Реферат «Жизнь Пифагора»

Реферат « Жизнь Пифагора»

Когда Мнесарх, отец Пифагора, был в Дельфах по своим торговым делам, он и его

жена Партенис решили спросить у Дельфийского оракула, будет ли Судьба благоприятствовать

им во время обратного путешествия в Сирию. Пифия (прорицательница Аполлона), сидя

на золотом триподе над зияющим отверстием оракула, не ответила на их вопрос, но сказала

Мнесарху, что его жена носит в себе дитя и что у них родится сын, который превзойдет

всех людей в красоте и мудрости и который много потрудится в жизни на благо человечества.

Мнесарх столь впечатлен был пророчеством, что изменил имя собственной жены на Пифазис

в честь Пифийской жрийы. Когда родилось дитя в городе Сидоне, Финикия, оно оказалось,

как и говорил оракул, мальчиком. Мнесарх и Пифазис назвали его Пифагором, потому

что они верили в то, что ему предсказано оракулом. Много странных легенд дошло

до наших дней о рождении Пифагора. Некоторые из них утверждают,что он не был обычным

человеком , а был одним из богов, принявших человеческий облик для того, чтобы

войти в мир и учить человеческую расу. Пифагор был одним из многих мудрецов и спасителей

древности, за кем утвердилась репутация безупречного во всем. В своем «Апокалипсисе»

Годфри Хиггинс пишет: «Первым странным обстоятельством в истории Пифагора при сравнении

ее с жизнью Иисуса было то, что они были уроженцами одной и той же местности.

Пифагор родился в Сидоне, а Иисус в Вифлееме, оба города в Сирии. Отец Пифагора, как

и отец Иисуса, был пророчески извещен о том, что у не7го родится сын, который

явится благодетелем человечества. Оба родились в то время, когда их родители были

вне дома. Иосиф и его жена были на пути в Вифлеем для уплаты налогов, а отец и мать

Пифагора путешествовали из Самоса, своей резиденции, в Сидон по делам. Пифазис, мать

Пифагора, имела соитие с духом бога Аполлона или Бога Солнца (конечно, это был, наверняка,

святой дух, а в случае с Иисусом был Святой Дух), который впоследствии явился к ее

мужу и сказал ему, что тот не должен возлегать с женой все время ее беременности

— история та же самая, по сути, что случилось с Иосифом и Марией. Из-за этих обстоятельств

Пифагор был известен под тем же именем, что и Иисус, а именно как сын Бога, и

люди верили, что Он был Божественно вдохновлен». Этот самый знаменитый философ

родился где-то между 600 и 590 гг.до Р.Х. и жил около ста лет. Учение Пифагора

говорит о том, что он был превосходно знаком с содержанием восточных и западных эзотерических

школ. Он жил среди евреев и много узнал от раввинов о тайных традициях Моисея,

законодателя Израиля. Впоследствии школа Ессеев была посвящена по большей части интерпретации

пифагорейских символов. Пифагор был инициирован в египетские , вавилонские, халдейские

Мистерии. Хотя многие полагали его учеником Зороастра, сомнительно, чтобы его учителем

был богочеловек, которого почитали персы. Хотя данные о его путешествиях расходятся

меж собой, историки согласны в том, что он посетил много стран и учился у многих

учителей. «После ознакомления со всем, что он мог получить от греческих философов,

будучи, по всей вероятности, посвящен в Элевсинские Мистерии, он поехал в Египет,

где наконец преуспел в инициации в Мистерии Исиды, совершенной жрицами Фив. Затем

этот неустрашимый «присоединившийся» направил свои стопы в Финикию и Сирию, где был

посвящен в Мистерии Адониса, и, сумев пересечь долину Ефрата, он находился достаточно

долго у халдеев, чтобы перенять их секретную мудрость. Наконец, он предпринял свое

величайшее и наиболее важное историческое путешествиечерез Мидию и Персию в Индустан

, где он был несколько лет учеником, а потом стал инициированным в брамины Элефанта

и Эллора» (см. «Древнее масонство» Фрэнка Хиггинса, 32 ). Тот же самый автор добавляет,

что имя Пифагора все еще хранится в летописях браминов, где он фигурирует как

Яванчария, то есть Ионийский Учитель. Говорят, что Пифагор был первым человеком,

который назвал себя философом ; в самом деле мир обязан как раз ему этим термином.

