Реферат Место Гераклита и Пифагора в античной философии

ГОУ Гимназия №1505

«Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»

Реферат

Место Гераклита и Пифагора в античной философии.

Автор: ученица 9 класса «Б»

Иванова Анастасия

Руководитель: Гутлин М.Н.

Москва

2012

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3

§1 Пифагор Самосский…..…………….…………………………………………………………6

§2 Гераклит Эфесский…………………………………………………………………………..10

§3 Отражение идей Гераклита и Пифагора в философских учениях более поздних мыслителей………………………………………………………………………………………13

Заключение ………………………………………………………………………………….….16

Список Литературы …………………………………………………………………………….18

Введение

Люди с глубокой древности задумывались о происхождении окружающей реальности, о смысле существования мира и человека. Задаваясь этими вопросами, люди пытались давать на них ответы, в соответствии с их наблюдениями и взглядами, так складывалось мировоззрение людей.

Мировоззрение — это совокупность взглядов, оценок, жизненных принципов и  HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F)» \o «Образ (философия)» образных представлений, определяющих общее видение и HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5» \o «Понимание» понимание HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F» \o «Вселенная» мира, осознание места человека в нем. Жизненные позиции, программы поведения, действий людей, совершенные в согласии с их нравственными устоями. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер. Каждый из нас по-разному смотрит на мир и на все происходящее в нем, делает свои умозаключения, анализирует и приходит в своих размышлениях к определенным выводам. Затем формируется мировоззрение, которое развивается и устанавливается у каждого человека по-своему в течение жизни, в зависимости от происходящего вокруг конкретного человека, его силе духа, убеждений и воспитания. В разные эпохи мировоззрение было различным.

Философия – одна из форм мировоззрения, миро познания, форма человеческой деятельности. Философия, как дисциплина изучает основные, фундаментальные принципы бытия и познания, смысл существование человека, отношение между человеком и миром. Эта дисциплина формировалась многие века и формируется до сих пор, собирая и включая в себя мысли, выводы и взгляды людей, живущих в различных местах и временных отрезках.

Я же в своем реферате хочу рассказать о величайших мыслителях древнегреческой античной философии, которые жили в начале шестого, конце пятого столетий до нашей эры. Уже тогда их ум жаждал разобраться в происхождении и смысле бытия. Эти мыслители жили в эпоху, когда человечество еще не дало определенных, четких, логичных и понятных ответов на поставленные вопросы, не сформировало определенных учений и теорий. Объектами моего исследования будут являться учения Пифагора и Гераклита. Эти мыслители и философы жили в эпоху становления такого античного философского направления, известного в истории под названием Космоцентризм.

Античной философией называют совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом и древнеримском рабовладельческом обществе с конца 7 века до нашей эры вплоть до VI в. н. э. В моем реферате фигурируют представители древнегреческого философского направления.

Космоцентризм античной философии – это первый этап развития мировой философии. Основной целью этого философского направления является выявление первоосновы мира, жизни. Космоцентризм античной философии рассматривает космос, как центр мироздания, в основе которого лежит природная естественная гармония.

Герои моего дальнейшего повествования сыграли немалую роль в становлении основ этого зарождающегося направления философской мысли.

Далее, в основной части моего реферата я рассмотрю основные биографические факты, мировоззрения и учения великих древнегреческих философов – Гераклита и Пифагора.

Целью моего исследования будет ознакомление с мировоззрениями и жизненными путями этих великих людей, живших ориентировочно в одно и то же время, но проповедовавших отдельно друг от друга. А так же нахождение отражения их идей в более поздних философских учениях.

Задачи исследования – это:

Изучение биографии Пифагора

Изучение учения Пифагора

Изучение биографии Гераклита

Изучение учения Гераклита

Нахождение отражения учений Гераклита и Пифагора в более поздних философских учениях: Г.В.Ф Гегеля, К. Маркса, И. Канта, стоиков, Христианства.

Обобщенная таблица по основным общим и различным положениям в мировоззрениях Гераклита и Пифагора

Основными источниками информации для моего реферата послужат работы таких авторов, как В. Ф. Амус; А.Ф. Лосев, фрагменты работы Диогена Лаэртского. А так же источником информации послужил ряд работ других авторов и некоторые интернет порталы с ссылками на которые можно ознакомить в списке литературы, который находится в конце моего реферата и в сносках.

