Реферат (по маркетингу)

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Южный федеральный университет»

Экономический факультет

Реферат

(по маркетингу)

Сущность и виды цен

Студента 4 курса 3 группы ЗО

Специальность «»

ФИО

Преподаватель

ФИО.

г. Ростов-на-Дону

2013 г

Цена — это количество денег (товаров, услуг), за которые продавец согласен продать, а покупатель согласен купить единицу  HYPERLINK «http://www.grandars.ru/college/biznes/tovar.html» \o «Товар» товара или  HYPERLINK «http://www.grandars.ru/student/marketing/tovary-i-uslugi.html» \o «Услуга» услуги.

В современной  HYPERLINK «http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/metod-mikroekonomiki.html» \o «Экономическая теория» экономической науке (в частности, в  HYPERLINK «http://www.grandars.ru/college/cenoobrazovanie/cenoobrazovanie.html» \o «Ценообразование» ценообразовании) четко обозначилась тенденция изменения пропорции между теоретическими и практическими вопросами в пользу последних. Практика, однако, свидетельствует, что решение конкретных вопросов тем успешнее, чем масштабнее их оценка. В связи с этим, посвящая большую часть учебно-методического пособия прикладным вопросам ценообразования, считаем необходимым хотя бы коротко остановиться на современном толковании категории «цена».

Многие экономисты склоняются к такой формулировке цены:

Цена — это форма выражения ценности  HYPERLINK «http://www.grandars.ru/student/marketing/nuzhda-i-potrebnost.html» \o «Благо» благ, проявляющаяся в процессе их  HYPERLINK «http://www.grandars.ru/student/finansy/obmen.html» \o «Обмен» обмена. Форма выражения ценности может быть не только денежной, но и натуральной, и процентной и др. Решающий момент в понимании категории «цена» —  HYPERLINK «http://www.grandars.ru/student/finansy/obmen.html» \o «Обмен» обмен. Масштабы и интенсивность обмена предопределяют масштабы и объективность ценообразования. Так, в условиях  HYPERLINK «http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/ekonomicheskaya-sistema.html» \o «Командная экономика» административно регулируемой экономики неправомерно использовать понятия «цена земли», других  HYPERLINK «http://www.grandars.ru/shkola/geografiya/prirodnye-resursy.html» \o «Природные ресурсы» природных ресурсов,  HYPERLINK «http://www.grandars.ru/student/statistika/ekonomicheski-aktivnoe-naselenie.html» \o «Рабочая сила» рабочей силы, не являющихся объектами купли-продажи. В условиях  HYPERLINK «http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/ekonomicheskaya-sistema.html» \o «Рыночная экономическая система» рыночной экономики, когда большая часть товаров и услуг является объектами купли-продажи, значительно большие масштабы имеет и ценообразование.

Применительно к основному (товарному) рынку чаще всего употребляется формулировка: цена есть денежное выражение стоимости. Это считается справедливым, так как в условиях рынка данного типа по-прежнему действуют базовые (стоимостные) факторы и в подавляющем большинстве обменных операций используется денежная оценка.

В силу того, что теоретическое толкование цены в настоящее время остается дискуссионным вопросом, широкое распространение получила и более упрощенная формулировка, согласно которой цена — это количество денег (товаров, услуг), за которые продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара или услуги.

Разумеется, можно предложить и другие формулировки категории «цена» применительно к современным условиям. Лучшему пониманию этой категории поможет анализ функций цены.

Система цен характеризует взаимосвязь и взаимоотношение различных видов цен, состоит из элементов, в качестве которых рассматриваются как конкретные цены, так и определенные их группы. В системе цен каждая отдельная цена и каждая группа цен находится во взаимосвязи со всеми другими ценами. Стоит только внести изменения в уровень одной цены, как это повлечет за собой изменения в целом ряде цен. Это обусловлено единым процессом формирования затрат на производство, взаимосвязью и взаимозависимостью всех элементов рыночного механизма хозяйствования и всех субъектов, действующих на рынке. В зависимости от признака, положенного в основу классификации, можно рассматривать различные классификации цен. .

По характеру обслуживаемого оборота

— оптовые цены , по которым предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям или сбытовым организациям, обычно крупными партиями (оптом); 

— закупочные цены, по которым государство покупает продукцию у сельскохозяйственных предприятий или у фермеров; по характеру сделок их также можно отнести к оптовым ценам; 

— розничные цены, по которым торговые организации реализуют продукцию населению; 

— сметная стоимость — цена, по которой оплачивается продукция строительства (здания, сооружения); 

— цены и тарифы на услуги. Тарифы могут относиться к сфере оптовой торговли (грузовые транспортные тарифы) и розничной (пассажирские тарифы). 