До него умные люди звали себя мудрецами, что означало человек, который знает. Пифагор

был гораздо скромнее. Он ввел в обращение термин философ, который определил как

тот, кто пытается найти, выяснить. После возвращения из своих странствий Пифагор

основал школу или, как ее часто называют, университет в Кротоне, дорийской колонии

в Южной Италии. Сначала в Кротоне на него смотрели искоса, но через некоторое время

власть имущие в этом городе уже искали его совета в делах огромной важности.

Он собрал вокруг себя небольшую группу преданных учеников, которых посвятил в глубокую

мудрость, ему открытую, а также в основы оккультной математики, музыки, астрономии,

которые рассматривались им как треугольное основание для всех искусств и наук.

Когда ему было около 60 лет, Пифагор женился на одной из своих учениц, и у них

родилось семь детей. Его жена была замечательно способной женщиной, которая не

только вдохновляла его всю оставшуюся жизнь, но и после его убийства продолжала

распространять его учение . Как это часто случается с гениями, своей искренностью

Пифагор вызвал и политическую , и личную враждебность со стороны граждан Кротона.

Среди желавших принять посвящение был один, которому Пифагор отказал в этом, и

тогда тот решил уничтожить как человека, так и его учение. Через ложные слухи этот

человек возбудил в простых людях недовольство философом. Без всякого предупреждения

банда убийц ворвалась в небольшую группу строений, где обитали великий учитель и

его ученики, подожгли здания и убили Пифагора. Относительно того, как умер

Пифагор, общего мнения нет. Некоторые говорят, что он был убит собственными

учениками; другие говорят, что он бежал из Кротона с небольшой группой последователей

и, попав в засаду, сгорел в подожженном доме. Еще одна версия говорит о том, что

в горящем доме ученики образовали мост из тел, живыми войдя в огонь, для того,

чтобы их учитель прошел по нему и спасся, и только впоследствии Пифагор умер от разрыва

сердца, скорбя по поводу кажущейся тщетности своих усилий по просвещению и служению

человечеству. Выжившие его ученика пытались продолжать его учение, но они всякий

раз подвергались гонениям, и к сегодняшнему дню мало что осталось от свидетельств

величия этого философа. Говорят, что его ученики никогда не произносили его имени,

а использовали слова Мастер или Этот Человек. Это происходило, возможно, потому,

что по преданию имя Пифагора состояло из специальным образом упорядоченных букв

и имело огромное священное значение. Журнал «Word» опубликовал статью Т. Пратера,

в которой показывается, что Пифагор посвящал своих учеников-кандидатов посредством

определенной формулы, скрытой в буквах его имени. Это может быть объяснением того,

почему имя Пифагор столь высоко почиталось. После смерти Пифагора его школа постепенно

распалась, но те, кто был облагодетельствован его учением, хранили память о великом

философе так же, как они во время жизни почитали человека. Прошло время , и Пифагор

стал считаться уже не человеком, а богом, и его рассеянные по свету ученики были

объединены общим восхищением все превосходящим гением своего учителя. Эдуард Шуре

в своей книге « Пифагор и Дельфийские Мистерии» приводит эпизод, показывающий

узы братства членов пифагорейской школы: « Один из них впал в нищету, заболел

и был подобран хозяином постоялого двора. Перед смертью он нарисовал таинственные

знаки ( несомненно, пентаграмму) на двери постоялого двора и сказал хозяину:

« Не беспокойся, за меня заплатит мои долги один из моих братьев». Через год один

человек, проходя мимо постоялого двора, увидел знаки и сказал хозяину: « Я пифагореец;

один из моих братьев умер здесь и наказал мне заплатить за него»». Фрэнк Хиггинс

, 32` , дает отличную сводку пифагорейских доктрин: « Учение Пифагора имеет

огромную важность для масонов , потому что оно было результатом его контактов с ведущими

философами всего цивилизованного мира того времени и представляло то, в чем они все

были согласны, вырвав с корнем все сорняки разногласий. Таким образом, аргументы

Пифагора в защиту чистого монотеизма являются достаточным свидетельством того

, что единство Бога было высшим секретом всех древних инициаций. Гипотеза о том,

что эта традиция была доминирующей , может считаться оправданной. Философская школа