§ 1 Пифагор Самосский

Пифагор Самосский – (570 – 490 гг. до н. э) величайший древнегреческий философ-идеалист, математик с невероятной судьбой и неординарным умом, сделавший множество потрясающих для его времени открытий, некоторые из которых востребованы и по сей день.

По преданию, рождение Пифагора предрекла его отцу Пифия, жрица Аполлона, в честь которой и назвали новорожденного именем «Пифагор». Так же существует версия, что Пифагор – это вовсе не имя знаменитого философа, а прозвище, которое ему дали за обладание ораторским искусством, умение выразительно и убедительно говорить, Пифагор в переводе означает «убеждающий речью». По преданию мальчик должен был превзойти всех в красоте и уме. Пифагор Самосский родился около 570 года до нашей эры, на острове Самос, в семье ювелира. Его отец был достаточно богатым человеком, чтобы дать сыну достойное воспитание и образование. Будучи очень любознательным человеком, Пифагор обучался в нескольких греческих храмах, много путешествовал и учился у многих философов, как их тогда называли «мудрецов» или «тех, кто знает», своего времени, например Анаксимандр или Фалес. Сам термин «философия», а соответственно и все производные от него, ввел в оборот сам Пифагор. Он считал, что философия – это наука о неизвестном, что она раскрывает нам содержание возможного и указывает пути и границы недостижимого. Пифагор считал невозможным называть мыслящих людей «теми, кто знает», поэтому ввел термин, который в переводе обозначает «пытается узнать». Так появилось слово «философия». Так же нововведением в терминологию и послужило понятие «Космос» — «красота». Отсюда и понятие Космоцентризм. Среди противоречивых учений своих учителей Пифагор искал схожие черты, пытался создать единое целое из фрагментов знаний и мыслей, которые ему предоставлялись. Чтобы увенчать свои поиски успехом великий философ посетил множество стран древнего мира, стремясь расширить свой и без того не узкий кругозор и изучая все религии, доктрины и культы.

Пифагор около 22 лет проживал в Египте, в совершенстве овладевая науками египтян, в том числе и математикой, которой он и отдал свое предпочтение. Затем 12 лет жил в Вавилоне, изучая религиозные учения вавилонских жрецов. Так же Пифагор посещал и жил недолгое время в Сирии и Индии. И, в конце концов, около 532 года до н. э. оседает в Кротоне, греческой колонии на севере Италии.

Пифагор не был только ученым, так же он активно проповедовал собственные идеи. В Кротоне, благодаря своим способностям к ораторству и убеждению, Пифагор привлекает на свою сторону более 2000 сторонников и основывает свою философскую школу, пифагорейский союз, которая являлась одновременно и политической партией, и религиозным сообществом. Но не только сила личности и мудрость Пифагора позволили собрать ему столь многочисленную группу последователей, но и чрезвычайно высокая нравственность проповедуемых идей и жизненных принципов притягивала к нему единомышленников. Учение Пифагора проповедовало гармонию и меру во всем. Основной закон гласил, что гармоничное соотношение противоположных начал – это не что иное, как закон равновесия. Это подтверждает и цитата: «Следует избегать всеми средствами, отсекая огнем и мечом и всем, чем только можно, от тела – болезнь, от души – невежество, от желудка – излишество, от города – смуту, от дома – раздоры, и от всего вместе – неумеренность». Особенностью пифагорейской школы является почти священное почитание учителя. Каждый ученик, прежде, чем стать членом союза проходил проверку. Попав в орден, новобранцы могли только слушать голос учителя из-за занавеса. Видеть  его  самого  разрешалось  только  после  нескольких  лет  очищения  музыкой  и  аскетической  жизнью. Пройдя многие ступени знания, член ордена мог считаться приближенным учеником и допускался во двор Пифагора, где учитель беседовал со своим учеником. Требования к новобранцам пифагорейского союза были достаточно суровы. Каждый участник сообщества должен был отказаться от всей своей личной собственности в пользу союза, обязывался не проливать крови, не употреблять в пищу мясные продукты и беречь, не передавать тайны учения своего учителя кому-либо, не состоящему в ордене, за вознаграждение или даром. Будучи идеалистом и аристократом, Пифагор разделял и продвигал в массы почтение к интересам рабовладельческой аристократии. Вероятно, именно его политические убеждения вынудили философа переселиться в Кротон с острова Самос, так как на его родине наибольшую популярность и наибольшее число сторонников имели демократические взгляды. Порядком Пифагор считал господство рабовладельческой аристократии, а демократию он осуждал. Орден Пифагора был столь многочисленным и мощным, что сумел прийти к власти в Кротоне. По инициативе великого философа в городе создается аристократический правящий орган «Совет трехсот». Около 25ти лет Пифагор сам возглавлял совет. В совет пополнялся исключительно людьми из числа посвященных. Таким образом, Пифагор старался поставить во главу управления людей, опирающихся на высшее, по его мнению, знание. Постепенно «Совет трёхсот» распространяется и на соседние города.