По степени регулирования

— свободные цены, устанавливаемые производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения в соответствии с конъюнктурой рынка; 

— фиксированные цены или тарифы, устанавливаемые на определенном уровне; 

— регулируемые цены — цены, в отношении которых соответствующие государственные органы управления устанавливают какие-либо ограничения. Как правило, регулируемые цены устанавливаются государством на продукты, товары и тарифы социального назначения, допускаются изменения цен в некоторых пределах. Регулирование цен может также осуществляться с помощью установления предельного уровня рентабельности или предельных коэффициентов изменения цен; 

— гарантированные цены. Их поддержание обеспечивается государственным финансированием. В России с 1995 г. введены в действие гарантированные цены на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую для государственных нужд (в федеральный и региональный фонды), в тех случаях, когда свободные рыночные цены оказываются ниже уровня гарантированных; 

— рекомендуемые цены устанавливаются на важнейшие виды продукции; такая практика имеет место в некоторых западных странах. Если цена превышает рекомендуемый уровень, может применяться прогрессивное налогообложение прибыли, полученной от реализации товаров по ценам, превышающим рекомендуемые; 

— залоговые цены выполняют функции минимальных гарантированных цен. Например, они защищают фермеров в США в условиях, когда рыночные фермерские цены падают ниже их уровня, гарантируя минимальный уровень дохода от реализации сельскохозяйственной продукции на рынке. 

По времени действия

 твердые {постоянные) цены, которые не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному соглашению или контракту, обычно в договоре делается оговорка: «цена твердая, изменению не подлежит»; 

— текущие цены, по которым осуществляется поставка продукции в данный период времени. Они могут меняться в рамках одного контракта и отражают состояние рынка; 

— скользящие цены устанавливаются на изделия, требующие длительного срока изготовления. В договоре устанавливаются исходная цена И порядок внесения поправок в случае изменения ценообразующих факторов (издержек производства) за период, необходимый для их изготовления. Эти виды цен широко используются в международной торговле. Возможен вариант, когда установлен предел в процентах к договорной цене, в рамках которого пересмотр цены не производится; этот предел называется лимитом скольжения. Например, цена может быть пересмотрена не более чем на 20% от общей суммы затрат. Скольжение также может распространяться не на всю сумму затрат, а на определенные виды затрат, указанные в договоре; 

— сезонные цены действуют в течение определенного периода времени; 

— ступенчатые цены представляют собой ряд последовательно снижающихся (повышающихся) цен на продукцию в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определенной шкале. 

По формам продаж

— контрактные (договорные) цены устанавливаются по соглашению сторон; 

— биржевые котировки — уровни цен товаров, реализуемых через биржу; биржа способствует формированию оптовых рыночных цен на массовые качественно однородные стандартизированные товары; 

— цены ярмарок и выставок (часто льготные); 

— аукционные цены отражают ход продаж на аукционе; могут быть открытые аукционные торги и тендерные; 

— трансфертные цены применяются при реализации продукции между подразделениями одной фирмы или разных фирм, входящих в одну ассоциацию. 

По степени обоснованности

— базисные цены применяются в качестве исходной базы при установлении цены на аналогичные изделия; они представляют собой фиксированные в соглашениях или прейскурантах цены товаров с определенными качественными параметрами; 

— справочные цены публикуются в каталогах, прейскурантах, экономических журналах, справочниках и в специальных экономических обзорах; они используются в качестве ориентировочной информации при установлении цен на аналогичную продукцию или при анализе уровней и соотношений цен; 

— прейскурантные цены представляют собой вид справочной цены и публикуются в прейскурантах фирм-продавцов; 

— расчетные цены применяются в договорах, контрактах на нестандартное оборудование, производимое обычно по индивидуальным заказам; 

— фактическая цена сделки учитывает применение различных надбавок и скидок к базисной цене. 

По условиям поставки и продажи, в том числе по способу отражения транспортных расходов: 

— цена-нетто — цена на месте купли-продажи; 

— цена-брутто (фактурная цена) определяется с учетом условий купли-продажи (вида и размера потоварных налогов, наличия и уровня скидок, вида «франко» и условий страховки). 