Пифагора была в известной мере также серией инициаций, поскольку он заставлял учеников

проходить через различные ступени и никогда не вступал с ними в личный контакт,

пока они не достигали определенной ступени совершенства. Согласно его биографам,

степеней было три. Во-первых, это касалось «Математики» — его ученикам вменялось

в обязанность знание математики и геометрии, которое было тогда и могло бы быть сейчас,

если бы масонство было должным образом внедрено, основанием , на котором воздвигалось

все знание. Во-вторых, это касалось «Теории» , которая имело дело с искусными

приложениями точных наук. Наконец, речь шла о степени «Избранности», которая присваивалась

кандидату тогда, когда он постигал свет полного просвещения, какого только можно

было достичь. Ученики пифагорейской школы разделялись на «экзотериков» , или учеников

внешних степеней, и «эзотериков»,тех, кто проходил третью степень инициации и

был допускаем к секретной мудрости. Молчание, секретность и безусловное повиновение

были кардинальными принципами этого великого ордена.»ОСНОВЫ ПИФАГОРИЗМА Изучение

геометрии, музыки и астрономии считалось существенным для понимания Бога, человека

или Природы, и никто не мог полагать себя учеником Пифагора до тех пор, пока не овладевал

в достаточной степени этими науками. Каждый претендент проверялся по этим трем предметам,

и, если обнаруживалось его невежество, он быстро изгонялся. Пифагор не впадал

в крайности. Он учил скорее умеренности во всех вещах, нежели излишеству в чем-либо,

поскольку полагал, что избыток добродетели — уже порок. Одним из его любимых выражений

было: « Мы должны всеми силами стремиться к истреблению во всех вещах излишеств и

огнем и мечом изгонять из тела болезни, из души — невежество, из живота — обжорство,

из городов — призывы к бунту, из семьи — раздоры». Пифагор верил, что нет большего

преступления нежели анархия . Все люди знают, чего они хотят, но мало кто

знает, что ему нужно. Пифагор предупреждал своих учеников, что они не должны молиться

за себя; что, когда они просят у богов что-нибудь , они не должны просить для

себя, потому что человек не знает, что для него хорошо, и поэтому неразумно просит

то, что по получении может принести вред. Богом Пифагора была Монада, или Единое,

которое есть Все. Он описывал Бога как Верховный Ум, рассредоточенный по всем частям

Вселенной, как Причину всех вещей. Он далее говорил, что движение Бога является круговым,

тело Бога состоит из световой субстанции, а природа Бога должна состоять из субстанции

истины.. Пифагор говорил, что поедание мяса затемняет умственные способности.

Хотя он не запрещал его есть другим и сам не полностью воздерживался от мяса ,

он говорил, что судья должен воздержаться от поедания мяса перед судом для того, чтобы

представшим перед ним вынести наиболее честное и проницательное решение. Когда

Пифагор решал (а это делалось часто) удалиться в храм Бога на продолжительное время

для медитации и молитвы, он брал с собой заготовленный запас пищи и питья. Пища состояла

из равных частей мака и кунжута, шкурок морского лука, из которого выдавливался

сок, цветков нарцисса, листьев мальвы, ячменя и гороха. Сюда же добавлялся дикий

мед. Для приготовления питья он использовал семена огурцов, изюм без косточек, цветы

кориандра, семена мальвы и портулака, тертый сыр, молоко и масло, смешанные вместе

и услащенные диким медом. Пифагор говорил, что это диета Геркулеса, когда тот

скитался по ливийской пустыне, и рецепт был дан ему самой богиней Церерой.

Любимым методом лечения у пифагорейцев были припарки . Эти люди знали также волшебные

свойства огромного числа растений. Пифагор высоко ценил лечебные свойства морского

лука, и, говорят, он написал по этому поводу целую книгу. Эта работа, однако,

нам не известна. Пифагор открыл, что музыка может иметь терапевтическое значение,

и составлял различные специальные гармонии для различных болезней. Он экспериментировал

также с цветом и как будто достиг больших успехов. Один из его уникальных методов

лечения заключался в декламировании стихов из «Илиады» и «Одиссеи» Гомера, их нужно

было читать больному человеку . Пифагор противился хирургии во всех ее формах.