Так же одной из важных составных черт учения Пифагора являлась математика, учение говорило, что Бог положил число в основу мирового порядка. Философ проповедовал необходимость изучения алгебры, геометрии, астрономии и музыки для понимания Бога. Именно такая система знаний называется по-гречески «математикой». Изначально основная идея пифагорейского учения состояла из философии числа. Считалось, что число – есть структурная единица всего существующего. При этом числовым образом принимались не только физические вещи, но и нематериальные, например добродетель, знание. Затем числа стали трактоваться как причины существования материальных вещей. Пифагорейцы считали началом всего числа, так как видели в них сходства с тем, что существует и происходит, а так же именно в числах содержались все первичные элементы математических начал. Участники Пифагорейского союза формулируют физическое понимание числа. Число – есть особая единица из которой составляются все материальные вещи чувственного мира. Числа – начало. Число, единица, точка. Две точки – прямая. Три точки – плоскость. В основе Космоса, по Пифагору, лежат два числа, не являющиеся, впрочем, только лишь числами: монада и диада. Первая равна самой себе, отделена от множественности, является истоком для всего, зачаточным разумом, субстанцией. Вторая мыслится как противоречие, разделенность, противоположность, нестабильность, источник идей. Именно их сочетание порождает все многообразие чувственного мира: находя свое завершение в триаде, монада и диада дают первое совершенное число. На плоскости существуют планиметрические геометрические фигуры. Квадрат, прямоугольник, треугольник. Пифагорейское учение говорит, что “порядок  и  симметрия  прекрасны  и  полезны,  а  беспорядок  и  асимметрия безобразны и  вредны”. Сам философ считал треугольник – это больше, чем просто фигура, он считал, что это ключ к решению всех задач и зашифрованных явлений нашей жизни. Пифагор говорил: «Узрите треугольник – и проблема решена на две трети». По представлению Пифагора – все в природе делилось на три части, соответственно, чтобы решить проблему, необходимо представить в виде треугольной диаграммы. Пытаясь объяснять окружающие явления математическими устоями, пифагорейцы делали выводы, на основании которых великий математик сделал вывод, что Земля имеет сферическую форму и вместе с Солнцем и остальными космическими телами движется по круговой траектории вокруг некого «очага», центра космоса. Символом Пифагорейского союза была пятиконечная звезда, составленная из диагоналей правильного пятиугольника.

Так же Пифагор был известен как проповедник, причем весьма успешный. Проповедовал великий математик свое собственное учение, в основном основанное на переселении душ. Он был убежден, что человеческая душа – бессмертна и способна пережить смерть ее временного убежища, тела. После смерти душа переходит в либо в светлые высшие сферы, либо в мрачные области Аида. Душа животного, как и человеческая обладает такими же свойствами и подчиняется таким же законам. Вот почему Пифагор был ярым противником умерщвления животных, употребления их мяса в пищу, а так же Пифагор и его последователи настоятельно не рекомендовали согражданам иметь дел с людьми, забивающими животных или разделывающих их туши. Пифагор учил, что употребление мяса затуманивает ум, хотя сам не всегда отказывал себе в этом. Однако, удаляясь в храм для медитации и молитвы, брал с собой исключительно растительную пищу, исключая бобы. Пифагор и его последователи считали, что кровопролитие должно приравниваться к первородному греху. За этот грех душа непослушного обрекается на вечные скитания

Пифагор не оставил после себя никаких сочинений или записей, из этого можно сделать вывод, что блюдя тайну своего учения Пифагор передавал знания своим ученикам в устной форме.

В Конце 5го века до нашей эры в Греции и её колониях прокатилась волна демократического движения. Победила демократия и в Кротоне, вынудив Пифагора и его союзников оставить город и бежать в город Метапонт. Однако там тоже уже кипело восстание, и по одной из версий в этом городе погиб почти 90 летний величайший ученый, математик, философ-идеалист, проповедник, учитель древности Пифагор Самосский. Спасаясь от преследования, оставшиеся в живых его ученики, расселились по всей Греции, основывая в местах своего проживания школы, где в основном преподавалась алгебра и геометрия.

Все сведения о Пифагоре дошли до нас из записей его учеников и упоминаниях о нем в сочинениях других философов древности. Из-за недостатка сведений и веса его персоны, личность Пифагора быстро обросла множеством легенд, мифов, сказок и преданий. И теперь, определить, что доподлинно можно причислять к заслугам Пифагора, а что добавили его последователи позже – очень трудно.

§ 2 Гераклит Эфесский

Гераклит Эфесский – (около 560 – 480 гг. до н. э.) Великий древнегреческий философ – материалист, продолжатель Милетской школы. Гераклит является мыслителем, подводящим итоги, с оригинальным складом ума «хотя и не в такой степени, как он сам думал о себе» Его подвижный и пытливый ум, с помощью способности к анализу и наблюдению, старался довести все высказанные мысли первых философов до логического завершения. Слава, которую обеспечил философу его труд и мудрейшие мысли, высказанные им общественности, не угасает и по сей день.

Родился Гераклит в полисе Эфес, откуда и появилось его прозвище. Помимо этого у Гераклита есть и еще несколько прозваний. Например, философ считал, что идеи его мировоззрения невозможно уложить в рамки языка и четко сформулировать, он был склонен высказываться многозначными, загадочными изречениями. Существует и мнение о том. Что Гераклит намеренно писал свои тексты афористичными и трудными для понимания, чтобы доступ к его догадкам и выводам имели только те, кто способен понять их. За что его прозвали «Темным». Но существует мнение, что Гераклит ни в какой мере не является философом настолько, чтобы формулировать свое учение в точных и ясных категориях и чтобы осознавать свою собственную мыслительную методологию. Его писания — это отнюдь не философия, а скорее поэзия и, в частности, лирика. За его манерой писать свои сочинения можно заметить его собственный, неподражаемый стиль.

Так же Гераклита признали «Плачущим», так как считали его мудрецом-одиночкой, который презирает людей за непонимание их собственных действий и слов, а так же тем, кто постоянно скорбит о скоротечности жизни и всего существующего.

Гераклит — аристократ по рождению и по своим политическим взглядам. Он враждебно относился к демократической власти, пришедшей в его родной город на смену власти старинной родовой аристократии. Основное политическое положение Гераклита состоит в том, что власть должна принадлежать меньшинству лучших. Об этом он пишет в одном из фрагментов своего сочинения «Ибо каков у них ум или рассудок? Они верят народным певцам и учитель их – толпа. Ибо не знают они, что много дурных, мало хороших».!!!!!! Однако жители Эфеса поддерживали демократическую точку зрения. Поэтому мыслитель лишился множества аристократических привилегий. Гераклит презрительно отзывался о толпе и о порядках в городе, оставил общественно-политическую деятельность, углубился в философию и не прогадал.

Гераклит Эфесский прославился учением об изменчивости всего сущего, о единстве; многозначности и противоположности одного единственного – первоначала. Гераклит был убежден, что основой, первоначалом всего является огонь. Речь идет о подвижной, динамичной стихии, которая символизирует исчезновение и зарождение мира. Огонь вечен, но в то же время олицетворяет постоянный процесс изменения и обновления. Это первое противоречие, которое лежит в основе, является замеченным Гераклитом и олицетворяющее неоднозначность единого целого. Отсюда еще одно утверждение о том, что ничто не вечно, все подвижно и изменчиво. Гераклит предполагал, что при охлаждение огня произошла вода – прародительница всего живого. В этом суждении он близок с суждением другого мыслителя Милетской школы – Фалеса. По свидетельству Аристотеля, Гераклит говорил: “Не только ежедневно новое солнце, но солнце постоянно, непрерывно обновляется” Еще одно основное положение в мировоззрении Гераклита и нововведение в философии – это учение о «Логосе». По мнению Гераклита, Логос имеет общую природу с человеческим разумом. Однако Логос существует в вечности и упорядочивает космос, лишь частью которого является человек. Неизменный Логос – разумное единство мира, согласно которому происходит любое изменение и упорядочивание хаоса при помощи смешения противоположных начал. Борьба противоположностей, продолжающаяся вечно, порождает новые материи. А взаимодействие противоположностей, как единое целое порождает гармонию. Гераклит, как в учении об огне-первовеществе, так и в учении о единстве противоположностей заостряет внимание на основной идее Ксенофана: «все едино». По выражению Гераклита: «Из всего одно, из одного все», «Не мне, а «логосу» внимая, мудро согласиться: все есть одно» Говоря об изречениях великого философа, необходимо сказать, что авторство следующих высказываний приписывают Гераклиту: «Все течет, все изменяется» и «Нельзя войти в одну реку дважды». Но этих слов нет ни в одном из его текстов, так, можно предположить, что, скорее всего эти изречения были высказаны другими философами или кем-либо еще, после ознакомления с учением Гераклита, и позднее приписаны самому мудрецу.

Гераклит с полным основанием может считаться основоположником диалектики и гносеологии. Он первым стал различать чувственное и рациональное познание, полагая, что истина постигается умом, который познает сущность, Логос мира, находясь за порогом чувств. Познание начинается с чувств, однако они формируют лишь мнения людей, основанные на внешнем восприятии.

За свою жизнь мудрец написал одну единственную книгу, у нее существует несколько вариаций названий, вот они: «О природе», «Музы», но нельзя с точностью утверждать, что хотя бы какое-нибудь одно из них является авторским. Наиболее распространенное название – «О природе». Эта книга состоит из трех частей: О природе, О государстве, О божестве. Она дошла до наших дней в 130 отрывках, а у поздних авторов встречается множество цитат, перифразов, комментариев и отзывов по поводу содержания данной книги. Первые попытки собрать все фрагменты сочинения Гераклита были предприняты в 19 веке Ф. Шлейермахером и Г. Дильсом. В течение 20 века собрание фрагментов пополнялось, а так же предпринимались попытки восстановить порядок фрагментов, содержание и структуру текста. Диоген Лаэртский анализировал собранные фрагменты и ему принадлежит высказывание о том, что Гераклит специально писал неоднозначно, без знаков препинания так, чтобы можно было по-разному прочитать предложение и в зависимости от прочтения по-разному понять его. Структура текста, который писал Гераклит, похожа на продуманные загадки точно верных ответов на которые нам не дано узнать. Так же по свидетельству Диогена Лаэртского сочинение Гераклита читал Сократ, а по прочтении воскликнул: «Что я понял – прекрасно; Чего не понял, наверное, тоже. Но, право, для такой книги нужно быть делосским ныряльщиком».

Обычное представление о Гераклите как о философе и диалектике становления сложилось под влиянием подражателей и последователей Гераклита. Сам Гераклит не отрицал диалектики становления, но, кроме этого, дал еще до десятка богатейших идей, делавших его мировоззрение настолько широким и сложным, что его невозможно изложить в наших европейских отвлеченных категориях. Гораздо прямолинейнее и уже подходили к философии его подражатели и последователи. По их деятельности и судили последующие историки и критики о Гераклите, выхватывая одну — действительно, очень яркую — идею и отбрасывая прочее.

Так же биографы подчёркивают, что Гераклит не был ничьим слушателем. Непосредственных учеников у него также, скорее всего, не было, однако его интеллектуальное влияние на последующие поколения античных мыслителей значительно.

Мрачные и противоречивые легенды об обстоятельствах смерти Гераклита (велел обмазать себя навозом и, лёжа так, умер…, сделался добычей собак…) некоторые исследователи интерпретируют как свидетельства о том, что философ был погребён по зороастрийским обычаям. Следы зороастрийского влияния обнаруживаются и в некоторых фрагментах Гераклита.

Итак, нет никаких сомнений в исключительности и неординарности способа мышления величайшего античного философа Гераклита. Как говорит история, личность мудреца была достаточно скрытная и противоречивая, как и текст единственного оставленного после себя сочинения, дошедшего до наших дней не целиком, а фрагментами. Множество загадок и недосказанностей окружают персону Гераклита, но одно мы можем сказать с уверенностью – его учение поистине оригинально и гениально, а сам мудрец заслуживает звания одного из мудрейших философов античности.

§ 3 Отражение идей Гераклита и Пифагора в философских учениях более поздних мыслителей.

Идеи античных философов не умерли со смертью своих основателей. Они продолжают существовать, находить отклики в разумах людей уже далеко не одного поколения. Заставляют их задуматься, сделать выводы, принять какую-либо точку зрения, сформировать сове мировоззрение. Идеи Пифагора и Гераклита в разных модификациях продолжают существовать в разнообразных более поздних философских учениях, вплоть до современных.

Философия Пифагора нашла отражение в мыслях и трудах более поздних мудрецов, таких, как, например, Гегель. Георг Вильгельм Фридрих Гегель жил и творил в Германии, в 18, начале 19 столетий нашей эры, что значительно позднее лет жизни античного мудреца Пифагора. Но если вчитаться в его философию, можно заметить что во многом он вторит своему великому предшественнику. В первой части моего реферата, посвященной Пифагору, повествуется о том, что для него каждое число отражает борьбу противоположных начал, в которой никогда не побеждает крайность, но всегда торжествует мера. Это и есть у Пифагора всемирная гармония, упорядоченный космос. Спустя тысячелетия такой же вывод сделал и Гегель: миром управляет единство и борьба противоположностей. Пифагор впервые ввел понятие «Космос» — красота, гармония. Продолжая мысль своего греческого предшественника, Гегель считает, что красота – это симметрия. Симметрия в переводе с греческого означает «соразмерность», и это главный философский тезис Пифагора. Кроме того, в изучении человека Гегель и Пифагор тоже сошлись во мнениях. Пифагор считал, что только прилагая усилия и обладая целенаправленностью усилий человек может приблизиться к основному божественному принципу: соблюдение меры во всем. Так же и Гегель, полагал, что человек может понять сущность идеального духа только в том случае, если сможет добиться равновесия в своих качествах. Однако не только согласия связывали этих мыслителей. Гегель не слепо повторял умозаключения Пифагора, он анализировал его труды, и формируя свое мировоззрение, не согласился с некоторыми положениями. Например. В отличие от Пифагора Г.В.Ф. Гегель однозначно определил, что число имеет различную важность для предметов царства природы и предметов царства духа: «В природе как идее в форме инобытия и вместе с тем вне-себя-бытия количество играет большую роль, чем в мире духа – этом мире свободной внутренней жизни». Число есть «мысль, которая стоит ближе всего к чувственному». Гегель считал, что философия должна стремиться вещи сделать мыслью, т. е. выявить их причастность к царству духа. И как бы критически ни относился к пифагорейству Г. В. Ф. Гегель, метод его диалектики, странствие абсолютной идеи путями логики – царство духа — также проходит цепь триад: тезис – антитезис – синтез.

Помимо Пифагора, на Гегеля повлиял еще и Гераклит. По словам Гегеля, Гераклит был его любимым философом, и нет ни одного положения в учение Гераклита, которого он бы не принял в свою логику.

Идеи Гераклита так же нашли выражение в ряде других философских учений. Например, под влиянием идей Гераклита стоики отводят роль все производящего начала огню, который, охлаждаясь, постепенно переходит в остальные стихии – воздух, воду, землю – как в свои формы. Стоики убеждены, что саморазвитие мира происходит циклически. В начале каждого цикла огонь порождает новые материи, а в конце вновь превращает их в огонь. Согласно рассуждениям стоиков, в итоге, огонь поглотит все и цикл возобновится. «Все, что ранее случается в этом мире, случалось и раньше и случится вновь бесчисленное число раз».

Через стоиков Гераклит повлиял и на александрийскую религиозную философию и на христианство до 14 века. Ко 2 веку нашей эры слово Логос, введенное в оборот Гераклитом, плотно вошло в сферу христианских учений. Бог «окликает» Словом — Логосом вещи и так вызывает их из небытия. Большое количество христианских авторов уделили немалое место в своих писаниях учениям Гераклита о Логосе. В христианстве «Логос» определен уже начальными словами Евангелия от Иоанна Богослова — «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Во времена этого христианского писателя учение о Логосе считалось безоговорочно верным, в нее веровали все. Трудно было сомневаться в целесообразности и упорядоченности этого мира. В библии он говорит о Логосе, как об одушевленном начале. Иоанн рассказывает о том, Кто есть Логос, а не Чем он является. Логос воспринимают как божество, Христос до воплощения. Гераклита нередко считали пророком, смутно чувствующим многие христианские истины.