Цены зависят от вида «франко» определяющего, кто несет основные транспортные расходы по доставке груза: покупатель или продавец. Термин «франко» показывает, до какого пункта на пути продвижения товара от продавца к покупателю продавец возмещает транспортные расходы. Например, «франко-вагон отправления» означает, что продавец берет на себе все транспортные расходы по доставке товара к железнодорожной станции и погрузке в вагон, а покупатель оплачивает перевозку по железной дороге и дальнейшие транспортные расходы; , • единая цена формируется для всех покупателей независимо от места их расположения с включением в нее одинаковой суммы транспортных расходов, которая рассчитывается как средняя стоимость всех перевозок.

В экономическом анализе, планировании и статистике наряду с текущими, действующими, фактически используются сопоставимые или, как их иногда называют, неизменные цены: 

— реальные цены —представляют собой цену в денежном выражении относительно общего уровня цен.; 

— относительные (сравнимые) цены —цена данного товара по сравнению с ценой некоторого другого родственного товара или того же товара в другом регионе. С этой целью устанавливается отношение цен. Чаще всего определяется отношение цен взаимозаменяемых товаров, именуемых субститутами.

Референтные цены – цены, которые потребитель использует в качестве основы для суждения о любой другой цене.

— внешние референтные цены —используются рекламой, указывающий цены в других местах, в попытках убедить потребителя, что предполагаемый товар имеет относительно хорошую цену.

— внутренние референтные цены —хранятся в памяти потребителя и извлекаются им оттуда для оценки цены интересующего товара, а также для проверки цен, предлагаемых рекламой.

Наличие различных цен на однотипные товары в разных странах приводит к необходимости использования мировых цен, то есть цен мирового рынка.

Оптовыми называют цены, по которым продукция реализуется крупными партиями, в условиях так называемой оптовой торговли. Система оптовых цен применяется в торгово-сбытовых операциях между предприятиями, а также при реализации продукции через специализированные магазины и сбытовые конторы оптовой торговли, на торговых биржах и в любых других торговых организациях, продающих товары оптом, в значительном количестве. Обычно по оптовым ценам предприятия — производители реализуют продукцию либо друг другу, либо торговым HYPERLINK «http://www.finekon.ru/rol%20posrednikov.php» посредникам. Чаще всего необходимость в оптовой продаже возникает, когда  HYPERLINK «http://www.finekon.ru/obshh%20pro-vo.php» производство продукции локализовано в ограниченном количестве пунктов, а сфера  HYPERLINK «http://www.finekon.ru/potr%20i%20poved.php» потребления имеет обширный радиус.

Закупочные цены — это цены государственных закупок продукции у предприятий, организаций, населения. В российской экономической практике были и в определенной степени продолжают быть распространенными государственные закупки сельскохозяйственной продукции у непосредственных производителей по закупочным ценам для продовольственного снабжения городского населения, районов Крайнего Севера, армии и создания государственных резервов. Однако в принципе термин «закупочные цены» может трактоваться гораздо более широко, применительно ко всем видам государственных закупок.

Свободные рыночные цены, как ясно из их названия, освобождены от непосредственного ценового вмешательства государственных органов, формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения и носят название равновесных цен, то есть таких цен, при которых объем спроса равен объему предложения товаров на рынке. Теоретически, в идеале рыночные цены должны складываться в процессе свободного торга между покупателями и продавцами. Однако реально не удается избежать воздействия на процесс установления рыночных цен ряда факторов не только экономической, но и психологической природы, связанных с поведением, интересами покупателей и продавцов. В этом смысле корректно определить свободные рыночные или равновесные цены как цену, равную, с одной стороны, ценности для потребителей дополнительной единицы приобретаемого блага   и, с   другой  стороны,   издержкам производства  и продажи дополнительной единицы данного блага для продавца. Переход от фиксированных государственных цен к свободным, рыночным ценам называют либерализацией цен.

Жесткофиксированные, твердые цены назначаются органами HYPERLINK «http://www.finekon.ru/rynochnoe%20cenoobr.php» ценообразования или другими государственными органами, их уровень фиксируется документально. Ни производители, ни продавцы товара не обладают правом изменить величину такой цены в какую-либо сторону, такое изменение преследуется по закону. В централизованно управляемой  HYPERLINK «http://www.finekon.ru/predmet.php» экономике назначаемые цены имеют широкое распространение, они известны под названием государственных. Государственные органы ценообразования обладают  HYPERLINK «http://www.finekon.ru/monopolija.php» монопольным правом назначать и изменять государственные цены, повышать или снижать их. Система государственного ценообразования широкоиспользовалась в Советском Союзе. В основе такого ценообразования обычно лежит затратный принцип, то есть цена рассчитывается как сумма затрат на производство и обращение единицы продукции, к которым прибавляется нормативная прибыль или из которых вычитается государственная ценовая дотация.

