечно, не ограничивается круг мыслителей, относимых сегодня к такому феномену мировой культуры, как русский космизм. Следует отметить многогранность данного явления культуры охватывающего самые разные способы осмысления мира— естественнонаучное и гуманитарное знание, религию, поэзию, живопись, музыку. Одновременно космизм — это одна из тем мировой культуры, которая….. .

….Феномен русского космизма следует рассматривать не как доктрину выживания цивилизации, а скорее как концепцию органической полноты, жизни во Вселенной. Развитие космистских идей… . … Возможны три варианта экологического сознания: во-первых….. Е.А. Когай выделяет пять типов экологического сознания…….

Выводы

Рассмотренными выше именами, конечно, не ограничивается круг мыслителей, относимых сегодня к такому феномену мировой культуры, как русский космизм. Следует отметить многогранность данного явления культуры охватывающего самые разные способы осмысления мира— естественнонаучное и гуманитарное знание, религию, поэзию, живопись, музыку. Одновременно космизм – это……. …

……Феномен русского космизма следует рассматривать не как доктрину выживания цивилизации, а скорее как концепцию органической полноты, жизни во Вселенной. Развитие космистских идей способствует в настоящее время разработке стратегии формирования единого, целостного человечества. Русский космизм как уникальное космическое движение исходит из ……..

…. Очень ярко проявил себя принцип космизма в искусстве ……. Хотя в отдельных работах философов можно заметить, что тема носит актуальный современный оттенок (Урсул А.Д., А.Т.Спиркин, Рассел Б, Казютинский В.В. и др.).

Список использованной литературы

Барулин В.С. Социальная философия.- М.: Фаир-Пресс, 1999.- 560с.

Галактионов А.А.,Никандров П.Ф. Русская философия ХІ-ХІХ веков.- Ленинград: Наука, 1970.- 652с. 3. Когай Е.А. Экологическая парадигма культуры и образования // Социально-гуманитарные знания.-2000.- №4.- С. 114-130.

Когай Е.А. Социальная экология. Концепция ноосферы, экоразвитие и коэволюция //  Социально-гуманитарные науки.-  1999.- №4.- С. 148-164.

Когай Е.А. Социальная экология : Экологические и космические перспективы // Социально-гуманитарные знания.- 1999.- №6.- С.92-106.

Лавров Петр Лаврович Философия и социология.- М.: Мысль, 1965.- 703с.

Межжерин, Виталий Алексеевич Книга для разумения: Вселенная.Экология.Культура.Ноосфера.- К.: Логос, 2004.- 283с.- 15.00

Никитин Леонид Никитович Разум и ноосфера (интеллектуальные и иррациональные отношения человека к минералам).- Донецк: ДонДУЕТ, 2002.- 175с.

Русская философия.- М: ТЕРРА-Книжный клуб, 1999.- 656с.

Философия. Справочник студента.- М.: СЛОВО, 1999.- 672с.

Ресурсы интернет:

1. HYPERLINK «http://sufism.ru/barzah/cosm05.htm» http://sufism.ru/barzah/cosm05.htm

2. HYPERLINK «http://www.auditorium.ru/books/316/6.htm» http://www.auditorium.ru/books/316/6.htm

Чижевский А Л Физические факторы исторического процесса//Химия и жизнь, 1990, № 1, с. 90)

PAGE

PAGE 2