Идеями Гераклита вдохновился и философ Иммануил Кант. Он продолжил мысль Гераклита и утверждал, что антагонизм в человеческом обществе – есть причина закономерного порядка в нем. Борясь с другими членами общества ради более высокого положения среди сограждан, человек развивает таланты, вкусы, культуру. Если бы не эта борьба, если бы господствовали мир и согласие, то не было бы места развитию талантов. Поэтому хвала природе за человеческую неуживчивость, тщеславие, властолюбие. Эти качества, повествовал Кант, толкают человечество на саморазвитие. То есть Кант, как и Гераклит, утверждал, что раздор и борьба – начало порядка. Но Кант уже пытался перенести мысль о борьбе на жизнь растений: «Подобно этому и деревья в лесу, стремясь отнять одно у другого воздух и солнце, именно этим вынуждают друг друга искать воздуха и света над собой. И благодаря этому приобретают красивый и прямой рост, между тем как, произрастая на свободе поодиночке, они распространяют свои ветви как им угодно и растут коряво, вкривь и вкось. Вся культура и искусство, украшающие человечество, прекраснейший общественный порядок, есть плоды необщительности, которая бывает вынуждена дисциплинировать самое себя и этим вымученным путем развивать до совершенства зачатки природы». Таким образом, идея Гераклита об универсальности и необходимости борьбы в природе и в обществе поддерживала эволюционную идею, включающую в себя борьбу за существование.

Идеи Гераклита о борьбе противоположностей прослеживаются так же и в учении о классовой борьбе Карла Маркса. С точки зрения марксистской теории классовая борьба существует, и будет существовать всегда и везде, там, где существуют антагонистические классы. При этом основным результатом борьбы между классами – которая основана на противоположности их интересов и ведется, непосредственно за эти интересы – является приведение производственных отношений в соответствие с уровнем развития постоянно меняющихся производительных сил общества. Поэтому классовая борьба является основной движущей силой истории разделённого на классы общества. От первобытно общинного общественного строя к рабовладельческому, далее к феодальному, далее к капиталистическому. Согласно марксизму сознательная классовая борьба является осознанным и целенаправленным движением вперед за свои подлинные интересы. Карл Маркс, как и Гераклит и Кант, утверждает, что борьба противоположностей является главной движущей силой к развитию и движению вперед. Но на этом сходства в учениях античного философа и Маркса заканчиваются. Это проявляется в том, что по Гераклиту борьба продолжается вечно, Маркс же утверждает, что классовая борьба должна привести к уничтожению деления общества на классы, и как следствие к уничтожению классовой борьбы.

Заключение

В заключение хочу привести сравнительную таблицу по основным общим и различным положениям в мировоззрениях античных мудрецов Гераклита и Пифагора.

Таблица 1.

Гераклит

Пифагор

Общие черты

Предпочтение аристократического политического строя, осуждение демократического политического строя.

В человеческом существе всегда присутствует противоречие добра и зла, хорошего и плохого.

В мире все упорядоченно

Душа продолжает свое существование после смерти тела

Различные черты

Первоначало – огонь.

Первоначало – число.

Мир непостоянен и изменчив.

Мир постоянен, нетленен и определенен.

Все порождается благодаря борьбе противоположностей.

Все порождается благодаря единству противоположностей.

После смерти душа переходит в высшие сферы или в мрачные области.

После смерти душа переходит в иную форму жизни, другой элемент.

Причина упорядоченности мира – Логос.

Причин упорядоченности мира – математические законы и числа.

Выражал презрение к людям. Вел одинокий образ жизни

Взаимодействовал с людьми

В данном исследовании я изучила мировоззрения и биографии двух древнегреческих мудрецов – философов: Пифагора Самосского и Гераклита Эфесского (Темного, Плачущего). Провела параллели учений этих мыслителей с более поздними направлениями философской мысли. Так же я составила обобщенную таблицу по Пифагору и Гераклиту, в которой обозначила основные сходные и различные черты их учений, мировоззрений.

Итак, теперь я с уверенностью могу сказать, что мировоззрения величайших античных мыслителей Гераклита и Пифагора безусловно одинаково ценны и почитаемы. Каждый из этих людей внес огромный вклад в развитие мировой философии. Многие устои, которые мы используем в наши дни, были сформулированы еще тысячи лет назад. Современные люди не должны забывать учения античных мудрецов, а наоборот, должны использовать их умозаключения, как основу, и продолжать, развивать или оспаривать их идеи. Таким образом, формировать совой собственный взгляд на мир, продвигать и совершенствовать суждения о бытие.

Список Литературы

В. Ф. Амус – Античная Философия

А. Ф. Лосев – История античной философии.

Диоген Лаэртский – Жизнь, учения и изречения знаменитых философов.

Досократаки. — Мн.: Харвест, 1999. — 784 (Классическая философская мысль).

Часть 7. Гераклит. HYPERLINK «http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000120/index.shtml» http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000120/index.shtml

Ссылка доступна на 31.03.13

А.Ф.Лосев История античной эстетики, ранняя классика том I М.: «Высшая школа», 1963; «АСТ», 2000

Гегель, Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук / Г. В. Ф. Гегель. – М., 1975. – Т. I. – С. 244–250.

HYPERLINK «http://www.nntu.ru/RUS/biblioteka/resyrs/student_filosof/zan2/geraklit.htm ссылка действительна на 31.03.13» http://www.nntu.ru/RUS/biblioteka/resyrs/student_filosof/zan2/geraklit.htm ссылка действительна на 31.03.13

Жизнь и творчество великих мыслителей HYPERLINK «http://www.bibliotekar.ru/filosofia/4.htm ссылка действительна на 21.03.13» http://www.bibliotekar.ru/filosofia/4.htm ссылка действительна на 21.03.13

Л.С. Берг. Труды по теории эволюции.

Ю. И. Семенов. Французские истории эпохи реставрации: открытие общественных классов и классовой борьбы

Б. Рассел. История западной философии

О. Шелемина. Бытийный смысл бытия. От Гегеля к Пифагору

В. Светлов. Философия для бакалавров и специалистов

C.А. Лебедев. Философия науки: Словарь основных терминов. С.320.

А.А. Грицанов. Новейший философский словарь. С. 8

В. Ф. Асмус. Античная Философия. С.3

HYPERLINK «http://fb.ru» http://fb.ru Космоцентризм Античной философии. Действительна на 13.02.13

Асия. Код характера: Судьба и свободная воля. Г. 1. С. 17.

Цитата Пифагора взятая из работы В. Светлов. Философия для бакалавров и специалистов . Г. 3. С. 29.

Т.е. единица и двойка

Число три

Paul’s Real-Encyclopedia dе class. Altert. 8,1 (1912 г). C. 507

В .Ф .Асмус Античная философия. C. 31

В 104 фрагменте сочинения Гераклита. Сочинение философа дошло до нашего времени фрагментарно

Meteorologicа. Т. 1. С. 148

Разуме, слове.

Гносеология (от греч. gnosis — знание и logos — учение) раздел философии, в котором изучаются проблемы природы и возможностей познания, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности.

А. Ф. Лосев. История античной эстетики . Р. Классика. Т. 1. С. 197

HYPERLINK «http://www.epwr.ru/quotauthor/txt_150.php» http://www.epwr.ru/quotauthor/txt_150.php действительна на 20.03.13

Зороастризм – древнейшее религиозное направление, берущее свое начало в откровениях пророка Спитамы Заратуштры. В основе учения Заратуштры — свободный нравственный выбор человеком благих мыслей, благих слов и благих деяний . Сейчас сохранились небольшие общины в Иране, Азербайджане и Индии.

О. Шелемина. Бытийный смысл бытия. От Гегеля к Пифагору. С. 3

Б. Рассел. История западной философии. Ч. 3. С. 296

HYPERLINK «http://filosof.historic.ru/» \t «_blank» filosof.historic.ru — ссылка действительна на 30.03.13.- Di Pauli Quand ratus Martyt, der Skotienologe. Arch.f.G,d, Ph. XIX Вd.1906.

Противоречие, борьба, противостояние, конкуренция.

Л.С. Берг. Труды по теории эволюции. С. 388

Ю. И. Семенов. Французские истории эпохи реставрации: открытие общественных классов и классовой борьбы. С. 186

PAGE \* MERGEFORMAT- 4 —