Регулируемые цены называются так потому, что их величина HYPERLINK «http://www.finekon.ru/gos%20regulirovanie.php» регулируется государственными органами. При регулировании воздействие со стороны государства на цены носит ограниченный, косвенный характер, осуществляется посредством воздействия на изменение  HYPERLINK «http://www.finekon.ru/spros%20i%20pred.php» спроса и предложения товара. К примеру, при необходимости установления более высокой цены на товар в целях стимулирования развития данного вида производства государство может уменьшить налоги, уплачиваемые покупателями, потребителями этой группы товаров, что приведет к расширению спроса на товар и соответственно к повышению цен на него. Таким же образом можно способствовать снижению цен. Иногда регулирование сводится к ограничению величины цен на определенные  HYPERLINK «http://www.finekon.ru/ponjatie%20tovara.php» группы товаров верхним пределом в целях расширения покупательной способности потребителей или нижним пределом в целях стимулирования развития производства.

Довольно часто вид цены предопределяется видом  HYPERLINK «http://www.finekon.ru/rynok.php» рынка, на котором она образуется. По этому признаку выделяются биржевые, аукционные, комиссионные цены.

Договорные цены — это цены, величина которых определена предваряющим акт купли — продажи соглашением, документальнозафиксированным контрактом между продавцами и покупателями. В современной практике делового сотрудничества принято выделять в договорах специальный раздел, в котором оговаривается уровень цен. В ряде случаев в договоре фиксируется не абсолютная величина цен, а диапазон цен (в пределах от и до), верхний или нижний уровень (не выше или не ниже) либо их связь с государственными, рыночными,  HYPERLINK «http://www.finekon.ru/mir%20cena.php» мировыми ценами. Оговаривается также допустимость изменения закрепленных контрактом цен вследствие, скажем, инфляции, возникновения форс-мажорных обстоятельств, принятия новых законов.

Ряд цен на товары и услуги фиксируется в документальной форме в виде прейскурантов, то есть указателей цен. Величины цен, представленных в таких документах, называют прейскурантными. В условиях государственного ценообразования прейскурант, ценник был основным, иногда первичным ценовым документом. В рыночной экономике прейскурант становится справочным документом.

В более широком плане все виды цен, определяемые посредством расчетов, называют расчетными, а цены, ожидаемые в будущем, — ожидаемыми. Применительно к объектам строительной индустрии на этапе их проектирования определяется цена строительства объекта, определяемая с учетом всех видов затрат на создание и оснащение. Такую цену принято называть сметной стоимостью, так как она исчисляется на основе смет, в которых просуммированы затраты на создание готового строительного объекта. В ходе осуществления планово — управленческих работ используются прогнозные и плановые цены, смысл и назначение которых ясны из их названия. В экономике рыночного типа широко используются прогнозные цены, на основе которых составляются бизнес — проекты, бизнес — планы, планы фирм, индикативные государственные планы — прогнозы.

Мировые цены представляют собой либо реально действующие на всемирном рынке цены на товары данной группы, либо цены, признанные на определенный период со стороны организаций, ведающих международной торговлей, либо средние значения цен на одни и те же товары, установившихся в разных странах и регионах. Мировые цены исчисляются обычно в свободно конвертируемых валютах. По мере становления рыночных отношений в России цены на российских рынках приобрели тенденцию приближаться к мировым.

. Grandars.ru. Цена. : HYPERLINK «http://www.grandars.ru/college/cenoobrazovanie/cena.html» http://www.grandars.ru/college/cenoobrazovanie/cena.html

. Сostinfo.ru. Виды цен.: HYPERLINK «http://www.costinfo.ru/cost-structure/price-kinds.php» http://www.costinfo.ru/cost-structure/price-kinds.php

. Finekon.ru (Финансы Экономика Банковское дело). Классификация и виды цен.:

HYPERLINK «http://www.finekon.ru/klass%20i%20vidy%20cen.php» http://www.finekon.ru/klass%20i%20vidy%20cen.php

. Сostinfo.ru. Виды цен.: HYPERLINK «http://www.costinfo.ru/cost-structure/price-kinds.php» http://www.costinfo.ru/cost-structure/price-kinds.php

. Finekon.ru (Финансы Экономика Банковское дело). Классификация и виды цен.:

HYPERLINK «http://www.finekon.ru/klass%20i%20vidy%20cen.php» http://www.finekon.ru/klass%20i%20vidy%20cen.php