Он не допускал изменения человеческого тела, поскольку это было, с его точки зрения,

святотатством в отношении богов, поскольку при этом нарушалось место их обитания.

Пифагор учил, что дружба является самым истинным и почти совершенным из всех человеческих

отношений. Он говорил, что в Природе все дружит со всем; боги с людьми, душа с

телом, рационализм с иррационализмом, философия с теорией, человек с другими людьми.

Он говорил также, что дружба существует между людьми незнакомыми, между мужчиной

и его женой, его детьми и слугами. Все узы без дружбы являются просто оковами,

и нет никакой добродетели в их поддержании. Пифагор верил, что человеческие отношения

являются по своей природе больше умственными, нежели физическими, и что незнакомец,

ему симпатичный с интеллектуальной точки зрения, ближе к нему, нежели кровный родственник,

не разделяющий его точку зрения. Пифагор определял знание как плоды умственного

накопления. Он считал, что оно может быть добыто множеством путей, но главным считал

наблюдение. Мудрость есть понимание источника или причины всех вещей и может быть

достигнута только поднятием интеллекта до той точки, где он интуитивно осознает невидимые

проявления, направленные через видимое, становясь таким образом, способным к общению

скорее с духами вещей, нежели с их формами. Окончательным источником, который должен

быть постигнут мудростью, была Монада, таинственный вечный атом пифагорейцев.

Пифагор учил, что человек и Вселенная сделаны по образу Бога. И поскольку образ

этот один, то знание об одном является знанием и о другом. Он, далее, учил, что есть

постоянное взаимодействие между Большим Человеком (Вселенной) и человеком (малой

вселенной). Пифагор верил, что все сидерические тела являются живыми и что формы

планет и звезд являются просто телами душ, умов и духов точно также, как видимая

человеческая форма является носителем невидимого духовного организма, который и есть

в реальности сознающий индивид. Пифагор считал планеты волшебными божествами, достойными

поклонения и уважения человека. Все эти божества, однако, с его точки зрения,

подчинены Первой Причине, внутри которой они существуют временно так, как смертность

существует посреди бессмертия. Знаменитая пифагорейская Y означала силу выбора

и использовалась в Мистериях, как эмблема Развилки Пути. Главная дорога разделялась

на две — направо и налево. Правая ветвь была названа Божественной Мудростью, а левая

— Земной Мудростью. Юность, персонифицированная в кандидате, идет по Дороге Жизни,

символизируемой центральным стволом знака Y , и достигает точки, где Путь разделяется.

Неофит должен выбрать, пойдет ли он левой дорогой и, следуя диктату своей низшей

природы, встанет на путь заблуждения и бездумья , который неизбежно приведет его

к исчезновению , или же он выберет правый путь и через целостность , труд и искренность

окончательно достигнет союза с бессмертными в высших сферах. Вероятно, что

Пифагор заимствовал свою концепцию Y у египтян, которые включали в некоторые свои

ритуалы инициации сцену, где кандидат представал перед двумя женскими фигурами. Одна

из них, закутанная в белые одежды храма, призывала неофита в зал учения, а другая,

украшенная драгоценными камнями, символизирующими земные сокровища, держала в руках

поднос, наполненный фруктами ( эмблема ложного света), и заманивала его в залы

распущенности. Этот символ все еще используется в картах Тарот, одна из которых

называется Развилка Пути. Палка, кончающаяся развилкой, является символом жизни

многих народов, и она используется для указания места в пустыне, где есть вода.

Относительно пифагорейской теории переселения душ имеются различные точки зрения.

Согласно одному взгляду, он учил, что смертные, уподоблявшиеся в течение жизни какому-либо

животному, по возвращении на землю примут форму этого животного. Поэтому пугливый

человек вернется в роли кролика, жестокий человек — в форме волка, а хитрый — в виде

лисы. Этот взгляд не подпадает, однако, под общую схему пифагорейской философии

и скорее носит характер аллегории, нежели имеет буквальный смысл. Эта аллегория должна

пониматься так: человеческие существа становятся зверями, когда они позволяют в себе



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст